|
Скачать 441.55 Kb.
|
1.1 Организация охраны материнства и детства в России. Личная гигиена персонала родильного стационара. Роль среднего медицинского персонала в организации санитарно-эпидемиологического и противоэпидемического режимов отделения. Регламентирующие приказы и инструкции. Периоды внутриутробного развития плода. Критические периоды. Влияние внешних факторов, возраста и состояния здоровья матери на исход беременности. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств новорожденных. Теории потребностей человека. Сестринский процесс, его этапы. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы новорожденных. Внутриутробная гипотрофия. Степени гипотрофии. Первый осмотр ребенка в родильном зале и его диагностическое значение. Сроки, порядок передачи и приема в детское отделение. Основные фазы адаптации здорового доношенного новорожденного. Развитие и реформирование системы здравоохранения и медицинской науки в РФ. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы новорожденных. Гормональный криз у новорожденного. Причины, клинические проявления, особенности сестринского ухода. Закрытый массаж сердца новорожденному, показания, техника, возможные осложнения. Преимущества грудного вскармливания и грудного молока, изменения в составе грудного молока, опасности искусственного вскармливания. Причины преждевременных родов. Классификация недоношенности. Основные анатомо-физиологические особенности нервной, дыхательной систем у недоношенных детей. Вирусные гепатиты, эпидемиология, диагностика, роль медсестры в профилактике. Внутрибольничная инфекция. Причины роста внутрибольничной инфекции, механизм передачи. Роль медсестры в профилактике ВБИ. Этапы обработки изделий медицинского назначения и предметов ухода. Дезинфекция. Виды. Методы. Классификация дезинфекционных средств. Контроль качества дезинфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции. Вакцинация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Организация противоэпидемического режима в акушерских стационарах. Санитарно-гигиенический режим в отделении. Санитарное содержание помещений роддома. Бельевой режим. Первичная медико-санитарная помощь. Понятие, основные принципы, этапы. Роль медицинской сестры палат новорожденных в системе первичной медико-санитарной помощи. Методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения. Роль среднего медперсонала в реализации программных мероприятий школ здоровья. Философия и этика сестринского дела. Этический кодекс медсестер России. Основные положения. Вакцинация. Требования к качеству вакцины, сроки и условия хранения. Реакция на прививку, сроки проявления. Ранние и поздние осложнения. Скрининг обследования новорожденного . Основные анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем у недоношенных детей. Особенности терморегуляции недоношенных. Принципы лечения и профилактики внутрибольничных инфекций у новорожденного, сестринский уход за новорожденным с внутриутробной инфекцией. Основы мед. страхования. Федеральные, региональные и территориальные программы по охране материнства и детства. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения новорожденных. Предстерилизационная обработка инструментов. Этапы предстерилизационной обработки инструментов. Контроль качества предстерилизационной обработки инструментов. Стерилизация. Методы. Контроль качества стерилизации. ВИЧ-инфекция. Этиология. Эпидемиология. Группы риска. Клинические аспекты и категории ВИЧ-инфекции у детей. Химиопрофилактика для новорожденных. Диспансерное наблюдение за детьми, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Анатомо-физиологические особенности кожных покровов и слизистых новорожденных. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания новорожденных. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы новорожденных. Искусственная вентиляция легких новорожденному, показания, техника, возможные осложнения. Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ. Философия сестринского дела. Основные принципы. Этический кодекс медицинской сестры, основные положения. Медицинская этика и деонтология, психология общения с больными, их родственниками. Максимальная убыль массы тела у новорожденного. Причины, клинические проявления, особенности сестринского ухода. Туалет на ежедневном врачебном обходе - порядок проведения, необходимые наборы инструментов и растворов, роль медсестры. Особенности осуществления сестринского процесса в работе медицинских сестер палат и отделений новорожденных. Организация работы послеродового отделения, оборудование и оснащение палат. Функциональные обязанности среднего медицинского персонала, контроль за работой младшей медсестры. Первый туалет у новорожденного. Порядок проведения, роль медсестры. Вторичная обработка и утренний туалет новорожденного. Порядок проведения, роль медсестры. Анатомо-физиологические особенности организма доношенных и недоношенных новорожденных, влияющие на действие лекарственных препаратов. Понятие о номенклатуре некоторых средств, сильнодействующих и ядовитых веществ. Правила выписки, хранения, учета наркотических средств. Нормативные документы. Роль медсестры в реализации программных мероприятий в школах здоровья. Этапы выхаживания и лечения недоношенных детей. Принципы успешного грудного вскармливания, провозглашенные в Декларации ВОЗ «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб». Особенности адаптации и течения переходных состояний у недоношенных детей. Транзиторные изменения кожи у новорожденного. Причины, клинические проявления, особенности сестринского ухода. Физиологическая желтуха новорожденного. Причины, клинические проявления, особенности сестринского ухода. Мероприятия по выявлению и лечению инфицированных ВИЧ в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения". Мероприятия по выявлению и лечению больных вирусным гепатитом В и С в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения". Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения. ^ Международная и государственная политика в области охраны материнства и детства. Федеральные и республиканские программы по охране материнства и детства. Производственная безопасность в работе медицинской сестры родильного стационара. Первая помощь при производственной травме. Техника безопасности при работе с диагностической и лечебной аппаратурой. Правила электробезопасности, безопасности при работе с кислородом, с дез. растворами. Система и политика Российского здравоохранения. Оплата труда работников здравоохранения в зависимости от квалификационной категории. Понятие о перинатологии, неонатологии. Перинатальная и неонатальная смертность и заболеваемость в РБ и РФ. Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения. ^ Первичная медико-санитарная помощь, основные элементы. Роль среднего медицинского работника в системе первичной медико-санитарной помощи. Основные элементы первичной медико-санитарной помощи, приоритетные в деятельности медсестры палат новорожденных. Санитарно-просветительная работа в деятельности медсестры палат и отделений новорожденных. Методы и формы санитарно- просветительной работы. Планирование и учет санитарно-просветительной работы средним медицинским персоналом. Особенности организации санитарно-просветительской работы в родильном доме с персоналом, матерями. Совершенствование развития системы первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения, роль медсестры. Усиление и повышение качества профилактической направленности в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения. Роль, цели медсестры в формировании у населения культуры здоровья, в повышении мотивации к сохранению своего здоровья. ^ Медико-тактическая характеристика ЧС (чрезвычайной ситуации) мирного времени. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Понятие о фазах в развитии ЧС. Действия мед. работников в первой фазе развития ЧС. Понятие о медицинской сортировке и характеристика сортировочных групп. Объем первой медицинской помощи пострадавшим различных сортировочных групп. Служба медицины катастроф как функциональное звено территориальной системы предупреждения последствий ЧС: ее структура и задачи. Принципы организации медицинской помощи населению при ЧС, понятие о этапах медицинского обеспечения. Формирования экстренной медицинской помощи. Обязанности медицинских работников при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС. Виды медицинской сортировки, характеристика сортировочных групп. ^ Сердечно - легочная реанимация (СЛР). Показания и противопоказания к проведению СЛР. Техника непрямого массажа сердца (НМС), введения воздуховода. Терминальные состояния. Виды терминальных состояний. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких. Критерии эффективности. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации. Дальнейшая тактика по отношению к больным, перенесшим реанимацию на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. ^ Неотложная помощь при ожогах и отморожениях. Профилактика ожогового шока. Основные патологические процессы, развивающиеся в организме пострадавшего при тепловом ударе и общем охлаждении. диагностические критерии теплового удара и общего охлаждения и неотложная помощь при них. Объем помощи пострадавшим на первом этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Основные патологические процессы развивающиеся в организме пострадавших с отморожениями и ожогами. Объем помощи пострадавшим с ожогами и отморожениями на I эпапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Утопление: особенности в проведении спасательных и реанимационных мероприятий. Удушение: особенности в проведении спасательных и реанимационных мероприятий. Электротравмы: особенности в проведении спасательных и реанимационных мероприятий. ^ Острая коронарная, острая сердечная, острая сосудистая. Острая дыхательная недостаточность - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС. Гипертонический криз. Судорожный синдром - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС. Острые хирургические заболевания брюшной полости - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС. ^ Способы остановки наружных кровотечений. Клиника геморрагического шока. Неотложная помощь при шоке. Характеристика коматозного состояния. Основные причины ком. Объем доврачебной помощи больным в коматозном состоянии. Виды кровотечений. Способы остановки наружных кровотечений, применяемые в условиях ЧС на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Геморрагический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь. Коматозное состояние, стандарт оказания доврачебной помощи больному в коматозном состоянии. ^ Определение понятия «травма». Травматический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина. Диагностические критерии, профилактика травматического шока и его лечение на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при ЧС. Объем помощи пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки и живота. Объем помощи пострадавшим с травмами Глаз и ЛОР - органов, ампутационной травме и синдроме длительного сдавления. ^ Виды острых отравлений. Общие принципы оказания помощи больным с острыми отравлениями. Характеристика зон химического заражения и очага химического поражения сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ).Медико-тактическая характеристика очага СДЯВ. Основные мероприятия по организации медицинской помощи при возникновении очагов СДЯВ. Характеристика токсических веществ. Пути поступления в организм, диагностика, оказание неотложной помощи и интенсивная посиндромная терапия. Специфическая антидотная терапия. Острое отравление. Пути поступления яда в организм человека. Стадии острого отравления. Общие принципы лечения больных с отравлениями. Методы активной детоксикации, применяемые на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Посиндромная помощь при острых отравлениях. Особенности организации медицинской помощи населению пострадавшему при авариях, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. ^ Виды острых аллергических реакций, клиника. Клинические формы острых аллергических реакций. Основные патологические механизмы, лежащие в основе их развития. Клиническая картина, диагностические критерии. Неотложная помощь при различных клинических вариантах анафилаксии. Профилактика острых аллергических реакций. ^ Внутричерепная родовая травма, причины развития, клиника. Принципы лечения и сестринский уход за новорожденными с внутричерепной родовой травмой. Травма спинного мозга: причины развития, симптомы. Принципы лечения, сестринский уход за новорожденными с травмой спинного мозга. Причины развития, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода за новорожденными с родовой опухолью. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с заболеваниями органов мочеполовой системы. Причины, клинические проявления, методы диагностики внутриутробных инфекций у новорожденного. Причины, клинические проявления, методы диагностики при желтушном синдроме. Принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными при желтушном синдроме. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с заболеваниями кожи небактериальной природы. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с заболеваниями слизистых оболочек. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с заболеваниями пуповинного остатка и пупочной ранки. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными при геморрагическом синдроме. Причины, методы диагностики наследственных заболеваний. Причины, клинические проявления синдрома дыхательных расстройств, методы диагностики. Причины, клинические проявления заболеваний органов сердечно-сосудистой системы у новорожденных. Методы диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода за новорожденными с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы. Принципы лечения особенности сестринского ухода за новорожденными с синдромом дыхательных расстройств. Асфиксия новорожденных, причины. Оценка по шкале Апгар. Степени тяжести асфиксии. Признаки живорождения. Реанимационная помощь новорожденным в родзале. Выхаживание детей перенесших асфиксию в условиях отделения новорожденных. Причины развития, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода за новорожденными с кефалогематомой. Причины развития, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода за новорожденными с переломом ключицы, плечевой, бедренной кости. Принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с пороками развития нервной системы. Принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с пороками развития костно-мышечной системы. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с заболеваниями органов пищеварительной системы. Сифилис врожденный, источник, клиника (сифилис плода, ранний и поздний врожденный), профилактика анте- и постнатальная, согласно протокола ведения больных. Сифилис. Гонококковая инфекция у новорожденного, симптомы, особенности выполнения не медикаментозной помощи согласно протокола ведения больных. Гонококковая инфекция. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными при анемическом синдроме. Причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики, особенности сестринского ухода за новорожденными с заболеваниями кожи бактериальной природы. ^ Философия сестринского дела. Сестринский процесс (этапы), сестринский диагноз. Медицинская этика и деонтология. Психология общения с больными, их родственниками. Правовые и моральные нормы ответственности медицинских работников. Особенности осуществления сестринского процесса в работе медсестры палат и отделений новорожденных. ^ Медицинское обследование и осмотры персонала родильного дома, диспансерное наблюдение, бактериологическое обследование и санация бактерионосителей. Личная гигиена медицинской сестры палат новорожденных, одежда и рабочая форма, масочный режим. Значение и правила мытья рук. Режим стерилизации и дезинфекции инструментов из металла, приборов и аппаратов, предметов ухода из резины и полимеров, стеклянной посуды, термометров, кувезов, кислородной и дыхательной аппаратуры, фартуков, чехлов, матрацев, холодильников, емкостей для использованного белья, сантехнического оборудования. Особенности транспортировки новорожденного ребенка в другие лечебно-профилактические учреждения. Роль медицинской сестры при транспортировке новорожденного ребенка. Оборудование и гигиенические требования к палате новорожденных (кубатура, норма площади на 1 кровать, расстояния между кроватями, температура, влажность, освещение). Санитарно - противоэпидемический режим в отделении новорожденных: периодичность и правила уборки палат, режим кварцевания и проветривания, хранение предметов ухода за новорожденным. Приказы, регламентирующие эти вопросы. Профилактика ВИЧ-инфекции, выявление и лечение больных ВИЧ в рамках реализации мероприятий "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения". Профилактика вирусных гепатитов В и С, выявление и лечение больных в рамках реализации мероприятий "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения". Мероприятия по выявлению и лечению инфицированных ВИЧ в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения". Мероприятия по выявлению и лечению больных вирусным гепатитом В и С в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения". ^ Внутрибольничные инфекции, источники, пути передачи. Профилактика внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах. Роль медицинской сестры палат новорожденных в профилактике внутрибольничных инфекций. ВИЧ-инфекция, социальные факторы, способы ее распространения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Особенности работы с больными людьми с проявлением ВИЧ-инфекции. Вирусные гепатиты. Эпидемиология. Возбудители- чувствительность, способы инактивации. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Профилактика вирусных гепатитов. ^ Правила выписки, хранения, учета наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых лекарственных веществ. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения анальгетиков у новорожденных. Показания, противопоказания условия хранения и правила применения антигистаминных препаратов у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения антибиотиков у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения антикоагулянтов у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения диуретиков у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения гормонов у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения витаминов у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения кровезаменителей и препаратов крови у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения гемостатиков у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения седативных и противосудорожных средств у новорожденных. Показания, противопоказания, условия хранения и правила применения сердечно-сосудистых средств у новорожденных. ^ Методики пункций периферических сосудов, внутривенных струйных и капельных вливаний. Максимальный объем и скорость введения жидкости при внутривенном струйном и капельном вливании. Осложнения инфузионной терапии и их предупреждение. Функции медицинской сестры при проведении катетеризации пупочной и подключичной вены, осложнения, уход за катетером. Методика постановки гепаринового "замка". Хранение, сроки годности, требования к качеству крови, эритроцитарной массы, плазмы, кровезаменителей. Осложнения при переливании крови и ее препаратов, их предупреждение, ранняя диагностика. ^ Принцип действия и приготовление ЭКГ аппарата к работе. Техника безопасности при работе на ЭКГ-аппарате. Техника регистрации ЭКГ. Правила наложения электродов стандартных отведений. Правила наложения электродов грудных отведений. ^ Понятие о медицинской информатике; общие сведения о компьютере. Состав технических средств. Устройство, принципы работы компьютера, подготовка компьютера к работе. Основные направления использования компьютерных технологий в медицине. Автоматизация рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров. Использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения. Внешнее устройство, подключаемые к компьютеру. ^ Реанимация новорожденных: обеспечение проходимости дыхательных путей, искусственное дыхание, закрытый массаж сердца, медикаментозная терапия. Значение соблюдения правильной последовательности реанимационной помощи. Длительность, осложнения сердечно - легочной реанимации. Наблюдение, режим, уход, вскармливание новорожденных после реанимационных мероприятий. Отек легких - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. Наборы медикаментов и инструментов для оказания помощи новорожденным при неотложных состояниях. Отек мозга - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. Судорожный синдром - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. Острая сердечно-сосудистая недостаточность - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. Острая надпочечниковая недостаточность - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. Острая кровопотеря - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. Гипертермический синдром - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. Токсикоз с эксикозом - причины развития, кардинальные симптомы, неотложная помощь, особенности режима, ухода, вскармливания. ^ Профессиональная задача: Медсестра отделения патологии новорожденных при сестринском обследовании ребенка 2 недель жизни выявила следующие данные : мать жалуется на боль в сосках во время кормления ребенка. Осматривая грудь, трещин не обнаружила. Наблюдая за кормлением ребенка заметила, что тело его искривлено в сторону от туловища матери, подбородок находится далеко от груди, рот открыт не широко. Ребенок делает быстрые глотки при сосании. После того, как ребенок выпустил грудь заметно, что соски кажутся расплющенными. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Медсестра II этапа выхаживания недоношенных детей при сестринском обследовании ребенка 10 дней жизни получила следующие данные: ребенок вялый, кожные покровы и видимые слизистые чистые, бледно-цианотичные, конечности холодные. Дыхание частое, с втяжением межреберий, неритмичное с апноэ, ЧД=40 в минуту, ЧСС=140 в минуту, температура тела 36,2оС. Живот мягкий, стул 3 раза в день. Мочится. Рефлексы слабые, сосет вяло. Из анамнеза: ребенок от первой беременности 32 недели, преждевременных родов, масса 1900,0 гр, рост 36 см. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. Профессиональная задача: При рождении ребенка в родзале после проведения начальных мероприятий у ребенка отсутствует дыхание, сердцебиение менее 100, кожа бледно - цианотичная. Задание: 1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи ^ Медицинская сестра послеродового отделения при сестринском обследовании ребенка 4-х дней жизни получила следующие данные: Ребенок активен. Кожные покровы и видимые слизистые чистые, розовые. Пупочная ранка сократилась, сухая. Имеется двустороннее симметричное увеличение молочных желез до 3 см в диаметре, кожа над ними не изменена. Дыхание ритмичное, ЧД=36 в минуту, ЧСС=134 в минуту. Живот легкий. Стул переходный 4 раза в день. Мочится. Задание: 1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Медицинская сестра обследуя новорожденного ребенка 5 дней жизни выявила, что у него появился беловатый налет на слизистой оболочке ротовой полости. Ребенок активен, сосет эффективно, вес первоначальный восстановил. Стул желтый 6 раз в день. Мочится. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей получено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Ребенок 20 дней жизни лечится в ОПН по поводу острой пневмонии. Медсестра обследуя получила следующие данные: Кожа и слизистые чистые, бледно-розовые, сухие. Носовое дыхание затруднено. Большой родничок запал. Пупочная ранка сухая. Дыхание частое, поверхностное, ЧД=66 в минуту, ЧСС=168 в минуту. Температура тела 38,5 С. Срыгивает съеденным молоком. Стул разжижен, желтый, 7-8 раз в день. Мочится мало. Задание: 1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Ребенку 20 дней, поступил на обследование и лечение. Врачебный диагноз: пилоростеноз? Из анамнеза: от срочных первых родов в ягодичном предлежание, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1-2 раза в день, затем участились и с 3-х недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном». При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные. Ребенок беспокойный. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой истончен на животе и бедрах. Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Настоящий вес ребенка 3200,0; Контрольное кормление 100,0. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента 2. Определите краткосрочную цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. Профессиональная задача: В отделении патологии новорожденных госпитализирован ребенок 14 дней с диагнозом : ринит. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: у ребенка заложенность носа, слизистое отделяемое из носовых ходов. Ребенок беспокоится. Мать отмечает, что ребенок стал хуже сосать грудь. Из анамнеза: ребенок родился в срок с массой тела 3,5кг, длинной 55 см, закричал сразу, к груди приложен на 2-е сутки. Температура тела 36,8° С. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ Ребенок родился с массой тела 3000 г, оценка по шкале Апгар - 5 баллов, число сердечных сокращений — 100 в минуту, число дыхательных движений - 30 в минуту, цвет кожных покровов цианотичный, ребенок вялый. Задание: 1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм неотложной помощи. ^ В послеродовом отделении в палате совместного пребывания находится мать и ребенок 4 дней жизни. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: кожа чистая, розовая, пупочная ранка эпитедизируется. ЧД=40 в минуту, ЧСС=140 в минуту. Живот мягкий, стул 6 раз в день, мочится. Со слов матери срыгивает после каждого кормления небольшой порцией съеденного молока. Грудь сосет активно, но захватывает только сосок. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ Медсестра роддома проводя сестринское обследование ребенка 4-х дней жизни получила следующие данные: кожные покровы и видимые слизистые чистые, розовые, дыхание ритмичное. Живот мягкий, стул переходный. Пупочная ранка гиперемирована, отечна, из ранки имеется гнойное отделяемое. Температура тела 37.2 ° С Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите краткосрочную цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. Профессиональная задача: При обследовании ребенка в родзале сразу после рождения медсестра обнаружила отсутствие ануса. Задание: Составьте алгоритм тактических действий медсестры. ^ В послеродовом физиологическом отделении роддома в палате совместного пребывания находится ребенок 4 дней жизни с матерью. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребенок беспокойный, кричит, кожные покровы розовые, влажные, в естественных складках мелкоточечная сыпь. Температура тела 36,7оС, сосет хорошо, в весе прибавляет. В палате жарко. Ребенок укутан. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ Принимая новорожденного ребенка из родзала в послеродовое отделение медицинская сестра, осматривая его, получила следующие данные: ребенок спокоен. Кожа чистая, розовая. Пуповина пережата и частично прорезана скобой, на пеленке в месте соприкосновения с пуповиной имеется кровавое пятно 4х4 см. ЧД=40 в минуту, ЧСС=140 в минуту. Живот мягкий, меконий отошел, мочится. Задание: 1. Определите неотложное состояние. 2. Составьте алгоритм неотложной помощи. ^ В отделении патологии новорожденных находится ребенок 15 дней жизни. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: кожные покровы и видимые слизистые чистые, розовые. ЧД = 36 в минуту, носовое дыхание свободное, ЧСС=132 в минуту, температура тела 37.2оС. Пупочная ранка широкая, гиперемированна, имеется гнойное отдаляемое. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ Медицинская сестра послеродового отделения проводила сестринское обследование ребенка первых суток жизни и получила следующие данные: ребенок беспокоен. Кожа бледно-цианотичная. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры, шумное. ЧД=66 в минуту, ЧСС=164 в минуту. Живот мягкий, участвует в акте дыхания. Стул и мочеиспускание без изменений. Сосет слабо с перерывами. Задание 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ При сестринском обследовании ребенка 3-х дней жизни медсестра роддома обнаружила, что после отпадения пуповины из пупочной ранки сочится кровь. На пеленке кровяное пятно 3х3 см. Объективно: ребенок спокоен, температура тела 36,5 ° С, кожа и видимые слизистые чистые, розовые, живот мягкий, стул переходный, мочится. Задание: 1. Определите неотложное состояние. 2. Составьте алгоритм неотложной помощи. ^ В физиологическом послеродовом отделении в палате совместного пребывания находятся мать и ребенок 2-х дней жизни. При сестринском обследовании ребенка медсестра получила следующие данные: Ребенок активен. Кожные покровы и слизистые розовые, на коже имеются гнойнички 2мм в диаметре плотные. Пуповина пережата скобой, подсыхает. Дыхание ритмичное, ЧД=40 в минуту, ЧСС=140 в минуту. Живот мягкий. Стул переходный 3-4 раза в день. Мочится. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Медсестра послеродового отделения при сестринском обследовании получила следующие данные: Ребенку 2 дня. Беспокоен. Кожа и видимые слизистые чистые, розовые. На голове в области теменной кости - опухолевидное образование (кефалогематома). ЧД=40 в минуту, ЧСС=140 в минуту. Живот мягкий, стул переходный. Когда мать пытается приложить ребенка к груди, он пронзительно кричит и отказывается т.к. рукой мать давит место гематомы. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Ребенку 3 недели. Мать считает, что у нее плохое молоко, т. к. ребенок после кормления грудью не наедается. Он плачет и снова требует есть. Мочится ребенок около 6 раз в день. Медсестра наблюдая за кормлением заметила, что нижняя губа ребенка вытянута и виден околососковый кружок. В весе ребенок прибавил 500,0г. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Медицинская сестра послеродового отделения при сестринском обследовании ребенка 3-х дней жизни получила следующие данные: кожные покровы и видимые слизистые розовые. На коже в области естественных складок гиперемия. Пуповина отпала, пупочная ранка эпителизируется. Коньюктивы гиперемированы, скудное серозно-гнойное отделяемое. Дыхание ритмичное, ЧД=40 в минуту, ЧСС=140 в минуту. Живот мягкий, стул переходный. Мочится. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Ребенок в возрасте 4 суток находится в палате совместного пребывания ребенка и матери. При сестринском обследовании медицинская сестра выявила следующие данные: в течение нескольких кормлений ребенок очень беспокоится у груди, с трудом захватывает сосок. Мать отмечает, что молока стало очень много, грудные железы стали плотные, не получается эффективное сцеживание. Объективно: состояние ребенка удовлетворительное. Кожа и слизистые чистые. Стул переходный. Рефлексы новорожденных выражены хорошо Задание 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите краткосрочную цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ У ребенка в родблоке отмечалась кратковременная задержка дыхания, в связи с чем, закричал не сразу, легкий цианоз кожных покровов, ЧСС 120 ударов в минуту, оценка по шкале Апгар на 1-ой мин. 6 баллов. Задание: 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм неотложной помощи. ^ В послеродовом физиологическом отделении роддома, в палате совместного пребывания матери и ребенка находится ребенок 3-х дней жизни. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: кожные покровы розовые, на ягодицах и в паховых складках – гиперемия и единичные эрозии. Ребенок беспокоен. Живот мягкий, умеренно вздут, стул переходный. Физиологические рефлексы вызываются. Сосет эффективно. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите краткосрочную цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ В послеродовом отделении в палате совместного пребывания находится мать и ребенок 5 дней жизни. При сестринском обследовании медсестра выявила, что мать жалуется на боль и отечность грудей. К груди ребенок был приложен на 3 день. Грудь сосет активно, но это довольно болезненно, поэтому мать не дает ребенку сосать долго. Задание: 1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств. ^ Наблюдая за новорожденным ребенком 6 часов жизни медсестра послеродового отделения получила следующие данные: ребенок становится беспокойным. Кожа и видимые слизистые чистые, розовые. ЧД=62 в минуту, ЧСС=158 в минуту. Живот умеренно вздут, но газы не отходят. Анус есть. Сосет активно, но срыгивает. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ В палате совместного пребывания послеродового отделения находится мать и ребенок 3 дней жизни. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребенок активен. Кожные покровы и видимые слизистые чистые, желтушные. Пупочная ранка эпителизируется. Дыхание ритмичное, ЧД=40 в минуту, ЧСС-140 в минуту. Живот мягкий, стул переходный 5 раз в день. Мочится. Сосет активно. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента. 2. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ Проводя сестринское обследование новорожденного 3-х дней жизни медицинская сестра получила следующие данные: ребенок беспокоен, кричит. Кожа красная, капельки пота на лбу. Видимые слизистые сухие. Пупочная ранка эпителизируется. ЧД=60 в минуту, ЧСС=160 в минуту, температура тела 380С. Настоящий вес ребенка 3500,0 гр. Все при рождении 4000,0 гр. Задание: 1. Определите неотложное состояние. 2. Составьте алгоритм неотложной помощи. ^ Вы медсестра роддома. Мать ребенка 5-ти дней жалуется на боль в грудях. При сестринском обследовании Вы получили следующие данные: обе груди у матери отечные, кожа над ними блестит, на коже правого соска трещина. Наблюдая за кормлением ребенка у груди, Вы заметили, что мать держит его свободно, тело ребенка находится далеко от груди. Рот ребенка открыт не широко, подбородок далеко от груди. В процессе сосания он издает чмокающие звуки. После нескольких глотков от выталкивает грудь и кричит. Задание: 1. Выявите, удовлетворение каких потребностей у матери нарушено, ее проблемы 2. Определите краткосрочную цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. ^ При сестринском обследовании ребенка 1-ых суток жизни, рожденного от мамы с Rh-отр. принадлежностью крови, медсестра заметила появление желтушного окрашивания кожи и слизистых оболочек. Задание: 1. Выявите проблемы пациента. 2. Составьте алгоритм тактических действий медсестры. ^ Периоды внутриутробного развития плода. Влияние внешних факторов, возраста и здоровья матери (инфекционно - воспалительные заболевания, аборты, токсикоз, пороки сердца, сахарный диабет, курение, употребление алкоголя) на исход беременности. Критические периоды развития плода. Анатомо-физиологические особенности нервной системы (незрелость коры головного мозга, обильная васкуляризация, поза и физиологические рефлексы), Анатомо-физиологические особенности кожных покровов и слизистых оболочек (эластичность, высокая проницаемость). Анатомо-физиологические особенности органов дыхания новорожденных (нежность слизистой, узость просвета верхних дыхательных путей, склонность к развитию ателектазов). Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы (перестройка кровообращения после родов, строение сердца, частота сердечных сокращений). Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы (мягкость, податливость костей, особенности переломов, гипертонус мышц сгибателей) новорожденного ребенка. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения (относительная недостаточность кардиального отдела желудка, склонность к срыгиваниям, ферментная активность, нормальная микрофлора и факторы ее регулирующие, сроки появления мекония, характеристика мекония, переходного и детского стула). Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы (незрелость почек, особенности мочеточников, время первого мочеиспускания, нормальная частота мочеиспусканий) новорожденного ребенка. ^ Организация работы и санитарно - гигиенический режим комнаты для пастеризации и хранения грудного молока. Функциональные обязанности медицинской сестры «молочной комнаты». Сцеживание молока, режим пастеризации, хранения и подогрева молока. Обработка посуды для кормления. Значение естественного вскармливания, раннего прикладывания к груди для матери и ребенка. Время первого прикладывания новорожденного ребенка к груди матери. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери и ребенка. Рекомендации ВОЗ. Подготовка матери и ребенка к кормлению. Правила доставки новорожденных к матерям. Прикладывание к груди, длительность кормления. Положение матери и новорожденного при кормлении. Контроль за состоянием ребенка во время кормления. Роль медицинской сестры в проведении грудного вскармливания. Методы расчета разового и суточного количества молока в зависимости от возраста новорожденного ребенка. Кратность кормления. Питьевой режим, его значение. Рекомендации ВОЗ. Показания к кормлению и докармливанию новорожденных через соску и через зонд. Способы кормления через зонд, осложнения и их профилактика. Гипогалактия, причины. Роль медицинской сестры в профилактике гипогалактии. Показания к назначению искусственного вскармливания новорожденных. Простые и адаптированные молочные смеси, преимущества адаптированных смесей. Преимущества грудного молока и грудного вскармливания. Различия между женским грудным молоком, молоком животных и искусственными смесями (бактериальные загрязнители, противоинфекционные факторы, факторы роста, белки, жиры, железо, витамины, вода). Изменения в составе грудного молока в зависимости от возраста ребенка и в процессе кормления (молозиво, раннее молоко, позднее молоко). Молозиво, его свойства. Психологические преимущества грудного вскармливания (формирует тесные взаимоотношения, дети меньше плачут, матери ласково реагируют, способствует интеллектуальному развитию). Опасность искусственного вскармливания. Анатомия молочной железы. Гормоны участвующие в выработке и отдаче грудного молока (пролактин, окситоцин). Факторы, усиливающие и тормозной рефлекс окситоцина. Правильное прикладывание к груди. Причины (использование бутылочки для кормления, неопытная мать, функциональные трудности, отсутствие поддержки) и последствия (боль и повреждения соска, неэффективное сосание) неправильное прикладывание к груди. Основные рекомендации. Совместного отчета ВОЗ и ЮНИСЕФ "Защита, содействие и поддержка грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб" (10 шагов к успешному грудному вскармливанию) - аргументация, практические приемы. Положение ребенка у груди (4 ключевых пункта). Роль медсестры палат новорожденных в помощи матерям, которые кормят сидя, "из-под руки", лежа. ^ Полезное несловесное общение (поза, контакт глазами, препятствия, не спешить, прикосновение). Навыки: слушать и узнавать (несловесное общение, задавать открытые вопросы, реагировать и жестикулировать, проявляя тем самым интерес) Отражать слова матери, проникнуться-показать, что вам понятны ее чувства, избегать употребления оценивающих слов. Навыки формирования уверенности и оказания поддержки (принимать то что думает и чувствует мать, распознавать и одобрять все то, что мать и ребенок делают правильно, оказывать практическую помощь. Навыки формирования уверенности и оказания поддержки (дать уместную информацию, сделать предложения, пользоваться простым языком). ^ Состояние молочных желез (плоские, втянутые и длинные соски, нагрубание, воспаление, трещины сосков). Роль медсестры палат новорожденных в помощи матери при кормлении детей. Показания для сцеживания грудного молока. Методы стимуляции рефлекса окситоцина. Методы сцеживания грудного молока (руками, молокоотсосом, "теплой бутылочкой"). Причины и профилактика нагрубания молочных желез, лечение нагрубания молочных желез. Техника сцеживания грудного молока руками. Техника массажа спины матери для стимуляции рефлекса окситоцина. ^ Признаки того, что ребенок получил недостаточно молока - достоверные и вероятные, причины. Как помочь матери, ребенок которой получает недостаточно молока. Как помочь матери, считающей, что у нее недостаточно молока. Причины, по которым дети плачут. Помощь семье с ребенком, который много плачет. ^ Причины отказа от груди. Ведение при отказе от груди. Методы кормления низковесных детей. Кормление детей с желтухой. Как помочь матери продолжить грудное вскармливание, если ребенок болен. Объем молока. Расчет количества молока доношенному и недоношенному ребенку по ВОЗ. 3.3.1 Постнатальная адаптация новорожденных. Переходные (пограничные) состояния. Первый туалет новорожденного. Сестринский уход за здоровым ребенком в детском отделении. Противотуберкулезная вакцинация. Особенности адаптации переношенных детей: факторы неблагоприятного воздействия на плод, особенности новорожденного в период адаптации, особенности лечебных мероприятий и ухода. Особенности адаптации новорожденных извлеченных путем операции кесарева сечения: факторы неблагоприятного воздействия на плод, особенности новорожденного в период адаптации, особенности лечебных мероприятий и ухода. Особенности адаптации новорожденных, родившихся от матерей с поздним токсикозом беременных: факторы неблагоприятного воздействия на плод, особенности новорожденного в период адаптации, особенности лечебных мероприятий и ухода. Особенности адаптации новорожденных, родившихся от матерей с сахарным диабетом: факторы неблагоприятного воздействия на плод, особенности новорожденного в период адаптации, особенности лечебных мероприятий и ухода. Пренатальная гипотрофия, причины, клинические проявления, особенности лечебных мероприятий и ухода. Транзиторная потеря массы тела, причины. Отличие физиологической потери массы тела от патологического обезвоживания. Профилактика патологического обезвоживания, роль медицинской сестры. Транзиторные изменения кожных покровов (простая и токсическая эритема, шелушение), причины и роль медицинской сестры палат новорожденных в уходе за ребенком. Гормональный половой криз новорожденных, причины, клинические проявления. Отличие физиологического нагрубания молочных желез от мастита. Особенности ухода за новорожденным ребенком с признаками гормонального полового криза. Роль медицинской сестры палат новорожденных в уходе. ^ Недоношенный ребенок, причины недоношенности, критерии ВОЗ, внешний вид, степени недоношенности. Анатомо-физические особенности дыхательной и сердечно - сосудистой систем недоношенного ребенка. Особенности адаптации и течения переходных состояний (убыль массы тела, желтуха, отеки, гипогликемия). Основные функциональные особенности нервной, мочевыделительной систем у недоношенных детей. Особенности терморегуляции недоношенных, опасность гипо- и гипертермии. ^ Особенности выхаживания недоношенных детей, этапы. Организация работы I этапа в родильном стационаре. Перевод недоношенных на II этап выхаживания. Подготовка ребенка к транспортировке, документация, оснащение, набор для оказания неотложной помощи, методы согревания. Транспортный инкубатор. Роль медицинской сестры при транспортировке недоношенного ребенка. Особенности выхаживания недоношенного ребенка в условиях кувеза (температурный режим, влажность, оксигенация, одежда, положение, кормление). Сроки первого кормления недоношенного ребенка. Определение разового и суточного количества молока. Сравнительная характеристика, показания к кормлению через зонд, через соску, к прикладыванию к груди. Особенности приема преждевременных родов, первого туалета недоношенного в родильном зале. Сроки и особенности перевода и приема недоношенного ребенка в детское отделение. ^ Первый туалет новорожденного ребенка в родильном зале: туалет верхних дыхательных путей, профилактика гонобленореи, обработка пуповины, обработка кожных покровов, антропометрия. Роль медицинской сестры палат новорожденных в осуществлении первого туалета. Юридическое оформление рождения ребенка, документация. Сроки, порядок передачи и приема новорожденного в детское отделение. Регистрация приема. Оценка состояния новорожденного ребенка при приеме в детское отделение. Уход за новорожденным ребенком в детском отделении: вторичная обработка новорожденного ребенка в детском отделении (мытье головы, обработка кожи), утренний туалет (обработка слизистых оболочек, подмывание, взвешивание, термометрия). Роль медицинской сестры палат новорожденных в уходе за ребенком. Уход за новорожденным ребенком в детском отделении: ежедневный туалет на врачебном обходе (обработка кожи и слизистых оболочек, подмывание, обработка пуповины, пупочной ранки). Роль медицинской сестры в осуществлении ежедневного туалета новорожденному ребенку. Вакцинация БЦЖ, ее значение. Противопоказания к противотуберкулезной вакцинации. Требования к качеству вакцины, сроки и условия хранения. Реакция на прививку, сроки появления. ^ Признаки живорожденности. Порядок проведения реанимационных мероприятий при асфиксии новорожденного. Время проведения реанимации. Асфиксия новорожденных, причины, оценка новорожденных по шкале Апгар. Степени тяжести асфиксии. Особенности сестринского ухода за новорожденным, перенесшим асфиксию. Особенности проведения начальных мероприятий новорожденному ребенку в зависимости от характера отошедших вод: порядок проведения и сроки. Роль медсестры в проведении начальных мероприятий. Оценка характера дыхания у новорожденного при рождении, возможные варианты и действия медсестры. Искусственная вентиляция легких, показания, техника проведения, критерии эффективности, возможные осложнения. Оценка частоты сердечных сокращений у новорожденного ребенка; возможные варианты и тактика медсестры. Непрямой массаж сердца, показания, техника проведения, критерии эффективности и возможные осложнения. Лекарственная терапия при проведении реанимационных мероприятий новорожденному ребенку - медикаменты, дозы, порядок, способ и скорость введения, ожидаемый результат. ^ Внутричерепная родовая травма: причины развития, периоды, клинические проявления (изменение мышечного тонуса, рефлексов, крика, глазные симптомы, нарушения акта сосания и глотания, парезы, параличи, состояние швов и родничков черепа). Особенности сестринского ухода за новорожденным с травмой головного мозга. Травма спинного мозга у новорожденного ребенка: причины развития, основные симптомы. Профилактика и особенности режима, ухода, укладки, вскармливания, основы лечения новорожденных с травмой спинного мозга. Родовые повреждения: родовая опухоль, кефалогематома (причины, клинические симптомы). Особенности ухода за новорожденными с родовыми повреждениями. Родовые повреждения: переломы ключицы, плечевой и бедренной кости (причины, клинические симптомы). Особенности ухода за новорожденными с родовыми повреждениями. ^ Гемолитическая болезнь новорожденных, причины, клинические проявления. Особенности режима, сестринского ухода, вскармливания, принципы лечения новорожденных с гемолитической болезнью. Тактика медсестры при появлении желтушного окрашивания кожи у новорожденного ребенка. Геморрагическая болезнь новорожденных, причины, симптомы, профилактика. Особенности режима, сестринского ухода, вскармливания, принципы лечения новорожденных с геморрагической болезнью. Тактика медсестры при выявлении начальных признаков геморрагической болезни. Анемия новорожденных, причины, симптомы, профилактика. Особенности режима, сестринского ухода, вскармливания, принципы лечения новорожденных с анемией. ^ Заболевания кожи бактериальной этиологии (везикулопустулез, эпидемическая пузырчатка, псевдофурункулез, флегмона новорожденных), причины, клинические проявления. Роль медицинской сестры в профилактике этих заболеваний. Заболевание кожи небактериальной этиологии (пигментные пятна, гемангиомы, лимфангеомы, потница, опрелости), причины, клинические проявления. Роль медицинской сестры палат новорожденных в профилактике этих заболеваний. Особенности сестринского ухода за детьми с этими заболеваниями. Заболевания слизистой оболочки глаз (коньюктивит, дакриоцистит, гонобленоррея), причины и клинические проявления. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний слизистой оболочки глаз у новорожденных. Тактика медицинской сестры при выявлении и особенности ухода за детьми с этими заболеваниями Заболевания слизистой оболочки рта (молочница, стоматит), причины и клинические проявления. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний слизистой оболочки рта у новорожденного ребенка. Тактика медицинской сестры при выявлении и особенности ухода за новорожденными с этими заболеваниями Эмбриональная грыжа пупочного канатика, причины, клинические проявления. Тактика медицинской сестры при выявлении у новорожденного ребенка эмбриональной грыжи пупочного канатика и особенности сестринского ухода за ребенком при этом заболевании. Омфалит, причины, клинические проявления, роль медицинской сестры в профилактике. Тактика медицинской сестры роддома при выявлении у новорожденного ребенка омфалита, особенности сестринского ухода и принципы лечения. ^ Во время пеленания ребенка 5 суток на коже внизу живота Вы заметили гнойничок 0,8x0,8 см с дряблыми стенками и гнойным содержимым. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. ^ Во время пеленания ребенка 2 суток на коже ладоней и стоп вы заметили большие гнойнички размером 0,5x0,5 см. с дряблыми стенками. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. ^ Во время пеленания ребенка 4 суток Вы заметили у него гиперемию ягодиц и паховых складок. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. ^ Ребенку 5-6 суток, пупочная ранка широкая, отделяемое скудное, серозного характера. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. ^ Ребенку 1-е сутки. Во время пеленания Вы обнаружили гноетечение из обоих глаз, отечность и гиперемию век. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. ^ Ребенку 3-е сутки, Вы обнаружили гноетечение из правого глаза, отечность и гиперемию его век. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. ^ Во время пеленания ребенка 5 суток Вы обнаружили одностороннее нагрубание правой молочной железы, гиперемию и повышения температуры кожи над ней. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. Ситуационная задача. Летом во время пеленания ребенка 5 суток Вы заметили на коже груди у него мелкоточечную сыпь. Сестринский диагноз. План и реализация ухода. ^ Во время пеленания ребенка 4 суток на коже вокруг пупка, на предплечьях, на ладонях вы обнаружили гнойнички размерами 0,2x0,2 см. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено. Составьте план ухода. Гонококковая инфекция у новорожденного, симптомы, особенности выполнения не медикаментозной помощи согласно протокола ведения больных. Гонококковая инфекция. ^ Внутриутробные инфекции, причины, пути передачи, основные признаки внутриутробного инфицирования. Тактика медицинской сестры роддома при выявлении у новорожденного ребенка признаков внутриутробного инфицирования. Особенности сестринского ухода, принципы лечения. Современная этиология, источники и пути проникновения инфекции в организм новорожденных. Особенности течения гнойно-септических заболеваний у новорожденных на современном этапе. Ранние клинические симптомы токсикозов у новорожденных детей. Общая характеристика, кардинальные симптомы, принципы лечения, профилактика внутриутробных инфекций. Методы лабораторной диагностики, правила забора материала для исследования. Ранние клинические симптомы сепсиса. Тактика медсестры при подозрении на развитие у новорожденного гнойно-воспалительных заболеваний. Сифилис врожденный, источник, клиника (сифилис плода, ранний и поздний врожденный), профилактика анте- и постнатальная, согласно протокола ведения больных. Сифилис. ^ Синдром дыхательных расстройств, причины клинические проявления. Шкала Сильвермана - Андерсена, Довнеса. Особенности сестринского ухода, вскармливания новорожденных с синдромом дыхательных расстройств. Пневмопатии, основные виды (ателектазы легких, болезнь гиалиновых мембран, отечно - геморрагический синдром, аспирация мекония), клинические проявления. Особенности режима, ухода, вскармливания, принципы лечения новорожденных с пневмопатиями. Применение спонтанного дыхания с постоянным положительным давлением в дыхательных путях (СДППД) в лечении пневмопатий. Способы проведения, режимы, общий уход за ребенком при проведении СДППД. Ринит новорожденных, причины, клинические проявления. Тактика медсестры при подозрении на развитие или выявлении у ребенка ринита. Особенности режима, ухода, вскармливания, принципы лечения новорожденных с ринитом. Профилактика возникновения ринита. Острая респираторно - вирусная инфекция у новорожденного ребенка, причины, клинические проявления. Тактика медсестры при подозрении на развитие или выявлении у ребенка ОРВИ. Особенности сестринского ухода, вскармливания, принципы лечения новорожденных с ОРВИ. Профилактика возникновения ОРВИ у новорожденных. Пневмонии внутриутробные и постнатальные, причины, ранние симптомы, особенности клинического течения у новорожденных. Тактика медсестры при подозрении на развитие или выявлении у ребенка пневмонии. Особенности режима, ухода, вскармливания, принципы лечения новорожденных с пневмониями. Профилактика возникновения пневмоний у новорожденного ребенка. ^ Врожденные пороки сердца у новорожденного ребенка, причины, основные клинические проявления. Особенности режима, ухода, вскармливания новорожденных детей с врожденными пороками сердца. Профилактика возникновения врожденных пороков сердца. Пороки развития ротовой полости (незаращение верхней губы, твердого неба, короткая уздечка языка, синдром Пьера Робена): диагностика, особенности ухода, вскармливания, принципы лечения, профилактика осложнений. Острая почечная недостаточность у новорожденных: причины, клинические симптомы, особенности режима, ухода за больными, вскармливания, принципы лечения. Пороки развития органов мочеполовой системы (атрезия уретры, эписпадия, гипоспадия, водянка яичка, гермафродитизм), диагностика, особенности ухода и принципы лечения. ^ Наследственные заболевания, проявляющиеся в периоде новорожденности (синдром Дауна, галактоземия, фенилкетонурия), причины, клинические симптомы. Значение проведения скрининга на наследственные заболевания обмена веществ. Особенности сестринского ухо да за этими детьми. Особенности ухода и принципы лечения новорожденных с пороками развития ротовой полости. Профилактика и особенности ухода за новорожденными с наследственными заболеваниями. Особенности ухода, принципы лечения новорожденных с пороками развития органов мочеполовой системы. Пороки развития центральной нервной системы (анэнцефалия, микроцефалия, гидроцефалия, спинномозговая грыжа), особенности сестринского ухода. Врожденная кривошея, врожденная косолапость сестринский уход, укладка, принципы лечения. Дисплазия тазобедренного сустава, врожденный вывих бедра. |