Лечебное дело – Микробиология, вирусология
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ
Рекомендуется для направлений подготовки специальности:
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель – освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических навыков по методам профилактики, микробиологической, молекулярно-биологической и иммунологической диагностики, основным направлениям лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека
Задачи:
формирование у студентов общих представлений о строении и функционировании микробов как живых систем, их роли в экологии и способах деконтаминации, включая основы дезинфектологии и техники стерилизации;
- освоение студентами представлений о закономерностях взаимодействия организма человека с миром микробов, включая современные представления об иммунном ответе на инфекционные и неинфекционные агенты (антигены);
изучение принципов и приёмов интерпретации полученных результатов при проведении микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических исследований биологических жидкостей, вирус-содержащих материалов и чистых культур микробов;
обучение студентов методам проведения профилактических мероприятий по предупреждению бактериальных, грибковых, паразитарных и вирусных болезней;
изучение основных направлений лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека (бактериальных, грибковых, паразитарных, вирусных);
формирование у студентов навыков работы с научной литературой;
ознакомление студентов с принципами организации работы в микробиологической лаборатории, с мероприятиями по охране труда и технике безопасности;
формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств.
^
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
в цикле математических, естественнонаучных, дисциплин в том числе дисциплинами: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология;
Дисциплина является базовой для: инфекционных болезней, фтизиатрии, дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; поликлиническая терапии; педиатрии, общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургии, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия, травматологии и ортопедии, стоматологии, онкологии, лучевой терапии; офтальмология.
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
историю микробиологии, вирусологии, основные этапы формирования данных наук;
правила техники безопасности и работы в микробиологических лабораториях, с реактивами и приборами, лабораторными животными;
классификацию, морфологию и физиологию микробов и вирусов, их биологические и патогенные свойства, влияние на здоровье населения;
особенности формирования процессов симбиоза организма человека с микробами, роль резидентной микрофлоры организма в развитии оппортунистических болезней;
особенности генетического контроля патогенности и антибиотикорезистентности микробов, механизмы выработки резистентности и способы её определения;
роль отдельных представителей микробного мира в этиологии и патогенезе основных инфекционных заболеваний человека;
методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов, принципы их получения и применения.
Уметь:
пользоваться биологическим оборудованием; соблюдать технику безопасности, работать с увеличительной техникой (микроскопами, стерео- и простыми лупами), интерпретировать данные микроскопии;
интерпретировать результаты наиболее распространённых методов лабораторной диагностики – микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических;
обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного взрослого и подростка;
обосновывать с микробиологических позиций выбор материала для исследования при проведении диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний;
обосновывать выбор методов микробиологической, серологической и иммунологической диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний; интерпретировать полученные результаты;
использовать полученные знания для определения тактики антибактериальной, противовирусной и иммунотропной терапии; применить принципы экстренной профилактики и антитоксической терапии пациентов;
анализировать действие лекарственных средств – антибиотиков и иммунобиологических препаратов – по совокупности их свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов различного возраста;
соблюдать технику безопасности и правила работы с материалом, представляющим биологическую опасность.
Владеть:
основными методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежании инфицирования врача и пациента;
навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования (микробиологического и иммунологического) взрослого населения и подростков;
методикой интерпретации результатов микробиологического и иммунологического исследования, определения антимикробной активности антибиотических препаратов и микробиологически обоснованными правилами их применения для лечения больных;
основными навыками работы с материалом, содержащим патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;
методами подбора противомикробных и иммунобиологических препаратов для адекватной профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний;
основными навыками работы с современными приборами, применяемыми для диагностики инфекционных заболеваний.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.
^
|
Всего часов
|
Семестры
|
III
|
IV
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
^
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
^
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
Самостоятельная подготовка доклада/презентации
|
|
|
|
^
|
Экзамен
|
|
Экзамен
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
^
№
п/п
|
Наименование
раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Общая медицинская микробиолоигя
|
Предмет и задачи медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. Историческое единство развития трёх наук. Открытия А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха.
Связь микробиологии с другими дисциплинами. Значение микробиологии, вирусологии и иммунологии в подготовке врача.
Систематика микробов. Принципы систематики. Понятия вид, штамм, культура, клон, популяция. Современные приёмы систематики – рестрикционный анализ, типирование ДНК и 16S-рибосомальной РНК.
Морфология микробов. Основные признаки прокариотической клетки. Ультраструктура и химический состав бактерий. Строение оболочки бактерий. Различия в строении грамположительных и грам-отрицательных бактерий. Химический состав, строение и роль капсулы и споры. Протопласты, сферопласты, L-формы бактерий и микоплазмы.
Характеристика микроскопического метода исследования. Различные способы и приёмы микроскопического исследования бактерий. Способы приготовления нативных и фиксированных препаратов. Простые и сложные способы окраски мазков. Окраска бактерий по Граму, механизм и практическое значение. Окраска бактерий по Цилю-Нильсену, механизм и практическое значение. Выявление спор и капсулы у бактерий. Значение микроскопического метода в диагностике заболеваний.
Физиология микробов. Представления о бактериальной клетке, как живой системе. Питание и дыхание прокариотов. Конститутивные и индуцибельные ферменты бактерий. Механизмы поступления питательных веществ в прокариотическую клетку. Механизм перемещения субстратов через цитоплазматическую мембрану. Катаболизм, амфиболизм и анаболизм у аэробных и анаэробных бактерий. Типы фосфорилирования
Характеристика процессов роста и размножения у бактерий. Фазы развития бактериальной популяции. Биотехнология. Пищевая и промышленная микробиология.
Характеристика бактериологического метода исследования. Питательные среды. Чистые культуры и их получение. Этапы бактериологического метода исследования. Способы идентификации выделенной культуры, определения её чувствительности к антибиотикам. Способы культивированя аэробных и анаэробных бактерий.
Особенности метаболизма и принципы культивирования микоплазм, хламидий, риккетсий, спирохет, грибов.
|
2.
|
Экология микробов (микроэкология)
|
Распространение микробов в окружающей среде. Роль микробов в круговороте веществ в природе.
Микрофлора почвы, воды, воздуха, бытовых и медицинских объектов, организма животных и человека. Санитарная микробиология.
Уничтожение микробов в окружающей среде. Дезинфектология. Принцип деконтаминации.
Понятия дезинфекции и стерилизации. Физические основы и закономерности деконтаминации в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, кислотоустойчивых бактерий и спор, грибов, вирусов и прионов.
Асептика и антисептика. Физические и химические факторы деконтаминации. Понятие об антибиотиках, антисептиках, дезинфектантах.
Предстерилизационная обработка материалов и оборудования в клинической практике.
Способы стерилизации и дезинфекции в медицине. Дезинфекция высокого и низкого уровня. Классификация медицинских изделий и инструментов по степени эффективности деконтаминации - критические, полукритические и некритические изделия и инструменты. Аппаратура.
Методы контроля эффективности стерилизации и дезинфекции.
|
3.
|
Генетика бактерий
|
Строение бактериального генома. Особенности взаимосвязи генотипа и фенотипа у прокариот.
Современные представления о механизмах репликации хромосомной ДНК у бактерий. Полуконсервативный способ.
Роль плазмид и других мобильных генетических элементов в жизнедеятельности бактерий.
Характеристика основных форм изменчивости. Информативные и неинформативные факторы внешней среды.
Механизмы наследуемой и ненаследуемой изменчивости. Фенотипическая и генотипическая изменчивость. Модификации и мутации.
Виды рекомбинативной изменчивости у бактерий. Характеристика процессов трансформации, коньюгации, трансдукции и лизогенной конверсии.
Роль различных видов изменчивости в эволюции бактерий. Механизмы возникновения и распространения лекарственной устойчивости на уровне клетки и популяции. R-плазмиды и их роль в устойчивости.
История изучения видов изменчивости у бактерий. Понятия прототроф, ауксотроф, значение при изучении изменчивости.
Бактериофаг. Понятие о вирулентных и умеренных фагах. Классификация, механизмы взаимодействия бактериофага с клеткой. Лизогения и лизогенная конверсия.
Трансдукция. Понятия профаг, дефектный фаг. Практическое значение фагов в биологии и медицине. Генная инженерия и биотехнология.
Генетическая основа молекулярно-биологических методов диагностики (плазмидный профиль, рестрикционеный анализ, риботипирование, использование микрочипов, разновидности ПЦР: в реальном времени, branch-PCR)
|
4.
|
Общая вирусология
|
Понятие о вирусе и вирионе. Современные принципы классификации и номенклатуры вирусов.
Особенности структурной организации вирусов. Вирус- существо или вещество?
Этапы взаимодействия вируса с клеткой. Понятие вирогении. Способы проникновения вируса в клетку.
Особенности репродукции ДНК и РНК содержащих вирусов. Особенности взаимодействия ретровирусов с клеткой.
Способы культивирования вирусов.
Вироиды и прионы, их роль в патологии.
Общая характеристика механизмов изменчивости вирусов.
|
5.
|
Симбиоз человека с микробами. Учение об инфекции
|
Микрофлора организма человека и ее функции. Симбиоз и антибиоз. Антибиотики. Классификация. Антибактериальная химиотерапия. Мишени для антибиотиков в прокариотической клетке. Бактериоцины.
Микроэкология организма человека. Понятия экологическая ниша, биотоп. Микробиоценоз. Факторы регуляции микробиоценозов. Положительная и отрицательная роль нормальной (резидентной) микрофлоры организма. Пробиотики (эубиотики).
Учение о биоплёнках. Биоплёнки и механизмы их образования. Адгезия и коаггрегация бактерий. Понятие о кворум-сенсинг факторах. Роль в организме.
Этапы симбиоза микробов с макроорганизмов. Факторы симбиоза, определяющие адгезию, колонизацию, инвазию, токсичность и т.п. Характеристика патогенов, резидентов и гетеробионтов. Экзогенная и эндогенная, первичная и вторичная инфекция. Инфекционная и оппортунистическая болезнь.
Понятия патогенности и вирулентности. Характеристика факторов вирулентности микробов. Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов бактерий. Генетический контроль факторов патогенности у микробов. Роль плазмид. Патогенные свойства риккетсий, хламидий, микоплазм, грибов, простейших, вирусов.
Особенности патогенеза вирусных болезней.
Учение об инфекционном процессе. Гетерогенность человеческой популяции с точки зрения восприимчивости к инфекции.
Понятие о патогенезе инфекционной болезни. Определение понятий дисбиоз, дисбактериоз, оппортунистическая болезнь, реинфекция, суперинфекция, микст-инфекция. Ремиссия и рецидив. Бактерионосительство.
Роль внешней среды в инфекционном процессе. Пути передачи инфекционных заболеваний.
|
6.
|
Медицинская иммунология
|
История развития иммунологии. Открытия Л.Пастера, Э.Беринга, Ф.Бернета, П.Эрлиха, И.И.Мечникова и др. Инструктивные и конструктивные теории иммунитета. Современные направления иммунологии.
Неспецифические факторы защиты организма человека. Понятие о врождённом иммунитете. Клеточные и гуморальные факторы доиммунной защиты. Toll-рецепторы. Общая характеристика системы комплемента и пути активации. Фагоцитоз, современные методы определения фагоцитарной активности гранулоцитов и макрофагов. Естественные киллеры и их роль в неспецифической защите организма.Факторы неспецифической противовирусной резистентности. Интерфероны, механизм действия.
Антигены. Характеристика бактериальных антигенов. Определение понятий антиген, гаптен, эпитоп, антигенная детерминанта.
Иммунная система организма человека и основные ее функции. Понятия иммунитет, иммунологическая реактивность, иммунный ответ. Иммунокомпетентные клетки, их морфогенез и дифференцировка. Маркеры, антигены и рецепторы иммунокомпетентных клеток. Общая характеристика суперсемейства иммуноглобулинов. Рецепторы и молекулы клеточной адгезии. Пролиферация и апоптоз.
Имммуноглобулины и антитела. Классификация. Химический состав, структура и функции антител. Понятия домена, активного центра, паратопа. Изотипы, аллотипы и идиотипы антител. Антиидиотипические антитела. Аутоантитела. Гибридомы и моноклональные антитела.
Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма. Механизм антигеннезависимого этапа формирования антигенспецифических рецепторов Т- и В-лимфоцитов. HLA-рестрикция иммунного ответа. Схема и последовательность процессов формирования иммунной реакции организма (антигензависимый этап). Теория клеточной кооперации. Роль антиген-распознающих рецепторов и корецепторов. Эффекторные механизмы иммунного ответа. Фагоцитоз, опсонизация и комплемент-зависимый лизис бактерий. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память и толерантность. Роль антител в противовирусной резистентности. Иммунные явления при вирусных болезнях. Клеточная и антителозависимая цитотоксичность.
Серологические реакции. Механизм реакций агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента.Получение иммунных сывороток. Серологический метод диагностики инфекционных болезней, его цели. Современные приёмы серодиагностики и сероидетификации. Иммунофлюоресцентный, иммуноферментный и радиоиммунный анализ.
Аллергия. Аллергические реакции. Основные отличия типов гиперчувствительности: немедленного и замедленного. Сенсибилизация и десенсибилизация.
Особенности антибактериального, противовирусного, противогрибкового и других видов иммунитета. Иммунологические аспекты эмбриогенеза.
Иммунный статус и его оценка. Первичные и вторичные иммунодефициты. Иммунопатология. Аутоагрессия. Механизмы цитотоксического действия. Аутоантитела.
Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунокоррекция. Иммунотропные препараты. Вакцины и их виды. Анатоксины. Адъюванты. Календарь прививок. Показания и противопоказания к вакцинации. Иммунобиологические препараты, содержащие антитела. Иммуномодулирующая терапия и иммуномодуляторы. Другие виды биопрепаратов - бактериофаги, пробиотики (эубиотики) и их применение в медицине.
|
7.
|
Частная медицинская
микробиология
.
|
Грамположительные и грамотрицательные кокки (стафило-, стрепто-, энтеро-, пептострептококки, нейссерии, моракселлы, вейллонеллы)
Грамотрицательные факультативно- анаэробные и аэробные палочки (энтеробактерии, гемофилы, эйкенеллы, псевдомонады, бруцеллы, бартонеллы, франциселлы, коксиеллы, легионелы, бордетеллы, вибрионы).
Грамотрицательные облигатно-анаэробные палочки (бактероиды, превотеллы, порфиромонады, фузобактерии)
Грамположительные спорообразующие палочки (клостридии раневой инфекции, столбняка, ботулизма и псевдомембранозного колита, бациллы)
Грамположительные правильной формы палочки (лактобактерии, листерии)
Грамположительные неправильной формы палочки и ветвящиеся (нитевидные) бактерии (коринебактерии, микобактерии, актиномицеты, пропионибактерии, бифидобактерии, эубактерии)
Спирохеты и другие спиральные, изогнутые бактерии (трепонемы, боррелии, лептоспиры, кампилобактерии, хеликобактерии, спириллы, волинеллы)
Риккетсии. Хламидии. Эрлихии. Анаплазмы. Микоплазмы.
Патогенные грибы. Мицелиальные и дрожжеподобные грибы.
Патогенные простейшие.
|
8.
|
Частная медицинская вирусология
|
ДНК-геномные вирусы (оспы, герпеса, адено-, папиллома-, парво-, гепатитов ТТV и В). Прочие ДНК-вирусы - возбудители вирусных инфекций.
РНК-геномные вирусы (гриппа, везикулярного стоматита, ящура, бешенства, рота- корона- тога-, энтеро-, ВИЧ). Возбудители арбовирусных инфекций, гепатита С, кори, краснухи, эпидемического паротита. Прочие РНК-вирусы – возбудители вирусных инфекций.
Онкогенные вирусы (роль герпес-, папиллома-, ретровирусов, вирусов гепатита В, С в канцерогенезе).
Вирусы и прионы – возбудители медленных инфекций.
|
9.
|
Клиническая микробиология
|
Нормальная или резидентная микрофлора организма человека. Синергизм и антагонизм.
Симбиоз микробных ассоциаций слизистых оболочек и макроорганизма. Стабилизирующая и агрессивная микрофлора организма.
Основные биотопы организма человека и особенности состава микрофлоры.
Понятия: внутрибольничная инфекция, оппортунистическая инфекция.
Этиология, патогенез и особенности клинической картины оппортунистических болезней.
Диагностика оппортунистических болезней и дисбиозов.
Особенности профилактики и лечения оппортунистических болезней.
|
^
№
п/п
|
Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
|
№№ разделов данной дисциплины, необходимых
для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Инфекционныеболезни
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Фтизиатрия
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
4
|
Дерматовенерология
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Акушерство и гинекология
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Терапия (госпитальная, факультетская, поликлиническая)
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Педиатрия
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Хирургия (общая, факультетская, госпитальная, детская, урология)
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Травматология и ортопедия
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10
|
Онкология, лучевая терапия
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11
|
Офтальмология
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
№ п/п
|
Название раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
ЛР
|
С
|
СРС
|
Всего
часов
|
1.
|
Общая медицинская микробиология
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Экология микробов (микроэкология).
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Генетика бактерий
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Общая вирусология
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Симбиоз человека с микробами. Учение об инфекции
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Медицинская иммунология
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Частная медицинская микробиология
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
Частная медицинская вирусология
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
Клиническая микробиология
|
|
|
|
|
|
|
^
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Наименование лабораторных работ
|
Трудоемкость
(час)
|
III
|
IV
|
1
|
1
|
Микроскопический метод исследования: простые и сложные способы окраски
|
|
|
2
|
2
|
Методики дезинфекции и стерилизации
|
|
|
3
|
1
|
Бактериологический метод исследования. Выделение чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Идентификация чистых культур
|
|
|
4
|
6
|
Комплементнезависимые и комплементзависимые серологические реакции. Иммуно-ферментный анализ
|
|
|
5
|
6
|
Иммунный статус и методы его изучения.
|
|
|
6
|
3
|
Молекулярно-биологический метод диагностики. Полимеразная цепная реакция.
|
|
|
7
|
1,7
|
Методы выделения, культивирования и идентификации грибов.
|
|
|
8
|
5
|
Методы определения чувствительности к антибиотикам.
|
|
|
9
|
4
|
Методы вирусологии.
|
|
|
14
|
7
|
Диагностика стафило- и стрептококковых инфекций. Определение факторов патогенности. Идентификация
|
|
|
15
|
7
|
Диагностика эпидемического менингита и гонореи
|
|
|
17
|
7
|
Диагностика дифтерии
|
|
|
18
|
7
|
Диагностика туберкулёза
|
|
|
19
|
7
|
Диагностика сифилиса
|
|
|
21
|
7
|
Диагностика анаэробных инфекций
|
|
|
22
|
7
|
Диагностика кишечных инфекций
|
|
|
23
|
7
|
Диагностика особо опасных бактериальных инфекций, риккетсиозов, хламидиозов, эрлихиозов и микоплазмозов
|
|
|
25
|
8
|
Диагностика ОРВИ и гриппа
|
|
|
26
|
8
|
Диагностика парентеральных гепатитов, герпес- и ВИЧ-инфекции
|
|
|
^
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудоемкость
в часах
|
III
|
IV
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
1
|
Морфология микробов. Микроскопический метод исследования* Контрольное занятие**
|
|
|
2
|
2
|
Дезинфектология. Влияние на микробы физических и химических факторов
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3
|
1
|
Физиология микробов. Бактериологический метод. исследования. Выделение чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Идентификация. Контрольное занятие
|
|
|
4
|
6
|
Инфекционная иммунология. Серологический метод исследования.
|
|
|
5
|
6
|
Иммунный статус и методы его изучения. Иммунодефициты и иммуномодулирующая терапия.^ �
|
|
|
6
|
3
|
Генетика бактерий. Молекулярно-биологический метод диагностики. Полимеразная цепная реакция, её разновидности.
|
|
|
7
|
1, 2, 3
|
Симбиоз. Резиденты и патогены. Грибы – возбудители микозов. Антибактериальная химиотерапия
|
|
|
8
|
3,4
|
Общая вирусология. Методы вирусологии. Бактериофаги и фаготипирование.^ �
|
|
|
9
|
7
|
Диагностика стафило- и стрептококковых инфекций. Определение факторов патогенности. Идентификация
|
|
|
10
|
7
|
Диагностика эпидемического менингита и гонореи. ^
|
|
|
11
|
7
|
Диагностика дифтерии, коклюша
|
|
|
12
|
7
|
Диагностика туберкулёза, лепры
|
|
|
13
|
7
|
Диагностика сифилиса. ^
|
|
|
14
|
7
|
Диагностика анаэробных инфекций
|
|
|
15
|
7
|
Диагностика кишечных инфекций
|
|
|
16
|
7
|
Диагностика зоонозных бактериальных инфекций
|
|
|
17
|
7
|
Диагностика риккетсиозов, хламидиозов, эрлихиозов и микоплазмозов^ �
|
|
|
18
|
8
|
Диагностика ОРВИ и гриппа
|
|
|
19
|
8
|
Диагностика парентеральных гепатитов, герпес - и ВИЧ-инфекции Зачётное занятие
|
|
|
^
а) основная литература
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология // Учебник под ред. академика РАМН А.А. Воробьёва – М., МИА. – 2006. – 702с.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология // Учебник под ред. академика РАМН В.В. Зверева и проф. М.Н. Бойченко – М., ГЭОТАР-Медиа. – 2010. - Т.1. – 447с.; Т.2. – 477с. + СD-диск.
Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии // Учебное пособие под ред. А.А. Воробьёва и В.Н. Царёва – М, МИА -2007. – 470с.
б) дополнительная литература
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология // Учебник под ред. проф. А.А. Сбойчакова В.Б.– СПб., М. – 2008. – 532с.
Иммунология и аллергология // Учебник под ред. А.А. Воробьёва, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М., Практическая медицина. – 2006. – 287с.
Атлас по микробиологии, иммунологии и вирусологии // Учебное пособие / Воробьёв А.А., Быков А.С.– М., МИА. – 2005. – 450с.
в) программное обеспечение
Электронная версия Атласа по микробиологии, иммунологии и вирусологии.
СD-программа (обучающая): ситуационные иллюстрированные задачи.
Тематические презентации и комплекты слайдов и др.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы – Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины.
^
Основное оборудование для проведения учебного процесса, приготовления питательных сред и дезинфекции/стерилизации: автоклавы («чистый» и «грязный»), сухожаровой стерилизатор, дистиллятор, термостат, холодильник.
Специализированные учебные лаборатории с комплектом оборудования для микроскопического, бактериологического и иммунологического исследования (микроскоп, красители, спиртовка, штативы, лотки, бак. петли, пробирки, пипетки, наборы дисков с антибиотиками, вакцины, сыворотки, диагностические препараты).
Специальная аппаратура для проведения бактериологических исследований: автоматические дозаторы, диспенсеры для картирджей с дисками, приборы для проведения гель-электрофореза, термоциклер «Терцик» для ПЦР-исследования.
Специальная аппаратура для проведения иммунологических исследований: автоматические дозаторы, иммуно-ферментный анализатор, центрифуга.
Наглядные пособия (таблицы и плакаты) по диагностике основных инфекционных заболеваний.
^
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Настоящая программа по изучению микробиологии, вирусологии, предполагает возможность включения в образовательные модули сквозного обучения по актуальным вопросам здравоохранения, например, «Проблема внутрибольничной инфекции и антибиотикорезистентность штаммов», «Проблема туберкулёзной инфекции», «Проблема инфекций передающихся половым путём», «Проблема парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции» и т.п. Данная тематика также может использоваться при проведении олимпиад и ролевых игр.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с литературой, рефератов, подготовка презентаций и докладов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике полученные знания медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студента, формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.
Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
^
1. Постоянство формы бактерий поддерживается строением её
а. пилей
б. цитоплазматической мембраны
в. клеточной стенки (+)
г. всех перечисленных компонентов
д. неизвестно науке
^
а. изменением внутриклеточного давления
б. направленным движением цитоплазмы
в. выделением из клетки биологически активных веществ
г. наличием жгутиков (+)
д. наличием пилей
^
а. окраска генцианвиолетом
б. обработка препарата раствором Люголя
в. обесцвечивание спиртом (+)
г. окраска фуксином
д. промывание препарата водой после фуксина
^
а. Klebsiella pneumoniae
б. Streptococcus pneumoniae (+)
в. Staphylococcus aureus
г. Haemophylus influenza
5. Возбудителями холеры являются:
а. Helycobacter pylori
б. Vibrio El-Thor (+)
в. Vibrio НАГ
г. Treponema denticola
^
а. Streptococcus
б. Haemophylus
в. Staphylococcus
г. Neisseria (+)
7. Внутриклеточными паразитами являются следующие представители прокариот:
а. риккетсии (+)
б. сферопласты
в. протопласты
г. Микоплазмы (+)
д. хламидии (+)
^
а. Герпес-вирусами (+)
б. Возбудителем дифтерии
в. Грибами Кандида (+)
г. Фузобактериями
д. Микобактериями туберкулёза (+)
^
а. стафилококк (+)
б. возбудитель чумы (+)
в. холерный вибрион (+)
г. клостридий столбняка
^
-
1. антибактериальная
|
|
а. Чума
|
2. антитоксическая
|
|
б. Ботулизм
|
3. противовирусная
|
|
в. Таёжный энцефалит
|
|
|
г. Корь
|
|
|
д. Столбняк
|
Ответы: 1- а, 2 – б, д 3 – в, г
^ (по лабораторному практикуму):
Типовое задание №1. Охарактеризовать микроскопическую картину мазка отделяемого из уретры при окраске метиленовым синим.
/незавершённый фагоцитоз гонококка/
Типовое задание №2. Интерпретировать результат посева культуры коринебактерий на среду с цистином.
/положительная проба Пизу на наличие цистиназы/
^ Проведено типирование материала, полученного от нескольких пациентов, на наличие вирусов гриппа Н1N0 (первый ряд) и H1N1 (второй ряд). Назвать материал, охарактеризовать метод исследования и результаты.

К- К+ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
/Представлены результаты ПЦР: у пациентов № 2, 4, 5, 6, 8, 10 в исследуемом материале выявлен генетический материал вируса гриппа H1N1 (A)/
Типовое задание № 4. Представлены результаты исследования сыворотки крови на наличие АТ к вирусу Эпштейна-Барр у пациентов А, B, C, D, E и F (лунки G и H – контроль). Охарактеризовать метод исследования и результаты.

/С помощью ИФА выявлены АТ к вирусу Эпштейна-Барр у всех пациентов, кроме G/
Типовое задание №5. Охарактеризовать цель и методические приёмы (этапы) диагностики. Интерпретировать результаты исследования.

/в исследуемой сыворотке крови с помощью РТГА выявлены АТ к вирусу гриппа А2/
Разработчики:
Место работы
|
Занимаемая
должность
|
Инициалы,
фамилия
|
Московский государственный медико-стоматологический университет
|
зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н
|
Царёв В.Н.
(председатель рабочей группы)
|
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
|
зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии академик РАМН, профессор, д.м.н
|
Зверев В.В.
|
Челябинская государственная медицинская академия
|
зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии чл.- корр. РАМН, профессор, д.м.н
|
Долгушин И.И.
|
Ростовский государственный медицинский университет
|
зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н
|
Харсиева Г.Г.
|
Северо-Осетинская государственная медицинская академия
|
зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н
|
Плахтий Л.Я.
|
Тверская государственная медицинская академия
|
зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н
|
Червинец В.М.
|
Ярославская государственная медицинская академия
|
зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н
|
Романов В.И.
|
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
|
профессор, д.б.н.
|
Бойченко М.Н.
|
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
|
профессор, д.м.н.
|
Миронов А.Ю.
|
Московский государственный медико-стоматологический ун-т
|
профессор, к.б.н.
|
Покровский В.Н.
|
Московский государственный медико-стоматологический ун-т
|
старший преподаватель, к.м.н.
|
Ипполитов Е.В.
(секретарь рабочей группы)
|
Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
Эксперты:
Место работы
|
Занимаемая
должность
|
Инициалы,
фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|