|
Скачать 274.65 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра оториноларингологии с курсом ПДО «Утверждаю» проректор по учебной работе профессор_________А.Б. Ходжаян « » 2012 г. «Согласовано» декан факультета доцент _________А.Я Климов « » 2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности - 060103 – педиатрия Всего часов - 108 из них:
из них: -лекции - 24 -практических занятий - 48
г. Ставрополь 2012 г. Рабочая учебная программа разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана по специальности высшего профессионального образования и типовой программы по оториноларингологии для специальности «педиатрия», Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры оториноларингологии и ПДО «___» ________________ 2012 г. Протокол № ____ Зав. каф., проф. _________________ / Кошель В.И./ Одобрена цикловой методической комиссией Председатель ЦМК, проф.____________(И.В. Суздальцев) « ___» _________________ 2012 г. Согласована Начальник УМУ___________________(Н.П. Вышковский) «____»_________________2012 г. Руководитель ЦУКО, проф. ___________(Ю.В. Первушин) «____»_________________2012 г. ^ Оториноларингология - это клиническая дисциплина, изучающая строение, функцию и патологию носа, глотки, гортани и уха, а также смежных с ними областей. Программа по оториноларингологии составлена с учетом требований к модели врача-педиатра общей практики. Поэтому все разделы специальности излагаются в объеме, необходимом педиатру общей практики для успешной постановки предварительного диагноза, умения грамотно направить больного ребенка к специалисту-отоларингологу и оказать ему экстренную и неотложную помощь. Студенты педиатрического факультета изучают ЛОР болезни единым циклом в 9 семестре. Дисциплина изучается в объеме 108 часов с чтением лекций (24 часов), практических занятий (48 часа) и самостоятельных занятий (36 часов). Лекции читают профессор и доцент кафедры по наиболее важным теоретическим разделам специальности, имеющим общемедицинское значение. Изложение материала проводится с использованием современных информационных технологий и технических средств обучения. Практические занятия (48 часов) проходят на кафедре в специализированных учебных помещениях по расписанию учебной части с использованием наглядных пособий, компьютерных программ, специализированного инструментария и аппаратуры. В процессе обучения у студентов ежедневно проверяется исходный и конечный уровень знаний с помощью тестовых заданий, ситуационных задач, а также других видов контроля знаний и умений студентов. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре больно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности. Часть материала (36 часов) выделена для изучения в процессе самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов слагается из самоподготовки к следующему занятию, самостоятельной работы на занятии и самостоятельному изучению части материала. Самостоятельная работа на занятиях осуществляется под контролем преподавателя по плану, который имеется в методических разработках практических занятий для студентов. Основные формы самостоятельной работы на занятии: - освоение инструментальных и лабораторных методов исследования в оториноларингологии, - курация больного, - участие в перевязках, обходах и клинических конференциях, - участие в несложных манипуляциях в операционной и перевязочной под руководством преподавателя. Вместе с заданием на следующее занятие студенты получают вопросы для самоподготовки и самоконтроля, списки литературы, методические разработки. Часть вопросов дисциплины отведены для самостоятельного изучения студентами в связи с недостатком аудиторного учебного времени (история оториноларингологии, инфекционные гранулемы, некоторые вопросы онкологии и заболеваний внутреннего уха). Одним из методов освоения дополнительного материала или углубленного изучения его является учебно-исследовательская работа студентов. Темы студенты выбирают с помощью преподавателя. На кафедре существует список тем для УИРС. Форма УИРС может быть различной: - изготовление учебных таблиц, - подготовка лекций для санитарно-просветительской работы, - дежурства в клинике с разбором сложных клинических случаев, - работа под руководством преподавателя в операционной, перевязочной и у постели больного, - изучение архивного материала. На кафедре работает студенческий научный кружок, где студенты осваивают современные методы исследования и лечения, осматривают большее количество больных, пишут рефераты по избранным темам, проводят научные исследования и т.д. Результаты исследований кружковцы ежегодно докладывают на конференциях СНО. Большинство работ осуществляется в рамках научной тематики кафедры: «Острые и хронические риносинуиты в регионе Ставропольского края». После завершения обучения студенты сдают курсовой экзамен в 3 этапа (тестовый контроль знаний, оценка практических навыков и собеседование) по расписанию деканата. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя: федеральный государственный образовательный стандарт, примерную учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей к каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и методического обеспечения образовательного процесса. Дисциплина согласована с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня и оформлена протоколом согласования. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебного процесса, направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережному отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими и пациентами. Цели и задачи преподавания оториноларингологии Задачей изучения дисциплины является получение студентами знаний, умений и компетентностей для первичного обследования больного ребенка, постановки предварительного диагноза, оказания экстренной медицинской помощи и проведения реабилитационных мероприятий. В результате изучения отоларингологии студенты должны ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
^
^ Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи отоларингологии. Порядок изучения дисциплины, отчетность. Литература. ^ Особенности опроса и сбора анамнеза у ЛОР больного ребенка. Пальпация и перкуссия, определение состояния регионарных лимфоузлов. Лобный рефлектор Симановского. Общий набор ЛОР инструментария. Порядок и методика осмотра ЛОР-органов у взрослых. Особенности осмотра ЛОР-органов у детей. Самостоятельная работа: отработка методов осмотра ЛОР-органов на муляжах и друг на друге. Современные эндоскопические и интерактивные методы исследования в оториноларингологии. Знакомство с кафедрой и клиникой. Оснащенность кафедры оториноларингологии СГМА. ^ Наружный нос: костно-хрящевой скелет, клинически важные особенности кровоснабжения и иннервации, венозная связь с кавернозным синусом. Полость носа: топографические взаимоотношения с соседними органами, особенности строения слизистой оболочки, мукоциллиарный аппарат, носовой клапан, носовые ходы, остиомеатальной комплекс, взаимосвязь с придаточными пазухами носа. Особенности в детском возрасте. Клиническая анатомия придаточных пазух носа в возрастном аспекте. Связь с ростом и развитием зубочелюстной системы. Физиология носа и придаточных пазух носа Функциональные связи с другими органами и системами. Методы исследования носа и околоносовых пазух: пальпация, передняя, средняя и задняя риноскопия, исследование дыхательной и обонятельной функций, риноманометрия. Чтение типичных рентгенограмм. ^ Фурункул наружного носа. Причины заболевания. Возможные осложнения, связанные с особенностями кровоснабжения (тромбоз кавернозного синуса) и заболеваниями внутренних органов (диабет). Острый и хронический насморк. Хронический аллергический насморк. Современные представления об этиологии и патогенезе, новые эндоскопические и функциональные методы диагностики и лечения. Особенности в детском возрасте Значение состояния окружающей среды в развитии заболевания. Достижения кафедры оториноларингологии СГМА в диагностике и лечении некоторых видов аллергических и полипозных насморков. Острые и хронические риносинуситы. Классификация. Современные методы диагностики и лечения этих заболеваний у детей. Гематома и абсцесс перегородки носа. Деформация наружного носа и искривление перегородки носа. Демонстрация больных и работа с пациентами в перевязочной под руководством преподавателя. Современные эндоскопические и функциональные методы исследования Присутствие на амбулаторном приеме. Правила описания риноскопической картины. ^ Топографические особенности расположения глотки, этажи, мышцы, кровоснабжение и иннервация, лимфоидное глоточное кольцо. Современные представления о строении и функции небных миндалин и их влиянии на состояние здоровья человека. Топография гортани, хрящевой, связочный и мышечный аппараты, этажи, особенности строения слизистой оболочки, кровоснабжение и иннервация. Заглоточное и боковое окологлоточные клетчаточные пространства. Пути распространения инфекции. Связь с клетчаточными пространствами челюстно-лицевой области и шеи. Физиология глотки и гортани. Современные представления о роли лимфоидного глоточного аппарата в развитии патологических процессов в организме. Иммунологические аспекты проблемы. Понятие о фониатрии, стробоскопический и эндоскопические методы исследования. ^ Острый и хронический аденоидит, аденоидные вегетации. Влияние на формирование и развитие организма ребенка. Тонзиллярная проблема: ангина и хронический тонзиллит. Современные представления о причинах заболеваний и механизме его развития. Иммунологические аспекты проблемы. Классификация. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика с дифтерией, сифилисом и другими заболеваниями. Современные методы лечения. Показания и противопоказания к тонзиллэктомии. Понятие о сопряженных с хроническим тонзиллитом и сопутствующих заболеваниях Профилактика. Диспансеризация. Социальная значимость проблемы. Паратонзиллярный, заглоточный и боковой окологлоточный абсцессы. Неотложная помощь. ^ Стенозы гортани. Причины, клинико-патоморфологические параллели развития острой дыхательной недостаточности. Тактика врача общей практики. Принципы оказания неотложной специализированной помощи, лечение, профилактика и прогноз. Острый ларингит. Флегмонозный ларингит, неотложная помощь. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Причины, механизмы развития, классификация, методы диагностики, клиническая картина. Неотложная помощь и лечение. Организация ларингитных отделений. Функциональные и органические расстройства двигательной функции гортани, парезы и параличи. Их значение в диагностике заболеваний нервной системы и органов грудной клетки. Трахеотомия, трахеостомия, коникотомия. Современные показания и противопоказания, техника выполнения и осложнения. ^ Наружное ухо: ушная раковина и наружный слуховой проход. Топография. Среднее ухо: барабанная полость, сосцевидный отросток и слуховая труба. Топография, возрастные особенности строения, связь с анатомическими образованиями носоглотки и полости носа. Физиология слухового анализатора, понятие о звукопроводящей системе. Методы исследования: особенности сбора анамнеза у детей с заболеваниями уха. Отоскопия, пальпация сосцевидного отростка, исследование проходимости слуховой трубы, типичные рентгенограммы. ^ Заболевания ушной раковины: отгематома, хондроперихондрит, рожа. Патология наружного слухового прохода серная пробка, фурункул. Острое гнойное воспаление среднего уха. Причины, пути распространения инфекции, клинические стадии. Современные методы лечения. Профилактика. Осложнения. Особенности течения в раннем детском возрасте. Антрит и мастоидит, причины, клинические формы, диагностика. Хирургические методы лечения. Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Причины, клинические формы, методы диагностики. Принципы консервативного и хирургического лечения. Осложнения. Современные методы восстановительной хирургии. Вопросы профпригодности. ^ Клиническая анатомия внутреннего уха. Строение улитки. Понятие об адекватном раздражителе, основных свойствах звукового анализатора и звуковоспринимающей системе. Методы исследования слуховой функции. Роль состояния функции слуха на формирование речи у детей. Посещение краевого сурдофоноцентра. Понятие о принципах работы центра, его современных возможностях и порядке направления больных. ^ Клиническая анатомия полукружных каналов и преддверия улитки. Физиология вестибулярного аппарата. Понятие о вестибулярном нистагме, законы Эвальда. Принципы дифференциальной диагностики с заболеваниями мозжечка. Методы исследования вестибулярного аппарата. Ученые – лауреаты Нобелевской премии (Роберт Барани и Георг Бекеши). ^ Кохлеарный неврит, распространенность, причины, ототоксичность лекарственных препаратов, патогенез, современные методы диагностики, принципы терапии. Вопросы слухопротезирования, понятие о кохлеарной имплантации. Глухота, глухонемота. Врачебная тактика при выявлении тугоухости и глухоты в раннем детском возрасте. Отосклероз, современные представления о причине и механизме развития заболевания. Хирургические методы лечения, прогноз. ^ Отогенный и риногенный менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга и мозжечка, тромбозы венозных синусов. Отогенный сепсис. Причинные заболевания, пути распространения инфекции, патогенез, клинические стадии, менингеальные и очаговые симптомы, картина ликвора. Дифференциальная диагностика с неотогенными внутричерепными заболеваниями. Принципы консервативного и хирургических методов лечения. Неотложная помощь. Прогноз. Роль педиатра общей практики в ранней диагностике и профилактике таких заболеваний. Распространенность, летальность и ее динамика в связи с разработкой хирургических методов лечения и совершенствованием антибиотикотерапии. Работа под руководством преподавателя в операционной и перевязочной. Курация больных. ^ Распространенность онкологических заболеваний ЛОР-органов. Современные представления о причинах и механизме развития опухолевых заболеваний. Классификация. Международная классификация рака. Онкологическая настороженность. Принципы современной терапии и реабилитация больных. Организация онкологической службы в Ставропольском крае. Вопросы этики и деонтологии. Злокачественные и доброкачественные опухоли носа и придаточных пазух носа. Ранние симптомы Роль педиатра общей практики в ранней диагностике заболевания. Опухоли глотки. Ранние симптомы. Юношеская ангиофиброма носоглотки. Лимфоэпителиома. Папилломатоз гортани у взрослых и детей. Рак гортани. Предраковые заболевания, ранние симптомы, методы диагностики и лечения. Прогноз. Тема 14. Инородные тела, травмы и кровотечения в оториноларингологииИнородные тела ЛОР-органов, трахеи, бронхов и пищевода: распространенность, клиническая картина, методы диагностики (анамнез, эндоскопия, рентгенография). Тактика педиатра общей практики. Правила транспортировки больных. Неотложная и специализированная помощь. Осложнения. Профилактика. Травмы ЛОР-органов. Классификация. Клинические проявления. Неотложная, первая врачебная и специализированная помощь. Особенности первичной хирургической обработки в ЛОР хирургии. Профилактика осложнений (столбняк). Кровотечения в оториноларингологии, особенности кровоснабжения ЛОР-органов, причины, клинические проявления. Методы остановки, Вопросы замещения потерянной крови. Переливание крови. Постгеморрагический шок, ДВС – синдром, неотложная помощь, тактика врача общей практики. ^ Туберкулез ЛОР-органов: распространенность, пути попадания инфекции, клинические проявления. Методы диагностики, Правила направления больного в профильные учреждения. Сифилис ЛОР-органов: клинические проявления заболевания на ЛОР-органах по стадиям. Дифференциальная диагностика с неспецифическими заболеваниями ЛОР-органов и органов полости рта. Роль педиатра общей практики в ранней диагностике заболевания, вопросы личной профилактики. Заключение Краткий итог изученного материала. Задача на предстоящую аттестацию. ^
Тематический план лекции
^
^ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Пальчун, В.Т. Оториноларингология: учебник / В.Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А, Лучихин. - М.: Медицина, 2011. - 656 с. 2. Богомильский, М.Р. Детская оториноларингология: учебник.- 2-ое изд. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2007. – 576 с 3. Овчинников, Ю. М. Болезни носа, глотки, гортани и уха: учебник / Ю. М. Овчинников, В.П.Гамов. - М.: Медицина, 2003. - 320 с. Дополнительная литература
учеб. пособие.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1999 – 288 с.
^ 1) Методические материалы
2) Наглядные пособия - Таблицы, муляжи, слайды, фантомы. 3) Учебные компьютерные программы: - интерактивная анатомия, гистология и пространственная рентгенография ЛОР-органов, - тесты по оториноларингологии,
4) Видеофильмы:
5) Схемы, бланки историй болезни и амбулаторных карт, перечень практических навыков, темы для УИРС. 6) Тесты программированного контроля, ситуационные задачи. 7) Инструментарий и аппаратура:
- компьютеры, - аудиометр, - эндоскопическое оборудование для диагностики и лечения заболеваний ЛОР-органов. 8) Материально-технические возможности СККЦ ОСВМП: ЛОР-отделение на 60 коек, операционная, перевязочная, сурдофоноцентр, рентгенологическая и эндоскопическая службы. ^
|