Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия





Скачать 274.65 Kb.
Название Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия
Дата 01.03.2013
Размер 274.65 Kb.
Тип Рабочая учебная программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Кафедра оториноларингологии с курсом ПДО


«Утверждаю»

проректор по учебной работе

профессор_________А.Б. Ходжаян

« » 2012 г.


«Согласовано»

декан факультета

доцент _________А.Я Климов

« » 2012 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по оториноларингологии, детской оториноларингологии

для специальности - 060103 – педиатрия


Всего часов - 108

из них:

  • аудиторных занятий - 72

из них:

-лекции - 24

-практических занятий - 48

  • самостоятельная работа - 36

  • форма контроля– экзамен, 9 семестр



г. Ставрополь

2012 г.


Рабочая учебная программа разработана на основании

федерального государственного образовательного стандарта,

учебного плана по специальности высшего профессионального образования и типовой программы по оториноларингологии для специальности «педиатрия»,


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры оториноларингологии и ПДО


«___» ________________ 2012 г. Протокол № ____


Зав. каф., проф. _________________ / Кошель В.И./


Одобрена цикловой методической комиссией

Председатель ЦМК, проф.____________(И.В. Суздальцев)


« ___» _________________ 2012 г.


Согласована

Начальник УМУ___________________(Н.П. Вышковский)


«____»_________________2012 г.


Руководитель ЦУКО, проф. ___________(Ю.В. Первушин)


«____»_________________2012 г.


^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Оториноларингология - это клиническая дисциплина, изучающая строение, функцию и патологию носа, глотки, гортани и уха, а также смежных с ними областей. Программа по оториноларингологии составлена с учетом требований к модели врача-педиатра общей практики. Поэтому все разделы специальности излагаются в объеме, необходимом педиатру общей практики для успешной постановки предварительного диагноза, умения грамотно направить больного ребенка к специалисту-отоларингологу и оказать ему экстренную и неотложную помощь.

Студенты педиатрического факультета изучают ЛОР болезни единым циклом в 9 семестре. Дисциплина изучается в объеме 108 часов с чтением лекций (24 часов), практических занятий (48 часа) и самостоятельных занятий (36 часов).

Лекции читают профессор и доцент кафедры по наиболее важным теоретическим разделам специальности, имеющим общемедицинское значение. Изложение материала проводится с использованием современных информационных технологий и технических средств обучения.

Практические занятия (48 часов) проходят на кафедре в специализированных учебных помещениях по расписанию учебной части с использованием наглядных пособий, компьютерных программ, специализированного инструментария и аппаратуры. В процессе обучения у студентов ежедневно проверяется исходный и конечный уровень знаний с помощью тестовых заданий, ситуационных задач, а также других видов контроля знаний и умений студентов.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре больно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности.

Часть материала (36 часов) выделена для изучения в процессе самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов слагается из самоподготовки к следующему занятию, самостоятельной работы на занятии и самостоятельному изучению части материала. Самостоятельная работа на занятиях осуществляется под контролем преподавателя по плану, который имеется в методических разработках практических занятий для студентов. Основные формы самостоятельной работы на занятии:

- освоение инструментальных и лабораторных методов исследования в оториноларингологии,

- курация больного,

- участие в перевязках, обходах и клинических конференциях,

- участие в несложных манипуляциях в операционной и перевязочной под руководством преподавателя.

Вместе с заданием на следующее занятие студенты получают вопросы для самоподготовки и самоконтроля, списки литературы, методические разработки. Часть вопросов дисциплины отведены для самостоятельного изучения студентами в связи с недостатком аудиторного учебного времени (история оториноларингологии, инфекционные гранулемы, некоторые вопросы онкологии и заболеваний внутреннего уха). Одним из методов освоения дополнительного материала или углубленного изучения его является учебно-исследовательская работа студентов. Темы студенты выбирают с помощью преподавателя. На кафедре существует список тем для УИРС. Форма УИРС может быть различной:

- изготовление учебных таблиц,

- подготовка лекций для санитарно-просветительской работы,

- дежурства в клинике с разбором сложных клинических случаев,

- работа под руководством преподавателя в операционной, перевязочной и у постели больного,

- изучение архивного материала.

На кафедре работает студенческий научный кружок, где студенты осваивают современные методы исследования и лечения, осматривают большее количество больных, пишут рефераты по избранным темам, проводят научные исследования и т.д. Результаты исследований кружковцы ежегодно докладывают на конференциях СНО. Большинство работ осуществляется в рамках научной тематики кафедры: «Острые и хронические риносинуиты в регионе Ставропольского края». После завершения обучения студенты сдают курсовой экзамен в 3 этапа (тестовый контроль знаний, оценка практических навыков и собеседование) по расписанию деканата.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя: федеральный государственный образовательный стандарт, примерную учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей к каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и методического обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласована с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня и оформлена протоколом согласования.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебного процесса, направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережному отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими и пациентами.


Цели и задачи преподавания оториноларингологии

Задачей изучения дисциплины является получение студентами знаний, умений и компетентностей для первичного обследования больного ребенка, постановки предварительного диагноза, оказания экстренной медицинской помощи и проведения реабилитационных мероприятий.

В результате изучения отоларингологии студенты должны

ЗНАТЬ:

  • основные вопросы строения и функции уха и верхних дыхательных путей у детей, их анатомическую и функциональную взаимосвязь с другими органами и системами человека;

  • современные методы диагностики (включая УЗИ-диагностику, эндоскопические, рентгенологические);

  • этиологию, патогенез, классификацию и клиническую картину наиболее распространенных ЛОР заболеваний у детей; особенности протекания заболеваний в разных возрастных группах;

  • основы оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи, принципы диспансерного наблюдения, методы медицинской и психологической реабилитации детей;

УМЕТЬ:

  • применять на практике простейшие методы исследования ЛОР-органов у детей, включая исследование слухового и вестибулярного аппаратов;

  • сформулировать предварительный клинический диагноз в соответствии с современными классификациями ЛОР-болезней;

  • определить показания к избранному методу лечения;

  • выполнять простые лечебные и диагностические манипуляции,

  • оказывать неотложную помощь ребенку в экстренных ситуациях;

  • применять методы профилактики.

^ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о достижениях современной оториноларингологии,

  • о внедрении новых методов диагностики и лечения в нашем регионе.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи отоларингологии. Порядок изучения дисциплины, отчетность. Литература.


^ Тема 1. Методы исследования ЛОР-органов

Особенности опроса и сбора анамнеза у ЛОР больного ребенка. Пальпация и перкуссия, определение состояния регионарных лимфоузлов. Лобный рефлектор Симановского. Общий набор ЛОР инструментария. Порядок и методика осмотра ЛОР-органов у взрослых. Особенности осмотра ЛОР-органов у детей. Самостоятельная работа: отработка методов осмотра ЛОР-органов на муляжах и друг на друге.

Современные эндоскопические и интерактивные методы исследования в оториноларингологии. Знакомство с кафедрой и клиникой. Оснащенность кафедры оториноларингологии СГМА.


^ Тема 2. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования носа и околоносовых пазух

Наружный нос: костно-хрящевой скелет, клинически важные особенности кровоснабжения и иннервации, венозная связь с кавернозным синусом. Полость носа: топографические взаимоотношения с соседними органами, особенности строения слизистой оболочки, мукоциллиарный аппарат, носовой клапан, носовые ходы, остиомеатальной комплекс, взаимосвязь с придаточными пазухами носа. Особенности в детском возрасте.

Клиническая анатомия придаточных пазух носа в возрастном аспекте. Связь с ростом и развитием зубочелюстной системы.

Физиология носа и придаточных пазух носа Функциональные связи с другими органами и системами.

Методы исследования носа и околоносовых пазух: пальпация, передняя, средняя и задняя риноскопия, исследование дыхательной и обонятельной функций, риноманометрия. Чтение типичных рентгенограмм.


^ Тема 3. Заболевания носа и околоносовых пазух

Фурункул наружного носа. Причины заболевания. Возможные осложнения, связанные с особенностями кровоснабжения (тромбоз кавернозного синуса) и заболеваниями внутренних органов (диабет).

Острый и хронический насморк. Хронический аллергический насморк. Современные представления об этиологии и патогенезе, новые эндоскопические и функциональные методы диагностики и лечения. Особенности в детском возрасте Значение состояния окружающей среды в развитии заболевания. Достижения кафедры оториноларингологии СГМА в диагностике и лечении некоторых видов аллергических и полипозных насморков.

Острые и хронические риносинуситы. Классификация. Современные методы диагностики и лечения этих заболеваний у детей.

Гематома и абсцесс перегородки носа. Деформация наружного носа и искривление перегородки носа.

Демонстрация больных и работа с пациентами в перевязочной под руководством преподавателя. Современные эндоскопические и функциональные методы исследования Присутствие на амбулаторном приеме. Правила описания риноскопической картины.

^ Тема 4. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования глотки и гортани

Топографические особенности расположения глотки, этажи, мышцы, кровоснабжение и иннервация, лимфоидное глоточное кольцо. Современные представления о строении и функции небных миндалин и их влиянии на состояние здоровья человека.

Топография гортани, хрящевой, связочный и мышечный аппараты, этажи, особенности строения слизистой оболочки, кровоснабжение и иннервация.

Заглоточное и боковое окологлоточные клетчаточные пространства. Пути распространения инфекции. Связь с клетчаточными пространствами челюстно-лицевой области и шеи.

Физиология глотки и гортани. Современные представления о роли лимфоидного глоточного аппарата в развитии патологических процессов в организме. Иммунологические аспекты проблемы. Понятие о фониатрии, стробоскопический и эндоскопические методы исследования.

^ Тема 5. Заболевания глотки

Острый и хронический аденоидит, аденоидные вегетации. Влияние на формирование и развитие организма ребенка.

Тонзиллярная проблема: ангина и хронический тонзиллит. Современные представления о причинах заболеваний и механизме его развития. Иммунологические аспекты проблемы. Классификация. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика с дифтерией, сифилисом и другими заболеваниями.

Современные методы лечения. Показания и противопоказания к тонзиллэктомии. Понятие о сопряженных с хроническим тонзиллитом и сопутствующих заболеваниях Профилактика. Диспансеризация. Социальная значимость проблемы.

Паратонзиллярный, заглоточный и боковой окологлоточный абсцессы. Неотложная помощь.


^ Тема 6. Заболевания гортани

Стенозы гортани. Причины, клинико-патоморфологические параллели развития острой дыхательной недостаточности. Тактика врача общей практики. Принципы оказания неотложной специализированной помощи, лечение, профилактика и прогноз.

Острый ларингит. Флегмонозный ларингит, неотложная помощь.

Острый стенозирующий ларинготрахеит. Причины, механизмы развития, классификация, методы диагностики, клиническая картина. Неотложная помощь и лечение. Организация ларингитных отделений.

Функциональные и органические расстройства двигательной функции гортани, парезы и параличи. Их значение в диагностике заболеваний нервной системы и органов грудной клетки.

Трахеотомия, трахеостомия, коникотомия. Современные показания и противопоказания, техника выполнения и осложнения.

^ Тема 7. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования наружного и среднего уха

Наружное ухо: ушная раковина и наружный слуховой проход. Топография. Среднее ухо: барабанная полость, сосцевидный отросток и слуховая труба. Топография, возрастные особенности строения, связь с анатомическими образованиями носоглотки и полости носа.

Физиология слухового анализатора, понятие о звукопроводящей системе.

Методы исследования: особенности сбора анамнеза у детей с заболеваниями уха. Отоскопия, пальпация сосцевидного отростка, исследование проходимости слуховой трубы, типичные рентгенограммы.

^

Тема 8. Заболевания наружного и среднего уха


Заболевания ушной раковины: отгематома, хондроперихондрит, рожа.

Патология наружного слухового прохода серная пробка, фурункул. Острое гнойное воспаление среднего уха. Причины, пути распространения инфекции, клинические стадии. Современные методы лечения. Профилактика. Осложнения. Особенности течения в раннем детском возрасте.

Антрит и мастоидит, причины, клинические формы, диагностика. Хирургические методы лечения.

Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Причины, клинические формы, методы диагностики. Принципы консервативного и хирургического лечения. Осложнения. Современные методы восстановительной хирургии. Вопросы профпригодности.

^ Тема 9. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования звукового анализатора

Клиническая анатомия внутреннего уха. Строение улитки. Понятие об адекватном раздражителе, основных свойствах звукового анализатора и звуковоспринимающей системе. Методы исследования слуховой функции. Роль состояния функции слуха на формирование речи у детей. Посещение краевого сурдофоноцентра. Понятие о принципах работы центра, его современных возможностях и порядке направления больных.


^ Тема 10. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного анализатора

Клиническая анатомия полукружных каналов и преддверия улитки. Физиология вестибулярного аппарата. Понятие о вестибулярном нистагме, законы Эвальда. Принципы дифференциальной диагностики с заболеваниями мозжечка. Методы исследования вестибулярного аппарата. Ученые – лауреаты Нобелевской премии (Роберт Барани и Георг Бекеши).

^ Тема 11. Заболевания внутреннего уха

Кохлеарный неврит, распространенность, причины, ототоксичность лекарственных препаратов, патогенез, современные методы диагностики, принципы терапии. Вопросы слухопротезирования, понятие о кохлеарной имплантации. Глухота, глухонемота. Врачебная тактика при выявлении тугоухости и глухоты в раннем детском возрасте.

Отосклероз, современные представления о причине и механизме развития заболевания. Хирургические методы лечения, прогноз.

^ Тема 12. Отогенные и риногенные внутричерепные и орбитальные осложнения заболеваний ЛОР-органов

Отогенный и риногенный менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга и мозжечка, тромбозы венозных синусов. Отогенный сепсис. Причинные заболевания, пути распространения инфекции, патогенез, клинические стадии, менингеальные и очаговые симптомы, картина ликвора. Дифференциальная диагностика с неотогенными внутричерепными заболеваниями. Принципы консервативного и хирургических методов лечения. Неотложная помощь. Прогноз. Роль педиатра общей практики в ранней диагностике и профилактике таких заболеваний. Распространенность, летальность и ее динамика в связи с разработкой хирургических методов лечения и совершенствованием антибиотикотерапии.

Работа под руководством преподавателя в операционной и перевязочной. Курация больных.

^

Тема 13. Вопросы ЛОР онкологии


Распространенность онкологических заболеваний ЛОР-органов. Современные представления о причинах и механизме развития опухолевых заболеваний.

Классификация. Международная классификация рака. Онкологическая настороженность. Принципы современной терапии и реабилитация больных. Организация онкологической службы в Ставропольском крае. Вопросы этики и деонтологии.

Злокачественные и доброкачественные опухоли носа и придаточных пазух носа. Ранние симптомы Роль педиатра общей практики в ранней диагностике заболевания.

Опухоли глотки. Ранние симптомы. Юношеская ангиофиброма носоглотки. Лимфоэпителиома. Папилломатоз гортани у взрослых и детей.

Рак гортани. Предраковые заболевания, ранние симптомы, методы диагностики и лечения. Прогноз.


Тема 14. Инородные тела, травмы и кровотечения в оториноларингологии

Инородные тела ЛОР-органов, трахеи, бронхов и пищевода: распространенность, клиническая картина, методы диагностики (анамнез, эндоскопия, рентгенография). Тактика педиатра общей практики. Правила транспортировки больных. Неотложная и специализированная помощь. Осложнения. Профилактика.

Травмы ЛОР-органов. Классификация. Клинические проявления. Неотложная, первая врачебная и специализированная помощь. Особенности первичной хирургической обработки в ЛОР хирургии. Профилактика осложнений (столбняк).

Кровотечения в оториноларингологии, особенности кровоснабжения ЛОР-органов, причины, клинические проявления. Методы остановки, Вопросы замещения потерянной крови. Переливание крови. Постгеморрагический шок, ДВС – синдром, неотложная помощь, тактика врача общей практики.

^ Тема 15. Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей

Туберкулез ЛОР-органов: распространенность, пути попадания инфекции, клинические проявления. Методы диагностики, Правила направления больного в профильные учреждения.

Сифилис ЛОР-органов: клинические проявления заболевания на ЛОР-органах по стадиям. Дифференциальная диагностика с неспецифическими заболеваниями ЛОР-органов и органов полости рта. Роль педиатра общей практики в ранней диагностике заболевания, вопросы личной профилактики.

Заключение


Краткий итог изученного материала. Задача на предстоящую аттестацию.


^ Распределение часов по темам и выдам учебных занятий



Наименование тем


Всего

часов

В том числе

Лекции

Практ. заня-тия

Самост. работа

9-й семестр обучения

Введение в оториноларингологию

2

1




1

Тема 1. Методы исследования ЛОР-органов

6




3

3

Тема 2. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования носа и околоносовых пазух

8

2

3

3

Тема 3. Заболевания носа и околоносовых пазух

9

2

3

4

Тема 4. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования глотки и гортани

7

2

3

2

Тема5. Заболевания глотки

8

2

3

3

Тема 6. Заболевания гортани

8

2

3

3

Тема 7. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования наружного и среднего уха

7

2

3

2

Тема 8. Заболевания наружного и среднего уха

6

2

3

1

Тема 9. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора

6

2

3

1

Тема 10. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного анализатора

5



3

2

Тема 11. Заболевания внутреннего уха

7

2

3

2

Тема 12. Отогенные и риногенные внутричерепные и орбитальные осложнения

8

2

4

2

Тема 13. Вопросы ЛОР онкологии

7

1

3

3

Тема 14. Инородные тела, травмы и кровотечения в оториноларингологии

7

1

4

2

Тема 15. Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей

7

1

4

2

Итого в семестре


108

24

48

36



Тематический план лекции


№ п/п

Тема лекции

Часы

1.

Введение в оториноларингологию

2

2.

Заболевания носа у детей

2

3

Заболевания околоносовых пазух

2

4.

Острые заболевания глотки

2

5.

Хронические заболевания глотки

2

6.

Заболевания гортани

2

7.

Заболевания наружного и среднего уха

2

8.

Заболевания внутреннего уха




9.

Отогенные и риногенные внутричерепные и орбитальные осложнения ЛОР заболеваний

2

9.

Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей

2

10.

Вопросы ЛОР онкологии

2

11.

Инородные тела, травмы и кровотечения в оториноларингологии

2

12.

Современные технологии в оториноларингологии

2


^ Тематический план практических занятий

№ п/п

Тема лекции

Часы

1.

Методы исследования в оториноларингологии

4

2.

Клиническая анатомия, физиология и методы исследования носа и околоносовых пазух

4

2.

Заболевания носа и околоносовых пазух

4

3.

Клиническая анатомия, физиология и методы исследования глотки и гортани

4

4.

Заболевания глотки

4

5.

Заболевания гортани

4

6.

Клиническая анатомия, физиология и методы исследования наружного и среднего уха

4

7.

Заболевания наружного и среднего уха

4

8.

Клиническая анатомия, физиология т методы исследования слухового анализатора

4

9.

Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного анализатора

4

10.

Заболевания наружного и среднего уха

4

11.

Заболевания внутреннего уха

4

12.

Отогенные и риногенные внутричерепные и орбитальные осложнения заболеваний ЛОР-органов

4




Итого

48Ђ

^ ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Пальчун, В.Т. Оториноларингология: учебник / В.Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А, Лучихин. - М.: Медицина, 2011. - 656 с.

2. Богомильский, М.Р. Детская оториноларингология: учебник.- 2-ое изд. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2007. – 576 с

3. Овчинников, Ю. М. Болезни носа, глотки, гортани и уха:

учебник / Ю. М. Овчинников, В.П.Гамов. - М.: Медицина, 2003. - 320 с.


Дополнительная литература



  1. Шеврыгин, В. В. Болезни уха, горла и носа: учебник/ В. В.Шеврыгин, Б. И. Керчев.- ГЭОТАР- Медиа, 2002.– 480 с.

  2. Солдатов, И. Б. Лекции по оториноларингологии:

учеб. пособие.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1999 – 288 с.

  1. Орлова, О. С. Нарушение голоса у детей: учебно - метод. пособие. – СПб.: Изд. дом Образование, 2006. - 159 с.



^ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


1) Методические материалы

  • Программа по оториноларингологии для студентов медицинских институтов и факультетов университетов, МЗ РСФСР 2006 г.;

2) Наглядные пособия

- Таблицы, муляжи, слайды, фантомы.

3) Учебные компьютерные программы:

- интерактивная анатомия, гистология и пространственная рентгенография ЛОР-органов,

- тесты по оториноларингологии,

  • учебные фильмы: «Риносептопластика», «Препаровка височной кости», «Методы исследования ЛОР-органов»

4) Видеофильмы:

  • Методы исследования ЛОР-органов

  • Современные методы лечения заболеваний ЛОР-органов

  • Дакриоцисториностомия

  • Лечение рака гортани

  • Тимпанопластика с использованием титановых протезов

  • Стапедопластика

  • Лазерная косметология

  • Эндоскопические методы лечения с использованием шейвера

  • Лифтинг.

5) Схемы, бланки историй болезни и амбулаторных карт, перечень практических навыков, темы для УИРС.

6) Тесты программированного контроля, ситуационные задачи.

7) Инструментарий и аппаратура:

  • наборы инструментов для осмотра ЛОР-органов,

  • негатоскоп, проекторы, кодаскоп,

  • видеомагнитофон,

- компьютеры,

- аудиометр,

- эндоскопическое оборудование для диагностики и лечения заболеваний ЛОР-органов.

8) Материально-технические возможности СККЦ ОСВМП: ЛОР-отделение на 60 коек, операционная, перевязочная, сурдофоноцентр, рентгенологическая и эндоскопическая службы.


^ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ


Наименование дисциплины

Предмет согласования

(задание на подготовку)

Роспись

зав. каф.

Анатомия человека

Анатомия органов головы, шеи, средостения.




Патологичес-кая

анатомия

Острое и хроническое специфическое и неспецифическое воспаление. Опухолевый рост. Аллергические и иммунологические процессы. Дегенеративные процессы. Атрофия и гипертрофия. Гранулематозные процессы. Раневой процесс.




Нормальная физиология

Внешнее дыхание. Физиология звукового, вкусового, обонятельного, и вестибулярного анализаторов. Физиология звукообразования в гортани. Физиология кроветворения и кровообращения. Высшая нервная деятельность. Лимфатические барьеры организма человека.




Патологичес-кая физиология

Острое и хроническое специфическое и неспецифическое воспаление. Опухолевый рост. Аллергические и иммунологические процессы. Дегенеративные процессы.Атрофия и гипертрофия. Гранулематозные процессы. Раневой процесс.




Биология

Вопросы генетики. Возбудители паразитарных заболеваний человека.

Влияние биологических факторов окружающей среды на здоровье ребенка.




Физика

Акустика. Прямолинейное и угловое ускорение, центробежная сила. Законы аэродинамики. Стробоскопичский эффект.

Медицинская аппаратура (аудиометры, ультразвуковые и радиоволновые ножи, лазерные установка, эндоскопы).




Гистология, эмбриология, цитология

Гистологическое строение всех видов тканей организма. Гистологическое строение звукового, обонятельного, вестибулярного и вкусового анализаторов. Гистологическое строение органов лимфоэпителиального глоточного кольца.





Общая хирургия, анестезио-логия

Методика обследования хирургического больного. Асептика и антисептика. Десмургия. Травмы. Анаэробная инфекция в хирургии. Хирургический сепсис.

Кровотечения. Абсцессы и флегмоны.

Уход за хирургическими больными.




Пропедевтика внутренних болезней

Методика сбора анамнестических данных у ребенка. Методика общего осмотра больного. Получение и трактовка основных данных клинического и лабораторного исследования ребенка. Общий уход.




Неврология, нейрохирур-гия

Методы исследования неврологического больного. Менингит, менингоэнцефалит, абсцессы мозга и мозжечка. Тромбозы мозговых синусов. Невриты и невралгии черепно-мозговых синусов. Опухоли мостомозжечкового угла.




Фармакология

Классификация, механизм действия, показания к применению и осложнения при применении лекарственных препаратов при ЛОР заболеваниях.




Оперативная хирургия и топографическая анатомия

Топографическая анатомия органов головы, шеи и средостения. Операции и на ЛОР-органах.




Фтизиопульмонология

Этиология, эпидемиология и патоморфология туберкулезного процесса. Клинические формы легочного и внелегочного

туберкулеза. Методы диагностики. Клиника туберкулезного процесса в ЛОР-органах.




Пропедевтика детских болезней с курсами здорового ребенка и общий уход за детьми

Методика сбора анамнестических данных у ребенка и его родителей. Методика общего осмотра ребенка. Получение и трактовка основных данных клинического и лабораторного исследования ребенка.

Общий уход за больным ребенком.




Гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков, ВГ

Влияние факторов внешней среды и производственных факторов на здоровье ребенка Влияние звуковой волны на состояние здоровья человека в зависимости от его частоты, силы и длительности воздействия. Военная гигиена











Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа по оториноларингологии для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060103 «педиатрия» Всего часов 90

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа по гистологии, эмбриологии, цитологии для специальности 060103 Педиатрия

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060103 педиатрия Всего часов

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа по оториноларингологии для специальности 060105 стоматология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103)

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа дисциплины общая хирургия, лучевая диагностика для специальности 060103.

Рабочая учебная программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия icon Рабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы