|
Скачать 63.23 Kb.
|
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Кожа – надёжная защита. Особенности кожного покрова. Строение. Функции кожи. Цели: - на основе наблюдений учащихся познакомить с понятием «кожа», систематизировать знания о коже, её строении и функциях; - развивать речь, расширять кругозор и словарный запас, формировать представление о здоровом образе жизни; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: карточки-опоры, таблица «Строение кожи», увеличительные стёкла и зеркала на парту. ^
- Над какой темой мы работаем на уроках окружающего мира? ( Тело человека). - О чём говорили на прошлом уроке? ( о мышцах, их функциях). - Напомните домашнее задание. Как ответили на вопрос? (вызвать 2 учеников, зачитают ответы, поставить оценки) ^ - Сейчас каждый из вас сможет проверить, как он усвоил, из чего состоит наше тело, какие части у скелета, для чего нужны мышцы. - Перед вами тексты с пропущенными словами, необходимо вставить эти слова, выбрав их из данных. Учитель медленно читает текст, а дети на местах заполняют. - При проверке поменяемся листочками в паре, проверим. Один ученик читает со своего листочка, потом продолжит другой. (поставить 2 оценки). Кто не сделал ни одной ошибки, у кого две ошибки или три ошибки? У кого 3 – 4 ошибки? Остальным нужно поработать. Поставим отметки. (взаимопроверка). - А сейчас мы узнаем, какой ряд лучше всех разбирается в строении нашего скелета. Каждому ряду необходимо составить скелет из частей. ^ - Молодцы, сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека.
Послушайте историю про мальчика: В Италии в 1646 году произошёл такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «Золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. Как вы думаете, что же произошло с мальчиком? ^ - Чтобы ответить на этот вопрос и подтвердить или опровергнуть ваши предположения необходимо провести исследование и узнать строение и функции ещё одного органа нашего организма, а вот какого вы сейчас угадаете. На доске схема: «одежда» нашего тела ? защищает человека орган покровной орган осязания системы - Если дети отгадали, то открываем название «кожа», если не отгадали, то поиграем в игру «Угадай предмет»: (в мешочке лежат – яблоко, помидор, апельсин, мячик, нужно надеть варежку и отгадать предмет, но с варежкой сделать это трудно, тогда снять варежку и снова опробовать отгадать. При помощи чего отгадали? Дети могут ответить, что при помощи рук, но ведь и в первый раз пользовались руками. При помощи кожи рук). - Так что же нам надо исследовать сегодня на уроке? ( кожу). Мы знаем, что кожа – это орган осязания, т.е. орган чувств. А сегодня на уроке будем рассматривать кожу, как орган человеческого организма. При помощи ключей сформулируйте вопросы урока: ^ - На доске появляется запись: Тема урока: Кожа – надёжная защита организма. Строение и функции кожи. 5. Этап усвоения новых знаний. (Работа над новой темой исследовательская деятельность). Практическая работа: Исследуй свою кожу
- Итак мы рассмотрели наружный слой кожи. А теперь при помощи схемы на странице 70 изучим внутреннее строение кожи. Ф И З М И Н У Т К А ( части тела) Работа с учебником ( стр.70) Посмотрите, из чего состоит кожа. (по ходу обсуждения учитель прикрепляет а доску таблички) Кожа состоит из трёх основных слоёв: первый слой – наружная оболочка или эпидермис, он предохраняет кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. ^ Для чего нужен наружный слой? (защищает кожу от повреждений и солнечной радиации) это защитная функция. Второй слой – сама кожа (дерма). Собственно кожа. В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Жир делает кожу более мягкой. Потовые железы – выделяют пот, вместе с ним из организма выводятся вредные вещества. Такая функция кожи называется выделительной. Кожей мы чувствуем температуру. Какую жару способен вынести человек? Оказалось, что при постоянном нагревании в сухом воздухе наш организм может выдержат температуру до 160 градусов. Чем же это объяснить? Пот испаряется с поверхности кожи и тело охлаждается. Наш организм борется с нагреванием посредством выделения большого количества пота. Потоотделение помогает человеку выдерживать большие температуры. Потовые железы могут выделить от 1 до 12 литров пота. Здесь же расположены кровеносные сосуды и нервные волокна, поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли. При понижении температуры воздуха, кровеносные сосуды сужаются, к коже притекает меньше крови и теплоотдача уменьшается. При повышении температуры сосуды расширяются, через них протекает больше крови, что увеличивает теплоотдачу. Таким образом у нас сохраняется постоянная температура тела. Эта функция кожи –поддержание постоянной температуры тела (терморегуляция). Третий слой – подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. ^ На доске таблица СТРОЕНИЕ КОЖИ и ФУНКЦИИ Наружная оболочка Кожа Подкожный жир Эпидермис сальные железы ЗАЩИТНАЯ Потовые железы Кровеносные сосуды ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ Нервные волокна. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ Участие в газообмене Итак, наша кожа состоит из трёх слоёв. Перечислите их. Какие основные функции выполняет кожа? ^ Перед вами схема строения кожи. Попробуйте заполнить её самостоятельно проверить друг у друга. ^ - О каких функциях кожи вы узнали? Теперь вы наверное сможете объяснить, что же произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой плёнкой закрыла всю его кожу? ( кожа не дышала, не выделяла вредные вещества, не выделялся пот) Более 200 костей составляют ________________человека. Он поддерживает ________________тела, __________________ внутренние органы от повреждений, позволяет человеку_________. Позвоночник состоит из 33________________. Внутри позвоночника находится ______________ _______. Грудная клетка состоит из позвонков, ______________ и 12 пар рёбер. Она защищает ____________ и ___________. Плечо, предплечье и __________ __________составляют верхнюю конечность. Бедро, голень и стопа – составные части ____________ конечностей. Большинство костей соединены подвижно с помощью __________. В организме человека более 600 ________. Самые жизненно важные мышцы – это ______________ ____________. Более 200 костей составляют ________________человека. Он поддерживает ________________тела, __________________ внутренние органы от повреждений, позволяет человеку_________. Позвоночник состоит из 33________________. Внутри позвоночника находится ______________ _______. Грудная клетка состоит из позвонков, ______________ и 12 пар рёбер. Она защищает ____________ и ___________. Плечо, предплечье и __________ __________составляют верхнюю конечность. Бедро, голень и стопа – составные части ____________ конечностей. Большинство костей соединены подвижно с помощью __________. В организме человека более 600 ________. Самые жизненно важные мышцы – это ______________ ____________. Более 200 костей составляют ________________человека. Он поддерживает ________________тела, __________________ внутренние органы от повреждений, позволяет человеку_________. Позвоночник состоит из 33________________. Внутри позвоночника находится ______________ _______. Грудная клетка состоит из позвонков, ______________ и 12 пар рёбер. Она защищает ____________ и ___________. Плечо, предплечье и __________ __________составляют верхнюю конечность. Бедро, голень и стопа – составные части ____________ конечностей. Большинство костей соединены подвижно с помощью __________. В организме человека более 600 ________. Самые жизненно важные мышцы – это ______________ ____________. |