1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon

1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа





Скачать 0.51 Mb.
Название 1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа
Дата 06.03.2013
Размер 0.51 Mb.
Тип Планирование курса


Планирование курса ОБЖ





I. Общие положения

1.1. Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

1.2. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" реализует основные положения Конституции РФ, законов РФ "Об образовании", "О безопасности", "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об экологической экспертизе", "О борьбе с терроризмом", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О гражданской обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "Об альтернативной гражданской службе", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

1.3. Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

^ Общими задачами выступают:

- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

1.4. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

1.5. Основные цели и задачи органов управления образованием субъектов РФ в преобразовании и дальнейшем развитии ОБЖ на всех ступенях общего образования должны определяться исходя из государственной и общественной потребности в организации целенаправленного непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности, условий обеспечения региональной и индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования.

1.6. В современных условиях не снижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования и выделением дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения).

1.7. Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента образовательного стандарта общего образования по ОБЖ для всех ступеней общего образования.

^ 2. Определение содержания общего образования по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана


2.1. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования за счет времени вариативной части базисного учебного плана должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:

а) первый уровень (1-4-е классы) - безопасность школьника;

б) второй уровень (5-9-е классы) - безопасность личности;

в) третий уровень (10-11-е классы) - безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

2.2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 8-м классе по одному часу в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии (обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности, и формирования содержания тематических направлений.

С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее одного часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9-х классах. При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

- безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека).

^ 3. Планирование и организация образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана

3.1. Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана - дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счет различных наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, исходя из региональных и местных особенностей, их степени потенциальной опасности, климато - географических условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов, а также контингента обучающихся в конкретном населенном пункте и образовательном учреждении.

3.2. Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, умений и навыков обучаемых по всем годам обучения.

Правильное планирование обеспечивает необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию формирования навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

3.3. При планировании учебного процесса анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ.

Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет.

В первую очередь ее русскоязычные ресурсы:

- законодательные акты РФ и указы Президента РФ;

- законодательные акты органов государственного управления субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

- правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системе "Рамблер"); рекомендации и методические разработки учебных заведений.

3.4. При разработке комплексных календарных планов в них необходимо учитывать мероприятия по основным направлениям деятельности общеобразовательных учреждений и организации учебного процесса по ОБЖ:

- методическая работа (методические семинары с учителями начальных классов, с классными руководителями 5-9-х классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по ОБЖ;

- индивидуальные консультации для преподавателей ОБЖ;

- открытые уроки и проведение мастер-класса с учителями ОБЖ по отдельным темам учебного предмета, индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства и др.);

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения "Школа безопасности", проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины;

- тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и др.);

- работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудования и инвентаря и т.п.).

^ II. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в федеральном базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

В соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – предмет ОБЖ) впервые вводится как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе, и на его преподавание в 8 классе отводится 35 часов в год.

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на двух уровнях – базовом и профильном. На базовом уровне предмет ОБЖ преподается по выбору в 10 классе, и на его изучение выделяется 35 часов в год. Преподавание предмета является обязательным для общеобразовательных учреждений с непрофильным обучением.

При профильном обучении (оборонно-спортивный профиль) предмет ОБЖ преподается в 10-11 классах, и на его изучение в течение двух лет выделяется 140 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для обучающихся-юношей 10 классов проводятся учебные сборы. Вместе с тем, учебные сборы не включены в ФБУП и должны проводится в конце учебного года после освоения обучающимися основных образовательных программ.

^ III. Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Федеральный компонент содержит три стандарта по предмету ОБЖ: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

  • цели;

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

  • требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения курса ОБЖ:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • здоровье и здоровом образе жизни;

  • государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;

  • чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике;

  • патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы;

  • бдительности по предотвращению актов терроризма;

  • потребности в соблюдении здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;

  • действовать в чрезвычайных ситуациях;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего, среднего (полного) общего образования по предмету ОБЖ.

Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивает их преемственность на всех ступенях общего образования, в том числе на первой ступени с предметом «Окружающий мир», со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием – с учебным предметом «Безопасность жизнедеятельности». Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ представляет обучающимся также возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования с целью получения специальности в области безопасности жизнедеятельности или военной профессии.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

^ На второй ступени общего образования обязательный минимум содержания предмета ОБЖ представляет собой три раздела:

- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни,

- оказание первой медицинской помощи,

- основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях. В обязательном минимуме содержания опасные ситуации включены по рейтингу, в порядке убывания степени опасности для жизни и здоровья школьников.


Основными темами этого раздела являются:

  • опасные ситуации на дороге;

  • опасные ситуации на транспорте;

  • опасные ситуации при возникновении пожара;

  • опасные ситуации на воде; опасные ситуации при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

  • опасные ситуации во время пребывания на природе;

  • опасные ситуации во время нахождения (проживания) на территории с неблагоприятными экологическими факторами;

  • опасные ситуации криминогенного характера;

  • опасные ситуации в местах большого скопления людей;

  • опасные ситуации при угрозе совершения террористического акта, при похищении или захвате в качестве заложника.

Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.

Содержание третьего раздела направлено на формирование навыков безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, навыков пользования средствами коллективной защиты, правильных действий по сигналу «Внимание всем!».

^ На ступени среднего полного (общего) образования для базового уровня обязательный минимум содержания состоит из трех разделов:

  • сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности;

  • государственная система обеспечения безопасности населения;

  • основы обороны государства и воинская обязанность.

Содержание раздела «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» направлено на:

- формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни,

- усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья.

При изучении этого раздела обучающиеся 10-11 классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях:

  • при тепловых и солнечных ударах,

  • поражениях электрическим током,

  • переломах,

  • кровотечениях,

  • должны овладеть навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Содержание этого раздела обязательно изучается обучающимися -юношами и обучающимися - девушками. Для обучающихся - девушек при наличии необходимых условий этот раздел может быть трансформирован в программу углубленного изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни.

^ Во втором разделе дается более широкое (по сравнению содержанием основной школы) представление о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Обучающиеся получают возможность ознакомиться:

- с основными направлениями деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

- Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС),

- гражданской обороной и ее задачами по обеспечению защиты населения от опасностей,

- возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


распределение времени по разделам

и темам программы ОБЖ (9 класс)



раздела

и темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

Раздел

Тема

Ι

Основы безопасности личности, общества и государства

24




1

Национальная безопасность России в мировом сообществе




4

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России




3

3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера




3

4

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени




3

5

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени




5

6

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом




6

ΙΙ

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11




7

Основы здорового образа жизни




3

8

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье




3

9

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья




3

10

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи




2

Всего часов

35



^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ ОБЖ (9 КЛАСС)

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства

1. Национальная безопасность России в мировом сообществе

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

^ 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

^ 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

^ 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

^ 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

^ 6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

^ 7. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

^ 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

^ 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

^ 10. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

^ Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (9 класс)



раздела

темы

и урока

Наименование раздела и темы

Количество

часов

Раздел

Тема

Ι

Основы безопасности личности, общества и государства

24




1

^ Национальная безопасность России в мировом сообществе




4

1.1

Россия в мировом сообществе




1

1.2

Национальные интересы России в современном мире




1

1.3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России




1

1.4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности




1

2

^ Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России




3

2.1

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация




1

2.2

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия




1

2.3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия




1

3

^ Современный комплекс проблем безопасности социального характера




3

3.1

Военные угрозы национальной безопасности России




1

3.2

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России




1

3.3

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма




1

4

^ Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени




3

4.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)




1

4.2

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны




1

4.3

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций




1

5

^ Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени




5

5.1

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций




1

5.2

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций




1

5.3

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях




1

5.4

Эвакуация населения




1

5.5

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения




1

6

^ Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом




6

6.1

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления




1

6.2

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом




1

6.3

Система борьбы с терроризмом




1

6.4

Правила поведения при угрозе террористического акта




1

6.5

Государственная политика противодействия наркотизму




1

6.6

Профилактика наркомании




1

ΙΙ

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11




7

^ Основы здорового образа жизни




3

7.1

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность




1

7.2

Здоровый образ жизни и его составляющие




1

7.3

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России




1

8

^ Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье




3

8.1

Ранние половые связи и их последствия




1

8.2

Инфекции, передаваемые половым путем




1

8.3

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе




1

9

^ Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья




3

9.1

Брак и семья




1

9.2

Семья и здоровый образ жизни человека




1

9.3

Основы семейного права в Российской Федерации




1

10

^ Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи




2

10.1

Первая медицинская помощь при массовых поражениях




1

10.2

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ




1

Всего часов

35

^ Содержание третьего раздела разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеет целью дать наиболее полное представление о военной службе. Раздел включает в себя основные положения российского законодательства в области обороны государства, о воинской обязанности и военной службе; основные этапы истории создания, предназначение и структуру Вооруженных Сил; обязательную подготовку к военной службе; требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности; первоначальную постановку на воинский учет; общие обязанности и права военнослужащих; порядок и особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы.

Третий раздел содержит также темы, которые являются основой для военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации обучающихся.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне в старшей школе призван обеспечить углубленное изучение предмета ОБЖ, основной целью которого является:

  • подготовить обучающихся к освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования,

  • сформировать качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимые гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем, содержание расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.

Раздел «Основы военной службы» дополняется темами начальной военной подготовки:

  • основы строевой подготовки;

  • основы огневой подготовки;

  • основы тактической подготовки;

  • организация и подготовка к проведению учебных сборов.

В содержание включены также дополнительные вопросы, связанные с профессиональной ориентацией. Вопросы по основам прикладной физической подготовки не включены в обязательный минимум содержания предмета ОБЖ. Изучение этих вопросов предусмотрено федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре для профильного уровня.


Программа обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.59), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «Об образовании», приказом Министера обороны и Министра образования Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. №96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».

В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21 июля 2005 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон "О воинской обязанности и военной службе» и статьи 14 Закона РФ «Об образовании», до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в течение двух последних лет обучения

Предлагаемая программа позволяет решить эту задачу. При составлении программы учитывался опыт работы преподавателей ветеранов, военных преподавателей-организаторов ОБЖ.

Проанализированы программы начальной военной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах СССР и учтены положительные вопросы при составлении данного документа, проведен анализ «Основы военной службы», программы «Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 10 - 11 классов образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования города Москвы.

В предлагаемой программе за счет уменьшения количества часов на изучение отдельных тем, увеличено количество часов на учебные темы, проводимые на учебных сборах. Это даст возможность провести дополнительное количество уроков на изучение учебных тем и вопросов до начала учебных сборов в воинской части.

Как известно, в мотострелковых подразделениях основным видом боевой подготовки является тактическая подготовка. В интересах этого предмета и осуществляется планирование учебы, например, предлагается изучить тему «Действия солдата в наступлении». Для того, чтобы на данном занятии отработать все вопросы в полном объеме, необходимо до его начала с обучающимися изучить: по огневой подготовке - приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия и правила метания гранат; по радиационной, химической и биологической защите (далее - РХБ защита) - пользование индивидуальными средствами защиты, порядок проведения частичной специальной обработки оружия и санитарной обработки личного состава; по инженерной подготовке – способы и последовательность фортификационного оборудования позиций и их маскировки подручными и табельными средствами; по строевой подготовке - перебежки и переползание. Только после изучения всех этих вопросов можно планировать названное занятие по тактической подготовке на учебных сборах. Именно так проводились занятия при подготовке 5-ти дневных учебных сборов.

Предлагаемая программа разработана с учетом опыта проведения занятий по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В программе отражены задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

ОБЩИЕ

^ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ

1. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе
является составной частью их подготовки к действительной военной службе
в Вооруженных Силах Российской Федерации, обязательным государственным предметом в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях профессионального образования и других типов средних учебных заведений.

Задачи подготовки граждан по основам военной службы до их призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации заключаются в том, чтобы в процессе обучения они усвоили свои конституционные права, уяснили цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Российских Вооруженных Сил и других войск, освоили основы военного дела, приобрели необходимые практические навыки, физическую закалку и психологическую устойчивость и, будучи призванными на действительную военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, смогли безупречно выполнить свой конституционный долг по защите Отечества, успешно овладеть программой боевой подготовки личного состава пополнения, поступившего (призванного) на военную службу, вверенным им вооружением и военной техникой.

2. На подготовку юношей и получение ими начальных знаний в
области обороны и их подготовку по основам военной службы в учебных
заведениях отводится 108 часов. Разработанная программа предусматривает
теоретические и практические занятия в 10-х классах (1 час в неделю).
Обучение в 10-х классах завершается 5-дневными учебными сборами по
40-часовой программе на базе воинских частей.

В 11-х классах (1 час в неделю) заканчивают изучение тем разделов: "Вооруженные Силы Российской Федерации ", конституционные положения закона «О воинской обязанности и военной службе». Углубляют и закрепляют свои знания, полученные в 10-ом классе: основы медицинских знаний, защита без оружия - рукопашный бой, стрелковый спорт.

3. Допризывная подготовка проводится на теоретических, практических, комплексных и контрольных занятиях.

Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. На этих занятиях рассматриваются понятия, определения, основные положения темы, требования устава, наставлений, руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные знания на других занятиях и при прохождении действительной военной службы.

Практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов, решения стрелковых и других задач с использованием оружия, приборов, снаряжения, средств индивидуальной защиты, спортивных снарядов, преодоление полосы препятствий, рукопашного боя, при отработке учебных вопросов, по тактической, строевой подготовке и уставам.

Комплексные занятия включают выполнение приемов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов программы. Они проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной физической нагрузки.

Комплексные занятия проводятся в форме игр на местности, эстафет, соревнований.

Контрольные занятия проводятся, как правило, в конце первого года обучения 10-го класса, на учебных сборах после их окончания, и на завершающем этапе обучения в 11-х классах.

На контрольных занятиях учащиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют нормативы, упражнения, задачи, определяемые преподавателями по основам военной службы.

4. Планирование подготовки учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных заведениях, на учебных сборах в воинской части осуществляется в соответствии с требованиями учебной Программы. Оно должно обеспечивать полное выполнение программы, комплексное изучение всех ее разделов в тесной связи с другими предметами обучения.

В каждом учебном заведении составляется понедельный тематический план прохождения занятий на полугодие или учебный год. В расписании занятий учебного заведения указываются учебные часы, отведенные на этот предмет. Для проведения каждого занятия составляется план-конспект или план урока (на усмотрение преподавателя). В плане-конспекте (плане урока) занятия отображаются: тема, метод проведения, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, распределение учебного времени, материальное обеспечение и ход занятия (при необходимости краткое содержание учебных вопросов).

В целях обеспечения более организованного проведения занятия и привития учащимся практических навыков в выполнении требований уставов каждый класс, учебная группа именуется взводом и делится на отделения. Из числа учащихся приказом директора учебного заведения назначаются командиры взводов и отделений.

Занятия по начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы начинаются с построения взвода (класса) в двухшереножном строю и доклада командира взвода руководителю занятий о наличии и отсутствии учащихся и готовности к занятию. Приняв рапорт, руководитель занятия подходит к середине строя и здоровается с учащимися: «Здравствуйте, товарищи!" Учащиеся отвечают на приветствие громко, четко и согласовано: «Здравия желаем, товарищ майор» (преподаватель, инструктор)!"

На занятиях постоянно должны поддерживаться порядок и организованность. При обращении преподавателя к обучаемому, последний встает, принимает положение «смирно», представляется «учащийся такой-то» (называет фамилию). Если преподаватель занятия обращается к обучаемому по фамилии, последний отвечает: «Я». Получив разрешение сесть, обучаемый говорит: «Есть» и быстро садится. При обращении к преподавателю обучаемый поднимает руку и, получив разрешение, встает, принимает положение «смирно», представляется и задает вопрос.

После окончания занятия (урока) командир взвода с разрешения преподавателя подает команду: «Смирно» или «Встать, смирно». Преподаватель говорит: «До свидания, товарищи», обучаемые согласованно отвечают: "До свидания, товарищ майор" (преподаватель).

^ Ношение военной формы одежды преподавателями - офицерами запаса и в отставке при проведении занятий рекомендуется.

Обучаемые обязаны прибывать на занятия подготовленными и одетыми по установленной в учебном заведении форме одежды. Форма одежды на очередное занятие устанавливается преподавателем (спортивная или обычная).

5. Годовая или итоговая оценки по начальным знаниям в области обороны и подготовки к военной службе выставляются на основании общей оценки, полученной на учебных сборах и годовой оценки, полученной за учебный год.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении № 11 Приказа Министра обороны РФ и Министра образования РФ от 3 мая 2001 г. № 203/1936.

Гражданам, уклонившимся от учебных сборов по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.

После изучения всей программы обучения подготовки граждан РФ к военной службе, в учебных заведениях проводятся контрольные занятия с целью определения уровня знаний и практических навыков, учащихся с выставлением итоговых оценок.

На этом занятии каждый учащийся по заданию преподавателя отвечает на один учебный теоретический вопрос из разделов программы и выполняет два практических действия (прием, норматив). Кроме того, все юноши выполняют одиночные строевые приемы без оружия. При этом оценка за практические действия имеет определяющее значение.

Итоговая оценка за окончание учебы в 11-ом классе выставляется из годовой оценки и оценки, полученной за учебные сборы.

Таблица

№№ разделов

Содержание разделов

К-во часов всего

Классы

10

11

10 сборы




Вводная тема

2

1




1




Основы подготовки к военной службе

2

1




1

1.

Вооруженные силы РФ

21

6

15




2.

Уставы Вооруженных Сил РФ

17

4

2

11

3.

Строевая подготовка

10

3

3

4

4.

Огневая подготовка

20

4

5

11

5.

Тактическая подготовка

10

7



3

6.

Физическая подготовка

7



2

5

7.

Гражданская оборона. Её предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

11

7

2

2

8.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Основы здорового образа жизни

4


2



2


2

2




Контрольные занятия

2

1

1






ИТОГО

108

34

34

40


Требования к уровню подготовки выпускников по предмету ОБЖ – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений по предмету ОБЖ, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по предмету ОБЖ на ступени общего образования наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен:

знать (понимать):

  • основы формирования здорового образа жизни;

  • основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет;

  • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;

  • задачи РСЧС и гражданской обороны;

уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

Выпускники должны уметь: выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием; ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту; обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять элементы строевой и тактической подготовки; выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения.


^ IV. Концептуальные подходы федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ является нормативно-правовой основой для создания модели непрерывного обучения школьников в области безопасности жизнедеятельности на базе общеобразовательного учреждения. Предмет ОБЖ в такой модели является базовым, системообразующим. Вместе с предметом «Окружающий мир» в начальной школе предмет ОБЖ обеспечивает непрерывность и преемственность обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности на всех ступенях общего образования, а также создает предпосылки для освоения программ по данному направлению в учреждениях профессионального образования.

Настоящий стандарт реалистичен, включает в себя оптимальный минимум содержания основных образовательных программ, четко сформулированные цели и компетентностный подход к требованиям уровня подготовки выпускников по предмету ОБЖ.

Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ разработан с учетом обязательных минимумов содержания по таким учебным предметам как, например, обществознание, естествознание, природоведение, география, окружающий мир, биология, физическая культура. Это позволило сократить объем содержания предмета ОБЖ, избежать ненужного дублирования изучения ряда вопросов на уроках ОБЖ и других учебных предметах, синхронизировать изучение ряда вопросов по основам безопасности жизнедеятельности с другими предметами.

Курс ОБЖ в старшей школе представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:

базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры в области безопасности жизнедеятельности и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

На основе стандарта по предмету ОБЖ может быть разработан региональный компонент образовательного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и программы для учреждений дополнительного образования.

Такой подход в организации образовательного процесса поможет создать гибкую систему обучения учащихся в области безопасности жизнедеятельности в каждом общеобразовательном учреждении.

В основной общеобразовательной школе разгрузка содержания образования может быть достигнута за счет введения дополнительного преподавания курса ОБЖ как регионального компонента образования или компонента образовательного учреждения. В этом случае содержание курса ОБЖ определяется с учетом конкретных условий (опасных факторов, характерных для данного региона), в которых находится общеобразовательное учреждение. Отдельные вопросы из области безопасности жизнедеятельности могут быть включены для изучения в другие общеобразовательные предметы, что также будет способствовать сокращению объема содержания предмета ОБЖ. Например, на старшей ступени общеобразовательной школы (базовый уровень) многие вопросы, связанные с правовыми аспектами основ военной службы, перенесены в курсы обществознания, права; основы медицинских знаний и здорового образа жизни – в биологию, элементы начальной военной подготовки – в содержание учебных сборов, которые проводятся в конце учебного года.

Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера.

На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание.

В результате преподавания предмета ОБЖ обучающиеся овладевают общеучебными умениями, навыками и универсальными способами деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности;

  • оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива;

на старшей ступени школы:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

^ Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются:

- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

- основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера;

- современный комплекс проблем безопасности;

- основы военной службы.


^ V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ


Примерные программы по предмету ОБЖ для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерные программы по предмету ОБЖ для основной и старшей базовой школы рассчитаны на 35 часов, программа для старшей профильной - на 140 часов. При этом в них предусмотрен резерв свободного учебного времени (15) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Примерные программы выполняют две основные функции:

информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.


^ VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.


При организации изучения предмета ОБЖ, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • стандарт основного общего образования по ОБЖ;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

  • примерные программы по ОБЖ основного общего образования;

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ.

Преподавание предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность. Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе, в то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет. Действующие учебники обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

^ Для преподавания предмета ОБЖ на ступени основного общего образования как федерального компонента необходимо использовать учебники:

  • «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель»),

  • УМК по предмету ОБЖ для 5-9 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»),

  • учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 и 7 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»).

Для преподавания предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе можно использовать учебники:

- «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение»,

- «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для 10-11 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»).

Рекомендации по использованию этих учебников изданы отдельной брошюрой в издательстве «Просвещение».

Кроме этого, можно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель».

Для преподавания предмета ОБЖ на профильном уровне в старшей школе кроме учебников, названных выше, можно использовать учебник «Основы военной службы» для учреждений среднего профессионального образования (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Академия», мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

В целом для преподавания ОБЖ можно использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденных приказом Минобразования России от 15 января 2004 года № 111.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Настоящее методическое пособие рекомендуется для проведения занятий по темам, посвященным безопасности

1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Анализ программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование
Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование...
1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Предмет, цель и содержание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". "Человек и среда обитания"
Предмет, цель и содержание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". "Человек и среда обитания"...
1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Система коррекционно-педагогической работы при псевдобульбарной дизартрии

1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Единая система конструкторской документации. Виды изделий
Гост 102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность
1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Основы безопасности и жизнедеятельности

1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon В. А. Васенев основы безопасности жизнедеятельности

1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной...
1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon №41. 1 «Создание системы обучения «Основы безопасности жизнедеятельности» пожарная безопасность»

1 Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежа icon Рабочая учебная программа дисциплины основы безопасности жизнедеятельности по специальности: 050503

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы