|
Скачать 0.5 Mb.
|
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ« УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ___________________________ « _____»_______________2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ для специальности 060104 -медико-профилактическое дело факультет медико-профилактический кафедра оториноларингологии курс IY семестр YIII лекции 24 ( час.) Экзамен YIII практические занятия 44 (час.) лабораторные занятия - нет Всего часов 24/44 Самостоятельная работа 12 час. Рабочая программа составлена на основании типовой программы по оториноларигологии. Утверждена начальником управления учебных заведений Минздрава РФ, Н.Н.Володиным, 1997г. и 2006 г. Индекс ОПФ.12 Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры и одобрена «______»_______________2007 года Заведующий кафедрой профессор Кротов Ю.А. Одобрено методической комиссией (советом) медико-профилактического ф-та «______»_________________2007 г. Председатель: проф. В.Л.Стасенко
1.2 Задачи: 1). Ознакомить студентов с профессиональной патологией верхних дыхательных путей и уха; 2). Показать студентам клинико-морфологическую сущность, основы диагностики, принципы лечения и профилактики основных заболеваний верхних дыхательных путей и уха; 3). Ознакомить студентов с различными видами специализированной оториноларингологической помощи населению, особое внимание уделить экспертизе временной трудоспособности при ЛОР заболеваниях и профессиональной патологии; 4). Обучить студентов алгоритмам и практическим навыкам оказания неотложной помощи в оториноларингологии с учетом производственного травматизма и профессиональных вредностей.
Знать: 1). Строение височной кости: наружное, среднее, внутреннее ухо, барабанная полость, слуховая труба, сосцевидный отросток, лабиринт, преддверие, полукружные каналы, улитка. Особенности их строения в детском возрасте. 2). Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух, анатомию глотки, лимфаденоидного глоточного кольца, структурные особенности миндалин; анатомия гортани, трахеи, бронхов и пищевода. Уметь: 1) применить знания по анатомии ЛОР органов в объяснении воз- никновения и течения патологических процессов уха, горла и носа, их осложнений.
Знать: 1). Физиологию слухового и вестибулярного анализаторов. 2). Функции носа и околоносовых пазух, глотки, лимфаденоидного глоточного кольца. Уметь: - провести исследование слуховой, вестибулярной, обонятельной и вкусовой функции.
Знать: 1). Топографию уха, носа и околоносовых пазух, глотки, гортани, трахеи, бронхов и пищевода. 2). Технику операций перевязка сосудов шеи, трахеотомия. Уметь – провести указанные вмешательства на трупном материале. ^ Знать: Морфологические изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей и лимфаденоидной ткани при воспалительных заболеваниях. ^ Знать: 1). Признаки нарушения слуховой и вестибулярной функции; 2). Проявления и последствия. ^
Знать: 1). Основные методы рентгенологической диагностики заболеваний ЛОР органов – рентгенографию, томографию височных костей, лицевого скелета, околоносовых пазух, пищевода, гортани; компьютерную томографию и ЯМРТ. 2). Рентгенологические симптомы основных ЛОР заболеваний. Уметь выявить при обследовании пациента рентгенологические признаки основных видов патологии ЛОР органов – травм, инородных тел, воспалительных заболеваний.
Знать: 1). Основные методы исследования и симптомы поражения Y, YII, YIII, IX, X, XI, XII черепных нервов, пирамидных путей, мозжечка. 2). Клинику, диагностику, принципы лечения менингита, энцефалита, абсцесса мозга и мозжечка, неврита лицевого нерва. Уметь выявить и оценить неврологические симптомы при диагностике заболеваний ЛОР органов и их осложнений.
Знать: 1). Эпидемиологические особенности, клинику, методы диагностики и принципы лечения вирусных инфекций (грипп, аденовирусная, корь), бактериальных инфекций (скарлатина, дифтерия), менингококковых инфекций. 2). Клинику и дифференциальную диагностику острых и вторичных тонзиллитов, подскладочных ларингитов при инфекционных заболеваниях. Уметь правильно оценить симптомы поражения ЛОР органов при инфекционных заболеваниях и определить лечебную тактику.
зубочелюстной системы. 2). Клинику, диагностику и принципы лечения заболеваний околоносовых пазух, комбинированных травматических повреждений челюстно-лицевой области, полости рта и глотки. Уметь выявить взаимосвязь заболеваний ЛОР органов с поражением зубочелюстной системы и определить лечебную тактику.
Знать: 1). Принципы физиотерапии ЛОР заболеваний. 2). Показания и противопоказания к применению различных физических методов воздействия в лечении острых и хронических заболеваний носа, околоносовых пазух, глотки, уха и гортани. 3). Показания к санаторно-курортному лечению ЛОР заболеваний. Уметь определить показания и выбрать метод физиотерапевтического воздействия при различных видах патологии ЛОР органов.
Знать: 1). Клинику и диагностику злокачественных новообразований верхних дыхательных путей и уха; 2). Современные методы диагностики предопухолевых заболеваний; 3). Принципы хирургического и лучевого лечения. Уметь: поставить диагноз онкологического заболевания ЛОР органов в соответствии с международной классификацией.
Оториноларингология - специальная клиническая дисциплина, изучающая морфолого-физиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей. Изучение оториноларингологии является необходимым для будущих врачей широкого профиля, поскольку поражения верхних дыхательных путей и уха встречаются часто, и обуславливают до 15% обращений в лечебные учреждения. Заболевания ЛОР органов могут вызывать тяжелые жизненно опасные осложнения (отогенные, риногенные, тонзиллогенные) и приводить к стойкой утрате трудоспособности. Развитие науки и техники диктует потребность в совершенствовании учебного процесса, поиске новых методов, средств и форм обучения. Важнейшая цель преподавания оториноларингологии – овладение специальными методами диагностики и лечения заболеваний уха и верхних дыхательных путей. В лекционном курсе освящены избранные приоритетные разделы с учетом современных достижений науки. Уделяется внимание историческому обзору вопроса с указанием основных вех в развитии проблемы, отличаются успехи, достижения отечественной науки и практики. Большое внимание уделяется вопросам деонтологии и врачебной этики. Лекции имеют не только важное учебное, но и большое воспитательное значение, способствуют с позиции данной специальности повышению общей культуры и выработке высоких нравственных качеств у будущего врача. В пропедевтической части студенты должны освоить эндоскопические и функциональные методы исследования уха, носа, глотки, гортани с одновременным углубленным повторением анатомии и физиологии ЛОР органов в клиническом освещении. При изучении заболеваний ЛОР органов используется курация больных с оформлением истории болезни, амбулаторный прием больных под контролем преподавателя, осмотр тематических больных в стационаре, знакомство с типовыми операциями, решение ситуационных задач, обходы и клинические разборы больных, работа в перевязочной. Уделяется должное внимание вопросам экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности в связи с ЛОР заболеваниями и травмами (инструкция о выдаче листков временной нетрудоспособности). Работа ВКК и ВТЭК. Сущность профессионального отбора. Способы выявления аггравации и симуляции при заболеваниях уха. При изучении клинической части специальности студенты осваивают ряд практических навыков. Самостоятельная работа студентов повышает их ответственность, и она не превышает 30% времени практических занятий. Согласно утвержденному плану на медико-профилактическом факультете цикл по оториноларингологии проводится в YIII семестре. Количество часов на лекции отводится 24 часа, практические занятия 48 часов.
^ ТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
^ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
^ Воспалительные заболевания гортани. Острые и хронические ларингиты. Папилломатоз гортани. Рак гортани. Трахеотомия. Амбулаторный прием больных. 3.1. Обязательная литература
В.Т. Пальчун, А.И. Крюков. 2. Богомильский М.Р. Детская оториноларингология. 2006г. 3. Лекции по оториноларингологии. Куйбышев, 1994 (И.Б. Солдатов). 3.2. Дополнительная литература
В.Г. Пальчун. Медицина.- 1991.
Б.В. Шеврыгин.
по оториноларингологии. Омск, 2001 – 52 с. (Ю.А.Кротов, Л.И.Иванова). 4. Солдатов И.Р. Руководство по оториноларингологии. 1997 г.
Плакаты, слайды, муляжи, используемые в учебном процессе по оториноларингологии. Шифр: плакаты – П, слайды – С, муляжи – М, микропрепараты – МП. Плакаты – П:
Муляжи – М: 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. Макропрепараты – МП: 54, 55, 56, 57, 58, 59. Слайды – С: 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70.
Плакаты, схемы, костные препараты, муляжи, слайды, рентгенограммы, используемые в учебном процессе по оториноларингологии. Шифр: плакаты – П, схемы – СХ, костные препараты – КП, муляжи – М, слайды– С, рентгенограммы – Р.
133, 134, 135, 136, 137, 138, 139. YI. Рентгенограммы – Р: 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146.
Плакаты, муляжи, слайды, костные препараты, рентгенограммы, используе- мые в учебном процессе по оториноларингологии. Плакаты – П:
Муляжи – М: 159, 160, 161, 162, 163. Костные препараты – КП: 164, 165, 166, 167. Слайды – С: 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179. Рентгенограммы – Р: 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189.
Муляжи глотки – МГ:^
Костные препараты – КП - 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120.Слайды - С - 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139. Рентгенограммы – Р – 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146
гии. Литература основная Л.О. – 191, 192, 193, 194. Литература дополнительная Л.Д. – 195, 196, 197, 198, 199, 200. ^ Т е м а: Общее знакомство с ЛОР клиникой, контингентом больных. Организация рабочего места врача оториноларинголога. Анатомия, физиология, методы исследования глотки, носа и его придаточных пазух. ^ . Студент должен знать порядок и методику осмотра ЛОР больного; уметь пользоваться эндоскопическим инструментарием; быть ознакомлен с нормальной эндоскопической картиной ЛОР органов и ее отклонениями. |