|
Скачать 283.59 Kb.
|
МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодежи» МКОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» Районный конкурс учебно-исследовательских работ «Путь в науку» Молодежный алкоголизм – чума XXI века Автор: Кайгородова Жанна, учащаяся 9 класса Руководитель: Брыкова Светлана Кирилловна, учитель обществознания Заря, 2012 СОДЕРЖАНИЕ стр Введение …………………………………………………………………..3 1. Теоретическое обоснование исследования …………………………4 1.1. История изучения распространения алкоголизма среди детей и молодежи…………………………………………….…...4 1.2.Физиологическое влияние алкоголя на организм подростков…..7 1.3. Влияние алкоголя на личность ……………………………………8 ^ ……………………………………….…11 3.1. Результаты анкетирования молодежи……………………………... 11 3.2. Результаты обработки данных анкет для молодежи……………..15 ^ ……………………………………………………………17 ^ ………………………………………………….… 18 Приложение ………………………………………………………………19 Введение В России пьянство и алкоголизм сейчас можно признать национальным бедствием. За последние годы употребление алкоголя на душу населения в нашей стране резко возросло. Алкоголи́зм — разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению этилового спирта (этилового алкоголя, этанола). Алкоголь — один из самых опасных наркотиков, вполне сравнимый с героином и кокаином. Он опасен, с одной стороны, своей высокой токсичностью (т. е. ядовитостью, способностью повреждать внутренние органы), а с другой стороны тем, что может вызывать тяжёлые формы зависимости (собственно алкоголизм). [2] Алкоголь особенно опасен для молодых, поскольку их организм еще полностью не сформировался. Организм развивается и зреет до 21 года жизни, поэтому алкоголь гораздо больше повреждает организм несовершеннолетних, чем взрослых. Исследования показывают, что чем раньше начать пить спиртное, тем выше шанс того, что у человека сформируется алкогольная зависимость. 47% людей, начавших пить алкоголь до достижения 14 лет, в дальнейшем становятся зависимыми от алкоголя. Из начавших потреблять алкоголь после 21 года зависимыми становятся только 9%. В последние годы у современных подростков наблюдается более чем лояльное отношение к алкоголю. Кроме того, подростки, в большинстве своем, крайне негативно относятся к антиалкогольной пропаганде. Несовершеннолетние, употребляющие алкоголь, обычно ссылаются на то, что он снимает напряжение, тревожность, беспокойство, повышает положительные эмоции, улучшает социальные навыки, способствует позитивному восприятию окружающего. В свою очередь, доступность спиртных напитков и резкое ослабление антиалкогольного воспитания в России способствует дальнейшей алкоголизации подрастающего поколения и последовательному увеличению общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Для самого пьющего подростка последствиями острого алкогольного опьянения являются быстрое ухудшение дееспособности и самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, нарушение правопорядка, алкогольное отравление, а длительное злоупотребление спиртными напитками приводит к снижению умственных способностей, развитию физиологических нарушений, постепенному деградацию личности. Учитывая большую актуальность данной проблемы, мы решили исследовать проблему распространения алкоголизма среди молодежи нашего поселка. Цели: -выявить основные причины употребления молодежью поселка Заря алкогольных напитков; -выявить их отношение к данной проблеме; - выявить степень распространения этого социального зла среди молодежи разных возрастов; - определить пути решения данной проблемы в нашем поселке. Задачи: - провести анкетирование молодежи (от 14 до 20 лет) поселка Заря по \ проблеме алкоголизма; - провести обработку данных анкетирования; - сделать анализ полученных результатов и на их основе сформулировать выводы; -определить пути решения проблемы алкоголизма среди молодежи. Исследование проводилось в поселке Заря Бийского района Алтайского края в течение месяца (с 20.02.2012 по 20.0.2012г). При изучении проблемы молодежного алкоголизма нами использовались литературные произведения таких авторов как: Дроздов Э.С. и Зенченко Е.И. « Алкоголизм: 100 вопросов и ответов» в данной книге врачи наркологи дают ответы на вопросы об алкоголизме – что такое алкоголизм, как с ним бороться, как влияет алкоголь на физиологическое и психическое состояние человека и т.д.; Сидоров П.И., Митюхляев А.В. в книге «Ранний алкоголизм» отмечают, что алкоголизации подрастающего поколения в значительной степени может быть своеобразным индикатором психического здоровья нации. Растущий уровень алкоголизма, в том числе и среди молодежи, делает эту проблему одной из важнейших, имеющую не только медицинское, но и социальное значение. В.Е. Аменицкий в книге "Эти коварные малые дозы» отмечает, что алкоголизм "свирепствует" в Соединенных Штатах Америки, в Италии, Испании, ФРГ и многих других странах мира. Даже в такой сравнительно небольшой стране, как Австрия, зарегистрировано около 300 тысяч больных алкоголизмом, а официальная статистика США свидетельствует, что там 9 миллионов хронических алкоголиков" . Личко А.Е., Битенский В.С. «Подростковая наркология» обращают внимание на то, что подростковый алкоголизм это одна из форм отклонения поведения. Касмынина Т. В. “Влияние алкоголя на организм подростка” – в данной книге автор дает характеристику физиологического влияния алкоголя на организм подростка.
^ Исследованию данной проблемы посвятили свои труды такие исследователи, как П. И. Григорьев(1900г.), А.М. Коровин (1909г.), Н.И. Чучелов (1927г.), Т. Богомолова (1928г.), И. Канкарович (1930г.),Н.И. Фелинская (1965г.), В.Я. Гиндикин (1968г.),В.В. Веселовский (1976г.). и др. Во многих работах раннего времени применялись способы опроса и интервью либо анкетирования. Попытка изучения масштабов алкоголизации среди детей в России принадлежит Н. И. Григорьеву. Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала "Вестник трезвости" (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Он разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями.[1] В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. Оказалось, что из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 – пили водку. Многие из них на момент обследования находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение и "в голове шумит". По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях.[1] А.М. Коровин подробно изучил также и характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил, что первыми "алкогольными" воспитателями являются родители. Так, поят мальчиков родители в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев. Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:
В исследованиях 20-30-х гг. таким образом, дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному. В наше время исследователи предпринимают множество попыток более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками. Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в полиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При анализе алкоголизации несовершеннолетних нужно исходить из важного в методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения .[4] Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии. Среди городских школьников распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков – пива, вина, учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких спиртных напитков. Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического интервью. По возрастным группам в литературе можно встретить данные об употреблении алкоголя детьми от первых месяцев жизни до молодых людей 20-25 лет . Критерием начала алкоголизации служила различная глубина опьянения. Так, М. Плотников учитывал тех, которые "пробовали и бывали пьяны", А.М. Коровин - "напивавшихся", Б.С. Сигал - "напивавшихся допьяна", Е.С. Скворцова – "знакомых со вкусом алкоголя" и т. д. Вследствие такого разнопланового подхода к оценке частоты и распространенности алкоголизации подростков сильно затруднено обобщение данных. Можно, однако, констатировать более раннюю и широкую алкоголизацию детей в. XIX в., что во многом являлось следствием менее критичного отношения к ней взрослых. За последние сто лет изменяется стиль и язык исследований – от преимущественно публицистической драматизации вопросов детского пьянства к попыткам глубокого научного анализа. В работах последних десятилетий все строже систематизируются получаемые показатели, растет репрезентативность выборок, формируется сравнительный подход к оценке алкоголизации различных возрастных групп. Темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д.) догоняют юношей. За последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления спиртными напитками показатели распространения собственно алкоголизма у молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5% больных до 20 лет и 8-10% больных до 25 лет (от общего числа взятых на учет). ^ Характер влияния алкоголя на организм человека давно и подробно изучен физиологами и медиками. Что касается подростков, то острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко, к значительным изменениям деятельности сердечно-сосудистой системы проявляющимся в: - побледнении кожных покровов, - акроцианозе, - тахикардии и приглушенности сердечных тонов. [3] Характерным проявлением алкогольного отравления является многократная рвота. Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации, особенно нервной системы. Наиболее тяжелые отравления наблюдаются у лиц с отягощенным анамнезом, на фоне органической церебральной недостаточности или сопутствующей соматической патологии. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: - кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, оглушенностью, иногда, наоборот, может переходить в агрессивность; - нарастает сонливость, вялость; - речь становится замедленной, бессвязной, - происходит потеря ориентации. [3] По данным В. Ф. Матвеева с соавторами, при первых употреблениях алкоголя 53% подростков испытывали отвращение. Со временем, с увеличением "стажа" употребления алкоголя, объективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% опрошенных подростков с двухгодичным и большим "стажем" употребления считали, что опьянение сопровождается у них ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения, т. е. в высказываниях начинают появляться те атрибуты психического состояния, которые обыденное сознание часто приписывает действию алкоголя. ^ На первых этапах алкоголь в крови просто вызывает чувство эйфории. Затем человек становится агрессивным. Негатив проявляется по отношению к окружающим людям. Конфликты преследуют его повсюду — на работе, в учебе, семье, причем он сам словно старается вызвать их намеренно. Такой человек легко поддается влиянию других и почти ему не сопротивляется. Постепенно личность социально дезадаптируется, то есть утрачиваются навыки существования в обществе. Человек не может общаться с непьющими людьми — они не понимают его. Он ищет компанию себе подобных. Воровство и тунеядство становятся нормой. Для такого человека перестают что-то значить материальные ценности. Они воспринимаются только в качестве своеобразной оплаты за бутылку. И поэтому из дома выносится все, что можно обменять на спиртное. На человека наваливается апатия. Он становится полностью безвольным. Нередко бросает работу и учебу. А зачастую ни на одном месте долго не держится. Работодатели быстро понимают, в чем проблема, и сразу указывают на дверь. Человек становится тунеядцем и живет за счет своих домашних. Он клянчит у них деньги на алкоголь и нередко наносит непоправимый ущерб бюджету семьи. На выпивку требуется все больше и больше. Поведение становится асоциальным, так как ради спиртного человек готов на все. Большинство таких людей не имеют семьи: жены устают от подобной жизни и уходят, родители не поддерживают отношений с непутевыми детьми. Человек полностью устраняется от участия в семейных делах — у него нет никакого интереса к проблемам близких или родственников Избыточное употребление алкоголя способствует возникновению проблем с законом. Известно, что многие преступления — от краж до убийств — совершаются в состоянии алкогольного опьянения. - Статистические данные таковы. Под воздействием алкогольного опьянения совершается: —хулиганств—7,6%; —краж—2,8%; —нанесений легких телесных повреждений—0,2%; — преступлений по халатности — 7,4%; —мошенничеств—0,3%; —мелких хулиганств—18,5%; — фактов бродяжничества — 0,2%; — уклонений от алиментов — 0,2%. У алкоголика ухудшается мыслительная деятельность и память.: 1.Перемены в мышлении. 2. Ухудшение интеллектуального потенциала. 3. Резкое ослабление способностей. 4. Резкое ухудшение отношений с окружающими людьми. 5. Резкое изменение качеств характера в худшую сторону. 6. Изменение, а вернее, резкое ослабление воли. 7. Изменение поведенческих мотивов. 8. Резкое ухудшение психического состояния. 9. Изменение подсознания в худшую сторону.[5] Что происходит на уровне интеллекта? Интеллект — совокупность умственных способностей человека. Он помогает человеку принимать решения, справляться с проблемами и приспосабливаться к условиям окружения. При постоянном употреблении алкоголя уровень интеллекта резко падает. Иногда проявляется так называемое слабоумие. Человек не может принимать правильные решения и мыслить должным образом. Если человек выпивает, то он неспособен правильно оценивать информацию. Она воспринимается в искаженном виде — так как диктует ему пьяное воображение. Нередко человек просто не понимает поставленной перед ним задачи. Если говорить об изменениях, происходящих в сфере темперамента, то это прежде всего касается свойств характера. Снижается стойкость и активность в преодолении различных проблем, ухудшается приспособляемость к жизненным изменениям и эмоциональное восприятие событий. На первом месте стоит не воля, а желания собственного больного организма. Человек постоянно преследуем навязчивыми мыслями. Поэтому, даже если дает обещание не пить, то напрасно, все равно нарушит. Полностью атрофируется чувство дисциплины, ответственности, принципиальности и настойчивости. Что происходит с поведенческими мотивами? Ранее человеком владело вполне адекватное побуждение к деятельности, помогавшее ему учиться и работать, иметь нормальную семью и друзей. При увлечении спиртным место этих мотивов заняли более низменные: где взять выпить, с кем удовлетворить свой сексуальный голод. Экономические взгляды также меняются. Если раньше человек зарабатывал деньги на достойную в его понимании жизнь, то теперь старается любыми способами добыть средства на спиртное. Человек плохо приспосабливается к окружающей среде, ему неуютно среди обычных людей. Они его не принимают — отсюда агрессия, грубость по отношению к окружающим. Это своеобразный способ защиты. А в трезвом виде такие люди злы и мрачны. У пьющего человека эмоции и мысли поверхностны. Его внутренняя суть меняется в худшую сторону. Он начисто утрачивает чувство стыда, которое так важно в плане нравственности. Самое страшное то, что под воздействием алкоголя постепенно погибает ум человека. Человек не может управлять своими мыслями и желаниями, составлять понятия. Утрачивается человеческое достоинство.
^ исходя из поставленной цели был составлен перечень из 12 вопросов и предполагаемые варианты ответов. 2. Было проведено анкетирование учащихся МКОУ «Заринская сош» в возрасте от 14 до 18 лет, молодежи поселка Заря до 20 лет в количестве 52 человека. ^ Ответы на каждый вопрос заносились в специальный лист с таблицами. Затем проводился подсчет количества ответов по каждому вопросу и исходя от всего количества анкетируемых находили количество ответов в процентах. Результаты опроса оформлены в виде диаграмм [приложение] ^ по полученным результатам формулировались исходя из содержания вопросов и процентного соотношения вариантов ответов. ^ Да нет (те, кто ответил на вопрос «нет» отвечают только на вопросы 9,11,12) 2) В каком возрасте Вы впервые попробовали алкогольный напиток? _____________________________________ ^ а) пиво; б) шампанское; в) вино ( коктейли); г) крепкие спиртные напитки. 4) Почему вы стали употреблять алкоголь? а) из-за семейных проблем; б) из интереса; в) за компанию; г) от нечего делать; д) другое ^ а) родители (родные); б) друзья (знакомые); в) родители друзей; г) сам попробовал (-а). 6) Как часто Вы употребляете алкогольные напитки? а) нечасто б) по большим праздникам; в) когда есть повод; г) когда появится желание ^ а) пиво; б) шампанское; в) вино; г) коктейли; в) крепкие спиртные напитки. 8) Какова основная причина употребления Вами алкогольных напитков? а) пью, чтобы не выделяться в компании; б) употребляю без всякой причины по привычке; в) желание расслабиться от стрессов (забыть свои проблемы); г) другие причины. ^ а) никогда не думал (-а) об этом, так как не употребляю; б) не думал (-а) об этом, хотя и употребляю; в) понимаю, что можно привыкнуть, поэтому стараюсь не злоупотреблять; г) эти последствия уже дают о себе знать; д) последствия злоупотребления алкоголем я наблюдаю у близких мне людей. ^ а) ухудшение здоровья; б) деградация человека как личности; в) рождение больных детей; г) распад семьи; д) потеря работы; е) совершение преступления. ^ а) в нашем поселке проблемы алкоголизма среди молодежи не существует; б) за последние годы количество молодежи, употребляющей алкоголь, растет; в) за последние годы молодежь стала употреблять алкогольные напитки меньше; г) газеты и телевидение недостаточно отражают проблему алкоголизма среди молодежи; д) основной причиной распространения алкоголизма среди молодежи является дурной пример взрослых, в первую очередь, в семье; е) основной причиной распространения алкоголизма среди молодежи является доступность для молодежи легких алкогольных напитков; ж) алкоголизм – вредная привычка, с которой каждый может справиться сам; з) алкоголизм – болезнь, с которой человек сам не справится. ^ а) родителям с раннего детства объяснять вред алкоголя и не подавать детям дурной пример; б) усилить контроль над торговыми предприятиями и ужесточить меры наказания за продажу спиртных напитков детям; в) чаще поднимать эту проблему в средствах массовой информации; г) вести профилактические беседы с детьми о вреде алкоголя; д) подвергать серьезным штрафам родителей, несовершеннолетние дети которых задерживаются в нетрезвом виде в общественных местах; е) вовлекать детей в спортивные секции, кружки и в другие полезные занятия. ^
^
^ Анализ результатов исследований проводился на основе содержания каждого вопроса и преобладающего количества ответов. На основании полученного, нами были сделаны следующие основные выводы:
5.Заключение Предложения по решению проблемы в нашем поселке В целях антиалкогольной профилактики детей, подростков и молодежи, мы предлагаем включить в воспитательный план школы «Антиалкогольную программу для детей, подростков и молодежи». Содержание данной программы включает в себя проведение следующих мероприятий:
-выпускать плакаты и стенгазеты, отражающие проблему пивного алкоголизма у детей и подростков; -организовать просмотр фильмов по теме алкоголизма среди молодежи; -организовать конкурс по антирекламе пива и др.
Список литературы
diagnostichouse.ru›alkogolizm/423…molodezhi.html newparlament.ru›tribune/view/1904 alkogolizmu.net›alko/youngalko/youngalko_ molportal.ru›content/алкоголизм Приложение
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
а) в нашем поселке проблемы алкоголизма среди молодежи не существует; б) за последние годы количество молодежи, употребляющей алкоголь, растет; в) за последние годы молодежь стала употреблять алкогольные напитки меньше; г) газеты и телевидение недостаточно отражают проблему алкоголизма среди молодежи; д) основной причиной распространения алкоголизма среди молодежи является дурной пример взрослых, в первую очередь, в семье; е) основной причиной распространения алкоголизма среди молодежи является доступность для молодежи легких алкогольных напитков; ж) алкоголизм – вредная привычка, с которой каждый может справиться сам; з) алкоголизм – болезнь, с которой человек сам не справится. ![]()
а) родителям с раннего детства объяснять вред алкоголя и не подавать детям дурной пример; б) усилить контроль над торговыми предприятиями и ужесточить меры наказания за продажу спиртных напитков детям; в) чаще поднимать эту проблему в средствах массовой информации; г) вести профилактические беседы с детьми о вреде алкоголя; д) подвергать серьезным штрафам родителей, несовершеннолетние дети которых задерживаются в нетрезвом виде в общественных местах; е) вовлекать детей в спортивные секции, кружки и в другие полезные занятия. ![]() |