|
Скачать 320.71 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ИММУНОЛОГИЯ Рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» 1. Цели и задачи изучения дисциплины: Цель – подготовить студентов к самостоятельной работе по клинической диагностике синдромов, в основе которых лежат иммунопатологические механизмы. Задачи:
^ Дисциплина «Иммунология» относится к циклу математически, естественнонаучных дисциплин. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
Является предшествующей для изучения цикла профессиональных дисциплин: - Эпидемиология; - Клиническая фармакология - Дерматовенирология - Пропедевтика внутренних болезней - Факультетская терапия, профессиональны болезни - Инфекционные болезни - Фтизиатрия - Поликлиническая терапия - Общая хирургия, лучевая диагностика - Факультетская хирургия, урология - Госпитальная хирургия, детская хирургия - Стоматология - Онкология, лучевая терапия - Акушерство и гинекология - Педиатрия ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирования следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); б) профессиональных (ПК): способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6); способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9); способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15); способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16); способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17); способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19); В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
^ Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетные единицы.
^
^
^
^
^ а) основная литература Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006. б) дополнительная литература Аронова Е.А.. Иммунитет. Теория. Философия и эксперимент. – М., с.157, 2006. Кишкун А.А. Иммунологические и серологические исследования в клинической практике. - М.: МИА, с. 531, 2006. Кудрин А.В., Громова О.А. Микроэлементы в иммунологии и онкологии. – М.: Геотар-Медиа, с. 542, 2007. Хаитов Р.М., Ильина Н.И., Латышева Т.В., Лусс Л.В. Рациональная фармакотерапия аллергических заболеваний. – М.: Литтерра, с.502, 2007. Шишина Ю.В. Клиническая иммунология. – М.: РИОР, с.301, 2006. в) программное обеспечение - общесистемное и прикладное программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы – Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины. ^ Учебные лаборатории, оборудованные проекционной и мультимедийной аппаратурой, иллюстративными материалами (видеофильмами, тематическими таблицами, диагностическими схемами, статистическими диаграммами, плакатами, прочими материалы на CD и DVD-носителях), клинические истории болезни. ^ В начале каждого тематического модуля определяется цель, которая должна быть достигнута в результате освоения модуля. Ключевым положением конечной цели модуля является формирование умения решать профессиональные врачебные задачи по теме модуля на основе патофизиологического анализа данных о патологическом процессе, болезни, пациенте.На следующем этапе изучения модуля проводится оценка уровня исходной подготовки обучающихся по теме модуля с использованием тематических тестов. При необходимости (с учетом результатов тестового контроля) проводится коррекция знаний и дополнение информации. По основным проблемным теоретическим вопросам темы модуля организуется дискуссия учащимися с участием и под руководством преподавателя. Дискуссия имеет целью определение и коррекцию уровня подготовки учащихся по теме модуля, а также оценку их умения пользоваться учебным материалом. Дискуссия не должна превышать 30% всего времени модуля.Для формирования у обучающихся умения проводить иммунологический анализ данных о патологическом процессе или заболевании студенты самостоятельно (возможно в малых группах по 2-3 человека) под контролем преподавателя, решают ситуационные задачи и/или проводят курацию пациентов. Работа студента в малой группе формирует у него чувство коллективизма и коммуникабельность.Алгоритм работы при решении профессиональных задач предполагает проведение иммунологического анализа конкретных сведений о форме патологии, результатах экспериментов или о пациенте. При этом дается характеристика причин и условий, вызывающих заболевание или патологический процесс; ключевых звеньев их патогенеза, проявлений и механизмов их развития, исходов патологии. Этот этап решения задачи моделирует одно из важных действий врача постановку и обоснование диагноза, а также прогноз развития патологии. На следующем этапе формулируются (там где это необходимо) и обосновываются принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии, а также профилактики синдрома, заболевания, болезненного состояния или иной формы патологии.Контроль и коррекция усвоения материала модуля проводятся на основе оценки преподавателем результатов индивидуального самостоятельного решения учащимися ситуационных задач. Такой подход позволяет достигнуть главную цель базового курса дисциплины – сформировать основы рационального мышления и эффективного действия будущего врача.Каждый модуль заканчивается кратким заключением преподавателя (или, по его поручению обучающимся). В заключении обращается внимание на ключевые положения тематического модуля, типичные ошибки или трудности, возникающие при патофизиологическом анализе данных и решении профессиональных врачебных задач. Преподаватель даёт рекомендации по их предотвращению и/или преодолению.Рекомендуется организация междисциплинарных модулей, преимущественно при проведении занятий по темам клинической иммунологии; использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.Экспериментальный практикум. В процессе учебных модулей студенты самостоятельно под руководством преподавателя могут проводить анализ результатов данных тестов 1 уровня, формулировать по ним заключение, назначать иммунотропную терапию. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в учебном процессе используются активные и интерактивные формы занятий (ролевые игры, решение ситуационных задач, данных лабораторных и инструментальных методов исследования и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 10% аудиторных занятий. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям и включает изучение специальной литературы по теме (рекомендованные учебники, методические пособия, ознакомление с материалами, опубликованными в монографиях, специализированных журналах, на рекомендованных медицинских сайтах). Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационным и библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. По каждому разделу на кафедре должны быть разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей. Самостоятельная работа студента при написании обзоров научной литературы и/или рефератов способствует формированию способности анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать результаты естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу по ходу освоения дисциплины «Иммунология», способствуют формированию у студента культуры мышления, способности логически правильно оценить результаты иммунологического анализа, назначить обоснованную иммунотропную терапию; умению системно подходить к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; способности и готовности к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Различные виды деятельности в процессе учебного модуля по иммунологии формируют способность к анализу и оценке своих возможностей, приобретению новых знаний, освоению умений, использованию различные информационно-образовательных технологий. Дистанционное обучение предусматривает размещение учебно-методических материалов на доступных студентам сайтах. Для оптимизации учебного процесса необходимо широко применять проблемное обучение, развивающее клиническое мышление, творческую деятельность. На практических занятиях осуществляются клинические разборы больных, у которых патогенез заболевания обусловлен иммунологическими нарушениями. При использовании программы в учебном процессе каждому преподавателю рекомендуется дополнять учебный материал вопросами, вытекающими из правительственных документов, материалов средств массовой информации, медицинских и экологических общественных движений, отражающими современное состояние клинической иммунологии и перспективы её развития в стране и за рубежом. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: ^ КЛАССЫ ИММУНОГЛОБУЛИНОВ IgA , Ig M, IgF, IgE , IgD IgA , IgM , IgG , IgE , IgD (+) IgA , Ig M, IgG , Ig E, IgF Ig M, IgG , Ig E, IgF, IgD IgA , IgG , Ig E, IgF, IgD высокий уровень ОБЩего IgE характеризует гельминтозы, аллергию (+) аллергию, аутоиммунные заболевания гельминтозы, иммунодефициты иммунодефициты, аллергию гельминтозы, вирусные инфекции ^ ревматоидный артрит туберкулез периодическая болезнь альвеолит СКВ (+) ^ система комплемента (+) цитокиновая сеть интерфероны калекреин-кининовая система иммуноглобулины У больного аллергия к йоду, Ему противопоказано бутадион бруфен энтеросептол (+) ортофен аспирин ^ Задача 1. У больного К. 35 лет в иммунограмме выявлены следующие изменения.
Вопросы:
Ответы:
Задача 2. Больной 20 лет обратился с жалобами на эпизоды чихания (от 10 до 30 раз подряд), на обильные выделение водянистого секрета, приводящим к гиперемии – раздражению кожи крыльев носа и верхней губы, нарушение носового дыхания, зуд носа, нёба, глаз, слезотечение. Данные симптомы проявляются в летнее время и наиболее выражены с утра. Также больной отмечает легкую утомляемость, отсутствие аппетита, раздражительность. Вопросы:
Ответы:
Задача 3. Больной М, 53 лет, перенёс операцию по поводу гангренозно-перфоративного аппендицита, диффузного перитонита. Течение послеоперационного периода осложнилось нижнедолевой левосторонней пневмонией. В иммунограмме отмечается лейкоцитоз, лимфопения, снижение показателей CD3+клеток, CD4+клеток, CD8+клеток, снижение ИРИ. Вопросы:
Ответы:
Задача 4. Больная П., 49 лет поступила по “03” с направительным диагнозом острый сывороточноподобный синдром в аллергологическое отделение ГКБ. При поступлении беспокоили артралгии, одышка, лихорадка, кожный зуд, заложенность носа, кашель со скудной мокротой, гнойное отделяемое из левого уха. Из анамнеза известно, что месяц назад лечилась по поводу острого гнойного отита и ангины антибиотиком аугументином в течение 7 дней без эффекта, в течение месяца сохранялся субфебрилитет, потливость, познабливание, наблюдалась в поликлинике, где проходила курс физио- и лазеротерапии. В течение последних 5 суток перед поступление в отделение состояние средней тяжести. на коже вокруг суставов геморрагическая сыпь, лимфаденит, herpes labialis. Также у больной язвенно-некротический стоматит, левосторонний острый средний отит, отомикоз, грибковое поражение слизистой носа и глотки, васкулит, артралгии, лихорадка, выраженная слабость. В анализах крови лейкоцитоз, гиперглобулинемия, повышение уровня трансаминаз и сахара крови, высокие СОЭ и С-реактивный белок, протеинурия. Вопросы:
Ответы:
Задача 5. Больная Б.А.Я., 63 года, поступила на лечение в ГКБ. Жалобы при поступление на боли в суставах кистей и стоп, в тазобедренных суставах, боли в суставах беспокоят при движение и в покое, утренняя скованность, ограничением подвижности суставов, сопровождающаяся плохим самочувствием, субфебрилитетом, похуданием, депрессией, слабостью. За последний год часто болела ОРЗ. Состояние при поступление относительно удовлетворительное. Кожные покровы бледные, тургор снижен. Status localis : Двустороннее, симметричное поражение мелких суставов кистей и стоп, отечность пястно-фаланговых суставов 11 и 1V пальцев левой кисти и лучезапястных суставов. Ульнарная девиация пястофаланговых суставов. Положительный симптом “поперечного сжатия”. Амиотрофия тыльной поверхности правой и левой кисти. Вопросы:
Ответы:
Разработчики:
Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Эксперты:
|