М инистерство образования РФ
Требования к уровню освоения программы
Лечебно-диагностическая тактика студента
№
|
Название заболеваний
|
Лечебно-диагностическая тактика
|
Диагностирует
|
Направляет
|
Лечит
|
1.
|
Повреждения зубов
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Перелом нижней челюсти
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Повреждения верхней челюсти
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Ожоги и отморожения ЧЛО
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Доброкачественные опухоли ЧЛО
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Злокачественные опухоли ЧЛО
|
+
|
+
|
|
7.
|
Заболевания ВНЧС
|
+
|
+
|
+
|
Студент должен знать:
Клинические проявления: повреждения зубов, костей лицевого скелета и мягких тканей лица, вопросы диагностики и их лечения.
Клинические проявления неотложных состояний, осложнений травм.
Клинические проявления, методы обследования, диагностики доброкачественных и злокачественных новообразований ЧЛО.
Клинические проявления, методы обследования, диагностики заболеваний ВНЧС.
Студент должен уметь:
Проводить первичную хирургическую обработку раны, повреждения зубов и костей лицевого скелета.
Оказывать неотложную помощь детям с повреждениями ЧЛО.
Диагносцировать доброкачественные и недоброкачественные новообразования ЧЛО.
Удалять небольшие доброкачественные новообразования лица и слизистой оболочки полости рта.
Диагносцировать и лечить внесуставные, воспалительные и дистрофичесие заболевания ВНЧС у детей.
1.3.Взаимосвязь с другими дисциплинами.
Детская хирургическая стоматология базируется на знаниях педиатрии, детской травматологии и ортопедии, детской онкологии, артрологии, а также патфизиологии, фармакологии и других дисциплин.
^
Направление (специальность) «060105» – Стоматология
Форма обучения – дневная
Вид учебной работы
|
Всего
|
Часов по семестрам
|
9
|
10
|
Аудиторные занятия:
|
51
|
21
|
30
|
- лекции
|
14
|
6
|
8
|
-практические занятия
|
37
|
15
|
22
|
-самостоятельная работа студентов
|
18
|
7,9
|
10,1
|
Всего
|
69
|
28,9
|
40,1
|
- вид итогового контроля
|
|
Экзамен
|
Зачет
|
^
Темы и содержание теоретических занятий
Семестр
|
Темы и содержание теоретических занятий
|
Ауд.
|
9
|
1.Повреждения мягких тканей и костей лицевого скелета в детском возрасте. Особенности клиники, диагностики и лечения.
|
2
|
9
|
2.Доброкачественные новообразования в ЧЛО в детском возрасте и дисплазии лицевых костей.
Злокачественные новообразования в ЧЛО в детском возрасте.
|
2
|
9
|
3.Внесуставные заболевания ВНЧС. Воспалительные заболевания ВНЧС. Дегенеративные заболевания ВНЧС. Осложнения заболеваний ВНЧС.
|
2
|
10
|
1.Клиника, классификация, причины возникновения врожденных аномалий лица. Хирургические методы лечения расщелин губы.
|
2
|
10
|
2.Хирургические методы лечения расщелин твердого неба. Хирургические методы лечения других врожденных аномалий.
|
2
|
10
|
3.Диспансеризация и этапы клинического лечения больных с врожденными аномалиями лица и расщелинами неба. Оказание ортопедической и хирургической помощи.
|
2
|
10
|
4.Амбулаторные операции в полости рта: устранение коротких уздечек языка и верхней губы.
|
2
|
ИТОГО:
|
14
|
^
Семестр
|
Темы и содержание практических занятий
|
Ауд.
|
СРС
|
9
|
1.Повреждение зубов и мягких тканей лица и шеи. Причины травмы. Клиника. Методы диагностики. Оказание помощи в условиях поликлиники. Показания к госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка после травмы. Прогноз исхода повреждений в зависимости от возраста ребенка и характера травмы. Переломы верхней и нижней челюсти и других костей лицевого скелета. Повреждение височно-нижнечелюстного сустава. Клиника. Диагностика. Способы лечения. Реабилитация детей после травмы.
|
4
|
2
|
9
|
2.Экстренная и неотложная помощь в стоматологии. Остановка кровотечений, оказание помощи при острых гнойных процессах и травмах. Реанимационные мероприятия. Отсасывание содержимого из верхних дыхательных путей. Искусственная вентиляция легких методом «рот в рот» и «рот в нос». Непрямой массаж сердца. Транспортировка тяжелобольных детей с острыми гнойными воспалительными процессами и обширной травмой лица. Основные психологические приемы контакта врача с тяжелобольным ребенком и его родителями.
|
4
|
2
|
9
|
3.Болезни височно-нижнечелюстного сустава у детей. Классификация. Диагностика первично-костных заболеваний. Клиника болевого синдрома, дисфункции сустава и мышц. Методы и принципы лечения. Исходы лечения.
|
4
|
2
|
9
|
4.Опухоли и опухолеподобные процессы мягких тканей рта и лица. Врожденные новообразования. Сосудистые новообразования. Клиника, диагностика, выбор тактики лечения. Исходы лечения. Опухоли и опухолеподобные процессы костей лица у детей. Клиника отдельных нозологических форм доброкачественных новообразований. Особенности диагностики и лечения костных опухолей лица.
Злокачественные опухоли мягких тканей и костей лица. Клиника. Методы диагностики. Организация лечения детей со злокачественными опухолями.
Итоговое занятие.
|
3
|
1,9
|
10
|
1.Амбулаторные операции в полости рта.
|
4
|
2
|
10
|
2.Врожденные расщелины верхней губы. Классификация. Диагностика. Лечение.
|
4
|
2
|
10
|
3.Врожденные расщелины неба. Класси
|
|
|
^
№
|
Наименование материала
|
Кол-во стр.
|
Кол-во экз.
|
Примеч
|
1.
|
Учебно-методические документы:
|
|
|
|
1.1
|
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
|
|
|
|
1.2.
|
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040400 «Стоматология»
|
|
|
|
1.3.
|
Учебный план специальности 040400
|
|
2
|
|
1.4.
|
Рабочий учебный план
|
|
2
|
|
1.5.
|
График учебного процесса
|
|
2
|
|
1.6.
|
Рабочая программа
|
|
1
|
|
2.
|
Учебно-методические документы:
|
|
|
|
2.1.
|
Методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов в семестрах
|
|
1
|
|
3.
|
Наглядные пособия:
|
|
|
|
3.1.
|
Рентгеновские снимки
|
|
20
|
|
3.2.
|
Таблицы
|
|
15
|
|
3.3
|
Фантомы (альбомы)
|
|
12
|
|
3.4.
|
Проспекты
|
|
|
|
3.5.
|
Слайды
|
|
15
|
|
3.6.
|
Видеофильмы
|
|
|
|
3.7.
|
Тесты. Обучающая и контролирующая программы для итоговой государственной аттестации
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
4.1.1. Основная
1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматологич детского возраста. Изд.5-е, перераб.и доп.-М.:Медицина, 2003.-640с. ил.(Учеб.лит. для студентов мед.вузов).
Введение
Цель изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка врача-стоматолога, владеющего знаниями и имеющего практические навыки по дисциплине «детская хирургическая стоматология». Студент должен овладеть основными мануальными навыками работы как на фантомах, так и в поликлинических условиях с целью предупреждения последствия травм челюстно-лицевой области. Кроме того, студент должен уметь диагносцировать опухоли ЧЛО и заболевания ВНЧС.
^
Лечебно-диагностическая тактика студента по окончании 5 курса
№
|
Название заболеваний
|
Лечебно-диагностическая тактика
|
Диагностирует
|
Направляет
|
Лечит
|
1.
|
Повреждения зубов
|
+
|
|
+
|
2.
|
Перелом нижней челюсти
|
+
|
|
+
|
3.
|
Повреждения верхней челюсти
|
+
|
|
+
|
4.
|
Ожоги и отморожения ЧЛО
|
+
|
|
+
|
5.
|
Доброкачественные опухоли ЧЛО
|
+
|
|
+
|
6.
|
Злокачественные опухоли ЧЛО
|
|
|
|
7.
|
Заболевания ВНЧС
|
+
|
|
+
|
Студент должен знать:
Клинические проявления: повреждения зубов, костей лицевого скелета и мягких тканей лица, вопросы диагностики и их лечения.
