|
Скачать 396.83 Kb.
|
На правах рукописи ПОПОВА Елена Владимировна ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕМИНЕРАЛИЗУЮЩЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АКТИВНОСТИ КАРИОЗНОГО ПРОЦЕССА 14.01.14 – Стоматология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Омск– 2010 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» ^ доктор медицинских наук, профессор Сунцов Валерий Гурьевич Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор Киселёв Геннадий Фёдорович ГОУ ВПО «Кемеровская государствен- ная медицинская академия Росздрава» доктор медицинских наук ^ ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Росздрава» Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия Росздрава» Защита состоится “18” мая 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.065.02 при ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Росздрава» по адресу: 644043, г. Омск, ул. Ленина, д.12. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Росздрава». Автореферат разослан “06” апреля 2010 г. Ученый секретарь д ![]() ^ Актуальность проблемы. Высокая заболеваемость кариесом среди детского населения выдвигает проблему профилактики как основную в стоматологии. Особую значимость профилактические мероприятия приобретают в период прорезывания и минерализации постоянных зубов (Виноградова Т.Ф., 2007; Зырянов Б.Н.,2007; Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н., 2006; Сунцов В.Г., с соавт., 2009; Axelsson P., 2006; Kataoka S., et al. 2007; Ralph E. McDonald, David R. Avery, 2003; Slayton R., 2006). Европейским регионарным бюро ВОЗ разработан программный документ «Здоровье 21 – здоровье для всех в ХХI столетии». В нем представлены Европейские цели стоматологического здоровья детей, которые должны быть достигнуты к 2020 г., в том числе: свыше 80% 6-летних детей должны иметь интактные зубы, при этом среднее значение индекса КПУ временных зубов не должно превышать 2,0. Многочисленные данные литературы свидетельствуют о том, что сроки прорезывания зубов у детей, проживающих в различных странах, весьма сходны. Первые постоянные моляры прорезываются в возрасте 6-7 лет. Именно эти зубы подвергаются активной кариозной атаке в результате факторов повышенного риска: незавершенности процесса минерализации и стрессового влияния периода адаптации детей к школе на организм ребенка, что снижает его неспецифическую резистентность. Так, к концу первого класса у большинства детей наблюдаются не только отчетливые отклонения в нервно-психическом здоровье (до 54%), но и заболевания органов пищеварения (29,4%), снижение гемоглобина в крови, нарастание астении, появление функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, жалобы на головные боли во второй половине дня, утомляемость, раздражительность, плаксивость, нарушение сна и аппетита, ночные страхи (Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А., 1994; Мензул Е.В. 2008). Незавершенный процесс минерализации твердых тканей постоянных зубов в этом возрасте является фактором повышенного риска возникновения кариеса. Развитие и течение кариеса в значительной степени определяется соотношением процессов де- и реминерализации поверхностного слоя эмали. Направленное использование эффекта реминерализации для повышения резистентности зубных тканей является одним из самых перспективных путей профилактики кариеса в период прорезывания зубов. Направление реминерализующей терапии и профилактики кариеса зубов хорошо обосновано и базируется на четких научных фактах, положениях и доказательствах. Современные тенденции предусматривают дифференцированный подход к первичной профилактике и лечению кариеса зубов, при этом содержание, объем лечения и мер профилактики, частота повторных обращений в процессе диспансеризации и реабилитации, должны во многом определяться степенью активности кариозного процесса (Виноградова Т.Ф. 2007). Современными научными стоматологическими школами разработаны принципы лечебно-профилактических мероприятий по усилению резистентности органов и тканей полости рта, улучшению самоочищения и гигиены, снижению интенсивности патогенных факторов, однако детализация этих мероприятий в зависимости от степени активности кариозного процесса в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров не разработана, что ведет к проведению стереотипной профилактики без учета особенностей идентификационных групп и снижению качества лечебно-профилактической работы. Исходя из вышеизложенного поставлена цель – повысить эффективность реминерализующей профилактики кариеса зубов у детей г. Омска в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров путем внедрения дифференцированных подходов при различной активности кариозного процесса. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1. Изучить региональные особенности распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей г. Омска в возрасте 6-7 лет при различной степени активности кариозного процесса. 2. Определить в динамике изменения клинико-лабораторных показателей стоматологического статуса детей г. Омска в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров при различной степени активности кариозного процесса. 3. Изучить эффективность действия различных профилактических методов и средств у детей г. Омска в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров при различной степени активности кариозного процесса и определить наиболее действенные. 4. Определить базовые механизмы повышения профилактического воздействия изучаемых средств и методов. 5. Разработать практические рекомендации по видам и режиму эффективных стоматологических лечебно-профилактических мероприятий у первоклассников г. Омска в зависимости от степени активности кариозного процесса. ^ . Впервые изучена заболеваемость кариесом у детей в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров при различной степени активности кариозного процесса с учетом региональных особенностей. Впервые изучено течение кариеса зубов у детей г. Омска в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров при различной степени активности кариозного процесса в естественных условиях полости рта. Впервые проведено сравнительное изучение эффективности профилактики кариеса зубов у детей г. Омска в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров при различной степени активности кариозного процесса и рекомендованы наиболее действенные методы и средства. Впервые изучены механизмы профилактического воздействия предложенных средств и методов на основе лабораторных и клинических исследований в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров при различной степени активности кариозного процесса, лежащие в основе повышения его эффективности. ^ . В результате проведенного сравнительного изучения эффективности первичной профилактики кариеса зубов у детей при различной степени активности кариозного процесса с помощью различных реминерализующих средств и методов рекомендуются наиболее действенные методы и схемы, позволяющие значительно снизить кариозную поражаемость. Использование предложенных реминерализующих средств и схем их применения у детей в период начала смены временных зубов на постоянные с учетом действия фактора адаптации детей к школе, позволяет предотвратить в изучаемые сроки и возрастные периоды развитие кариеса в первых постоянных молярах у детей с I и II степенью активности кариозного процесса и существенно снизить пораженность кариесом первых постоянных моляров у детей с III степенью активности. Применение комплексных данных клинических и электрометрических методов исследования позволяет определить показания к эффективной первичной профилактике. Профилактика менее затратна. ^ Материалы диссертации внедрены в клиническую практику МУЗ ГКСП №1, в стоматологическом отделении ДГБ №4, на детском приёме в БУЗ ОО «Стоматологическая поликлиника», в учебный процесс профильных кафедр стоматологического факультета и кафедры ПДО ОмГМА. Элементы профилактической программы внедрены путем губернаторского телевизионного канала на территории Омской области, изданы методические рекомендации для врачей-стоматологов, врачей – интернов, клинических ординаторов, слушателей ФУВ, преподавателей и студентов стоматологических факультетов и институтов. ^ Основные положения диссертационного исследования представлены на IV Всероссийской конференции детских стоматологов «Стоматологическое здоровье ребенка» (г. Санкт-Петербург, 2001), на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии» (г. Москва, 2009), на XXII Всероссийской научно-практической конференции «Стоматология XXI века» (г. Москва, 2009), на Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы стоматологии» (г. Санкт-Петербург, 2009); доложены на совместном заседании кафедр стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии (г. Омск, 2009). ^ Диссертация состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, четырех глав собственных исследований, обсуждения, выводов, практических рекомендаций. Текстовая часть диссертации изложена на 150 страницах машинописного текста, дополнительно к этому диссертация содержит 29 таблиц, 50 рисунков, список литературы и приложения. Библиографический указатель содержит 295 источников (из них 87 иностранных). Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы. Из них: 1 – методические рекомендации, 3 статьи в центральной печати, одна из них в журнале, рекомендованном ВАКом. ^ 1. Дети, принадлежащие к разным группам по степени активности кариеса, различаются по уровню распространенности и интенсивности кариеса первых постоянных моляров. 2. Выявлен высокий уровень распространенности кариеса первых постоянных моляров у детей г. Омска без применения дифференцированной профилактики. 3. Предложенные высокоэффективные кариесстатические средства и схемы их применения позволяют предотвратить в изучаемые сроки и возрастные периоды развитие кариеса в первых постоянных молярах у детей с I и II степенью активности кариеса и существенно снизить пораженность кариесом первых постоянных моляров у детей с III степенью активности кариозного процесса. Проведенная работа является фрагментом комплексной темы «Разработка патогенетически обоснованных способов и средств диагностики, прогнозирования, профилактики и лечения твердых тканей и органов полости рта», (раздел II) номер государственной регистрации 01200107673, выполняемой сотрудниками стоматологического факультета ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». ^ Материалы и методы исследования С целью определения распространенности и интенсивности кариеса зубов в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров, совпадающий с периодом адаптации детей к школе, было осмотрено 810 детей в возрасте 6-7 лет, поступивших в первый класс общеобразовательных школ г. Омска. Для углубленных исследований эффективности и механизмов первичной профилактики была сформирована отдельная клиническая группа из 180 человек, учащихся первых классов общеобразовательных школ, находящихся на территории обслуживания лечебно-профилактического отделения МУЗ «ГКСП №1». Работа проведена в дизайне простого открытого проспективного контролируемого сравнительного в параллельных группах исследования, продолжительностью 2 года (рис.1). Р ![]() ^ 1. Дети в возрасте 6-7 лет, родители которых дали информированное согласие на обследование и проведение профилактических мероприятий. 2. Дети I и II групп здоровья. Критерии исключения: 1. Дети, чьи родители отказались дать информированное согласие на обследование и проведение профилактических мероприятий. 2. Дети, имеющие общесоматическую патологию. 3. Дети, не выполняющие рекомендации врача. Вышеизложенные критерии сводят к минимуму возможное влияние на результаты исследования соматической патологии и приёма лекарственных препаратов. ^ Отказ участника исследования или его законного представителя (родителя) от продолжения участия в исследовании на любом этапе. Для реализации задач динамическое наблюдение проведено у 150 детей, которые составили основную группу и 30 детей группы сравнения. По степени активности кариозного процесса по классификации Виноградовой сформированы 3 группы. В каждой группе в зависимости от лечебно-профилактических мероприятий было выделено 4 подгруппы: 1 подгруппа – профилактика кальций-фосфатсодержащим гелем модель – «эмаль»; 2 подгруппа – профилактика кальций-фосфатсодержащим гелем модель – «слюна»; 3 подгруппа – дети, которым проводилась система ГОВ по Сунцову; 4 подгруппа сравнения, где дети после тщательной санации полости рта не получали специальных профилактических средств. Группы были максимально стандартизированы: по соматическому и стоматологическому статусу, по половому и количественному параметрам согласно рекомендациям ВОЗ. Возраст 6–7 лет выбран в соответствии с целью и задачами исследования: именно в этом возрасте прорезывается первый постоянный моляр – ключ окклюзии и именно в этом возрасте начинается обучение детей в школе, связанное со стрессовыми реакциями. Перед началом исследования абсолютно всем детям была проведена тщательная санация полости рта современными материалами по классическим показаниям. Ежедневно на всём протяжении проводимой санации осуществлялась индивидуальная контролируемая гигиена полости рта. Курсы профилактики проводились с кратностью, соответствующей степени активности кариеса:1, 2, 3 раза в год в течение двух лет параллельно с проведением вторичной профилактики. Детям 1, 2 и 3 подгрупп, дополнительно с той же кратностью проводилось ГОВ. Детям подгруппы сравнения в течение двух лет наблюдения осуществлялись только мероприятия по вторичной профилактике кариеса зубов. Продолжительность курса профилактики две недели. Клинико-стоматологическое и специальное обследование всех наблюдаемых детей осуществлялось до и после курсов профилактики. Интенсивность кариеса определялась путем подсчета индексов, характеризующих сменный прикус. Гигиеническое состояние полости рта оценивали индексом «ИГР – У» по Green, Vermillion. Эффективность профилактических мероприятий оценивалась ежегодно путем определения показателя редукции прироста кариеса зубов и полостей. Электропроводность фиссур первых постоянных моляров определялась по методике Ивановой Г.Г. с помощью высокочувствительного устройства «СтИЛ». Для раскрытия механизмов лечебных мероприятий и выработки оптимальных научных подходов к дальнейшему совершенствованию клинических свойств кариесстатиков в динамике проведено исследование ряда компонентов надосадочной жидкости (pH, скорость секреции, Ca, P, Сa/P, aNa, aK) и количества нерастворимого осадка. ^
Исследование проводилось до и после курсов профилактики (табл.1). Количественные данные получены и обработаны в работе с помощью общепринятых в медико-биологических исследованиях методов системного анализа с привлечением программ "EXCEL" и "Statistica-6". Для достоверности оценки результатов эпидемиологического исследования использовались параметрические методы статистической обработки. Для оценки существенности различий при проведении углубленных исследований предпочтение было отдано применению непараметрической ранговой статистике. На первом этапе статистического анализа характер распределения признаков в группах определяли с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Различия между зависимыми выборками количественных признаков определяли с помощью рангового дисперсионного анализа ANOVA Фридмана и критерия Вилкоксона, а независимыми выборками – ANOVA Краскела-Уоллиса, критериев Манна-Уитни и Колмогорова-Смирнова. ^ Распространенность кариеса временных и постоянных зубов у детей в возрасте 6-7 лет носит массовый характер (91,1%). Интенсивность поражения – 6,3 на одного обследованного ребенка. У детей с I степенью активности кариеса индекс КПУ+кп составил 2,5, у детей со II степенью – 7,0, у детей с III степенью активности кариозного процесса – 10,9. В период начала смены временных зубов на постоянные отмечается интенсивное поражение кариесом первых постоянных моляров. Индекс КПУ составил 0,7. При I степени активности – 0,2, при II – 0,6, при III – 1,3. Лечению подлежат у детей с I степенью активности кариеса 1,5 зуба, у детей со II степенью – 4, у детей с III степенью – 7,43 зуба (рис.2). ![]() Рис.2 Интенсивность кариеса зубов у детей в возрасте 6-7 лет с различной активностью кариозного процесса. Распространенность зубочелюстных аномалий у первоклассников в среднем составила 63,0%. В структуре ЗЧА и деформаций у детей данной возрастной группы преобладают аномалии прикуса – 46,9%, из аномалий прикуса преобладает чрезмерный перекрывающий прикус – 17,5%. Анализ гигиенического состояния полости рта у детей в возрасте 6-7 лет, первоклассников г. Омска, показал «удовлетворительный» уровень по интерпретации ИГР-У в группах с различной активностью кариозного процесса. Социологическое исследование родителей показало, что уровень знаний об основных приемах, методах и средствах гигиены полости рта практически не различается у детей с различной степенью активности кариозного процесса. Анализируя стоматологический статус первоклассников г. Омска, можно сделать следующие выводы: 1. К поступлению в первый класс у обследованных детей прорезались практически все первые постоянные моляры, темпы прорезывания в группах с различной степенью активности кариозного процесса одинаковы. 2. По Виноградовой дети с I степенью активности составляют 40,5%, дети со II степенью – 30,7%, дети с III степенью – 28,8% (рис.3). ![]() Рис.3 Распределение обследованных детей по степени активности кариозного процесса. 3. В группах, различных по степени активности кариеса, имеются отличия уровня распространённости кариеса первых постоянных моляров. При III степени активности кариозного процесса первые постоянные моляры поражаются кариесом в 4 раза чаще, чем при I степени активности (рис.4). 4. Гигиеническое состояние полости рта практически одинаково у всех детей и оценивается как удовлетворительное, что связано по нашему мнению с многолетней работой врачей стоматологов на участке обслуживания, по внедрению здорового образа жизни (рис.5). ![]() Рис.4 Распространённость кариеса первых постоянных моляров у обследованных детей. 5. Санация полости рта (вторичная профилактика) у детей в дошкольном возрасте проводилась не в полном объеме, в результате чего к периоду прорезывания первых постоянных моляров в полости рта почти у всех из них имеются незапломбированные временные зубы. ![]() Рис.5 Распространённость различных уровней гигиены полости рта у обследованных детей с различной активностью кариозного процесса Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей в возрасте 6-7 лет диктует необходимость проведения первичной профилактики кариеса всем детям, независимо от степени активности кариозного процесса, в первой четверти учебного года. При разработке программы профилактики и планировании объема стоматологической помощи, необходимо учитывать особенности эпидемиологической ситуации применительно к детям с различной степенью активности кариозного процесса, кроме того, необходимо оптимизировать организационные мероприятия по проведению плановой санации полости рта будущим первоклассникам. Как показали наши исследования, кариес временных зубов у детей г. Омска в период начала их смены на постоянные практически реализовался. Показатели, характеризующие интенсивность кариеса временных зубов (кп, кпп) у детей с I степенью активности кариозного процесса, отличаются стабильностью. Физиологическая смена зубов происходит за счёт интактных резцов, остальные временные зубы: интактные, или леченные, как правило, по поводу кариеса, продолжают функционировать. У детей с II и III степенью активности показатели кп и кпп имеют тенденцию к снижению: физиологическая смена зубов происходит за счёт интактных и поражённых кариесом резцов, главным образом, верхней челюсти, наблюдается раннее удаление временных моляров, разрушенных или леченных по поводу осложнений кариеса. Реализация прироста кариеса происходит за счёт первых постоянных моляров, находящихся в разной стадии прорезывания и созревания эмали (рис.6), причем этот прирост не останавливает тщательная, дифференцированная по степени активности кариозного процесса вторичная профилактика. Исходный индекс КПУ, характеризующий в данной возрастной группе интенсивность поражения первых постоянных моляров, у детей с I степенью активности кариозного процесса в 4,5 раз меньше, чем у детей со II степенью активности и ![]() Рис.6 Динамика показателя КПУ у детей группы сравнения с различной активностью кариозного процесса в 8 раз меньше, чем у детей с III степенью. Рост поражаемости кариесом первых постоянных моляров в течение двух лет наблюдения наиболее высокий у детей с I степенью активности кариозного процесса, где до поступления в школу он еще не реализовался. Индекс КПУ+кп у детей I группы к окончанию 2-го года наблюдения увеличился за счет поражения кариесом первых постоянных моляров почти в полтора раза и стал соответствовать II группе; индекс КПУ+кп у детей II группы на протяжении 2-х лет был стабилен, качественно пролеченные временные моляры продолжают функционировать; индекс КПУ+кп, характеризующий интенсивность кариеса в группе с III степенью активности, снизился к окончанию периода наблюдения на 8,5% за счет физиологической смены кариозных верхних резцов и раннего удаления разрушенных или леченных ранее по поводу осложнений кариеса временных моляров, кариес первых постоянных моляров реализовался ранее. Подобные изменения могут свидетельствовать о недостаточности мероприятий по улучшению гигиенического состояния полости рта для усиления реминерализующей функции слюны на фоне действия такого острого стрессового фактора, как начало систематического обучения детей к школе, ведущего к снижению неспецифической резистентности организма. Проведённые в группе сравнения санация полости рта и мероприятия по улучшению гигиенического состояния способствовали лучшему омыванию слюной поверхностей зубов, что должно было усилить процессы минерализации первых постоянных моляров, однако полученные данные свидетельствуют о прогрессировании деминерализации: прирост интенсивности кариеса среди первых постоянных моляров, как по индексу КПУ, так и по индексу КПпУ. Поэтому, даже улучшение гигиены полости рта, снижение потребления легкоусвояемых углеводов недостаточно для интенсификации процессов минерализации первых постоянных моляров в процессе прорезывания. При изучении индекса ИГР-У в сравнительном аспекте во все периоды наблюдения значимых различий данного показателя в зависимости от степени активности кариозного процесса не обнаружено. У всех детей группы сравнения в динамике исследования в данном возрастном периоде благодаря проведению качественной санации полости рта, как в дошкольный период, так и в процессе обучения в школе дифференцированно в соответствии с принадлежностью ребёнка к группе наблюдения, соответствующей степени активности кариозного процесса, состояние гигиены расценивается как удовлетворительное, а индекс ИГР-У соответствует среднему уровню. При изучении показателя электропроводности (ЭМ) фиссур первых постоянных моляров выявлено, что период созревания эмали заканчивается к окончанию второго года исследования, но к этому времени в естественных условиях кариес в первых постоянных молярах успевает реализоваться. В связи с этим, для ускорения процессов созревания эмали и тем самым, повышения ее резистентности у детей в период прорезывания первых постоянных моляров необходимо проведение целенаправленной реминерализующей профилактики. Для решения этой задачи был осуществлен модельный вариант схемы профилактических мероприятий на организованных детских коллективах ЦАО г. Омска. Эффективность профилактических мероприятий оценивалась ежегодно по методике ВОЗ путем определения редукции прироста кариеса зубов и полостей. В качестве методов первичной профилактики использовались систематически проводимые курсы ГОВ по разработанной программе. В качестве эффективных реминерализующих средств профилактики кариеса зубов у детей были использованы разработанные и запатентованные (1986) кальций-фосфатсодержащие гели модели «слюна» и «эмаль», разрешенные фарм. комитетом СССР (1988) к клиническому применению. Как показывает анализ двухлетней работы по профилактике кариеса первых постоянных моляров в период их прорезывания и минерализации, прирост кариозных зубов и полостей, и, соответственно, редукция кариеса, при применении различных средств и методов профилактики выражены неодинаково, эффективность профилактики также зависит от степени активности кариозного процесса (табл. 2). Таблица 2 Эффективность первичной профилактики кариеса первых постоянных моляров у детей с различной степенью активности кариозного процесса
Примечание: *- различия статистически значимы в сравнении с исходными данными при p<0,05, **- p<0,01 и p< 0,001 (критерий x² ANOVA Фридмана) Проводимые в течение двух лет мероприятия по вторичной и первичной профилактике способствовали предотвращению возникновения кариеса в постоянных резцах и премолярах, находящихся в полости рта на разных стадиях прорезывания и минерализации. Среднее значение индекса КПУ+кп, характеризующее интенсивность поражения кариесом зубов сменного прикуса и являющегося маркёром для формирования групп с различной степенью активности кариозного процесса у детей с I степенью активности кариеса в течение двухлетнего периода профилактики имело тенденцию к снижению за счет выпадения временных зубов и отсутствия прироста кариеса постоянных зубов. У детей со II степенью активности через 2 года реминерализующей профилактики гелем модели «слюна» показатель интенсивности кариеса стал соответствовать значению, присущему I степени активности, у детей, получающих профилактику гелем «эмаль» – существенно приблизился к показателю I группы. У детей с III степенью активности кариеса, получающих профилактику гелем «слюна» и «эмаль», средние значения показателя КПУ+кп существенно приблизились к значениям, характерным для II группы активности кариозного процесса. В первых постоянных молярах у детей с I и II степенью активности кариозного процесса при профилактике гелями «слюна» и «эмаль», не появилось ни одной кариозной полости за два года исследования, у детей с III степенью активности прирост кариозных полостей составил 0,13, что также характеризует высокий кариесстатический эффект применяемых реминерализующих композиций (рис. 7). Гели модели «эмаль» и «слюна» обладают равнозначным эффектом в изучаемом периоде. При применении только ГОВ, даже в дифференцированном режиме, профилактический эффект гораздо ниже. Высокая профилактическая эффективность дифференцированной реминерализующей профилактики кариеса первых постоянных моляров в период их прорезывания и минерализации реализуется на фоне существенного улучшения гигиенического состояния полости рта у детей. Созревание эмали происходит однонаправленно во всех группах и заканчивается через два года наблюдения, но в группах детей, не получающих реминерализующую профилактику, даже при I степени активности кариозного процесса за два года наблюдения кариес в первых постоянных молярах успевает реализоваться до окончания периода созревания эмали, тогда как при использовании гелей в I и II группах не появилось ни одной кариозной полости. Параллельно с изучением клинических проявлений кариеса зубов у детей в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров при различной степенью активности кариозного процесса, для расшифровки профилактического потенциала гелей, было проведено исследование ряда компонентов надосадочной жидкости и количества нерастворимого осадка. Изменения в надосадочной жидкости смешанной слюны под воздействием изучаемых гелей: увеличение скорости секреции, увеличение концентрации Ca и P, подщелачивание ротовой жидкости, уменьшение активной концентрации конкурентоспособных в растворе ионов натрия и калия положительно коррелируют с вариантами профилактической эффективности реминерализующих средств. Механизмы влияния изученных средств на растворимую фракцию смешанной слюны следует признать ведущими по сравнению с механизмами влияния на нерастворимый осадок. Различные составные компоненты надосадочной жидкости реагируют в разной степени на воздействие средств профилактики разного состава и свойств. ![]() ![]() ![]() Рис.7 Динамика индекса КПУ+кп в процессе профилактики Использование предложенных средств профилактики кариеса зубов у детей в первой четверти учебного года даёт возможность предотвратить появление и развитие кариеса первых постоянных моляров путём начала реминерализующей профилактики сразу всем детям без предварительного осмотра и определения степени активности кариозного процесса. Плановую работу по формированию диспансерных групп, первичной и вторичной профилактике стоматологических заболеваний необходимо начинать через 1,5-2 месяца, когда действие острого стрессового фактора, каковым является начало систематического обучения детей в школе, идёт на убыль. Далее необходимо провести распределение детей на группы по степени активности кариозного процесса и проводить мероприятия по вторичной и первичной профилактике в соответствии с объёмом и кратностью, присущими каждой группе. Вполне вероятно, что активное воздействие реминерализующими гелями на незрелую эмаль первых постоянных моляров, предотвратит развитие кариеса в раннем периоде и при формировании диспансерных групп структура их будет смещена в сторону увеличения количества детей с компенсированной и субкомпенсированной формами течения кариозного процесса. При выборе реминерализующего геля предпочтение следует отдавать гелю модели «слюна», т.к. он более стабильно и длительно повышает содержание кальция в слюне, что при её существенном подщелачивании обеспечивает наилучший реминерализующий эффект. Наиболее ярко выражена фазность действия данного геля на функцию слюнных желёз. Изложенное выше открывает перспективу для дифференцированного воздействия на основные линии патогенеза кариеса зубов и дальнейшего совершенствования эффективности профилактических мероприятий. Суммируя данные, полученные в процессе осуществления первичной профилактики кариеса зубов в организованных коллективах г. Омска, следует заключить, что тщательно продуманная схема организационных мероприятий, включающая необходимую последовательность основных этапов работы, программу гигиенического обучения и воспитания всех групп населения, применение патогенетически обоснованных специальных средств профилактики на фоне качественной санации полости рта, являются действенными и высокоэффективными мероприятиями по снижению стоматологической заболеваемости у детей в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров, совпадающий по срокам с началом систематического обучения в школе. Дифференцированный подход к определению схем применения кариесстатиков может полностью предотвратить появление кариеса в первых постоянных молярах у детей у детей с I и II степенью активности кариеса и обеспечить профилактическую эффективность у детей с III степенью активности кариозного процесса до 94% через 2 года профилактики. Эти препараты доступны, дешевы, просты в применении в комплексе с профилактическими мероприятиями стоматологических заболеваний у младших школьников. Разработанные Омской научной стоматологической школой и внедряемые в широкую практику кариеспрофилактические реминерализующие гели «эмаль» и «слюна» разрешенная фарм. комитетом СССР (1988) к клиническому применению, являются научно-обоснованным резервом повышения эффективности первичной профилактики кариеса зубов у детей. Простая и доступная методика их изготовления и использования самими детьми при контролирующей роли медицинских работников, педагогов и родителей, позволяют добиться высокой действенности профилактических мероприятий. ВЫВОДЫ 1. В результате изучения эпидемиологии кариеса зубов в период прорезывания первых постоянных моляров у детей с различной степенью активности кариозного процесса выявлена массовая распространенность кариеса зубов – 91,1% при их интенсивности поражения – 6,3. По степени активности кариеса у обследованных детей компенсированная форма кариеса выявлена в 40,5% случаев, субкомпенсированная – в 30,7%, декомпенсированная – в 28,8% случаев. Дети, принадлежащие к разным группам по степени активности кариеса, различаются и по уровню распространенности кариеса первых постоянных моляров. У детей с декомпенсированной формой течения кариозного процесса частота поражения кариесом первых постоянных моляров в 4 раза выше, чем у детей с компенсированной формой. 2. Реализация прироста кариеса в период начала смены временных зубов на постоянные происходит за счет первых постоянных моляров. Неуклонный рост поражаемости кариесом первых постоянных моляров идет даже на фоне тщательной, дифференцированной по степени активности кариеса, санации полости рта и удовлетворительной гигиены. Рост поражаемости кариесом первых постоянных моляров в течение двух лет наблюдения наиболее высокий у детей с I степенью активности кариозного процесса, у детей со II и III степенью активности прирост кариозных полостей значительно ниже. Прогрессирование кариозного процесса происходит на фоне подкисления среды и колебания концентрации основных минеральных компонентов: кальция и фосфора. 3. Сравнивая эффективность результатов первичной профилактики у детей с различной степенью активности кариозного процесса в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров нами выявлен одинаково высокий кариеспрофилактический эффект при применении реминерализующих гелей модели «эмаль» и «слюна». У детей с I и II степенью активности кариозного процесса за исследуемый период в первых постоянных молярах не появилось ни одной кариозной полости. У детей с III степенью активности кариозного процесса прирост кариозных полостей за два года наблюдения был незначимым. 4. При изучении механизмов воздействия реминерализующих гелей на твердые ткани зубов и среду полости рта выявлено, что применение кальций-фосфатсодержащих средств способствует снижению электропроводимости эмали первых постоянных моляров на фоне повышения концентрации кальция и фосфата в ротовой жидкости. Через 2 года наблюдения группы с различной степенью активности кариозного процесса по индексу КПУ+кп приближаются друг к другу: дети со II степенью имеют показатель интенсивности, приближенный к таковому для I степени, дети с III степенью активности имеют показатель КПУ+кп, приближенный к таковому для II степени активности кариозного процесса. 5. Предложенные схемы применения реминерализующих композиций на фоне комплексного подхода к снижению пораженности кариесом первых постоянных моляров в период прорезывания и минерализации, совпадающий с периодом адаптации детей к школе, следует считать действенными и рекомендовать к широкому использованию. ^ 1. Для первичной профилактики кариеса зубов у детей в период прорезывания и минерализации первых постоянных моляров, совпадающий с периодом адаптации детей к школе, предлагаются высокоэффективные реминерализующие средства воздействия и оптимальные схемы их применения с учетом степени активности течения кариозного процесса. 2. Реминерализующую профилактику необходимо осуществлять при условии проведения тщательной санации полости рта и полной программы гигиенического обучения и воспитания с кратностью в год, соответствующей степени активности кариозного процесса. 3. Врачам – стоматологам детским предлагается начинать реминерализующую профилактику всем детям, поступившим в первый класс, в первой четверти учебного года до активизации негативных проявлений, сопровождающих действие двух одновременно действующих факторов риска развития кариеса, каковыми являются незавершенность процесса минерализации и стрессовое влияние периода адаптации детей к школе на организм ребенка, что снижает его неспецифическую резистентность. Формирование диспансерных групп, планирование и проведение комплексной лечебно-профи-лактической работы осуществлять через 1,5-2 месяца, когда период адаптации детей к школе закончится. Список опубликованных работ
На правах рукописи ПОПОВА Елена Владимировна ^ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АКТИВНОСТИ КАРИОЗНОГО ПРОЦЕССА 14.01.14 – Стоматология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Подписано в печать 08.02.2010. Формат 60x84 1/6. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 1,0. Печать оперативная. Тираж 100 экз. Отпечатано с оригинал-макета в типографии «Вариант-Омск» 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 1, корп.3. Тел./факс: 211-600 ![]() ![]() |