Рабочая программа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ IV КУРСА
«Помощник врача стационара»(хирургического,терапевтического,акушерского)
по специальности 060104 65 «Медико-профилактическое дело»
Общая трудоемкость: 6 недель с 22.06.-01.08.12
Москва – 2012
ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Закрепление и развитие официальных умений, сформированных у студентов на лекциях и практических занятиях при изучении дисциплин «акушерство», «внутренние болезни» и «хирургические болезни», а также знакомство с организацией работы подразделений лечебно-профилактического учреждения (стационара).
^
Студент должен овладеть и закрепить следующие навыки:
Выявлять жалобы больного, собирать анамнез заболевания и жизни пациента.
Производить осмотр и физическое обследование пациента;
Выявлять у пациентов типичные симптомы и синдромы терапевтических, хирургических и акушерских (гинекологических) заболеваний.
Совместно с курирующим врачом вести студенческой историю болезни больного.
Составлять план лабораторных и инструментальных исследований пациента, трактовать их результаты.
Оценивать выявленные при обследовании пациента патологические изменения и формулировать предварительный диагноз.
Сформулировать и обосновать развернутый клинический диагноз заболевания с указанием основного и конкурирующего заболевания, осложнений, фоновых и сопутствующих заболеваний.
Выбрать, назначить и обосновать схему лечения заболевания, прогнозировать его течение.
Выбрать, назначить и обосновать мероприятия для профилактики рецидивов и/или осложнений заболевания.
Диагностировать и оказывать экстренную врачебную помощь при неотложных состояниях с выполнением необходимых манипуляций.
Решать деонтологические задачи, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой болезни
Работать с источниками информации.
В ходе практики студент должен ознакомиться с:
организацией и принципами работы акушерского, терапевтического, хирургического стационара.
основными функциями и задачами акушерского, терапевтического, хирургического стационара.
порядком выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (особо; сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих);
организацией и проведением противоэпидемической работы в различных отделениях;
организацией и проведением санитарно-просветительной работы с пациентами;
организацией работы физиотерапевтического отделения, техникой процедур;
организацией работы паталого-анатомического отделения;
организацией и порядком оформления выписки пациентов акушерского, терапевтического, хирургического стационара.
^
«ПОМОЩНИК ВРАЧА АКУШЕРСКОГО СТАЦИОНАРА»
Основная цель производственной практики: освоение будущими врачами практических навыков по специальности, ознакомление с организацией работы родильных домов.
Производственная практика проводится после завершения 8 семестра обучения в родильных домах. Продолжительность практики 12 рабочих дней при 6-ти дневной рабочей неделе.
Студенты работают в качестве помощника врача в отделениях: родильном блоке, патологии беременности, физиологическом послеродовом отделении, обсервационном отделении и дежурить в родильном блоке.
Руководство практикой осуществляют преподаватели кафедр акушерства и гинекологии.
1. Практические действия в акушерстве.
Студент должен иметь представление и знать показания к:
(уметь применить на фантоме)
Оказание ручного пособия при переднем виде затылочного предлежания плода.
Биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания плода.
Ручное пособие при переднем виде затылочного предлежания плода.
Тазовое предлежание плода.
Ориентиры, используемые при влагалищном исследовании для распознавания вариантов тазовых предлежаний плода.
Биомеханизм родов при чисто ягодичном предлежании.
Ручное пособие по Цовьянову.
Извлечение плода за тазовый конец.
Показания к оказанию классического ручного пособия.
Осложнения при операции извлечения плода за тазовый конец.
Родоразрешающие операции.
Операции наложения акушерских щипцов.
Осложнения при операции наложения акушерских щипцов.
Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах.
Строение последа. Осмотр последа.
Критерии физиологической, пограничной и патологической кровопотери.
Механизмы остановки кровотечения в раннем послеродовом периоде.
Ведение последового периода. Методы определения объема кровопотери.
Признаки отделения плаценты. Способы выделения последа наружными приемами.
Основные причины нарушения отделения плаценты.
Ручное отделение плаценты и выделение последа (или доли плаценты).
Ручное обследование полости матки.
Перинеотомия, перинеоррафия, эпизиотомия, эпизиоррафия.
Техника перинеоррафии
Техника эпизиотомии.
Выделении групп высокого риска по основным экстрагенигальным заболеваниям и акушерской патологии, ведение беременности. Показания к выбору метода и срок родоразрешения.
Диагностические возможности трансабдоминального и вагинального ультразвукового исследования и допплерометрии в акушерстве.
Первый туалет новорожденного.
Обязательные и дополнительные методы обследования беременных
Принять участие в:
Во влагалищном исследовании и выяснении состояния шейки матки во время беременности и динамике состояния шейки матки в первом периоде родов.
Показании к влагалищному исследованию в родах.
Первичном туалете (обработке) новорожденного.
Обработке глаз новорожденного.
Пересечении и обработки пуповинного остатка.
Обработке кожи новорожденного.
Исследование антропометрических данных.
Определение понятия «ранний послеродовой период». Особенности течения и принципы ведения раннего послеродового периода
Во врачебной тактике клинической картины и последовательности действий при гипотоническом кровотечении.
В осмотре мягких родовых путей после родов.
Составление плана обследования и ведения беременных, рожениц и родильниц, заполнение истории родов.
В УЗИ рожениц и родильниц.
Снятие и интерпретация КТГ.
Участие в ведении физиологических родов и оказании акушерского пособия при головном предложении.
Ведение нормального послеродового периода.
В профилактике кровотечений в третьем и раннем послеродовом периодах.
Выполнить самостоятельно:
Сбор анамнеза.
Наружное акушерское обследование.
Бимануальное влагалищное исследование в родах.
Определение расположения швов и родничков при головном предлежании плода (определение вида, вид позиции, позиции плода и предлежания).
Определение отношения головки плода к плоскостям малого таза.
Техника выполнения влагалищного исследования.
Определение размеров диагональной и истинной конъюгаты плоскости малого таза.
Измерение размеров таза.
Определение положения и предлежания плода.
Аускультация плода.
Определение срока беременности и родов.
Определение группы крови и резус принадлежности.
Осмотр последа: определение целостности последа, оценка кровопотери в родах.
Интерпретация данных лабораторных методов исследования:
- клинический и биохимический анализ крови
- общий анализ мочи
- анализ мочи по Зимницкому
- анализ мочи по Нечипоренко
- посев мочи.
15. Во время практики студент должен провести беседы с беременными и родильницами в оперблоке и послеродовом отделении:
Течение и гигиена послеродового периода.
Становление лактации и профилактика мастита
Режим и питание беременной.
2. Практические действия в гинекологии.
1. Осмотр шейки матки и слизистой влагалища при помощи зеркал.
2. Техника проведения бимануального влагалищного исследования.
3. Взятие мазков из уретры, влагалища, цервикального канала.
4. Зондирование полости матки.
5. Удаление внутриматочного контрацептива (ВМК).
6. Пальпация молочных желез.
^
«ПОМОЩНИК ВРАЧА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА»
Прокзводствеяная практик» студентов в качестве помощника врача терапевтического отделения стапионара проводите» после завершения 8 семестра обучения а течение 12 рабочих дней. Студенты курируют 5-10 больных, участвуют 2 ночных дежурствах.
В ходе курации студенты должны:
проводить обследование больных терапевтическими заболеваниями,
оценивать данные осмотра и опроса больного,
формулировать предварительный диагноз,
составлять план обследования,
оценивать данные лабораторно-инструментальных методов обследования, назначать лечение,
давать ближайший и отдаленный прогноз, составлять рекомендации для амбулаторного лечения;
правильно оформлять медицинскую документацию (история болезни, выписка из истории и пр.)
Все действия выполняются под контролем врача-куратора.
Студент должен уметь:
1. выполнить диагностические и лечебные манипуляции:
изменение артериального давления на плече и бедре, венозного давления, времени кровотока;
введение лекарственных препаратов подкожно, внутримышечно, внутривенно (струйно и капельно);
регистрация ЭКГ, ФКГ, проведение функциональных ЭКГ проб, велоэргометрии, суточного монитор ироваяия ЭКГ;
подготовка аппарата и больного к электро импульсной терапии, размещение электродов;
определение группы крови, подготовка системы для переливания крови и кровезаменителей;
определение основных дыхательных обьемов, пневмотахометрия;
зондирование я промывание желудка.
2. анализировать результаты лабораторно-инструментальных исследований;
общий клинический анализ крови;
общий анализ мочи, количественная оценка осадка, исследование на ацетон, сахар, уробилин, желчные пигменты, определение клубочковой фильтрации;
анализ мокроты, кала;
анализ желудочного и дуоденального содержимого;
биохимическое исследование крови; холестерин, бета-лнпопротенды, тркглицернды, протромбин, фибриноген, общий белок, белковые фракции, билирубин, креатннии, азот мочи, сахар, гзшкемический профиль, проба с сахарной нагрузкой, фермент ACT, ЛЛТ, ЛДГ, КФК, электролиты, С-реактквиый белок, серомукоид, сывороточное железо, реакция Вассермана, иммуноглобулины, ревматоидный фактор, HBSAg;
ЭКГ (распознавание нормы и патологии, выявление симптомов гипертрофии отделов сердца, ишемии и инфаркта миокарда, основных аритмий);
ЭхоКГ;
Исследование центральной гемодинамики: обьем циркулирующей крови, минутный я ударный объемы, фракция выброса, OI1C, ПВД;
Рентгенологические исследования (заключение рентгенолога, рентгенограмма);
УЗ исследование органов;
ЭКГ пробы: фармакологические, нагрузочные;
Суточное моннторирование ЭКГ;
Эндоскопические исследования; бронхо -, гастродуодено -, ректаромано-, лапароскопия;
функция внешнего дыхания, пневмотахометрия;
пункция; плевральная, абдоминальная, стернальная;
биопсия органов.
^
«ПОМОЩНИК ВРАЧА ХИРУРГИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА»
Производственная практика студентов в качестве помощника врача хирургического отделения стационара проводится после завершения 8 семестра обучения в течение 12 рабочих дней.
Студенты курируют 5-7 больных, участвуют в 2 ночных дежурствах в качестве помощника дежурного врача.
В ходе курации студенты ежедневно участвуют в обходах, заполняют медицинскую документацию, участвуют в проведении специальных исследований, в операциях и перевязках, знакомятся с работой операционного блока, подготовкой операционного я перевязочного стола, принимают участие я проведении предоперационной подготовки я послеоперационном ведении больных, закрепляют навыки асептики я антисептики (обработка рук, приготовление антисептических растворов, стерилизация инструментов и материала и пр.).
^
Студент должен уметь:
(в перевязочной)
накладывать все виды повязок
накладывать и снимать швы
давать оценку раневой поверхности и ране
проводить обработку пролежня;
накладывают я снимают гипсовые повязки,
накладывать и снимать шины.
(в операционной)
ассистировать при плановых и экстренных хирургических вмешательствах в качестве 1-го или 2-го ассистента,
принимать участив в проведении наркоза интубация трахеи и проведение искусственной вентиляции легких),
принимать участие в проведении проводниковой и инфильтрационной анестезии.
Под контролем врача могут выполнять хирургические операции:
венесекция,
плевральная и абдоминальная пункции,
первичная хирургическая обработка раны,
вскрытие поверхностных гнойников,
наложение вытяжений при переломах
^
Студент ведет индивидуальный дневник производственной практики, в котором отражает проделанную работу за каждый день с обязательным перечислением лечебных и/или диагностических мероприятий, в которых он участвовал или которые выполнил самостоятельно. Дневник ежедневно подписывается врачом и преподавателем-куратором практик (Приложение 1).
По окончании практики преподаватель организует проведение аттестации по производственной практике комиссией.
Иногородние студенты, проходящие практику в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, по окончании каждого цикла (работа в терапевтическом стационаре, в хирургическом стационаре) подписывают дневник у заведующего отделением, а по окончания практики - у главного врача. Подпись главного врачи скрепляется круглой печатью лечебного учреждения.
Для оценки выполненных студентом заданий служит итоговый отчет заполняемое в виде сводной таблицы.
^
(«помощник врача терапевтического, хирургического, акушерского стационара»)
№
|
^
|
Дневник курации
|
Подпись куратора
|
1.
|
___.07.20___ г.
|
ЧДД - 18 в мин. Тоны сердца нормальной звучности, шумов нет. Пульс ритмичный, 64 в мин. Лд - 200/120 мм рт.ст. Жиоот мягкий, безболезненный при пальпации. На снятой ЭКГ без отрицательной динамики по сравнению с предыдущей (1.07) - самостоятельная интерпретация. Состояние расценено как гипертонический криз, назначено: коринфар 10 мг сублингвально, суточная доза энапа увеличена до 20 мг/сутхи.
Через 40 мин. Жалоб не предъявляет, Ад- 140/90 мм.рт.ст.
|
|
2.
|
|
|
|
Заведующий отделением ФИО, подпись
^
Печать утверждения
^
|
мин.
кол-во
манипуляций
|
Дата/количество
|
Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбор анамнеза, осмотр больного с заполнением разделов истории болезни «анамнез», «данные осмотра больного» в терапевтическом стационаре
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составление плана обследования и лечения больного в терапевтическом стационаре
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполнение листа назначений в истории болезни пациентов, температурного листа в терапевтическом стационаре
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изменение артериального давления на плече и бедре
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регистрация ЭКГ
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение группы крови
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбор анамнеза, осмотр больного с заполнением разделов истории болезни «анамнез», «данные осмотра больного» в хирургическом стационаре
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наложение повязок
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в хирургических операциях
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в эндоскопических исследованиях и пособиях
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбор анамнеза беременных, рожениц и родильниц, заполнение медицинской документации.
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составление плана обследования и ведения беременных, рожениц и родильниц, заполнение истории родов.
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование антропометрических данных роженицы
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ассистирование врачу при проведении влагалищного исследования и определения состояния шейки матки во время беременности и динамике состояния шейки матки в первом периоде родов.
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение аускультации сердцебиения плода.
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старшая медсестра отделения __________________. Главная медсестра _________________. Главный врач ____________________. Круглая печать
(подпись) (подпись) (подпись) лечебного учреждения
Руководитель практики_______________
|