ГБОУ ВПО «КИРОВСКАЯ ГМА»
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ России
КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
практического занятия по теме
" Грипп и другие ОРВИ "
у студентов 5 курса лечебного и
6 курса педиатрического факультетов
Киров 2011 г.
ТЕМА: ГРИПП И ОРВИ
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений и знаний по теме «ГРИПП И ОРВИ», научить диагностике, программе лечения на дому гриппа и других ОРВИ, выявлению критериев тяжелого течения и диагностике осложнений.
ЗАДАЧИ: рассмотреть особенности этиологии, патогенеза клиники течения и исходов ГРИППА и других ОРЗ, изучить методы диагностики и лечения, противоэпидемические мероприятия, обучить студентов работе с больным гриппом в диагностическом отделении.
Занятие проводится в диагностическом отделении. Для разбора предлагаются больные с ОРВИ.
^
До настоящего времени число больных гриппом и другими ОРВИ лидирует среди всех инфекционных заболеваний. Наибольший материальный ущерб приносят данные инфекции. Также показатели смертности во время ежегодных эпидемий гриппа и ОРВИ значительно увеличиваются. Грипп нередко является причиной как специфических, так и неспецифических осложнений.
Таким образом, все вышеперечисленные причины указывают на актуальность гриппа и других ОРВИ, необходимость углубленного изучения каждым студентом данных заболеваний.
^
До изучения темы (базисные знания)
Вирусологическая характеристика возбудителя, его свойства (микробиология).
Патофизиологические изменения в организме при гриппе. Патоморфологическая характеристика изменений внутренних органах при гриппе (пат. Физиология и нормальная физиология).
Вирусологические и серологические методы лабораторной диагностики гриппа. (микробиология).
^
Г р и п п. Современные представления о возбудителе, его антигенных свойствах и изменчивости.
Источники инфекции. Механизм заражения и пути распространения гриппа.
Патогенез, репродукция вируса в клетках цилиндрического эпителия дыхательных путей. Роль вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции. Патогенез респираторного синдрома.
Клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением. Критерии тяжести гриппа. Острая дыхательная недостаточность. Острая сосудистая недостаточность. Другие осложнения со стороны органов дыхания и нервной системы, современная классификация.
Основные лабораторные исследования необходимые для подтверждения диагноза гриппа, ОРВИ.
Принципы лечения больных с гриппом, ОРВИ.
Правила выписки и диспансерное наблюдение.
Профилактика. Типы вакцин. Экстренная профилактика гриппа в очаге.
П а р а г р и п п. Этиология. Антигенная стабильность вируса парагриппа. Источники инфекции. Механизм заражения, пути распространения инфекции.
Значение вирусемии в патогенезе парагриппа. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе. Типичное течение парагриппа у взрослых. Осложнения. Клиника стеноза гортани.
О р н и т о з. Особенности возбудителя. Резервуары инфекции в природе. Механизмы заражения и пути распространения орнитоза. Патогенез.
Классификация орнитоза. Основные симптомы болезни и их динамика. Изменения со стороны органов дыхания. Особенности пневмонии при орнитозе. Поражение нервной системы. Хронические формы орнитоза. Рецидивы, осложнения, прогноз.
^
Соблюдать основные правила поведения у постели больных с гриппом и ОРВИ, правильно размещать больных в стационаре.
Выявить жалобы, собрать подробные анамнезы заболевания и жизни, эпидемиологический анамнез.
Провести полный осмотр больного, выявить и дать оценку основным симптомам и синдромам (схема обследования больного).
Отразить данные осмотра больного и собранного анамнеза в истории болезни с обоснованием предварительного диагноза.
Наметить план обследования (серологическое, вирусологическое, лабораторные методы исследования) для подтверждения клинического диагноза.
Правильно интерпретировать полученные результаты лабораторного обследования и обосновать окончательный клинический диагноз согласно существующей современной клинической классификации.
Обосновать окончательный диагноз с учетом клинико-лабораторных данных.
Назначить адекватную терапию больному. Определить показания к госпитализации, программу лечения на дому. Назначить этиотропную терапию, патогенетическую терапию. Провести лечение тяжелых и осложненных форм гриппа, неотложную терапию при стенозе гортани.
^
Г р и п п. Дайте определение болезни.
Назовите антигенные свойства вируса гриппа и расскажите об его изменчивости.
