|
Скачать 0.56 Mb.
|
Программа развития МДОУ№1 «Красная шапочка» «РОДНИЧОК» Развитый Организованный Доброжелательный Не болеющий Инициативный Человечный Одарённый Коммуникабельный 2007-2011 год Основная цель программы развития «Родничок» Всестороннее воспитание и развитие ребёнка на основе личностно-ориентированного подхода. Задачи:
Аналитическая справка 1. Общая характеристика 1.1.Материально-техническая база. Детский сад расположен в типовом двухэтажном кирпичном здании, введенном в эксплуатацию в мае 1970 года, рассчитанном на 91 место, реальная наполняемость 135 человек. Имеет центральное отопление, ламповое освещение, водоснабжение, канализацию. Для организации учебно-воспитательного процесса в детском саду имеется: 6 групповых комнат с оборудованными зонами разных видов деятельности детей: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной; с уголками уединения, природы и экспериментальной деятельности. В ДОУ имеются дидактические средства и оборудование для организации работы по всестороннему развитию детей раннего и дошкольного возраста: дидактические, сюжетно-ролевые («Парикмахерская», «Столовая») и др., настольные игры (разрезные картинки, мозаика и т.п.), наглядный и иллюстративный материал, игрушки и оборудование для сенсорного развития, игры для интеллектуального развития (головоломки, шашки и т.д.). Для художественно-эстетического развития и развития театрализированной деятельности детей в группах имеются разнообразные виды театров (теневой, настольный, пальчиковый, кукольный), атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, в свободном доступе необходимые материалы для изодеятельности (пластилин, краски, карандаши, кисти, природный материал и д.р.) В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности имеются: музыкальный зал, музыкальные инструменты - пианино и аккордеон, детские музыкальные инструменты (для шумового оркестра), музыкально-дидактические игры и пособия, музыкальный центр с караоке, аудио и видео пособия, телевизор с видеомагнитофоном, костюмы для театрализованной и концертной деятельности. Для развития экологической культуры детей в группах имеются наглядные пособия, иллюстрированный материал, дидактические игры. В ДОУ оборудована экологическая комната «Зеленая дверца» для проведения занятий. Экологическая комната подразделяется на ряд функциональных зон: зона обучения, зона коллекции и библиотеки, игровая зона, зона релаксации, минилаборатория, живой уголок. В детском саду созданы условия для физического развития детей: функционирует малый физкультурный зал «Крепыш», оснащенный специальным и нетрадиционным спортивным оборудованием и инвентарем, имеются маты, массажные коврики, гимнастическая стенка, мячи, обручи, канаты и др. На участках расположены разнообразные металлические и деревянные конструкции для игровой и двигательной активности детей: спортивная площадка, беговая дорожка, яма для прыжков и т.д. Специальные помещения: два кабинета логопеда и кабинет психолога используются для диагностической и коррекционной работы с детьми. ДОУ располагает аудиовизуальными средствами в достаточном количестве (телевизоры, магнитофоны, музыкальный центр), которые используются для создания звуковой среды, для сопровождения разных видов деятельности и режимных моментов. ^ ; В ДОУ созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей. Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий медицинской сестрой и психологом проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, в ходе которых выясняются условия жизни, режима питания, ухода и воспитания детей в семье, особенности развития и поведения, делается оценка физического развития детей с определением группы здоровья. На основании проведенных бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе психологом и медсестрой даются рекомендации воспитателям и родителям, индивидуальные для каждого ребенка. По мере необходимости и целесообразности отдельным воспитанникам, устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Для укрепления иммунной системы, медсестрой и педагогами, проводятся закаливающие процедуры, с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки. Проводятся различные виды закаливания: - пробежки по пуговичному коврику; - витаминизированное питье; - полоскание рта; - дыхательная гимнастика; - ходьба босиком (летом); - релаксационные упражнения. - точечный массаж; Проводимый в ДОУ комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий способствует укреплению и развитию опорно-двигательного аппарата детей, вызывает улучшение крово и лимфообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ, благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. Подтверждением этому является тенденция к снижению показателей пропущенных детьми дней по болезни, протекание заболеваний без осложнений и в более легкой форме. ^
^
^ В ДОУ 1 группа - для детей раннего возраста, 5 групп - для детей дошкольного возраста. Всего численность составляет 135 человек, в том числе: - 1-ой мл.группе - 22 чел., - 2-ой мл.группе - 25 чел., - средней группе - 24 чел., - старшей логопедической группе - 22чел., - подготовительной логопедической группе - 26 чел., -смешанной логопедической группе -16 чел. ^ Педагогический коллектив возглавляет заведующая и заместитель по учебно-воспитательной работе. Сведения об администрации
ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический процесс в ДОУ осуществляют 22 педагога, из них: с высшим образованием - 7 человек - 28,6%; со средним специальным - 15 человек - 71,4 %. Более 80% педагогов имеют квалификационные категории, в том числе: 1-ую категорию – 14 чел., 2-ую категорию - 4 чел., высшую – 1 чел., без категории – 3 чел. По стажу работы педагогический коллектив распределяется следующим образом: от 5-10лет - 4 человека - 10-15 лет - 1 человек -15-25лет- 13 человек - 25 лет и более - 3 человека В образовательном учреждении работают 2 логопеда и психолог, имеющие специальное образование и достаточный практический опыт работы. В ДОУ осуществляется повышение профессионального уровня педагогических кадров. Педагоги повышают свою квалификацию на курсах в ИПК (за последние пять лет прошли переподготовку все педагоги). Также повышение квалификации организовано через районные методобъединения и методобъединения в самом ДОУ, работают творческие группы, семинары, самообразования. Постоянно действующий семинар «Экологическое воспитание в детском саду», способствует более эффективному решению задач этого направления работы. Темы для самообразования определяются исходя из практической потребности педагогов. Педагогический коллектив ДОУ стабильный, расстановка кадров осуществляется с учетом уровня подготовки педагогов и опыта их работы. ^ Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством Российской Федерации. Заведующая ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией, соблюдается исполнительная и финансовая дисциплина. Как показал анализ, в ДОУ соблюдается правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели. В организации обучения используются современные формы: занятия проводятся по подгруппам, которые формируются на основе личностно-ориентированного подхода к детям, основные занятия сочетаются с кружковой работой. В организации воспитания и обучения реализуется принцип взаимопроникновения различных видов деятельности на основе взаимодействия специалистов: тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов координируются по содержанию, осуществляется совместное планирование, на педагогических советах проводится обсуждение достижений и проблем отдельных детей и группы в целом. В ДОУ созданы и успешно работают студии: «Капелька» (вокальная), «Петрушка» (театральная), «Бусинка» (хореографическая), «Весёлый язычок» (коррекция речи), кружок по обучению детей английскому языку, секция «Крепыш», познавательный клуб «Экологическая азбука». Занятия в этих кружках способствуют развитию театрально-игровой и речевой деятельности детей, развивают их коммуникативные навыки. В ДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников: изучается контингент родителей (возраст, образование, профессия, настроенность на взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ), их образовательные запросы, осуществляется координация в воспитании и обучении детей. Родители участвуют в работе совета педагогов и попечительского совета, имеют возможность присутствовать на занятиях, с удовольствием помогают в организации и проведении различных мероприятий, праздников и ремонта ДОУ. В детском саду в системе осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей: проводятся индивидуальные и групповые консультации, деловые игры, семинары, работает «школа молодой семьи». ДОУ сотрудничает с другими учреждениями образования и культуры: с краеведческим музеем (предоставление материалов по истории родного края, участие детей в выставках, экскурсии); с Домом культуры, библиотекой, Домом Детского творчества Детской музыкальной школой искусств (участие детей в различных конкурсах, выставках, концертах и музыкальных вечерах, в работе кружков, студий, секций); с ВСТК «Патриот» и ГИБДД (участие в региональных конкурсах по ПДД, выставках рисунков по профилактики детского дорожного травматизма); с общеобразовательными школами (осуществляется деятельность в обеспечении процесса преемственности между дошкольным и начальным образованием, взаимопосещение занятий и уроков воспитателями и учителями, совместные методобъединения, экскурсии детей в школу и т.д.), с Абаканским педагогическим университетом и педагогическим колледжем (на базе ДОУ проводится педагогическая практика студентов). Коллектив ДОУ принимает активное участие в региональных и муниципальных мероприятиях. ^ Основной программой, реализуемой в ДОУ, является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. В целях обновления содержания воспитания и обучения педагогами ДОУ парциально используются разделы программы «Детство» под редакцией З.А. Михайловой: природный мир, художественная литература, мир искусства и художественная деятельность. Комплексная реализация вышеназванных разделов программ способствует наиболее полному познавательному и личностному развитию воспитанников, повышению их информативного уровня, позволяет эффективно применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития, осуществляется по программе Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», реализация которой позволяет эффективно обеспечивать коррекцию речевого развития детей, овладевать фонематической основой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой речи. Как показал анализ, из 65 выпускников ДОУ за последние 2 года 56 детей (86%) перешли в школу с исправленными речевыми дефектами. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является экологическое воспитание. Для выполнения задач по формированию у детей элементов экологического сознания, расширению и углублению у них представлений о природе используется парциальная программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа». На занятиях дети узнают о происхождении и многообразии форм жизни на земле, о микроорганизмах, растениях, животных, их особенностях, среде обитания, о закономерностях природных явлений, о непрерывном движении, изменении и развитии окружающего мира, о влиянии человека на природу. Под руководством эколога дети с интересом исследуют различные объекты живой и неживой природы в экологическом уголке, на участках в групповых уголках природы и живых уголках, проводят наблюдения и эксперименты на экскурсиях, занятиях и в повседневной жизни. Такая организация работы обеспечивает развитие у детей экологического сознания, Земля - наш общий дом, формированию понимания, что человек - часть природы, способствует развитию ответственного, бережного отношения к природе и стимулирует самостоятельную деятельность детей по сохранению и улучшению окружающей среды. В ДОУ уделяется большое внимание художественно-эстетическому развитию детей: музыкальным руководителем внедряются элементы авторской программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», способствующей развитию музыкального восприятия детей; в деятельности театральной студии «Петрушка», вокальной «Капельки», хореографической «Бусинки» ярко проявляется принцип - учить играя, в театрализованных играх дети познают мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Такого рода деятельность обогащает словарный запас детей, совершенствует грамматический строй речи, звукопроизношение, мелодико-интонационную сторону речи, способствует развитию у детей различных анализаторов, стимулирует развитие творческой активности, воображения и самостоятельности у детей. Психологом проводится диагностика психических процессов и личностных особенностей детей, на основании которой составляется программа совместной с воспитателями коррекционной работы с группой детей и отдельно каждым ребенком. В коррекционной работе применяются методы игровой коррекции поведения в группе, терапия средствами искусства, коммуникативные игры и упражнения и т.д. Это помогает сбалансировать развитие психических процессов у детей, формировать адекватные формы поведения и адекватную самооценку, избавляться от страхов и эмоциональной напряженности отдельным детям. Проведенное психологом исследование взаимоотношений детей друг с другом выявило, что большинство детей попадают в категорию детей «предпочитаемых» и «принятых», что свидетельствует о благополучных эмоциональных взаимоотношениях между детьми в ДОУ. Для осуществления всестороннего развития детей в подготовительной группе в ДОУ работает кружок по обучению детей английскому языку. Педагог внедряет авторскую программу «Английский язык в учебно-воспитательном комплексе «Детский сад - начальная школа» (составители И.Н. Павленко, Е.П. Богданова). Дети учатся понимать доступную им по содержанию английскую речь, осваивают первоначальные навыки английской разговорной речи. Игровая форма занятий, используемая педагогом, вызывает интерес и активность детей, дает возможность проявить себя в увлекательной деятельности, способствует запоминанию иностранных слов и словосочетаний, развивает память, слуховое восприятие, обогащает словарный запас детей и формирует коммуникативные компетенции. ^ Результативность учебно-воспитательного процесса в ДОУ проводилась через диагностику. Выявлено, что для изучения результативности и выявления противоречий педагогического процесса в ДОУ сложилась система педагогической диагностики. Выявляется уровень освоения детьми конкретного вида деятельности. Сравнительный анализ этого уровня детей и уровня общего развития за последние три года позволяет сделать вывод, что дети в достаточной степени владеют понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т.е. обеспечивается базисный минимум, заложенный в программе. Взаимодействие педагогов с детьми обеспечивает успешное физическое, психическое и личностное развитие детей. Педагоги проявляют уважение к каждому ребенку, доброжелательность при взаимодействии, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности. Эти выводы сделаны на основе анкетирования родителей воспитанников. Существенным показателем, отражающим полноценное развитие ребенка в условиях детского сада является его эмоциональное благополучие в группе сверстников. Проведенная психологом игровая социометрическая методика «Секрет» (Т.А.Репиной), выявила высокий уровень благополучия взаимоотношений - коэффициент удовлетворенности отношениями его сверстниками равен 64%. Коэффициент изолированности в группах среднего и старшего возраста составил 6%, что является доказательством успешности работы педагогов по воспитанию дружеских взаимоотношений детей и отражает в свою очередь гуманный характер взаимодействия воспитателей с детьми. Показателем результативности ДОУ, как целостной воспитательной системы является психологический климат в ДОУ. Так по данным анкетирования педагогов степень удовлетворенности воспитателей организацией образовательного процесса составляет 87 %, удовлетворенность педагогов отношениями с коллегами составила 94 %, что свидетельствует в целом о благоприятном, эмоциональном и психологическом климате для развития педагогического творчества и что, соответственно, способствует обеспечению психологического комфорта для детей. Степень удовлетворенности работы ДОУ родителями воспитанников по результатам анкетирования составила 91 %. По мнению родителей, 85 % детей посещают ДОУ с удовольствием, испытывают эмоциональное благополучие - 92 % детей. 1, Экспертами установлено, что в ДОУ качество подготовки выпускников анализируется через успешность обучения их в 1-2 классах общеобразовательной школы.
Воспитанники ДОУ - постоянные участники районных смотров, конкурсов, выставок и др. мероприятий. Принимая в них участие, часто становятся призерами, что является подтверждением достаточного уровня художественно-эстетического развития детей ДОУ.
^ Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении согласно нормам и требованиям Государственной противопожарной службы и федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется по программам:
По плану два раза в год проводится противопожарная и антитеррористическая тренировка по эвакуации детей и всего персонала. Въезд на территорию ДОУ осуществляется по разрешению заведующей, заместителем заведующей по ХЧ. За последние три года в ДОУ не было зафиксировано случаев детского травматизма во время учебно-воспитательного процесса ^ (статистическая модель МДОУ № 1 «Красная шапочка») Полное название: муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка» комбинированного вида. Основан в 1927 году. Юридический адрес: Красноярский край, п. Курагино, ул. Комсомольская №128. Заведующая МДОУ: Надежда Ивановна Маликова (стаж работы – 38 лет) Зам. зав. по УВР: Солоницына Светлана Васильевна (стаж работы – 5 лет), Дата аттестации: 02.04.2003 год приказ №61 УО Аккредитация, статус по итогам аккредитации: 06. о6. 2003г. Детский сад кобинированного вида, II категория. Режим работы: 10,5 часов Количество групп - 6. I младшая с 2 - 3 лет; II младшая с 3 - 4 лет; средняя группа с 4 - 5 лет; Речевые группы – 3: две старшие с 5 - 6 лет, подготовительная с 6-7 лет. ^ -91реб. Списочный состав - 135 детей. Кадровая характеристика - 22 педагога. Из них: заведующая -1; зам. зав. по УВР - 1; воспитатели - 14; логопеды – 2; муз. руководитель – 1; физ. руководитель – 1; эколог – 1; психолог – 1. ^ : до 5 лет - 1 педагог, от 5 до 10 лет - 3 педагога, от 10 до15лет-1педагог, от 15 до 25 лет-13 педагогов, от 25 до 38 лет- 3 педагога. Образование: среднее-педагогическое – 15 педагогов, высшее – 7 педагогов, из них обучаются заочно – 10 педагогов, второе высшее – 1 педагог. Категория: высшая – 1 педагог, первая – 14 педагогов, вторая – 4 педагога, без категории – 3 педагога. ^ 1. Удовлетворённость педагогов организацией образовательного процесса: на 5 баллов 7% 10% на 4 балла 81% 81% на 3 балла 12% 9% 2. Удовлетворённость педагогов взаимодействием с родителями: на 5 баллов 45% 47% на 4 балла 50% 51% на 3 балла 5% 2% 3. Удовлетворённость педагогов отношениями с коллегами: на 5 баллов 65% 67% на 4 балла 33% 32% на 3 балла 2% 1% 4. Удовлетворённость отношениями с руководством: на 5 баллов 15% 17% на 4 балла 81% 81% на 3 балла 4% 2% ^ 2003 год: |