Стоматология - материаловедение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
^
СТОМАТОЛОГИЯ
|
МОДУЛЬ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
|
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
Стоматология
|
|
|
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
Москва
2011 г.
|
^
Цель дисциплины является формирование у студентов, будущих стоматологов, основных представлений о составе, строении, свойствах и технологии применения материалов стоматологического назначения, а также о закономерностях изменений свойств материалов под влиянием физических, механических, химических и биологических факторов, связанных с условиями их применения в стоматологической практике.
Задачами дисциплины являются:
- формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности при работе с приборами и реактивами;
- изучение студентами взаимосвязи химической природы материалов и их свойств, имеющих значение для применения в различных областях стоматологии;
- изучение студентами методов доклинической (in vitro) оценки физико- механических, химических, технологических свойств материалов;
- изучение студентами методов оценки биосовместимости и биоинертности материалов;
- изучение студентами основной классификации стоматологических материалов по их назначению, классификации стоматологических материалов по химической природе;
- изучение студентами терминологии в области стоматологического материаловедения.
^
Дисциплина «Стоматологическое материаловедение» изучается в втором, третьем семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Стоматология.
^
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, латинский язык, иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, гистология, цитология, нормальная физиология,);
- в цикле профессиональных дисциплин (стоматология пропедевтическая),
^
Процесс изучения стоматологического материаловедения направлен на формирование у выпускников следующих компетенций:
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);
способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);
способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5);
способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);
способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);
способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12);
способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);
способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);
способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25);
способен и готов к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста (ПК-27);
способен и готов к проведению несложного эндодонтического лечения болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста (ПК-28);
способен и готов к лечению заболеваний пародонта у пациентов различного возраста (ПК-29);
способен и готов охарактеризовать показания и противопоказания, принципы и методы установки имплантатов (ПК-32);
способен и готов к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста (ПК-33);
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);
способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);
способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48).
^
Знать:
- преимущества и недостатки материалов различной химической природы при их использовании в стоматологии.
- влияние состава и технологии применения материалов на эффективность их применения в стоматологии.
- сравнительную характеристику стоматологических материалов и твердых тканей зуба по физико-механическим свойствам.
- основные критерии качества стоматологических материалов, определяющих возможность их применения в стоматологии.
- абораторные технические методы испытаний стоматологических материалов.
- основные представления о биологической оценке и безопасном применении материалов в стоматологии.
- представление о стандартах стоматологических материалов и их использовании для обеспечения клинической практики материалами оптимального качества.
Уметь:
-устанавливать возможности и ограничения использования стоматологического материала определенного назначения на основании знаний химической природы и основных компонентов его состава;
- определять химическую природу и выделять основные компоненты состава стоматологического материала при ознакомлении с инструкцией по применению его в клинике, а также понимать, как отклонение от рекомендаций по способу применения материала может сказаться на результате клинической процедуры;
- применять принципы материаловедения для решения реальных задач в оказании всесторонней стоматологической помощи пациентам;
- работать с литературой, чтобы постоянно пополнять свои знания о стоматологических материалах, учитывая большие изменения, происхо-дящие в настоящее время в области стоматологического материаловедения. Кому нужна эта ВАША «ВОДА»
Владеть:
- современной терминологией в области стоматологического материаловедения.
- основными приемами при смешивании компонентов стоматологических материалов (модельных и формовочных гипсовых, гидроколлоидных оттискных, цементов, композитов, адгезивов).
