Грипп и орви icon

Грипп и орви





Скачать 164 Kb.
Название Грипп и орви
Дата 04.03.2013
Размер 164 Kb.
Тип Методическая разработка
ГБОУ ВПО «КИРОВСКАЯ ГМА»

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ России


КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


практического занятия по теме

" Грипп и другие ОРВИ "

у студентов 5 курса лечебного и

6 курса педиатрического факультетов


Киров 2011 г.

ТЕМА: ГРИПП И ОРВИ



ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений и знаний по теме «ГРИПП И ОРВИ», научить диагностике, программе лечения на дому гриппа и других ОРВИ, выявлению критериев тяжелого течения и диагностике осложнений.

ЗАДАЧИ: рассмотреть особенности этиологии, патогенеза клиники течения и исходов ГРИППА и других ОРЗ, изучить методы диагностики и лечения, противоэпидемические мероприятия, обучить студентов работе с больным гриппом в диагностическом отделении.

Занятие проводится в диагностическом отделении. Для разбора предлагаются больные с ОРВИ.

^ Актуальность проблемы:

До настоящего времени число больных гриппом и другими ОРВИ лидирует среди всех инфекционных заболеваний. Наибольший материальный ущерб приносят данные инфекции. Также показатели смертности во время ежегодных эпидемий гриппа и ОРВИ значительно увеличиваются. Грипп нередко является причиной как специфических, так и неспецифических осложнений.

Таким образом, все вышеперечисленные причины указывают на актуальность гриппа и других ОРВИ, необходимость углубленного изучения каждым студентом данных заболеваний.

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы (базисные знания)

  1. Вирусологическая характеристика возбудителя, его свойства (микробиология).

  2. Патофизиологические изменения в организме при гриппе. Патоморфологическая характеристика изменений внутренних органах при гриппе (пат. Физиология и нормальная физиология).

  3. Вирусологические и серологические методы лабораторной диагностики гриппа. (микробиология).
^

После изучения темы


  1. Г р и п п. Современные представления о возбудителе, его антигенных свойствах и изменчивости.

  2. Источники инфекции. Механизм заражения и пути распространения гриппа.

  3. Патогенез, репродукция вируса в клетках цилиндрического эпителия дыхательных путей. Роль вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции. Патогенез респираторного синдрома.

  4. Клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением. Критерии тяжести гриппа. Острая дыхательная недостаточность. Острая сосудистая недостаточность. Другие осложнения со стороны органов дыхания и нервной системы, современная классификация.

  5. Основные лабораторные исследования необходимые для подтверждения диагноза гриппа, ОРВИ.

  6. Принципы лечения больных с гриппом, ОРВИ.

  7. Правила выписки и диспансерное наблюдение.

  8. Профилактика. Типы вакцин. Экстренная профилактика гриппа в очаге.

  9. П а р а г р и п п. Этиология. Антигенная стабильность вируса парагриппа. Источники инфекции. Механизм заражения, пути распространения инфекции.

  10. Значение вирусемии в патогенезе парагриппа. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе. Типичное течение парагриппа у взрослых. Осложнения. Клиника стеноза гортани.

  11. О р н и т о з. Особенности возбудителя. Резервуары инфекции в природе. Механизмы заражения и пути распространения орнитоза. Патогенез.

  12. Классификация орнитоза. Основные симптомы болезни и их динамика. Изменения со стороны органов дыхания. Особенности пневмонии при орнитозе. Поражение нервной системы. Хронические формы орнитоза. Рецидивы, осложнения, прогноз.



^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Соблюдать основные правила поведения у постели больных с гриппом и ОРВИ, правильно размещать больных в стационаре.

  2. Выявить жалобы, собрать подробные анамнезы заболевания и жизни, эпидемиологический анамнез.

  3. Провести полный осмотр больного, выявить и дать оценку основным симптомам и синдромам (схема обследования больного).

  4. Отразить данные осмотра больного и собранного анамнеза в истории болезни с обоснованием предварительного диагноза.

  5. Наметить план обследования (серологическое, вирусологическое, лабораторные методы исследования) для подтверждения клинического диагноза.

  6. Правильно интерпретировать полученные результаты лабораторного обследования и обосновать окончательный клинический диагноз согласно существующей современной клинической классификации.

  7. Обосновать окончательный диагноз с учетом клинико-лабораторных данных.

  8. Назначить адекватную терапию больному. Определить показания к госпитализации, программу лечения на дому. Назначить этиотропную терапию, патогенетическую терапию. Провести лечение тяжелых и осложненных форм гриппа, неотложную терапию при стенозе гортани.
^

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Г р и п п. Дайте определение болезни.

  2. Назовите антигенные свойства вируса гриппа и расскажите об его изменчивости.

  3. Перечислите источники инфекции, механизм заражения и пути распространения гриппа.

  4. С какими антигенными изменениями связано развитие эпидемий и пандемий гриппа?

  5. Укажите особенности патогенеза гриппа, расскажите о роли вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции, патогенезе респираторного синдрома.

  6. Какова клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением?

  7. На чем основаны критерии тяжести гриппа?

  8. Перечислите специфические и неспецифические осложнения гриппа.

  9. Методы профилактики гриппа. Экстренная профилактика гриппа в очаге.

  10. П а р а г р и п п. На сколько стабилен вируса парагриппа?

  11. Каковы источники инфекции. Механизм заражения, пути пути передачи инфекции.

  12. Какие органы и ткани поражаются при парагриппе. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе.

  13. Опишите типичное течение парагриппа у взрослых.

  14. О р н и т о з. Каковы этиологические особенности возбудителя?

  15. Укажите резервуары инфекции в природе, механизмы заражения и пути распространения орнитоза.

  16. Расскажите патогенез болезни.

  17. Какова современная классификация орнитоза?

  18. Опишите основные симптомы болезни и их динамику, изменения со стороны органов дыхания.

  19. Какие особенности пневмонии при орнитозе, поражение нервной системы?

  20. Расскажите о принципах терапии и профилактики орнитоза.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Практические занятия проводятся по следующему плану:

  1. Оценка готовности студентов к занятию (устный или письменный опрос),

актуальность проблемы, цели и задачи занятия 5 мин

  1. Устный опрос по теме занятия 20 мин

  2. Инструкция преподавателя по работе у постели больного. 5 мин

  3. Курация больных с гриппом или ОРВИ. 30 мин

  4. Перерыв 5 мин

  5. Клинический разбор больных по теме занятия 60 мин

  6. Демонстрация наглядных пособий 5 мин

  7. Заключительная проверка знаний студентов по данной теме (решение ситуационных задач) 80 мин

  8. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов 15 мин

  9. Задание на дом. 5 мин

^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


1. Провести обследование больного с гриппом или больного ОРВИ, выявить жалобы.

2. При сборе эпид. анамнеза обратить внимание на острое начало заболевания, наличие контакта с больными гриппом или с высоколихорадящим больным.

3. ^ При осмотре определить характерные признаки заболевания: вялость, адинамию, гиперемию кожи, головную боль. Выполнить пробу "щипка" и "жгута", проверить менингеальные симптомы, координационные пробы, аускультацию легких, пальпацию и перкуссию печени и селезенки.

^ 4. При обосновании диагноза выявить и интерпретировать лабораторные данные (ОАК, ОАМ), вирусологические, бактериологические и серологические методы исследования.

^ Клиническая задача

Больной А., 60 лет, поступил в инфекционную больницу на 9-й дань болезни. Заболевание началось постепенно: в течение нескольких дней от­мечалась слабость, недомогание, сухой кашель, осиплость голоса, снижение аппетита. Последние 2 дня темпера­тура утром 37,0-37,50С. В контакте с инфекционными больными на был. Профилактических прививок не получал.

При осмотре состояние удовлетворительное. Кожа бледная, сухая, сыпи нет, пульс 80 уд./мин. Ритмичный, удовлетво­рительного наполнения, тоны сердца приглушены. АД 110/70 мм.рт.ст, в легких дыхание жесткое, единичные сухие хрипы. Язык суховат, обложен у корня белым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.

  1. Ваш диагноз? Дифференциальный диагноз?

  2. Эпид. мероприятия в очаге?

  3. План обследования больного?

  4. Лечение: препараты, длительность их применения?


Клинический диагноз :

Парагрипп, острый бронхит, ларингит.

Диагностика.

  1. ОАК, ОАМ, рентгенография легких в двух проекциях (для исключения пневмонии), ЭКГ, осмотр ЛОР- врача.

Лечение

  1. Полупостельный режим (Весь лихорадочный)

  2. Стол №15

  3. Этиотропная терапия: циклоферон 2,0-12,5% по схеме в/м №10

  4. Патогенетическая терапия:

  • Дезинтоксикация (обильное питье, раствор глюкозы 5% - 200 - 400 мл, вит. С 5%:-5 мл+ Эуфиллин 2,4%-10мл).

  • Антиоксиданты: токоферол, аевит, витамин U.

  • Таб. Бромгескин 8 мг - 3 р.с., сироп «Коделак-фито», полоскание зева р-ом фурациллина

  • Ингаляции с р-ом деринат 0,25%, лазолваном № 5



^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература:

  1. Ющук Н.Д.. Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни/ ГЭОТАР, 2011, 742 с.

  2. Санитарно-эпидемиологические правила 25.06.2003 года "Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03".

  3. Лекции кафедры инфекционных болезней КГМА.


Дополнительная литература:

  1. Грипп и другие ОРВИ : учеб. пособие для студентов мед. вузов / ГОУ ВПО "Кировская гос. мед. акад. Росздрава" ; сост.: А. Л. Бондаренко, Н. А. Савиных, М. В. Савиных. - Киров, 2010. - 106 с

  2. Руководство по инфекционным болезням. Под редакцией В. М. Семенова: Медицинское информационное агентство: 2009, с. 752

  3. Венгеров Ю.Я., Миганов Т.Э., Нагибина М.В. Инфекционные и паразитарные болезни (справочник практического врача): -М.: Медпресс, 2010.- 448 с

  4. Анализ факторов риска летального исхода у беременных и родильниц при тяжелом течении гриппа H1N1 / И. Б. Заболотских [и др.] // Анестезиология и реаниматология : двухмес. науч.-практ. журн. . - 2010. - N 6. - С. 30-32.

  5. Анализ пандемии гриппа в России как части глобального процесса по материалам референс-центра по мониторингу гриппа / А. А. Соминина, М. П. Грудинин, М. Ю. Еропкин // Журнал микробиологии эпидемиологии и иммунобиологии : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 3. - С. 20-26.

  6. Грипп и беременность / В.П. Афиногенова // Лечащий врач. - 2010. - № 11.

  7. Живая холодоадаптированная гриппозная вакцина:современное состояние / Ю. З. Гендон // Вопросы вирусологии : двухмес. науч.-теорет. Журн. - 2011.

  8. Грипп сезонный, птичий, свиной / В. И. Лучшев, С. Н. Жаров, Б. И. Санин // Российский медицинский журнал : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 2.

  9. Этиопатогенетическая фармакотерапия ОРВИ и гриппа / О. И. Киселев, Т. В. Сологуб, М. Г. Романцов // Лечащий врач : науч.-практ. журн. . - 2011. - N 2.



Составитель: ассистент к.м.н. Барамзина С.В.


Методические рекомендации утверждены

на заседании кафедры

___ от «_____________» 2011 г.


Зав. кафедрой профессор

А.Л. Бондаренко


Дата ___________________2011 г.

^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»


^ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К практическому занятию по теме

" Грипп и другие ОРВИ "

(для студентов 5 лечебного и 6 педиатрического факультетов)


Киров 2011 г.

^

ТЕМА: ГРИПП И ОРВИ



ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений и знаний по теме «ГРИПП И ОРВИ», научить диагностике, программе лечения на дому гриппа и других ОРВИ, выявлению критериев тяжелого течения и диагностике осложнений.

ЗАДАЧИ: рассмотреть особенности этиологии, патогенеза клиники течения и исходов ГРИППА и других ОРЗ, изучить методы диагностики и лечения, противоэпидемические мероприятия, обучить студентов работе с больным гриппом в диагностическом отделении.

Занятие проводится в диагностическом отделении. Для разбора предлагаются больные с ОРВИ.

^ Актуальность проблемы:

До настоящего времени число больных гриппом и другими ОРВИ лидирует среди всех инфекционных заболеваний. Наибольший материальный ущерб приносят данные инфекции. Также показатели смертности во время ежегодных эпидемий гриппа и ОРВИ значительно увеличиваются. Грипп нередко является причиной как специфических, так и неспецифических осложнений.

Таким образом, все вышеперечисленные причины указывают на актуальность гриппа и других ОРВИ, необходимость углубленного изучения каждым студентом данных заболеваний.

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы (базисные знания)

  1. Вирусологическая характеристика возбудителя, его свойства (микробиология).

  2. Патофизиологические изменения в организме при гриппе. Патоморфологическая характеристика изменений внутренних органах при гриппе (пат. Физиология и нормальная физиология).

  3. Вирусологические и серологические методы лабораторной диагностики гриппа. (микробиология).
^

После изучения темы


  1. Г р и п п. Современные представления о возбудителе, его антигенных свойствах и изменчивости.

  2. Источники инфекции. Механизм заражения и пути распространения гриппа.

  3. Патогенез, репродукция вируса в клетках цилиндрического эпителия дыхательных путей. Роль вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции. Патогенез респираторного синдрома.

  4. Клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением. Критерии тяжести гриппа. Острая дыхательная недостаточность. Острая сосудистая недостаточность. Другие осложнения со стороны органов дыхания и нервной системы, современная классификация.

  5. Основные лабораторные исследования необходимые для подтверждения диагноза гриппа, ОРВИ.

  6. Принципы лечения больных с гриппом, ОРВИ.

  7. Правила выписки и диспансерное наблюдение.

  8. Профилактика. Типы вакцин. Экстренная профилактика гриппа в очаге.

  9. П а р а г р и п п. Этиология. Антигенная стабильность вируса парагриппа. Источники инфекции. Механизм заражения, пути распространения инфекции.

  10. Значение вирусемии в патогенезе парагриппа. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе. Типичное течение парагриппа у взрослых. Осложнения. Клиника стеноза гортани.

  11. О р н и т о з. Особенности возбудителя. Резервуары инфекции в природе. Механизмы заражения и пути распространения орнитоза. Патогенез.

  12. Классификация орнитоза. Основные симптомы болезни и их динамика. Изменения со стороны органов дыхания. Особенности пневмонии при орнитозе. Поражение нервной системы. Хронические формы орнитоза. Рецидивы, осложнения, прогноз.



^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Соблюдать основные правила поведения у постели больных с гриппом и ОРВИ, правильно размещать больных в стационаре.

  2. Выявить жалобы, собрать подробные анамнезы заболевания и жизни, эпидемиологический анамнез.

  3. Провести полный осмотр больного, выявить и дать оценку основным симптомам и синдромам (схема обследования больного).

  4. Отразить данные осмотра больного и собранного анамнеза в истории болезни с обоснованием предварительного диагноза.

  5. Наметить план обследования (серологическое, вирусологическое, лабораторные методы исследования) для подтверждения клинического диагноза.

  6. Правильно интерпретировать полученные результаты лабораторного обследования и обосновать окончательный клинический диагноз согласно существующей современной клинической классификации.

  7. Обосновать окончательный диагноз с учетом клинико-лабораторных данных.

  8. Назначить адекватную терапию больному. Определить показания к госпитализации, программу лечения на дому. Назначить этиотропную терапию, патогенетическую терапию. Провести лечение тяжелых и осложненных форм гриппа, неотложную терапию при стенозе гортани.
^

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Г р и п п. Дайте определение болезни.

  2. Назовите антигенные свойства вируса гриппа и расскажите об его изменчивости.

  3. Перечислите источники инфекции, механизм заражения и пути распространения гриппа.

