ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
Патологическая анатомия,
клиническая патологическая анатомия
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
060101 Лечебное дело
Цели и задачи дисциплины:
Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача.
Задачи:
изучение студентами патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
приобретение студентами знаний об этиологии, патогенезе и морфологии
болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
освоение студентом морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;
изучение студентами изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);
ознакомление студентов с принципами организации патологоанатомической службы, методических основ морфологического анализа биопсийного, операционного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения.
^
Дисциплина Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык);
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
Является предшествующей для изучения дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; эпидемиология; медицинская реабилитация; дерматовенерология; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология, судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая терапия; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; общая хирургия, лучевая диагностика; стоматология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия.
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1);
способностью и готовностью выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего осложнения), с учетом международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-17);
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации), технические регламенты, международные и националь7ные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ) , действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффек5тивности работы медицинских организаций (ПК-27);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
термины, используемые в курсе патологической анатомии, и основные методы патологоанатомического исследования;
понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней;
сущность и основные закономерности общепатологических процессов;
характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;
основы клинико-анатомического анализа, правила построения патологоанатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала.
Уметь:
обосновать характер патологического процесса и его клинических проявлениях;
осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития;
диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез);
использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.
Владеть:
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
макроскопической диагностикой патологических процессов;
микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;
навыками клинико-анатомического анализа.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетных единиц.
^
|
Всего часов
|
Семестры
|
5
|
6
|
7
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
Формулировка (и защита) патологоанатомического диагноза, клинико-анатомического эпикриза
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
экзамен
|
-
|
|
зачет
|
Общая трудоемкость:
часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
^
№ п/п
|
Наименование раздела
дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Общая патологическая анатомия.
Введение в патологическую анатомию.
|
Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.
Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.
|
2.
|
Повреждение и гибель клеток и тканей.
|
Некроз. Апоптоз.
|
3.
|
Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
|
Патология накопления (дистрофии).
Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.
Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.
|
4.
|
Расстройства крово- и лимфообращения.
|
Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).
Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.
|
5.
|
Воспаление.
|
Воспаление, общая характеристика.
Острое воспаление. Экссудативное воспаление.
Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).
|
6.
|
Патология иммунной системы
|
Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.
Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).
|
7.
|
Процессы регенерации и адаптации.
|
Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия.
|
8.
|
Опухоли.
|
Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.
|
9.
|
Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.
|
Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.
|
10.
|
Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие.
|
Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Номенклатура и принципы классификации болезней. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. (МКБ) Международная классификация болезней в онкологии (МКБ О). Международные гистологические классификации опухолей. Классификация стадий анатомического распространения злокачественных опухолей (система ТNМ). Классификация наследственных заболеваний человека (OMIM). Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие (аутопсия, секция).
|
11.
|
Частная патологическая анатомия
Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани.
|
Анемии. Полицитемии. Опухоли кроветворной и лимфоидной тканей.
|
12.
|
Болезни сердечно-сосудистой системы.
|
Атеросклероз. Артериальная гипертензия. Гипертоническая болезнь и вторичные артериальные гипертензии. Ишемические болезни сердца (ИБС). Кардиомиопатии. Болезни эндокарда. Болезни миокарда. Болезни перикарда. Опухоли сердца. Васкулиты. Болезни артерий. Аневризмы. Болезни вен. Опухоли сосудов. Цереброваскулярные болезни (ЦВБ).
|
13.
|
Ревматические болезни. Врожденные и приобретенные пороки сердца.
|
Классификация. Ревматизм (ревматическая лихорадка), узелковый периартериит, ревматоидный артрит, системная красная волчанка (СКВ), системная склеродермия, дерматомиозит (полимиозит), болезнь Шегрена. Врожденные и приобретенные пороки сердца.
|
14.
|
Болезни легких.
|
Врожденные аномалии легких. Ателектазы. Сосудистая патология легких. Пневмонии. Хронические диффузные заболевания легких. Хронические обструктивные и рестриктивные болезни легких. Интерстициальные болезни легких. Бронхиальная астма. Опухоли бронхов и ткани легких. Рак легкого.
|
15.
|
Болезни желудочно-кишечного тракта.
|
Болезни зева и глотки. Болезни пищевода. Болезни желудка. Болезни кишечника (врожденные аномалии, сосудистые заболевания, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона). Заболевания червеобразного отростка слепой кишки. Опухоли желудка и кишечника.
|
16.
|
Болезни печени, желчевыводящих путей и экзокринной части поджелудочной железы.
|
Печеночно-клеточная недостаточность. Циркуляторные нарушения в печени. Гепатит. Цирроз печени. Поражения печени, вызванные лекарствами и токсинами. Алкогольная болезнь печени. Неалкогольный стеатоз печени. Опухоли печени. Желчнокаменная болезнь. Холецистит. Болезни экзокринной части поджелудочной железы. Опухоли желчевыводящих путей и поджелудочной железы.
|
17.
|
Болезни почек.
|
Гломерулярные болезни. Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит. Невоспалительные гломерулопатии. Заболевания почек, связанные с поражением канальцев и интерстиция. Некротический нефроз (острый тубулонекроз). Пиелонефрит. Нефросклероз. Амилоидоз почек. Уролитиаз (мочекаменная болезнь). Опухоли почек и мочевыводящих путей.
|
18.
|
Инфекционные и паразитарные болезни.
|
Инфекционные и паразитарные болезни, общая характеристика. Особо опасные инфекции. Вирусные и бактериальные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем: грипп, ОРВИ, корь, коклюш, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция. Вирусные инфекции: герпес, цитомегалия, ВИЧ-инфекция. Хламидийные инфекции. Риккетсиозные инфекции. Прионовые болезни. Бактериальыне кишечные инфекции: брюшной тиф и другие сальмонеллезы, дизентерия, иерсиниозы, холера. Пиогенные инфекции. Сепсис. Туберкулез. Инфекции, передающиеся половым путем: гонококковая инфекция, сифилис. Паразитарные болезни.
|
19.
|
Болезни эндокринной системы.
|
Болезни эндокринной части поджелудочной железы (сахарный диабет). Болезни щитовидной железы. Болезни околощитовидных желез. Болезни гипоталамо-гипофизарной системы и гипофиза. Болезни надпочечников. Аутоиммунные полигландулярные синдромы. Опухоли эндокринных желез. Нейроэндокринные опухоли. Синдромы множественной эндокринной неоплазии.
|
20.
|
Болезни мужской половой системы.
|
Инфекции мужской половой системы. Болезни предстательной железы. Заболевания яичек и их придатков. Опухоли.
|
21.
|
Болезни молочных желез и женской половой системы
|
Болезни молочных желез. Болезни шейки и тела матки. Болезни яичников и маточных труб. Эндометриоз. Опухоли.
|
22.
|
Болезни перинатального периода
|
Недоношенность. Переношенность. Задержка внутриутробного роста и развития плода. Родовая травма и родовые повреждения. Болезни легких. Врожденные пороки развития. Внутриутробные инфекции. Гемолитическая болезнь новорожденного. Муковисцидоз. Опухоли у детей.
|
23.
|
Патология плаценты и пуповины. Патология беременности и послеродового периода
|
Патология плаценты. Патология пуповины. Патология беременности и послеродового периода. Спонтанные аборты. Эктопическая беремиенность. Гестозы. Трофобластическая болезнь.
|
24.
|
Болезни опорно-двигательного аппарата
|
Заболевания костей. Остеопороз, остеопетроз, остеомиелит. Остеонекроз. Переломы костей. Рахит и остеомаляция. Сифилитические поражения костей. Болезни суставов. Ревматоидный артрит. Инфекционные артриты. Подагра и подагрический артрит. Опухоли и опухолеподобные образования костей и мягких тканей.
|
25.
|
Болезни центральной и периферической нервной системы
|
Основные проявления поражений мозговой ткани. Расширяющиеся (объемные) внутричерепные поражения. Черепно-мозговая травма. Инфекционные поражения. Демиелинизирующие заболевания. Метаболические заболевания. Опухоли центральной нервной системы. Патология периферических нервов и параганглиев. Опухоли периферических нервов и параганглиев.
|
26.
|
Болезни кожи
|
Макроскопические образования и микроскопические изменения. Меланоцитраные опухоли кожи. Доброкачественные эпителиальные опухоли кожи. Предраковые состояния и злокачественные опухоли эпидермиса. Опухоли дермы. Острые воспалительные дерматозы. Хронические воспалительные дерматозы. Буллезные заболевания кожи. Инфекционные и паразитарные заболевания кожи.
|
27.
|
Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Паотогоанатомический диагноз. Биопсийный раздел. Секционный раздел.
|
Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Биопсийный раздел. Задачи и методы биопсийного и цитологического исследований. Правила направления биопсийного материала на исследование. Клинико-анатомический разбор диагностических и операционных биопсий. Секционный раздел. Патологоанатомический диагноз: требования к формулировке. Протокол патологоанатомического вскрытия. Клинико-анатомический эпикриз. Правила сличения (сопоставления) заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. Клинико-экспертные комиссии и клинико-анатомические конференции.
|
^
№
п/п
|
Наименование
обеспечивае-мых
(последующих)
дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения о
беспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
1
|
Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Эпидемиология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Офтальмология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
4
|
Оториноларингология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
5
|
Дерматовенерология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Акушерство и гинекология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Педиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Психиатрия, медицинская психология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10
|
Судебная медицина
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11
|
Медицинская реабилитация
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12
|
Факультетская терапия, профессиональные болезни
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
13
|
Госпитальная терапия, эндокринология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
14
|
Инфекционные болезни
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15
|
Фтизиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
16
|
Поликлиническая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
17
|
Общая хирургия, лучевая диагностика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
18
|
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
19
|
Факультетская хирургия, урология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
20
|
Госпитальная хирургия, детская хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
21
|
Стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
22
|
Онкология, лучевая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
23
|
Травматология ортопедия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
24
|
Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
ЛЗ
|
Сем
|
СРС
|
Всего часов
|
1.
|
Введение в патологическую анатомию. История патологической анатомии
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Повреждение и гибель клеток и тканей.
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Расстройства крово- и лимфообращения.
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Воспаление.
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Патология иммунной системы
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Процессы регенерации и адаптации.
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Опухоли.
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие.
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани.
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Болезни сердечно-сосудистой системы.
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Ревматические болезни. Врожденные и приобретенные пороки сердца.
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Болезни легких.
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Болезни желудочно-кишечного тракта.
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Болезни печени, желчевыводящих путей и экзокринной части поджелудочной железы.
|
|
|
|
|
|
|
17
|
Болезни почек.
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Инфекционные и паразитарные болезни.
|
|
|
|
|
|
|
19
|
Болезни эндокринной системы.
|
|
|
|
|
|
|
20
|
Болезни мужской половой системы. Болезни молочных желез и женской половой системы
|
|
|
|
|
|
|
21
|
Болезни перинатального периода
|
|
|
|
|
|
|
22
|
Патология плаценты и пуповины. Патология беременности и послеродового периода
|
|
|
|
|
|
|
23
|
Болезни опорно-двигательного аппарата. Болезни кожи
|
|
|
|
|
|
|
24
|
Болезни центральной и периферической нервной системы
|
|
|
|
|
|
|
25
|
Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Патологоанатомический диагноз. Биопсийный раздел. Секционный раздел.
|
|
|
|
|
|
|
^
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудоемкость
(час)
|
5
|
6
|
7
|
1
|
1
|
Введение в патологическую анатомию. История патологической анатомии. Демонстрация вскрытия
|
|
|
|
2
|
2
|
Повреждение и гибель клеток и тканей
|
|
|
|
3
|
3
|
Нарушения обмена веществ в клетках и тканях -1
|
|
|
|
4
|
3
|
Нарушения обмена веществ в клетках и тканях -2
|
|
|
|
5
|
4
|
Расстройства крово- и лимфообращения – 1.
|
|
|
|
6
|
4
|
Расстройства крово- и лимфообращения - 2.
|
|
|
|
7
|
5
|
Воспаление -1.
|
|
|
|
8
|
5
|
Воспаление - 2
|
|
|
|
9
|
6
|
Патология иммунной системы
|
|
|
|
10
|
7
|
Процессы регенерации и адаптации.
|
|
|
|
11
|
8
|
Опухоли - 1.
|
|
|
|
12
|
8
|
Опухоли - 2
|
|
|
|
13
|
9
|
Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.
|
|
|
|
14
|
10
|
Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие.
|
|
|
|
15
|
11
|
Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани
|
|
|
|
16
|
12
|
Болезни сердечно-сосудистой системы
|
|
|
|
17
|
13
|
Ревматические болезни. Врожденные и приобретенные пороки сердца.
|
|
|
|
18
|
14
|
Болезни легких.
|
|
|
|
19
|
15
|
Болезни желудочно-кишечного тракта.
|
|
|
|
20
|
16
|
Болезни печени, желчевыводящих путей и экзокринной части поджелудочной железы.
|
|
|
|
21
|
17
|
Болезни почек.
|
|
|
|
22
|
18
|
Инфекционные и паразитарные болезни – 1.
|
|
|
|
23
|
18
|
Инфекционные и паразитарные болезни – 2.
|
|
|
|
24
|
19
|
Болезни эндокринной системы.
|
|
|
|
25
|
20,21
|
Болезни мужской половой системы. Болезни молочных желез и женской половой системы
|
|
|
|
26
|
22
|
Болезни перинатального периода
|
|
|
|
27
|
23
|
Патология плаценты и пуповины. Патология беременности и послеродового периода
|
|
|
|
28
|
24,26
|
Болезни опорно-двигательного аппарата. Болезни центральной и периферической нервной системы. Болезни кожи.
|
|
|
|
29
|
25
|
Болезни центральной и периферической нервной системы
|
|
|
|
30
|
27
|
Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Патологоанатомический диагноз. Биопсийный раздел. Секционный раздел.
|
|
|
|
^
а) основная литература
Руководство к практическим занятиям по патологии. / Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.
Атлас по патологической анатомии. Под ред. Зайратьянца О.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2010.
б) дополнительная литература
Пальцев М.А., Аничков Н.М., Литвицкий П.Ф. Патология человека: Учебник. — В 2-х т.— Изд. 2-е, перераб. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2009.
Патологическая анатомия. Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова. Учебник. Переиздание. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
Патология: курс лекций. Том 1, 2. Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2007.
Патология. Руководство. Под ред. М.А.Пальцева, В.С.Паукова, Э.Г.Улумбекова. – М.: ГЭОТАР, 2002.
Атлас патологии Роббинса и Котрана. Клатт Э.К.: пер. с англ. Под ред. О.Д.Мишнева, А.И.Щеголева. – М.: Логосфера, 2010.
|