Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов





Скачать 155.17 Kb.
Название Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов
Дата 04.04.2013
Размер 155.17 Kb.
Тип Документы

Т е м а т и к а л а б о р а т о р н ы х з а н я т и й

Общая часть




тема лабораторного занятия

лабораторный практикум

компетенции

1

Микробиологические методы исследования. 4 часа.

Микробиологическая лаборатория и ее оборудование. Методы микроскопии. Нативные препараты.

знать:

  1. Правила работы в микробиологической лаборатории.

  2. Принципы классификации микроорганизмов.

  3. Бинарную номенклатуру.

уметь:

  1. готовить нативный препарат «раздавленная капля»

    1. из жидкой бактериальной культуры

    2. из бактериальной культуры с плотной питательной среды

  2. приготовить нативный препарат «висячая капля»

    1. из жидкой бактериальной культуры

    2. из бактериальной культуры с плотной питательной среды

  3. произвести прижизненную окраску бактерий

владеть:

  1. работой с сухим объективом

  2. работой с иммерсионной системой




2

Структура и функции бактерий. Основные формы и величина бактерий. Анатомия бактериальной клетки. Нуклеоид и его структура. Цитоплазма. Рибосомы. Плазмиды. Включения. Цитоплазматическая мембрана. Мезосомы. Клеточная стенка. 4часа

Приготовление фиксированных препаратов. Простые и сложные методы окраски. Простой метод окраски мазков. Окраска по Граму.

знать:

Особенности ультраструктуры бактерий, строение и функции основных структур бактериальной клетки,

уметь: приготовить фиксированные препараты

окрашивать простым методом препараты

владеть: морфологическим анализом бактериального препарата при иммерсионной микроскопии

3

Дополнительные структуры бактериальной клетки. Капсула, жгутики, фимбрии. Споры. 4 часа.

Метод выявления капсулы по Бурри-Гинсу. Метод выявления спор. Методы оценки подвижности бактерий.

знать:строение и функции дополнительных структур бактерий. Значение и процесс образования спор.

уметь: готовить препараты по Буррри-Гинсу, Леффлеру, Ожешко

владеть: оценкой подвижности бактерий

4

Клеточные формы микроорганизмов. Основные и переходные группы микроорганизмов: сравнительная характеристика. 4 часа.

Изучение морфологии грибов в нативном препарате «раздавленная капля» (препарат из плесени)

знать: сравнительную характеристику основных и переходных групп микроорганизмов

уметь: готовить нативный препарат из плесени


5

Химический состав микробной клетки. Питание микроорганизмов. Питательные среды, принципы культивирования бактерий. 4 часа.

Приготовление питательных сред. Методы стерилизации.

знать: химический состав и функции.

Основные функции микробов: особенности питания, дыхания, размножения, ферментативной активности.

уметь: готовить питательную среду


6

Процессы дыхания у микробов, методы создания анаэробиоза. Рост и размножение микробов. 4 часа.

Методы выделения чистой культуры. Методы посева на питательные среды. Описание выросших колоний. Методы отсева колоний.

знать: процессы дыхания, классификацию по типу дыхания, методы создания анаэробиоза, кривую размножения бактериальной популяции, типы культивирования

уметь: производить посевы на питательные среды различного по характеру материала

владеть: описанием колоний, производить отсевы

7

Бактериологический метод исследования: изучение биохимических свойств бактерий. 4 часа.


Методы изучения сахаролитической активности, протеолитической активности, антиоксидантных ферментов и гемолитической активности.

знать: значение и классификацию ферментов бактериальной клетки

уметь: оценивать сахаролитическую активность, протеолитическую, антиоксидатную, гемолитическую активность


8

Влияние внешних факторов на микробы. Методы оценки влияния физических и химических факторов на микроорганизмы и их использование. Биологические факторы. 4 часа.

Качественный и количественный методы оценки антибиотикочувствительности бактериальных культур.

знать: классификацию факторов внешней среды по характеру и типу влияния на микробы

уметь: оценивать антибиотикочувствительность бактерий


9

Микроорганизмы и биосфера. Микрофлора воды, почвы, воздуха. Нормальная микрофлора организма. Дисбактериозы. 4 часа.

Методы оценки чистоты воздуха и воды. Санитарные методы оценки чистоты почвы.

знать: микрофлору почвы, воды, воздуха, методы оценки чистоты.

уметь: оценивать коли-индекс, коли-титр воды и почвы

владеть: седиментационным методом оценки чистоты воздуха













































































































10

Положение вирусов в живом мире. Принципы классификации вирусов. Особенности. Структура и биохимия вирусов. Значение вирусного капсида. Геном вирусов. Принципы взаимоотношения «вирус-клетка». 4 часа.

Методы культивирования вирусов. Тканевые культуры.

знать:Особенности вирусов. Принципы строения вирусов. Геном вирусов. Репродукция вирусов. Методы культивирования вирусов. Классификацию тканевых культур. Признаки размножения вирусов в тканевой культуре.

:

11

Особенности морфологии и репродукции бактериофагов. Лизогения, ее значение. Практическое использование бактериофагов. 2 часа.

Методы работы с бактериофагами.

знать: Особенности морфологии и репродукции бактериофагов.

уметь:титровать бактериофаги.

Идентифицировать бактерии с помощью бактериофагов.

12

Особенности организации генетического аппарата. Плазмиды и цитоплазматическая наследственность. Значение плазмид в генетической инженерии. Фенотипическая и генотипическая изменчивость у микроорганизмов. Мутации, рекомбинации у микроорганизмов. 4 часа.

Генетические методы исследования микроорганизмов. Опыт трансформации и трансдукции.


знать:особенности строения гентического аппарата бактерий. Фенотипическая и генотипическая изменчивость у микроорганизмов. Мутации, рекомбинации у микроорганизмов.

уметь: поставить опыт транформации и трансдукции


13

Инфекционный процесс. Роль микроба в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность микробов. Факторы патогенности и их генетический контроль. Формы симбиоза. Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Формы инфекции. 4 часа.

Биологический эксперимент: этапы, значение.


знать:термины инфекция, инфекционный процесс и инфкционная болезнь. Формы инфекции. Факторы вирулентности.

уметь: производить заражение, вскрытие и бактериологический анализ при постановке биологического эксперимента


14

Факторы неспецифической резистентности организма. Фагоцитоз. Система комплемента. 4 часа.

Просмотр результатов. Описание колоний. Приготовление мазков. Определение каталазной активности.

методы оценки фагоцитарной активности.

знать: Гуморальные и клеточные факторы неспецифической резистентности организма

уметь: оценивать фагоцитарную активность – ФЧ, Финдекс, опсоно-фагоцитарный индекс.

владеть: определением каталазной активность бактерий :

15

Виды и формы иммунитета. Гуморальный иммунитет. Характеристика антигенов. Свойства антител. Классы иммуноглобулинов. Антителообразование. 4 часа.

Реакции агглютинации и преципитации. Ориентировочная реакция агглютинации на стекле. Определение токсигенности штаммов при диагностике дифтерии (реакция преципитации)

знать: Виды и формы иммунитета. Принципы работы гуморального иммунитета.

уметь: ставить развернутую ракцию агглютинации, реакцию преципитации

владеть:постановкой ориентировочной реакции агглютинации

16

Иммунная система организма. Иммунокомпетентные клетки. Формы иммунного ответа. Клеточные реакции иммунитета. 4 часа.

Реакции лизиса: реакция связывания комплемента, реакция бактериолиза, реакция иммобилизации, реакция агглютинации-лизиса.

знать:Органы и клетки иммунной системы. Принципы функционирования клеточного иммунитета

уметь:ставить реакции лизиса


17

Понятие об иммунопатологии. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания, трансплантационный иммунитет. 4 часа.


Оценка иммунного статуса.

знать: классификацию ИД, классификацию аутоиммунных заболеваний, понятие об аутоаг, секвестрированных АГ. Принципы трансплантационного иммунитета.

:

18

Гиперчувствительность немедленного типа. Гиперчувствительность замедленного типа. Кожные пробы. специфическая профилактика, активная и пассивная, препараты. 4 часа


Специфическая терапия и профилактика, препараты,

знать: классификацию аллергических реакций по Gell и Commbs. ринципы постанвик аллергических проб, значение.

Принципы пассивной и активной иммунопрофилактики и терапии.


Специальная часть



тема лабораторного занятия

лабораторный практикум

компетенции

1

Микробиологическая диагностика холеры. 3 часа

Методы дифференциации холероподобных и истинных вибрионов. Ускоренные методы диагностики.

знать: основную характеристику возбудителей холеры (от систематики до спец профилактики и терапии).Принципы диагностики.

уметь: приготовлять мазки и окрашивать из пленки на пептонной воде

владеть: решением ситуационных задач

2

Микробиологическая диагностика эшерихиозов. 3 часа.


Методы диагностики эшерихиозов. Дифференциальная диагностика непатогенных и условно-патогенных кишечных палочек. Среда Ресселя.

знать: основную характеристику кишечных палочек. Методы диагностики эшерихиозов.

уметь: сделать мазки по Грамму из колоний E.coli, оценить морфологию.

владеть: дифференциальной диагностикой непатогенных и условно-патогенных кишечных палочек, решением ситуационных задач

3

Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов.

Методы диагностики. Зависимость используемых методов от стадии патогенеза. Реакция Видаля.

знать: основную характеристику возбудителей брюшного тифа и паратифов. Методы диагностики.

уметь:ставить и оценивать реакцию Видаля

владеть:чтением результатов посева на среду Ресселя, решением ситуационных задач


4

Микробиологическая диагностика сальмонеллезов – пищевых токсикоинфекций.

Методы диагностики. Мазок из бактериальной культуры сальмонелл. Среда Ресселя.

знать: основную характеристику возбудителей сальмонеллезов-возбудителей пищевых токсикоинфекций.

уметь: сделать мазки по Граму из колоний сальмонелл, оценить морфологию.

владеть: решением ситуационных задач

5

Микробиологическая диагностика дизентерии.

Методы диагностики. Сравнительная характеристика возбудителей дизентерии. Дифференциальная диагностика. Мазки по Граму из культур шигелл.

знать: основную характеристику возбудителей дизентерии. Принципы диагностики дизентерии.

уметь: сделать мазки по Граму из колоний шигелл, оценить морфологию.

владеть: проведением дифференциальной диагностики по среде Ресселя

владеть: решением ситуационных задач

6

Микробиологическая диагностика условно-патогенных энтеробактерий.

Методы диагностики. Мазки по Бури-Гинсу из штаммов клебсиелл. Феномен «роения» протейного штамма. Феномен Шукевича в дифференциальной диагностике протейной инфекции.


знать: характеристику возбудителей внутрибольничных инфекций.

уметь: провести дифференциальную диагсностику возбудителей условно-патогенных возбудителей

владеть: решением ситуационных задач


7

Микробиологическая диагностика дифтерии и коклюша.

Дифференциальная диагностика дифтероидов и возбудителей дифтерии. Дифференциальная диагностика биоваров. методы определения токсигенности.

Особенности взятия материала при коклюше. Методы диагностики.


знать:Характеристику возбудителей. Принципы диагностики. Метод определения токсигенности.

уметь: оценить особенности морфологии C.diphtheriae в готовом препарате по Нейссеру.

владеть: решением ситуационных задач

8

Микробиологическая диагностика чумы, туляремии, бруцеллеза. 3 часа

Диагностика чумы. Серологические реакции Хеддльсона и Райта. Особенности применения биологического метода при диагностике туляремии. Кровяно-капельная реакция.


знать: характеристику возбудителей. Принципы диагностики.

уметь: оценить особенности морфологии в готовых препаратах.

владеть: решением ситуационных задач

9

Микробиологическая диагностика сибирской язвы

Методы диагностики сибирской язвы. Реакция Асколли. Аллергическая проба.

знать: характеристику возбудителей. Принципы диагностики.

уметь: оценить особенности морфологии в готовых препаратах.

владеть: решением ситуационных задач

10

Микробиологическая диагностика кокковых инфекций

Дифференциальная диагнотика сапрофитных и патогенных стафилококков. Диагностика стрептококковых инфекций.

знать: характеристику стафилококков. Принципы дифференциальной диагностики S.aureus, S.epidermidis, S.saprophyticus. Характеристику стрептококков. Принципы диагностики стрептококковых инфекций.

уметь:проводить дифференциацию между S.aureus, S.epidermidis, S.saprophyticus.

владеть: решением ситуационных задач

11

Микробиологическая диагностика кокковых инфекций

Особенности культивирования менингококков. Методы диагностики гонореи.

знать:характеристику гонококков и менингококков. Принципы диагностики инфекций, вызываемых грамотрицательными кокками.

уметь:оценить морфологию в готовых препаратах

владеть: решением ситуационных задач

12

Микробиологическая диагностика патогенных анаэробов

Методы диагностики столбняка. Методы определения типа ботулинического токсина. Методы диагностики газовой гангрены.


знать: характеристику возбудителей. Методы диагностики анаэробных инфекций.

уметь:оценить морфологию в готовых препаратах владеть:

13

Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры.

Дифференциальная диагностика М.tuberculosis, M.avium, M.bovis.

Микроскопический методы при лепре. Проба Мицуды.


знать: характеристику возбудителей. Методы диагностики туберкулеза и лепры.

уметь:оценить морфологию в готовых препаратах.

владеть: решением ситуационных задач

14

Микробиологическая диагностика спирохетозов

Методы диагностики в зависимости от периода заболевания (сифилиса).

Реакция Васерманна. Реакция иммобилизации.

Сравнительная диагностика боррелиозов.

Методы диагностики лептоспироза.


знать: характеристику патогенных спирохет Методы диагностики спирохетозов.

уметь: оценивать результаты серологических реакций (Реакция Васерманна. Реакция иммобилизации).

владеть: решением ситуационных задач

15

Микробиологическая диагностика риккетсиозов и хламидиозов.

Сравнительная диагностика риккетсиозов. Серологические реакции Вейля-Феликса. Молекулярно-биологическая диагностика хламидиозов.


знать: характеристику патогенных спирохет Методы диагностики риккетсиозов и хламидиозов.


16

Лабораторная диагностика гриппа и других миксовирусных инфекций

Методы культивирования вирусов гриппа. Методы идентификации вирусов гриппа А,В,С.

знать:Основную характеритику Orthomyxoviridae и Рaramyxoviridae .Принципы диагностики гриппа: методы идентификации типа вируса гриппа (А,В,С).


17

Лабораторная диагностика РНК-содержащих вирусов.

Методы диагностики пикорнавирусов, рабдовирусов, энтеровирусов.

знать:характеристику вирусов бешенства, СПИДа, энцефалитов, энтеровирусов.

18

Лабораторная диагностика ДНК-содержащих вирусов.

Методы диагностики гепатита В, герпесвирусов, вируса оспы.

знать: характеристику вирусов простого герпеса, ветряной оспы, Эпштейна-Барр, оспы, гепатитов.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon Систематика, номенклатура микроорганизма, принципы классификации микроорганизмов
Задачи систематики показать степень родства между организмами и эволюционную связь. Принципы классификации...
Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon 1 Основные принципы классификации микроорганизмов. Понятие рода, вида, подвида, штамма

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon Правила работы и техника безопасности в химической лаборатории

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon Правила госпитализации инфекционных больных. Принципы устройства и режим работы инфекционного стационара

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon Правила техники безопасности при работе в иммунологической лаборатории Правила забора крови для иммунологических

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon Тема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение пред­мета и его задач. Организация работы
Цель. Изучить понятие предмета ортопедической стоматологии, цели и задачи предклинического курса,...
Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon Правила прохождения обследований в радиоизотопной лаборатории

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon 1 эпидемиология порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I iv групп

Правила работы в микробиологической лаборатории. Принципы классификации микроорганизмов icon 1 эпидемиология порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы