|
Скачать 57.28 Kb.
|
Содержание
Ход урокаII.Изучение нового материала. (стадия вызова) III.Стадия осмысления IV.Первичная проверка понимания изученного Б)мёртвые клетки |
Тема: Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. (Одежда на каждый день) Задачи: Образовательные
Развивающие: 1.Развивать способности самостоятельной организации процесса усвоения знаний; 2.Развивать интеллектуальные способности обучающихся, используя для этого проблемно-исследовательские задания; 3.Развивать умения работать с учебным материалом. Воспитательные: 1.Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Оборудование: презентация, проектор, схема строения кожи в виде презентации, лупы, схема строения кожи, термины ^ I.Орг. момент. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по нашему организму. Желаю вам удачи, правильных ответов, интересных и неожиданных открытий. В добрый путь! ^ Сегодня мы с вами познакомимся с органом человеческого тела, а с каким, вам предстоит угадать с помощью подсказок . Слайд 1 1.Она не промокает под сильным дождём, не впитывает влагу, но свободно пропускает воду. 2.Она постоянно отмирает и постоянно вновь рождается. Всегда нам впору. 3.Это наша единственная, данная природой одежда. Носить её можно хоть 100 лет. Слайд 2 Зачем человеку нужна кожа? ( защищает от внешних воздействий, эстетический внешний вид, защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ.и др.) . Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определённые функции. - Скажите, если учесть что мы с вами сегодня впервые говорим о коже, сможем мы с вами перечислить все функции? (Предположительный ответ детей: “Нет. Для того чтобы назвать все функции, мы должны изучить материал).Слайд 3 - Что еще, кроме выполняемых функций, вы хотели знать о собственной коже? (Предположительные ответы учеников: Строение, потому что, не зная строения сложно говорить о функциях, о заболеваниях кожи и их причинах;о травмах кожи и способах оказания первой помощи;об уходе за кожей и кожными образованиями).Слайд 4 (Ученики, отвечая на вопросы учителя, выстраивают схему – кластер “Кожа” . На основе схемы делают вывод, с какой целью необходимы знания о коже, ставя, таким образом, перед собой цель с которой изучается данная тема.) ^ Задание ученикам : Разложите, пожалуйста, на схеме «Строение кожи» слои кожи не пользуясь помощью учебника. Слайд 5Презентация “Строение кожи”, на основе которой идет объяснение нового материала. Ученики слушая, вносят изменения в своих схемах. Объяснение учителя: Наружный слой кожи образован эпителиальной тканью и называется эпидермис. Поверхность наружного слоя состоит из мёртвых клеток, они защищают кожу от твёрдых частиц, газов, жидкостей. Мёртвые клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Они образуются постоянно в живых клетках наружного слоя и выталкиваются “родителями” наверх и постепенно приобретают твёрдость. Эти клетки живут 20 дней. . В живых клетках наружного слоя кожи содержится красящее вещество – меланин. Оно определяет цвет кожи и защищает организм от лучей солнца. Под эпидермисом находится внутренний слой кожи , который называется дерма. .Внутренний слой кожи образован соединительной тканью и небольшим количеством мышечной ткани. Он толще наружного слоя, и придаёт коже прочность и эластичность. Это свойство позволяет растянуть лоскут кожи в 5–6 раз, если нужно, например, закрыть ожоговую рану. В нем много кровеносных сосудов и нервных окончаний. В нём находятся сальные железы (15 шт. на 1 см кв.) В отличии от потовых желез сальные железы почти всегда связаны с волосами. Только там, где нет волос (губы) они лежат самостоятельно. Больше всего сальных желез на голове, лице и верхней части спины. На подошвах и ладонях они отсутствуют. Также имеются:потовые железы (100 шт. на 1см кв.), корни волос. Испарение пота спасает организм от перегрева, кожное сало придаёт коже мягкость и эластичность. К корням волос подходят косо расположенные мышечные волокна. Их сокращение увеличивает угол наклона волоса по отношению к поверхности кожи. При понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сокращение этих мышц, и на поверхности кожи появляются бугорки (гусиная кожа) Слайд 6 Под этим слоем находится подкожная жировая клетчатка или гиподерма. .Подкожная жировая клетчатка – это самый глубокий слой кожи. Он предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения. В ней откладываются запасные питательные вещества – жиры. Жировой слой лучше развит в местах , которые испытывают постоянное давление – ягодицы, подошвы ног. Упитанные люди мёрзнут меньше худышек. Итак, зная строение кожи, познакомимся с её функциями . Для этого мы с вами исследуем свою кожу. Работа с учебником стр. 204 1. Ответ: Сальные железы связаны с волосами , железы выделяют секрет, который придаёт коже мягкость и эластичность, защищает его от высыхания, обладает бактерицидными свойствами. Больше всего сальных желёз содержится на коже лица ( носа, лба опыт: определение жирных и сухих участков кожи), верхней части спины. На подошвах и ладонях они отсутствуют. 2.Ответ: На тыльной стороне кисти практически отсутствуют потовые железы, а на ладонной стороне их много, выходы протоков потовых желез видны в виде еле заметных протоков, скорее всего это отверстия протоков потовых желез и именно через них происходит выделение пота на поверхность тела и кожа охлаждается. Работая наши органы выделяют за сутки столько тепла, что его хватило бы , чтобы довести до кипения 33 л ледяной воды. Мы с вами не закипаем благодаря потоотделению. Через потовые железы происходит газообмен: поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Какие функции выполняет кожа? (выделительную, теплорегулирующую, дыхательная) В каком слое кожи располагаются потовые и сальные железы? (дерма) 3.Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, макните указательный пальчик в краску и поставьте отпечаток на листочке бумаги. Сравните с отпечатком своего соседа. Где используются такие знания. (при расследовании преступлений используют отпечатки пальцев, это наука – криминалистика) 4. Покатайте карандаш между ладоней рук , а затем ощупайте его подушечками пальцев. Где грани карандаша ощущаются лучше?( С помощью пальцев, их можно прощупать достаточно отчетливо.). Объясните: а) почему кончики пальцев обладают большой чувствительностью. Ответ: Подушечки пальцев обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Какая это будет функция? (рецепторная) Назовите функции кожи? Слайд 7 А что ещё имеется на коже? (ногти , волосы) Работа с п.39. Найдите в тексте параграфа, что такое волосы, ногти? В каком слое кожи они находятся? (дерме) Запишите ответ в свой листок. 1. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях и волосах кровеносных сосудов и нервных окончаний? 2.Потрогайте свои волосы, посмотрите на волосы соседа. Какими свойствами они обладают? 4. Сделайте вывод: что такое волосы и ногти? Какой слой кожи участвует в их образовании? Ответ: Волосы и ногти – кожные роговые образования. Образование ногтей и волос связано со слоем дерма, Волосы и ногти имеют клеточное строение, но в них не проходят кровеносные сосуды и нервы и поэтому, когда мы их стрижем, то не наблюдаем кровотечения и боли. ^ 1С каким органом нашего организма мы сегодня познакомились? (кожа) 1.Что такое кожа? (наружный покровный орган) V.Закрепление Тест 1.Сколько слоёв выделяют в коже: А) один – эпидермис; Б) два – эпидермис и дерму; В) три – эпидермис, дерму, гиподерму (собственно кожу). 2.В каком слое кожи расположены сальные, потовые железы и корни волос: А)эпидермисе; Б) дерме; В) гиподерме. 3.Выполняют выделительную функцию: А) потовые железы; Б) рецепторы; В) кровеносные сосуды. 4.Сальные железы : А) охлаждают поверхность тела; Б) выделяют смазку, смягчающую кожу; В)участвуют в обмене веществ. 5.В состав эпидермиса входят: А) кровеносные сосуды; ^ В) потовые железы. Взаимопроверка. «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 ошибки VI. Д/З п.39, сообщения «Коса-девичья краса», «Уход за ногтями»., по желанию кроссворд VII.Рефлексия 1.Какое открытие я сделал для себя на уроке? 2.Сегодня на уроке : - я узнал… - мне было трудно ... - я понял, что ... - -самым интересным было… -самым сложным для меня было… - сегодня я научился… - сегодня я задумался… Подведение итогов. |