^
Виды занятий и формы контроля
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Объем по семестрам
|
II
|
III
|
^
|
72
|
48
|
24
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
30
|
18
|
12
|
Практические занятия (ПЗ)
|
31
|
26
|
5
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
11
|
4
|
7
|
Самостоятельная работа, (СРС)
|
36
|
24
|
12
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет
|
|
|
Общая трудоемкость
|
часы
|
108
|
72
|
36
|
зачетные единицы
|
3.0
|
|
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела модуля
|
Содержание раздела
|
1.
|
Предмет стоматологи-ческого материаловедения. Классификация стоматоло-гических материалов
|
Предмет стоматологического материаловедения. "Идеальный" стоматологический материал. Основная классификация стоматологических материалов (по назначению). Классификация стоматологических материалов по химической природе.
|
2.
|
Основные свойства матери-алов, имеющие принципи-альное значение для при-менения в стоматологии: физико-химические, механические, эстетические, биологические
|
Физико-химические и механические свойства. Теоретическая прочность и концентрация напряжений. Свойства натуральных тканей зуба и восстановительных материалов. Адгезия, адгезив и субстрат, адгезионные и когезионные силы. Классификация адгезионных соединений в стоматологии. Типы адгезионных связей.
Факторы, влияющие на восприятие внешнего вида. Cубъективные и объективные методы оценки эстетических свойств.
Биоматериал, биоинертность, биосовместимость. Виды воздействия биоматериала на организм. Категории стоматологических биоматериалов. Программа испытаний на биосовметимость.
|
3.
|
Принципы контроля каче-ства стоматологических материалов. Системы меж-дународных и националь-ных стандартов.
|
Критерии качества стоматологических материалов. Эффективность и безопасность. Порядок испытаний и регистрации стоматологических материалов. Системы международных и нацио-нальных стандартов.
|
4.
|
Материалы, применяемые для восстановления зубов и зубочелюстной системы в ортопедической стоматологии.
|
Классификация и химическая природа основных восстановительных материалов в ортопедиической стоматологии.
Строение и процесс кристаллизации металлов и сплавов. Классификация и основные свойства
сплавов. Коррозия металлических сплавов и методы защиты от коррозии.
Cостав стоматологической керамики. Технология получения и структура керамики. Современные виды керамики и технологии ее применения.
Синтез, структура и свойства полимеров. Остаточный мономер. Акриловые базисные материалы горячего и холодного отверждения. Класссификация базисных материалов. Эластичные базисные материалы.
|
5.
|
Вспомогательные материалы в стоматологии
|
Классификация оттискных материалов. Твердые и эластичные оттискные материалы.
Эластомеры и гидроколлоиды.
Моделировочные материалы. Основные пред-ставления о назначении, свойствах и составе восков. Состав и классификация формовочных материалов. Факторы, влияющие на процессы шлифования и полирования. Абразивные инструменты.
|
6.
|
Основные требования к стоматологическим мате-риалам в клинике терапев-тической стоматологии.
|
Классификация и общая характеристика материалов.Типы пломбировочных материалов по химической природе и основные требования к ним.
|
7.
|
Характеристика стоматологической амальгамы
|
Определение и общая характеристика амальгамы. Состав и механизм твердения. Классификация и свойства. Металлические «безртутные» пломбировочные материалы
|
8.
|
Стоматологические цементы на водной основе, неорганические и полимерные
|
Состав и назначение неорганических цементов. Основные свойства и нормы стандарта.
Полимерные цементы, основные отличия и свойства. Сравнительная оценка неорганических и полимерных цементов. Цементы двойного механизма отверждения.
|
9.
|
Полимерные материалы для восстановления зубов. Полимерные композиты, общая характеристика и классификация
|
Определение и классификация композитов. Сравнительная характеристика композитов различных классов. Механизмы отверждения полимерных композитов. Требования к свойствам и тенденции развития композитов.
|
10.
|
Адгезивы и герметики для восстановительной и профилактической стоматологии.
|
Назначение адгезивов и адгезионных систем. Механизмы и условия образования адгезии-онных соединений. Особенности адгезионной связи с эмалью и дентином зуба. Компоненты адгезиионной системы. Классификация адгезиионных систем.
Основные представления о механизме профи-лактического действия герметиков, фторсо-держащих и реминерализующих местных про-филактических средств.
|
11.
|
Особенности требований к материалам для пломбиро-вания корневых каналов зубов. Классификация и общая характеристика
|
Классификация и свойства материалов для пломбирования корневых корневых каналов зубов. Гуттаперчевые штифты для пломбирования корневых каналов. Заполнители (герметики, уплотнители) или силеры и их назначение.
|
12.
|
Материалы для хирургической стоматологии. Общая характеристика материалов для восстановительной хирургии лица и зубных имплантатов.
|
Классификация, характеристика и требования к имплантационным материалам. Характеристика имплантационных материалов для восстановительной хирургии лица. Виды зубных имплантатов. Понятие остеинтеграции. Классификация и свойства материалов для зубных имплантатов.
|
13.
|
Временные материалы в стоматологии
|
Понятие временный материал и его отличие от постоянного конструкционного материала. Требования к временным материалам. Временные материалы в ортопедической стоматологии для изготовления временных коронок и мостов. Временные материалы в терапевтической стоматологии. Цинксульфатный цемент, дентин паста, временные материала светового отверждения, состав, свойства, применение.
|
^
№ п/п
|
Название обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
1.
|
- пропедевтика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
- профилактика и комм. стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
- кариесология и заболевание твердых тканей зубов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4
|
- эндодонтия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
- пародонтология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
-геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки полости рта
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
- хирургия полости рта
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
- имплантология и реконструктивная хирургия полости рта
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
-зубопротезирование ( простое протезирование)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10
|
- протезирование при полном отсутствии зубов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11
|
- протезирование зубных рядов (сложное протезирование)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12
|
- гнатология и функциональная диагностика ВНЧ сустава
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
13
|
- этика, право и менеджмент в стоматологии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
14
|
- клиническая стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15
|
-челюстно-лицевое протезирование
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
16
|
Детская стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
17
|
Ортодонтия и детское протезирование
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
№ п/п
|
Название раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
ЛР
|
СРС
|
Всего часов
|
1.
|
Предмет стоматологического материаловедения. Классификация стоматологических материалов
|
1
|
-
|
-
|
0,5
|
1,5
|
2.
|
Основные свойства материалов, имеющие принципиальное значение для применения в стоматологии: физико-химические, механические, эстетические, биологические
|
2
|
13
|
5
|
10
|
30
|
3.
|
Принципы контроля качества стоматологических материалов. Системы международных и национальных стандартов.
|
1
|
|
|
0,5
|
1,5
|
4.
|
Материалы, применяемые для восстановления зубов и зубочелюстной системы в ортопедической стоматологии.
|
6
|
3
|
1
|
5
|
15
|
5.
|
Вспомогательные материалы в стоматологии
|
4
|
3
|
1
|
4
|
12
|
6.
|
Основные требования к стоматологическим материалам в клинике терапевтической стоматологии.
|
1
|
-
|
-
|
0,5
|
1,5
|
7.
|
Характеристика стоматологической амальгамы
|
1
|
-
|
-
|
0,5
|
1,5
|
8.
|
Стоматологические цементы на водной основе, неорганические и полимерные
|
2
|
3
|
1
|
3
|
9
|
9.
|
Полимерные материалы для восстановления зубов. Полимерные композиты, общая характеристика и классификация
|
2
|
3
|
1
|
3
|
9
|
10.
|
Адгезивы и герметики для восстановительной и профилактической стоматологии.
|
2
|
3
|
1
|
3
|
9
|
11.
|
Особенности требований к материалам для пломбирования корневых каналов зубов. Классификация и общая характеристика
|
1
|
-
|
-
|
0,5
|
1,5
|
12.
|
Материалы для хирургической стоматологии. Общая характеристика материалов для восстановительной хирургии лица и зубных имплантатов.
|
1
|
-
|
-
|
0,5
|
1,5
|
13.
