Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи





Скачать 85.82 Kb.
Название Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи
Дата 04.03.2013
Размер 85.82 Kb.
Тип Документы
Методы управления голосом

и упражнения для развития и корректировки речи


По голосу можно очень много сказать о человеке. По голосу определяется эмоциональное состояние собеседника, его национальность, социальное положение и статус, самооценка, отношение к собеседнику, состояние здоровья, образователь­ный и культурный уровень, примерный возраст.

Злой, грустный, веселый, истеричный, испуганный, унылый, равнодушный, робкий – это характеристики голоса, говорящие об эмоциональном состоянии.

О самооценке можно узнать по самоуверенному, нахрапистому, фамильяр­ному, поучающему тону.

О социальном статусе – по начальственному, строгому, менторскому, суро­вому или просительному, заискивающему голосу.

О состоянии здоровья сообщит слабый, живой, сорванный, болезненный, ус­талый, простуженный, охрипший, бодрый голос.

Об отношении к собеседнику расскажет дружеский, равнодушный, интимный, насмешливый, недовольный, злобный, удивленный голос.


Требования времени к качеству образования на современном этапе его развития таковы, что характер общения педагогов и учащихся, как в процессе обучения, так и вне его, должен измениться: уйти в сторону от формально-ролевого общения «учитель-ученик», за которым, как правило, стоит взаимодействие на уровне стереотипов, шаблонов, клише, к общению «личность учителя – личность ученика», с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Такая переориентация выдвигает на первое место требования, в том числе, к стилю, манере общения педагога с учащимися, которую, помимо вербального воздействия (в единстве содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания), определяют невербальные средства общения (поза, жесты, мимика, зрительный контакт, дистанция, характеристики голоса: интонация, громкость, тембр и др.). От искусства воздействия на учащихся в процессе педагогического общения, от характера взаимодействия учителя - ученика зависит в конечном счете эффект процесса обучения: восприятие в широком смысле слова, осмысление, закрепление, овладение учебным материалом, оперирование им в различных условиях, применение его на практике.

Искусство правильно говорить дано не каждому. Можно, конечно, довольно быстро научиться выстраивать логически связанные фразы, начать включать в предложения всевозможные эпитеты, фразеологизмы и крылатые фразы, но вместе с тем не добиться взаимопонимания у слушателей или собеседников, не суметь установить соответствующий психологический контакт. Тембр и интонация голоса говорящего, его «мелодия речи», показывает не только его характер, но и выстраивает определенную модель поведения, заставляет его слушать или порождает реакцию неприятия. Контроль своего эмоционального состояния и умение управлять своим голосом – результат, в том числе, тренировки.


Для управления своим голосом, или точнее речевым голосом, необходимо знать, как образуются звуки речи. Звук – это волновые колебания упругой среды – воздуха в частности, которые могут вызывать слуховые ощущения. Речевой голос – это звуки речи, образующиеся в результате работы голосового аппарата человека. В процессе образования звуков принимают участие: легкие, сообщающиеся с горта­нью через бронхи и трахею; голосовые связки, полость рта и связанные с ней язык, зубы, губы, носовая полость, которая с помощью небной занавески может вклю­чаться в речевой тракт. В процессе произношения легкие, через бронхи и трахею, создают поток воздуха, поступающий через вибрирующие голосовые связки к по­лости рта и носоглотки. Голосовые связки, которые представляют собой две муску­листые пленки, натянутые между хрящами гортани, то открывают, то сжимают го­лосовую щель и тем самым создают последовательность импульсов звукового дав­ления, частота которых приблизительно постоянна. Получающийся при этом час­тотный спектр содержит большое число гармонических составляющих, амплитуды которых уменьшаются с ростом частоты.

Частота основного тона – частота колебаний голосовых связок определяет тип голоса говорящего: бас, баритон, тенор, альт, контральто, сопрано. Мужчины гово­рят на частоте 85 – 200 Гц, женщины – 160 – 340 Гц. Самый высокий женский голос – колоратурное сопрано, с частотой колебаний 1397 Гц.

Необходимо отметить, что с помощью голосовых связок образуются только гласные звуки (а, о, у, э, и, ы), «вокализованные» согласные (м, н, л, р, й) и звонкие согласные (б, д, г, в, з, ж). Глухие согласные (п, т, к, ф, с, х, ш) образуются без уча­стия голосовых связок, в результате сужения других участков голосового тракта. Покинув голосовые связки, воздушный поток проходит систему резонаторов, кото­рые образуются объемами полости рта и носоглотки. Проходя через эту систему, одни гармонические составляющие получают усиление, а другие – подавляются. Усиленные частотные области (так называемые форманты) и определяют слуховое восприятие того или иного звука. Менее значительные усиления связаны с индиви­дуальными особенностями речевого аппарата говорящего. Они определяют тембр речи и вместе с основным тоном позволяют узнавать говорящего по голосу.

Интонация включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, силу звучания, длительность и тембр голоса. Интонация передает смысл и эмоцию высказывания.

Изменяя тон голоса, учитель делает свою речь мелодичной. Монотонность – недостаток, ухудшающий восприятие сказанного. Не способствуют восприятию слишком высокий и слишком низкий тона. Слишком высокий тон утомляет физически, вызывает усталость у слушателей, а слишком низкий тон требует от слушателей большого напряжения. Если человек говорит высоким голосом, то звук идет в верхние резонаторы – лицевые пазухи, черепную коробку, при этом ощущается дрожание в области носа. Если человек говорит низким голосом, то дрожание ощущается в грудной клетке (и то, и другое можно ощутить, приложив ладонь руки к кончику носа или к груди). Следовательно, можно управлять высотой голоса: для ее повышения нужно послать звук в верхний резонатор, а для понижения – в нижний грудной резонатор. Эти приемы тренируются специальными упражнениями, приведенными ниже.

Вот как воспринимаются характеристики голоса в телефонных переговорах, где голос является основным средством воздействия на собеседника:

высокий голос (звонкий, «пионерский») – мелкий клерк, человек, не обладающий полномочиями;

низкий голос – компетентен, принимает решения;

быстрый темп речи – несерьезный разговор;

медленный темп речи – тугодум, плохо разбирается в предмете разговора;

средний темп речи (со смысловыми паузами) – компетентный специалист. Заметим, что средний темп речи предполагает примерно 120 – 125 слов в минуту.

«металлический» голос – недоброжелательный;

«теплый» голос – доверительный, свидетельствует о готовности помочь;

энергичный, бодрый голос – вызывает доверие.

Повышение интонации и энергичности к концу фразы присуще человеку, который уверен в своих словах и к нему стоит прислушаться. И наоборот, если интонация и энергия падают к концу фразы, то это говорит о неуверенности и незаинтересованности говорящего человека.


^ Выводы, которые определяют методы управления голосом:

1. Звуковая речь напрямую зависит от типа дыхания человека. Маленький объем легких, слабая диафрагма, неполное дыхание – это причины косноязычия.

2. Голосовая речь зависит от формы и артикуляции губ, подвижности языка. Артикуляция или активность губ бывает слабая – человек говорит сквозь зубы, что может восприниматься надменным и высокомерным; нормальная, активная и сверхактивная – такая наблюдается у дикторов, артистов. Для эффективного общения достаточно нормальной артикуляции.

3. Изменения формы и объема ротового резонатора влияют на звуковую речь: улыбка изменяет ротовой резонатор, улучшая восприятие звуковой речи.

4. Поза человека также оказывает влияние на речь, например наклон головы существенно изменяет акустику речевого аппарата. Ответственные сообщения лучше проводить стоя, приняв позу уверенности: подняв голову, расправив плечи и грудь.

5. Контроль своего эмоционального состояния позволяет управлять своим голосом и, как следствие, эффективнее доносить информацию до слушателей.


^ Упражнения для учителей для развития правильного дыхания


  1. Полное дыхание

Полное дыхание состоит из трех видов: нижнего, верхнего и среднего. Нижнее (диафрагмальное) дыхание – диафрагма при вдохе напрягается, уплотняется, сдвигает брюшные органы вниз и выпячивает живот наружу, при выдохе диафрагма возвращается в исходное состояние. Воздухом заполняются нижняя и средняя части легких. Среднее (межреберное) дыхание – при вдохе ребра поднимаются, при выдохе опускаются. Воздухом заполняется средняя часть легких. Верхнее (ключичное) дыхание – при вдохе поднимаются ребра, плечи, ключицы. Используется только небольшая часть легких – верхняя. Полное дыхание объединяет эти три вида, приводит в действие всю дыхательную систему.

Сделайте энергичный выдох. Затем начните вдох, который состоит из трех фаз.

1. Движение диафрагмы – живот медленно выпячивается вперед. Воздух проникает в нижнюю часть легких.

2. Расширение средней части грудной клетки – воздух устремляется в середину легких.

3. Расширение груди до отказа – это движение делает вдох полным.

Затем начните выдох, который также состоит из трех фаз: сначала втягивается передняя стенка живота, потом сжимаются нижние ребра, опускается грудь, и, наконец, ключицы и плечи.

Все движения выполняются плавно, волнообразно. Развивать полное дыхание можно сидя, стоя, лежа, при ходьбе.


  1. «Свеча»

Вырежьте из бумаги небольшую полоску. Зажмите ее пальцами правой руки. Представьте, что это пламя свечи. Сделайте полный вдох так, как это описано в предыдущем упражнении. Затем сделайте полный выдох, стараясь удерживать «пламя свечи» в горизонтальном положении. Хорошо при этом положить левую ладонь между грудной клеткой и животом, Обратите внимание на движение диафрагмы. Доведите выполнение упражнения до 10 раз.

  1. «Егорки»

Произнесите фразу «Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки». Затем сделайте полный вдох и на выдохе вслух считайте: «Раз Егорка, два Егорка три Егорка…». Дойдите в счете на одном выдохе до 33 «Егорок». Затем постепенно улучшайте результат, доводя количество «Егорок» до 45.


4. «Трубач»

Поднесите кулак правой руки к губам. Представьте, что это мундштук трубы. Выдувая воздух, протрубите без звука какую-нибудь песню. При выполнении упражнения обратите внимание на активизацию диафрагмы, брюшной полости, мышц спины. Запомните ощущения активизации названных мышц, поскольку они создают так называемую опору звука – условие для устойчивости голоса.


^ Упражнения для расширения высотного диапазона голоса


  1. «Маляр»

Представьте, что вы маляр. Вам нужно выкрасить карниз, который стоит перед вами вертикально. Ваша кисть руки – это кисть маляра. Движение руки сопровождается словами: «Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, и вверх и вниз».

Сначала производите маленькие мазки только кистью руки, одновременно с этим произносите слова: «вверх и вниз, и вверх и вниз».

Постепенно делайте уверенные движения, от локтя, голос поднимается выше или ниже вместе с движением руки.

Затем работайте рукой от плеча. Широкий мазок вверх и вниз. Голос поднимается все выше и опускается все ниже. В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите: «Вот и выкрашен карниз».

Вы можете контролировать правильность выполнения упражнения, следя за вибрационными ощущениями с помощью ладони: при низком голосе вы почувствуете легкое дрожание в области груди, при высоком – в области носа.

При выполнении упражнения следите за синхронностью движений руки и речи. Постепенно нарастающая амплитуда движения руки будет оказываться на размахе высотного диапазона вашего голоса.


  1. «Колокола»

Имитируйте звучание большого колокола: «Бом-м-м! Бом-м-м!», произнося слова низким голосом.

А теперь перебросьте звук наверх – зазвонили маленькие колокольчики, образуя веселый перезвон: «Бим-бим-бим!» Произнесите слова высоким голосом.

Теперь объедините звучание всех колоколов, пусть они зазвучат в среднем тоне (одна рука контролирует головной резонатор, другая – грудной): «Бим-бом-бим-бом!».


^ Речевая гимнастика

Практические упражнения для учителей, приведенные выше, предназначены для длительной и последовательной работы над своим голосом. А как быстро подготовить свой голос перед началом учебного дня? Предлагаемая речевая гимнастика позволит учителю в течение пяти минут «настроить» свой речевой аппарат на продуктивную работу.

1. Выполните любое дыхательное упражнение. Это может быть «полное дыхание» или «Егорки».

2. Разминка губ. В течение одной минуты энергично произносите сочетание звуков Б-П. При правильном выполнении упражнения вы почувствуете легкую вибрацию в области губ.

3. Разминка языка. Энергично в течение одной минуты произносите Д-Т.

4. Разминка гортани. Одну минуту повторяйте К-Г.

5. Произнесите любую скороговорку. Например: «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать». Произносите данную скороговорку с разной интонацией: сначала робко, потом самоуверенно, затем радостно, с энтузиазмом.

6. Примите позу уверенности: распрямите позвоночник, расправьте плечи, грудь.

7. Улыбнитесь!

педагог-психолог ГБОУ ЦДиК «Южный»

Никитина Ирина Алексеевна

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и
Тема история изучения проблемы нарушений речи при аномалиях строения периферического отдела артикуляционного...
Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Консультация для педагогов Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников.

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Методика лечебной физкультуры 16 Спортивные упражнения для самостоятельного выполнения 19 Спортивные

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Рекомендации для тех, кто работает «голосом»: 1

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Предложения по внесению изменений в законодательство, гпк рф, корректировки, необходимые для внесения

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Временные задержки развития речи

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Дети с нарушениями речи это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном

Методы управления голосом и упражнения для развития и корректировки речи icon Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы