|
Скачать 0.76 Mb.
|
Нейропсихиатрические расстройстваПособие по диагностике и лечению детей и подростков. Составлено по результатам работы с расстройствами аутистического спектра, СДВГ, СНК, синдромом Торетта, умственной отсталостью, шизофренией и биполярным расстройством в Швеции. Автор пособия Берит Лагерхейм Перевод со шведского Ярошенко Н.А. Для семинаров в Нижнем Новгороде апрель 2009 Работая и общаясь с детьми с нейропсихиатрическими отклонениями, важно занять правильную перспективу. Чаще всего основной вопрос заключается в том, как удовлетворить специфические потребности таких детей в группе и как спланировать то, что будет им необходимо в будущем. Нейропсихиатрические отклонения связаны с пониженными способностями к концентрации внимания, недостатком выносливости, нарушенными способностями к координации и автоматизации деятельности и, кроме того, с особенностями восприятия, мышления и взаимодействия с другими людьми. Что мы можем сделать для детей с нейропсихиатрическими отклонениями, чтобы защитить их и помочь им? Находясь в непосредственной близости к детям и подросткам с нейропсихиатрическими отклонениями: - испытываешь чувства беспомощности, собственной недостаточности и возможно страха; - надеешься на то, что кто-то другой сможет решить проблему; - не хочешь, чтобы ребенок страдал; - продолжаешь оберегать ребенка, как маленького, или наоборот - требуешь от него больше того, на что он способен; - волнуешься из-за того, что что-то не так, как должно быть, или наоборот, недооцениваешь серьезность проблем, надеешься, что они с возрастом пройдут; - ищешь объяснений, чаще всего упрощенных; - применяешь разнообразные методы и подходы, когда обычные способы решения проблем не приносят результата; - обвиняешь себя или других, ищешь и находишь виноватого; - испытываешь стресс, возможно злишься и раздражаешься, болезненно реагируешь на критику; - недостаток ресурсов приводит к переутомлению и синдрому «выгорания». Почему мы волнуемся? - Причины волнения индивидуальны. - Собственный опыт. Отсутствие опыта. - Страх потери контроля над ситуацией. - Страх, что ребенок остановится в развитии. - Переживания по поводу того, что ребенок возможно страдает. - Сомнения относительно того, правильно ли мы все понимаем и правильные ли методы используем. - Сомнения относительно того, достаточно ли у нас ресурсов, чтобы справиться с ситуацией. - Вокруг ребенка с особенностями обычно присутствует напряжение. ^ - Понять своего ребенка. - Организовать повседневную жизнь. - Видеть, что их ребенок развивается. - Видеть, что их ребенок хорошо себя чувствует психически. - Быть оправданными. ^
Иногда сложно определить, что является необычными, экстремальными чертами, задержкой развития в пределах нормы и что является собственно отклонениями. Также сложно бывает определить, является ли симптоматика ребенка нормальной реакцией на внешние обстоятельства его жизни или же она указывает на расстройство психических функций. ^ - Дети рождаются со способностями и с ограничениями. - Развитие происходит во взаимодействии с окружающей средой. - Существуют родители, которые не успевают или не имеют достаточно ресурсов, чтобы создать ребенку необходимые условия развития. - Братья и сестры также требуют внимания. - Существуют культурные различия. - Стресс приводит к раздражению, нервозности, депрессии. - Дети по-разному реагируют на неудовлетворительную социальную ситуацию развития, хуже всего тем, кто становится козлом отпущения, тем, кто недостаточно понимает и тем, кто не может контролировать свои импульсы. - Дети реагируют по-разному на разных стадиях психического развития. МЕНТАЛИЗАЦИЯ – Теория психического «Theory of mind», (TOM) (Крис Ашвин, Саймон Барон-Коен, Кэмбридж; Ута Фрит, Лондон) - Важный аспект нормального социального взаимодействия. - Способность узнавать и понимать то, что думают и чувствуют другие люди, и исходя из этого уметь прогнозировать их поведение (C. Aшвин). - Интуитивная способность понимать, что другие люди испытывают чувства и мысли, отличающиеся от твоих собственных (У. Фрит). - Вероятно существует некий стартовый набор способностей, которого нет у аутичных детей. Эти дети учатся социальному взаимодействию очень медленно, отстают на 5 лет (У. Фрит). ЭМПАТИЯ (Крис Ашвин, Саймон Барон-Коен) Koгнитивные компоненты A – способность абстрагироваться от своей собственной точки зрения; B – способность понимать, что другие люди находятся в своем психическом состоянии, и руководствоваться этим в своих действиях и рассуждениях (касается не только людей, но и животных); C – способность сопереживать другому человеку, находиться вместе с ним в его психическом состоянии, руководствуясь внешними признаками этого состояния; D – способность