Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю icon

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю





Скачать 198.6 Kb.
НазваниеРайонный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю
Дата16.03.2013
Размер198.6 Kb.
ТипДокументы

Гончарова Наталья Владимировна


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Матрёногезовская средняя общеобразовательная школа


Районный конкурс


Экологическая экскурсия по родному краю





Подготовила:

учитель начальных классов

Гончарова Н.В.


2009 год


Оглавление


1. Контрольный (сопроводительный) текст экскурсии - 3

2. «Портфель экскурсовода» - 12

3. Библиографический список - 20


Задачи:

  • обеспечить моделирование экологического общения с природными объектами;

  • способствовать закладке основ экологической этики у детей;

  • способствовать развитию поэтического восприятия природы.

  • на фоне общей картины природных явлений обеспечить формирование у детей определенного объема систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям среды;

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края.

  • Обеспечить развитие навыков исследовательской деятельности.

  • обеспечить развитие у детей внимания, воображения, восприятия, разных форм мышления.

^ Подготовка к экскурсии: детям заранее сообщается, что они в скором времени совершат экскурсию по интересным местам своего края.

Эти места окружают детей с самого детства. Дети привыкли к ним и иногда не замечают той красоты, того волшебства и таинства, которые рядом. Детям рекомендуется подобрать стихи, загадки, поработать с энциклопедиями, так как они идут на водоём.


Оборудование: карточки с исследовательскими заданиями, демонстрационный материал (фотографии птиц, растений), лупы.

^ Ход экскурсии.

I этап. Эмоциональное восприятие природы


Экскурсия на берегу водоема начинается с чтения стихов:


Прекрасный день!
Такая чудная погода
Бывает только дивною сентябрьскою порой.
Ликует в праздничном наряде вся природа,
И золотая осень кружит над землей.

А солнце светит
Ласково и нежно,
Даря земле частичку теплоты,
И над водой с изяществом небрежным
Порхают бабочки, как поздние цветы.

И как приятно,
Выйдя на прогулку,
Почувствовать вдруг свежесть ветерка,
Услышать тишины дыханье гулкое,
Увидеть, как прекрасны облака...

Владимир Кочураев


Учитель: ребята, оглянитесь вокруг.

- В какое царство мы попали! Какое настроение навевает вам водная гладь пруда? (Нам радостно, спокойно, легко дышится.)

- Посмотрите, как кругом тихо и мирно! Все линии и спокойные цвета плавно переходят друг в друга. Не слышно рева и грохота машин. Глаза и уши наши отдыхают. Вдохните поглубже. Воздух чист, прозрачен и свеж! Он напоен ароматом береговых трав. И чем еще, по-вашему?

 - Вам хорошо здесь?

- Но не нарушим ли мы природного спокойствия? Не испугаем ли кого? Давайте посидим на берегу, помолчим и послушаем стихи.


На пруде

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина - бесконечно светла,
И доносится мирно с полей
Над водой тихий звон из села.

И. Бунин


-Какими эпитетами можно описать и какими красками нарисовать этот пруд? (Тихий, спокойный, зеркальный, сверкающий, прозрачный, торжественный, таинственный, загадочный, волнующий, молчаливый и т.п.)

-Объясните, почему одним пруд кажется тихим, спокойным и ласковым, другим - серебристым, сверкающим, величавым и торжественным, третьим - таинственным, загадочным и молчаливым?

- Приглядитесь, как встречает нас водное царство? ("Порхающими цветами", летающими "коромыслами", ... свежестью, теплом, ласковыми и нежными песнями тростника.)

Водная гладь завораживает, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и неги, познакомиться со всеми его обитателями! Кто они, эти удивительные сказочные жители водоема?


Давайте познакомимся с ними поближе.

Слышите, Рогоз рассказывает, что по ночам звезды любят играть с обитателями пруда в игру "Угадай-ка". Какие только загадки друг другу не задают! Вот некоторые из них:

Ни стола в жилище том,
Ни трубы, ни печки,
И закручен этот дом
В хитрые колечки.
(Улитка)

Подрастала -
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла -
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(Лягушка)

Что выше леса?
(Солнышко)

В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба)

Золотой хозяин с поля идет,
Серебряный пастух на поле идет,
Мелкое стадо гонит.
(Солнце, месяц, звезды)

Не зверь,
Не птица,
А нос, как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит,
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
(Месяц)

Вся дорожка
Обсыпана горошком.
(Звезды, Млечный Путь)


У ч и т е л ь. Ребята, давайте посмотрим вокруг. Посмотрите, лучик солнца играет на листке рогоза. Как он нежно ласкает его, как бы оберегая. И вот что лучик хочет нам рассказать.

История эта трагическая. На берегу этого пруда летом отдыхают дети. И задумали их вожатые провести военную игру. Для этого из рогоза решили наделать оборонительные щиты, и половину рогоза, что рос в этом пруду, дети вырвали и унесли. Вода к концу лета загнила, стала неприятно пахнуть. Люди мыли здесь свои машины, еще больше загрязняя воду. А ведь рогоз - обиталище для всего живого, особенно тех водных жителей, которые чистят водоем, поедая кусочки плавающего ила. Да и сам он фильтрует воду и очищает ее от остатков различных масел и бензина. Вот я и радуюсь новым всходам рогоза. Он может спасти водоем от полной гибели.

Рогоз (см. портфель экскурсовода )- род растений семейства рогозовых. Многолетние водные или болотные травы высотой от 3 до 4 м, с длинным и толстым ползучим корневищем. Листья большей частью широко- или узколинейные, отходят от основания стебля и иногда превышают его по длине. Цветки раздельнополые, мелкие, собраны на верхушке стебля в 2 густых, большей частью цилиндрические, соцветия. Верхнее соцветие — рыхлое и узкое, состоит из тычиночных цветков, нижнее — плотное и широкое, от светло- до тёмно-коричневого цвета, состоит из пестичных цветков 3 типов. Плод — орешек с летучкой из длинных волосков. В России насчитывается около 15 видов данного растения, которое иногда образует обширные заросли. Используют рогоз на корм (при силосовании), как строительный материал, для производства бумаги. Листья применяют для плетения корзин, циновок, верёвок и др. Богатые крахмалом корневища — хороший корм для ондатры, нутрии, выхухоли и др. Прицветные волоски используют для получения целлюлозы, киноплёнки, в смеси с шерстью животных — для производства фетра; ими набивают плавательные пояса.


У ч и т е л ь. А кто нам может объяснить, почему кувшинок и кубышек мы не видим?

Уже осень, и многие растения, готовясь к зиме, опускаются на дно водоема, накопив питательные вещества в своих корневищах и семенах. Вот вы их и не видите.

Но вот облака видели и рассказали мне ужасную историю, и я сейчас знаю, почему и летом на этом пруду не увидишь царицу цветов кувшинку белую.

Слушайте! Однажды жарким тихим деньком из затона выплыла лодка, а в ней сидели девушка и юноша. Они были красивы, как принц и принцесса. Молодой принц так обожал свою возлюбленную, что готов был подарить ей все цветы на свете. Но ей нравились только кувшинки. Весь день юноша собирал эти великолепные цветы. А когда преподнес их девушке, она отказалась от них. Сорванные цветы быстро завяли и выглядели жалкими.

Не ярились цветы, не кричали,
Но сколько в них было тоски,
Сколько печали!

Девушка выбросила кувшинки из лодки. А облака видели это и не могли понять, почему надо было рвать цветы, а не просто любоваться ими. Вот с тех пор никто и не видел больше кувшинок в этом пруду. Ведь они не отцвели и не дали после себя потомства.

Пояснение учителя
- Стебли и листья у водных растений очень нежные, гибкие, совсем не защищены от высыхания. Отрывая листья или цветки, мы лишаем их влаги, и растение быстро увядает.

Кубышка. (см. портфель экскурсовода )Летом на поверхности озер, прудов, медленно текущих рек спокойно плавают редкой красоты одиночные, шаровидные крупные желтые цветы, окруженные большими плоскими листьями. Это кубышка желтая, водяное плавающее растение с подводными стеблями до 2-3 м длиной. Это многолетнее водное растение семейства кувшинковых. Нижние листья полупрозрачные, на коротких черешках, верхние плавающие, длинночерешковые, овальные, с сердцевидным основанием, кожистые. Корневище толщиной 3—10 см, мясистое, длиной до 1—2 м, горизонтальное, желтовато-зеленое, на изломе белое, покрыто рубцами от ежегодно отмирающих листьев, прикрепляется ко дну многочисленными тонкими корнями, глубоко уходящими в землю.
Листья крупные, до 20—25 см в поперечнике, у основания сердцевидно-вырезанные. Удерживаются на воде при помощи длинных (до 3 м) черешков. Цветет все лето, с мая по сентябрь. Цветки одиночные, с множеством лепестков и тычинок, крупные, до 4—6 см в диаметре, желтые, своеобразного приятного запаха.
Плоды — ягодообразные зеленые кубышки, окруженные не опавшими чашелистиками. Семена эллиптические, зеленые, располагаются на воздухоносном мешке, при помощи которого расплываются на далекое расстояние.

А посмотрите, какая ива красавица!(см. портфель экскурсовода)

Почему же она стоит печальная? Да она нам пытается рассказать, как безжалостно обламывают весной ее ветки. Как будто руки обломали, и сейчас они не могут брать пищу от солнца. А вина-то их только в том, что они самые первые зацветают весной желтыми барашками, выставляя напоказ свои маленькие "солнышки", а стебли выделяют особые вещества (фитонциды) в воду. Вот вода и не портится.

Растет ива по всей Европе, заходя за Урал, за исключением Крайнего Севера.  Это крупное дерево 20-25 м высотой, с мощным стволом, покрытым трещиноватой, серой корой. Очень эффектны молодые ветви, тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Более старые побеги голые, блестящие, желтовато- или красно-бурых тонов. Листья очередные, ланцетные, длиной до 15 см, в молодости шелковисто-беловатые, позже — сверху темно-зеленые, голые, снизу серебристые, шелковисто-опушенные, что делает дерево очень эффектным при малейшем дуновении ветра. Цветочные сережки развиваются одновременно с листьями. Растет быстро, светолюбива, морозостойка, малотребовательна к почвам. Размножается семенами и вегетативно. Это растение отлично размножается как летними, так и одревесневшими черенками. Процент укоренения близок к 100. Бывают случаи, когда укореняются даже колья, вкопанные в землю. Доживает до 100 лет. 

А сейчас давайте поиграем.

^ Игра«Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

^ Игра «Портрет дерева». Еще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. Обратите внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья, цветки или плоды (если они есть). Спросите детей, смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом месте.

^ II этап. Самостоятельная поисковая работа


Дети разбиваются на группы и получают задания.


Задание для 1-й группы. Объект наблюдения - пиявки.


Задание для 2-й группы. Объект наблюдения - моллюски.


Задание для 3-й группы. Объект наблюдения - насекомые (жуки и клопы).

Дополнение к ответам детей

- Если по поверхности легко скользит, как на лыжах, насекомое, используя при этом водоотталкивающие волоски на концах длинных лапок, - это клоп-водомерка.

- А этот хищник плавает спиной вниз. Конечно, это гладыш. Он тоже клоп. Попробуйте описать его (размеры, форма, строение тела, способы передвижения, поведение). С кем его можно сравнить? Какими бы звуками вы сопровождали его движение?

- Вот жучки, размером не более полсантиметра, круглые, с синевато-черными блестящими надкрыльями, с длинными передними ножками, средние и задние у них выглядят как гребные пластинки. Стайкой стремительно крутятся они по поверхности воды и, видимо, собирают с нее пищу. Это жуки-вертячки.

- Этот жук имеет темное с желтоватыми каемками или пятнами плоское тело, размером до 3 см. Задние ноги длиннее передних, и он ими энергично отталкивается, часто подплывает к поверхности воды, высовывая заднюю часть тела для набора воздуха под надкрылья. Зовут его плавунец окаймленный. Понаблюдайте за ним, дайте ему кусочек мяса на пинцете. Он с удовольствием станет его есть.

- А вот очень крупный жук размером от 2 до 5 см в длину, с выпуклой черной спиной и светлым брюшком. Он не отталкивается ножками, как плавунец, а просто перебирает ими, бежит в толще воды. Это самый миролюбивый и крупный из наших водных жуков. Зовут его большой водолюб. В отличие от плавунцов водолюбы питаются растениями, а не животными.


 Задание для 4-й группы. Объект наблюдения: "В воде она живет, нет клюва, а клюет" (рыба).


 Задание для 5-й группы. Объект наблюдения - кряква.


Кряква


Задание для 6-й группы.. Объект наблюдения - береговые растения (ива белая, тополь серебристый, лапчатка гусиная).


Задание для 7-й группы. Объект наблюдения - растения, живущие в воде (ряска, пузырчатка).


III этап. Выводы и обобщения

По результатам самостоятельных наблюдений и выполненных творческих заданий учащиеся делают выводы о приспособлении живых организмов к жизни в водной и околоводной среде.

Каждая группа детей докладывает о своих наблюдениях и выводах. Если какой-то вопрос недостаточно проработан, все вместе разбирают его. Каждая группа получает приз за выполненное задание.

^ Приспособления животных к жизни в воде

Тело у водного животного обтекаемое, без острых углов. Оно может быть сжато с боков (карась, окунь), сплюснуто в спинобрюшном направлении (пиявка, жук-плавунец, лягушка), но всегда - без резко выступающих частей, которые тормозят движения, испытывая сопротивление воды.

Уменьшить трение в воде помогает слизь, покрывающая поверхность тела (пиявка, рыба), жир на плотной шерсти или перьях (утка, выдра), гладкий панцирь (жук плавунец, водолюб).

Конечности имеют форму плавников, выполняющих различные функции: одни обеспечивают движение вперед (задние конечности лягушки, хвост рыбы), другие нужны для поворотов, третьи помогают сохранить определенное положение тела (спинные и анальные плавники рыб). Плавать можно с помощью специальных гребных ножек, а также используя особый водоструйный двигатель (личинка стрекозы). У некоторых само тело может превратиться в один гибкий плавник (пиявка).

Наиболее распространенный способ дыхания под водой - жаберное (рыбы, ракушка беззубка, личинка стрекозы). Кислородом, растворенным в воде, можно дышать всей поверхностью тела (лягушка, пиявка, червь трубочник). Некоторые обитатели водоема дышат кислородом воздуха. У одних для этого есть длинная дыхательная трубка (личинка мухи журчалки, клопы: водяной скорпион). Другие набирают воздух в специальное хранилище (легкие лягушек, пространство под надкрыльями у жуков водолюбов и плавунцов, водяных клопов).

Глаза водных животных имеют шаровидный хрусталик и плоскую роговицу. У тех, что живут близ поверхности воды, нижняя часть глаза может быть предназначена для подводного видения, а верхняя - для воздушного (жук вертячка).

Другие органы чувств также специфичны. Только у водных животных есть особый орган - боковая линия. С ее помощью рыбы и головастики улавливают колебания воды и могут определить, на каком расстоянии находится предмет, двигается он или нет и т.п. У рыб есть орган, позволяющий им находиться на нужной глубине, - плавательный пузырь.

Не замерзают в воде животные тоже благодаря своим хитростям. У холоднокровных (насекомые, рыбы, лягушки, рептилии) температура тела не отличается от температуры среды. Когда она снижается, эти животные становятся лишь менее подвижными, цепенеют. Растет температура, и они оживляются. У теплокровных животных имеются специальные покровы: густой невысокий мех с теплым подшерстком или плотное оперение с пухом под ним. Сверху такой покров смазан жиром и не намокает в воде. Под кожей есть толстый слой жира, защищающий от замерзания.

Еще одно приспособление к водной жизни связано с окраской водных обитателей. Одни прозрачны (личинка перистоусого комарика); у других тело снизу светлое, и его обладателя не видно на фоне неба, сверху же спинка темная, и на фоне темного дна его тоже незаметно (рыбы, пиявки, жуки). Если животное плавает спиной вниз, то и окраска у него изменяется: светлой становится спина, а брюшная сторона - темной (клоп-гладыш).

Итак, сделаем вывод:

Если животное имеет специализированные органы для передвижения (лапы с перепонками, плавники и т.п.), особые органы для дыхания (жабры и др.), орган для улавливания колебаний воды - боковую линию, то это животное живет в воде и в другой среде существовать не может.


^ Приспособление растений к жизни в воде

 Какие особенности имеют растения, растущие в водоемах и по его берегам?

Одинакова ли окраска листовых пластинок у растений, возвышающихся над водой, плавающих на воде, и у тех, что находятся полностью под водой? (Подводные листья более бледные, часто буроватые.)

Какова поверхность листьев у растений, растущих на берегу, возвышающихся над водой или плавающих на ее поверхности, и у растений, полностью погруженных в воду? Почему их покровы отличаются? (Потому что живут в разной среде.)

Надводные или подводные листья больше рассечены? (Подводные листья сильнее рассечены, чтобы усилить соприкосновение с водой, из которой поступают питательные вещества.)

Для чего плавающим растениям нужны воздухоносные полости? (В воде кислорода недостаточно, поэтому через пористые ткани он поступает ко всем клеткам растения.)

Хорошо ли прикреплены водные растения к почве? (Нет. У водных растений нет необходимости доставать воду из глубоких слоев почвы, вода сама удерживает растение в вертикальном положении, отпадает необходимость в глубоких хорошо развитых корневых системах. У большинства водных и прибрежно-водных растений корни поверхностные, а у некоторых развиваются водные корни, выполняющие роль противовеса, как у ряски).

Как зимуют водные растения? (Многие из них свои почки прячут в воде. Плоды также до весны опускаются на дно (камыш, рдесты). Некоторые просто опускаются на дно (телорез, частуха).

Итак, если растение имеет глянцевые большие листья или бледные, полупрозрачные, буроватые, сильно рассеченные листья, воздухоносные полости внутри стебля и листьев, слабые корни, лежащие на поверхности, или их нет, зимующие под водой почки и семена, то это водное растение, которое погибнет вне воды.

 


^ Рефлексия: что интересного узнали вы о нашем крае?


Итог. Обратите внимание, у всех наших историй всегда один и тот же герой - водоем. Птицы прилетают к нему, но не обижают, стрекозы кружатся над водой и только украшают собой окрестности. Утка плавает в воде, и от этого пруд становится еще более красивым. Так давайте и мы своим посещением украсим этот водоем, сделаем его еще лучше и обязательно чем-нибудь поможем его обитателям.


^ Сбор мусора на берегу водоема.


Портфель экскурсовода

Задание для 1-й группы. Объект наблюдения - пиявки.


1. Посмотрите внимательно, водятся ли в водоеме пиявки? Много ли их? (Много, несколько штук, увидели всего одну.)Одинаковые ли они по длине, толщине?

2. На что похожа пиявка? С чем ее можно сравнить? Какой формы у нее тело? (Округлой, плоской.) Из скольких частей состоит ее тело? (Одной, двух, нескольких.)

3. Пронаблюдайте:

  • какую окраску имеют пиявки (черные с продольными красно-бурыми полосами в крапинку или светло-бурые или зеленовато-серые с крапинками на спине)?

  • однотипна ли окраска всего ее тела и подумайте почему?

  • чем покрыто тело пиявки (чешуей, кожей, перьями, слизью)?

  • как передвигается пиявка по дну водоема, а как в толще воды, по стеблям растений (горизонтально, вверх, вниз)? Нужны ли ноги пиявкам для передвижения?

  • имеют ли пиявки глаза? Сколько их у нее? (Одна, две, пять пар)

4. Как ты думаешь, хищник ли пиявка? Рассмотри внимательно ее рот. Есть ли в нем зубы?

5. Реагирует ли пиявка на приближающуюся опасность? Проверь (поднеси к ней палочку).

6. Сделайте вывод: смогут ли пиявки жить без воды? какие они имеют особенности для жизни в воде?


Задание для 2-й группы. Объект наблюдения - моллюски.

  1. Водятся ли в этом водоеме животные, которые имеют свой собственный дом и носят его всегда с собой? (Ракушки, улитки.) Про них даже сочинили загадки:

    Кто там медленно ползет,
    На себе свой дом везет?
    На узкой дорожке
    Голова да ножки.

  2. Рассмотрите внимательно раковины ракушек и улиток. На что они похожи? (Самоходная избушка, броненосец, трактор, елка.) Какого они цвета, какие оттенки имеют?

  3. Как защищаются эти животные от опасности?

  4. В каком настроении улитка может открыть свой домик и даже выглянуть из него? Какие части тела она может показать? Хватит ли у вас терпения дождаться этого?

  5. Где располагаются глаза у улиток? Как они дышат и передвигаются?

  6. Определите с помощью линейки и секундомера, с какой скоростью они ползут?

  7. Рассмотрите домик беззубки. Можно ли по нему определить, сколько лет она прожила?

  8. Что произойдет с беззубкой, если ее выбросить на берег? Подумайте, можно ли это делать?

  9. Сделайте вывод: могут ли животные, за которыми вы наблюдали, жить в воздушной среде? почему? какие особенности жизни в воде вы заметили? Расскажите об этом классу.


Задание для 3-й группы. Объект наблюдения - насекомые (жуки и клопы).


Учитель сначала в воде и на воде, а затем в стеклянной банке показывает детям разнообразных клопов и жуков.

1. Попробуйте по данным признакам отличить одно насекомое от другого. Как клопов отличать от жуков? Обратите внимание на различие форм и строения тела, способы передвижения, поведение. Посмотрите на некоторые персонажи:

Внимание! Почему их так назвали?

2. Пронаблюдайте, как плавают жуки, какие они для этого имеют приспособления, на что они похожи, с чем их можно сравнить. Что позаимствовали у жуков спортсмены водного спорта?

Чем движение задних ног жука-плавунца отличается от жука-водолюба?

Сделайте вывод: что помогает этим животным жить в воде?


Задание для 4-й группы. Объект наблюдения: "В воде она живет, нет клюва, а клюет".


- В каких сказках говорится, что рыбы могут быть волшебницами? Представьте себе, что вы - волшебники. Чтобы попутешествовать в водоеме и заглянуть во все его потаенные, недоступные человеку места, вы превратились в рыб (щуку, карася, пескаря).

1.Пронаблюдайте!

Какую форму приобрело ваше тело? На что оно стало похоже? Какие машины, приспособления для работы на воде и в воде придумали люди, глядя на рыб? Легче или тяжелее стало ваше тело в воде?

Чем покрылось ваше тело? Как расположены чешуйки, почему? Что позаимствовали люди у рыб, покрывая крыши черепицей? Покажите это, сложив так же ваши ладошки.

2.Легко ли вас в воде поймать и удержать? Чем ваше тело покрыто поверх чешуи? (Тиной, слизью, песком.)

Во что превратятся ваши руки, в какую сторону они будут направлены? (К голове или от головы.) Почему?

Вы рыбы разные, а что в вашей окраске общего? Почему? Зачем нужны поперечные полосы?

Обратите внимание на боковые линии справа и слева вдоль тела. Они помогут вам обнаружить опасность или охотиться?

3.Посмотрите, на опасность реагирует не одна рыба, а вся стая: как по команде все меняют направление движения. Попробуйте и вы изменить направление движения одновременно в одну сторону.

Подумай: могут ли рыбы передавать в воде друг другу информацию?

Чтобы дышать в воде, на какой дыхательный аппарат вы смените легкие? Покажите, как вы теперь дышите?

Что помогает вам быть на плаву: то подниматься к поверхности воды, то уходить на глубину и не тонуть?

4.Какие изменения произошли с вашими глазами? Вы же рыбы! (Глаза плоские, немигающие.) Учли ли это люди, конструируя подводные маски и водолазные шлемы?


Сделайте вывод: Сможете ли вы сейчас жить на суше? Расскажите, что изменилось в вас, какие приспособления появились у вас для жизни в воде.


Задание для 5-й группы. Объект наблюдения - кряква.

Вы много видели птиц, но почему-то тех, что обитают на водоеме, почти не встретишь в селе. Знаете ли вы этих птиц?


1. Понаблюдайте за кряквами. Как они грациозны !

- Нужны ли им ноги, если мы они летают только над водой, да и отдыхают тоже только на воде?

- На что похожи кряквы сейчас? (Комбайны на хлебном поле, речные лодочки, корабли в море.) А знаете ли вы, почему они хорошо плавают и прекрасно держатся на поверхности воды, не тонут. Даже их птенцы не тонут, любят воду и хорошо ныряют.

- Хорошее ли зрение у кряквы? В одиночку живут или стаями? Как защищают себя? И как сигнализируют об опасности?

Сделайте вывод: смогут ли кряквы жить без воды?


Задание для 6-й группы.. Объект наблюдения - береговые растения (ива белая, тополь серебристый, лапчатка гусиная.

1.Посмотрите вокруг: какие красивые деревья окаймляют пруд! Какая великолепная природная панорама! С кем бы вы сравнили величественный серебристый тополь и его вечную подругу на берегу водоема - белую иву?

 2. Пронаблюдайте, какой высоты деревья: тополь серебристый и ива белая? С домом в сколько этажей они могут сравниться?

Подойдите к тополю, попробуйте обхватить его руками, погладьте кору. Какая она? Взгляните вверх. Что вы видите?.

3. О чем шелестят серебристые листья тополя, о чем поют? Послушайте. На что похожа их песенка?

Погладьте листок тополя, рассмотрите и догадайтесь, почему его прозвали серебристым. Пронаблюдайте, когда тополь любит надевать серебряный костюм: в ветреную или безветренную погоду? Сфотографируйте своими глазами тополь (запомните), а дома проявите "фотографию" на бумаге (рисунок). Вот и будет у вас иллюстрация к вашему рассказу.

4. Подойдите к иве, обнимите ее и посмотрите вверх. Что-нибудь видно сквозь ее ветви?

Сравните листья ивы и тополя по форме, по цвету. Нарисуйте форму листьев на песке, и пусть твой друг отгадает, чей это лист?

Сравните кору ивы и тополя. Различается ли у них кора? (Кора ивы целебна, кроме того из нее делают красно-коричневую краску. В коре ивы и тополя содержится вещество, которое помогает дубить кожу, чтобы она становилась мягкой.)

5. На берегу вы можете отдохнуть на зеленом ковре из гусиной лапчатки. Почему это растение так назвали?

У лапчатки, у лапчатки
Серебристые перчатки.

Рассмотри, отчего нижняя сторона листа имеет серебристый оттенок? Имеет ли форма листа лапчатки отличия от листа тополя и ивы? Подумайте, почему лапчатка образует такой густой ковер, даже земли не видно? Сравните: так ли густо растет трава на пригорке?

Догадайтесь, почему на этой травке можно сидеть, ходить и она не ломается? 6.Сделайте вывод о том, как приспосабливаются растения к жизни возле воды. Обратите внимание на их размеры, строение побегов.


Задание для 7-й группы. Объект наблюдения - растения, живущие в воде (ряска, пузырчатка).

1.Внимательно понаблюдайте, что это за маленькие "кораблики" дрейфуют по воде у самого берега: однолопастные, трехлопастные. Чтобы не перевернуться, они опустили в воду корни. Это ряска малая и трехдольная - любимое лакомство водоплавающих птиц.

Подумайте, зачем ряске нужны корни (выберите правильный ответ):

    • всасывать питательные вещества;

    • удерживать равновесие;

    • чтобы удержаться на одном месте.

    • Рассмотрите тельце ряски. Какое оно: с опушением или гладкое глянцевое?

2.Знаешь ли ты растение-хищник, что расставляет западню для животных, ловит и питается ими? Это растение называется пузырчатка. На побеге у нее ловчие листья-мешочки (ловит мелких микроскопических рачков-циклопов).

3.Рассмотрите, какие листья у этих растений: бледно-зеленые, почти прозрачные или темно-зеленые толстые; тонкие резные или большие плотные; с опушением, с восковым налетом, покрыты слизью?

Почему у них такие листья? (Выберите правильный ответ):

    • чтобы рыбам и другим животным не мешать плавать;

    • чтобы вода свободно проходила и не задерживалась;

    • чтобы растения могли всей своей поверхностью впитывать воду с питательными веществами.

4.Почему стебли этих растений очень гибкие? (Выберите правильный ответ):

    • чтобы легко было зацепиться за что-нибудь;

    • растение держит вода, им не нужны жесткие ткани для удержания стебля.

  1. На что похожи эти растения, с чем их можно сравнить? (С елочными украшениями, водными сетями, корабликами, стадом лягушек.)

  2. У каких растений есть корни и для чего они им?

-чтобы всасывать питательные вещества;

-чтобы держаться на одном месте.

Какие из них прикреплены ко дну водоема, а какие - свободно плавают?


Сделайте вывод: что произойдет со стеблем, листьями этих растений, если их вытащить на берег? кто при этом потеряет приют и вкусный завтрак?


^ Демонстрационный материал:




Рогоз



Кубышка




Ива





Кряква


Белолобый гусь


Сизая чайка


Библиографический список

  1. Верзилин Н.П. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994.

  2. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки. М.: Детская литература, 1997.

  3. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1976.

  4. Ердаков Л.Н., Довбня С.Е., Чернышова О.Н. Растения и животные водоемов. Пособие для проведения экологических экскурсий. Новосибирск: Книжица, 1999.

  5. Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Новосибирск: Книжица, 1997.

  6. Пашкевич В.Ю., Юдин В.С. Водные растения и жизнь животных. Новосибирск: Наука СО, 1987.

плохо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconРайонный конкурс исследовательских работ Исследовательская работа История здравоохранения

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconРайонный конкурс учебно-исследовательских работ «Путь в науку» Молодежный алкоголизм чума XXI века

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconРайонный конкурс рефератов «Юные экологи против наркотиков» «влияние психоактивных веществ на беременность

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconРайонный конкурс юнармейских отрядов «Юные патриоты» проводится в два этапа: 1 этап уровень образовательного

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconРайонный конкурс Номинация: обж тема урока: «Первая медицинская помощь при ранениях» 10 класс Автор

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconРайонный конкурс Номинация: обж тема урока: «Первая медицинская помощь при ранениях» 10 класс Автор

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconКонкурс «Реши кроссворд». III конкурс «Угадай орган». IV конкурс «Конкурс на развитие памяти». V

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconКонкурс «Реши кроссворд». III конкурс «Угадай орган». IV конкурс «Конкурс на развитие памяти». V

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconБиологическая экскурсия в заповедник атеизма

Районный конкурс Экологическая экскурсия по родному краю iconРайонный конкурс проектно исследовательских работ «Первые шаги». Номинация: исследовательский проект
И правильно ли я это делаю? Какая у меня зубная паста и щётка? И как за ней я ухаживаю? И ряд других...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы