Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич»





Скачать 130.75 Kb.
Название Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич»
Дата 28.03.2013
Размер 130.75 Kb.
Тип Документы

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич»

(тяжёлая форма заболевания)



1 Этап. Оптимизация развитие восприятия, его качественных свойств.


«Пирамидка»

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается разобрать пирамидку, по­казать кольца по порядку (большое – маленькое), показать все известные ребёнку цвета. Далее педагог поочередно показывает и называет цвета на пи­рамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем педагог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

«Пуговицы»

Цель: развитие способности к сличению и сортиров­ке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: большой набор разных пу­говиц, среди которых только три одинаковые. Пуговицы могут быть нашиты на материале, а могут быть просто разложены в плоской коробочке.

Описание задания. Перед ребенком хаотично расклады­вают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.

«Послушай, что за окном»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах.

Описание задания. Попросить ребенка сконцентриро­вать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребёнок может изобразить стук (постучать по столу), шелест листьев (произнести по возможности шипящий звук) и т.д. Если ребёнок, в силу тяжести заболевания, не может произносить звуки, можно использовать специальные звуковые книги с картинками, ребёнку предлагают послушать какие – либо звуки и показать их на картинке. И наоборот.


«Узнай фигуру».


Цель: совершенствовать восприятие формы; развивать произвольное внимание; развивать быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга, закрепленные на стойках; или предметы похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.

^ Описание задания. Педагог показывает ребёнку заготовленные геометрические фигуры, которые раскладывает на столе перед ребёнком, и объясняет правила игры. Педагог показывает фигуру и ребёнок должен найти такую же у себя на столе.

«Найди пару».

Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание; быстроту движений.

Материал: флажки (3 цветов).

Описание задания. Задание выполняется как и предыдущее, только с флажками..

«Угадай, чья песенка».

Цели: совершенствовать слуховое восприятие; развивать произвольное внимание; координацию движений.

Материал: магнитофонные записи голосов животных, птиц и насекомых – коровы, петуха, воробья, комара и др.

^ Описание задания. Дети слушают звуки и показывают на картинках, чьи голоса услышали.

.


«Определи звуки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Дидактический материал: картинки с изображением предметов, которые начинаются на звуки, знакомые ребёнку.

^ Описание задания. Педагог произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: автобус, очки, машина и т.д.


«Белый лист»

Цель: развивать восприятие формы предметов у детей, а также развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.

^ Описание задания: Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.


«Погладим котёнка»

Цель: развитие движений кистей рук, тактильного восприятия, фантазии.

Описание задания. Ребенок гладит игрушку - ко­тёнка, педагог описывает котёнка (мягкий, пушистый, рыжий, малень­кий и т.д.). также используют другие мягкие игрушки, по возможности использовать настоящих животных (кошек, собак, хомячков и т.д.)


«Каляки - маляки»

Цель: расслабление, снятие спастического состояния, развитие тактильного восприятия, зрительного.

Материал: большой лист бумаги, пальчиковые краски.

Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и краски. Педагог и ребёнок рисуют пальцами.


«Регистр»

Цель: развитие координации слухового и моторно­го анализаторов.

Дидактический материал: детское пианино или ме­таллофон.

Описание задания. Ребенку показывают пианино (ме­таллофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высо­ким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Игра проводится 5—6 раз. Усложнив задание, ребёнку можно предложить выполнять определённые движения на звучание по заданию.

«Текстура»

Цель: развитие тактильного восприятия.

Дидактический материал: кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок.

Описание задания. Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты, металлический брусок. Он ощупывает эти предметы, педагог называет их признаки: мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др.Затем ребенку закрывают глаза и предлагают на ощупь найти названный предмет.


^ 2. Этап. Развитие внимания и его свойств.

«Яблоко»

Цель: обучение способности концентрировать внима­ние; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три яблока.

Описание задания: Педагог«Когда люди собирают урожай? (Осенью) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, за­помнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого педагог перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, педагог дарит его ребенку.


«Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Педагог: «Сегодня у нас будет ин­тересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь хлопать в ладоши или по столу. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не за­звучит вновь».

«Выложи кружочки»

Цель: увеличение объёма внимания.

Дидактический материал: наборы кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания. Педагог выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в тече­ние 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй на­бор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил педагог. Повто­рить 2—3 раза.


«Раскрась вторую половинку».

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок с крупными предметами, цветные карандаши.

^ Описание задания: Дети должен раскрасить вторую половину картинки с каким – либо предметом точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.


«Найди мяч».

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: мяч.

Описание задания: педагог показывает мяч ребёнку, предлагает его потрогать, прокатить, обращая внимание на свойства (гладкий круглый, можно прокатить). Затем педагог прячет мяч (ребёнок следит за педагогом и видит куда он прячет мяч), ребёнок должен показать, где мяч.


«Выложи палочки».

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (крупные)

Описание задания: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку;

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек.


«Угадай».

Цель: развитие внимания и памяти.

Оборудование: различные игрушки.

Описание задания: педагог выкладывает перед детьми 3 – 4 игрушки. Дети смотрят, а потом отворачиваются. Педагог или добавляет одну игрушку и просит ребёнка показать, какая игрушка появилась. Затем задание усложняется: педагог убирает игрушку и спрашивает ребёнка, исчезла ли какая-нибудь игрушка или нет, а затем просит узнать и показать исчезнувшую игрушку среди посторонних предметов - игрушек.


«Шнурки».

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для продевания шнурков, деревянные шарики сквозь которые продевается шнурок; такие же шарики для ребёнка.

Описание задания: Ребенку предлагают продеть шнурок сквозь шарики по образцу.


^ 3. Этап. Развитие зрительной и слуховой памяти.


«Запомни картинки»

Цель:
развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображе­ниями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, каст­рюли, тарелки.

^ Описание задания. Ребенок рассматривает пять кар­тинок и запоминает, что на них нарисовано и в каком порядке расположены. Затем кар­тинки перемешивают. Педагог предлагает ребёнку вспомнить кАк картинки лежали изначально и разложить правильно.


«Купим мы, бабушка...»

Цель: обучение навыкам запоминания текста с помо­щью мнемонических приемов.

Описание задания. Педагог напевает текст, сопровождая его движениями.

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Курочка по зернышку ^ Дети указательным пальцем

кудах-тах-тах. одной руки постукивают по ладони другой руки.

Купим мы, бабушка, себе уточку,

Купим мы, бабушка, себе уточку. Уточка — та-та-та-та. ^ Делают змеевидное движение

рукой,

Курочка по зернышку Указательным пальцем одной

кудах-тах-тах. руки постукивают по ладони

другой руки.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка,

Купим мы, бабушка, себе индюшонка.

Индюшонок — ^ Поднимают вверх руки и пока-

шалды-балды. чивают ими в одну сторону, за­тем в другую. Уточка — та-та-та-та. Делают змеевидное движение

рукой.

Курочка по зернышку Указательным пальцем одной

кудах-тах-тах. руки постукивают по ладони

другой руки.

Купим мы, бабушка, себе коровенку,

Купим мы, бабушка, себе

коровенку.

Коровенка — му-у-му-у.

Индюшонок -

шалды-балды.

Уточка — та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе собачонку,

Купим мы, бабушка, себе собачонку.

Собачонка — гав-гав.

Коровенка — му-у-му-у.

Индюшонок —

шадды-балды.

Уточка — та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе кисоньку,

Купим мы, бабушка, себе кисоньку.

Кисонька — мяу-мяу.

Собачонка — гав-гав.

Коровенка — му-у-му-у.

^ Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и пока­чивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

^ Подставляют к голове указа­тельные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Индюшонок —

шадды-балды.

Уточка — та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок»,

Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок».

«Жигуленок» — би-би.

Кисонька — мяу-мяу. Собачонка — гав-гав. Коровенка — му-у-му-у.

Индюшонок —

шалды-бадды.

Уточка — та-та-та-та,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

^ Поднимают вверх руки и пока­чивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Имитируют руками управле­ние автомобилем.

^ Подставляют к голове указа­тельные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и пока­чивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

^ Подставляют к голове указа­тельные пальцы, изображая рожки.

Сначала ребёнок выполняет движения с помощью взрослого, затем взрослый поёт, а ребёнок выполняет движения по памяти.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и при­поминания.

Дидактический материал: 4 - 5 небольших игру­шечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ре­бенком на столе в один ряд. Педагог предлагает ребен­ку запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а педагог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивает­ся и ставит игрушки в правильном порядке. Игра прово­дится 5—6 раз.

«Сложи дорожку».

Цель: развитие памяти, внимания и мышления у детей.

Оборудование: различные фигуры.

Описание задания: Педагог составляет дорожку из фигур и просит ребёнка посмотреть на дорожку, потом отвернуться. Изменяет расположение одной фигуры (потом двух-трех) и просит ребёнка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках.


^ 4. Этап. Развитие наглядно-образного мышления, развитие мыслительных операций.


«Чего не хватает?»


Цель; развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

^ Дидактический материал: карточка с заданием, рамки вкладыши по методу М. Мантессори

Описание задания. Педагог предлагает ребенку рас­смотреть карточки и показать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

«Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоана­лизу, умения решать нестандартные задачи, интеллек­туальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор. (начинаем с простого узора, затем усложняем).

«Тонет — не тонет»

Цель: развитие способности выделять свойства пред­метов; развитие мыслительных операций.

Дидактический материал: таз с водой; пустой фла­кон и флакон, заполненный песком; теннисный и ме­таллический шарики; деревянный брусок и камень; бу­мажный лист и стакан.

Описание задания. Ребенку показывают пустой фла­кон и флакон, заполненный песком, и предлагают потрогать, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», по­тому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шари­ки и предлагают определить: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой — нет?» Ребенок опускает шарики в воду. Такой же опыт проделывают с деревян­ным бруском и камнем.


«Сложи картинку».

Цели: Развивать умение мыслительного анализа и синтеза.

^ Описание упражнения: Ребенку предлагается для рассмотрения предметная сюжетная картинка. Далее предлагается ребенку собрать из 5-6 частей разрезной картинки, ту картинку, которую он рассматривал.


«Почтовый ящик».

Цели: Развивать умение группировать объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образ.

^ Описание задания: ребенку предлагается ящик с несколькими отверстиями и геометрические фигуры, которые необходимо вложить в эти отверстия. Для облегчения ребенку предлагаются меньшее количество отверстий, если ребенок не справляется самостоятельно необходимо прибегнуть к помощи педагога.


Список используемой литературы


1. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2002

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие / Е.И. Рогов. – М., 1995.

3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.

4. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: Аркти.-2008.

5. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Оценка эффективности курса иппотерапии для детей – инвалидов с диагнозом детский церебральный паралич

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Двустороннее общение и общая программа поддержки ребенка 38 Глава 2 Церебральный паралич с медицинской

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Положение о детском доме является типовым для следующих видов учреждений: детский дом для детей раннего,
Концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка на основе закономерности движения...
Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Детский церебральный паралич

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Детский церебральный паралич (дцп)

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Программа проведения научно-практической конференции «Детский церебральный паралич. Вопросы реабилитации»

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon При реабилитации онтогенетических заболеваний таких, как болезнь Литтля, полинейропатия, детский

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Ежегодная междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «детский церебральный

Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» icon Публичный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр развития

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы