|
Скачать 102.97 Kb.
|
Содержание
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина) |
МАДОУ «Детский сад №24» Педагогический совет «Безопасность и здоровье наших детей» февраль 2012 Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование комплексной работы в детском саду по формированию безопасного поведения детей План проведения педсовета:
Первая задача, которую выполняет воспитатель в детском саду – это охрана жизни и здоровья детей. Тема нашего педсовета «Безопасность и здоровье наших детей». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 - 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 - 25% - от окружающей среды, на 16 - 20% -от наследственности и на 10 - 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста, воспитывающего ценностное отношение к здоровью и прививающего навыки безопасного поведения.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
А так же Указами Президента России
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. В 2011 году у нас было 247 случаев заболеваний (1683 дня) – это примерно 3 случая на 1 ребенка в год, продолжительность болезни составляет в среднем 6,8 дня 20,5 дней ребенок болеет в среднем в год. Самая высокая статистика заболеваемости у нас в феврале – апреле. Болеют дети в основном ОРВИ. Динамика заболеваемости в нашем детском саду на протяжении 3 лет держится примерно на одном уровне, лишь 2011 года отметился небольшим снижением. Вопрос к воспитателям: Отчего зависит здоровье детей? Ответы: организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; соблюдение режима дня; безопасно организованная среда. Вопрос к воспитателям: Какие меры мы предпринимаем для профилактики заболеваемости в нашем детском саду? Что еще можно сделать в данном направлении? Вопрос к воспитателям: как вы сформулируете понятие здоровье? К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. (формулировка, разработанная ВОЗ) Хочу обратить теперь ваше внимание на психическое здоровье детей? Вопрос к воспитателям: как вы понимаете понятие «психическое здоровье»? Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. (формулировка, разработанная ВОЗ) И тут здоровье тесно связано с безопасностью. По теме «Психологическая безопасность ребенка» выступит психолог Рубцова А.М. Вопрос к воспитателям: какие меры мы предпринимаем для поддержания здоровья детей и профилактики заболеваемости? Возможно, именно поэтому в ФГТ к структуре ООПДО выделили отдельными образовательными областями «Здоровье» и «Безопасность». Напомню содержание этих областей: «Здоровье» - образовательная область, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, и воспитание культурно-гигиенических навыков. ОО «Здоровье» у нас проходит ежедневно в качестве закаливающих процедур после дневного сна (по 5 минут в день) и образовательной деятельности – это формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня (2 минут в день или 10 минут в неделю). Т.е. ОО «здоровье» у нас не входит в сетку непосредственной образовательной деятельности, но ее задачи должны выполнятся в ОД в режимных моментах в течение всего дня. Так как один из основных принципов ФГТ является интегрирование, хочется отметить с чем интегрируется ОО «Здоровье». ЭТО:
«Безопасность» - образовательная область, направленная на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания (безопасности окружающего мира) и интеллектуальных и личностных качеств. ОО «Безопасность» присутствует в непосредственной образовательной деятельности. Но на нее выделяется в день по 1 минуте или по 5 минут в день. Поэтому целесообразнее проводить НОВ по безопасности 1 раз в месяц по 20 минут в форме бесед, чтении художественной литературы, наблюдений, практической деятельности, играх-ситуациях, дидактических играх, рассматривании сюжетных и предметных картинок. Эта ОО интегрируется со следующими областями:
^ Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие Российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Заключительный раздел программы включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников. Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:
Каждое направление состоит из небольших пунктов, например направление «Ребенок дома», состоит из таких пунктов: - прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами; - открытое окно, балкон как источники опасности; - экстремальные ситуации в быту. По одному из направлений мы сейчас послушаем доклад воспитателя Агеевой Татьяны Павловны. Сейчас в помощь вышло много дополнительной литературы по теме «Безопасность». Например «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры» послушаем анализ этой программы воспитателя Базуеву Марию Владимировну. Но безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:
Вопрос к воспитателям: все ли эти требования соблюдаются в нашем детском саду? Что конкретно в вашей группе требует доработки? Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Безопасность» Анализ имеющихся перспективных планов. Рекомендации по изменению Викторина для воспитателей: 1 блок. Знание программы «Детство»:
“Детство – это летний ветер, Парус неба и хрустальный звон зимы. Детство – это значит дети! Дети – это значит мы!” Чьи это стихи? (Р.Рождественский ) 2 блок. Валеология
3 блок. Безопасность
|