Перечислите источники инфекции, механизм заражения и пути распространения гриппа.
С какими антигенными изменениями связано развитие эпидемий и пандемий гриппа?
Укажите особенности патогенеза гриппа, расскажите о роли вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции, патогенезе респираторного синдрома.
Какова клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением?
На чем основаны критерии тяжести гриппа?
Перечислите специфические и неспецифические осложнения гриппа.
Методы профилактики гриппа. Экстренная профилактика гриппа в очаге.
П а р а г р и п п. На сколько стабилен вируса парагриппа?
Каковы источники инфекции. Механизм заражения, пути пути передачи инфекции.
Какие органы и ткани поражаются при парагриппе. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе.
Опишите типичное течение парагриппа у взрослых.
О р н и т о з. Каковы этиологические особенности возбудителя?
Укажите резервуары инфекции в природе, механизмы заражения и пути распространения орнитоза.
Расскажите патогенез болезни.
Какова современная классификация орнитоза?
Опишите основные симптомы болезни и их динамику, изменения со стороны органов дыхания.
Какие особенности пневмонии при орнитозе, поражение нервной системы?
Расскажите о принципах терапии и профилактики орнитоза.
^
Практические занятия проводятся по следующему плану:
Оценка готовности студентов к занятию (устный или письменный опрос),
актуальность проблемы, цели и задачи занятия 5 мин
Устный опрос по теме занятия 20 мин
Инструкция преподавателя по работе у постели больного. 5 мин
Курация больных с гриппом или ОРВИ. 30 мин
Перерыв 5 мин
Клинический разбор больных по теме занятия 60 мин
Демонстрация наглядных пособий 5 мин
Заключительная проверка знаний студентов по данной теме (решение ситуационных задач) 80 мин
Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов 15 мин
Задание на дом. 5 мин
^
1. Провести обследование больного с гриппом или больного ОРВИ, выявить жалобы.
2. При сборе эпид. анамнеза обратить внимание на острое начало заболевания, наличие контакта с больными гриппом или с высоколихорадящим больным.
3. ^ определить характерные признаки заболевания: вялость, адинамию, гиперемию кожи, головную боль. Выполнить пробу "щипка" и "жгута", проверить менингеальные симптомы, координационные пробы, аускультацию легких, пальпацию и перкуссию печени и селезенки.
^ выявить и интерпретировать лабораторные данные (ОАК, ОАМ), вирусологические, бактериологические и серологические методы исследования.
^
Больной А., 60 лет, поступил в инфекционную больницу на 9-й дань болезни. Заболевание началось постепенно: в течение нескольких дней отмечалась слабость, недомогание, сухой кашель, осиплость голоса, снижение аппетита. Последние 2 дня температура утром 37,0-37,50С. В контакте с инфекционными больными на был. Профилактических прививок не получал.
При осмотре состояние удовлетворительное. Кожа бледная, сухая, сыпи нет, пульс 80 уд./мин. Ритмичный, удовлетворительного наполнения, тоны сердца приглушены. АД 110/70 мм.рт.ст, в легких дыхание жесткое, единичные сухие хрипы. Язык суховат, обложен у корня белым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.
Ваш диагноз? Дифференциальный диагноз?
Эпид. мероприятия в очаге?
План обследования больного?
Лечение: препараты, длительность их применения?
Клинический диагноз :
Парагрипп, острый бронхит, ларингит.
Диагностика.
ОАК, ОАМ, рентгенография легких в двух проекциях (для исключения пневмонии), ЭКГ, осмотр ЛОР- врача.
Лечение
Полупостельный режим (Весь лихорадочный)
Стол №15
Этиотропная терапия: циклоферон 2,0-12,5% по схеме в/м №10
Патогенетическая терапия:
Дезинтоксикация (обильное питье, раствор глюкозы 5% - 200 - 400 мл, вит. С 5%:-5 мл+ Эуфиллин 2,4%-10мл).
Антиоксиданты: токоферол, аевит, витамин U.
Таб. Бромгескин 8 мг - 3 р.с., сироп «Коделак-фито», полоскание зева р-ом фурациллина
Ингаляции с р-ом деринат 0,25%, лазолваном № 5
^
Основная литература:
Ющук Н.Д.. Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни/ ГЭОТАР, 2011, 742 с.
Санитарно-эпидемиологические правила 25.06.2003 года "Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03".
Лекции кафедры инфекционных болезней КГМА.
Дополнительная литература:
Грипп и другие ОРВИ : учеб. пособие для студентов мед. вузов / ГОУ ВПО "Кировская гос. мед. акад. Росздрава" ; сост.: А. Л. Бондаренко, Н. А. Савиных, М. В. Савиных. - Киров, 2010. - 106 с
Руководство по инфекционным болезням. Под редакцией В. М. Семенова: Медицинское информационное агентство: 2009, с. 752
Венгеров Ю.Я., Миганов Т.Э., Нагибина М.В. Инфекционные и паразитарные болезни (справочник практического врача): -М.: Медпресс, 2010.- 448 с
Анализ факторов риска летального исхода у беременных и родильниц при тяжелом течении гриппа H1N1 / И. Б. Заболотских [и др.] // Анестезиология и реаниматология : двухмес. науч.-практ. журн. . - 2010. - N 6. - С. 30-32.
Анализ пандемии гриппа в России как части глобального процесса по материалам референс-центра по мониторингу гриппа / А. А. Соминина, М. П. Грудинин, М. Ю. Еропкин // Журнал микробиологии эпидемиологии и иммунобиологии : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 3. - С. 20-26.
Грипп и беременность / В.П. Афиногенова // Лечащий врач. - 2010. - № 11.
Живая холодоадаптированная гриппозная вакцина:современное состояние / Ю. З. Гендон // Вопросы вирусологии : двухмес. науч.-теорет. Журн. - 2011.
Грипп сезонный, птичий, свиной / В. И. Лучшев, С. Н. Жаров, Б. И. Санин // Российский медицинский журнал : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 2.
Этиопатогенетическая фармакотерапия ОРВИ и гриппа / О. И. Киселев, Т. В. Сологуб, М. Г. Романцов // Лечащий врач : науч.-практ. журн. . - 2011. - N 2.
Составитель: ассистент к.м.н. Барамзина С.В.
Методические рекомендации утверждены
на заседании кафедры
№ ___ от «_____________» 2011 г.
Зав. кафедрой профессор
А.Л. Бондаренко
Дата ___________________2011 г.
^
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
^
КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
К практическому занятию по теме
" Грипп и другие ОРВИ "
(для студентов 5 лечебного и 6 педиатрического факультетов)
Киров 2011 г.
^
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений и знаний по теме «ГРИПП И ОРВИ», научить диагностике, программе лечения на дому гриппа и других ОРВИ, выявлению критериев тяжелого течения и диагностике осложнений.
ЗАДАЧИ: рассмотреть особенности этиологии, патогенеза клиники течения и исходов ГРИППА и других ОРЗ, изучить методы диагностики и лечения, противоэпидемические мероприятия, обучить студентов работе с больным гриппом в диагностическом отделении.
Занятие проводится в диагностическом отделении. Для разбора предлагаются больные с ОРВИ.
^
До настоящего времени число больных гриппом и другими ОРВИ лидирует среди всех инфекционных заболеваний. Наибольший материальный ущерб приносят данные инфекции. Также показатели смертности во время ежегодных эпидемий гриппа и ОРВИ значительно увеличиваются. Грипп нередко является причиной как специфических, так и неспецифических осложнений.
Таким образом, все вышеперечисленные причины указывают на актуальность гриппа и других ОРВИ, необходимость углубленного изучения каждым студентом данных заболеваний.
^
До изучения темы (базисные знания)
Вирусологическая характеристика возбудителя, его свойства (микробиология).
Патофизиологические изменения в организме при гриппе. Патоморфологическая характеристика изменений внутренних органах при гриппе (пат. Физиология и нормальная физиология).
Вирусологические и серологические методы лабораторной диагностики гриппа. (микробиология).
^
Г р и п п. Современные представления о возбудителе, его антигенных свойствах и изменчивости.
Источники инфекции. Механизм заражения и пути распространения гриппа.
Патогенез, репродукция вируса в клетках цилиндрического эпителия дыхательных путей. Роль вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции. Патогенез респираторного синдрома.
Клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением. Критерии тяжести гриппа. Острая дыхательная недостаточность. Острая сосудистая недостаточность. Другие осложнения со стороны органов дыхания и нервной системы, современная классификация.
Основные лабораторные исследования необходимые для подтверждения диагноза гриппа, ОРВИ.
Принципы лечения больных с гриппом, ОРВИ.
Правила выписки и диспансерное наблюдение.
Профилактика. Типы вакцин. Экстренная профилактика гриппа в очаге.
П а р а г р и п п. Этиология. Антигенная стабильность вируса парагриппа. Источники инфекции. Механизм заражения, пути распространения инфекции.
Значение вирусемии в патогенезе парагриппа. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе. Типичное течение парагриппа у взрослых. Осложнения. Клиника стеноза гортани.
О р н и т о з. Особенности возбудителя. Резервуары инфекции в природе. Механизмы заражения и пути распространения орнитоза. Патогенез.
Классификация орнитоза. Основные симптомы болезни и их динамика. Изменения со стороны органов дыхания. Особенности пневмонии при орнитозе. Поражение нервной системы. Хронические формы орнитоза. Рецидивы, осложнения, прогноз.
^
Соблюдать основные правила поведения у постели больных с гриппом и ОРВИ, правильно размещать больных в стационаре.
Выявить жалобы, собрать подробные анамнезы заболевания и жизни, эпидемиологический анамнез.
Провести полный осмотр больного, выявить и дать оценку основным симптомам и синдромам (схема обследования больного).
Отразить данные осмотра больного и собранного анамнеза в истории болезни с обоснованием предварительного диагноза.
Наметить план обследования (серологическое, вирусологическое, лабораторные методы исследования) для подтверждения клинического диагноза.
Правильно интерпретировать полученные результаты лабораторного обследования и обосновать окончательный клинический диагноз согласно существующей современной клинической классификации.
Обосновать окончательный диагноз с учетом клинико-лабораторных данных.
Назначить адекватную терапию больному. Определить показания к госпитализации, программу лечения на дому. Назначить этиотропную терапию, патогенетическую терапию. Провести лечение тяжелых и осложненных форм гриппа, неотложную терапию при стенозе гортани.
^
Г р и п п. Дайте определение болезни.
Назовите антигенные свойства вируса гриппа и расскажите об его изменчивости.
Перечислите источники инфекции, механизм заражения и пути распространения гриппа.
С какими антигенными изменениями связано развитие эпидемий и пандемий гриппа?
Укажите особенности патогенеза гриппа, расскажите о роли вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции, патогенезе респираторного синдрома.
Какова клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением?
На чем основаны критерии тяжести гриппа?
Перечислите специфические и неспецифические осложнения гриппа.
Методы профилактики гриппа. Экстренная профилактика гриппа в очаге.
П а р а г р и п п. На сколько стабилен вируса парагриппа?
Каковы источники инфекции. Механизм заражения, пути пути передачи инфекции.
Какие органы и ткани поражаются при парагриппе. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе.
Опишите типичное течение парагриппа у взрослых.
О р н и т о з. Каковы этиологические особенности возбудителя?
Укажите резервуары инфекции в природе, механизмы заражения и пути распространения орнитоза.
Расскажите патогенез болезни.
Какова современная классификация орнитоза?
Опишите основные симптомы болезни и их динамику, изменения со стороны органов дыхания.
Какие особенности пневмонии при орнитозе, поражение нервной системы?
Расскажите о принципах терапии и профилактики орнитоза.
^
Практические занятия проводятся по следующему плану:
Оценка готовности студентов к занятию (устный или письменный опрос),
актуальность проблемы, цели и задачи занятия 5 мин
Устный опрос по теме занятия 20 мин
Инструкция преподавателя по работе у постели больного. 5 мин
Курация больных с гриппом или ОРВИ. 30 мин
Перерыв 5 мин
Клинический разбор больных по теме занятия 60 мин
Демонстрация наглядных пособий 5 мин
Заключительная проверка знаний студентов по данной теме (решение ситуационных задач) 80 мин
Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов 15 мин
Задание на дом. 5 мин
^
1. Провести обследование больного с гриппом или больного ОРВИ, выявить жалобы.
2. При сборе эпид. анамнеза обратить внимание на острое начало заболевания, наличие контакта с больными гриппом или с высоколихорадящим больным.
3. ^ определить характерные признаки заболевания: вялость, адинамию, гиперемию кожи, головную боль. Выполнить пробу "щипка" и "жгута", проверить менингеальные симптомы, координационные пробы, аускультацию легких, пальпацию и перкуссию печени и селезенки.
^ выявить и интерпретировать лабораторные данные (ОАК, ОАМ), вирусологические, бактериологические и серологические методы исследования.
^
Больной А., 60 лет, поступил в инфекционную больницу на 9-й дань болезни. Заболевание началось постепенно: в течение нескольких дней отмечалась слабость, недомогание, сухой кашель, осиплость голоса, снижение аппетита. Последние 2 дня температура утром 37,0-37,50С. В контакте с инфекционными больными на был. Профилактических прививок не получал.
При осмотре состояние удовлетворительное. Кожа бледная, сухая, сыпи нет, пульс 80 уд./мин. Ритмичный, удовлетворительного наполнения, тоны сердца приглушены. АД 110/70 мм.рт.ст, в легких дыхание жесткое, единичные сухие хрипы. Язык суховат, обложен у корня белым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.
Ваш диагноз? Дифференциальный диагноз?
Эпид. мероприятия в очаге?
План обследования больного?
Лечение: препараты, длительность их применения?
Клинический диагноз :
Парагрипп, острый бронхит, ларингит.
Диагностика.
ОАК, ОАМ, рентгенография легких в двух проекциях (для исключения пневмонии), ЭКГ, осмотр ЛОР- врача.
Лечение
Полупостельный режим (Весь лихорадочный)
Стол №15
Этиотропная терапия: циклоферон 2,0-12,5% по схеме в/м №10
Патогенетическая терапия:
Дезинтоксикация (обильное питье, раствор глюкозы 5% - 200 - 400 мл, вит. С 5%:-5 мл+ Эуфиллин 2,4%-10мл).
Антиоксиданты: токоферол, аевит, витамин U.
Таб. Бромгескин 8 мг - 3 р.с., сироп «Коделак-фито», полоскание зева р-ом фурациллина
Ингаляции с р-ом деринат 0,25%, лазолваном № 5
^
Основная литература:
1.Ющук Н.Д.. Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни/ ГЭОТАР:- 2011, 742 с.
Санитарно-эпидемиологические правила 25.06.2003 года "Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03".
Лекции кафедры инфекционных болезней КГМА.
Дополнительная литература:
Руководство по инфекционным болезням. Под редакцией В. М. Семенова: Медицинское информационное агентство: 2009, с. 752
Венгеров Ю.Я., Миганов Т.Э., Нагибина М.В. Инфекционные и паразитарные болезни (справочник практического врача): -М.: Медпресс, 2010.- 448 с
Анализ факторов риска летального исхода у беременных и родильниц при тяжелом течении гриппа H1N1 / И. Б. Заболотских [и др.] // Анестезиология и реаниматология : двухмес. науч.-практ. журн. . - 2010. - N 6. - С. 30-32.
Анализ пандемии гриппа в России как части глобального процесса по материалам референс-центра по мониторингу гриппа / А. А. Соминина, М. П. Грудинин, М. Ю. Еропкин // Журнал микробиологии эпидемиологии и иммунобиологии : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 3. - С. 20-26.
Грипп и беременность / В.П. Афиногенова // Лечащий врач. - 2010. - № 11.
Живая холодоадаптированная гриппозная вакцина:современное состояние / Ю. З. Гендон // Вопросы вирусологии : двухмес. науч.-теорет. Журн. - 2011.
Грипп и другие ОРВИ : учеб. пособие для студентов мед. вузов / ГОУ ВПО "Кировская гос. мед. акад. Росздрава" ; сост.: А. Л. Бондаренко, Н. А. Савиных, М. В. Савиных. - Киров, 2010. - 106 с
Грипп сезонный, птичий, свиной / В. И. Лучшев, С. Н. Жаров, Б. И. Санин // Российский медицинский журнал : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 2.
Этиопатогенетическая фармакотерапия ОРВИ и гриппа / О. И. Киселев, Т. В. Сологуб, М. Г. Романцов // Лечащий врач : науч.-практ. журн. . - 2011. - N 2.
Составитель: ассистент к.м.н. Барамзина С.В.
Методические рекомендации утверждены
на заседании кафедры
№ ___ от «_____________» 2011 г.
Зав. кафедрой профессор
А.Л. Бондаренко
Дата ___________________2011 г.
|