|
Временные материалы в стоматологии
|
-
|
3
|
1
|
2
|
6
|
5.4. Лекции
Название тем лекций базовой части дисциплины по ФГОС
|
Объем по семестрам
|
II
|
III
|
|
Стоматологическое материаловедение, как прикладная наука о материалах стоматологического назначения.
|
1
|
|
|
Исторический аспект стоматологического материаловедения, как прикладной науки о материалах стоматологического назначения. Предмет стоматологическое материаловедение, основное содержание, задачи и методы исследования.
|
1
|
|
|
Классификация стоматологических материалов. Принципы ее построения.
|
1
|
|
|
Физико-механические свойства стоматологических восстановительных материалов, сравнение свойств восстановительных материалов с физико- механическими свойствами натуральных тканей зубочелюстной системы.
|
1
|
|
|
Эстетические свойства восстановительных материалов.
|
1
|
|
|
Явление адгезии и его значение в восстановительной стоматологии.
|
1
|
|
|
Биологическая оценка стоматологических материалов.
|
1
|
|
|
Критерии качества стоматологических материалов. Системы национальных и международных стандартов.
|
1
|
|
|
Классификация и общая характеристика основных (конструкционных) восстановительных материалов для ортопедической стоматологии.
|
1
|
|
|
Металлы и сплавы для восстановительной стоматологии. Общая характеристика. Преимущества и недостатки.
|
1
|
|
|
Металлы и сплавы, применяемые в комбинированных конструкциях зубных протезов. Основные технологические процессы для изготовления протезов из металлов и сплавов.
|
1
|
|
|
Стоматологическая керамика. Основные представления о составе, свойствах и технологических процессах получения.
|
1
|
|
|
Стоматологическая керамика в комбинированных конструкциях зубных протезов. Цельнолитая керамика. Перспективы развития стоматологической керамики.
|
1
|
|
|
Полимерные материалы, как основные конструкционные материалы для ортопедической стоматологии. Основные представления о полимерах и процессах полимеризации.
|
1
|
|
|
Полимерные материалы для изготовления базисов съемных зубных протезов.
Процесс радикальной полимеризации в получении порошка базисных материалов и полимеризата из полимер – мономерной композиции.
Классификация базисных материалов.
Принципиальный состав и механизм отверждения акриловых материалов холодного отверждения. Полиуретановый базисный материал.
|
1
|
|
|
Искусственные зубы. Материалы, применяемые для изготовления искусственных зубов. Основные требования к искусственным зубам.
|
1
|
|
|
Вспомогательные материалы в ортопедической стоматологии. Классификация вспомогательных материалов.
|
1
|
|
|
Классификация и общая характеристика оттискных материалов..
Гипс в стоматологии. Термопластичные компаунды.
Эластомерные оттискные материалы. Общие сведения о составе и свойствах.
Гидроколлоидные оттискные материалы. Альгинатные оттискные материалы.
|
1
|
|
|
Стоматологические материалы для восстановления зубов в клинике терапевтической стоматологии. Общие требования, классификация.
|
|
1
|
|
Стоматологическая амальгама.
|
|
1
|
|
Стоматологические цементы. Область применения в стоматологии. Классификация. Неорганические цементы.
|
|
1
|
|
Стоматологические цементы. Область применения в стоматологии. Классификация. Неорганические цементы.
|
|
1
|
|
Материалы для пломбирования корневых каналов зуба.
|
|
1
|
|
Полимерные материалы для восстановления зубов.
|
|
1
|
|
Композитные материалы. Состав, свойства, классификация. Механизм отверждения, достоинства и недостатки.
|
|
1
|
26-
|
Понятия о материалах для профилактики стоматологических заболеваний. Адгезивы и герметики. Материалы для гигиены полости рта.
|
|
2
|
27
|
Материалы для хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
|
|
1
|
28
|
Материалы для ортодонтии.
|
|
2
|
^
Название тем занятий и формы контроля
|
Объем по семестрам
|
II
|
III
|
|
Предмет стоматологического материаловедения, задачи и методы изучения курса. Сведения по технике безопасности при работе со стоматоло-гическими материалами.Классификации стоматологических материалов по назначении и химической природе. Свойства стоматологи-ческих материалов и их влияние на выбор мате-риала для восстановления утраченной функции зубочелюстной системы. Тест по изученной теме.
|
3
|
|
|
Понятия нагрузка и деформация, связанные с выбором материала при восстановлении зубоче-люстной системы. Основные виды нагружения и деформаций под нагрузкой при функционирова-нии конструкций в полости рта. Методы определения прочности материалов. Влияние химической природы материалов на их поведение при нагружении. Тест по изученной теме.
|
4
|
|
|
Понятие размерная точность при выборе оттискного материала. Показатели, определяющие размерную точность оттискных материалов. Альгинатные оттискные материалы Тест по изученной теме.
|
3
|
|
|
Свойства поверхности стоматологических мате-риалов. Твердость и способы ее определения. Понятия шероховатость, абразивность, износ поверхности. Итоговый зачетный тест за 1-сем.
|
3
|
|
|
Методы оценки технологических и манипуля-ционных свойств акриловых полимерных мате-риалов для изготовления базисов съемных зубных протезов . Сравнение свойств акриловых атериалов для изготовления базисов протезов разного способа отверждения. Технология изготовления полимер-мономерной композиции. Понятия пористость, остаточный мономер, водопоглощее. Тест по изученной теме.
|
4
|
|
|
Вспомогательные материалы на этапах изготов-ления зубных протезов. Модельные, моделиро-вочные, формовочные, абразивные материалы, классификации, состав, свойства, размерные изменения при твердении. Сварка, паяние. Тест по изученной теме.
|
3
|
|
|
Технологические и манипуляционные свойства стоматологических цементов. Классификации по составу и назначению. Сравнение свойств неорганических и полимерных цементов. Механизм твердения цементов. Тест по изученной теме.
|
4
|
|
|
Технологические и манипуляционные свойства композитных пломбировочных материалов. Структура композитов, состав, классификации. Методы определения рабочего времени, време-ни и глубины отверждения. Основные показа-тели, характеризующие свойства отвержденного композита. Тест по изученной теме.
|
2
|
2
|
|
Адгезия и адгезионноспособные стоматологи-ческие материалы, состав, свойства. Материалы и методы создания соединений со структурами зубных тканей. Методы определения адгезион-ной прочности. Тест по изученной теме.
|
|
1
|
|
Понятия эстетики при прямой и непрямой реста-врации в полости рта. Понятия форма, цвет, про- зрачность. Субъективная и объективная оценка цвета и прозрачности восстановительных материалов. Тест по изученной теме.
|
|
1
|
|
Временные материалы для ортопедической и терапевтической стоматологии, состав, свойства, применение. Итоговый тест за 2 – семестр.
|
|
1
|
^
Название работы
|
Объем по семестрам
|
II
|
III
|
1
|
Свойства стоматологических материалов.
|
1
|
|
2
|
Основные виды деформаций стоматологи-ческих материалов.
|
1
|
|
3
|
Свойства альгинатных оттискных материалов.
|
1
|
|
4
|
Твердость стоматологических материалов.
|
1
|
|
5
|
Полимерные акриловые базисные материалы
|
|
1
|
6
|
Свойства гипса.
|
|
1
|
7
|
Свойства стоматологических цементов.
|
|
1
|
8
|
Свойства композитных материалов.
|
|
1
|
9.
|
Технологические свойства адгезивов.
|
|
1
|
10
|
Определение цвета восстановительных материалов.
|
|
1
|
11
|
Временные стоматологические материалы.
|
|
1
|
^
Самостоятельная работа (всего)
|
Всего
36
|
Семестры
|
II
|
III
|
В том числе:
|
|
|
|
Самостоятельное изучение рекомендуемой дополнительной литературы при подготовке к практическим и лабораторным занятиям
|
36
|
24
|
12
|
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
^
Тема: Классификация стоматологических материалов.
Почему в стоматологии применяются материалы различной химической природы?
Керамика в классификации по химической природе подразделяется на :
Восковые композиции по химической природе относятся к
Полимеры по химической природе классифицируются на :
Неорганические соли согласно классификации по химической природе относятся к
Тема: Свойства стоматологических материалов.
Механические свойства характеризуют поведение материала
Физические свойства стоматологического материала
Технологически свойства стоматологического материала
Водопоглощение – это свойство стоматологического материала
Эстетические свойства стоматологических материалов характеризуют следующие показатели
Тема: Прочность, деформация.
Механические свойства стоматологических материалов
Способность материала деформироваться под действием внешних сил и возвращаться в первоначальное состояние после окончания их действия называется
Классификация стоматологических материалов по их способности к деформированию
Сравнение реальной прочности с теоретической показывает, что реальная прочность
Концентрация напряжений максимальна в конструкциях, имеющих
Тема: Полимерные базисные материалы.
Принцип построения классификации полимерных акриловых базисных материалов.
Жидкость в комплекте акрилового базисного материала 1 типа 1 класса это
Стадия набухания полимер-мономерной системы , характеризующаяся свободным, не связанным состоянием гранул полимера называется
Время набухания полимер-мономерной системы с увеличении ем температуры
Активатор реакции радикальной полимеризации
Тема: Вспомогательные материалы на этапах изготовления зубных протезов.
Зуботехнический гипс – это
Расширение при твердении гипсовой смеси более жидкой консистенции
Время твердения гипса при повышении температуры воды до +37ºС
Вспомогательные материалы в которых происходит усадка при твердении
Основной показатель качества восковых композиций
Тема: Цементы.
Водные неорганические стоматологические цементы
Порошок в комплекте цинкфосфатного цемента по составу это
Увеличение количества жидкости при замешивании цинкфосфатного цемента приводит к …
Толщина цементной пленки при фиксации протезов должна быть
Жидкость в комплекте силикатного цемента это
Тема: Композиты.
При увеличении количества наполнителя в составе композита усадка
Межфазный слой в структуре композита предназначен для
Достоинства макронаполненных композитных материалов
Активатор реакции полимеризации композитов химического отверждения
Изменение цвета композитов химического отверждения происходит из-за наличия в их составе
Тема: Адгезия.
Классификация адгезионных соединений в стоматологии по
Капля жидкости, растекающаяся по твердой поверхности характеризует
Тип адгезионной связи при которой отсутствует краевая проницаемость
Эмаль зуба для создания шероховатостей ( микро неровностей ) протравливают раствором
Полиакриловая кислота, входящая в состав стеклополиалкенатного цемента участвует в образовании следующего типа адгезионной связи
^
1. В СТОМАТОЛОГИИ ПРИМЕНЯЮТ МАТЕРИАЛЫ РАЗЛИЧНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
1) неорганические, органические
2) соли, основания, кислоты
3) цементы, полимеры, металлы
4) неорганические оксиды, неорганические соли, полимеры
5) металлы, керамика (неорганические соединения), полимеры
^
1) растворимость, теплопроводность
2) время отверждения, электропроводность
3) плотность, теплопроводность
4) теплопроводность, текучесть
5) прочность, электропроводность
^
1) водопоглощение, флуоресценция
2) флуоресценция, химическая адгезия
3) коррозия, консистенция
4) коррозия, водорастворимость
5) водорастворимость, рентгеноконстрастность
4. ^
1) рабочее время, консистенция
2) консистенция, коррозия
3) водопоглощение, рентгеноконтрастность
4) растворимость, текучесть
5) водопоглощение, рабочее время
5. ^
1) твердостью
2) пластичностью
3) упругостью
4) хрупкостью
5) прочностью
6) керамика, металлические сплавы
^
а) основная литература
И. Поюровская Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие.Изд. «ГОЭТАР-Медиа», 2007, 192 с.
б) дополнительная литература
Жулев Е.Н., Мишнев Л.М., Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение (2008)
Е. Н. Иванова, А. В. Астахов Современные пломбировочные материалы. Композиты и стеклоиономерные цементы (2007)
^
Для освоения курса стоматологического материаловедения необходимо:
учебная лаборатория, обеспеченная приборами для испытаний стоматологических материалов:
испытательная машина типа «INSTRON»,
комплект оборудования для определения деформации и остаточной деформации,
твердомер,
прибор для определения сроков схватывания,
формы для изготовления образцов испытуемых материалов,
чашки для замешивания материалов,
наборы стоматологических инструментов ( гладилка, шпатель, зонд и т.п.),
образцы изучаемых стоматологических материалов,
комплект оборудования с программным обеспечением для объективной оценки цвета стоматологических материалов, цветовые шкалы, расцветки.
комплект оборудования для проведения отверждения полимерных материалов для базисов протезов,
приборы для светового и микроволнового отверждения материалов.
секундомеры, термометры и др. приспособления для проведения лабораторных работ.
таблицы,
слайды,
учебные видеофильмы.
^
Преподавание курса « СТОМАОЛОГИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» складывается из лекций и практических занятий с лабораторными работами.
Лекции по стоматологическому материаловедению должны вводить студентов в курс материаловедческих проблем. При этом следует останавливать внимание не только на современном состоянии вопросов по составам и свойствам изучаемых классов стоматологических материалов, но и представлять историю создания и основные тенденции развития этих материалов, а также направления исследований по их совершенствованию. Лекции по стоматологическому материаловедению подразделяются на два типа: теоретические ( базовые) , посвященные изучению теоретических основ курса , таких как: строение вещества, понятия о физических, механических, химических свойствах, биологической совместимости, адгезии, и лекции прикладного характера, раскрывающие взаимосвязь химической природы, составов и свойства материалов различного назначения. Лекции сопровождаются демонстрацией таблиц, представляющих классификации стоматологических материалов, таблиц и рисунков, раскрывающих состав и свойства материалов, особенности взаимодействия материалов и тканей зуба.
Практические занятия и лабораторные работы знакомят студентов со свойствами стоматологических материалов, предоставляя им возможность для манипулирования с образцами основных и вспомогательных материалов, определения показателей, характеризующих свойства материалов. Практическому занятию должна предшествовать лекция соответствующей тематики. Каждое практическое занятие начинается с теоретической части, в которой раскрывается значение определенного класса материалов, процессов, происходящих при переходе материала из пластичного состояния в твердое. Преподаватель останавливает внимание студентов на таких важных материаловедческих аспектах, как влияние химической природы материала на его поведение под нагрузкой, зависимость внешнего вида от освещения, значение размерной точности для вспомогательных материалов и т.п. На практических занятиях преподаватель знакомит студентов с терминологией , принятой для данного вида стоматологического материала. На лабораторных занятиях студенты практически обучаются принципам дозирования и смешивания стоматологических материалов, а так же оценивают влияние технологических и манипуляционных факторов ( повышенной температуры, времени смешивания и т.п.) на свойства стоматологических материалов.
Контроль освоения дисциплины целесообразно проводить в начале практического занятия путем тестирования с анализом результатов тестирования.
После выполнения лабораторной работы студент пишет вывод о результате выполненной работы, который оценивается преподавателем.
Разработчики:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
ГОУ ВПО МГМСУ
|
Д.м.н., профессор
|
Поюровская И.Я.
|
ГОУ ВПО МГМСУ
|
К.м.н., доцент
|
Гринева Т.В.
|
Эксперты:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
|