ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Рекомендуется для направлений подготовки специальностей:
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель – создание у студента психолого-педагогического, этического, деонтологического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла, и для последующей профессиональной деятельности.
Задачи:
введение студента в научное поле дисциплин психолого-педагогического характера, как базовых, для успешной социализации и профессионализации в специальностях, относящихся к категории «профессии служения людям»;
формирование у студента блока знаний о внутреннем мире и поведении человека;
обучение студента использованию этих знаний в профессиональной практике «во благо пациенту»;
формирование у студента навыки делового и межличностного общения; обучить его приемам эффективного партнерского взаимодействия с пациентами и коллегами;
обучение студента приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.
^ дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе:
философия; биоэтика;
цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе:
физика и математика; химия; биология; биохимия; анатомия;
Является предшествующей для изучения дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; медицинская реабилитация; психиатрия, медицинская психология; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; производственная практика; педиатрия; акушерство и гинекология; нормальная физиология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; судебная медицина; уход за больными терапевтического профиля; уход за больными хирургического профиля.
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
способности и готовности к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);
способности и готовности к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- предмет, задачи, методы психологии и педагогики;
- основные этапы развития современной психологической и педагогической мысли (основные научные школы);
- познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
- психологию личности (основные теории личности, темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности человека);
- основы возрастной психологии и психологии развития;
основы психологии здоровья;
- основы социальной психологии (социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения).
Уметь:
использовать психолого-педагогические знания:
в своей профессиональной деятельности,
в процессе разработки медико-психологической тактики лечения,
в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами,
в научно-исследовательской, профилактической и просветительской работе;
учитывать психологические особенности и состояния пациента в процессе его лечения;
вести деловые и межличностные переговоры;
вести просветительскую работу среди населения.
Владеть:
навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения;
навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед;
методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетных единиц.
^
|
Всего часов /
зачетных единиц
|
Семестр
|
3
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
^
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
Реферат
|
|
|
^
(подготовка педагогических проектов, чтение психолого-педагогических трудов и т.д.)
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
зачет
|
|
^
зачетные единицы
|
|
|
|
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела
дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины
|
Цели и задачи курса. Место психологии в системе наук (психология и философия, психология и педагогика, психология и физиология, психология и медицина). Современные психологические школы. Предмет и методы психологии Этика психологического исследования.
|
2.
|
Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача
|
Предмет и методы педагогики. Педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача.
|
3.
|
Психология познавательных психических процессов, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача
|
Общие сведения о познавательных психических процессах. Определение, основные свойства и особенности познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Способы совершенствования познавательных психических процессов. Познавательные психические процессы и их место в обучении и профессиональной деятельности врача.
|
4.
|
Психология личности, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача
|
Основные психологические теории личности и их классификация: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также отечественные теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.
|
5.
|
Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача
|
Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.
|
6.
|
Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача
|
Проблемное поле современной социальной психологии: социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические модели взаимодействия врача и пациента.
|
7.
|
Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогичес-кие выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности
|
Самосознание и образ тела. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.
|
8.
|
Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача
|
Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Самообразование, самообучение, саморазвитие, цели и задачи непрерывного медицинского образования. Необходимость формирования у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации, личностное и профессиональное самоопределение в процессе обучения. Современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.
|
9
|
Основы медико-просветительской деятельности врача
|
Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни; ведение просветительской работы среди населения в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.
|
^
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
№№ разделов данной дисциплины,
необходимых для изучения
обеспечиваемых (последующих)
дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Педиатрия
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Нормальная физиология
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
3
|
Медицинская реабилитация
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4
|
Общественное здоровье, здравоохранение и экономика здравоохранения
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Психиатрия, медицинская психология
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
6
|
Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
7
|
Акушерство и гинекология
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
9
|
Судебная медицина
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
10
|
Уход за больными терапевтического профиля
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11
|
Уход за больными хирургического профиля
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
ЛЗ
|
С
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
3.
|
Психология познавательных психических процессов, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Психология личности, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача.
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Основы медико-просветительской деятельности врача
|
|
|
|
|
|
|
^
№
п/п
|
№ раздел
дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудоемкость (час)
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
1
|
Современные психологические школы. Грани взаимодействия психологии и медицины
|
|
2.
|
2
|
Педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача. Педагогические составляющие деятельности врача
|
|
3.
|
3
|
Определение, основные свойства и особенности познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Практикум.
|
|
4.
|
4
|
Основные психологические теории личности, общие и индивидуально-психологические особенности подростка и взрослого человека.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5.
|
5
|
Возрастные периодизации в основных психологических научных школах. Концепции развития, теории научения, учет возрастных особенностей в профессиональной деятельности врача.
|
|
6.
|
6
|
Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические модели взаимодействия врача и пациента. Элементы тренинга.
|
|
7.
|
7
|
Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.
|
|
8.
|
8
|
Способы формирования у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации, личностное и профессиональное самоопределение в процессе обучения.
|
|
9.
|
|
Приемы и способы разработки лекционных материалов медицинского содержания для просветительской и профилактической работы с населением (создание и защита педагогических проектов).
|
|
^
а) основная литература
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник (Серия «Психологический компендиум врача») – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2010.
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. Учебник для медицинских вузов (Серия «Психологический компендиум врача») – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2008.
Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В.: под ред. Кудрявой Н.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
б) дополнительная литература
Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б. Взаимодействие врача и пациента: психология гармонических взаимоотношений. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям – М.: МГМСУ, 2008.
Майерс Д. Социальная психология- 7-е изд.. — Спб.: Питер, 2007.
Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006
в) программное обеспечение - общесистемное и прикладное программное обеспечение.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе:
http://www.msmsu.ru/, http://mon.gov.ru/, http://www.ipras.ru/, http://ismo.ioso.ru/, http://www.pirao.ru/ru/news/, и др.
^
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК. Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской.
^
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» изучается в ------ семестре, на её освоение отводится -- аудиторных часа в неделю: -- час – лекция, -- часа – семинарские занятия (всего --- часа) и ---- часов для самостоятельной работы студента. В учебном процессе используются такие интерактивные формы занятий как: деловые игры, дискуссии, решение психолого-педагогических задач с помощью метода мозгового штурма, моделирование и разбор конкретных ситуаций, защита просветительских педагогических проектов, тренинги.
Лекционные занятия снабжают студента базовым набором психолого-педагогических знаний, необходимых для эффективного выстраивания его профессиональной, общественной и индивидуальной жизни; ориентируют студента в психолого-педагогической проблематике и обозначают пути для его дальнейшего самообразования в этой научной области.
Лекционные занятия формируют у студента способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, умение логически мыслить.
Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным дисциплинам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, для овладения методологией научного познания. Семинарские занятия позволяют студенту под руководством преподавателя расширить и детализировать полученные знания, выработать и закрепить навыки их использования в профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не ограничивается прослушиванием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов, выстраиваемую в соответствии с методическими рекомендациями преподавателя.
Семинарские занятия, в том числе интерактивные, формируют у студента:
навыки публичного выступления, навыки ведения дискуссии, умение вести деловые переговоры и осуществлять межличностное общение;
способность понимать психолого-педагогические теории и использовать их выводы и рекомендации в профессиональной деятельности;
умение вести просветительскую работу с пациентами;
навыки работы в коллективе, лидерские и исполнительские качества;
мотивацию к профессиональному и личностному росту, интерес к профессии и потребность в непрерывном повышении квалификации.
Самостоятельная работа в процессе подготовки к семинарским занятиям формирует системность мышления, трудолюбие и волевые качества, повышает познавательный интерес.
Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
^
Значение психологических знаний для медицинской теории и практики.
Значение педагогических знаний для медицинской теории и практики.
Психология и медицина: грани взаимодействия.
Психология и медицина в эпоху Античности.
Психология и медицина в Средние века.
Психология и медицина в эпоху Возрождения.
Психология и медицина в эпоху Нового времени.
Психология и медицина во второй половине ХIХ – начале ХХ века.
Психология и медицина в начале третьего тысячелетия.
Современные психологические направления.
Современные педагогические технологии и их использование в просветительской деятельности врача.
Ощущения и восприятие как познавательные психические процессы и их роль в жизни человека.
Психофизиологические механизмы формирования ощущений.
Влияние мышления на восприятие.
Клиническое мышление и его роль в профессиональной деятельности врача.
Познавательный психический процесс внимание, его свойства и физиологические основы.
Психологические теории внимания.
Познавательный психический процесс память и его значение в жизни человека.
Нарушения памяти (амнезии)
Способы улучшения памяти.
Функции воображения.
Воображение и психотерапевтическая практика.
Становление волевого начала в человеке.
Современные теории эмоций.
Способы защиты от стресса в профессиональной деятельности врача.
Помощь пациенту в преодолении страхов, связанных с болезнью и процессом лечения.
Современные теории мотивации.
Способы мотивирования человека к ведению здорового образа жизни.
Стресс: психологические и психосоматические реакции на него.
Мотивация достижения успеха и профессиональная деятельность врача.
Проблема нормы и патологии в развитии личности.
Медицинский коллектив и психологические закономерности его функционирования.
Коммуникативное мастерство врача и эффективность взаимодействия с пациентом.
Модели взаимодействия врача с пациентами.
Профессионально-важные качества врача.
^
ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ СИНУСИТОМ НАБЛЮДАЕТСЯ
|
|
гомогенное снижение прозрачности пазухи (+)
пристеночное утолщение слизистой оболочки пазухи
негомогенное снижение прозрачности пазухи
снижение прозрачности пазухи отсутствует
|
^
|
|
хронический гастрит
сахарный диабет (+)
тиреотоксикоз
хронический гипертрофический ринит
|
^
|
|
вазомоторном
гипертрофическом
катаральном
атрофическом (+)
|
^
|
|
зловонный насморк (+)
гипертрофия носовых раковин
вязкий секрет
узкие носовые ходы
|
^
|
|
полисинусит
пансинусит (+)
гемисинусит
риносинусит
|
^
Задача 1. Больной жалуется на периодическую заложенность носа, водянистые выделения из носовых ходов, пароксизмальное чихание. Данные симптомы усиливаются во время уборки квартиры. В носовой слизи и в периферической крови – повышенное содержание эозинофилов.
Вопросы изадания:
Какой диагноз можно поставить?
С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?
Назовите причины заболевания.
Необходима ли консультация других специалистов?
Назовите основные способы лечения данного заболевания.
Ответы 1
Аллергический ринит.
Нейровегетативная форма вазомоторного ринита.
Идиосинкразия на домашнюю пыль.
Иммунолог, аллерголог.
Специфическая и неспецифическая гипосенсибилизация (топические интраназальные стероиды, антигистаминные препараты, препараты кальция).
Разработчики:
Место работы
|
Занимаемая
должность
|
Инициалы,
фамилия
|
МГМСУ
|
Заведующий кафедрой педагогики и психологии, профессор,
чл.- корр. РАО
|
Лукацкий М. А.
|
МГМСУ
|
Профессор кафедры Педагогики и психологии
|
Остренкова М.Е.
|
МГМСУ
|
Профессор кафедры Педагогики и психологии
|
Кудрявая Н.В.
|
Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
Эксперты:
Место работы
|
Занимаемая
должность
|
Инициалы,
фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|