|
Скачать 74.53 Kb.
|
Виды речевых нарушенийКлинико-педагогическая классификацияВсе виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Нарушения устной речи
Нарушения письменной речи
Психолого-педагогическая классификация Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. ^
Нарушения в применении средств общения
Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем. ^ — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии). ^ — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии. Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий. Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии). ^ . Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия). Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики). ^ (область преимущественно сурдопедагогики). http://www.log-center.ru/hints/artikuliac_gimn_yaz/ Психолого-педагогическая или педагогическая классификация речевых нарушений была разработана Р.Е.Левиной в 50-60-х годах 20 века, когда возникла необходимость в организации групповых форм логопедической работы. Принципы группировки нарушений, положенные в ее основу, удобны при комплектовании речевых групп в детских садах, отборе детей в специальные учреждения. В этой классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения. В ней выделяют: • ^ • Общее недоразвитие речи (ОНР) Вторая группа — нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР). ^ Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды. Выделяют следующие причины речевой патологии. 1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое «готическое» небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы. 2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи. 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка — вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга. 4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами. 5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей). Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе. ^ 1.Лечебные мероприятия: •медикаментозное лечение (по показаниям), •гомеопатия (по показаниям), •фитотерапия (по показаниям), •психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям), •физиотерапия (по показаниям), •массаж, •лечебная физкультура. ^ •развитие понимания обращенной речи; •развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций); •развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения); •развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика); •работа над дыханием и голосом; •работа над темпом и ритмом речи. 4. Логоритмика. 5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности. ^ 9. Эстетическое воспитание. 10.Социальная адаптация: •формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками, •формирование представлений о самом себе. Учимся произносить правильно! Основные виды неправильного произношения Нарушение произношения может касаться любого звука, но, в действительности, чаще всего это относится к определенным группам звуков. Так, довольно высок процент неправильного произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р] и [Л]. Реже встречаются дефекты произнесения заднеязычных звуков ([К], [Г], [Х] и их мягких пар) и звука [j] (йот). Среди замен звуков можно выделить дефекты озвончения, при которых звонкие согласные звуки уподобляются глухим (парным по признаку глухости-звонкости), и дефекты смягчения, выражающиеся в мягком произнесении твердых звуков, например: «лук» — «люк», «сам» — «сям». Существует зависимость частоты и разнообразия проявлений нарушения произношения от сложности артикуляции звуков: чем сложнее звук, тем позже появляется он в речи ребенка и тем труднее усваивается его правильное произношение. Принято выделять следующие виды неправильного звукопроизношения: сигматизм — дефект произношения свистящих и шипящих звуков; ротацизм - дефект произношения звуков [Р], [Р']; ламбдацизм — дефект произношения звуков [Л], [Л']; каппацизм — дефект произношения звуков [К], [К']; гаммацизм — дефект произношения звуков [Г], [Г']; хитизм - дефект произношения звуков [Х], [Х']; йотацизм - дефект произношения звука [j](йот). Эти международные термины образованы от названий букв греческого алфавита, соответствующих основному звуку каждой из вышеперечисленных групп. Случаи замены звука носят те же названия, только с добавлением приставки «пара-»: парасигматизм и т.д. |