
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения
Российской Федерации»
|
Рабочая программа
по дисциплине
Клиническая фармакология
для специальности
Медико-профилактическое дело
|
- -
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор, д-р пед. наук, профессор __________________________ В.Б. Мандриков
«____»____________2013 г.
|
^
Первая доврачебная помощь
Для специальности: 060301 «Фармация»
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Факультет: фармацевтический
Кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ
Курс - II
Семестр - IV
Форма обучения - очная
Лекции - 14 часов
Практические занятия - 34 часа
Самостоятельная внеаудиторная работа – 24 часа
Экзамен – нет
Зачёт – IV семестр
Всего – 72 часа (2 ЗЕТ)
Волгоград, 2013
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Первая доврачебная помощь» в основу положены:
1) ФГОС ВПО по специальности 060301 «Фармация» утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» августа 2010г. Приказ №847
2) ^ по специальности 060301 «Фармация» утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО « ВолгГМУ Минздравсоцразвития России»
«____»_______________2012г., Протокол № ____
3) Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ от «___» ___________2013г. Протокол № ____
^
д.м.н., профессор __________________________ Петров В.И.
4) Рабочая программа учебной дисциплины «Первая доврачебная помощь» одобрена Ученым Советом фармацевтического факультета от «_____» ____________2013 г. Протокол № _____
^
декан фармацевтического
факультета, д.х.н., профессор ___________________________ Брель А.К.
Разработчики: Заведующий кафедрой клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ, Академик РАМН, д.м.н., профессор В.И. Петров
Профессор кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ, д. м. н. Н. В. Рогова.
Ассистент кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ, В.И. Стаценко.
Внешняя рецензия дана профессором кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней МГМУ им. И. М. Сеченова, д. м. н. Д. А. Сычевым. « ___ » ____________ 2013 г. (прилагается)
^ с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой ___________________________ Долгова В.В.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета
протокол №_______ от «_____»______________________ 2013 года
Председатель ЦМС
д-р пед. наук, профессор _______________________ Мандриков В.Б.
^
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель освоения учебной дисциплины (модуля) Первой доврачебной помощи состоит в овладении знаниями основных вопросов патогенеза и клинических проявлений патологических состояний, развивающихся в результате несчастных случаев и острых терапевтических, хирургических, гинекологических, нервных заболеваний у взрослых и детей, угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требующих первой доврачебной помощи, а также принципами оказания доврачебной помощи при этих состояниях, алгоритмом действий при оказании доврачебной помощи при катастрофах и чрезвычайных ситуациях.
При этом задачами дисциплины являются:
- сформировать основополагающие знания и умения оказания любой неотложной медицинской доврачебной помощи;
- научить студентов принципам диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни,
- научить студентов квалифицированно выполнять реанимационные мероприятия;
- научить студентов применять стандартные средства для временной остановки кровотечения;
- научить студентов производить инъекции лекарственных препаратов;
- научить студентов накладывать стандартные транспортные шины;
- научить студентов накладывать повязки на раны;
- сформировать основополагающие знания в области клинической токсикологии (отравления) и научить применять противоядия;
- информировать об организации и структуре службы скорой медицинской помощи и сформировать у студентов знания о роли, месте и алгоритме действий провизора в данной структуре неотложной помощи при катастрофах и чрезвычайных ситуациях;
- обучить студентов основам асептики и антисептики;
- обучить студентов правилам транспортировки заболевших и пострадавших;
- обучить студентов правилам ухода за больными;
- сформировать у студентов устойчивые практические навыки оказания доврачебной помощи при наиболее распространенных неотложных состояниях, встречающихся в Волгоградской области.
- сформировать у студентов навыки изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
-сформировать у студентов навыки общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
- сформировать у студента навыки общения с коллективом.
^
2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) Первая доврачебная помощь относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- физиология с основами анатомии
(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))
Знания: основные анатомические и физиологические понятия и термины, использующиеся в медицине; функционирования органов и систем человека в их взаимной связи в норме
Умения: моделировать физиологические функции
Навыки: измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и нагрузке; анализировать результаты экспериментального исследования физиологических функций в норме
микробиология
(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))
Знания: устройство микробиологической лаборатории и правила; принципы классификации микроорганизмов; методы выделения чистых культур бактерий; состав микрофлоры организма человека и её значение.
Умения: применять микробиологические методы для оценки качества лекарственных средств в соответствии с нормативными документами
Навыки: приготовления и окраски микропрепаратов простыми методами и по Грамму; микроскопировать с помощью имерсионной системы; определять чувствительность бактерий к антибиотикам; оценивать результаты некоторых реакций иммунитета.