прогнозировать поведение других людей исходя из их психического состояния. Aффективные компоненты - взвешенная и адекватная эмоциональная реакция на эмоциональное состояние другого. ………………………………………………………………………………………………………… Тест Брокколи (Репачоли и Гопник -97). Тестировались дети 14 и 18 месяцев. Между ребенком и экспериментатором клали печенье и капусту брокколи, которые ребенок попробовал на вкус. Взрослый говорил ”MMM” (вкусно) , когда ребенок пробовал капусту и недовольно морщился на печенье. Когда экспериментатор попросил ребенка дать ему что-нибудь попробовать, 14-месячный ребенок предлагал ему печенье, а 18-месячный – брокколи. …………………………………………………………………………………………………………… Развитие способности к эмпатии (по Aшвину) Грудные младенцы (от 24 часов) обладают врожденным интересом к социальным стимулам, девочки обнаруживают этот интерес раньше, чем мальчики. (Конеллан, Барон-Коен 2000). - Однодневные младенцы отличают радостные лица от грустных (Филд и Вальдер, 1981). - Пятимесячные младенцы уже могут различать звуковые выражения эмоций и умеют сопоставлять выражения лиц и соответствующие им звуки. Малыши в 10–12 месяцев ищут поддержку в выражениях лиц родителей. Эти сигналы информируют детей о том, опасен ли тот, к кому они приближаются. Совместное внимание (Joint attention) (Барон-Коен): развивается к 18 месяцам. - Указать на то, что он в данный момент хочет, могут большинство аутичных детей (протоимперативное указывание). - Указать на что-то с целью поделиться впечатлением о чем-то интересном аутичные дети не могут (протодекларативное указывание). Следование взором за кем-то или чем-то: развивается к 9–14 месяцам Эта способность снижена при аутизме (Ликам, Барон-Коен, 1989). Социальная имитация: развивается с 5-8 недель до 1 года. Игра «понарошку»: начинает развиваться с 18 месяцев. Сниженная способность при аутизме (Барон-Коен-87). Старшая группа детского сада с 4-5 лет Справляются с тестом «ложные представления» ”false belief”, другими словами, могут отличать то, что они знают сами, от того, что другие думают или знают. - Аутичным детям сложно справиться с тестами на «теорию психического», например - с тестом «ложные представления», они начинают справляться с ним в более старшем возрасте. - Дети, у которых есть братья и сестры и связанные с этим игровые возможности, а также дети, много играющие в «понарошку» и много общающиеся со взрослыми, созревают быстрее в отношении понимания других людей. - Положительно влияют разговоры со взрослыми о чувствах, например во время чтения сказок. Школьники 7-11 лет Тестируются посредством историй ”faux pas”, в которых то, что делается и говорится - социально неадекватно. (Например истории Хаппе, Рассказы из повседневной жизни Каланда.) Девочки развиваются на 2 года раньше мальчиков. Аутичные дети испытывают огромные трудности. Взрослые Распознавание настроений по «глазному» тесту Барона-Коена 1997, 2001. Женщины справляются с тестом лучше чем мужчины. Люди с расстройствами аутистического спектра испытывают большие трудности. Развитие ментализации (по Ута Фрит, Лoндон) Предстадии - интерес к социальным стимулам; 0 мес - различает биологическое движение; 3 мес - реагирует на взаимодействие (тянется вперед); 6 мес - формируется представление о цели и средствах ее достижения. 9 мес Совместное внимание (Joint attention) - следует взглядом; 3 мес - социальное соотнесение; 9-12 мес - протодекларативное указывание; 12 мес - произвольно тянется вперед и изучает. 12 мес Имплицитная ментализация (подразумеваемое) – от 18 мес (понимание за пределами непосредственно воспринимаемой информации от органов чувств). - игра «понарошку»; - выучивает слова, повторяя за взрослым; - понимает разницу между "видеть" и "знать"; - понимает шутки и ложь; - понимает намерение; - понимает то, что подразумевается в тестах ”Ложные представления”. Эксплицитная ментализация от 4-6 лет - Исправляет недопонимание, указывая на неверные посылки. - Понимает более высокие и сложные уровни психических состояний. При аутизме - Ранние признаки трудностей в имплицитной ментализации. - Эксплицитная ментализация с 12 лет. ? Отсутствие стартового набора необходимых способностей? ? Можно ли научиться эксплицитной ментализации не освоив имплицитную ментализацию? Некоторые дети не могут организовать и систематизировать внешние впечатления во внутреннюю систему понимания происходящего ^ Опыт и воспитание не «задерживаются в голове», в результате чего ребенку: - сложно понять то, что происходит с ним и вокруг него; - ребенок не может спланировать и организовывать свою деятельность; - ребенок не умеет предвидеть; - ребенок не может думать несколькими способами; - ребенку сложно понимать других; - ребенку сложно испытывать взаимность; - ребенку сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения; - ребенку сложно понимать и учитывать чужие интересы. ^ В этом случае ребенок улавливает только начало контекста и упускает середину и конец. Это приводит к: - пробелам во внутренней системе понимания происходящего; - сложностям в понимании причинно-следственных связей; - сложностям в понимании смысла ситуации и общей картины; - сложностям в перемещении фокуса внимания, что ведет к трудностям понимания своей роли в том, что происходит вокруг; - расстройство внимания ведет к отвлекаемости. ^
Детям с нейропсихиатрическими отклонениями сложнее справляться со стрессом, напряжением и травматическими переживаниями. Эти дети, как правило, нуждаются в большей опеке и большей тренировке, чем их сверстники. ^ Поведение/симптомы, которые могут свидетельствовать о наличии нейропсихиатрической проблематики. Симптомы, которым следует уделять внимание вне зависимости от возраста ребенка: Дети, которые: - не развиваются в соответствии с возрастными нормами; - не научаются, как другие дети, непостоянны в своих умениях: иногда справляются с задачами, а иногда – нет; - реагируют неадекватно, ведут себя так, что окружающие удивляются; - эмоционально лабильны, настроение у которых часто меняется; - склонны к гневным вспышкам, сбегающие из дома, протестующие, слишком часто попадающие в конфликтные ситуации; - изолируются и становятся ”невидимыми”; - испытывают трудности с взаимностью; - считают, что люди всегда «мешают»; - испытывают трудности в саморегуляции ритма жизни, активности, сна, приема пищи; - испытывают трудности в развитии навыков ухода за собой; - с трудом осваивают ежедневный распорядок; - имеют позднее/отклоняющееся развитие моторики; - имеют позднее/отклоняющееся речевое развитие и запоздалое развитие способности к коммуникации; - теряют способности – развитие идет в обратную сторону; - с трудом приспосабливаются к любым изменениям, перестройкам, все должно быть привычно; - больше, чем обычные дети злятся, капризничают и тревожатся; - испытывают сложности в понимании и усвоении целостности и контекста; - имеют ограниченную способность воспринимать, не учатся на собственном опыте, не способны к генерализации опыта, не видят связей; - не понимают, что такое ”достаточно”; - отклоняются от нормы в отношении игрового развития и навыков совместной игры; - демонстрируют стереотипные движения, игры и поведение, а также тики и навязчивости; - "застревающие", демонстрируют вязкость и ригидность в мыслях и интересах, персеверации; - слишком хаотичны или наоборот слишком педантичны; - не способны организовать свою деятельность; - постоянно нуждаются в том, чтобы их подталкивали, сами не начинают делать ничего; - гиперчувствительны на уровне ощущений; - с эхолалией и эхопраксией; - с выпадением сознания. У младенцев - Очень беспокойный, крикливый и с трудом успокаиваемый ребенок. - Трудности в регуляции сосания, ритма жизни, сна. - Не получает удовлетворения от телесного контакта. - Гипертония/Гипотония. - Отклонения в отношении зрительного контакта, ответной улыбки, гуления, прислушивания. У малышей постарше: - Сложности саморегуляции. Энурез. Энкопрез. - Странные привычки в отношении хождения в туалет. - Позднее/отклоняющееся развитие моторики и/или речи. - Не указывает пальцем, не показывает ничего, нет зрительного контакта. - Не исследует, не играет. - Засовывает несъедобные вещи в рот. - Чрезмерно самостоятельные дети, «не оглядывающиеся назад». - Чрезвычайно сложно/легко приспосабливаются к детскому саду. - Не интересуются другими детьми. - Чрезмерно капризные дети. У школьников: - Не способны работать в группе. Не воспринимают информацию, находясь в группе. - Не понимают смысла и контекста, целостной картины. - Не понимают общих правил/не следуют общим правилам. - Учатся с большим трудом. Имеют проблемы с концентрацией, удержанием внимания. - Нет чувства времени, отсутствует понятие времени. - Не могут делать два дела одновременно. - Подвергаются травле и насмешкам. - Имеют множественные тики, вокальные тики. - Имеют навязчивые состояния. У подростков: - Не способны ответственно организовывать свою учебу и свободное время. - Не развивают адекватных возрасту интересов. - Остаются несамостоятельными, зависимыми от "помогающего я". Остаются привязанными к одному из родителей или братьев/сестер. - Расстройство пищевого поведения. - Социальная фобия. - Навязчивые состояния. - Часто прогуливают школу, сидят дома. - Деструктивное поведение по отношению к самим себе. - Рискованное поведение. ^
В настоящее время ведутся дискуссии о возможных нейропсихиатрических отклонениях при шизофрении и при расстройствах личности, в частности при пограничном личностном расстройстве. |