МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
|
^
(СЛОЖНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)»
|
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
Стоматология
|
|
|
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
|
|
Москва
2010 г.
|
^ «ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ЗУБНЫХ РЯДОВ (СЛОЖНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)»
Цель изучения модуля – подготовка врача-стоматолога, способного диагностировать и планировать ортопедический этап комплексного лечения пациентов с заболеваниями зубочелюстной системы с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания и возраста пациента.
Задачи изучения модуля:
- овладение навыками обследования и логического обоснования диагноза при нетипичном течении заболеваний зубочелюстной системы, у больных разных возрастных групп, требующих ортопедического лечения;
- проведение дифференциальной диагностики, определение прогноза заболевания, составления плана ортопедического лечения больных с нетипичным течением или (и) осложнениями заболеваний зубочелюстной системы, с хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта, явлениями непереносимости материалов зубных протезов, заболеваниями пародонта, повышенным стиранием зубов, с использованием стоматологической имплантации.
- овладение основными мануальными навыками при проведении ортопедического лечения больных с заболеваниями пародонта, деформациями зубных рядов, повышенным стиранием зубов, необходимыми для профессиональной деятельности будущего специалиста-стоматолога широкого профиля.
- овладение навыками обследования пациентов в клинике ортопедической стоматологии для определения нарушений эстетики и фонетики.
В результате освоения модуля «Протезирование зубных рядов (сложное протезирование)» студент должен:
Знать
- теоретические основы биомеханики зубочелюстной системы в норме и при патологии;
- методы обследования, диагностики и ортопедического лечения больных с заболеваниями пародонта, деформациями зубных рядов, повышенным стиранием зубов;
- принципы диагностики и ортопедического лечения основных стоматологических заболеваний с учетом эстетических, фонетических и функциональных нарушений, индивидуальных особенностей течения заболевания, на фоне соматической патологии, при хронических заболеваниях слизистой оболочки полости рта, явлениях непереносимости зубных протезов у больных разных возрастных групп, в том числе с применением методов стоматологической имплантации;
- овладение знаниями современных методов компьютерного моделирования и изготовления зубных протезов.
- методами ведения диспансерного наблюдения за пациентами, получившими ортопедическое стоматологическое лечение;
Уметь:
- обследовать пациента;
- анализировать результаты основных и дополнительных методов обследования;
- ставить диагноз;
- планировать ортопедический этап комплексного лечения больных:
- с заболеваниями пародонта,
- с деформациями зубных рядов, повышенным стиранием зубов,
- с учетом индивидуальных особенностей клинического течения основных стоматологических заболеваний,
- с сопутствующими соматическими заболеваниями,
- с использованием методов стоматологической имплантации,
- у больных разных возрастных групп,
- с соблюдением современных требований медицинской этики и деонтологии;
- выявлять, устранять и предпринимать меры профилактики возможных осложнений при пользовании несъемными и съемными ортопедическими лечебными средствами;
- вести дискуссию и диалог с пациентом, коллегами по работе;
Владеть:
- методами клинического стоматологического обследования больных:
● с основными стоматологическими заболеваниями, требующими ортопедического лечения, осложненными соматической патологией,
● пожилого и старческого возраста с основными стоматологическими заболеваниями, требующими ортопедического лечения,
- интерпретацией результатов основных и дополнительных методов стоматологического обследования пациентов с основными стоматологическими заболеваниями, требующими ортопедического лечения;
- методами планирования ортопедического этапа комплексного лечения и реабилитации больных с основными стоматологическими заболеваниями с учетом индивидуальных особенностей организма, с использованием стоматологических имплантатов и современных материалов и конструкций протезов и лечебных аппаратов;
- методами проведения стоматологических ортопедических реабилитационных мероприятий;
- оформлением необходимой документации, с учетом сопутствующих заболеваний и патологических процессов у стоматологического больного.
Объем модуля «^ » и виды учебной работы
^
|
Всего часов
|
Объем по семестрам
|
VI
|
VII
|
VIII
|
Аудиторные занятия (всего)
|
144
|
48
|
36
|
60
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекции
|
18
|
6
|
6
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
87
|
27
|
21
|
39
|
Семинары
|
39
|
15
|
9
|
15
|
Самостоятельная работа (всего)
|
72
|
24
|
18
|
30
|
В том числе:
|
|
|
|
|
^
|
|
4
|
4
|
4
|
Реферат
|
|
|
|
|
Подготовка к практическим занятиям и семинарам
|
60
|
20
|
14
|
26
|
Вид промежуточного контроля (экзамен)
|
|
|
|
|
^
|
216
|
|
|
|
II - 5.1. Содержание разделов модуля
№ п/п
|
Название
раздела модуля
|
Содержание раздела
|
|
Ортопедическое лечение больных с повышенным стиранием твёрдых тканей зубов
К03.0 (по МКБ-10С)
|
Особенности этио-патогенеза, клинических форм, диагностики и ортопедического лечения больных с повышенным стиранием твёрдых тканей зубов с применением современных диагностических и лечебных методик и видов протезов (цельнолитые металлические, металлокерамические, безметалловые зубные протезы, сочетание несъёмных и съёмных бюгельных протезов, СAD/CAM технологии).
|
|
Особенности ортопедического лечения больных старческого возраста несъемными протезами
|
Особенности планировании ортопедического лечения больных старческого возраста. Особенности выполнения клинических этапов ортопедического лечения у больных старческого возраста. Гигиенический уход за протезами различных конструкций.
|
|
Проблемы восстановления речевой функции (звукообразования) при протезировании больных с отсутствием зубов. Особенности ортопедического лечения пациентов старческого возраста съемными зубными протезами.
|
Нарушение дикции после протезирования, патогенетическая диагностика ошибок в конструировании зубных протезов с позиции функции звукопроизнесения. Методы проверки конструкции протезов при произнесения зубных, губо-губных и губо-зубных звуков. Особенности планировании ортопедического лечения больных старческого возраста. Особенности выполнения клинических этапов ортопедического лечения у больных старческого возраста. Гигиенический уход за протезами различных конструкций.
|
|
Диагностика и ортопедическое лечение больных с обширными дефектами зубных рядов и одиночно сохраненными на челюстях зубами, корнями зубов. Покрывные протезы
|
. Бескламмерные системы фиксации съемных протезов. Методы обследования пациентов с обширными дефектами зубных рядов, выбор плана лечения, показания, противопоказания к удалению корней зубов, использованию в качестве дополнительной опоры протезов, сложные культевые вкладки, методы изготовления. Показания к покрывным протезам, телескопическим коронкам.
|
|
Эстетические аспекты ортопедического лечения.
|
Методика обследования пациентов с оценкой эстетических и функциональных нарушений Диагностические критерии эстетики зубов, зубных рядов, лица, лица при улыбке (лицевая, стомато-лицевая, зубная композиции). Реализация эстетических закономерностей в конструировании зубных протезов
|
|
Ортопедическое лечение больных с применением имплантатов
|
Показания и противопоказания к использованию зубных протезов с опорой на имплантаты. Критерии и принципы отбора пациентов для ортопедического лечения с применением имплантатов. Особенности основных клинических и лабораторных этапов изготовления зубных протезов с опорой на имплантаты: получение оттисков, установка абатментов, припасовка и проверка конструкции протезов, фиксация протезов (винтовая и цементная)
|
|
Диагностика и профилактика осложнений и ошибок при ортопедическом лечении различными видами зубных протезов и аппаратов
|
^
Осложнения ортопедического стоматологического лечения, причины возникновения, меры профилактики и лечения
|
|
Методы ортопедического лечения пациентов с болезнями пародонта
|
Основы ортопедического лечения пациентов с болезнями пародонта. Выбор метода лечения, прогноз его эффективности. Избирательное пришлифовывание. Временное ширинирование. Постоянное шинирование Иммедиат-протезы. Съемные и несъемные шины и шины-протезы. Основы диспансеризации.
|
|
Особенности ортопедического лечения больных с соматическими заболеваниями. Ортопедическое лечение пациентов с хроническими заболеваниями полости рта.
|
Особенности ортопедического лечения больных с соматической патологией (ССС, ЖКТ, Эндокринной патологией, Онкологическими заболеваниями в полости рта, психическими заболеваниями, инфекционными заболеваниями (ВИЧ, туберкулез, кандидоз), хронических заболеваниях кожи и слизистой оболочки рта и губ).
Побочное действие зубных протезов. Непереносимость зубных протезов, (гальваноз, аллергия) этиопатогенез, дифференциальная диагностика и лечение. Индивидуальный подбор стоматологических материалов.
|
^
(последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Название обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Стоматология клиническая
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Терапевтическая стоматология
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Хирургическая стоматология
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
4.
|
Стоматология детского возраста
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Ординатура по стоматологическим специальностям
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
№ п/п
|
Название раздела дисциплины
|
Л
|
С
|
ПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1.
|
Ортопедическое лечение больных с повышенным стиранием твёрдых тканей зубов
К03.0 (по МКБ-10С)
|
2
|
3
|
10
|
7,5
|
22,5
|
2
|
Особенности ортопедического лечения пациентов старческого возраста несъемными и съемными протезами
|
2
|
6
|
9
|
8,5
|
25,5
|
3
|
. Проблемы восстановления речевой функции (звукообразования) при протезировании больных с отсутствием зубов
|
1
|
3
|
4
|
4
|
12
|
4
|
Обследование пациентов с обширными дефектами зубных рядов. Клиника. Показания и противопоказания к сохранению одиночно стоящих зубов и корней зубов. Покрывные протезы, бескламмерная система фиксации.
|
1
|
3
|
4
|
4
|
12
|
5
|
Эстетические аспекты ортопедического лечения.
|
2
|
3
|
7
|
6
|
18
|
6
|
Ортопедическое лечение пациентов с применением имплантатов
|
2
|
3
|
7
|
6
|
18
|
7
|
Диагностика и профилактика осложнений и ошибок при ортопедическом лечении различными видами зубных протезов и аппаратов
|
2
|
3
|
7
|
6
|
18
|
8
|
Ортопедическое лечение пациентов с болезнями пародонта
|
4
|
12
|
36
|
26
|
78
|
9
|
Особенности ортопедического лечения пациентов с хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта на фоне соматической патологии.
|
2
|
3
|
3
|
4
|
12
|
|
всего
|
18
|
39
|
87
|
72
|
216
|
II - 5.4. Лекции
№ п/п
|
Название тем лекций модуля
|
Объем по семестрам
|
VI
|
VII
|
VIII
|
|
Повышенное стирание твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, ортопедическое лечение
|
2
|
|
|
|
Особенности ортопедического лечения пациентов старческого возраста несъемными и съемными зубными протезами
|
2
|
|
|
|
Покрывные протезы, телескопические коронки. Ортопедическое лечение пациентов с обширными дефектами зубных рядов. Проблемы восстановления речевой функции (звукообразования).
|
2
|
|
|
|
Эстетические аспекты в ортопедической стоматологии.
|
|
2
|
|
|
Особенности ортопедического лечения с применением имплантатов.
|
|
2
|
|
|
Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии.
|
|
2
|
|
|
Клинико-биологические основы ортопедического лечения пациентов с пародонтитом. Этиопатогенез, методы обследования, диф. диагностика. Временное, постоянное шинирование. Конструкции съемных и несъемных лечебных аппаратов.
|
|
|
2
|
|
Ортопедическое лечение пациентов с генерализованным пародонтитом.Шинирование при интактных зубных рядах. Клинико-биологические основы выбора конструкции шин-протезов при генерализованном пародонтите, осложненном частичным отсутствием зубов.
|
|
|
2
|
|
Особенности ортопедического лечения больных с хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта на фоне соматической патологии.
|
|
|
2
|
II - 5.5. Практические занятия
№ п/п
|
Название тем практических занятий модуля и формы контроля
|
Объем по семестрам
|
|
|
VI
|
VII
|
VIII
|
|
Повышенное стирание зубов. Определение понятий "физиологическое", "задержанное", "повышенное" стирание твердых тканей зубов. Этиология. Патогенез. Локализованная форма повышенного стирания. Методы ортопедического лечения. Решение ситуационных задач, ведение пациентов.
|
5
|
|
|
|
Повышенное стирание твердых тканей зубов. Особенности ортопедического лечения и особенности комплексной реабилитации больных с генерализованной формой, меры профилактики, диспансеризация, прогноз. МКБ10-(К03.0). Решение ситуационных задач, ведение пациентов. Получение диагностических моделей друг на друге, диагностика фасеток стирания.
|
5
|
|
|
|
Особенности ортопедического лечения больных старческого возраста несъемными протезами. Решение ситуационных задач, ведение пациентов.
|
5
|
|
|
|
Обследование пациентов с обширными дефектами зубных рядов. Клиника. Показания и противопоказания к сохранению одиночно стоящих зубов и корней зубов. Решение ситуационных задач, ведение пациентов. Моделировка сложных вкладок- разборной, покрывной с запирающим штифтом на фантоме
|
4
|
|
|
|
Особенности ортопедического лечения пациентов старческого возраста съемными протезами. Решение ситуационных задач, ведение пациентов.
|
4
|
|
|
|
Фонетическая адаптация к зубным протезам при отсутствии зубов. Изготовление моделей зубных рядов друг у друга, изготовление небных пластинок, определение фонетических нарушений. Решение ситуационных задач, ведение пациентов.
|
4
|
|
|
|
Понятие эстетики в стоматологии. Основные эстетические параметры. Лицевая композиция; стоматологическая композиция; стомато-лицевая композиция. Решение ситуационных задач, ведение пациентов. Оценка эстетических параметров друг на друге, определение цвета зубов.
|
|
7
|
|
|
Особенности клинических и зуботехнических этапов. Аппаратура и инструментарий. Критерии оценки состояния имплантатов. Решение ситуационных задач, ведение пациентов. Работа на диагностической модели – установка формирователей десны, абатмента, слепочного модуля, изготовление индивидуальной ложки (открытой, закрытой) работа динамометрическим ключом.
|
|
7
|
|
|
Профилактика осложнений при ортопедическом лечении. Протоколы (стандарты) ведения больных при ортопедическом лечении съемными зубными протезами. Решение ситуационных задач, ведение пациентов.
|
|
7
|
|
|
Болезни пародонта. Методы обследования пациентов с пародонтитом (зондирование зубодесневых карманов, определение подвижности зубов, ортопантомография, панорамная и прицельная рентгенография). Заполнение карт обследования болезней пародонта, оценка гигиены полости рта. Тестирование и решение ситуационных задач. Самообследование.
|
|
|
4
|
|
Методы оценки функционального состояния пародонта: гнатодинамометрия, реопародонтография, периотестометрия. Заполнение и анализ одонтопародонтограммы. Тестирование и решение ситуационных задач.
|
|
|
3
|
|
Иммедиат-протезы. Клинико-лабораторные этапы изготовления. Закономерности подготовки (обработки) гипсовых моделей в области удаляемых зубов. Имплантация остеоинтегративных материалов
Тестирование и решение ситуационных задач.
|
|
|
4
|
|
Временное шинирование на этапах лечения заболеваний пародонта. Показания к применению временных шин. Виды шин. Методы изготовления. Профилактика осложнений. Шинирование передних зубов нижней челюсти на модели армированием фотокомпозитом
Тестирование и решение ситуационных задач
|
|
|
4
|
|
Ортопедические методы лечения пародонтита при сохраненных зубных рядах при частичной адентии. Виды стабилизации. Конструкции шин. Выбор числа опорных зубов в шине. Получение альгинатных оттисков зубных рядов друг с друга, изготовление диагностических моделей, проведение параллелометрии, нанесение схемы шины на модель
|
|
|
4
|
|
Методика параллелометрии при изготовлении шинирующих аппаратов и протезов.
Тестирование и решение ситуационных задач
|
|
|
3
|
|
Методика изготовления цельнолитых съемных шин и шин-протезов, применяемых при лечении заболеваний пародонта. Тестирование и решение ситуационных задач
|
|
|
4
|
|
Функциональное значение элементов цельнолитых съемных шин.
|
|
|
3
|
|
Применение штанговой и телескопической фиксации шин-протезов при лечении пациентов с болезнями пародонта.
Итоговое занятие.
Тестирование и решение ситуационных задач
|
|
|
3
|
|
Ортопедические методы лечения генерализованного пародонтита при сохраненных зубных рядах и при частичном отсутствии зубов. Конструкции шин- протезов.
|
|
|
4
|
|
Особенности лечение пациентов при непереносимости стоматологических материалов, с хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта, соматической патологией. Решение ситуационных задач, ведение пациентов.
|
|
|
3
|
II - 5.6. Лабораторные работы не предусмотрены
II - 5.7. Семинары
№ п/п
|
Название тем семинаров модуля и формы контроля
|
Объем по семестрам
|
VI
|
VII
|
VIII
|
|
Алгоритмы диагностики и ортопедического лечения больных с повышенным стиранием твердых тканей зубов. Особенности ортопедического лечения, осложнения, диспансеризация, профилактика. МКБ10-(К03.0). Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
3
|
|
|
|
Особенности ортопедического лечения больных старческого возраста несъемными протезами. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
3
|
|
|
|
Алгоритм диагностики и ортопедического лечения больных с обширными дефектами зубных рядов и одиночно сохраненными на челюстях зубами, корнями зубов. Покрывные протезы. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
3
|
|
|
|
Особенности ортопедического лечения больных старческого возраста. съемными протезами Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
3
|
|
|
|
Алгоритм диагностики нарушений речевой функции при неправильном изготовлении съемных зубных протезов у пациентов с отсутствием зубов. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
3
|
|
|
|
Эстетика в ортопедической стоматологии. Современные методы ортопедического лечения больных с дефектами твердых тканей зубов с применением керамических вкладок, виниров. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
|
3
|
|
7.
|
Особенности ортопедического лечения с использованием стоматологических имплантатов. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
|
3
|
|
|
Диагностика и профилактика осложнений и ошибок при ортопедическом лечении различными видами зубных протезов и аппаратов. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
|
3
|
|
8
|
Болезни пародонта, диагностика, дифференциальная диагностика. Роль ортопедических методов в комплексном лечении болезней пародонта. Этапность лечения. Сосудисто-биомеханическая теория развития патологии пародонта. Клинико-биологические основы ортопедического лечения очагового пародонтита. Избирательная пришлифовка зубов. Временное шинирование. Показания к применению. Клинические методы. Профилактика осложнений. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
|
|
6
|
9
|
Непосредственное протезирование. Показания к применению. Клинико-лабораторные этапы. Профилактическая значимость. Ортопедическое лечение генерализованного пародонтита. Показания. Шинирование при интактных зубных рядах. Клинико-биологические основы выбора конструкции шин-протезов при генерализованном пародонтите, осложненном частичным отсутствием зубов. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
|
|
|
6
|
10
|
Особенности лечение пациентов при непереносимости стоматологических материалов, с хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта, соматической патологией. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач, ведение пациентов.
|
|
|
3
|
II - 5.8. Самостоятельная работа
^
|
Всего
|
Семестры
|
|
|
VI
|
VII
|
VIII
|
|
72
|
24
|
18
|
30
|
В том числе:
|
|
|
|
|
^
|
|
4
|
4
|
4
|
Реферат
|
|
|
|
|
Подготовка к практическим занятиям и семинарам
|
60
|
20
|
14
|
26
|
^ «ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ЗУБНЫХ РЯДОВ (СЛОЖНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
^
Современные компьютерные технологии ортопедического лечения дефектов коронок зубов.
Современные средства барьерной защиты врача и пациента в ортопедической стоматологии. Методы дезинфекции и стерилизации оттисков и зубных протезов.
Разновидности замковых фиксаторов съемных зубных протезов, показания к применению.
Возможные ошибки при ортопедическом лечении винирами, мостовидными протезами.
Использование внутрикостных имплантатов для фиксации одиночных зубных коронок.
Диагностика заболевания органов полости рта, связанных с материалами зубных протезов..
Особенности выбора плана ортопедического лечения у больных старческого возраста.
Особенность работы в 4 руки в клинике ортопедической стоматологии.
Проблема прецизионности оттисков и моделей.
Современные методы гигиены зубных протезов.
Зубной протез и здоровье (врача, пациента, зубного техника).
Проблема цвета зубов в ортопедической стоматологии.
Зубной протез и функция речи.
Методы оценки функциональной эффективности зубных протезов.
Cerеc технологии в имплантологии..
^
При всех формах повышенного стирания зубов показаны ортопедические конструкции
|
|
цельнолитые +
керамические +
пластмассовые
съемные
штампованные
|
^
|
|
искусственных коронок +
телескопических коронок
штифтовых конструкций с последующим покрытием коронками
шинирующих бюгельных протезов
пластиночных протезов
|
^
|
|
острый периодонтит, пародонтит, острая и хроническая травма +
хроническая травма, повышенное стирание зуба
пародонтит тяжелой ст. тяжести, феномен Попова-Годона
кариес, пародонтит, острая травма
гингивит, пародонтит, заболевания ВНЧС
|
^
|
|
значение ЭОД 20-60 мА, ИРОПЗ > 50% +
атрофия костной ткани альвеолярного отростка на 1/4 длины корня
препарирование под цельнолитую коронку с керамической облицовкой
препарирование под цельнолитую коронку с пластмассовой облицовкой
атрофия костной ткани альвеолярного отростка на 1/2 длины корня
|
^
Пациент В. обратился в клинику ГОС МГМСУ с жалобами на жжение, отек и боли слизистой оболочки щеки в области изготовленного четыре месяца назад мостовидного протеза на зубы 2.3, 2.5 из нержавеющей стали, с покрытием нитрид титана.
Объективно: мостовидный протез на зубах 2.3, 2.5 из нержавеющей стали с покрытием нитрид титана, изменение цвета металла в области спаек мостовидного протеза, зуб 2.6 покрыт коронкой из сплава золота, на зубе 2.7- коронка из нержавеющей стали.
Дополнительные методы исследования: кожные пробы на гаптены: Ni, Cr, Co- положительны, разность потенциалов>50 мВ
Какой диагноз можно поставить при наличии данных жалоб и объективного исследования?
Ответ. Гальваноз, вызванный разнородными сплавами.
^
Пациент С., 57 лет, обратилась в клинику ГОС МГМСУ с жалобами на жжение и боль в языке, ощущение «красного перца» после повторного изготовления съемных пластиночных протезов. Объективно: в полости рта имеются полные съемные пластиночные протезы на верхней и нижней челюстях, гиперемия слизистой оболочки в области протезного ложа на верхней челюсти с четко очерченными границами, отпечатки зубов на языке и слизистой оболочке щеки, сглаженность сосочков языка, протезы изготовлены 3 года назад.
1Укажите возможные причины данной патологии.
2. Поставьте предварительный диагноз.
Ответы:
1. Аллергические реакции на акрилат;кандидоз; парниковый эффект; стоматит.
иагноз:
2. Аллергический стоматит, вызванный зубными протезами.
^ «СЛОЖНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ И ГНАТОЛОГИЯ»:
а) основная литература
1. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 3 курса: Учебное пособие / Под редакцией Лебеденко И.Ю., Еричева В.В., Маркова Б.П. – М.: Практическая медицина, 2006. - 432с.: ил.
2. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 4 курса: Учебное пособие / Под редакцией Лебеденко И.Ю., Еричева В.В., Маркова Б.П. – М.: Практическая медицина, 2007. - 368с.: ил.
3. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 5 курса: Учебное пособие / Под редакцией Лебеденко И.Ю., Еричева В.В., Маркова Б.П. – М.: Практическая медицина, 2007. - 512с.: ил.
4. Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология: (факультет. курс): Учебник/ В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев. – Изд. 7-е, перераб. и доп. – Спб.: Фолиант, 2005. 591 с.: ил.
б) дополнительная литература
1. Арутюнов С.Д., Лебеденко А.И., Глебова Т.Э., Лебеденко И.Ю. Одонтопрепарирование при лечении винирами и керамическими коронками.- М.: Молодая гвардия, 2008.- 136 с.
2. Арутюнов С.Д., Жулёв Е.Н., Волков Е.А., Лебеденко И.Ю. и др. Одонтопрепарирование при восстановлении дефектов твёрдых тканей зубов вкладками.- М.: Молодая гвардия, 2007.- 136 с.
3. Куликов А.А. и др. Зубная имплантация: Основные принципы, современные достижения/Лосев Ф.Ф., Гветадзе Р.Ш. –М.:МИА, 2006.-152 с.
4. Ортопедическая стоматология. Алгоритмы диагностики и лечения: Учебное пособие / Под редакцией Лебеденко И.Ю., Каламкаровой С.Х. – М.: МИА, 2008. – 96с.
5. Лебеденко И.Ю., Арутюнов С.Д., Антоник М.М., Ступников А.А. Клинические методы диагностики функциональных нарушений зубочелюстной системы: Учебное пособие для системы послевузовского образования врачей-стоматологов. – М.: МЕДпресс-информ., 2006.-112с.: ил.
6. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Бычков В.А., Аль-Хаким А. Ортопедическая стоматология: Учебник для студентов. – 5-е изд. – М.: МЕДпресс-информ., 2007. – 496с.: ил.
7. Патофизиология непереносимости зубных протезов из акриловых пластмасс: Учебное пособие для студентов стомат. факультетов / Под редакцией Воложина А.И., Сашкиной Т.И.-М., 2007,58с.
^
- лечебные залы
- учебная зуботехническая лаборатория
- стоматологические и зуботехнические инструменты
- стоматологические расходные материалы
- средства индивидуальной защиты
- кабинет функциональной диагностики
- компьютер
- мультимедийный проектор
^
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).
Изучаемый в пределах семестра раздел дисциплины разбивается на темы. При этом темы построены таким образом, что обеспечивается непрерывная цепочка информации, в которой каждая последующая тема базируется на сведениях, почерпнутых студентами за предшествующий период обучения. В то же время текущая тема создает информационную платформу для последующих разделов. На каждую тему выделяется определенное число часов, поделенных на занятия.
Методически занятие состоит из трех взаимосвязанных структурных единиц: общения со студентом, контроля успеваемости и самостоятельной работы студента.
В процессе общения со студентом преподаватель проверяет базовые знания обучаемых - опрос, и с использованием дополнительных средств обучения (фильмы, пособия и т.д.) дает им дополнительную информацию. Затем проводится текущий контроль усвояемости знаний. Он состоит из решения тематических ситуационных задач и тестирования. На занятиях разбирается каждый клинический случай. Каждый студент в течение семестра обследует, ведет пациента и пишет историю болезни. Часть занятий проходит в учебной зуботехнической лаборатории, где лаборанты-зубные техники демонстрируют лабораторные этапы изготовления ортопедических конструкций. Оставшаяся часть занятия посвящается самостоятельной работе, во время которой, принимая тематических пациентов или работая с фантомами и учебными пособиями, студенты закрепляют полученные теоретические знания и совершенствуют мануальные навыки.
Семинарские занятия проводятся по единой структуре:
Тестовый контроль исходного уровня знаний и контроля усвоения темы.
Разбор диагностического алгоритма на базе мультимедийной презентации с комментариями преподавателя.
Заслушивание и обсуждение реферативных работ студентов.
Решение ситуационных задач в команде.
Деловые (имитационные) игры
По окончании изучения дисциплины проводится итоговый контроль, собеседование, проверка истории болезни, зачетный тестовый контроль. В конце IX семестра проводится экзамен.
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию понятий деонтологии, аккуратности, дисциплинированности.
Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
Разработчики:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
ГОС
|
профессор
|
Лебеденко И. Ю.
|
ГОС
|
доцент
|
Дубова Л. В
|
ГОС
|
ассистент
|
Дзаурова М. А
|
|