^
2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплиныi:
профилактическая
диагностическая
лечебная
организационно-управленческая
научно-исследовательская
^ :
п/№
|
Номер/ индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
^
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
ОК-5
|
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
+
|
+
|
+
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам
|
|
ОК-7
|
Способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
|
+
|
+
|
+
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам
|
|
ОК-8
|
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией
|
+
|
+
|
+
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам
|
|
ПК-1
|
Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, переработки, хранения научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний
|
+
|
+
|
+
|
Индивидуа-льные домашние задания
|
|
ПК-47
|
Способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности
|
+
|
+
|
+
|
Эссе
(изготовле-ние санпро-свет бюллетеня, газеты)
|
|
ПК-48
|
Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения)
|
+
|
+
|
+
|
Индивидуа-льные домашние задания
|
|
ПК-49
|
Способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации
|
+
|
+
|
+
|
Индивидуа-льные домашние задания
|
|
ПК-50
|
Способность и готовность принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях
|
+
|
+
|
+
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестиро-вание компьютер-ное
|
Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).
Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника
^
3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/ зачетных единиц
|
Семестры
|
№ _4_
|
часов
|
1
|
2
|
3
|
^ , в том числе:
|
48
|
48
|
Лекции (Л)
|
14
|
14
|
Практические занятия (ПЗ),
|
32+2 (зачет)
|
32+2 (зачет)
|
^ ,в том числе:
|
24
|
24
|
История болезни (ИБ)
|
4
|
4
|
^
|
4
|
4
|
Подготовка к занятиям(ПЗ)
|
8
|
8
|
^
|
4
|
4
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК))
|
4
|
4
|
^
|
зачет (З)
|
2
|
2
|
экзамен (Э)
|
|
|
^
|
час.
|
72
|
72
|
ЗЕТ
|
|
|
^
п/№
|
№ компе-тенции
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
^
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Сердечно-легочная реанимация. Неотложная помощь при терминальных состояниях
|
Первая доврачебная помощь: задачи, объем и основные принципы оказания первой помощи. Организационные основы скорой и неотложной помощи. История службы скорой медицинской помощи. Этика и деонтология в работе с больным. "Терминальное состояние" Клиническая симптоматика. Стадии терминального состояния. Сердечно-легочная реанимация. Внезапная остановка сердца. Приемы сердечно-легочной реанимации. Электрофизиологические основы ЭКГ и методика регистрации ЭКГ в 12-ти отведениях. Острая дыхательная недостаточность. Стеноз гортани, сердечная астма, бронхиальная астма, истинный и ложный крупп: симптомы, дифдиагностика, первая доврачебная помощь. Принципы трахеостомии. Техника выполнения искусственной вентиляции легких. Шок. Основные патогенетические механизмы. Клиническая картина травматического, гиповолемического, кардиогенного и септического шока. Осмотр больного и критерии оценки тяжести состояния. Основы дифдиагностики. Фазы шока. Первая доврачебная помощь. Кома. Виды ком. Особенности осмотра больного. Критерии оценки состояния сознания больного. Основные патогенетические механизмы. Особенности клинической симптоматики диабетической (кетоацидотической, гиперосмолярной, гиперлактацидемическои, гипогликемической) комы, инфекционной комы, печеночной комы, гипохлоремической комы. Дифдиагностика. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи. Первая доврачебная помощь при электротравме, поражении молнией, утоплении (в пресной, в соленой воде). Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обмороке, коллапсе. Понятие о нарушении мозгового кровообращения и принципах оказания первой помощи. Первая доврачебная помощь при аллергических реакциях: анафилактический шок, отек Квинке, крапивница, лекарственная аллергия.
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Первая доврачебная медицинская помощь при болевом синдроме
|
Первая доврачебная помощь при болевом синдроме: боли в груди, головные боли, зубная боль. Патофизиология боли. Клинические симптомы острого инфаркта миокарда. Первая доврачебная помощь при болевом синдроме: боли в животе, поясничной области. Понятие «острый живот»
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Первая доврачебная медицинская помощь при острых отравлениях
|
Первая доврачебная помощь при острых отравлениях: бытовые, произ-водственные отравления, отравления растительными ядами. Ядовитые растения и животные Волгоградской области. Первая помощь при рвоте, икоте, диарее, запорах. Макроскопическое исследование кала. Понятие о «пищевых токсикоинфекциях». Клиническая симптоматика ботулизма. Первая доврачебная помощь при лихорадочных состояниях. Методика термометрии. Лихорадочные состояния при инфекционных болезнях, у урологических больных, при неинфекционных заболеваниях. . Уход за больным (промывание желудка, постановка клизм). Эпилептический статус и другие судорожные состояния. Бред. Возбуждение. Галлюцинации. Клиническая картина. Дифдиагностические критерии. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Десмургия, транспортная иммобилизация, транспортировка пострадавших
|
Десмургия: правила наложения бинтовых повязок, перевязки. Знакомство с работой перевязочной хирургического отделения ЖДБ и выполнение перевязок больным отделения. Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах. Транспортная иммобилизация. Правила наложения шин.
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Асептика, антисептика. Первая доврачебная медицинская помощь при ранениях.
|
Асептика и антисептика. Раны: виды ран, обследование раненого, первая доврачебная помощь Нагноение ран. Острая и хроническая хирур-гическая инфекция. Специфическая раневая инфекция.
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Первая доврачебная медицинская помощь при травмах, ожогах, отморожениях и замерзании
|
Первая доврачебная помощь при травмах. Закрытые повреждения мягких тканей, черепномозговые травмы, повреждения грудной клетки. Транспортная иммобилизация. Первая доврачебная помощь при ожогах. Состав аптечки для оказания первой помощи и назначение ее основных компонентов. Показания, противопоказания, побочное действие лекарств, разрешенных к приме-нению в «домашней аптечке» без назначения врача (без рецепта). Первая доврачебная помощь при отморожениях, общее охлаждение. Замерзание. Уход за тяжелобольным, гигиена больного.
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Первая доврачебная медицинская помощь при кровотечениях
|
Первая доврачебная помощь при кровотечениях: артериальное, венозное, капилярное, смешанное, носовое, внутреннее. Правила остановки наружного кровотечения. Техника выполнения передней тампонады носа. Методика определения группы крови и резус-фактора. Уход за больным (методика выполнения внутрикожных и внутримышечных инъекций). Выполнение в/м инъекций на фантоме.
|
|
ОК-5,7,8
ПК-1, 47, 48, 49, 50
|
Первая доврачебная медицинская помощь детям и при родах вне стационара
|
Неотложные состояния в педиатрии. Нейротоксикоз. Кишечный токсикоз. Острая дыхательная недостаточность у детей. Острые отравления. Особенности оказания первой доврачебной помощи детям. Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике. Беременность (триместры, критерии оценки состояния беременной). Роды. Роды вне стационара. Клиническая симптоматика. Особенности течения. Оказание первой доврачебной помощи роженице и новорожденному. Кровотечение. "Острый живот" в гинекологической практике. Доврачебная диагностика. Алгоритм оказания первой помощи.
|
^
п/№
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
^
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
4
|
Сердечно-легочная реанимация. Неотложная помощь при терминальных состояниях
|
8
|
8
|
3
|
19
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
4
|
Первая доврачебная медицинская помощь при болевом синдроме
|
|
4
|
3
|
7
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
4
|
Первая доврачебная медицинская помощь при острых отравлениях
|
2
|
4
|
3
|
9
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
4
|
Десмургия, транспортная иммобилизация, транспортировка пострадавших
|
|
4
|
3
|
7
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
4
|
Асептика, антисептика. Первая доврачебная медицинская помощь при ранениях.
|
|
4
|
3
|
7
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
4
|
Первая доврачебная медицинская помощь при травмах, ожогах, отморожениях и замерзании
|
|
4
|
3
|
7
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
4
|
Первая доврачебная медицинская помощь при кровотечениях
|
|
4
|
3
|
7
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
4
|
Первая доврачебная медицинская помощь детям и при родах вне стационара
|
4
|
2
|
3
|
9
|
Собеседование по ситуацион-ным задачам, тестирова-ние
|
|
|
ИТОГО:
|
14
|
34
|
24
|
72
|
|
^
п/№
|
Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)
|
Семестры
|
4
|
1
|
2
|
3
|
|
Первая доврачебная помощь: задачи, объем и основные принципы оказания первой помощи. Организационные основы скорой и неотложной помощи. История службы скорой медицинской помощи. Этика и деонтология в работе с больным. "Терминальное состояние" Клиническая симптоматика. Стадии терминального состояния. Сердечно-легочная реанимация.
|
2
|
|
Острая дыхательная недостаточность. Асфиксия. Стеноз гортани (Отек Квинке, инородное тело верхних дыхательных путей и бронхов, ложный круп, дифтерия гортани - истинный круп). Удушье. Астматический статус. Приступ сердечной астмы. Приступ бронхиальной астмы. Клиника. Дифдиагностика. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
|
2
|
|
Шок. Основные патогенетические механизмы. Клиническая картина травматического, гиповолемического, кардиогенного и септического шока. Осмотр больного и критерии оценки тяжести состояния. Основы дифдиагностики. Фазы шока. Первая доврачебная помощь.
|
2
|
|
Кома. Виды ком. Особенности осмотра больного. Критерии оценки состояния сознания больного. Основные патогенетические механизмы. Особенности клинической симптоматики диабетической (кетоацидотической, гиперосмолярной, гиперлактацидемическои, гипогликемической) комы, инфекционной комы, печеночной комы, гипохлоремической комы. Дифдиагностика. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
|
2
|
|
Эпилептический статус и другие судорожные состояния. Бред. Возбуждение. Галлюцинации. Клиническая картина. Дифдиагностические критерии. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
|
2
|
|
Неотложные состояния в педиатрии. Нейротоксикоз. Кишечный токсикоз. Острая дыхательная недостаточность у детей. Острые отравления. Особенности оказания первой доврачебной помощи детям.
|
2
|
|
Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике. Беременность (триместры, критерии оценки состояния беременной). Роды. Роды вне стационара. Клиническая симптоматика. Особенности течения. Оказание первой доврачебной помощи роженице и новорожденному. Кровотечение. "Острый живот" в гинекологической практике. Доврачебная диагностика. Алгоритм оказания первой помощи.
|
2
|
|
Итого
|
14
|
|