|
Скачать 349.39 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»» Кафедра поликлинической педиатрии МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАк практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия» студентов 6 курса специальности «Педиатрия» Раздел 3: Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники. Тема 19. Медицинское обслуживание школьников. Обсуждена и утверждена на заседании кафедры « 29» августа 2012 г. Протокол № 1 Методическая разработка составлена Доцентом, к.м.н., Феодосиади О.С. . Раздел 3: Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники. Тема 19 Медицинское обслуживание школьников. ^ - работа врача школы социально обусловлена. В школе должен формироваться здоровый образ, укрепляться здоровье современного человека. Однако, общеизвестно, что из стен современной школы выходит 2/3 детей, имеющих различную хроническую патологию. В школе формируются так называемые "школьные болезни". Поэтому работа врача очень сложна и требует от врача комплекса знаний гигиены, детских болезней, физиологии роста подросткового возраста. ^ – научить студента контролю за организацией в школьных учреждениях режима дня, питания; диспансеризации здоровых детей школьного возраста; профилактике "школьных болезней" и травматизма; гигиеническим требованиям к оценке утомляемости как по экспертизе расписания уроков, так и по тренирующему эффекту при проведении урока физкультуры; принципам распределения детей на медицинские группы по физкультуре; диспансерному наблюдению школьников с хроническими заболеваниями; мерам, способствующим созданию облегченного рабочего дня для детей с хроническими заболеваниями. ^ 1. Типы школьных учреждений; 2. Формирование психофункциональной готовности детей к поступлению в школу; 3. Дифференцированную подготовку детей к поступлению в школу; 4. Особенности медицинского обеспечения учащихся в условиях повышенных учебных нагрузок; 5. Выделение групп риска по степени готовности к школе и проведение их реабилитации; 6. Врачебный контроль периода адаптации в начальной школе; 7. Медицинский контроль за оформлением детей в школу для умственно отсталых детей и проведение их реабилитации; ВЛАДЕТЬ: 1.Навыком сбора и оценкой социального, биологического и генеалогического анамнеза; 2. Проведением антропометрического обследования ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; 3. Оценкой физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов; 4. Проведением психометрического обследования и оценкой нервно-психического развития ребенка; 5. Измерением артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыханий в минуту; 6. Проведением и оценкой результатов функциональных нагрузочных проб по Шалкову, Штанге-Генчи; 7. Проведением клинического обследования здорового ребенка: осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации; 8. Оценкой результатов анализов: общего анализа крови, мочи, кала на наличие яиц глистов; 9. оценить пробу Манту; 10. Определением группы здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья; 11. Определением физкультурной группы для детей школьного возраста; 12. Определением степени готовности детей к поступлению в школу; 13. Оценкой степени тяжести адаптации детей к школе; 14. Оформлением карты 112/у-2000 для поступления ребенка в школу. ^ 1. Способностью собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез; 2. Способностью и готовностью провести антропометрическое обследование ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; 3. Способностью оценки физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов; 4. Способностью и готовностью провести психометрическое обследование и оценить нервно-психическое развитие ребенка; 5. Способностью измерить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыханий в минуту; 6. Способностью и готовностью провести и оценить результаты функциональных нагрузочных проб по Шалкову, Штанге-Генчи; 7. Способностью и готовностью провести клиническое обследование здорового ребенка: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию; 8. Способностью оценить результаты анализов: общего анализа крови, мочи, кала на наличие яиц глистов; 9. Способностью оценить пробу Манту; 10. Способностью и готовностью определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья; 11. Способностью определить физкультурную группу для детей школьного возраста; 12. Способностью и готовностью определить степень готовности детей к поступлению в школу; 13. Способностью оценить степень тяжести адаптации детей к школе; 14. Способностью оформить карту 112/у-2000 для поступления ребенка в школу. ^ 1. О типах школьных учреждений; 2. О формировании психофункциональной готовности детей к поступлению в школу; 3. О дифференцированной подготовке детей к поступлению в школу; 4. Особенностей медицинского обеспечения учащихся в условиях повышенных учебных нагрузок; 5. О выделении групп риска по степени готовности к школе и проведении их реабилитации; 6. О врачебном контроле периода адаптации в начальной школе; 7. О медицинском контроле за оформлением детей в школу для умственно отсталых детей и проведение их реабилитации; 8. О психологическом консультировании детей с отклонениями в развитии. Учебное время: 7.15 академических часов . ^ – ПДБ "Комплексная оценка состояния здоровья детей", "Физическое развитие детей", "Нервно-психическое развитие детей", общий клинический осмотр; кафедра физического воспитания, ЛФК и врачебного контроля "Изучение комплексов физиологического массажа, гимнастики и закаливания детей "; кафедра общей гигиены с экологией – цикл "Гигиена детей и подростков"; кафедра организации общественного здоровья и здравоохранения. ^
^
Дополнительная
^ 1.Функциональные обязанности школьного врача; 2. Контроль за организацией в школьных учреждениях режима дня и питания; 3. Диспансеризация здоровых детей школьного возраста, этапы и содержание скрининг-программы; 4. Профилактика "школьных" болезней и травматизма у детей школьного возраста; 5. Гигиенические требования к спортивному оборудованию физкультурных залов, открытых площадок, школьных стадионов; 6. Критерии гигиенической оценки урока физкультуры в школе: продолжительность, структура, общая и моторная плотность, физиологическая кривая пульса; 7. Принципы распределения детей на медицинские группы по физкультуре в школе; 8. Диспансерное наблюдение школьников с хроническими заболеваниями; 9. Контроль за режимом учебных занятий; 10. Показания к организации обучения на дому; 11. Показания к освобождению школьников от экзаменов. ^ - ситуационные задачи (Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗов по специальности "Педиатрия".- ГОУВЦНМЦ.- М.- 2006); -тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний, разделы 14,23 (типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 0400200 « Педиатрия ». ГОУ ВУНМЦ., М., 2006г.). ^ 10.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки; 10.2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах по ранее изученным темам знания; 10.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия; 10.4. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания. Аннотация. Функциональные обязанности врача в ООУ (Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения. Приказ от 30.06.92 № 186/ 272) заключаются в координации деятельности ЛПУ и образовательных учреждений, контроле за организацией и анализом медицинского обслуживания детей, организации профосмотров, консультативной помощи школьникам, организации работы по гигиеническому воспитанию детей и родителей, организации и проведении оздоровительной летней кампании, контролю за санитарно-гигиеническими условиями в ООУ, контроле и оказании методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса (участие в составлении расписания, режима дня и занятий), контроле за питанием школьников, за физическим воспитанием (распределение детей на медгруппы для занятий физкультурой, оценка физподготовки, контроль за физвоспитанием, закаливанием), контроле за трудовым воспитанием и профориентацией подростков, проведении иммунопрофилактики, в проведении мероприятий по облегчению адаптации в ОУ и коррекции ее с педагогом, в проведении медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению, в ведении документации, в проведении диспансеризации школьников и оздоровительных мероприятий в ОУ, в анализе состояния здоровья и разработке мероприятий по улучшению охраны их здоровья. ^ Учебно-воспитательный процесс в школе проводится с учетом возрастных морфофункциональных возможностей детей и подростков. В начальной школе (1-4 классы) дети обучаются чтению, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В неполной средней школе (5-9 классы) изучаются основы наук, решаются задачи профессиональной ориентации подростков. В средней общеобразовательной школе (10-11 классы) завершается среднее образование школьников, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности. Организация учебного процесса должна строиться с учетом физиологических принципов изменения работоспособности. В учебном процессе различают несколько периодов: врабатывания, высокой продуктивности, снижения работоспособности или утомление. Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным. В середине учебной недели, четверти, года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия и др. Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности и отдыха. Санитарные нормы и правила (1999г.) регламентируют недельную учебно-трудовую нагрузку и устанавливают следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учетом ее продолжительности (табл. 1). Таблица 1 Максимально допустимое количество часов в неделю при разной ее продолжительности
Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов ООУ с углубленным изучением предметов, занятия проводятся только в первую смену. В ООУ, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену. Для остальных школ организация учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся. Средняя продолжительность уроков - 45 минут. Учебные занятия должны начинаться не ранее 8-ми часов, без проведения нулевых уроков. Проведение сдвоенных уроков в начальных классах запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 -11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным дисциплинам. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляют не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой нагрузки. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 – в начальной школе и не более 6 – в основной. Для предупреждения утомления учащиеся должны иметь облегченный учебный день в середине недели. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов и дисциплин и должны иметь вводную, основную и заключительную части. Вводная часть необходима для организационных мероприятий и опроса, основная - для изложения нового материала, заключительная - для тренировки. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание в период высокой продуктивности работы, зависящей от смены, в которую занимается ребенок. Так, в I смену - это время с 10 до 11 часов, во II смену - с 15 до 17 часов. При этом основные предметы должны изучаться на втором и третьем уроках - для учащихся младших классов; на втором, третьем и четвертом уроках - для учащихся среднего и старшего возраста. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на втором-четвертом уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. Не допускаются постоянные занятия одних и тех же детей во II смену в течение нескольких лет. Школьное расписание уроков должно составляться отдельно для обязательных и факультативных занятий, которые планируются в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. При этом между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 45 минут. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую умственной работоспособности учащихся, трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Для этого используют ранговую шкалу трудности (И.Г.Сивков, 1975). Уроки располагаются в следующем порядке: математика, русский язык (для национальных школ) - 11 иностранный язык - 10 физика, химия - 9 история - 8 родной язык, литература - 7 естествознание, география - 6 физкультура - 5 труд - 4 черчение - 3 рисование - 2 пение - 1 Дополнительно к таблице И.Г. Сивкова следует указать, что информатика, профильные и все новые предметы оцениваются в 10 баллов. При изучении учебно-воспитательного процесса необходимо провести экспертную оценку соблюдения норм учебной нагрузки, т.е. провести суммирование числа уроков за неделю по классам и сопоставить их с нормативом. Ранговая шкала трудности используется для оценки расписания. При этом подсчитывается сумма балов по дням недели в отдельных классах. Например, в 6 "А" классе сумма баллов равна 36, 38, 47, 40, 35, 32. Эти цифровые значения изображаются графически. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников. Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следуют таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. Важен контроль за продолжительностью перемен. Санитарными требованиями (1999 г.) установлена 10 минутная продолжительность перемен между уроками. Большая перемена (после 2-го и 5-го урока) длится 50 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортзале или оборудованной тренажерами рекреации. Особое внимание врач школы должен обращать на продолжительность подготовки домашних занятий, превышение которой недопустимо. Рекомендуется начало самоподготовки для занимающихся в I смену с 16 часов (второй пик повышения работоспособности), а для занимающихся во II смену с 9 часов утра (первый пик повышения работоспособности). Продолжительность подготовки домашних занятий определена Санитарными правилами (1999 г.) и составляет: 1-й класс (со второго полугодия) - до 1 ч. 2-й класс - до 1,5 ч. 3-й - 4-й классы - до 2 ч. 5-й - 6-й классы - до 2,5 ч. 7-й - 8-й классы - до 3 ч. 9-й - 11-й классы - до 4 ч. Для поддержания трудоспособности в течение учебного года предусмотрено прерывание учебного процесса периодическим отдыхом в виде каникул. В настоящее время определена общая продолжительность каникул в школе в течение 4-х месяцев (летние, осенние, зимние, весенние). На каникулы, приходящиеся на учебный год, отводится один месяц, использование его зависит от решения педагогического совета школы и, как правило, в течение самой длинной третьей четверти выделяется детям начальной и средней школ 3-4 дополнительных выходных дня. ^ Питание учащихся должно находится под постоянным контролем школьного врача и медицинской сестры. Повседневная работа включает контроль за качеством поступающих продуктов, условиями хранения, соблюдением сроков реализации; технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд; соблюдением санитарно - противоэпидемического режима на пищеблоке и обработкой посуды. В общеобразовательных школах организуется 2-разовое питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Завтрак проводится во время второй и третьей перемены, обеспечивающий 20% суточной потребности детей в основных ингредиентах и энергии. Для всех желающих школьников, задерживающихся в школе на собраниях и факультативных занятиях питание должно быть двухразовым, при этом необходимо обеспечить 55% суточной потребности детей в пищевых ингредиентах (завтрак – 20%, обед – 35%). В группах продленного дня организуется полдник (10% суточной калорийности). Интервалы между завтраком и обедом должны быть 3-4,5 часа. ^ - костный бульон, кулинарный жир и маргарин - фляжное, бочковое не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); - творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используется в виде запеканок, сырников, ватрушек; сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5-10 минут до готовности); - молоко и простоквашу "самоквас" в натуральном виде, а также для приготовления творога; - зеленый горошек без термической обработки; - макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, форшмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); - напитки, морсы без термической обработки, квас; - грибы; - макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья; - пирожные и торты кремовые; - жареные во фритюре пирожки, пончики; - неизвестные порошки в качестве разрыхлителя. ^ предусматривает новый принцип организации углубленных осмотров, этапность обследования: I этап - обследование всех детей по скрининг - программе, которое проводится в основном средним медицинским персоналом школы; II этап - обследование детей, выделенных с помощью скрининг - тестов, врачом общеобразовательного учреждения; III этап - обследование школьников узкими специалистами поликлиники. Перед проведением осмотров медицинские сестры школ должны проверить медицинские карты, провести скрининговое обследование детей по диагностическим тестам. Скрининг-программа подразделяется на базовую и расширенную, представленные в медицинской карте ребенка для общеобразовательного учреждения (форма 26/у-2000). Базовая скрининг-программа доврачебного медицинского обследования используется для мониторинга здоровья детей и содержит тот набор тестов, который обязателен при проведении медицинских осмотров детей, как в условиях города, так и в сельской местности. Она включает в себя: 1. анкетный тест; 2. индивидуальную оценку физического развития; 3. измерение артериального давления, с проведением нагрузочной пробы; 4. выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуально-инструментального исследования; 5. исследование остроты зрения; 6. выявление предмиопии (склонность к близорукости) с помощью теста Малиновского; 7. выявление нарушений бинокулярного зрения; 8. выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи; 9. оценку уровня физической подготовленности, проведение динамометрии; 10.выявление протеинурии и гликозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов – анализа мочи; Расширенная скрининг-программа дополняет базовую и включает: 1. число заболеваний за год; 2. выявление невротических расстройств (анкета); 3. оценку нервно-психического развития (эмоционально-вегетативная сфера, психо-моторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие); 4. оценку вторичных половых признаков; 5. нарушение репродуктивного здоровья (анкета). Расширенной программой скрининг-исследования в 7-летнем возрасте предусматриваются осмотры следующими специалистами: хирург, ортопед, офтальмолог, эндокринолог, ЛОР-врач, дерматолог, невролог, логопед, стоматолог, педагог и психолог. В 10-летнем возрасте, наряду с вышеперечисленными специалистами, девочек обязательно осматривает гинеколог, всем детям делается ЭКГ, начинает оцениваться половое развитие. С 12-летнего возраста мальчиков осматривает андролог, также оценивается половое развитие. Показатели тестов вносятся в специальную таблицу скрининг - обследования. Плановые углубленные медицинские осмотры проводятся в первом полугодии учебного года в следующие возрастные периоды: 10, 12, 14-15, 16-17 лет. Углубленный осмотр детей по окончании первого класса проводится в конце учебного года, так как в мае – июне месяце года поступления в школу они осматривались всеми специалистами, у них определялись школьная зрелость и прогноз адаптационного периода. При углубленных осмотрах повышенное внимание уделяется учащимся старших классов перед передачей их в поликлинику для взрослых. Кроме осмотра педиатром и специалистами им проводятся дополнительные исследования; желательно осмотры специалистами проводить в условиях поликлиники. Углубленные осмотры специалистами школьников других возрастов можно проводить в школах. График посещения школ специалистами составляется в поликлинике и доводится до сведения директоров школ. Каждый углубленный осмотр учащихся завершается анализом полученных результатов врачом школы с оформлением заключения в медицинской карте ребенка (ф. 026/у-2000) по следующей структуре для 7-летних детей: 1. оценка физического развития; 2. оценка нервно-психического развития; 3. диагноз; 4. группа здоровья; 5. оценка физической подготовленности; 6. медицинская группа для занятий физкультурой; 7. медико-педагогическое заключение: 8. рекомендации по оздоровлению. С 10-летнего возраста предыдущее заключение дополняется степенью выраженности вторичных половых признаков у девочек и мальчиков, с 14 лет появляется оценка репродуктивного поведения, указывается ограничение деторождения. Результаты углубленного осмотра учащихся окончательно анализируются школьным врачом и докладываются на педсовете школы и медицинском совете поликлиники. При этом учитывается число осмотренных детей, уровень выявленной патологии в целом по школе и по отдельным периодам школьного возраста; уровень физического развития учащихся; удельный вес детей, взятых на диспансерный учет; процент школьников, отнесенных к различным физкультурным группам. Результаты осмотра 18-летних подростков, находящихся на диспансерном учете, анализируются отдельно и передаются во взрослую поликлинику. При этом задача врача заключается не только в констатации заболеваний и назначении лечения, но и в определении способности каждого ребенка или подростка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования. При этом острые заболевания, прошлые болезни (если они не хронические), возможность рецидива, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из групп здоровья . При наличии нескольких заболеваний окончательная оценка производится по наиболее тяжелому заболеванию. При совокупности нескольких заболеваний, каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе здоровья и снижает функциональные возможности организма, больного следует отнести к IV группе здоровья. ^ К основным "школьным" болезням относятся миопия, нарушение осанки, астено-невротические реакции за счет проявлений переутомления школьников. ^ Для оздоровления детей с этой патологией в школах должны создаваться специальные группы с расширением элементов корригирующей гимнастики, ЛФК. Занятия в этих группах проводятся под контролем врача по ЛФК или во врачебно-физкультурном диспансере 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут (в группе не более 30 человек). Широко применяются упражнения в виде "домашних заданий", с предварительным разучиванием их на занятиях и постоянным контролем в ходе занятия. Используются самомассаж ног, стоп, гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности, который включает гигиеническую ножную ванну ежедневно, а также выработанную походку без сильного разведения стоп, привычку ходить босиком по рыхлой почве, песку, дома, Не рекомендуется длительно ходить босиком или в обуви с мягкой подошвой по асфальту, избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами) и переноски тяжестей. ^ В качестве основного корригирующего средства рекомендуется аминокислота – глицин, относящаяся к классу заменимых аминокислот и содержащаяся в тканях головного и спинного мозга. Глицин является естественным тормозным медиатором, оказывает седативный эффект, основанный на усилении процессов активного внутренного торможения. Способствует повышению умственной работоспособности, скорости принятия рациональных решений. Рекомендуется длительное назначение глицина. ^ – у детей с предмиопическими состояниями рекомендуется использование комплекса мероприятий: - правильное рассаживание детей в классе; - организация специальной гимнастики для глаз в середине урока; - лекции и беседы для родителей детей, имеющих предмиопию и миопию. В лекции важно объяснить организацию зрительного режима во внешкольное время, тренировке аппарата аккомодации в домашних условиях. Все эти мероприятия проводятся только после осмотра офтальмологом. ^ Заключается в предупреждении дорожно-транспортных происшествий, бытового и школьного травматизма. Среди проводимых мероприятий первостепенное значение имеют знание и соблюдение правил дорожного движения на улице, формирование отрицательного отношения к шалостям в опасных местах, осторожность при работе с химическими веществами, электричеством, огнем, острыми предметами. Борьба со спортивным травматизмом предусматривает устранение главных его причин. К ним относятся функциональная неготовность школьников, неподготовленность места проведения занятия, неисправность материально-технического оснащения, нарушение дисциплины во время занятия. Все травмы в школе подлежат строгому учету с последующим анализом их причин. Обязательным является обучение школьников оказанию первой помощи при травмах, обучению приемов искусственной вентиляции легких способом "изо рта в рот", непрямого массажа сердца, умению наложить фиксирующую повязку, остановить кровотечение, сделать шины из подручного материала, оказать помощь при ожогах, отморожениях. ^ Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждений, за полосой зеленых насаждений и включать: школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину. В состав зоны входят: площадки для спортивных игр (волейбольная, баскетбольная), гимнастики для 1-4 и 5-11 классов, комбинированная площадка для спортивных игр, метания мяча, прыжков в высоту и длину. Физкультурно-спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений здания. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещения, при наличии ограждения высотой 3 м – не менее 15 м, а площадки для занятий другими физкультурно-спортивными видами деятельности - на расстоянии не менее 10 м. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Спортивный зал – следует размещать на 1 этаже в пристройке. Площади спортивных залов приняты: 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м. Размеры и количество спортивных залов рекомендуется устанавливать из числа параллелей: при наличии 2 параллелей – 2 зала 9х18 и 12х24, 3 и более параллелей – 2 зала 12х24 и дополнительный зал -18х30. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные комнаты, раздевальные отдельно для мальчиков и девочек, душевые, уборные для мальчиков и девочек, комната для инструктора. Проходы в учебно-спортивные помещения через классные секции на допускаются. Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно через обособленный коридор. В состав физкультурно-оздоровительных помещений необходимо включать тренажерный зал и, желательно, бассейн. ^ После проведения ежегодных плановых осмотров к октябрю месяцу врач составляет поименный список учащихся с уточнением распределения их по медицинским группам для занятий физкультурой и передает директору школы, который издает приказ с указанием медицинской группы по физкультуре для каждого ученика. Динамическое наблюдение за группами должно проводиться до окончания учебного года. Для участия в учебных и внеучебных занятиях физической культурой и спортом выделяются различные медицинские группы. При установлении группы по физкультуре обязательно используются показатели физической подготовленности, определяемые по физическим тестам (проводит учитель физкультуры). Тесты подразделяются на обязательные и дополнительные: А. Обязательные:
Б. Дополнительные:
^ относят школьников без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, или с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной подготовкой. Занятия по школьным программам проводятся в полном объеме, сдаются нормы ГТО. Разрешены занятия в одной из спортивных секций школы или вне ее с участием в соревнованиях по одному из видов спорта. ^ относят школьников с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без достаточной физической подготовки. Занятия проводятся вместе с основной группой по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений: ограничивается нагрузка в беге, силовых упражнений, сокращается число повторных прыжков, уменьшается длительность подвижной игры и т. д. Контрольные испытания и сдача норм ГТО проводятся с разрешения врача. ^ относят школьников, имеющих значительные постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья, которые не мешают выполнению обычной учебной работы в школе, но являются противопоказанием для занятий физкультурой. Занятия проводятся по особой программе или по отдельным видам школьных программ со сниженными нормативами. Могут проводиться занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры. Школьникам с отклонениями в состоянии здоровья (параличи, парезы, врожденные пороки развития и пр.), как правило, лечебную физкультуру назначают в поликлиниках, физкультурных диспансерах или других лечебно-профилактических учреждениях. Включение школьников в ту или иную группу непостоянно, группа может изменяться при повторном медицинском осмотре в случае восстановления здоровья. Так, часть школьников может быть временно отстранена от занятий по физвоспитанию в связи с перенесенными острыми заболеваниями. Уроки физического воспитания целесообразно проводить на 3-4 часе занятий в школе не менее 3 раз в неделю. С 5-го класса устанавливается дифференцированная нагрузка физических упражнений для мальчиков и девочек. Цель урока физического воспитания - достижение определенного уровня нагрузки на организм посредством усложняющихся физических упражнений, постоянной тренировки и закаливания организма. Урок физвоспитания состоит из 4-х частей:
Для оценки урока физкультуры необходимо знать:
Оценка урока физкультуры проводится по следующей схеме: I. 1. Школа, класс. 2. Количество учащихся в классе, присутствовавших на уроке. 3. Урок по счету, место урока в недельном расписании. 4. Фактическая длительность урока. 5. Хронометраж урока, расчет общей и моторной плотности. 6. Физиологическая кривая пульса или артериального давления у 2-4 учащихся. II. Оценка условий урока – площадь зала, санитарное состояние зала, оборудование раздевалок и их состояние, соблюдение режима уборки, спортивная форма учащихся, личная форма учащихся, личная гигиена учащихся (в частности работа душевых). III. Предложение учителю, медсестре, директору. ^ План мероприятий по улучшению состояния здоровья школьников составляется после комплексных осмотров. Основное внимание уделяется детям, имеющим хронические заболевания, т.е. диспансерным группам. Диспансерному учету подлежат школьники со следующей патологией: - сердечно-сосудистые заболевания; - хронические неспецифические заболевания органов дыхания, а также реконвалесценты после острой пневмонии; - хронические болезни ЛОР-органов; - хронические и острые заболевания мочевыводящей системы; - хронические заболевания пищеварительного тракта; - заболевания крови; - эндокринологические заболевания; - патология зрения; - заболевания и дефекты опорно-двигательного аппарата; - отклонения в нервно-психическом развитии; - дети, перенесшие острый гепатит; - инфицированные и контактные по туберкулезу; - реконвалесценты и часто болеющие дети с пониженной работоспособностью и отстающие в физическом развитии; - дети, имеющие функциональные изменения осанки и стопы, - дети, имеющие отклонения в нервно-психическом здоровье. Основные принципы организации коррекционно-оздоровительной работы заключаются в преимущественном использовании немедикаментозных средств, направленных на снижение эмоционального напряжения и повышение защитных сил организма учащихся, применении комплекса мероприятий с учетом особенностей состояния здоровья, структуры учебного года, экологических, климатических условий. Оздоровление детей и подростков обычно организуется осенью (октябрь, ноябрь), весной (март, апрель) и после острого заболевания. Длительность оздоровительного курса 2 недели. ^ Система оздоровления часто болеющих детей включает создание оптимальных санитарно-гигиенических условий внешней среды, щадящего индивидуального режима, рациональное питание, обогащенное витаминами и фитонцидами, закаливание, физиотерапия, медикаментозные курсы профилактики. В систему коррекции режима дня входит уменьшение возможности стрессовых ситуаций и переутомления, увеличесние продолжительности ночного сна, при необходимости введение дневного сна, увеличение времени пребывания на свежем воздухе на 1-1,5 часа. Составной частью комплексной реабилитации является рациональное питание экологически чистыми продуктами, дополнительное между завтраком и обедом приемом овощей, фруктов, соков, с проведением при необходимости коррекции дисбиоценоза кишечника биопрепаратами и энтеросорбентами. Физические методы профилактики включают проведение закаливания, массажа, ЛФК. Ведущим в системе мероприятий закаливания является ускорение адаптации к холоду. Это может достигаться применением контрастных температурных воздействий (контрастный душ - изменение температуры воды от терпимо горячей до комфортной; метод "соляной дорожки", "морские прогулки"), метод "ослабления одежды" на 1 слой. В последние годы широкое распространение получил точечный массаж. В качестве средств физиопрофилактики ОРВИ применяют индуктотермию, УВЧ, ультразвук, УФО слизистой оболочки носа и глотки , ингаляции (щелочные, с настоями трав в течение 5-7 минут через 1-1,5 часа после приема пищи). Фитотерапия оказывает разностороннее действие: создает хорошее настроение, смягчает действие стресса, обладает выраженным антимикробным антигрибковым и детоксицирующим действием. Можно рекомендовать распыление в классах эфирных масел мяты, лаванды, лимона, аниса, использование травяных подушек с листьями папоротника мужского, лавра благородного, цветами бессмертника, герани, розы. Эти же травы можно рекомендовать и для приготовления кислородных коктейлей. Для предупреждения суперинфекции используются фитоаэрозоли коланхоэ, эвкалипта. Для ингаляций используются настои эвкалипта, отвары коры дуба (гипертрофические процессы), настои крапивы и травы тысячелистника (при кровоточивости десен), отвары листоев и цветов календулы и подорожника (при атрофических процессах). Медикаментозные курсы профилактики включают в себя 3-х недельные курсы в феврале-марте и октябре-ноябре витаминов C, B, A, E; метаболитов – липоевая кислота, пантетонат кальция, рибоксин, панангин, оротат калия (используется 2 препарата курсом по 10 дней кажный и 20-30 дневным перерывом); адаптогены – элеутерококк для мальчиков, аралия, заманиха для девочек (35-45 дней в возрастной дозировке), пантокрин, этимизол, глицерам (по 10 дней каждый с 20 дневным перерывом); интерфероногенов – дибазол, продигиозан, пирогенал, лизоцим, нуклеинат натрия (по 10 дней каждый); энергокомплексы (липоевая кислота, фосфатомин, рибофлавин мононуклеотит, пантетонат натрия или панангин, глютаминовая кислота, сукцинат натрия или глобулины женского молока, янтарно-кислый натрий); гомеопатические средства, медовые композиции (мед с мумие, О-ДЕ-вит, ЭЙ-ПИ-ВИ). ^ Помимо общеукрепляющей терапии (см. выше) проводится местное лечение: ингаляции 0,1% спиртового раствора хлорофиллипта, 4% раствора пантетоната кальция;закапывание в нос 2% раствора протаргола, смазывание зева 6% раствором колларгола; полоскание зева (на ночь) водой с добавлением 1,0 поваренной соли; физиотерапия – УФО носа и зева, УВЧ на миндалины . ^ Для оздоровления предлагается щадящее питание в школе и дома, медикаментозное лечение (курс 3 недели) – спазмолитические средства ( но-шпа 10 дней в начале курса), ранозаживляющие препараты (витамин U) , желчегонные препараты, отвары трав, которые приготовляются в условиях школы и каждый отвар чередуется каждые 7 дней. Медикаменты даются перед школьным завтраком или перед уходом домой. ^ Заключается в проведении массовой профилактики с применением йодированной соли 5,0 в сутки, йодированных хлеба, халвы, печенья и проведении групповой профилактики с прменением калия йодида, йод-актива, БАД. ^ Повышенное внимание врачу школы приходится обращать на трудоспособность, заболеваемость и появление признаков переутомления у детей, находящихся на диспансерном учете. В соответствии с законом РФ "Об образовании" освоение образовательных программ основного общего и среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Освобождение выпускников от итоговой аттестации противоречит закону РФ и поэтому, для выпускников, нуждающихся в длительном лечении, в связи с заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный совместным приказом Министерства образования России и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России от 18.07.94 № 268/146, устанавливается щадящий режим ее проведения. Для выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов, обучающихся на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в ЛПУ более 4-х месяцев и детей-инвалидов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников. Для таких выпускников разрешается проводить 2 обязательных письменных экзамена: в 9-ом классе – русский язык и алгебра, в 11-ом (12-ом) классе - литература (сочинение) и алгебре с началом анализа. Исходя из заболевания, возможна замена письменного экзамена на устные, которые могут проводиться по билетам, в форме собеседования, зачетов, защиты рефератов, комплексного анализа текста (русский язык), а также в форме тестирования. Государственная аттестация может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая. Учащийся должен иметь положительные годовые оценки по всем предметам, причем, выпускникам, находившимся на лечении в лечебных учреждениях, где были организованы учебные занятия, учитываются отметки, полученные ими в ООУ при лечебном учреждении. Ученики, у которых нет возможности из-за болезни сдавать экзамены весной, по решению педсовета школы могут сдавать их до 31 августа текущего года. Решение о необходимости проведения итоговой аттестации в щадящей форме при наличии всех необходимых документов конкретного выпускника принимается по согласованию с муниципальным (местным) органом управления образования. Список учащихся с хроническими заболеваниями, подлежащих освобождению от экзаменов, составляется врачом школы с января по апрель и передается заведующему отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Освобождение от экзаменов регистрируется в формах 112/у, 026/у-2000, 086/у. ^ При различных заболеваниях дети нуждаются в организации индивидуальных занятий на дому. Освобождение от посещений массовой школы также оформляется КЭК поликлиники и решением педсовета школы, регистрируется в формах 112/у, 026/у-2000 и других. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы: Соматические заболевания 1. Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением. 2. Панкардит (после выписки из стационара или санатория - индивидуальные занятия в течение года). 3. ВПС в стадии субкомпенсации. 4. Тетрада Фалло с частыми одышечно-цианотическими приступами. 5. Хроническая пневмония III степени при распространенном процессе и выраженной интоксикации. 6. Бронхиальная астма с частыми приступами и длительным астматическим состоянием. 7. Хронический нефрит с нефротическим синдромом. 8. Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности. 9. Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности. 10. Муковисцедоз. 11. Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита. 12. Злокачественные новообразования различных органов. 13. Нарушения свертывания крови (тяжелая форма гемофилии). Неврологические заболевания 1. Миопатия, торзионная дистония и другие гиперкинетические синдромы врожденной и наследственной природы. 2. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесенного полиомиелита. 3. Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита. Хирургические заболевания 1. Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей. Кожные заболевания 1. Распространенные экземы в состоянии обострения. 2. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения. 3. Псориатические эритродермии. 4. Артропатичесский псориаз. 5. Пруриго Герба. 6. Дерматит Дюринга. 7. Ихтиозоформная эритродермия. 8. Эпидермолизис буллеза (тяжелая форма). 9. Акродерматит энтерпатика (тяжелая форма). 10. Острая красная волчанка. 11. Прогрессирующая распространенная склеродермия. Психоневрологические заболевания 1. Шизофрения, психозы. 2. Эпилепсия. 3. Неврозы, реактивные состояния, энкопрез, энурез, заикание. 4. Энцефалоастения. 5. Психопатии. Показания для индивидуального обучения детей на дому по программам вспомогательной школы: 1. Олигофрения в стадии дебильности со следующими синдромами: - дневные эпиприпадки; - нарушения опорно-двигательного аппарата; - энцефалоастения; - энкопрез, энурез; - реактивные состояния; 2. Эпилепсия со слабоумием. 3. Шизофрения, дефектные состояния в стадии декомпенсации. 4. Травматическое или эндокринологические слабоумие в стадии декомпен-сации. 5. Текущие органические процессы в состоянии обострения. Показания для создания облегченного режима (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение): Соматические заболевания 1. Врожденная сфероцитарная анемия (средней и тяжелой степени). 2. Гемофилия. 3. Гипопластическая анемия. Психоневрологические заболевания 1. Шизофрения, психозы в неполной компенсации. 2. Эпилепсия в стадии обострения. 3. Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операции на мозге. 4. Энцефало-астенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний. |