Т е м а т и к а л а б о р а т о р н ы х з а н я т и й
Общая часть
№
|
тема лабораторного занятия
|
лабораторный практикум
|
компетенции
|
1
|
Микробиологические методы исследования. 4 часа.
|
Микробиологическая лаборатория и ее оборудование. Методы микроскопии. Нативные препараты.
|
знать:
Правила работы в микробиологической лаборатории.
Принципы классификации микроорганизмов.
Бинарную номенклатуру.
уметь:
-
готовить нативный препарат «раздавленная капля»
из жидкой бактериальной культуры
из бактериальной культуры с плотной питательной среды
-
приготовить нативный препарат «висячая капля»
из жидкой бактериальной культуры
из бактериальной культуры с плотной питательной среды
произвести прижизненную окраску бактерий
владеть:
работой с сухим объективом
работой с иммерсионной системой
|
2
|
Структура и функции бактерий. Основные формы и величина бактерий. Анатомия бактериальной клетки. Нуклеоид и его структура. Цитоплазма. Рибосомы. Плазмиды. Включения. Цитоплазматическая мембрана. Мезосомы. Дополнительные структуры бактериальной клетки. Капсула, жгутики, фимбрии. Споры. Клеточная стенка. 4часа
|
Приготовление фиксированных препаратов. Простые и сложные методы окраски. Простой метод окраски мазков. Окраска по Граму. Метод выявления капсулы по Бурри-Гинсу. Метод выявления спор. Методы оценки подвижности бактерий.
|
знать:
Особенности ультраструктуры бактерий, строение и функции основных и дополнительных структур бактериальной клетки
уметь: приготовить фиксированные препараты
окрашивать простым методом препараты,по Граму, Бури-Гинсу
владеть: морфологическим анализом бактериального препарата при иммерсионной микроскопии
|
3
|
Клеточные формы микроорганизмов. Основные и переходные группы микроорганизмов: сравнительная характеристика 4 часа.
|
. Изучение морфологии грибов в нативном препарате «раздавленная капля» (препарат из плесени)
|
знать: сравнительную характеристику основных и переходных групп микроорганизмов
уметь: готовить нативный препарат из плесени
|
4
|
Химический состав микробной клетки. Питание микроорганизмов. Питательные среды, принципы культивирования бактерий. Процессы дыхания у микробов, методы создания анаэробиоза. Рост и размножение микробов. 4 часа.
|
Приготовление питательных сред. Методы стерилизации. Методы выделения чистой культуры. Методы посева на питательные среды. Описание выросших колоний. Методы отсева колоний.
|
знать: химический состав и функции.
Основные функции микробов: особенности питания, дыхания, размножения, ферментативной активности, процессы дыхания, классификацию по типу дыхания, методы создания анаэробиоза, кривую размножения бактериальной популяции, типы культивирования
уметь: готовить питательную среду, производить посевы на питательные среды различного по характеру материала
|
5
|
Бактериологический метод исследования: изучение биохимических свойств бактерий. 4 часа.
|
Методы изучения сахаролитической активности, протеолитической активности, антиоксидантных ферментов и гемолитической активности.
|
знать: значение и классификацию ферментов бактериальной клетки
уметь: оценивать сахаролитическую активность, протеолитическую, антиоксидатную, гемолитическую активность
|
6
|
Влияние внешних факторов на микробы. Методы оценки влияния физических и химических факторов на микроорганизмы и их использование. Биологические факторы. Микроорганизмы и биосфера. Микрофлора воды, почвы, воздуха. Нормальная микрофлора организма. Дисбактериозы. 4 часа.
|
Качественный и количественный методы оценки антибиотикочувствительности бактериальных культур. Методы оценки чистоты воздуха и воды. Санитарные методы оценки чистоты почвы
|
знать: классификацию факторов внешней среды по характеру и типу влияния на микробы, микрофлору почвы, воды, воздуха, методы оценки чистоты.
уметь: оценивать антибиотикочувствительность бактерий
оценивать коли-индекс, коли-титр воды и почвы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Положение вирусов в живом мире. Принципы классификации вирусов. Особенности. Структура и биохимия вирусов. Значение вирусного капсида. Геном вирусов. Принципы взаимоотношения «вирус-клетка». Особенности морфологии и репродукции бактериофагов 4 часа.
|
Методы культивирования вирусов. Тканевые культуры.
|
знать:Особенности вирусов. Принципы строения вирусов. Геном вирусов. Репродукция вирусов. Методы культивирования вирусов. Классификацию тканевых культур. Признаки размножения вирусов в тканевой культуре.
: уметь:
Идентифицировать бактерии с помощью бактериофагов.
|
8
|
Особенности организации генетического аппарата. Плазмиды и цитоплазматическая наследственность. Значение плазмид в генетической инженерии. Фенотипическая и генотипическая изменчивость у микроорганизмов. Мутации, рекомбинации у микроорганизмов. 4 часа.
|
Генетические методы исследования микроорганизмов. Опыт трансформации и трансдукции.
|
знать:особенности строения гентического аппарата бактерий. Фенотипическая и генотипическая изменчивость у микроорганизмов. Мутации, рекомбинации у микроорганизмов.
уметь: поставить опыт транформации и трансдукции
|
9
|
Инфекционный процесс. Роль микроба в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность микробов. Факторы патогенности и их генетический контроль. Формы симбиоза. Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Формы инфекции. Факторы неспецифической резистентности организма. Фагоцитоз. Система комплемента. 4 часа.
|
Биологический эксперимент: этапы, значение.
Определение каталазной активности.
методы оценки фагоцитарной активности.
|
знать:термины инфекция, инфекционный процесс и инфкционная болезнь. Формы инфекции. Факторы вирулентности.
Гуморальные и клеточные факторы неспецифической резистентности организма
уметь: оценивать фагоцитарную активность – ФЧ, Финдекс, опсоно-фагоцитарный индекс.
владеть: определением каталазной активность бактерий :
|
10
|
Виды и формы иммунитета. Гуморальный иммунитет. Характеристика антигенов. Свойства антител. Классы иммуноглобулинов. Антителообразование. 4 часа.
|
Реакции агглютинации и преципитации. Ориентировочная реакция агглютинации на стекле. Определение токсигенности штаммов при диагностике дифтерии (реакция преципитации)
|
знать: Виды и формы иммунитета. Принципы работы гуморального иммунитета.
уметь: ставить развернутую ракцию агглютинации, реакцию преципитации
владеть:постановкой ориентировочной реакции агглютинации
|
11
|
Иммунная система организма. Иммунокомпетентные клетки. Формы иммунного ответа. Клеточные реакции иммунитета. 4 часа.
|
Реакции лизиса: реакция связывания комплемента, реакция бактериолиза, реакция иммобилизации, реакция агглютинации-лизиса.
|
знать:Органы и клетки иммунной системы. Принципы функционирования клеточного иммунитета
уметь:ставить реакции лизиса
|
12
|
Микробиологическая диагностика эшерихиозов. 3 часа. Микробиологическая диагностика сальмонеллезов – пищевых токсикоинфекций
|
Методы диагностики эшерихиозов. Дифференциальная диагностика непатогенных и условно-патогенных кишечных палочек. Среда Ресселя.
|
знать: основную характеристику кишечных палочек. Методы диагностики эшерихиозов. Основную характеристику возбудителей сальмонеллезов-возбудителей пищевых токсикоинфекций
уметь: сделать мазки по Грамму из колоний E.coli, оценить морфологию. сделать мазки по Граму из колоний сальмонелл, оценить морфологию.
владеть: дифференциальной диагностикой непатогенных и условно-патогенных кишечных палочек, решением ситуационных задач
|
13
|
Микробиологическая диагностика дизентерии. Микробиологическая диагностика условно-патогенных энтеробактерий.
|
Методы диагностики. Сравнительная характеристика возбудителей дизентерии. Дифференциальная диагностика. Мазки по Граму из культур шигелл. Методы диагностики. Мазки по Бури-Гинсу из штаммов клебсиелл. Феномен «роения» протейного штамма. Феномен Шукевича
|
знать: основную характеристику возбудителей дизентерии. Принципы диагностики дизентерии. Характеристику возбудителей внутрибольничных инфекций.
уметь: сделать мазки по Граму из колоний шигелл, оценить морфологию.
владеть: решением ситуационных задач
|
14
|
Микробиологическая диагностика дифтерии и коклюша.
|
Дифференциальная диагностика дифтероидов и возбудителей дифтерии. Дифференциальная диагностика биоваров. методы определения токсигенности.
Особенности взятия материала при коклюше. Методы диагностики.
|
знать:Характеристику возбудителей. Принципы диагностики. Метод определения токсигенности.
уметь: оценить особенности морфологии C.diphtheriae в готовом препарате по Нейссеру.
владеть: решением ситуационных задач
|
15
|
Микробиологическая диагностика кокковых инфекций
|
Дифференциальная диагнотика сапрофитных и патогенных стафилококков. Диагностика стрептококковых инфекций. Особенности культивирования менингококков. Методы диагностики гонореи.
|
знать: характеристику стафилококков. Принципы дифференциальной диагностики S.aureus, S.epidermidis, S.saprophyticus. Характеристику стрептококков. Принципы диагностики стрептококковых инфекций.
уметь:проводить дифференциацию между S.aureus, S.epidermidis, S.saprophyticus.
владеть: решением ситуационных задач
|
16
|
Микробиологическая диагностика патогенных анаэробов
|
Методы диагностики столбняка. Методы определения типа ботулинического токсина. Методы диагностики газовой гангрены.
|
знать: характеристику возбудителей. Методы диагностики анаэробных инфекций.
уметь:оценить морфологию в готовых препаратах владеть:
|
17
|
Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры. Лабораторная диагностик сифилиса.
|
Дифференциальная диагностика М.tuberculosis, M.avium, M.bovis.
Микроскопический методы при лепре. Проба Мицуды.
|
знать: характеристику возбудителей. Методы диагностики туберкулеза и лепры.
уметь:оценить морфологию в готовых препаратах.
владеть: решением ситуационных задач
|
18
|
Лабораторная диагностика вирусных инфекций. Принцип диагностики гриппа и других миксовирусных инфекций
|
Методы культивирования вирусов гриппа. Методы идентификации вирусов гриппа А,В,С.
|
знать:Основную характеритику Orthomyxoviridae и Рaramyxoviridae .Принципы диагностики гриппа: методы идентификации типа вируса гриппа (А,В,С).
|
|