Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому





Скачать 190.46 Kb.
Название Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому
Дата 15.03.2013
Размер 190.46 Kb.
Тип Документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрав России


Кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


по дисциплине «Кожные и венерические болезни»

для специальности – Организация здравоохранения и общественное здоровье

^ ДЛЯ ИНТЕРНОВ


К ПРАКТИЧЕСКОМУ

ЗАНЯТИЮ № 4


ТЕМА: «ДЕРМАТИТЫ, ТОКСИКОДЕРМИИ, ЭКЗЕМА»


Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 4 от «23 » октября 2012 г.

Заведующий кафедрой

Д.м.н., профессор _______________________________ Прохоренков В.И.


Составители:

К.м.н., доцент __________________________________Гузей Т.Н.

К.м.н., доцент___________________________________Бекетов А.М.


Красноярск

2012

1. Занятие №4

Тема: «Дерматиты, токсикодермии, экзема»


2.Форма организации учебного процесса – практическое занятие.

Разновидность занятия: клиническое

Методы обучения: активные и интерактивные


^ 3. Значение темы.

Знание клинических особенностей и дифференциальной диагностики дерматитов и токсикодермий необходимы врачам, учитывая очень большую распространенность, многообразие клинических форм, трудности дифференциальной диагностики, нередко тяжесть течения этих заболеваний.

^ Цели обучения:

- общая

Обучающийся должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального дерматовенерологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-2);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-4);

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области дерматовенерологии (ПК-1);

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы кожных заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при кожных заболеваниях, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в дерматовенерологической группе заболеваний (ПК-3);

- способностью и готовностью назначать больным с заболеваниями кожи адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии.

- учебная:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен:

  • знать этиологические и патогенетические факторы развития этих заболеваний;

  • знать классификацию дерматитов и токсикодермий, экземы;

  • особенности клинических проявлений дерматитов и токсикодермий, экземы;

  • уметь собрать анамнестические данные у больных;

  • уметь провести диагностические тесты, позволяющие верифицировать данные заболевания;

  • владеть основными методами обследования и лечения больных.


^ 4. Место проведения практического занятия

Учебная комната кафедры, стационар Красноярского краевого кожно-венерологического диспансера №1.


5. Оснащение занятия

Компьютерная презентация, электронный атлас кафедры, атласы по специальности, муляжи по теме занятия.


^ 6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта практического занятия




п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность (мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятия

2

Проверка посещаемости


2.

Формулировка темы и цели

3

Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия

3.

Контроль исходного уровня знаний, умений

5

Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи


4.

Раскрытие учебно-целевых вопросов

5

Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)


5.

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль):

60

Работа

а) с больными, с наглядным материалом (при отсутствии достаточного набора больных)

б) с историями болезней

в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов;

представление больных преподавателю; разбор больных с активным участием группы по типу клинической конференции.


6.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия

10

Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи


7.

Задание на дом (на следующее занятие)

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.).


Всего:

90





7. Аннотация (краткое содержание темы)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Willan 1808

Unna 1884

Дерматит – воспалительное заболевание кожи, возникающее под действием экзогенных факторов: физических, химических, биологических.

Токсикодермия - воспалительное заболевание кожи, возникающее под действием эндогенных факторов.

ЭТИОЛОГИЯ

I-лекарственные препараты

Антибиотики – 38,0 %

Сульфаниламиды – 32,4 %

Анальгетики – 12,7 %

Барбитураты – 4,4 %

Витамины – 4,1 %

Новокаин – 2,0 %

Прочие – 0,4 %

Не удается установить – 4,0 %

У 51,7% больных заболевание на сочетанные препараты

II-алиментарные факторы вызывающие токсикодермию: алкоголь(технические спирты), пищевые добавки, красители, усилители вкуса синтетического происхождения, консерванты, нитраты.

^ III-бытовая химия, косметические средства (эфиры, формальдегиды, смолы)

IV-
прочие

Контактные дерматиты делят условно на дерматиты химической и физической природы.

Физические факторы - потертость, омозолелость.

Пеленочный дерматит, опрелость, отморожения, ожоги, рентгеновский дерматит.

Химические факторы: медикаментозные, дерматиты на горюче-смазочные материалы, дерматиты, связанные с бытовой химией, луговой дерматит.

ПАТОГЕНЕЗ

Тип I анафилактоидный (аллергические реакции немедленного типа) опосредуются Ig Е, взаимодействие с антигеном приводит к выбросу гистамина, простагландинов из тучных клеток (уртикарные элементы пример: крапивница, отек Квинке, анафилактический шок).

Тип II цитотоксический

Опосредован Ig G и Ig М или комплементом.

1. Комплементопосредованная цитотоксичность (лизис тромбоцитов и лейкоцитов)

2. Антителозависимая клеточная цитотоксичность или активация фагоцитоза


КЛАССИФИКАЦИЯ

Токсикодермии:

  1. токсические

  2. аллергические

  3. смешанные

  1. ограниченные (фиксированная эритема)

  2. диффузные


По степени тяжести:

I.Легкая

  1. Средней тяжести

  2. Тяжелая

  3. Крайне тяжелая (лизис клеток или их фагоцитов)

КЛАССИФИКАЦИЯ

Дерматиты: острые и хронические;

  1. контактные

  2. аллергические

  3. контактно-аллергические

  4. профессиональные дерматиты

по выраженности поражения:

I степени (воспаление с явлениями эритемы, отечности, зудом, жжением)

II степени (к указанным симптомам присоединяется появление пузырьков и пузырей)

III степени (некротизация, изъязвление)

Диагностика дерматитов

  1. кожные пробы

  2. реакция агломерации лейкоцитов

  3. иммунология

  4. контактная биомикроскопия

Чем отличить аллергический дерматит от простого

  1. латентный период от 4-х до 10-ти дней

  2. зона поражения выходит за пределы контакта

  3. истинный полиморфизм высыпаний не выражен

  4. кожные пробы указывают на моновалентную сенсибилизацию

  5. убрать аллерген - нет клиники

Дианостика токсикодермии

  1. Иммунологическое обследование – определение уровня общего Ig E,Ig A, Ig M, Ig G, субпопуляций лимфоцитов; определение специфических Ig E, Ig G-AT.

  2. Клинические эквиваленты аллергии: системность поражения кожи, слизистых и внутренних органов. Повышение температуры в ближайшие 2 часа после приема препарата. Наличие периода сенсибилизации: реакция на 3-7 день лечения или на первую инъекцию ранее принимаемого препарата.

^ Токсикодермии в виде пигментных пятен

As, Bi, Pb, Au, Ag, акрихин, хинин, ацетилсалициловая кислота, антипирин, фенолфталеин, кальциферол, пенициллин, метациклин, сульфаниламиды, фенацетин, левамизол, метотрексат, противозачаточные средства

^ Лихеноидные реакции

Хингамин, хинин, фенотиазины, As, ПАСК, стрептомицин, тетрациклин, витамин Bi, препараты J, Pb, Bi, An, сурьма, антидиабетические сульфопрепараты

^ Узловатые токсикодермии ( в т.ч. острая узловатая эритема)

Сульфаниламиды, препараты J, Br, As, вакцины, производные пиразолона и салициловой кислоты, гризеофульвин, циклофосфан, метотрексат.


^ Многоформная экссудативная эритема

Бензин, СО, укусы змей, патология ЖКТ, почечная интоксикация, лекарства

Стоматит

Pb, Bi

Аллергический васкулит

Антибиотики, сульфопрепараты, барбитураты, антикоагулянты, витамин В6, бутадион, аспирин, J, As, кортизон, АКТГ

^ Ладонно-подошвенная кератодермия

As, Au, эпилин, акрихин

Чёрный акантоз

Никотиновые кислоты

Везикулярные токсикодермии, везикуло-отёчная эритродермия

As, Bi, Au, антибиотики, барбитураты, хинин, Вг

^ Пустулёзные токсикодермии

J, Br, Cl, F

Угревые токсикодермии

В6, В12, изониазид, фенобарбитураты, Li, азатиоприн

Буллёзные токсикодермии

Антибиотики, барбитураты, сульфопрепараты, Br, J

^ Ртутная токсикодермия

Hg

Фиксированная токсикодермия

Пиразолоновые препараты (антипирин, анальгин, амидопирин), сульфопрепараты, барбитураты, салицилаты, антибиотики, фенолфталеин, хлоралгидрат, хинин, J, As, Bi, антигистаминные и др.

^ Бромодерма, йододерма туберозные

Галогены

Окрашивание кожи и слизистых («синий человек», аурантиаз -каротинодермия)

«Морилка», избыток каротина в пище; каротинодермия может быть при гипотиреозе.

ЛЕЧЕНИЕ

  1. Отмена препаратов

  2. Неспецифическая гипоаллергенная диета, при III-IV степени тяжести – стол (1А) или парентеральное питание.

  3. Парентеральное введение, доза индивидуальная от 4 до 32 мг дексаметазона или целестона в сутки, исходя из минимально необходимой, особенно при III-IV степени тяжести, с постепенным снижением при стабилизации состояния до полной отмены.

  4. Всем больным показана интенсивная трансфузионная терапия, направленная на дезинтоксикацию и выведение причинно-значимого аллергена-медикамента. Суточный объем трансфузионной терапии у больных III-IV степени тяжести может достигать 6000-8000 мл в сутки под контролем центральной гемодинамики, диуреза, КЩС.

  5. Растворы электролитов.

  6. Плазмозамещающие растворы.

  7. Солевые растворы.

  8. Симптоматическая терапия

ЭКЗЕМА

Клинические формы: истинная, микробная, контактная микотическая, нумулярная, дисгидротическая.


^ 8. Вопросы по теме занятия.

1. Этиология дерматитов и токсикодермий, экземы.

2.Классификация дерматитов и токсикодермий, экземы.

.Современные представления о патогенезе дерматитов и токсикодермий.

4. Дифференциальная диагностика дерматитов и токсикодермий.

5. Современные и традиционные методы лечения больных различными формами дерматитами и токсикодермиями, экземы.

6. Тактика ведения больных с этими заболеваниями.


^ 9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

001. Облигатными раздражителями являются следующие вещества, кроме:

1) концентрированных растворов минеральных кислот и щелочей

2) газообразных и парообразных веществ (сероводород и др.)

3) боевых отравляющих веществх кожно-нарывного действия

4) концентрированных растворов солей тяжелых и щелочных металлов

5) низкоконцентрированных растворов минеральных кислот и щелочей.


002. Факультативные раздражители могут вызывать

1) эпидермиты

2) неаллергические контактные дерматиты

3) масляные фолликулиты

4) гиперкератозы

5) верно 1,2,3,4.


003. К физическим факторам, которые могут вызвать контактный дерматит, относятся

1) механические воздействия

2) воздействия низких и высоких температур

3) различные виды лучистой энергии (проникающие и непроникающие излучения)

4) воздействие электрическим током

5) верно 1,2,3,4.


004. К веществам фотодинамического действия относятся

1) продукты перегонки каменного угля

2) продукты перегонки нефти

3) продукты перегонки сланцев

4) некоторые лекарства и растения

5) верно 1,2,3,4.


005. Токсикодермия характеризуется

1) бурной воспалительной реакцией кожи

2) большой распространенностью, вплоть до эритродермии

3) нарушением общего состояния

4) быстрым регрессом после устранения контакта с аллергеном

5) появлением после кратковременного воздействия примочки с таннином.


006. Проникновение аллергенов в кожу осуществляется путями

1) трансэпидермальным

2) трансгландулярным

3) трансфолликулярным

4) верно 1,2,3

5) верно 2,3.


007. Пути элиминации аллергенов из кожи

1) катаболический

2) иммунный

3) транспортный

4) анаболический

5) верно 1,2,3


008. Какие раздражители не вызывают простой контактный дерматит?

1) механические

2) физические

3) биологические

4) психоэмоциональные

5) химические


009. Характер течения простого контактного дерматита

1) рецидивирующий

2) острый

3) подострый

4) хронический

5) латентный


010. Что не характерно для клинической картины контактного простого дерматита?

1) боль

2) жжение

3) эритема

4) четкие очертания

5) нерезкие границы


011. Простой контактный дерматит характеризуется всем перечисленным, кроме

1) четких границ

2) локализации в местах контакта с раздражителем

3) волдырей

4) гиперемии

5) жжения


012. Ожог, вызванный концентрированной щелочью, характеризуется всем перечисленным, кроме

1) сухого струпа

2) мягкого струпа

3) нечетких границ

4) постепенного распространения некроза вглубь и по периферии

5) рыхлого струпа


013. Что не характерно для клинической картины контактного аллергического дерматита?

1) зуд

2) боль

3) жжение

4) эритема

5) нерезкие границы


014. При контактном аллергическом дерматите наименее поражаются

1) веки

2) шея

3) половые органы

4) руки

5) ладони


015. Клинические особенности контактного аллергического дерматита

1) моновалентная чувствительность

2) поливалентная чувствительность

3) высыпания по всему кожному покрову

4) доминируют мокнутие и серозные колодцы

5) эволюционный полиморфизм


Эталоны ответов: 001 - 5, 002 - 5, 003 - 5, 004 - 5, 005 - 5, 006 - 4, 007 - 5, 008 - 4, 009 - 2, 010 - 5, 011 - 3, 012 -1, 013 - 2, 014 - 5, 015 - 1.


^ 10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача №1


Мужчина 76 лет успешно перенес коронарное шунтирование. Через 2 суток после операции он заметил красную бляшку, сопровождающуюся жжением и зудом, на месте операции. В анамнезе сведений о заболеваниях кожи нет.

Физикальное обследование. Температура 37°С. Кожа: красная отечная бляшка (15x5 см) с четкими границами, расположенная на месте операции. Кроме того, выявляют шелушение и экскориации. Область пораже­ния более горячая по сравнению с окружающей здоровой кожей. Лимфоузлы не увеличены. Обзорная рентгенография грудной клетки: признаки перенесенной стернотомии, скобки на коже.

Дополнительные исследования. Микроскопия препарата, обработанного гидроксидом калия, элементов грибов не выявила. Общий анализ крови — без патологии.

Вопросы.

  1. О каком заболевании идет речь?

  2. Обоснование диагноза.

  3. С чем дифференцировать?

  4. Какое лечение целесообразно назначить?

  5. Перечислите пути проникновения химических веществ в кожу.

Ответы:

    1. Острый контактный аллергический дерматит.

    2. Появление кожного процесса на месте операции.

    3. Дифференцировать с рожистым воспалением, токсикодермией.

    4. Антигистаминные препараты, гипосенсибилизируюие препараты, местно – ГКС мази в чистом виде.

    5. Трансэпидермальный, трансгландулярный, трансфолликулярный.


Задача №2

Девочка 4 лет афро-американского происхождения страдает папулезной сыпью, расположенной симметрично вокруг рта и глаз. Высыпания не вызывают субъек­тивных ощущений. Самочувствие больной хорошее. Глаза и суставы не поражены; быстрой утомляемости, лихорадки и похудания нет. Около 3 мес назад больной были назначены сильнодействующие кортикостероиды для местного примене­ния в сочетании с противогрибковыми средствами.

Физикальное обследование: Основные физиологические показатели в норме. Кожа: папулы цвета нормальной кожи диаметром 1-2 мм вокруг рта и глаз; гиперпигментация вокруг рта; узкий ободок вокруг красной каймы губ свободен от высы­паний (см. рисунок). Лимфоузлы не увеличены. Обследование суставов и глаз — без патологии.

Дополнительные исследования:Микроскопия препарата, обработанного гидроксидом калия, элементов грибов и клещей рода Dетоdех не выявила. Общий анализ крови, концентрация кальция в крови, активность ангиотензин-преврашающего фермента, биохимические показатели функции печени в норме. Обзорная рентгенография грудной клетки без патологии. Офтальмологическое обследо­вание без патологии. Биопсия кожи: не готова.

Вопросы.

    1. О каком заболевании идет речь?

    2. Что по вашему мнению явилось причиной заболевания?

    3. Какое лечение целесообразно назначить?

    4. Перечислите пути проникновения химических веществ в кожу.

    5. Ваши рекомендации больной.

Ответы.

  1. Острый контактный аллергический дерматит.

  2. Повидимому антимикотики в составе мази.

  3. Антигистаминные препараты, гипосенсибилизируюие препараты, местно – примочки с р-ом танина, ГКС мази в чистом виде.

  4. Трансэпидермальный, трансгландулярный, трансфолликулярный.

  5. Консультация аллерголога-педиатра.


Задача №3

Женщине 31 года по поводу гидраденита был назначен бисептол. Спустя 6 ч по­сле первого приема препарата она заметила зудящее красное пятно на правой яго­дице. Больная отмечает, что год назад у нее были такие же высыпания с той же са­мой локализацией, и они также были связаны с приемом бисептола.

Физикальное обследование. Основные физиологические показатели в норме. Кожа: красное слегка отечное пятно с четкими границами диаметром 3 мм на правой ягодице (см. рисунок). Несколько красных плотных папул и абсцесс диаметром 1 см в паховой области.

Вопросы:

1. О каком заболевании идет речь?

2. Обоснование диагноза.

3. Дифференциальный диагноз.

4. Какое лечение целесообразно назначить?

5. Перечислите основные группы медикаментозных препаратов – аллергенов.

Ответы:

1. Фиксированная токсикодермия медикаментозная.

2. Связь с приемом медикаментов, фиксированный характер высыпаний.

3. Дифференцировать с контактным аллергическим дерматитом.

4. Отменить бисептол. Энтеросорбенты, физраствор, ацель, дисоль в/в, системные ГКС в/в, антигистаминные препараты. Местно – ГКС мази.

5. Препараты пенициллина, сульфопрепараты, барбитураты, нестероидные противовоспалительные пр-ты, салицилаты, антипиретики, аналгетики.


Задача №4

У мужчины после ремонта в квартире на кистях появились гиперемия, мокнутие, трещины. Ранее кожных заболеваний не было.

Вопросы.

1.О каком заболевании идет речь?

2.Обоснование диагноза.

3.Какое лечение целесообразно назначить?

4.Перечислите пути проникновения химических веществ в кожу.

5.Ваши рекомендации больному.

Ответы.

1.Острый контактный аллергический дерматит.

2.Контакт с химическим веществам и, отсутствие ранее кожной патологии.

3.Антигистаминные препараты, гипосенсибилизируюие препараты, местно – примочки с р-ом танина, ГКС мази в чистом виде.

4.Трансэпидермальный, трансгландулярный, трансфолликулярный.

5.Консультация аллерголога.


Задача №5

Пациентка 20 лет жалуется на высыпания на кистях в течение 6 месяцев. Работает санитаркой в больнице. Ранее кожных заболеваний не было. При осмотре в области кистей видны эритема, везикуляция, трещинки.

Вопросы.

1.О каком заболевании идет речь?

2.Обоснование диагноза.

3.Какое лечение целесообразно назначить?

4.Перечислите виды данной патологии.

5.Ваши рекомендации больной.

Ответы.

1.Острая экзема контактная.

2.Контакт с химическим веществам, длительность заболевания, отсутствие ранее кожной патологии.

3.Антигистаминные препараты, гипосенсибилизируюие препараты, местно – примочки с р-ом танина, ГКС мази в чистом виде.

4.Контактная экзема, истинная, микробная.

5.Исключение контакта с химическими веществами.


^ 11. Перечень и стандарты практических умений.

1. Сбор анамнеза у больных дерматитами и токсикодермиями, экземой.

2 Осмотр больных, определение морфологических элементов, их интерпретация.

3. Дополнительные методы исследования: граттаж, витропрессия, люминесцентный метод, получение симптомов щипка, жгута и т.д.

4. Интерпретация лабораторных методов исследования.

5. Интерпретация дополнительных методов исследования (рентгенологическое исследование костей и суставов, консультация терапевта – в зависимости от ситуации).

6. Выписка рецептов.


^ 12. Примерная тематика НИР курсантов по теме.

1. Дифференциальная диагностика дерматитов и токсикодермий.

2. Алгоритм обследования больных дерматитами и токсикодермиями: анамнез, общий статус, локальный статус, лабораторная диагностика, дополнительные методы обследования, консультации специалистов.

3. Алгоритм лечения больных дерматитами и токсикодермиями: принципы лечения в зависимости от активности процесса, общее лечение, наружное лечение.

Данные работы следует проводить по данным литературы, медицинской документации. Возможно описание случаев из практики.


^ 13. Рекомендованная литература по теме занятия:

№ п/п

Наименование,

вид издания

Автор (- ы),

составитель (-и),

редактор (ы).


Место издания, издательство, год.

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

5

6



Клиническая дерматовенерология: в 2т.: руководство для врачей

Скрипкин Ю.К.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

4



Стандарты в здравоохранении. Дерматовенерология




СПб.: Бонниер Бизнес Пресс, 2010

1






Атлас смертельных кожных болезней

Морган М.Б.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010

1

1



Атлас по дерматологии

Уайт Г.

пер. с англ. Н.Кочергина

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

1



Детская дерматология. Цветной атлас и справочник

Кэйн К и др.; пер. с англ.

М.: Бином, 2011

3






Дерматовенерология [Электронный ресурс] : сб. ситуац. Задач с эталонами ответов для подготовки к сертификац. экзамену клинич. ординаторов, обучающихся по специальности 140104 - Дерматовенерология

Прохоренков В.И.,. Яковлева Т.А, Казанбаев. Р.Т.

Красноярск:КрасГМУ, 2011

ЭБС КрасГМУ

1



Аллергодерматозы в схемах, таблицах и рисунках: учебное пособие для студ. мед. вузов.

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009


6

3



Наружная терапия в лечении дерматологических больных: учебное пособие

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009

6

3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский...
Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности Организация здравоохранения и общественное здоровье для интернов к практическому icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы