Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида icon

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида





Скачать 77.33 Kb.
НазваниеДоклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида
Дата02.04.2013
Размер77.33 Kb.
ТипДокументы
Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида


Учитель начальных классов: Грищенко Ольга Сергеевна Тутальская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида 2009 – 10 уч. г.


Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь идёт о детях, имеющих диагноз «олигофрения в степени дебильности», «олигофрения в степени лёгкой имбецильности».

Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки.

Планируя учебный и воспитательный процесс, нужно во главу угла ставить личность ребёнка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр. ) включаются в планируемую работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

- учебных занятий;

- разработка коррекционно – развивающих упражнений;

- овладения учителем технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё «Я» и т. п.

Коррекция – это исправление каких-либо недостатков личности ребёнка. Педагог в своей работе использует методы психолого-педагогической коррекции, т. е те приёмы и методы воздействия на ученика, которые обеспечивают развитие высших психических функций.

Компенсация – это развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других. Компенсация – это результат серьёзнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.

Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе.


^ Методы реализации в уроке:

-задания по степени нарастающей трудности;

-включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;

-разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся;

-задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

-дозированная поэтапная помощь педагога;

-перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание;

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

-задания с опорой на несколько анализаторов;

-правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в урок материалов сегодняшней жизни;

-создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

-проблемные задания, познавательные вопросы;

-призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка;

-словесные методы обучения (беседа);

-наглядные методы (натуральная наглядность – живые объекты, а также муляжи, чучела, модели, коллекции, изобразительная наглядность – таблицы, рисунки, схемы);

-словарная работа.

Виды заданий:

Упражнения на развитее различных анализаторов:

  1. Выбрать из волшебного мешочка яблоко (грушу, лимон, кожаное изделие, кружку и т. п.)

  2. показать цветовые полоски, цвета которых бывают у данного предмета

  3. Выбрать из предложенных картинок те, которые имеют отношение к данному предмету и объяснить почему.

  4. Найти лишнюю картинку.

  5. Найди ошибки в описании предмета.

  6. Сколько раз встречается слово и какое слово лишнее (на коррекцию внимания и зрительной памяти)

  7. Запомни фон, на котором изображён предмет(цифра, буква и т. п.) –на зрительное внимание

  8. Разложи карточки на 3 группы (упражнение на классификацию)

Упражнения на коррекцию анализа – синтеза:

  1. Собери разрезную картинку и назови предмет.

  2. Найди недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в нижнем ряду. Объясни свой выбор.



Целям активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся могут служить следующие приёмы: подбор синонимов к названию картины, предметов, изображённых на ней; составление рассказа и озаглавливание его; придумывание ситуации по опорным словам.

^ Метод графических работ доказывает свою эффективность как метод усиления коррекционной направленности урока.

Варианты использования метода графических изображений на уроке


Наглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.

^ Практические методы обучения (наблюдения, распознавание и определение объектов, постановка опытов, заполнение различных таблиц, диаграмм, программированные работы, работа с учебником и пр.)


общее

отличия










В процессе выполнения заданий практического характера у учащихся развиваются и коррегируются внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность.

Основные требования уроков развития речи в 4 классе являются:

Обогащение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.

Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.

Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимания ребёнком значения слова формирует у него умения сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

* замена слова в словосочетании –

прозрачный воздух - свежий, чистый

любимое дело - увлекательное дело…

  • подбор наиболее точного слова по смыслу:

Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.

Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

  • составление предложений со словами синонимического ряда:

помощь – первая, неотложная, скорая

грязный – руки, овощи, улица

  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

русский язык – язык во рту

носить очки – набрать очки

месяц года – месяц на небе

* рисование на тему многозначного слова.


^ Работа по развитию связной устной речи строится с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Поэтому на уроках и в учебниках включены задания, побуждающие учащихся выполнить то или иное речевое упражнение. Известно, что у умственно отсталых школьников очень ограничен их словарь, затруднено речевое общение, их ответы односложные и эмоционально скудны и им очень трудно, а порой практически невозможно приходится им при ведении диалога, самостоятельного рассказывания, описания, повествования. Поэтому в уроки нужно включать такие задания, которые бы стимулировали, развивали у школьников мотивацию устного высказывания.

Задания:

1. Нарисуй мысленно предмет, о котором будешь говорить.

2. Что ты увидел глазами?

3. «Потрогай» его, какой он?

4. Какие признаки, свойства предмета важны?

5. К какой группе предметов его можно отнести?

6. О чём ты будешь говорить вначале…

7. Твоё отношение к этому предмету.

8. Как к нему относятся другие?

В речевой практике используем задания:

* составить рассказ с опорой на наглядно – предметный план;

* составить рассказ с опорой на графическую схему;

* составить рассказ по серии сюжетных картинок с разными вариантами их предъявления

* составь рассказ по плану

Для побуждения младших школьников к самостоятельному описанию в уроки и в учебник включены задания проблемного характера на материале жизненных ситуаций: «Вы нашли корзину с грибами в лесу. Вам надо дать объявление и написать его так, чтобы хозяин узнал корзинку по описанию». «Вы пришли навестить больного друга. Он уже долго болеет, не выходит гулять. Расскажи о погоде так, чтобы он представил, что происходит в природе, на улице».

Задания такого рода формируют осмысленное отношение учащихся к правилам смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений. Кроме этого, они достаточно эффективно корригируют речемыслительную деятельность, формируя у школьников навыки коммуникативного общения.

-


Список литературы:

Учебно-методический комплект»Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов», модуль №2, Москва 2007, Перова М. Н., Аксёнова А. К., Воронкова В. В., Худенко Е. Д.;

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение» 2008;

«Планирование уроков развития речи» Худенко Е, Д., Барышникова Д. И., Москва «АРКТИ» 2004

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида icon«Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида»

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида iconПрограмма профилактики венерических заболеваний среди подростков школы интерната VIII вида. Пояснительная

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида iconСовременные подходы к организации профессионально- трудового обучения в коррекционной школе VIII

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида iconБогданова Лариса Викторовна, заместитель директора по увр I категории, учитель истории I категории

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида icon1 Общие подходы к изучению речевого развития учащихся первых классов специальных (коррекционных)

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида iconОрганизация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида iconМетодические рекомендации к организации диагностической и коррекционной работы с детьми с овз раннего

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида iconЦель и задачи Программы развития. Приоритетные направления развития. Ожидаемые конечные результаты

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида iconСоциально-психологический анализ межличностных отношений детей младшего школьного возраста обучающихся

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида icon«Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы