|
Скачать 126.2 Kb.
|
9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- Джонсона. Синдром Лайелла. Актуальность темы: Установлено, аллергия встречается достаточно часто среди общей патологии, в возникновении которой большое значение имеют нейроиммуновегетодистонические, инфекционно-аллергические и метаболические механизмы патогенеза, зачастую и на основе генетической предрасположенности. В связи с ухудшением экологической обстановки, разнообразием веществ бытовой химии, косметики, медикаментозных препаратов участились случаи аллергических и токсических дерматозов. В связи с продолжающейся аллергизацией населения, и нередко, носит хронический рецидивирующий характер. Слизистая оболочка полости рта сравнительно часто повреждается при аллергических заболеваниях , при этом её изменения широко варьируются от отёка и эритемы до поврежения – токсического епидермального некролиза , синдрома Лайелла. Поэтому врачу- стоматологу необходимо уметь распознать острые и хронические проявления аллергических заболеваний и иметь навыки оказания медицинской помощи, а также уметь проводить профилактику возникновения этой патологии. Цели обучения Общая цель: уметь установить предварительный клинический диагноз Многоформная эксудативная эритема, синдром Стивенса –Джонсона, синдром Лайела, определить тактику ведения больного и принципы лечения заболеваний.
^ Задание для проверки исходного уровня Задание №1. Мужчина 30 лет жалуется на повышение температуры тела до 38,00С в течении 3-х дней, резкую болезненность во рту при приеме пищи. Связывает заболевание с использованием препарата «Стрепсилс» для лечения фарингита. Объективно : нижняя губа отечна, определяются кровянистые корки на кайме нижней губы. На слизистой оболочке губ,щек, дна полости рта на фоне разлитой гиперемии определяются обширные эрозивные поверхности с неровными краями, покрытые фибринозным налетом. На коже предплечий и голеней обнаружены высыпания. Определите характер сыпи на коже у больного. А. Волдырная В. Кокардоформная С. Папулезная D. Пустулёзная E. Розеолезная ^ К стоматологу обратился больной с жалобами на болезненные высыпания во рту, пузыри на коже лица. При осмотре обнаружены эрозивно – язвенные поражения слизистой полости рта. Какие рекомендации можно дать больному в связи с воспалительными изменениями полости рта? А. Назначение антибиотикотерапии В. Назначение иммуномодуляторов С. Щадящая диета D. Назначение препаратов кальция E. Полоскание полости рта антисептиками ^ Девушка 19 лет, учащаяся сторительного ПТУ, обратилась с жалобами на слабость , головокружение, распространенные высыпатия на коже туловища, лица. Болеет в течении 2 недель, принимала лекарственный препарат «пипольфен». На лице , шее разлитая гиперэмия, на коже губ кровянистые корки, участки мокнутия, на слизистой полости рта болезненные эррозии. Какова природа данного заболевания? А. Инфекционно-аллергическая В. Токсико-аллергическая С. Генетическая предрасположенность D. Аутоимунная E. Вирусная ^ Аллергические реакции замедленного типа обусловлены: А. Активацией каллекреин-кининовой системы В. Активацией компонентов комплементу С. Выбросом гистамина и серотинина D. Выделением простагландинов E. Прямым действием сенсибилизированных лимфоцитов ^ В приемное отделение поступил больной с ознобом, повышением температуры тела, общим недомаганием , на коже множественные пузыри, пятна,на слизистой полости рта и красной каймы губ геморагические корки ,возникшие после приема антибиотика. Выставлен предварительный диагноз: распространенная токсикодермия. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза? А. Общий анализ крови В. Общий анализ мочи С. Иммунограмма D. Бактериоскопический E. Серологическое исследование ^ Задание№1:С Задание№2:А Задание№3:В Задание№4:Е Задание№5:А Источники информации: 1. Терапевтическая стоматология в 4-х томах/ За ред.проф. А.В.Борисенко.- Т.2 2. Адо А.Д., Новицкий В.В. Патологическая физиология. – Томск, 1994. – С. 114-134; 153-177. 3. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. – М.: Триада-фарм , 2001. – С.292-307; 311-335. 4. Шлопов В.Г. Основы патологической анатомии. – К.: УкрНТЕК, 1999. – С. 144-165, 166-169. Содержание обучения в соответствии с целями: Теоретические вопросы темы. 1. Особенности опроса больных аллергическими заболеваниями СОПР. 2. Клинические проявления в полости рта и красной кайме губ Многоформной экссудативной эритемы. 3. Клинические проявления при синдроме Стивенса-Джонсона . 4. Клинические проявления при синдроме Лайелла. 5. Дифференциальная диагностика Многоформной эксудативной эритемы, синдром Стивенса –Джонсона, синдром Лайелла. 6. Тактика ведения больного и принципы лечения 7. Осложнения Многоформной эксудативной эритемы, синдрома Стивенса –Джонсона, синдрома Лайелла. Источники информации Основная литература. 1.Терапевтическая стоматология в 4-х томах/ За ред.проф. А.В.Борисенко.- Т.4.- Заболевание слизистой оболочки полости рта.-К.: Медицина 2010.- С.322-332 2.Данилевский М.Ф., Несин О.Ф., Рахний Ж.И. Заболевание слизистой оболочки полости рта. – К.: «Здоровье», 2010. – С. 322-330. 3.Боровский Е.В., Машкелейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки полости, рта и губ. – М.: «Медицина», 1984. – С. 122-137. Дополнительная литература 1. Терапевтическая стоматология в 2-х томах / За редак. проф. А.К. Николишина.- Т.2.-Полтава: Дивосвит, 2007.- С.167-169. 2. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. – М.: «Медицина», 1991. – С. 322-332. 3. Терапевтическая стоматология/ Под редак. Е.В. Боровского .- М.:МИА, 2004.-С.674-677. 4.Максименко Л.Т., Медикаментозная патология в стоматологии:Учебное пособие - Полтава: УМСА,2001.-С.84-96. Граф логической структуры темы: «Многоформная –эксудативная эритема. Синдром Стивенса –Джонсона . Синдром Лаелла». ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Общий анализ кроваи ![]() ![]() лейкопения ![]() лимфопения ![]() ![]() ![]() ![]() Диагностический алгоритм при синдроме «Эрозия на СОПР»
Эрозия ![]() Острое начало заболевания, повышенная температура тела ![]() ![]() Да Нет 5,7,8,9 1,2,3,4,6 ![]() ![]() Полициклические эрозии Наличие гиперкератоза ![]() ![]() ![]() ![]() Да Нет Да Нет 5 7,8,9 6,1 2,3,4 ![]() ![]() ![]() Поражения глаз Папулы в виде кружева Инфильтрат в основании, склераденит ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Да Нет Да Нет 8,9 7 6 1 ![]() положительный Симптом Никольского Да Нет 4 2 ,3 ![]() ![]() ![]() Положительній Симптом Никольского, клетки Тцанка ![]() ![]() 9 8 Да Нет 2 3 Тактический алгоритм лечения «Многоформной-эксудативной эритемы» Лечение ![]() ![]() Общее Местное ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Набор заданий для проверки конкретных целей обучения : Задание №1. Молодой человек 18 лет, обратился с жалобами на повышение температуры тела до 39,50 С, озноб, тошноту , головную боль , боль при пиеме пищи и глотании, резкий неприятный запах изо рта. Заболел остро 2 суток назад. Объективно : подчелюстные и заднешейные узлы увеличены, подвижны и малоболезненные . На фоне разлитой гиперемии СОПР и глотки . В анализе крови : лейкоцитоз , лимфоцитоз, моноцитоз, увеличенное СОЭ . Какой наиболее вероятный диагноз? А. Герпангина В. Инфекционный мононуклеоз С. Синдром Лайелла D. Синдром Стивенса-Джонсона E. Язвенно- некротический стоматит Венсана Задание №2. Мужчине 34 лет закончен курс лечения по поводу инфекционно- аллергической формы многоформной эксудативной эритемы. Сопутствующие заболевания : бронхиальная астма , хронический тонзилит . Что из ниже перечисленного предотвратит рецидив заболевания у данного больного? А. Аутогемотерапия В. Назначение антигистаминных препаратов С. Закаливание организма D.Курс кортикостероидной терапии E. Санация очагов инфекции ^ При проведении комплексной терапии Многоформной эритемы у девушки 22 лет дл яместной терапии поражения СОПР врач- стоматолог использовал препарат , который позволяет расщеплять некротизированные ткани и фибринозный налет. Что это за препарат? А. Протеолитический фермент В. Антисептик- окислитель С. Антибиотик широкого спектра действия D. Кортикостероид E. Ингибитор протеолиза ^ Мужчина 23 лет жалуется на резкую боль во рту, повышение температуры до 38,0 С, боль в суставах, общую слабость. Заболел 3 дня назад, когда после переохлаждения появились общие симптомы недомогания. Принимал самостоятельно сульфадиметоксин. Сутки назад появилась сыпь во рту и на коже. Объективно: на коже кистей и предплечий – эритематозные пятна до 1,5 см диаметром с синюшным и западающим центром, а также пузырьки с напряжённым покрытием. На красной кайме губ – кровянистые корки, гиперемия и отёчность конъюнктивы глаз. На СОПР на фоне разлитой гиперемии – крупные сливающиеся эрозии, покрытые сероватым налётом, резко болезненные при дотрагивании. Какой наиболее вероятный диагноз? А. Медикаментозный стоматит В. Многоформная экссудативная эритема С. Синдром Лайелла D. Синдром Стивенса-Джонсона E. Стоматит Венсана ^ Врача-стоматолога пригласили в инфекционное отделение для консультации женщины 24 лет, которая жалуется на невозможность приёма пищи из-за распространения сыпи на СОПР. Из анамнеза: неделю назад перенесла ОРЗ, принимала аспирин. Состояние улучшилось, но два дня после этого температура поднялась до 39 С, появилась сыпь на коже и слизистой оболочке полости рта. Сопутствующие заболевания: двухстороння плевропневмония, нарушение функции почек, двухсторонний кератоконъюнктивит. Объективно: общее состояние тяжёлое, температура тела 39,5 С. На СО твёрдого и мягкого нёба, щёк, дёсен – обширные эрозивные поверхности ярко-красного цвета с обрывками эпителия на краях, слизистая вокруг в цвете не изменилась. Симптом Никольского положительный. На коже груди и спины определены крупные пузырьки с дряблым, сморщенным покрытием, после вскрытия которой оголяется поверхность, напоминающая обваренную кипятком кожу. Какой наиболее вероятный диагноз? А. Вульгарная пузырчатка В. Острый герпетический стоматит С. Синдром Лайелла D. Синдром Стивенса-Джонсона E. Стафилококковый поверхностный эпидермолиз ^ Задание №1: В Задание №2: Е Задание №3: А Задание №4: D Задание №5: С Короткие методические указания к работе студентов на практическом занятии. В начале занятия проводится проверка и коррекция исходного уровня знаний-умений путем решения тестовых заданий. Далее студенты приступают к самостоятельной работе, которая заключается в приеме больных, желательно тематических в клиническом зале под контролем преподавателя :студенты проводят опрос больных, обзор и инструментальные методы исследования, выделяют ведущий клинический синдром с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных, в том числе аллергологических методов исследования. В результате подробного клинического разбора с помощью преподавателя в присутствии всей группы устанавливают предварительный или окончательный диагноз, с помощью тактического алгоритма, определяют тактику ведения больного, принципы лечения. На заключительном этапе проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы. Акцентируется внимание на допущенных ошибках. Из-за отсутствия тематических больных студенты решают ситуационные задания. Усвоение содержания обучения осуществляется с помощью решения заданий для итогового контроля. В конце занятия студенты, подводят итоги занятия, выставляются оценки. |