  4. С какими антигенными изменениями связано развитие эпидемий и пандемий гриппа?

  5. Укажите особенности патогенеза гриппа, расскажите о роли вирусемии и токсемии в развитии генерализованных нарушений микроциркуляции, патогенезе респираторного синдрома.

  6. Какова клиника неосложненных форм гриппа с легким, средней тяжести и тяжелым течением?

  7. На чем основаны критерии тяжести гриппа?

  8. Перечислите специфические и неспецифические осложнения гриппа.

  9. Методы профилактики гриппа. Экстренная профилактика гриппа в очаге.

  10. П а р а г р и п п. На сколько стабилен вируса парагриппа?

  11. Каковы источники инфекции. Механизм заражения, пути пути передачи инфекции.

  12. Какие органы и ткани поражаются при парагриппе. Механизм развития стеноза гортани при парагриппе.

  13. Опишите типичное течение парагриппа у взрослых.

  14. О р н и т о з. Каковы этиологические особенности возбудителя?

  15. Укажите резервуары инфекции в природе, механизмы заражения и пути распространения орнитоза.

  16. Расскажите патогенез болезни.

  17. Какова современная классификация орнитоза?

  18. Опишите основные симптомы болезни и их динамику, изменения со стороны органов дыхания.

  19. Какие особенности пневмонии при орнитозе, поражение нервной системы?

  20. Расскажите о принципах терапии и профилактики орнитоза.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Практические занятия проводятся по следующему плану:

  1. Оценка готовности студентов к занятию (устный или письменный опрос),

актуальность проблемы, цели и задачи занятия 5 мин

  1. Устный опрос по теме занятия 20 мин

  2. Инструкция преподавателя по работе у постели больного. 5 мин

  3. Курация больных с гриппом или ОРВИ. 30 мин

  4. Перерыв 5 мин

  5. Клинический разбор больных по теме занятия 60 мин

  6. Демонстрация наглядных пособий 5 мин

  7. Заключительная проверка знаний студентов по данной теме (решение ситуационных задач) 80 мин

  8. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов 15 мин

  9. Задание на дом. 5 мин

^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


1. Провести обследование больного с гриппом или больного ОРВИ, выявить жалобы.

2. При сборе эпид. анамнеза обратить внимание на острое начало заболевания, наличие контакта с больными гриппом или с высоколихорадящим больным.

3. ^ При осмотре определить характерные признаки заболевания: вялость, адинамию, гиперемию кожи, головную боль. Выполнить пробу "щипка" и "жгута", проверить менингеальные симптомы, координационные пробы, аускультацию легких, пальпацию и перкуссию печени и селезенки.

^ 4. При обосновании диагноза выявить и интерпретировать лабораторные данные (ОАК, ОАМ), вирусологические, бактериологические и серологические методы исследования.

^ Клиническая задача

Больной А., 60 лет, поступил в инфекционную больницу на 9-й дань болезни. Заболевание началось постепенно: в течение нескольких дней от­мечалась слабость, недомогание, сухой кашель, осиплость голоса, снижение аппетита. Последние 2 дня темпера­тура утром 37,0-37,50С. В контакте с инфекционными больными на был. Профилактических прививок не получал.

При осмотре состояние удовлетворительное. Кожа бледная, сухая, сыпи нет, пульс 80 уд./мин. Ритмичный, удовлетво­рительного наполнения, тоны сердца приглушены. АД 110/70 мм.рт.ст, в легких дыхание жесткое, единичные сухие хрипы. Язык суховат, обложен у корня белым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.

  1. Ваш диагноз? Дифференциальный диагноз?

  2. Эпид. мероприятия в очаге?

  3. План обследования больного?

  4. Лечение: препараты, длительность их применения?


Клинический диагноз :

Парагрипп, острый бронхит, ларингит.

Диагностика.

  1. ОАК, ОАМ, рентгенография легких в двух проекциях (для исключения пневмонии), ЭКГ, осмотр ЛОР- врача.

Лечение

  1. Полупостельный режим (Весь лихорадочный)

  2. Стол №15

  3. Этиотропная терапия: циклоферон 2,0-12,5% по схеме в/м №10

  4. Патогенетическая терапия:

  • Дезинтоксикация (обильное питье, раствор глюкозы 5% - 200 - 400 мл, вит. С 5%:-5 мл+ Эуфиллин 2,4%-10мл).

  • Антиоксиданты: токоферол, аевит, витамин U.

  • Таб. Бромгескин 8 мг - 3 р.с., сироп «Коделак-фито», полоскание зева р-ом фурациллина

  • Ингаляции с р-ом деринат 0,25%, лазолваном № 5



^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература:

1.Ющук Н.Д.. Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни/ ГЭОТАР:- 2011, 742 с.

  1. Санитарно-эпидемиологические правила 25.06.2003 года "Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03".

  2. Лекции кафедры инфекционных болезней КГМА.


Дополнительная литература:

  1. Руководство по инфекционным болезням. Под редакцией В. М. Семенова: Медицинское информационное агентство: 2009, с. 752

  2. Венгеров Ю.Я., Миганов Т.Э., Нагибина М.В. Инфекционные и паразитарные болезни (справочник практического врача): -М.: Медпресс, 2010.- 448 с

  3. Анализ факторов риска летального исхода у беременных и родильниц при тяжелом течении гриппа H1N1 / И. Б. Заболотских [и др.] // Анестезиология и реаниматология : двухмес. науч.-практ. журн. . - 2010. - N 6. - С. 30-32.

  4. Анализ пандемии гриппа в России как части глобального процесса по материалам референс-центра по мониторингу гриппа / А. А. Соминина, М. П. Грудинин, М. Ю. Еропкин // Журнал микробиологии эпидемиологии и иммунобиологии : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 3. - С. 20-26.

  5. Грипп и беременность / В.П. Афиногенова // Лечащий врач. - 2010. - № 11.

  6. Живая холодоадаптированная гриппозная вакцина:современное состояние / Ю. З. Гендон // Вопросы вирусологии : двухмес. науч.-теорет. Журн. - 2011.

  7. Грипп и другие ОРВИ : учеб. пособие для студентов мед. вузов / ГОУ ВПО "Кировская гос. мед. акад. Росздрава" ; сост.: А. Л. Бондаренко, Н. А. Савиных, М. В. Савиных. - Киров, 2010. - 106 с

  8. Грипп сезонный, птичий, свиной / В. И. Лучшев, С. Н. Жаров, Б. И. Санин // Российский медицинский журнал : двухмес. науч.-практ. журн. - 2011. - N 2.

  9. Этиопатогенетическая фармакотерапия ОРВИ и гриппа / О. И. Киселев, Т. В. Сологуб, М. Г. Романцов // Лечащий врач : науч.-практ. журн. . - 2011. - N 2.



Составитель: ассистент к.м.н. Барамзина С.В.


Методические рекомендации утверждены

на заседании кафедры

___ от «_____________» 2011 г.


Зав. кафедрой профессор

А.Л. Бондаренко


Дата ___________________2011 г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Грипп и орви icon Профилактика гриппа и орви грипп и орви

Грипп и орви icon Грипп и орви. Есть ли разница?

Грипп и орви icon Грипп, острые респираторные вирусные инфекции (орви)

Грипп и орви icon Грипп и острые респираторные вирусные заболевания (орви)

Грипп и орви icon Грипп и орви самые распространенные инфекционные заболевания, на их долю приходится до 95% всех случаев

Грипп и орви icon Учебное пособие / Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. Спб.: «Детство пресс», 2006. 171с.) Простудные

Грипп и орви icon Грипп, а также другие острые респираторные вирусные инфекции основная причина заболеваемости у детей

Грипп и орви icon С наступлением осенне-зимнего периода десятки, а иногда и сотни миллионов жителей планеты страдают

Грипп и орви icon Советует терапевт И. А. Данилов Грипп обостряет другие болезни Грипп и бронхит

Грипп и орви icon Грипп H1N1 (свиной грипп): информация для родителей и опекунов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы