|
Скачать 29.12 Kb.
|
Консультация для родителей учителя-логопеда МБДОУ № 19 Медведевой С.П. Причины речевых нарушений у детей. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная понимать свой недостаток, становятся застенчивыми, нерешительными, если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. Поэтому необходимо знать о причинах речевых нарушений, что бы по возможности их избежать. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Краткая характеристика основных причин патологии детской речи 1. На состояние здоровья и речи будущего ребёнка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно-психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (например, особенности строения артикуляционных органов, вплоть до наличия нёбных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции). 2. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость по резус-фактору и другие. 3. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. 4. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия, и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. 5. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. 6. Курение матери и употребление алкогольных напитков. 7. Стрессовые ситуации, связанные, например, со смертью близких родственников, распадом семьи и т.п. Неблагоприятные социально-бытовые условия, неблагоприятное социальное воздействие. В тех случаях, когда речь наиболее часто общающихся с ребёнком взрослых бедна по содержанию и неправильна, по грамматическому оформлению, ребенку не остается ничего другого, как усвоить предлагаемый ему «усеченный» образец. В таких семьях на речь ребенка чаще всего не обращают особого внимания, не исправляют её. При подобных обстоятельствах специалисты обычно говорят о педагогической запущенности. Особенно неразумным представляется «сюсюканье» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже считается одним из видов неблагоприятного социального воздействия. Нарушения эмоционально-волевой сферы и дефицит в развитии речи, вегетативная дисфункция, каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребёнка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребёнка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская, логопедическая и педагогическая, коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе. Литература
|