Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело





Скачать 257.54 Kb.
Название Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело
Дата 04.03.2013
Размер 257.54 Kb.
Тип Примерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА


Рекомендуется для направлений подготовки специальностей:

060101 Лечебное дело

Квалификация (степень) выпускника: «специалист»


1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – создание у студента психолого-педагогического, этического, деонтологического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла, и для последующей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • введение студента в научное поле дисциплин психолого-педагогического характера, как базовых, для успешной социализации и профессионализации в специальностях, относящихся к категории «профессии служения людям»;

  • формирование у студента блока знаний о внутреннем мире и поведении человека;

  • обучение студента использованию этих знаний в профессиональной практике «во благо пациенту»;

  • формирование у студента навыки делового и межличностного общения; обучить его приемам эффективного партнерского взаимодействия с пациентами и коллегами;

  • обучение студента приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология и педагогика » относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических
дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе:

  • философия; биоэтика;

  • цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе:

  • физика и математика; химия; биология; биохимия; анатомия;

Является предшествующей для изучения дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; медицинская реабилитация; психиатрия, медицинская психология; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; производственная практика; педиатрия; акушерство и гинекология; нормальная физиология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; судебная медицина; уход за больными терапевтического профиля; уход за больными хирургического профиля.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способности и готовности к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);

способности и готовности к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • - предмет, задачи, методы психологии и педагогики;

  • - основные этапы развития современной психологической и педагогической мысли (основные научные школы);

  • - познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

  • - психологию личности (основные теории личности, темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности человека);

  • - основы возрастной психологии и психологии развития;

  • основы психологии здоровья;

  • - основы социальной психологии (социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения).

    Уметь:

  • использовать психолого-педагогические знания:

  • в своей профессиональной деятельности,

  • в процессе разработки медико-психологической тактики лечения,

  • в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами,

  • в научно-исследовательской, профилактической и просветительской работе;

  • учитывать психологические особенности и состояния пациента в процессе его лечения;

  • вести деловые и межличностные переговоры;

  • вести просветительскую работу среди населения.



    Владеть:

  • навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения;

  • навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед;

  • методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетных единиц.


^ Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Семестр

3

Аудиторные занятия (всего)







В том числе:







Лекции (Л)







Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







^ Самостоятельная работа (всего)







В том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







^ Другие виды самостоятельной работы:

(подготовка педагогических проектов, чтение психолого-педагогических трудов и т.д.)







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет




^ Общая трудоемкость часы

зачетные единицы















^ 5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела




1

2

3

1.

Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины

Цели и задачи курса. Место психологии в системе наук (психология и философия, психология и педагогика, психология и физиология, психология и медицина). Современные психологические школы. Предмет и методы психологии Этика психологического исследования.

2.

Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача

Предмет и методы педагогики. Педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача.

3.

Психология познавательных психических процессов, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача

Общие сведения о познавательных психических процессах. Определение, основные свойства и особенности познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Способы совершенствования познавательных психических процессов. Познавательные психические процессы и их место в обучении и профессиональной деятельности врача.

4.

Психология личности, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача

Основные психологические теории личности и их классификация: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также отечественные теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.

5.

Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача

Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.

6.

Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача

Проблемное поле современной социальной психологии: социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические модели взаимодействия врача и пациента.

7.

Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогичес-кие выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности

Самосознание и образ тела. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

8.

Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача

Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Самообразование, самообучение, саморазвитие, цели и задачи непрерывного медицинского образования. Необходимость формирования у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации, личностное и профессиональное самоопределение в процессе обучения. Современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.

9

Основы медико-просветительской деятельности врача

Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни; ведение просветительской работы среди населения в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.


^ 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины,

необходимых для изучения

обеспечиваемых (последующих)

дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Педиатрия




+

+

+

+

+

+

+

+

2

Нормальная физиология







+




+













3

Медицинская реабилитация




+

+

+

+

+

+

+

+

4

Общественное здоровье, здравоохранение и экономика здравоохранения




+




+

+

+

+

+

+

5

Психиатрия, медицинская психология










+

+




+

+




6

Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф







+

+

+

+

+

+




7

Акушерство и гинекология










+

+

+

+

+

+

8

Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия







+

+










+

+

9

Судебная медицина







+

+

+

+










10

Уход за больными терапевтического профиля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Уход за больными хирургического профиля

+

+

+

+

+

+

+

+

+


^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

ЛЗ

С

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины



















2.

Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача






















1

2

3

4

5

6

7

8

3.

Психология познавательных психических процессов, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача



















4.

Психология личности, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача



















5.

Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача



















6.

Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача



















7.

Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности



















8.

Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача.



















9

Основы медико-просветительской деятельности врача




















^ 6. Лабораторный практикум – лабораторные работы не предусмотрены.


7. Практические занятия:





п/п

раздел

дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (час)




1

2

3

4

1.

1

Современные психологические школы. Грани взаимодействия психологии и медицины




2.

2

Педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача. Педагогические составляющие деятельности врача




3.

3

Определение, основные свойства и особенности познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Практикум.




4.

4

Основные психологические теории личности, общие и индивидуально-психологические особенности подростка и взрослого человека.







1

2

3

4

5.

5

Возрастные периодизации в основных психологических научных школах. Концепции развития, теории научения, учет возрастных особенностей в профессиональной деятельности врача.




6.

6

Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические модели взаимодействия врача и пациента. Элементы тренинга.




7.

7

Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.




8.

8

Способы формирования у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации, личностное и профессиональное самоопределение в процессе обучения.




9.




Приемы и способы разработки лекционных материалов медицинского содержания для просветительской и профилактической работы с населением (создание и защита педагогических проектов).





^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература

  1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник (Серия «Психологический компендиум врача») – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2010.

  2. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. Учебник для медицинских вузов (Серия «Психологический компендиум врача») – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2008.

  3. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В.: под ред. Кудрявой Н.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

б) дополнительная литература

  1. Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б. Взаимодействие врача и пациента: психология гармонических взаимоотношений. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям – М.: МГМСУ, 2008.

  2. Майерс Д. Социальная психология- 7-е изд.. — Спб.: Питер, 2007.

  3. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006

в) программное обеспечение - общесистемное и прикладное программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе:

http://www.msmsu.ru/, http://mon.gov.ru/, http://www.ipras.ru/, http://ismo.ioso.ru/, http://www.pirao.ru/ru/news/, и др.


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК. Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской.


^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» изучается в ------ семестре, на её освоение отводится -- аудиторных часа в неделю: -- час – лекция, -- часа – семинарские занятия (всего --- часа) и ---- часов для самостоятельной работы студента. В учебном процессе используются такие интерактивные формы занятий как: деловые игры, дискуссии, решение психолого-педагогических задач с помощью метода мозгового штурма, моделирование и разбор конкретных ситуаций, защита просветительских педагогических проектов, тренинги.

    Лекционные занятия снабжают студента базовым набором психолого-педагогических знаний, необходимых для эффективного выстраивания его профессиональной, общественной и индивидуальной жизни; ориентируют студента в психолого-педагогической проблематике и обозначают пути для его дальнейшего самообразования в этой научной области.

    Лекционные занятия формируют у студента способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, умение логически мыслить.

    Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным дисциплинам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, для овладения методологией научного познания. Семинарские занятия позволяют студенту под руководством преподавателя расширить и детализировать полученные знания, выработать и закрепить навыки их использования в профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не ограничивается прослушиванием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов, выстраиваемую в соответствии с методическими рекомендациями преподавателя.

    Семинарские занятия, в том числе интерактивные, формируют у студента:

  • навыки публичного выступления, навыки ведения дискуссии, умение вести деловые переговоры и осуществлять межличностное общение;

  • способность понимать психолого-педагогические теории и использовать их выводы и рекомендации в профессиональной деятельности;

  • умение вести просветительскую работу с пациентами;

  • навыки работы в коллективе, лидерские и исполнительские качества;



  • мотивацию к профессиональному и личностному росту, интерес к профессии и потребность в непрерывном повышении квалификации.

Самостоятельная работа в процессе подготовки к семинарским занятиям формирует системность мышления, трудолюбие и волевые качества, повышает познавательный интерес.


Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:


^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:


  1. Значение психологических знаний для медицинской теории и практики.

  2. Значение педагогических знаний для медицинской теории и практики.

  3. Психология и медицина: грани взаимодействия.

  4. Психология и медицина в эпоху Античности.

  5. Психология и медицина в Средние века.

  6. Психология и медицина в эпоху Возрождения.

  7. Психология и медицина в эпоху Нового времени.

  8. Психология и медицина во второй половине ХIХ – начале ХХ века.

  9. Психология и медицина в начале третьего тысячелетия.

  10. Современные психологические направления.

  11. Современные педагогические технологии и их использование в просветительской деятельности врача.

  12. Ощущения и восприятие как познавательные психические процессы и их роль в жизни человека.

  13. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

  14. Влияние мышления на восприятие.

  15. Клиническое мышление и его роль в профессиональной деятельности врача.

  16. Познавательный психический процесс внимание, его свойства и физиологические основы.

  17. Психологические теории внимания.

  18. Познавательный психический процесс память и его значение в жизни человека.

  19. Нарушения памяти (амнезии)

  20. Способы улучшения памяти.

  21. Функции воображения.

  22. Воображение и психотерапевтическая практика.

  23. Становление волевого начала в человеке.

  24. Современные теории эмоций.

  25. Способы защиты от стресса в профессиональной деятельности врача.

  26. Помощь пациенту в преодолении страхов, связанных с болезнью и процессом лечения.

  27. Современные теории мотивации.

  28. Способы мотивирования человека к ведению здорового образа жизни.

  29. Стресс: психологические и психосоматические реакции на него.

  30. Мотивация достижения успеха и профессиональная деятельность врача.

  31. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

  32. Медицинский коллектив и психологические закономерности его функционирования.

  33. Коммуникативное мастерство врача и эффективность взаимодействия с пациентом.

  34. Модели взаимодействия врача с пациентами.

  35. Профессионально-важные качества врача.


^ ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:


ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ СИНУСИТОМ НАБЛЮДАЕТСЯ




гомогенное снижение прозрачности пазухи (+)

пристеночное утолщение слизистой оболочки пазухи

негомогенное снижение прозрачности пазухи

снижение прозрачности пазухи отсутствует




^ ПРЕДРАСПОЛОГАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУРУНКУЛА НОСА




хронический гастрит

сахарный диабет (+)

тиреотоксикоз

хронический гипертрофический ринит




^ РЕЦИДИВИРУЮЩИЕ НОСОВЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ НАБЛЮДАЮТСЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ РИНИТЕ




вазомоторном

гипертрофическом

катаральном

атрофическом (+)




^ ХАРАКТЕРНЫЙ СИМПТОМ ОЗЕНЫ




зловонный насморк (+)

гипертрофия носовых раковин

вязкий секрет

узкие носовые ходы




^ ВОСПАЛЕНИЕ ВСЕХ ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ НАЗЫВАЕТСЯ




полисинусит

пансинусит (+)

гемисинусит

риносинусит


^ ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:


Задача 1. Больной жалуется на периодическую заложенность носа, водянистые выделения из носовых ходов, пароксизмальное чихание. Данные симптомы усиливаются во время уборки квартиры. В носовой слизи и в периферической крови – повышенное содержание эозинофилов.

Вопросы изадания:

  1. Какой диагноз можно поставить?

  2. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?

  3. Назовите причины заболевания.

  4. Необходима ли консультация других специалистов?

  5. Назовите основные способы лечения данного заболевания.

Ответы 1

  1. Аллергический ринит.

  2. Нейровегетативная форма вазомоторного ринита.

  3. Идиосинкразия на домашнюю пыль.

  4. Иммунолог, аллерголог.

  5. Специфическая и неспецифическая гипосенсибилизация (топические интраназальные стероиды, антигистаминные препараты, препараты кальция).


Разработчики:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия

МГМСУ

Заведующий кафедрой педагогики и психологии, профессор,

чл.- корр. РАО

Лукацкий М. А.

МГМСУ

Профессор кафедры Педагогики и психологии

Остренкова М.Е.

МГМСУ

Профессор кафедры Педагогики и психологии

Кудрявая Н.В.


Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Эксперты:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия





















Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины иммунология рекомендуется для направлений подготовки

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется для направлений подготовки специальностей:

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины топографическая анатомия и оперативная хирургия рекомендуется
Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических...
Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления (ий) подготовки

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется для направления (ий) подготовки

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется для направления подготовки специальности

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий)

Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело icon Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы