|
Скачать 103.65 Kb.
|
Содержание
Препятствия физического характераПрепятствия социального характера |
«Духовные и социальные аспекты окормления ВИЧ-инфицированных на приходе»
1. Представители групп риска по ВИЧ (наркоманы, работники секс индустрии, гомосексуалисты, молодежь, ведущая распутный образ жизни) - не являются людьми, религиозно настроенными. Лишь небольшая доля их воцерковляется: люди, уже отошедшие от греха и люди, старающиеся завязать с греховной жизнью. 2. Граждане, неповинные в этих грехах или несколько раз в них впадшие, но имевшие несчастье заразиться смертельной болезнью – составляют, с другой стороны, малый процент от инфицированных. По этим двум причинам можно утверждать, что на православных приходах ВИЧ-инфицированные будут встречаться раз в 10 реже, чем в среднем по стране: один на 3.5 тысячи человек. Много ли таких приходов, где активная часть паствы насчитывает 3500 прихожан? Так что ВИЧ-инфицированные, Слава Богу, пока редко смущают своим появлением наших батюшек и наших прихожан: один заразившийся приходится на несколько приходских общин. Поэтому активно говорить на общецерковном уровне о духовных и социальных проблемах окормления ВИЧ-инфицированных и посвящать в проблему всех духовников пока еще не актуально. Но для отдельных приходов, например, занимающихся реабилитацией наркозависимых, находящихся при больницах и клиниках, занимающихся миссионерской деятельностью в молодежной среде, окормляющих заключенных в тюрьмах – проблемы пастырской заботы о ВИЧ-инфицированных актуальны вполне. Служители данных приходов должны быть компетентны во многих вопросах, относящихся к болезни. Прочие пастыри должны знать, куда и к кому им можно обратиться за консультацией и помощью, если среди их прихожан ВИЧ-инфицированные все же появятся.
.
Главное, ВИЧ-инфицированные не должны быть изгоями в православной среде, не должны чувствовать себя прокаженными в окружении здоровых людей. ВИЧ не печать Божьего отвержения. ВИЧ - это призыв, а не проклятие. Необходим краткий экскурс в основания православной аскетики, чтобы не сделать ошибки против заболевших собратий. Ученый Иосиф Вриенос утверждает (м. б. достаточно смело): «Существует четыре смертных греха и, если человек предастся одному из них, он не только не сможет покаяться, но и Бог не сможет услышать его молитву. Пороки эти: гордыня, неспособность любить, отношение к другим, как к грешникам и желание причинить кому бы то ни было вред». Надо знать, что христианин имеет право говорить: «я грешник» или «мы грешники», но «ты грешник» - за пределами допустимого. … Я – Ты – Мы … он – они … Надо понять потрясающую разницу между «Я» и «Ты». И что из этого следует. Человек никогда не отрешается от своего «я»: деперсонализация это недостижимая мечта некоторых религий востока. Мои возможности и заповеди для меня относительно «Я» и «Ты» слишком разные. Более того, одна и та же установка относительно себя и ближнего приводит к смешению добра и зла, черное становится белым, а белое черным. Заглянем в таблицу:
Найти себе спутника жизни большая проблема. Для православного человека найти спутника жизни так же верующего - проблема вдвойне. Но для ВИЧ-инфицированного члена церкви найти себе в среде верных спутника жизни - еще на порядок сложнее. Между тем создать семью, устроить семейный очаг, иметь детей больные желают не менее чем здоровые. Церковь благословляет брак ВИЧ-инфицированных между собой и считает возможным брак между ВИЧ-инфицированным и здоровым человеком («концепция…»). Можем ли мы помочь такому браку состояться? И какой из двух перечисленных видов брака предпочтительнее: Если посмотреть с точки зрения интересов ребенка, то лучше, когда один из родителей не является носителем вируса (предпочтительнее, если это мама). Но в отношениях мужа и жены при дискордантном браке имеется несколько трудно преодолимых искушений. Когда ко мне приходят спрашивать относительно брака наркозависимого (находящегося в длительной ремиссии) и человека не знакомого с действием наркотиков (само собой оба верующие), то по большей части (не всегда), ответы даются следующие. Наркозависимому и его представителям советую (не настаиваю) сделать все от него (от них) зависящее, чтобы брак состоялся. Второй стороне, людям далеким от наркоманского мира, желаю удержаться от этого брака. Исхожу из интересов именно тех людей, кто в данный момент вопрошает: не устраиваю и не расстраиваю браки исходя из интересов только одной из сторон. В целом не «за» и не «против» - «за» или «против» конкретно. Если подобная ситуация возникнет относительно брака ВИЧ-инфицированного человека и здорового (пока у меня такого случая не было), то в меру своего понимания склонен обеим сторонам посоветовать удержаться от брака (не настаивая, опять же). Третий из заинтересованных в подобном браке, будущий ребенок, не спросит – его еще нет. Но если он есть, только еще не явился на свет Божий из чрева своей мамы, то он лишает меня возможности препятствовать браку родителей даже советом. Если принять, что дискордантный брак, менее приемлем с точки зрения как светского, так и церковного сообщества, и порождает большее число духовно-психологических проблем, чем брак конкордантный, то желательно выделить пространство, в котором ВИЧ-инфицированные юноши и девушки могли бы знакомиться и общаться друг с другом в неагрессивной по отношению к ним среде. Пока подобных мест для общения вообще православной молодежи нет в достаточной мере, для ВИЧ-инфицированной ее части их вовсе нет. В случае ориентации на дискордантный брак пациенту придется решать проблему не имеющую красивого решения: в какой момент следует заявить девушке (парню) с которой начинаешь выстаивать отношения о своем положительном ВИЧ-статусе? Сказать сразу, глупо и стыдно, сказать, когда уже родилось глубокое чувство – нечестно и больно. Так что приходится выбирать момент для откровения о себе где-то между «глупо» и «нечестно», между «стыдно» и «больно». Но страшно открыть эту правду с начала и до конца, с первых проявлений взаимного внимания до рождения благословенной любви.
Соблюдение данных правил позволяет на Свято-Георгиевском приходе ВИЧ-инфицированным реабилитантом питаться вместе со всеми за общим столом, соблюдать все положенные по уставу посты без заметного ущерба для их здоровья. Согласно канонам церкви (69 правило святых Апостолов) для них можно делать послабление в посте, но до сих пор больные пациенты сами отказывались от предлагаемых им послаблений.
Каждый пожелавший принять монашество, после прохождения положенного испытания, может быть пострижен. Для ВИЧ-инфицированных здесь нет особого правила. Но для монастыря, постригшего ВИЧ положительного юношу, в будущем предвидится два искушения. Первое по времени может возникнуть, когда этот инок начнет принимать три терапию. Если монастырь находится не вблизи мегаполиса, где больной может получать лекарство и наблюдаться, а в сельской местности или в небольшом городе, то тайна о его болезни с большой вероятностью вскоре перестанет быть тайной для местного населения. Сразу возникнет мнение, поползут сплетни, что, по крайней мере, часть пострижеников монастыря – гомосексуалисты (голубые). Никакому монастырю такая «слава» о нем не нужна. Второе по времени искушение – необходимость ухода за монахом, когда он достигнет терминальной стадии: отправить его в хоспис, сдать на попечение светских людей в период предсмертного испытания, противно духу монашеской традиции. Впрочем, если монастырь живет в духе заповеданной Богом любви, второе испытание не отяготит братию, но первое значимо для монашеской общины в любом случае. В отношении женских монастырей первое искушение по понятной причине вообще не возникнет.
^ Физические недостатки и недуги сами по себе не могут служить препятствием к посвящению. Препятствием являются лишь те телесные недостатки, которые затрудняют священнослужение. Тритерапия в некоторой степени затрудняет священнодействие. ^ Клирики непременно должны иметь добрую репутацию, и не только у верных. По слову апостола Павла, "Надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (I Тим. 3:7). Репутация у больных ВИЧ/СПИДом крайне низкая в нашем обществе. Одно дело спасаться в общине, другое дело ее возглавлять.
Служители этих приходов уже должны быть компетентны в вопросах, касающихся ВИЧ, и в первую очередь знакомы с мнением церкви по данной проблеме. Но подавляющее большинство пастырей не соприкоснулись с этой болезнью непосредственно. Поскольку наше духовенство перегружено многообразными попечениями и заботами, неблагоразумно и безжалостно огорчать их необхоимостью изучать предмет к ним непосредственно не относящийся. Важно, чтобы каждый священнослужитель, неожиданно для себя вовлеченный в заботу о ВИЧ-инфицированном человеке, знал, где в церкви и у кого он может получить квалифицированную помощь и на чью поддержку рассчитывать. Церковные люди, занимающиеся проблемами ВИЧ/СПИДа должны донести до духовенства русской православной церкви информацию о своем существовании, о том, что они всегда готовы прийти на помощь, о том, что у них накоплен немалый опыт в понимании и преодолении сопровождающих эту болезнь проблем. Приложение: Когда человек размышляет о СПИДе, об этой странной болезни, то у него возникает некоторое мистическое чувство. Сказать, что СПИД – это попущение Божие за наши грехи недостаточно. Для данной болезни - это слишком тривиальное утверждение. Есть неложное ощущение того, что Бог появлением ее о чем-то очень важном предупреждает нас. О чем? Видимый мир символически отображает мир невидимый, духовный. Преподобный Максим Исповедник так говорит об этом: «Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символическими картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном». По свидетельству Отцов телесные болезни вообще символизируют духовные недуги. Некоторые из болезней несут особенно большую символическую и смысловую нагрузку, например, рак или проказа (вспомним, сколько страниц Библии посвящены последней из упомянутых болезней). К числу таковых, несомненно, следует причислять и СПИД. Эта болезнь выводит из строя иммунную систему человека. Иммунная система хранит человека от гибели, когда к нему липнет какая-либо зараза. В духовном мире от духовной погибели хранит человека благодать Божия, помогающая не поддаться страстному влечению и впасть в грех. Поражение иммунной системы, по смыслу, символизирует снятие благодатного покрова. Теперь вспомним, что говорит Писание о втором пришествии. «Молим вас, братия, … не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». 2 Фес. 2:1-11. По мнению большинства Отцов, под «удерживающим» наступление последних событий следует понимать действие Духа Святого в мире, Его покров и защиту. Что тогда должно означать появление в недавнее время в мире болезни, которая символизирует отнятие благодатного покрова от людей? Скорее всего, то, что берется «от среды удерживающий» прежде. Мир все более явно приближается к последним событиям, что, впрочем, подтверждается множеством других значимых событий и признаков. |