|
Скачать 75.56 Kb.
|
Содержание
2. Цель занятияПродолжительность занятия 3 часа |
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кафедра внутренних болезней №4 Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) ООП специальности 060201 - Стоматология Дисциплина С-3. Б4. ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ 1.ТЕМА №6 ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ БРОНХОБСТРУКТИВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ: СИНДРОМ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ, СИНДРОМ ПОВЫШЕННОЙ ВОЗДУШНОСТИ ЛЕГОЧНОЙ ТКАНИ. СИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. ^ Ознакомление студентов с основными клиническими синдромами при бронхобструктивных заболеваниях как важной составляющей клинического мышления при постановке предварительного диагноза. 3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 3.1. Научить выявлять симптомы и сформировать на их основе синдром бронхиальной обструкции; 3.2. Научить выявлять симптомы и сформировать на их основе синдром повышенной воздушности легочной ткани; 3.3. Научить выявлять симптомы и сформировать на их основе синдром дыхательной недостаточности; 3.4. Научиться оценке данных лабораторных методов исследования у больных с бронхобструктивными заболеваниями и дыхательной недостаточностью (исследование мокроты, исследование газового состава крови). 3.5. Научиться оценке данных инструментальных методов исследования у больных с бронхобструктивными заболеваниями и дыхательной недостаточностью (рентгенография легких и пульсоксиметрия). 3.6. Научиться оценке данных исследования функции внешнего дыхания (спирометрия и пикфлюометрия). Контролируемые ЗУН (знания, умения, навыки), направленные на формирование профессиональных компетенций ПК-5 и ПК-22
^ 4.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал (в соответствии с контрольными вопросами). 4.1. Каковы основные этиологические факторы и патогенез синдрома бронхиальной обструкции? 4.2. Каковы основные этиологические факторы и патогенез синдрома повышенной воздушности легочной ткани? Назовите разновидности эмфиземы легких. 4.3. Каковы основные этиологические факторы и патогенез синдрома дыхательной недостаточности? Назовите разновидности дыхательной недостаточности? 4.4. Каковы субъективные (жалобы) и объективные проявления синдрома бронхиальной обструкции? 4.5. Каковы субъективные (жалобы) и объективные проявления синдрома повышенной воздушности легочной ткани? 4.6. Каковы субъективные (жалобы) и объективные проявления синдрома дыхательной недостаточности? 4.7. Какие существуют лабораторные и инструментальные методы диагностики синдромов бронхиальной обструкции, повышенной воздушности легочной ткани и дыхательной недостаточности? 4.8. Диагностическое значение исследования газового состава крови и пульсоксиметрии. 4.9. Методика проведения и основные показатели спирометрии. Диагностическое значение показателей: ЖЕЛ, объема форсированного выдоха в первую секунду. 4.10. Как называется показатель, определяемый с помощью пикфлюометрии и что он характеризует? 5. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ 5.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами; решить тестовые задания. 5.2. На занятии необходимо ответить на вопросы текущего тестового контроля 5.3. Провести краткосрочную курацию больных с заболеваниями органов дыхания. Полученные данные записать в тетрадь. 5.4. Выделить ведущие симптомы, составить симптомокомплекс. 5.5. Проанализировать заключения по исследованиям мокроты, газового состава крови. 5.6. При разборе рентгенограмм выделить признаки синдрома повышенной воздушности легочной ткани. 5.7 Оценить показатели спирограмм и сделать заключение и типе и степени нарушения функции внешнего дыхания. 5.8. В конце занятия отчитаться о проделанной работе преподавателю. Самостоятельная работа выполняется согласно методическим указаниям, имеющимся в Учебно-методическом пособии по пропедевтике внутренних болезней для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета – С.20-22. 6. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ: Вопросы к текущим и рубежным контролям: 1. СИНДРОМ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ ВСТРЕЧАЕТСЯ ПРИ: а) бронхиальной астме; б) пневмонии; в) гидротораксе; г) пневмотораксе; д) эмфиземе легких. 2. ПРИ СИНДРОМЕ ПОВЫШЕННОЙ ВОЗДУШНОСТИ ЛЕГОЧНОЙ ТКАНИ ВЫСЛУШИВАЕТСЯ ДЫХАНИЕ: а) бронхиальное; б) жесткое; в) ослабленное везикулярное; г) амфорическое; д) не выслушивается. 3. ОБСТРУКТИВНЫЙ ТИП НАРУШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ: а) кифосколиозе; б) пневмосклерозе; в) бронхитах; г) гидро- и пневмотораксе; д) при всех вышеперечисленных состояниях. 4. БОЧКООБРАЗНАЯ ГРУДНАЯ КЛЕТКА, ОСЛАБЛЕННОЕ ГОЛОСОВОЕ ДРОЖАНИЕ, КОРОБОЧНЫЙ ЗВУК ПРИ ПЕРКУССИИ, ДИФФУЗНО ОСЛАБЛЕННОЕ ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ ВЫЯВЛЯЮТСЯ ПРИ СИНДРОМЕ: а) дыхательной недостаточности; б) очагового уплотнения легочной ткани; в) скопления жидкости в плевральной полости; г) скопления воздуха в плевральной полости; д) повышенной воздушности легочной ткани. 5. СИНДРОМ ПОВЫШЕННОЙ ВОЗДУШНОСТИ ЛЕГОЧНОЙ ТКАНИ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ: а) бронхиальной астмы; б) пневмонии; в) гидроторакса; г) пневмоторакса; д) эмфиземы легких. 6. АУСКУЛЬТАТИВНАЯ КАРТИНА В ЛЕГКИХ ПРИ СИНДРОМЕ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ: а) жесткое дыхание, рассеянные сухие хрипы; б) ослабленное везикулярное дыхание; в) дыхание не проводится; г) бронхиальное дыхание; д) рассеянные влажные хрипы. 7. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ: а) экспираторная одышка, диффузный цианоз, тахикардия; б) инспираторная одышка, акроцианоз, тахикардия; в) сухой кашель, повышение температуры тела, общая слабость; г) бледность, тахикардия, головокружение; д) нет клинических проявлений. 8. РЕСТРИКТИВНЫЙ ТИП НАРУШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ: а) бронхите; б) гидро- или пневмотораксе; в) бронхоспазме; г) обтурационном ателектазе; д) всех вышеперечисленных состояниях. 9. ПРИ ОБСТРУКТИВНОМ ТИПЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПРИ СПИРОГРАФИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЫРАЖЕННОЕ СНИЖЕНИЕ: а) ЖЕЛ; б) ОФВ1; в) МВЛ; г) всех показателей; д) ни одного из перечисленных. 10. СПИРАЛИ КУРШМАНА, КРИСТАЛЛЫ ШАРКО-ЛЕЙДЕНА ПОЯВЛЯЮТСЯ В МОКРОТЕ ПРИ: а) спазме бронхов, чаще при бронхиальной астме; б) туберкулезе; в) гангрене легкого; г) раке легкого; д) пневмонии. 7. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла; 1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка. 8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ: 8.1. Основная: Учебники:
Учебные пособия:
8.2. Дополнительная литература
Учебное пособие составил асс. Цидаева И.А. Утверждено на заседание кафедры внутренних болезней №4 «____»__________2012г. |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита.... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) |