|
Скачать 6.21 Mb.
|
министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) Астрахань 2012 Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) разработана сотрудниками кафедр: - ^ (заведующий кафедрой – д.м.н., проф. Черкасов Н.С., доцент кафедры – к.м.н. Дербенёва Л.И. доцент кафедры – к.м.н. Подулясская А.Ю.); - Кафедра поликлинической педиатрии с курсом подготовки семейных врачей (заведующий кафедрой – д.м.н. проф. Джумагазиев А.А., доцент кафедры к.м.н. – Райский Д.В.) под руководством ректора ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ–д.м.н., профессора Галимзянова Х.М. Рекомендована к утверждению рецензентами:
(ФИО ученые степень, звание место работы)
(ФИО ученые степень, звание место работы) © ГБОУ ВПО АГМА, 2012 Условные обозначения:
СОДЕРЖАНИЕ
^ по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ»
^ Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Педиатрия» в послевузовском профессиональном образовании врачей. Актуальность основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) состоит в том, что существование современного общества невозможно представить без медицины,которая призвана обеспечивать высокое качество оказания медицинских услуг посохранению здоровья населения и профилактике заболеваний. Практическоездравоохранение предъявляет повышенные требования к подготовке врачей поспециальности «Педиатрия» вследствие усиления внимания к консультативно-диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической помощи детям на основе использования новейших профессиональных и информационных технологий,возрастания ответственности врача-педиатра перед обществом по воспитанию здоровогоребенка. ^ врача-ординатора по специальности «ПЕДИАТРИЯ» - подготовка квалифицированного врача-специалиста ПЕДИАТРА, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности преимущественно в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также формирование готовности и способности к профессиональному, личностному и культурному самосовершенствованию, стремлению к постоянному повышению своей квалификации, иноваторству, качеств интеллигента и гуманистических основ личности, позволяющих осуществлять социальное служение людям. ^ врача-ординатора по специальности «ПЕДИАТРИЯ»:
В ординатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальности: «Педиатрия», (^ N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение ведется с отрывом от основного места работы. Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) включает в себя:
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы. Содержание рабочих программ дисциплин (модулей) представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы. Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.О.00) или (ФД.О.00), на втором – порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин - ОД.О.01.), далее – порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например,ОД.О.01.1 – Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.О.01.1.1.), номер элемента конкретной темы (ОД.О.01.1.1.1.), затем – номер подэлемента (ОД.О.01.1.1.1.1.) и т.д. В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре. Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций врача-специалиста. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста ПЕДИАТРА, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов. Для реализации основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
В процессе подготовки врача-специалиста ПЕДИАТРА (ординатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль).Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, реферативные сообщения, защита дипломных работ, дифференцированного зачета и др. По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура). В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля. При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца. ^ ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ПЕДИАТРА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) Врач-специалист ПЕДИАТР должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): ^ :
^ : в диагностической деятельности:
в лечебной деятельности:
в реабилитационной деятельности:
в профилактической деятельности:
в организационно-управленческой деятельности:
^ 1, умений2 и владений3 врача-специалиста ПЕДИАТРА (ординатора) Врач-специалист ПЕДИАТР должен знать: - Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; - теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; - основы медико-социальной экспертизы; - порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; - основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, - обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; - медицинскую этику; психологию профессионального общения; - основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности; - общие вопросы организации педиатрической помощи в Российской Федерации и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей; - правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией; - принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам "риска"; вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний; - вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей; вопросы санпросветработы с родителями и детьми; санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей, - противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; - анатомо-физиологические особенности организма плода и ребенка; взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию; физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды; - принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей; - основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем; - показатели гомеостаза в норме и патологии; основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы коррекции; - физиологию и патофизиологию системы кроветворения; кровообращения, дыхания, пищеварения и др.; - современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний; - современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний; - современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний; основы фармакотерапии детского возраста; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением; - диетотерапию при различных видах патологии; - основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте; - принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре; - вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях, санаторно-курортное лечение; - принципы организации медицинской службы гражданской обороны; - формы планирования и отчетности своей работы; - основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; - санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения. Врач-специалист ПЕДИАТР должен уметь: - оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка, готовность ребенка к обучению в школе; - рассчитать содержание и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста; - оценить детей по принадлежности к группам здоровья, дать рекомендации по воспитанию и вскармливанию, выделять детей группы риска; - выполнять перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи; - выполнять перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Организовать и проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции; - оформлять и направлять в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания; -в установленном порядке повышать профессиональную квалификацию; - организовать и контролировать работу среднего медицинского персонала; - вести необходимую медицинскую документацию; - составлять план своей работы, отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводить анализ этой работы. Проводить анализ детской смертности на участке, анализ эффективности диспансеризации; - организовать стационар на дому; - осуществлять пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Организовать и проводить иммунопрофилактику у детей. Разрабатывать и выполнять индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов. Врач-специалист ПЕДИАТР должен владеть: - проведением первичной и вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семей и коллективов); - диагностикой заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных вариантов течения заболеваний на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования; - диагностикой и оказанием первой помощи при неотложных состояниях; лечением с использованием консервативных методов; судебно-медицинской экспертизой; - гигиеническим воспитанием детей и их семей; - проведением реабилитационных мероприятий среди детей и подростков, перенесших соматические заболевания, травмы и оперативные вмешательства. Использованием средств лечебной физкультуры, физиотерапии, фитотерапии и др. у детей и подростков, нуждающихся в реабилитации; - организацией труда в медицинских учреждениях и ведением медицинской документации; - медицинской помощью населению в экстремальных условиях; во время эпидемий, в очагах массового поражения; - самостоятельной работой с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками). ^
^ 1. Государственная (итоговая) аттестация по основной профессиональной программе послевузовского профессионального образования по специальности «ПЕДИАТРИЯ» (ординатура) осуществляется посредством проведения экзамена и направлена на выявление уровня теоретической и практической подготовки врача-специалиста по ПЕДИАТРИИ в соответствии с содержанием образовательной программы послевузовского профессионального образования. 2. Врач-ординатор допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного освоения рабочих программ дисциплин (модулей), обучающего симуляционного курса и выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом. 3. Лица, освоившие основную профессиональную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Педиатрия» и успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца. ^ 1 этап – практическая подготовка. Оценивается практическая профессиональная подготовка ординатора. Проводится на клинической базе, составляющей основу последипломной подготовки по специальности «ПЕДИАТРИЯ». Оценивается владение ординатором всего необходимого объёма навыков и умений для профессиональной деятельности. Для данного этапа на кафедре разработан «Перечень вопросов к государственному экзамену по практическим навыкам» (см. приложение № 4). Результат практических навыков оценивается как «зачтено» или «не зачтено». П – этап - аттестационное тестирование. Тестовый материал охватывает содержание гуманитарных, математических, естественно-научных, медико-биологических и профессиональных дисциплин. Используются различные типы тестовых заданий для установления и оценки различных сторон клинического мышления, этики, сравнение, сопоставление и противопоставление медицинских данных, анализ и синтез предлагаемой информации, установление причинно-значимых взаимосвязей. Перечень тестов см. приложение 7. Состав тестовых заданий ежегодно обновляется. Результаты тестирования оцениваются как: «зачтено» и « не зачтено». Ш - этап – итоговое собеседование. Проверяет профессиональную подготовку ординатора, уровень его компетенции в использовании теоретической базы для решения профессиональных ситуаций. Собеседование проводится на основе ответа на вопросы (см. приложение 5) и/или решения ситуационных задач обобщенного характера и оценивается по пятибалльной системе (см. приложение 6). По результатам трёх этапов выставляется итоговая оценка. |