Клинические проявления неотложных состояний, осложнений травм
Клинические проявления, методы обследования, диагностики доброкачественных и злокачественных новообразований ЧЛО.
Клинические проявления, методы обследования, диагностики заболеваний ВНЧС.
Студент должен уметь:
Проводить первичную хирургическую обработку раны, повреждения зубов и костей лицевого скелета.
Оказывать неотложную помощь детям с повреждениями ЧЛО.
Диагносцировать доброкачественные и недоброкачественные новообразования ЧЛО.
Удалять небольшие доброкачественные новообразования лица и слизистой оболочки полости рта
Диагносцировать и лечить внесуставные, воспалительные и дистрофические заболевания ВНЧС у детей.
^
Детская хирургическая стоматология базируется на знаниях педиатрии, детской травматологии и ортопедии, детской онкологии, артрологии, а также патфизиологии, фармакологии и других дисциплин.
^
Направление (специальность) 040400 – Стоматология
Форма обучения – дневная
Вид учебной работы
|
Всего
|
Часов по семестрам
|
9
|
10
|
Аудиторные занятия:
|
51
|
21
|
30
|
- лекции
|
14
|
6
|
8
|
- практические занятия
|
37
|
15
|
22
|
- самостоятельная работа студентов
|
|
|
|
Всего
|
51
|
21
|
30
|
Аттестация
|
23,2
|
10,2
|
13
|
- вид итогового контроля
|
|
Зачет
|
Зачет
|
^
Темы и содержание теоретических занятий
Семестр
|
Темы и содержание теоретических занятий
|
Ауд.
|
9
|
1.Повреждения мягких тканей и костей лицевого скелета в детском возрасте. Особенности клиники, диагностики и лечения
|
1
|
2.Доброкачественные новообразования в ЧЛО в детском возрасте
|
1
|
3.Злокачественные новообразования в ЧЛО в детском возрасте
|
1
|
4.Врожденные кисты и свищи шеи
|
1
|
5.Внесуставные заболевания ВНЧС. Воспалительные заболевания ВНЧС.
|
1
|
6.Дегенеративные заболевания ВНЧС. Осложнения заболеваний ВНЧС
|
1
|
10
|
1.Клиника, классификация, причины возникновения врожденных аномалий лица. Хирургические методы лечения расщелин губы.
|
1
|
2.Хирургические методы лечения расщелин твердого неба. Хирургические методы лечения других врожденных аномалий.
|
2
|
3.Диспансеризация и этапы клинического лечения больных с врожденными аномалиями лица и расщелинами неба. Оказание ортопедической и хирургической помощи.
|
2
|
4.Амбулаторные операции в полости рта: устранение коротких уздечек языка и верхней губы.
|
2
|
Итого:
|
|
14
|
^
Семестр
|
Темы и содержание практических занятий
|
Ауд.
|
СРС
|
9
|
1.Одонтогенные воспалительные кисты челюстей от молочных и постоянных зубов. Клинико-рентгенологическая картина. Методы диагностики. Методы лечения в детском возрасте. Реабилитация детей после цистомии. Болезни височно-нижнечелюстного сустава у детей. Классификация. Диагностика первично-костных заболеваний. Функциональные суставно-мышечные заболевания. Клиника болевого синдромы, дисфункции сустава и мышц. Методы и принципы лечения. Исходы лечения.
|
3
|
|
2.Повреждение зубов и мягких тканей лица и шеи. Причины травмы. Клиника. Методы диагностики. Оказание помощи в услових поликлиники. Показания к госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка после травмы. Прогноз исхода повреждений в зависимости от возраста ребенка и характера травмы. Переломы верхней и нижней челюсти и других костей лицевого скелета. Повреждение височно-нижнечелюстного сустава. Клиника. Диагностика. Способы лечения. Реабилитация детей после травмы.
|
3
|
|
3.Экстренная и неотложная помощь в стоматологии. Остановка кровотечений, оказание помощи при острых гнойных процессах и травмах. Реанимационные мероприятия. Отсасывание содержимого из верхних дыхательных путей. Искусственная вентиляция легких методом «рот в рот» и «рот в нос». Непрямой массаж сердца. Транспортировка тяжелобольных детей с острыми гнойными воспалительными процессами и обширной травмой лица. Основные психологические приемы контакта врача с тяжелобольным ребенком и его родителями.
|
3
|
|
4.Опухоли и опухолеподобные процессы мягких тканей рта и лица. Врожденные новообразования. Сосудистые новообразования. Клиника, диагностика, выбор тактики лечения. Исходы лечения. Опухоли и опухолеподобные процессы костей лица у детей. Клиника отдельных нозологических форм доброкачественных новообразований. Особенности диагностики и лечения костных опухолей лица.
|
3
|
|
5. Злокачественные опухоли мягких тканей и костей лица. Клиника. Методы диагностики. Организация лечения детей со злокачественными опухолями.
|
3
|
|
10
|
1.Амбулаторные операции в полости рта.
|
4
|
|
2.Врожденные расщелины верхней губы. Классификация. Диагностика. Лечение.
|
4
|
|
3.Врожденные расщелины неба. Классификация. Диагностика. Лечение. Функциональные нарушения в организме ребенка при врожденных пороках развития губы и неба.
|
4
|
|
4.Принципы диспансеризации и реабилитации детей с расщелиной губы и неба
|
4
|
|
5.Профилактика врожденной патологии и организация медико-генетической консультации. Работа в центре диспансеризации.
Реабилитация детей с послеоперационными дефектами челюстных костей.
|
4
|
|
6.Защита истории болезни.
|
2
|
|
Итого:
|
|
37
|
|
^
№
|
Наименование материала
|
Кол-во стр.
|
Кол-во экз.
|
Примеч
|
1.
|
Учебно-методические документы:
|
|
|
|
1.1
|
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
|
|
|
|
1.2.
|
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040400 «Стоматология»
|
|
|
|
1.3.
|
Учебный план специальности 040400
|
|
2
|
|
1.4.
|
Рабочий учебный план
|
|
2
|
|
1.5.
|
График учебного процесса
|
|
2
|
|
1.6.
|
Рабочая программа
|
|
1
|
|
2.
|
Учебно-методические документы:
|
|
|
|
2.1.
|
Методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов в семестрах
|
|
1
|
|
3.
|
Наглядные пособия:
|
|
|
|
3.1.
|
Рентгеновские снимки
|
|
20
|
|
3.2.
|
Таблицы
|
|
15
|
|
3.3
|
Фантомы (альбомы)
|
|
12
|
|
3.4.
|
Проспекты
|
|
|
|
3.5.
|
Слайды
|
|
15
|
|
3.6.
|
Видеофильмы
|
|
|
|
3.7.
|
Тесты. Обучающая и контролирующая программы для итоговой государственной аттестации
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
^
1. «Детская стоматология» Виноградова Г.Ф. М.: Медицина 1996 г. 512 с
4.2. Список МУ и МР.
Темы рефератов самостоятельной работы студентов:
9 семестр
Методы лечения повреждений зубов
Особенности клинического течения и лечения переломов нижней челюсти в детском возрасте
Особенности клинического течения и лечения переломов верхней челюсти в детском возрасте
Дифференциальная диагностика и особенности лечения остоогенных образований в детском возрасте
Клинические проявления, диагностика лечения злокачественных образований ЧЛО в детском возрасте
Вывихи нижней челюсти. Дифференциальная диагностика и особенности лечения у детей.
Анкелозы височно-нижнечелюстного сустава. Диагностика. Лечение. Профилактика
10 семестр
1. Амбулаторные операции в полости рта
2. Врожденные расщелины верхней губы. Классификация. Диагностика. Лечение.
3. Врожденные расщелины неба. Классификация. Диагностика. Лечение. Функциональные нарушения в организме ребенка при врожденных пороках развития губы и неба.
4. Принципы диспансеризации и реабилитации детей с расщелиной губы и неба
5. Профилактика врожденной патологии и организация медико-генетической консультации. Работа в центре диспансеризации.
6. Реабилитация детей с послеоперационными дефектами челюстных костей.
Перечень педагогических контрольных материалов.
Вопросы к зачету.
|