|
Скачать 0.8 Mb.
|
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ 2003 Рабочая группа: 1. Глазунов И.С. – Государственный научно-исследовательский центрпрофилактической медицины МЗ РФ, г. Москва2. Демин А. К. – Российская ассоциация общественного здоровья, Москва. 3. Евстифеева Г.Ю. – Оренбургская государственная медицинская академия,г. Оренбург 4. Кришталь Т.Ю. – Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования, г. Санкт-Петербург 5. Лебедькова С. Е. – Оренбургская государственная медицинская академия, г. Оренбург 6. Медведев В.П. – Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования, г. Санкт-Петербург ^ профилактической медицины МЗ РФ, г. Москва, руководитель рабочей группы8. Самошкина Л.К. – Департамент здравоохранения Тверской обл., г. Тверь ^ профилактической медицины МЗ РФ, г. Москва 10. Хижнякова Е.В. – Центр региональной политики развития образования РАО, г. Москва СОДЕРЖАНИЕ Резюме……………………………………………………………………………………..4 Предисловие………………………………………………………………………………8
школьного возраста. 1.1 Состояние здоровья детей школьного возраста в России……………….. .9
учащихся, основанных на зарубежных и отечественных разработках……….14 II.План действий по разработке региональных программ укрепления здоровья детей 2.1 Анализ ситуации, оценка потребностей……………..………………………21 2.2 Особенности программ укрепления здоровья для школьников. Образовательное пространство. Основные направления работы……………..24 2.3 Построение коалиции, партнерства, роль СМИ и маркетинг в программах по укреплению здоровья школьников……………………………26 2.4. Законодательство и административные постановления…………………..33 2.5 Роль служб здравоохранения в программах по укреплению здоровья школьников………………………………………………………….. .35
за проведение программ по укреплению здоровья детей………………………38
2.8 Возможные источники финансирования программ……………………….45 2.9 Мероприятия, возможные на национальном уровне………………………47 III Заключение………………………………………………………………….. 50 Указатель литературы………………………………………………………… . 52 Приложение………………………………………………………………………53 Резюме Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. По данным различных исследований состояние здоровья в первую очередь определяется физической и социальной средой, образом жизни и в меньшей степени зависит от здравоохранения. В предлагаемом руководстве, предназначенном для разработки региональных программ укрепления здоровья детей школьного возраста, описаны основные направления действий. Руководство разработано межрегиональной группой представителей Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ РФ, Оренбургской государственной медицинской академии, Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, департамента здравоохранения Тверской области, Российской ассоциации общественного здоровья и Центра региональной политики развития образования РАО. Руководство состоит из двух частей. Первая из них содержит краткий обзор сложившейся ситуации в области здоровья детей школьного возраста и ряд программ, ставящих своей целью укрепление здоровья детского населения. При изучении состояния здоровья школьников отмечается высокое распространение поведенческих факторов риска, таких как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, низкая физическая активность, нерациональное питание. Зафиксирована достоверная зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок, от несбалансированного питания и распространенности других факторов риска в школьной среде, консервативных форм и методов физического воспитания. В России уже накоплен определенный опыт проведения программ, направленных на укрепление здоровья детей. Это, в частности, программа укрепления здоровья детей CINDI — дети — Россия, Международный проект Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Школы укрепления здоровья» (ШУЗ), проект «Классы, свободные от курения» и ряд других. Краткий обзор этих программ представлен в руководстве. Вторая часть руководства посвящена собственно рекомендациям в области разработки и реализации программ по укреплению здоровья. ^ должна стать обязательным первоначальным шагом при планировании программ по укреплению здоровья. Анализ ситуации и изучение потребностей включает в себя: анализ данных официальной медицинской статистики, изучение опыта проведения профилактических программ и эпидемиологических исследований среди школьников, оценку способности и возможности имеющихся структур и людей осуществлять программу укрепления здоровья школьников, оценку образа жизни детей школьного возраста. За оценкой потребностей должно следовать определение приоритетных направлений, разработка плана мероприятий по реализации программы с учетом имеющихся ресурсов (финансовых, людских, технических, организационных и т.д.) При разработке программ укрепления здоровья школьников важно использовать информацию о таких программах, привлекать к участию в организационном и образовательном процессе специалистов (медиков, психологов и т.д.), а также родительскую общественность, активизировать детей для самостоятельных проектных работ в области укрепления здоровья. Необходимо также учитывать социально-психологические различия детей разных образовательных ступеней. Комплексная политика профилактики среди детей и подростков, где имеется специфика в выработке стратегий, возможна при участии различных так или иначе заинтересованных и вовлеченных в ее реализацию структур и ведомств, которые в этом случае формируют коалицию (внутри - и межсекторальную) и становятся партнерами. Такую коалицию должны составлять как медицинские (службы здравоохранения), так и немедицинские структуры разного уровня (образование, социальная защита, административные, финансовые и торговые структуры, средства массовой информации, общественные организации и др.). Для того чтобы это взаимодействие на межсекторальном уровне было наиболее эффективно, необходимо создание координационного совета. При этом важно, чтобы в этот совет вошли лица, которые могли бы реально влиять на процессы и на воплощение принимаемых решений. Одним из важных партнеров в коалиции являются средства массовой информации, которым отводится важная роль при разработке стратегии образования населения. Их основной задачей, наряду с информированием по вопросам здоровья, является популяризация здорового образа жизни в подростковой среде. Как всякая программа, проводимая среди населения, программа укрепления здоровья детей для своего продвижения и распространения нуждается в разъяснении, убеждении людей. Это достигается путем маркетирования, которое в данном контексте преследует цель создать социальные нормы, способствующие укреплению здоровья (социальное маркетирование), а также убеждение партнеров, участников программы в необходимости ее осуществления (корпоративное маркетирование). Укрепление здоровья детей требует согласованных решений органов управления федерального, областного и муниципального уровней. Это предполагает как ревизию существующей законодательной базы, так и принятие новых постановлений в соответствии с потребностями укрепления здоровья детей. Представители службы здравоохранения и, в первую очередь, центров медицинской профилактики и госсанэпиднадзора, должны принимать активное участие в обсуждении проектов решений, прямо или косвенно влияющих на здоровье детей, вместе с представителями системы образования, предприятиями, производящими продукты питания, налоговыми органами, транспортом, милицией и пр. Большое значение имеет разработка законодательства об организационных преобразованиях в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб. В документе представлены рекомендации о роли различных медицинских служб в программах по укреплению здоровья школьников. В общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях важно поддержать введение должности завуча по медико-социальным проблемам или привлечение к программе по здоровью учащихся завуча по внеклассной работе. В сельской местности работа по формированию здоровья школьников должна выполняться, в основном, фельдшерами (медицинскими сестрами) школ, которые должны работать в тесном контакте не только с детьми, но и с педагогами и родителями, обучая их вопросам профилактики поведенческих факторов риска. Детская поликлиника отвечает в городе за здоровье школьников и может выполнять функции координатора работы между медицинскими, санитарно-противоэпидемическими и образовательными службами. Центр медицинской профилактики должен разрабатывать методологию и программы профилактики факторов риска и укрепления здоровья для школьников, проводить тренинги для школьников и молодежи. Центр медицинской профилактики, также как и санитарно-противоэпидемическая служба может взять на себя мониторинг распространенности факторов риска для разных возрастных групп и административных территорий и оценивать их влияние на основные показатели здоровья и заболеваемости детей. В наркологических диспансерах необходимо выделение отделения для детей и подростков, осуществляющего профилактическую работу с этим контингентом ^ также является необходимым компонентом для успешной реализации этих программ. Для планирования обучающего курса, прежде всего, необходимо выяснить круг лиц, ответственных за проведение программы по укреплению здоровья школьников, и уровень участия других партнеров. Важно мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков школьникам, а также освоение различных методик проведения занятий (фокус-группы, мозговой штурм, тренинг, интерактивное обучение). Разрабатывая программы по укреплению здоровья, необходимо проводить оценку этих программ. Оценка программ может проводиться как по конечным результатам, например, снижение заболеваемости, распространенности факторов риска, так и по промежуточным показателям, например создание коалиции, разработка образовательных программ, что позволяет определять и решать проблемы, возникающие в ходе реализации программы. В руководстве рассмотрены возможные источники финансирования для реализации проектов профилактической направленности: государственное и целевое финансирование, грантовая и спонсорская поддержка, а также частные фонды. В руководстве также представлены возможные мероприятия по укреплению здоровья школьников на национальном уровне. Предисловие Установлена достоверная зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от несбалансированного питания, курения, употребления спиртных напитков, наркотиков и других факторов риска в школьной среде; консервативных форм и методов физического воспитания, от объема и интенсивности учебных нагрузок. И это притом что, по данным различных исследований, состояние здоровья в первую очередь определяется средой и образом жизни, и только на 10–15% зависит от медицинских служб. К настоящему времени накоплены данные о неблагополучной ситуации с детским здоровьем по России. Основным направлением программ укрепления здоровья по отношению к детскому контингенту должно стать создание профилактических программ, способствующих изменению форм и способов жизни. В настоящее время основным направлением в области профилактики видится работа со всеми детьми, с целью формирования у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни. Особую роль в рамках проблемы сохранения детского здоровья играет система образования, поскольку она является главным каналом воздействия на массовый, организованный в ее рамках детский контингент. Образование является социальным институтом, оказывающим формирующее влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека. Именно на образовании лежат важнейшие функции передачи знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения. Профилактические программы в образовании призваны выполнять важную социализационную, воспитательную функцию. Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, противоправному поведению, мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни. К сожалению, в настоящее время можно констатировать ослабление социализационного потенциала школы, недостаточность адекватных образовательно-воспитательных технологий, направленных на организацию жизнедеятельности детей, формирование у них ценности и навыков здорового образа жизни. Эта ситуация предъявляет особые требования к профилактическим программам, реализуемым в образовании. ^ Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми. Раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно. Это связано с тем, что поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление носит непостоянный характер, когда еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. Доказано, что уже в этом возрасте формируются факторы риска атеросклероза, артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную заболеваемость и смертность взрослого, особенно мужского населения (1). Распространенность курения в популяции школьников, по данным эпидемиологических исследований, высока. В последнее десятилетие стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Исследование, проведенное в рамках программы CINDI-children (2) показало, что распространенность курения среди старшеклассников составила в среднем 18 % (критерий — 1 и более сигарет в неделю), хотя данные по городам значительно отличаются. (Рис. 1) По данным исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков в 9 городах Подмосковья, распространенность курения еще более высока: ежедневно курят 32,7% мальчиков и 21,6 % девочек (3). По данным исследования, проведенного Российской ассоциацией общественного здоровья (РАОЗ), в 10 городах в 5–8 классах не курят 70% школьников и 45% старшеклассников, остальные курят с разной частотой и интенсивностью (4). Р ![]() ис. 1 Распространенность курения (8-11 классы) По данным Госкомстата России, за 1990-е годы частота смертельных исходов в результате алкогольных отравлений детей в возрасте 10–14 возросла в 3 раза, убийств — в 1,5 раза. Употребление спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 78–91% (Рис. 2) . Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды (2). Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек (3). Р ![]() ис. 2 Пробовали ли Вы когда – нибудь алкогольные напитки? В стране существенно увеличилось число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в Архангельской области, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества (5). При опросе городских школьников Подмосковья пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7,0% девочек (3). Важным прогностическим признаком является отношение детей к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5–7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% — к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя — только для 47%. (2). При этом алкоголь гораздо более опасен для нарушения поведения, чем курение. (Табл.1) Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения. Табл. 1 Отношение старшеклассников к факторам риска и девиантным формам поведения («фактор неприемлемости»)
Следует обратить внимание, что только употребление наркотиков является неприемлемым фактором для большинства подростков. А такой фактор как раннее начало половой жизни приравнивается по уровню неприемлемости к бессодержательному времяпрепровождению, т.е. большинство подростков считает, что нет ничего плохого в раннем начале половой жизни. Такое отношение требует развития специальных программ по профилактике ранней беременности и ИППП. Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» —одна из важных проблем современной профилактической медицины. По данным исследования CINDI-children (2) в 2000 г. в 8 городах России большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании (4) установлено, что только 30% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый пятый занимается в спортивной секции или кружках. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности вплоть до «гипокинетоза». Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, дислипидемий, артериальной гипертензии, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Тревожен тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в школе 23%детей только завтракают, 14% только обедают, лишь 6% завтракают и обедают.(6) . По данным другого исследования (2), более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых. В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50% (7). При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара, и низкое потребление белка. Питание мальчиков по сравнению с девочками отличалось большим потреблением белка, общего жира, насыщенных жирных кислот, крахмала, сахара и более высокой суточной калорийностью пищи. В популяции школьников распространенность дислипидемий составляет 26,2% (8). В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы (2). Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям. Артериальная гипертензия (АГ) и атеросклеротическое поражение магистральных сосудов остаются серьезной проблемой здравоохранения большинства стран, в том числе и России. Официальные данные государственной статистики здоровья свидетельствуют об очень низкой заболеваемости детей артериальной гипертонией, хотя, по данным эпидемиологических исследований, 1/5 часть популяции детей школьного возраста имеет показатели АД выше максимальных пороговых величин (8). Десятилетнее проспективное исследование по эпидемиологии ювенильной АГ показало большое значение для ее прогноза исходного уровня АД, частоты его измерения, величины массы тела и ее прироста, семейного анамнеза. Проведенная профилактика повышенного давления оказалась эффективной, в большей степени у мальчиков. (1) За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения и т.п. (5). Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний у обучающихся в школах с повышенными нагрузками, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 и более раз), чем среди учащихся массовых школ (9). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в настоящее время можно решить только путем создания интегральной профилактической программы, направленной на изменение поведенческих навыков, школьной среды и медицинского обслуживания в школе, что в свою очередь требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, школьников и педагогов. ^ В настоящее время в России накоплен определенный опыт проведения программ, направленных на укрепление здоровья детей. Часть этих программ представляют адаптированные версии зарубежных проектов, куда привнесен отечественный опыт и учтены региональные особенности, что способствует более успешному внедрению. Ниже представлены некоторые программы, которые реализуются в России. ^ Эта программа является частью международной программы CINDI —общенациональной интегрированной программы профилактики неинфекционных заболеваний. Цель программы: укрепление здоровья детей и подростков (7–17 лет) и профилактика заболеваний посредством проведения интегрированной, основанной на сотрудничестве партнеров, программы через развитие образовательного компонента. В основу программы положен единый протокол ВОЗ — Healthy Children in Healthy Families (Здоровые дети в здоровых семьях). Проект ориентирован на внедрение профилактических программ в школах и привлечение к сотрудничеству учащихся, родителей и педагогов. Приоритетные направления: профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), здоровое питание, физическое воспитание, репродуктивное здоровье. Вмешательство осуществляется через несколько возможных каналов: родители, учителя, специалисты, посредством самообучения и с привлечением СМИ. В Москве, как Координационном центре, проходила разработка методологии программ для последующей диссеминации ее по регионам с учетом возможного финансирования программ, исходя из местного бюджета. Разработка программы осуществлялась под эгидой ВОЗ. В программе участвуют 8 российских регионов (Москва, Новосибирск, Оренбург, Уфа, Тверь, Томск, Челябинск, Электросталь). Результаты работы:
Это в значительной степени способствует внедрению в практику различных проектов и модулей программы в регионах.
Координационный центр: Москва, ГНИЦ ПМ МЗ РФ, e-mail: [email protected] Международный проект Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Школы укрепления здоровья» (ШУЗ) развивает комплексный подход к управлению факторами, определяющими здоровье учащихся. Успешный опыт программ на международном уровне имеется в ряде стран: Швеции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии и других.Цель проекта – обеспечение здорового образа жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Стратегия ШУЗ основана на поиске эффективных форм сотрудничества различных ведомственных структур, в частности, здравоохранения и образования, общественных структур и родителей. Она направлена на объединение их усилий для реализации целей укрепления здоровья участников образовательного процесса. Российская Федерация вступила в сеть ШУЗ в 1994 г. На данный момент членами сети являются 637 образовательных учреждений из 11 регионов России. Используя единую методологию, каждая конкретная школа разрабатывает и реализует собственную отдельную программу ЗОЖ, применительно к тем реальным условиям, в которых работает школа минимум на 3 года. Пример. За два года в Вологде были получены следующие результаты: Создана межведомственная коалиция, не произошло возрастание числа курящих в 5-7 классах., повысился уровень знаний участников программы о здоровом образе жизни, изменились взаимоотношения между учениками, учителями, родителями. Результаты ШУЗ в России (сообщение проф. В.Р Кучмы, Директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.) Создан Национальный центр поддержки проекта «Европейская сеть школ укрепления здоровья», который реализует следующие программы. а) Для учащихся старших классов ежемесячно выпускается бесплатный журнал «Новости о себе». Журнал освещает проблемы укрепления здоровья, профилактики заболеваний, здорового образа жизни. б) «Здоровье школьника», в рамках которой специалистами проводятся циклы лекций для школьников и родителей («Гигиена тела», «Основы рационального питания», «Инфекционные заболевания, передающиеся половым путем», «Профилактика возникновения нарушений зрения». Такие программы успешно развиваются в Москве и Санкт-Петербурге. в) По горячей линии подростки получают телефонные консультации по вопросам профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. г) Выпуск и распространение в школах буклетов, пропагандирующих здоровый образ жизни. д) Для педиатров и врачей-гигиенистов готовится и рассылается «Вестник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН» с материалами о последних разработках в области гигиены, питания детей, профилактике заболеваний, информацией о съездах и конференциях, о фармацевтических препаратах и медицинской технике. Ежегодно Центр оказывает информационно-консультационные услуги 20 тыс. медицинских работников, 15 тыс. семей, 100 тыс. школьников. Веб-сайт проекта: http://www.niigd.ru ^ Соревнование «Классы, свободные от курения» (Smokefree Classes) проводится в Финляндии ежегодно с 1989 года. В странах Европы (Англия, Дания, Германия, Франция, Испания, Италия и др.) этот проект реализуется с 1997 года. С 1998 г. проект реализуется в школах Санкт-Петербурга. Соревнование проводится по единому протоколу. Общее количество школ, принявших участие в соревновании в 1999 г., — около 10500 . Цель проекта: Предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения подростков; развить умение учащихся принимать свои собственные решения и сопротивляться социальному давлению, помогая подросткам видеть преимущества отказа от курения. В соревновании принимают участие учащиеся 7-х и 8-х классов. Эта группа подростков является наиболее угрожаемой в отношении начала курения. Класс совместно принимает решение быть некурящим в течение 6 месяцев, включая время, проведенное в школе и вне ее. Еженедельно осуществляется контроль выполнения этого требования. В конце соревнования подводятся итоги и проводится лотерея с розыгрышем призов. Оценка программы. В каждой стране вырабатывались свои критерии оценки программы. Например, в Финляндии и Италии к концу соревнования весь класс должен быть некурящим; в Германии, России (Санкт-Петербург) – не менее 90% учащихся не должны курить. Проведение соревнования имеет небольшие различия в разных странах. В каждой стране свои национальные призы и, помимо них, разыгрывается один международный приз. Ученики имеют возможность устанавливать международные контакты через Интернет с другими школьниками, участвующими в соревновании. ^ Учебная программа состоит из 5 разделов: пропаганда здорового питания, профилактика курения, профилактика алкоголизма и наркомании, сексуальность человека и профилактика СПИДа. По каждому разделу подготовлены методические пособия, рассчитанные на преподавателей, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Каждое пособие имеет четкую структуру: информация для преподавателя, работа с родителями, работа с общественностью, поурочные планы и виды работ. Программа активно внедряется в 4 регионах России: Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород. ^ Она является адаптированной программой организации «Life skills international».Основная цель программы: помочь молодым людям приобрести навыки, необходимые, чтобы лучше понимать себя, сделать положительный здоровый выбор в жизни, уметь формировать стратегию поведения и принимать решения в соответствии с социальными и культурными требованиями. ^ При проведении занятий используются разные формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», мини-лекции, ролевая игра, упражнения-активаторы. Проект базируется на ряде экспериментальных программ, решающих задачи обучения жизненным навыкам: «Мой выбор» для учащихся 8–9-х классов, «Полезные привычки», «Полезные навыки» для учащихся 1–7 классов (проект «Хоуп») и программа «Здоровье» для 1–11 классов. Схема распространения программ отработана в рамках реализуемого с 1997 г. в партнерстве с Министерством образования РФ международного проекта «Хоуп»: Министерство образования информирует регионы о проекте, его содержательном наполнении и собирает заявки от желающих его реализовать. Российские разработчики проводят выездные семинары, обучая группы специалистов в регионах и обеспечивая их полным методическим и дидактическим комплектом. Оценка программы проводится по следующим критериям: Изменение в политике учреждения, региона в отношении профилактики факторов риска среди подростков и молодежи; сформитрованность социальных установок у учащихся, динамика поведенческих факторов риска. ^
Цель программы: формирование навыков здорового образа жизни путем повышения информированности по вопросам гигиены. Методика: проведение уроков гигиены для учащихся 7-х и 9-х классов.
Цель проекта: способствовать улучшению репродуктивного здоровья подростков и качества их жизни посредством предоставления им необходимой информации по репродуктивному здоровью и здоровому образу жизни.
Цель проекта: улучшение работы в области полового воспитания и охраны репродуктивного здоровья подростков в 6 городах Северо-западного региона России (Москва, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Новгород).
Проект ведется в 7 регионах России (Москва, Барнаул, Екатеринбург, Калининград, Томск, Ставрополь). ^ Программа разработана авторским коллективом Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования.Программа проводится более чем в 250 школах России и состоит из различных модулей: "Самопознание через чувство и образ", « Школа здорового питания», "Ослепительная улыбка на всю жизнь", «Безопасность детей на дорогах», «Поведение в экстремальных ситуациях». Программа реализуется на уровне решения региональных управлений образования и поэтапного внедрения во все образовательные учреждения регионов. На сегодняшний день такое внедрение осуществляется в отдельных регионах Тюмени, Республики Татарстан, Ленинском районе Московской области, Центральном и Южном округах г. Москвы. Внедрение программ финансируется территориальными управлениями образования и родителями. ^ Разработан Центром региональной политики развития образования при Российской академии образования совместно с ГНИЦ ПМ МЗ РФ под эгидой ЮНИСЕФ. Цель программы: Создание комплексной модели здоровой и дружественной школы, базирующейся на соответствующей социальной инфраструктуре территориального (муниципального) типа, и объединяющая образовательные, медицинские и административно-управленческие формы работы. Используемые технологии:
Общая схема деятельности:
Результаты:
Несмотря на то, что основной целью представленных выше профилактических программ является укрепление здоровья подростков, привитие им навыков здорового образа жизни, каждая из программ имеет определенную направленность. Выбор программы может зависеть от того, какую задачу ставят перед собой лица, ответственные за принятие решений в области укрепления здоровья детей, решение какой проблемы они считают приоритетной в этой сфере на данный момент. ^ Программы профилактики и укрепления здоровья успешно развиваются там, где их планирование, разработка и проведение базируются на данных оценки существующей практики и потребностей людей, т.е. основаны на социальном заказе общества. Анализ ситуации и изучение нужд включает:
Часто предлагаемые программы по укреплению здоровья школьников в процессе внедрения оказываются малоэффективными и не приносят ожидаемого результата. Это связано с тем, что при разработке программ администрацией или научно- исследовательскими центрами не учитывались интересы и потребности фокусной группы, на которую направлена данная программа, не была изучена существующая ситуация в школах. Исследование позволит выяснить отношение школьников, родителей, учителей, администрации школы к различным аспектам профилактики и укрепления здоровья, объективно подать информацию, а также вовремя провести коррекцию программы по укреплению здоровья школьников в соответствии с их интересами и потребностями, правильно оценить ход реализации программы. Пример. В 2000–2001 гг. в 8 регионах России (Москва, Новосибирск, Оренбург, Тверь, Питкяранта, Томск, Уфа, Электросталь) было проведено исследование по оценке существующей ситуации и потребностей в области укрепления здоровья и социальной безопасности школьников по единой стандартной методике. Исследование проводилось среди учащихся 1–11 классов, родителей, учителей. Были разработаны унифицированные анкеты для каждой фокус-группы, создана единая база данных в г. Оренбурге. Это позволило на первом этапе работы выявить разницу в исходной ситуации и в результате внести коррективы в региональные программы. (Исследование по программе CINDI-Children) Полученные данные показали, что на внедрение одинаковой программы укрепления здоровья в разных регионах потребуется разное время. Для того, чтобы повлиять на образ жизни школьников, необходимо получить следующую информацию:
Пример. При опросе учащихся 5–7 классов в 8 регионах России выяснилось, что наиболее интересными темами являются физическая активность, правильное питание, тема сексуальных отношений занимает последнее место; но при опросе 8-11 классов тема сексуальных отношений вышла на первое место почти во всех регионах. (2) Выяснение ряда интересных для каждой возрастной группы школьников тем поможет правильно спланировать программу вмешательства с учетом возраста.
Пример. Почти во всех регионах две трети школьников 5–11 классов, 92% родителей и 88% учителей считают, что программа здорового образа жизни в школе необходима. Школьники во всех регионах хотят получать информацию в первую очередь от специалистов и родителей и в последнюю очередь — от учителей. Сравнение результатов по регионам показало, что в Оренбурге готовность к проведению программ по укреплению здоровья среди школьников, родителей, учителей наиболее высока, наименьшая готовность — в Твери: у школьников 5-7классов отсутствует мотивация на здоровый образ жизни. (2)
Пример. Опрос показал, что старшеклассники не готовы соотнести определенные опасности (употребление наркотиков, алкоголя, беременность) непосредственно с собой; родители оценивают высокую вероятность опасностей для школьников в целом, но для своего ребенка считают вероятность попасть в опасную ситуацию небольшой; учителя наиболее критично оценивают вероятность попадания старшеклассников в различные опасные ситуации. (2)
Источниками получения информации служат документы статистической отчетности, медицинские карты, результаты профилактических осмотров, данные о пропусках занятий по болезни и другие показатели статистики.
Оценка нужд и ситуации позволит определить основные цели программы, адресованные каждой возрастной группе школьников, приоритетные направления, разработать план мероприятий по реализации программы с учетом имеющихся ресурсов (финансовых, людских, технических, организационных и т.д.) При организации исследования по оценке ситуации и нужд в области укрепления здоровья школьников следует помнить, что полученные исходные данные будут использоваться в дальнейшем для оценки процессов (оценка динамики развития проекта) и оценки конечных результатов проекта (глава 2.7). ^ Понимание значимости проблемы детского здоровья, формирования здорового образа жизни в образовании носит уже всеобщий характер. В России за последние годы накоплен важный опыт работы с этой проблемой на разных экспериментальных площадках как в сфере образования, так и в области здравоохранения и административного управления. Однако развитие профилактических программ позволяет более точно сформулировать особенности программ укрепления здоровья школьников и сформулировать требования к ним.
Таким образом, эффективные профилактические программы силами образования должны давать возможность как для влияния на осознание детьми и подростками ситуации, на выбор адекватных жизненных решений, так и для координации усилий всех, заинтересованных в решении проблемы детского здоровья. Основные направления работы:
3. Необходимо определить задачи, темы проектов, имеющих отношение к проблематике здоровья; выработать стандарт обсуждения результатов проекта с включением широкого круга участников; задействовать механизмы школьного самоуправления, ресурсы форм дополнительного образования. 4. Важно организовать самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность детей. 5. Развить практику интегрированных предметов (для старшей школы): химия, математика, русский язык и пр. — сквозная тема по здоровью и образу жизни. Разработка и внедрение учебно-методических материалов разного типа, адресованных разным контингентам (родители, специалисты различного профиля, педагоги, администраторы, дети): теоретические разработки, методические пособия, сборники задач, программы, нормативные документы и пр. 6. Создание информационного пространства для детей и их семей (в том числе — участие разного типа СМИ), имеющего как ориентационную функцию («куда обратиться»), так и образовательно-ценностную (демонстрация образцов здорового и полноценного, успешного образа жизни). 7. Формирование системы изменения педагогического профессионализма и повышения квалификации, предполагающей ориентацию на ценности здоровья и способность гибкого реагирования на связанные с ним факторы (учет состояния учащихся, дифференцированный подход, сценирование занятий, пр.). Должна включать как элементы обучения, так и теоретического осмысления нового опыта. 8. Исследование возможности и включение региональной специфики (климатической, культурной, пр.) в профилактические образовательные программы. ^ Комплексная политика укрепления здоровья детей и подростков возможна только при участии различных, так или иначе заинтересованных и вовлеченных в ее реализацию общественных структур и ведомств, как медицинских — службы здравоохранения, так и немедицинских — образование, социальная защита, административные, финансовые и торговые структуры, средства массовой информации, общественные организации и др., которые в этом случае формируют коалицию и становятся партнерами. Политика укрепления здоровья призвана не столько выявлять проблемы, сколько находить пути их решения. Поэтому партнеры должны выработать консенсус, прийти к общему соглашению о том, каковы должны быть их действия при решении проблем. Очевидно, что у каждого из партнеров могут быть собственные интересы. Однако это не должно мешать им действовать сообща и вносить вклад в решение общей проблемы, преследуя как общий, так и частный интерес. Постановка цели и выбор стратегии При создании коалиции (и внутри- и межсекторальной) очень важно сформулировать единую общую цель, основанную на определении проблемы, а также обозначить приоритеты и основные стратегии для ее достижения. Необходимость в выборе приоритетов диктуется, в основном, ресурсами, как кадровыми, так и финансовыми. Поэтому в любой профилактической программе выделяются приоритетные направления, на которых будут сфокусированы усилия, а также определяются стратегии и конкретные пути реализации программы. Школа в программах укрепления здоровья имеет первостепенное значение и как социальная и физическая среда, и как образовательное пространство, и как поле развития практических навыков здорового образа жизни. ^ При формировании коалиционных связей важное место отводится налаживанию внутрисекторального сотрудничества, т.е. поиска партнеров внутри одной службы или структуры. Так, в секторе здравоохранения такими партнерами могут явиться Министерство здравоохранения, региональные департаменты здравоохранения, центры профилактической медицины и госсанэпиднадзора, научные и лечебные учреждения. Межсекторальное сотрудничество предполагает контакты между различными общественными структурами. Пример. При реализации проекта «Укрепление здоровья подростков в Центральном административном округе (ЦАО) г. Москвы» потребовалось взаимодействие управления образования ЦАО, администрации школы, территориального управления, педагогических коллективов, УВД ЦАО, досуговых учреждений, а также непосредственно с учащихся и их родителей. При этом в секторе здравоохранения осуществлялось взаимодействие между различными структурами медицинской направленности. К проекту были привлечены управление здравоохранения ЦАО, центр планирования семьи, один из наркологических диспансеров, женская консультация. Аналогичным примером может служить опыт г. Оренбурга по реализации программы «Здоровая школа», где коалицию составили различные общественные структуры: администрация города, управления здравоохранения, образования, социальной защиты населения, комитет по делам молодежи, центр детского и юношеского творчества, кафедра педиатрии ФППС Оренбургской государственной медицинской академии, администрация школ и ряд социальных служб. При формировании коалиционных связей в ряде случаев возникают сложности, связанные зачастую с разобщенностью и отсутствием достаточного контакта как между службами внутри одного сектора или ведомства, так и на межсекторальном уровне. В этом случае необходимо создание условий, способствующих преодолению этих проблем и выработке общих позиций. Это может быть проведение совещаний, разработка каких-либо совместных документов и постановлений и т.п. |