|
Скачать 130.75 Kb.
|
Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский церебральный паралич»(тяжёлая форма заболевания)1 Этап. Оптимизация развитие восприятия, его качественных свойств. «Пирамидка» Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения. Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов. Описание задания. Ребенку предлагается разобрать пирамидку, показать кольца по порядку (большое – маленькое), показать все известные ребёнку цвета. Далее педагог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем педагог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. «Пуговицы» Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине. Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые. Пуговицы могут быть нашиты на материале, а могут быть просто разложены в плоской коробочке. Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые. «Послушай, что за окном» Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах. Описание задания. Попросить ребенка сконцентрировать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребёнок может изобразить стук (постучать по столу), шелест листьев (произнести по возможности шипящий звук) и т.д. Если ребёнок, в силу тяжести заболевания, не может произносить звуки, можно использовать специальные звуковые книги с картинками, ребёнку предлагают послушать какие – либо звуки и показать их на картинке. И наоборот. «Узнай фигуру». Цель: совершенствовать восприятие формы; развивать произвольное внимание; развивать быстроту движений. Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга, закрепленные на стойках; или предметы похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули. ^ Педагог показывает ребёнку заготовленные геометрические фигуры, которые раскладывает на столе перед ребёнком, и объясняет правила игры. Педагог показывает фигуру и ребёнок должен найти такую же у себя на столе. «Найди пару». Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание; быстроту движений. Материал: флажки (3 цветов). Описание задания. Задание выполняется как и предыдущее, только с флажками.. «Угадай, чья песенка». Цели: совершенствовать слуховое восприятие; развивать произвольное внимание; координацию движений. Материал: магнитофонные записи голосов животных, птиц и насекомых – коровы, петуха, воробья, комара и др. ^ Дети слушают звуки и показывают на картинках, чьи голоса услышали. . «Определи звуки» Цель: развитие фонематического восприятия. Дидактический материал: картинки с изображением предметов, которые начинаются на звуки, знакомые ребёнку. ^ Педагог произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: автобус, очки, машина и т.д. «Белый лист» Цель: развивать восприятие формы предметов у детей, а также развивать мелкую моторику рук. Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги. ^ Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги. «Погладим котёнка» Цель: развитие движений кистей рук, тактильного восприятия, фантазии. Описание задания. Ребенок гладит игрушку - котёнка, педагог описывает котёнка (мягкий, пушистый, рыжий, маленький и т.д.). также используют другие мягкие игрушки, по возможности использовать настоящих животных (кошек, собак, хомячков и т.д.) «Каляки - маляки» Цель: расслабление, снятие спастического состояния, развитие тактильного восприятия, зрительного. Материал: большой лист бумаги, пальчиковые краски. Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и краски. Педагог и ребёнок рисуют пальцами. «Регистр» Цель: развитие координации слухового и моторного анализаторов. Дидактический материал: детское пианино или металлофон. Описание задания. Ребенку показывают пианино (металлофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высоким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Игра проводится 5—6 раз. Усложнив задание, ребёнку можно предложить выполнять определённые движения на звучание по заданию. «Текстура» Цель: развитие тактильного восприятия. Дидактический материал: кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок. Описание задания. Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты, металлический брусок. Он ощупывает эти предметы, педагог называет их признаки: мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др.Затем ребенку закрывают глаза и предлагают на ощупь найти названный предмет. ^ «Яблоко» Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов. Дидактический материал: три яблока. Описание задания: Педагог«Когда люди собирают урожай? (Осенью) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко». На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого педагог перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, педагог дарит его ребенку. «Слушай музыку» Цель: развитие активного внимания. Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией. Описание задания. Педагог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь хлопать в ладоши или по столу. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь». «Выложи кружочки» Цель: увеличение объёма внимания. Дидактический материал: наборы кружочков одного диаметра, но разного цвета. Описание задания. Педагог выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил педагог. Повторить 2—3 раза. «Раскрась вторую половинку». Цель: развитие концентрации внимания. Оборудование: Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок с крупными предметами, цветные карандаши. ^ : Дети должен раскрасить вторую половину картинки с каким – либо предметом точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. «Найди мяч». Цель: развитие концентрации внимания. Оборудование: мяч. Описание задания: педагог показывает мяч ребёнку, предлагает его потрогать, прокатить, обращая внимание на свойства (гладкий круглый, можно прокатить). Затем педагог прячет мяч (ребёнок следит за педагогом и видит куда он прячет мяч), ребёнок должен показать, где мяч. «Выложи палочки». Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование: счетные палочки (крупные) Описание задания: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек. а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку; б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек; в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек; г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек. «Угадай». Цель: развитие внимания и памяти. Оборудование: различные игрушки. Описание задания: педагог выкладывает перед детьми 3 – 4 игрушки. Дети смотрят, а потом отворачиваются. Педагог или добавляет одну игрушку и просит ребёнка показать, какая игрушка появилась. Затем задание усложняется: педагог убирает игрушку и спрашивает ребёнка, исчезла ли какая-нибудь игрушка или нет, а затем просит узнать и показать исчезнувшую игрушку среди посторонних предметов - игрушек. «Шнурки». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование: образец для продевания шнурков, деревянные шарики сквозь которые продевается шнурок; такие же шарики для ребёнка. Описание задания: Ребенку предлагают продеть шнурок сквозь шарики по образцу. ^ развитие зрительной памяти. Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки. ^ Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано и в каком порядке расположены. Затем картинки перемешивают. Педагог предлагает ребёнку вспомнить кАк картинки лежали изначально и разложить правильно. «Купим мы, бабушка...» Цель: обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов. Описание задания. Педагог напевает текст, сопровождая его движениями. Купим мы, бабушка, себе курочку. Купим мы, бабушка, себе курочку. Курочка по зернышку ^ кудах-тах-тах. одной руки постукивают по ладони другой руки. Купим мы, бабушка, себе уточку, Купим мы, бабушка, себе уточку. Уточка — та-та-та-та. ^ рукой, Курочка по зернышку Указательным пальцем одной кудах-тах-тах. руки постукивают по ладони другой руки. Купим мы, бабушка, себе индюшонка, Купим мы, бабушка, себе индюшонка. Индюшонок — ^ шалды-балды. чивают ими в одну сторону, затем в другую. Уточка — та-та-та-та. Делают змеевидное движение рукой. Курочка по зернышку Указательным пальцем одной кудах-тах-тах. руки постукивают по ладони другой руки. Купим мы, бабушка, себе коровенку, Купим мы, бабушка, себе коровенку. Коровенка — му-у-му-у. Индюшонок - шалды-балды. Уточка — та-та-та-та. Курочка по зернышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, себе собачонку, Купим мы, бабушка, себе собачонку. Собачонка — гав-гав. Коровенка — му-у-му-у. Индюшонок — шадды-балды. Уточка — та-та-та-та. Курочка по зернышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, себе кисоньку, Купим мы, бабушка, себе кисоньку. Кисонька — мяу-мяу. Собачонка — гав-гав. Коровенка — му-у-му-у. ^ Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую. Делают змеевидное движение рукой. Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки. ^ Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую. Делают змеевидное движение рукой. Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки. Индюшонок — шадды-балды. Уточка — та-та-та-та. Курочка по зернышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок», Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок». «Жигуленок» — би-би. Кисонька — мяу-мяу. Собачонка — гав-гав. Коровенка — му-у-му-у. Индюшонок — шалды-бадды. Уточка — та-та-та-та, Курочка по зернышку кудах-тах-тах. ^ Делают змеевидное движение рукой. Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки. Имитируют руками управление автомобилем. ^ Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую. Делают змеевидное движение рукой. Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки. ^ Сначала ребёнок выполняет движения с помощью взрослого, затем взрослый поёт, а ребёнок выполняет движения по памяти. «Кто не на месте?» Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Дидактический материал: 4 - 5 небольших игрушечных животных. Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Педагог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а педагог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и ставит игрушки в правильном порядке. Игра проводится 5—6 раз. «Сложи дорожку». Цель: развитие памяти, внимания и мышления у детей. Оборудование: различные фигуры. Описание задания: Педагог составляет дорожку из фигур и просит ребёнка посмотреть на дорожку, потом отвернуться. Изменяет расположение одной фигуры (потом двух-трех) и просит ребёнка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках. ^ Цель; развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении. ^ карточка с заданием, рамки вкладыши по методу М. Мантессори Описание задания. Педагог предлагает ребенку рассмотреть карточки и показать, какая фигура должна быть в пустой клеточке. «Сложи узор» Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор». Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор. (начинаем с простого узора, затем усложняем). «Тонет — не тонет» Цель: развитие способности выделять свойства предметов; развитие мыслительных операций. Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан. Описание задания. Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком, и предлагают потрогать, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шарики и предлагают определить: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой — нет?» Ребенок опускает шарики в воду. Такой же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. «Сложи картинку». Цели: Развивать умение мыслительного анализа и синтеза. ^ Ребенку предлагается для рассмотрения предметная сюжетная картинка. Далее предлагается ребенку собрать из 5-6 частей разрезной картинки, ту картинку, которую он рассматривал. «Почтовый ящик». Цели: Развивать умение группировать объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образ. ^ ребенку предлагается ящик с несколькими отверстиями и геометрические фигуры, которые необходимо вложить в эти отверстия. Для облегчения ребенку предлагаются меньшее количество отверстий, если ребенок не справляется самостоятельно необходимо прибегнуть к помощи педагога. Список используемой литературы 1. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2002 2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие / Е.И. Рогов. – М., 1995. 3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. 4. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: Аркти.-2008. 5. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008. |