Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический icon

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический





Скачать 267.11 Kb.
НазваниеРабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический
Дата19.03.2013
Размер267.11 Kb.
ТипСамостоятельная работа
ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ, НЕЙРОХИРУРГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ


“Утверждаю”

Председатель ЦКМС

Проректор

по учебно-методической работе,

проф. Ф.Г. Биккинеев

_________________________


"_____"_____________20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии

для специальности Педиатрия (060103)


Факультет – Педиатрический

Форма обучения – очная

Курс IV

Семестр 7-8

Лекции 38 час.

Практические занятия 86 час

Самостоятельная работа – 63 час

Экзамен – 8 семестр

Всего: 187 часов


2012

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности педиатрия (060103) в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в 2000 г.


Разработчик программы

Заведующий кафедрой

неврологии, нейрохирургии и

медицинской генетики,

профессор Э.З. Якупов


Зав. учебным отделом

кафедры неврологии,

нейрохирургии и

медицинской генетики,

доцент О.В. Василевская


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики «15» июня 2012 г.


Заведующий кафедрой,

профессор Э.З. Якупов


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии терапевтических дисциплин "____" _____________ 20____ г.


"УТВЕРЖДАЮ"

Председатель ПМК по терапевтическим дисциплинам,

профессор


"____" ____________20___ г. В.Н. Ослопов


^ 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель преподавания дисциплины.


Основной целью курса нервных болезней является обучение студентов теоретическим основам, обследованию неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и выработке тактики лечения.

Молодой специалист должен освоить основы диагностики, лечения и профилактики заболеваний нервной системы. При этом основной акцент делается на патологию, требующую неотложной помощи.


^ 1.2.Задачи изучения дисциплины.

При изучении невропатологии студенты приобретают знания об афферентных и эфферентных механизмах деятельности нервной системы, об основах топической диагностики заболеваний нервной системы. Кроме того студенты получают теоретические и практические навыки и умения по диагностике заболеваний центральной нервной системы, знакомятся с клинической картиной, дифференциальной диагностикой и принципами терапии, профилактики и экспертизы нервных болезней.


^ 1.3. Перечень практических навыков, которыми должен овладеть студент после изучения невропатологии, нейрохирургии


А. Схема истории болезни больного в неврологической клинике.

Б. Сбор анамнеза у больных с заболеваниями нервной системы.

В. Методика неврологического обследования больного:

  1. Исследование высших корковых функций:

а) выявление афазий,

б) выявление аграфий, алексий, астереогнозии,

в) выявление апраксий.

  1. Исследование черепных нервов:

а) исследование обоняния,

б) исследование полей зрения простым способом и периметром,

в) исследование зрачковых реакций,

г) исследование зон периферической и сегментарной чувствительности иннервации

на лице,

д) исследование вкуса,

е) исследование камертонной костной и воздушной проводимости (пробы Вебера и

Ринне).

ж) исследование вестибулярной функции в кресле Барани,

з) выявление признаков бульбарного и псевдобульбарного паралича (пареза),

и) исследование сосудистых точек в области головы и шеи.

  1. Исследование поверхностной и глубокой чувствительности.

  2. Исследование двигательной системы:

а) определение состояния мышечно-суставного аппарата,

б) определение объема активных и пассивных движений,

в) определение силы мышц,

г) определение тонуса мышц,

д) исследование координации движения,

е) исследование экстероцептивных и проприоцептивных рефлексов,

ж) выявление патологических рефлексов,

з) выявление признаков периферического и центрального параличей (парезов).

  1. Исследование вегетативных функций:

а) принципы определения вегетативного гомеостаза (вегетативный тонус,

вегетативная реактивность, вегетативное обеспечение деятельности),

б) исследование дермографизма для оценки ваго-, симпатико- и эйтонии,

в) вызывание рефлексов Ашнера и Чермака для оценки вегетативной

реактивности,

г) проведение орто- и клиностатических проб для оценки вегетативного

обеспечения деятельности.

  1. Выявление менингеальных симптомов:

Г. Параклинические исследования в неврологической клинике:

  1. Техника спинно-мозговой пункции с ликвородинамическими пробами.

  2. Интерпретация анализа спинно-мозговой жидкости.

  3. Чтение обзорных рентгенограмм, вентрикулограмм и позвоночника, а также

пневмоэнцефалограмм, церебральных ангиограмм, вентрикулограмм, миелограмм.

  1. Методика эхоэнцефалоскопии.

  2. Трактовка эхоэнцефалограмм.

  3. Трактовка электроэнцефалограмм.

  4. Трактовка электромиограмм.

  5. Трактовка реоэнцефалограмм.

  6. Составление родословных.

  7. Чтение кариотипов.

  8. Исследование полового хроматина.

Д. Оказание помощи при ургентных состояниях:

  1. Судорожный синдром и эпилептический статус

  2. Острый вестибулярный синдром

  3. Вегетативно-сосудистые пароксизмы (обмороки, вагоинсулярные и симпатоадреналовые)

  4. Ишемические и геморрагические инсульты

  5. Миастенический и холинергический кризы

  6. Церебральная кома

  7. Острая черепно-мозговая травма

  8. Гипертензионно-гидроцефальный криз.

Е. Рецептура прописи основных медикаментозных средств, применяемых в

клинике болезней нервной системы:

  1. При инфекционных заболеваниях нервной системы.

  2. При сосудистых катастрофах головного мозга.

  3. При вегетативно-сосудистых кризах.

  4. При опухолях головного мозга.

  5. При травматических поражениях головного и спинного мозга.

  6. При заболеваниях периферической нервной системы и нервно-мышечной

патологии.


^ 1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения

неврологии нейрохирургии и медицинской генетики.

Анатомия


Гистология

Биология

Физиология

Медицинская физика

Биохимия

Патологическая анатомия

Патологическая физиология

Фармакология

Общая хирургия

Пропедевтика внутренних болезней

Топографическая анатомия с оперативной хирургией

Хирургические болезни

Болезни внутренних органов

Травматология, ортопедия и военно-полевая хирургия

Педиатрия

Стоматология

Психиатрия


^ 2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекционный курс (34 часа)

№№

Тема лекции

Краткое содержание

Объем в часах

1.

Вводная лекция. Понятия предмета, краткий исторический обзор развития неврологии.

1. Неврология, как отдельная медицинская дисциплина.

2. Роль топической диагностики в постановке диагноза неврологического больного.

3. Принцип строения нервной системы.

4. Особенности дисфункционирования нервной системы.

5. Понятие о синдромах выпадения и раздражения.

6. Исторический обзор развития неврологии.

7. Роль казанской школы в развитии неврологии.

2 часа

2.

Высшая нервная деятельность. Синдромы поражения корковых дисфункций.

1. Понятие об анализаторе, основные составные части анализатора.

2. Теория Павлова об анализаторах.

3. Классификация анализаторов.

4. Простые анализаторы: двигательный, чувствительный, слуховой, обонятельный, вкусовой. Локализация и симптомы поражения

5. Классификация высших корковых функций.

6. Основные центры гнозиса, симптомы поражения.

7. Основные центры праксиса, симптомы поражения.

8. Речь: основные центры и симптомы поражения.

2 часа

3.

Рецепция, виды чувствительности. Синдромы расстройств.

1. Классификация чувствительности.

2. Определение основных видов чувствительности.

3. Путь поверхностной и глубокой чувствительности

4. Основные синдромы поражения чувствительности в зависимости от уровня поражения.

5. Боль и антипоцицептивная система.

6. Боль ноцицептивная и невропатическая.

2 часа

4.

Организация двигательных актов. Синдромы поражения пирамидной и экстрапирамидной систем.

1. Особенности регуляции мышечного тонуса: миотонический рефлекс, надсегментарная регуляция мышечного тонуса.

2. Пирамидный путь, как основной путь произвольного движения.

3. Периферический паралич: патогенез развития основных синдромов периферического паралича.

4. Центральный паралич: патогенез основных синдромов.

5. Роль мозжечка, как основного координатора работы всех мышц.

6. Основные связи мозжечка.

7. Синдромы поражения и патогенез их возникновения.

8. Система подкорковых ядер.

9. Акинетико-ригидный синдром.

10. Гипотонически-гиперкинетический синдром, классификация гиперкинезов.

4 часа

5.

Черепные нервы. Синдромы поражения отдельных черепных нервов.

1. Обонятельный анализатор, симптомы поражения

2. Зрительный анализатор, симптомы поражения на различных уровнях.

3. Глазодвигательные нервы, симптомы поражения.

4. Тройничный нерв, симптомы поражения.

5. Лицевой нерв, симптомы поражения на различных уровнях.

6. Слуховой анализатор, симптомы поражения на различных уровнях.

7. Вкусовой анализатор, симптомы поражения.

8. Бульбарный и псевдобульбарный паралич: диагностика и дифференциальная диагностика.

9. Основные альтернирующие синдромы ствола мозга.

4 часа

6.

Вегетативная нервная деятельность. Синдромы поражения.

1. Классификация вегетативной нервной системы.

2. Принцип строение сегментарного отдела вегетативной нервной системы.

3. Синдромы поражения сегментарного отдела вегетативной нервной системы.

4. Иннервация тазовых органов, синдромы поражения

5. Принцип строения и функционирования надсегментарного отдела вегетативной нервной системы.

6. Психовегетативный синдром – основной синдром поражения надсегментарного отдела вегетативной нервной системы.

2 часа

7.

Головные боли. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

1. Классификация головной боли.

2. Первичные головные боли: мигрень, головная боль напряжения, кластерная головная боль.

3. Головная боль напряжения: клиника, диф. диагностика, лечение.

4. Мигрень: особенности клиники лечение приступа и межприступного периода.

5. Кластерные головные боли: клиника, диф. диагностика, лечение.

6. Особенности клиники вторичных головных болей.

7. Необходимый диагностический минимум при головных болях.

2 часа

8.

Нарушения кровообращения головного и спинного мозга, клиника, диагностика, лечение.

1. Этиология и патогенез нарушений мозгового кровообращения.

2. Классификация мозгового кровообращения.

3. Геморрагический инсульт: варианты, клиника.

4. Ишемический инсульт: клинические варианты, клиника.

5. Диф. диагностика ишемических и клинических инсультов.

6. Основной диагностический минимум при острых поражениях мозгового кровообращения

7. Хроническая ишемия мозга: клиника, диагностика, лечение.

8. Принципы недифференцированной терапии сосудистых заболеваний головного мозга.

9. Принципы дифференцированной терапии сосудистых заболеваний.

4 часа

9.

Инфекционно-воспалительные заболевания нервной системы.

1. Классификация инфекционных заболеваний нервной системы.

2. Минингиты: клиника, диагностика, лечение

3. Энцефалиты: первичные, вторичные. Клиника и лечение.

4. Энцефалитическая реакция, диф. диагностика с энцефалитами. Принципы терапии энцефалитической реакции.

5. Принципы лечения инфекционно-воспалительных заболеваний.

2 часа

10

Инфекционно- аллергические заболевания нервной системы.

1. Классификация инфекционно-аллергических заболеваний нервной системы

2. Патогенез демиелинизирующих заболеваний.

3. Полирадикулоневрит Гийен-Баре: клиника, диагностика, лечение.

4. Рассеянный склероз: клиника, лечение, диагностика. Особенности течения заболеваний у детей.

2 часа

11.

Заболевания периферической нервной системы

1. Классификация заболеваний периферической нервной системы.

2. Полинейропатии: классификация, диагностика.

3. Нейропатия лицевого нерва: клиника, диагностика, лечение.

4. Поражение отдельных спинномозговых нервов верхних конечностей: лучевого, локтевого, срединного, плечевого.

5. Поражение отдельных спинномозговых нервов нижних конечностей: малоберцового, большеберцового, седалищного, бедренного.

6. Плексопатии: классификация, клиника.

7. Тунельные синдромы: классификация, клиника.

8. Принципы терапии заболеваний периферической нервной системы.

2 часа

12.

Эпилепсия, судорожный синдром

1. Понятие эпилепсии как нозологической единицы.

2. Причины, приводящие к развитию судорож­ного синдрома.

3. Патогенез эпилепсии.

4. Классификация эпилепсии.

5. Классификация припадков и клиника эпилепсии.

6. Диагностика эпилепсии, роль эпилепсии в этом.

7. Принципы лечения эпилепсии.

8.Судорожный синдром у детей: адептивнореспираторные припадки, спазмофилия, фебрильные судороги


2 часа

13.

Врожденные пороки развития ЦНС

1. Гидроцефалия: этиология, клиника, классификация.

2. Показания и противопоказания к оперативному вмешательству.

3. Виды шунтирующих операций в зависимости от формы гидроцефалии.

4. Микроцефалия и краниостеноз: клиника, и фазы диагностики, методы лечения.

5. Аномалии краниовертебрального перехода: клиника, диагностика.

6.Миелодисплазия и спинномозговые грыжи.

7. Сирингомиелия: клиника, диагностика, лечение.

2 часа

14.

Опухоли головного и спинного мозга

1. Классификация опухолей головного мозга.

2. Особенность общемозговой симптоматики при опухолях головного мозга.

3. Очаговая симптоматика: первичная, вторичная, на отдалении.

4. Особенности клиники полушарных опухолей.

5. Опухоли оптико-хиазмальной локализации: клиника, диагностика.

6. Опухоли желудочков головного мозга.

7. Опухоли заднечерепной ямки (мозжечка и ствола головного мозга).

8. Диагностика опухолей головного мозга.

9. Принципы лечения опухолей головного мозга.

10. Опухоли спинного мозга: классификация, клиника, диагностика, лечение.

2 часа

15.

Черепно-мозговая травма

1. Классификация черепно-мозговой травмы:

2. Сотрясение головного мозга – клиника, диагностика.

3. Ушибы головного мозга: классификация, клиника, диагностика.

4. Аксональное разможжаие как наиболее тяжелая форма черепно-мозговой травмы.

5. Сдавление головного мозга: классификация, клиника, диагностика, лечение.

6. Особенности клиники открытой черепно-мозговой травмы.

7. Перелом основания черепа: клиника, диагностика.

2 часа

16.

Наследственные заболевания нервной системы.

1. Классификация наследственных заболеваний.

2. Нервно-мышечные заболевания: клиника, классификация, методы диагностики, лечение.

3. Системные дегенерации: болезнь Шрюмпеля, атаксия Фридрейха, гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона.

2 часа

16.

Перинатальная патология нервной системы.

1. Классификация перинатальной энцефалопатии.

2. Гипоксическая энцефалопатия: основные синдромы острого и воспалительного периода.

3. Билирубиновая энцефалопатия: клиника, диагностика, лечение.

4. Родовые травмы: клиника, диагностика, лечение.

5. Родовая травма спинного мозга: клиника, диагностика, лечение

6. Детский церебральный паралич: классификация, клиника, лечение.

2 часа


^ 2.2. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по неврологии и нейрохирургии


Пропедевтика

№№

^ Темы практических занятий

Краткое содержание практического занятия

Объем в часах

Форма контроля

1.

Клиническая анатомия и физиология нервной системы. Менингеальный синдром.

1. Строение основных отделов центральной и периферической нервной системы.

2. Основные принципы организации и функционирования нервной системы.

3. Ликвор и ликвородинамика

4. Менингиальный синдром, методика исследования.

5. Люмбальная пункция и ликвородинамические пробы


5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос

2.

Локализация функций в коре головного мозга, методика, синдромы поражения.

1. Локализация функций в коре больших полушарий.

2. Высшие корковые функции: локализация центров в коре больших полушарий и симптомы поражения.

3. Методика исследования высших корковых функций.

4. Отработка методики высших корковых функций.

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

3.

Чувствительность, пути и центры, симптомы поражения

1. Классификация чувствительности.

2. Основные проводящие пути чувствительности.

3. Симптомы поражения в зависимости от уровня поражения, основные типы нарушения чувствительности.

4. Методика исследования чувствительности.

5. Отработка практических навыков исследования чувствительности (самостоятельная работа)

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

4.

Движение, пути и центры, симптомы поражения кортико-мускуляр­ного пути

1. Классификация нормальных рефлексов.

2. Мышечный тонус, его иннерва­ция и симптомы поражения.

3. Основной путь произвольного движения – кортико-мускулярный путь.

4. Симптомы центрального и периферического паралича.

5. Патологические рефлексы, классификация, методика исследования.

6. Методика исследования произвольного движения.

7. Отработка методики исследования произвольного движения (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

5.

Движение: пути и центры, симптомы поражения мозжечка и стриопалидарной системы

1. Мозжечок и его связи

2. Основные симптомы поражения мозжечка.

3. Нигропалидарная система, симптомы поражения.

4. Стриарная система. Классификация гиперкинезов.

5. Методика исследования, симптомы поражения мозжечка и стриопалидарной системы.

6. Отработка методики исследования симптомов поражения мозжечка и стриопалидарной системы.

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

6.

Черепные нервы

(I-VI пары), симптомы поражения

1. Обонятельный анализатор, симптомы поражения на различных уровнях.

2. Зрительный анализатор, симптомы поражения на различных уровнях.

3. Глазодвигательные нервы, симптомы поражения.

4. Тройничный нерв, симптомы поражения

5. Методика исследования первых шести пар черепных нервов.

6. Отработка методики исследования черепных нервов (I-VI пар), (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

7.

Черепные нервы (VII-XII пары), симптомы поражения

1. Лицевой нерв, симптомы поражения в зависимости от уровня поражения.

2. Слуховой анализатор, симптомы поражения.

3. Вкусовой анализатор, симптомы поражения.

4. Вестибулярный аппарат, симптомы поражения.

5. Бульбарный и псевдобульбарный синдром: клиника, диф. диагностика.

6. Альтернирующий синдром ствола мозга.

7. Методика исследования черепных нервов (VII-XII пар).

8. Самостоятельная работа в виде отработки практических навыков.

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

8.


.

Вегетативная нервная система и методы ее исследования. Синдромы поражения сегминтарно-периферических надсегментарных структур.

1. Принцип строения сегментарно-периферического отдела вегетативной нервной системы симпатического и парасимпатического отделов.

2. Лимбико-ретикулярный комплекс как надсегментарный отдел вегетативной нервной системы.

3. Симпатическая иннервация глаза и симптом Горнера.

4. Иннервация тазовых органов и симптомы их поражения на различных уровнях.

5. Психовегетативный синдром – основной синдром поражения надсегментарного отдела вегетативной нервной системы.

6. Методика исследования вегетативной нервной системы.

7. Отработка методики исследования вегетативной нервной системы (само­стоятельная работа)

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

9.

Аттестация практических навыков

1. Тестирование по теоретической части цикла пропедевтики нервных болезней.

2. Аттестация и оценка мануальных навыков, приобретенных студентами в ходе занятий и самостоятельной работе.

5 часов

Тестирование
^

Частная неврология


10.

Заболевания периферической нервной системы.

1. Классификация заболеваний нервной системы.

2. Тунельные синдромы – ишемически-компрессионные мононейропатии.

3. Плексопатии: клинические варианты

4. Полинейропатии: этиология, клиника, диф. дагностика

4. Нейропатия лицевого нерва: этиология, клиника, диф. диагностика

5. Невралгия тройничного нерва: клиника и диф. диагностика.

6. Принципы терапии забролеваний периферической нервной системы.

7. Решение клинических задач (самостоятельная работа).

8. Курация больного (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

11.

Сосудистые заболевания нервной системы.

1. Классификация нарушений мозгового кровообращения.

2. Этиология и патогенез нарушений мозгового кровообращения.

3. подтипы ишемического инсульта: клиника и диагностика.

4. Варианты геморрагического инсульта

5. Диф. диагностика ишемических и геморрагических инсультов

6. Неотложные мероприятия при инсультах.

7. Принципы недифференцирован­ной и дифференцированной терапии инсультов.

8. Решение клинических задач (самостоятельная работа).

9. Курация больного (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

12.

Перинатальная патология нервной системы

1. Классификация перинаталь­ных поражений головного мозга.

2. Гипоксическая энцефалопатия: клиника в зависимости от периода заболевания, лечение.

3. Билирубиновая энцефалопатия: клиника, диагностика, лечение.

4. Родовые травмы головного мозга: клинические варианты, диагностика, лечение.

5. Родовые травмы спинного мозга: клиника, диагностика, лечение.

6. Родовые травмы периферической нервной системы.

7. Детский церебральный паралич: классификация, клиника, лечение, прогноз в зависимости от формы.

8. Решение клинических задач (самостоятельная работа)

9. Курация больного (самостоятельная работа).

10. Решение ситуационных задач.

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

13.

Инфекционные заболевания нервной системы.

1. Классификация инфекционных заболеваний нервной системы.

2. Менингиты: клиника, диагностика, лечение.

3.Энцефалиты первичные и вторичные: клиника, диагностика.

4. Энцефалитические реакции: клиника, диф. диагностика с энцефалитами.

5. Инфекционно-аллергические заболевания нервной системы: радикулоневрит Гийен-Баре, рассеянный склероз, лейкоэнцефалиты.

6. Решение клинических задач (самостоятельная работа).

7. Курация больного (самостоятельная работа).

5, из них

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

14.

Наследственно-дегенеративные заболевания. Врожденные пороки развития

1. Классификация наследственных заболеваний нервной системы.

2. Нервно-мышечные заболевания: прогрессирующая мышечная дистрофия , спинальная и невральная амиотрофия.

3. Миастения: формы, клиника, лечение. Миастенический и холинергический криз: диагностика и лечение.

4. Системные дегенерации: гипатоцеребральная дистрофия, хорея Генгтингтона, болезнь Штрюмпеля, атаксия Фридрейха

5. Решение клинических задач (самостоятельная работа)

6. Курация больного (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

15.

Врожденные пороки развития.

1. Гидроцефалия: классификация, клиника, лечение.

2. Микромефалия и краниоценоз: клиника, диф. диагностика, лечение.

3. Миелодисплазия и спинно-мозговые грыжи: клиника, диагностика, лечение.

4. Аномалии кранио-вертебрального перехода.

5. Решение клинических задач (самостоятельная работа).

6. Курация больного (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

16.

Опухоли головного и спинного мозга

1. Классификация головного и спинного мозга.

2. Особенности клиники опухолей головного мозга: общемозговой синдром и синдром очаговой симптоматики.

3. Полушарные опухоли: клиника, диагностика.

4. Опухоли оптико-хиазмальной локализации: клиника, диагностика.

5. Опухоли желудочков головного мозга: клиника, диагностика.

6. Опухоли мозжечка и ствола головного мозга (область задне-черепной ямки): клиника, диагностика.

7. Опухоли спинного мозга: особенности клиники экстра и интрамедулярных опухолей.

8. Решение клинических задач (самостоятельная работа).

9. Курация больного (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач

17.

Черепно-мозговая травма

1. Классификация черепно-мозговой травмы.

2. Особенности клиники сотрясения головного мозга, принципы терапии.

3. Ушибы головного мозга: клиника, лечение.

4. Сдавление головного мозга: клинические варианты, клиника, диагностика, лечение.

5. Решение клинических задач (самостоятельная работа).

6. Курация больного (самостоятельная работа).

5 и

1 час самостоя-тельная работа

Устный опрос, програм-мированный контроль, решение практич. задач




      1. ^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА


I. Аудиторная самостоятельная работа студента проводится на учебных занятиях в VII семестре в виде усвоения практических навыков у постели больного в течение 1 аудиторного часа.

В помощь студентам разработано методическое пособие «Методика исследования неврологического больного «Основные синдромы поражения». Текущий контроль результатов работы осуществляется преподавателем на занятии, итоговый контроль проводится в виде аттестации практических навыков в конце цикла. Расклад по темам приведен в разделе 2.2.2.

В VIII семестре аудиторная самостоятельная работа студента проводится на каждом практическом занятии в течение 1 академического часа в виде: а) курации больных с написанием истории болезни и б) самостоятельного решения клинических задач. Текущий контроль осуществляется преподавателем на каждом занятии. В помощь студентам на кафедре подготовлены 2 методических пособия: 1. «Клинические классификации заболеваний нервной системы», 2. «Клинические задачи по неврологии» (содержание по темам приведено в разделе 2.2.2).

^ II. Внеаудиторная самостоятельная работа студента.

Наименование темы

Объем в часах

Форма контроля

  1. Параклинический диагностический комплекс в неврологии.

5 часов

Тестирование

  1. Ночное дежурство в клинике ургентной неврологии.

14 часов

Доклад студентов на занятии


Для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Параклинический диагностический комплекс» подготовлено методическое пособие «Диагностический параклинический комплекс в неврологии». Для внеаудиторной самостоятельной работы «Дежурство в клинике ургентной неврологии» подготовлено методическое пособие «Неотложные состояния в неврологии».

Остальные 28 часов самостоятельной работы студент проводит во время подготовки к практическим занятиям В помощь самостоятельной подготовке студента к практическим занятиям на кафедре подготовлено методическое пособие для самостоятельной работы по тематике всех практических занятий. В данном методическом пособии выделены отдельные вопросы и даны практические задачи, решая которые студент может лучше подготовиться. Контроль осуществляется преподавателем на соответствующем занятии.


^ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Основная литература:




  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: ООО «Медпресс», 1998.

  2. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.:МЕДпресс-информ, 2001.

  3. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.:МЕДпресс-информ, 2010.

  4. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и нейрохирургия, М.: Медицина, 2000.

  5. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник с приложением на компакт-диске. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 (1 том).

  6. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник с приложением на компакт-диске. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 (2 том).

  7. Михайленко А.А. Клиническая неврология: семиотика и топическая диагностика. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Фолиант, 2012.

  8. Михайленко А.А. Клинический практикум по неврологии: научное издание. СПб: Фолиант, 2001.

^ 3.2. Дополнительная литература:

  1. Бурцев Е.М., Трошин В.Д., Трошин О.В. Основы неврологической семантики и методы исследования. Н. Новгород. 1998.

  2. Болезни нервной системы. Руководство в 2-х томах. М., 1995.

  3. Самойлов В.П. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы. СПб. Специальная литература. 1997.

  4. Скоромец А.А., Алешин А.В., Карлов О.И. и др. Рецептурный справочник врача-невролога. СПб "Ольга", 2000.

  5. Шток В.И. Фармакотерапия в неврологии. М., 1995.

  6. Никифоров Б.М. Клинические лекции по неврологии и нейрохирургии. СПБ, 1999.

  7. Акимов Г.А., Одинак М.М. Дифференциальная диагностика нервных болезней. СПб. Гиппократ, 2001.

  8. Самуэльс М. Неврология. М., Практика. 1997.

  9. Руководство для врачей. Болезни нервной системы / Под ред. И.И. Яхно, Д.Р. Штульмана, В.В. Мельничука. М., 1995.

  10. Виленский Б.С. Неотложные состояния в неврологии. М., 1996.

^ 3.3. Учебно-методическая литература:

  1. Болезни периферической нервной системы. – Казань, 2002 г. (Исмагилов М.Ф., Данилов В.И.).

  2. Современные подходы к терапии рассеянного склероза – Казань, 1999 г. (Матвеева Т.В).

  3. Клиническая классификация и построение диагноза черепно-мозговой травмы. – Казань, 1996 г.

  4. Диагностический параклинический комплекс в неврологии. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов, под ред. проф. М.Ф. Исмагилова. – Казань: Казанский ГМУ, 2006.– 46 с.

  5. Клинические задачи по неврологии. Методическое пособие для аудиторной самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического факультетов / Под ред. проф. М.Ф. Исмагилова. – Казань: Казанский ГМУ, 2009. – 45с.

  6. Головная боль. Методическое пособие для аудиторной самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического факультетов, под ред. проф. М.Ф. Исмагилова. – Казань: Казанский ГМУ, 2009. – 58с.

  7. Вестибулярное головокружение. Методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов / Под ред. Э.З. Якупова. Казань: КГМУ, 2011. – 66 с.

  8. Неотложные состояния в неврологии. Методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов / Под ред. Э.З. Якупова. Казань: КГМУ, 2011. – 66 с.

  9. Методическое пособие по неврологии и нейрохирургии для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов / под ред. проф. Э.З. Якупова. Казань КГМУ, 2011. - 118 с.

  10. Методы исследования неврологического больного. Основные синдромы поражения. Методическое пособие для аудиторной работы студентов лечебного, педиат-рического, стоматологического факультетов / под ред. проф. Якупова Э.З. - Казань КГМУ, 2011. - 88 с.

  11. Антитромботическая терапия ишемических нарушений мозгового кровообращения: методическое пособие. Методическое пособие для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов /Под ред. проф. Якупова Э.З. – Казань: КГМУ, 2011. – 34 с.

  12. Клиническая синдромология и принципы терапии заболеваний нервной системы у детей. Часть 1. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов педиатрического факультета /Д.Д. Гайнетдинова. – Казань: КГМУ, 2011 – 46 с.


^ 3.4. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний

по проведению конкретных видов учебных занятий



  1. Таблицы по анатомии центральной нервной системы.

  2. Таблицы по патологии центральной нервной системы.

  3. Схемы-таблицы по отдельным проблемам неврологии, изготовленные на кафедре.

  4. Макропрепараты патологических изменений головного и спинного мозга.

  5. Муляжи центральной нервной системы.

  6. Мультимедийные презентации всего курса лекций.

  7. Мультимедийные презентации практических занятий.

  8. Рентгенограммы черепа и позвоночника по всем разделам патологии.

  9. Набор рентгенограмм контрастных способов обследования по всем разделам программы.

  10. Набор ЭЭГ - грамм, РЕО - грамм, ЭхоЭ - грамм, ЭМГ - грамм

  11. Картины-трафареты для безмашинного контроля знаний студентов, изготовленные на кафедре.

  12. Комплекты ситуационных задач практических занятий.

  13. Учебные видеофильмы по методике исследования нервной системы и по отдельным нозологическим формам.


3.5. Программное и техническое обеспечение дисциплины

Контролирующие программы на основе модуля «Экзаменатор 5.0». 25 тестов по пропедевтике и 5 по частной неврологии. Контроль проводится на базе дисплейного класса, состоящего из локальной сети, включающей в себя 7 компьютеров Pentium II, 3 компьютера Pentium IV.

Мультимедийные презентации всего цикла лекций и курса практических занятий, видеофильмы по методике исследования неврологического больного.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа по медицинской генетике для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа по элективному курсу: трансфузиология для специальности: 060103 педиатрия Факультет:

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа по дисциплине: общая хирургия, анестезиология для специальности: 060103 педиатрия

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа по неврологии, нейрохирургии для специальности Лечебное дело (060101) Факультет

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconПрограмма по неврологии и нейрохирургии для специальности 040200- педиатрия опд. Ф 10
В соответствии с действующими учебными планами преподавание нервных болезней и нейрохирургии осуществляется...
Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа по неврологии для специальности Стоматология (060105) Факультет Стоматологический

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа учебной дисциплины хирургические болезни для специальности: 060103 педиатрия. Факультет

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02,

Рабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический iconРабочая программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы