|
Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ "СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ" Декан медицинского Зав. кафедрой нормальной факультета и патологической анатомии _________Р.М.Захохов _________В.А. Каранашева 25 мая 2012 года 22 мая 2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ" ^ Квалификация выпускника – специалист Форма обучения – очная Нальчик. 2012 Рецензент: зав. кафедрой нормальной и патологической физиологии, доктор биологических наук, профессор Иванов А.Б. Рабочая программа дисциплины "Патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи" / сост. А.А. Тхакахов – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2012. – 18 с. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 060201.65 "Стоматология" в 3 и 4 семестрах. Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060201.65 "Стоматология", утверждённого Приказом № 16 Министерства образования и науки Российской Федерации 16 января 2011 г. Составитель_________________А.А. Тхакахов 22.05.2012 г. © Тхакахов А.А, 2012 © ФГБОУ КБГУ, 2012 Содержание с. 1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………2 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………..…5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины……….….6 4. Содержание и структура дисциплины (модуля)……………………..…….8 4.1. Содержание разделов дисциплины…………………………………………8 4.2. Структура дисциплины……………………………………………………..11 4.3. Лабораторные занятия………………………………………………...……12 4.4. Практические занятия………………………………………...…………….12 4.5. Курсовой проект…………………………………………………………….12 4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….…12 5. Образовательные технологии………………………………………………13 5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.....................................................................................................13 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…...………………………………………………………..….14 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины….…………………..….26 7.1. Основная литература……………………………………………….……….26 7.2. Дополнительная литература………………………………………………..27 7.3. Периодические издания………………………………………………...…..27 7.4. Интернет-ресурсы……………………………………………………..……27 7.5. Методические указания к лабораторным занятиям……………………....27 7.6. Методические указания к практическим занятиям…………………..…..27 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….…..28 Лист согласования рабочей программы дисциплины……………………29 Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины………..….30 ^ Патологическая анатомия – научно-прикладная дисциплина, изучающая фундаментальные основы патологических процессов и болезней на основании возникающих в субклеточных структурах, клетках, тканях, органах и системах организма изменений. Она широко использует современные достижения других медицинских и биологических наук, обобщая фактические данные биохимических, патофизиологических, морфологических, генетических, молекулярных и других методов исследования с целью установления структуры и функции клеток, органов и систем при различных заболеваниях. Патологическая анатомии охватывает широкий круг теоретических и прикладных вопросов, таких как общепатологические процессы, структурные основы синдромов и болезней, этиология, патогенез и морфогенез, нозология и диагноз, патоморфоз и ятрогении, критерии морфологической диагностики болезней. Назначение патологической анатомии – это и теоретические основы медицины, и служение медицинской практике. Именно поэтому в системе медицинского образования патологическая анатомия занимает особое место. ^ курса является изучение: - общепатологических процессов; - этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний; - морфофункциональных изменений, отражающих процессы приспособления и компенсации организма, развивающихся в ответ на воздействие факторов внешней среды; - изменений болезней, возникающих в связи с меняющимися условиями жизни человечества и лечения (патоморфоз); - болезней и патологических процессов, развивающихся в результате медицинских мероприятий (патология терапии, ятрогении); - организации патологоанатомической службы. Сопоставление морфологических, функциональных и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа. Изучение патологической анатомии включает три раздела, связанных единством целей, задач и требований: - общую патологическую анатомию (общую патологию) – доклиническую теоретическую медико-биологическую дисциплину, в которой излагаются патология клетки и общепатологические процессы, свойственные всем заболеваниям; - частную патологическую анатомию (частную патологию) – клиническую дисциплину, изучающую структурные основы болезни, в которой посмертно и прижизненно изучается этиология, патогенез, морфология отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия); - патологическая анатомия головы челюстно-лицевой области - клиническую дисциплину, изучающую морфологические основы болезней орофациальной области, их причины, патогенез, осложнения. Общая патологическая анатомия изучается в 3 семестре, частная и патанатомия челюстно-лицевой области – в 4. Основной принцип обучения – самостоятельная работа студентов на каждом занятии с тестовым контролем степени усвоения материала. ^ Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – С1 Математический, естественнонаучный и медико-биологический, раздел С.Б.2.10: модуль "Общая патология". Для освоения понятий и положений патологической анатомии необходимы "входные" знания естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии, биохимии, нормальной и топографической анатомии и физиологии человека, гистологии, эмбриологии, цитологии, микробиологии), гуманитарных и социально-экономических наук (философии, биоэтики, медицинской деонтологии, латинского языка, истории медицины). Изучение же патологической анатомии предшествует изучению и является основой всех клинических дисциплин. ^ Выпускник по специальности Стоматология с квалификацией врач по данной дисциплине должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными: способен и готов: – анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); б) профессиональными: способен и готов: – провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1); – использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2); – удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5); – дать оценку стерильности материала в биксе (ПК-9); – к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15); – к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК-17); – поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18); – к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твёрдых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19); – способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21); – проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23); – использовать нормативную и правовую документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также критерии оценки качества и эффективности работы медицинских учреждений (ПК-27); – воспринимать новейшую научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, освоить базовые компьютерные технологии (ПК-31); – осваивать современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32); – изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-46); – к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-47); – к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК-48). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: • Знать: – понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации их; – понятия общей нозологии; структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов; – основные методы патологоанатомического исследования; – причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологоанатомических процессов, функций органов и систем; – характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека, закономерности нарушений; – основы действующего законодательства о здравоохранении и патологоанатомической службе, порядок проведения патологоанатомического вскрытия трупа; – понятие о диагнозе, принципы построения клинического и патологоанатомического диагноза и клинико-анатомического сопоставления; – значение и методы исследования биопсийного и операционного материала; значение экспериментального метода в изучении патологических процессов, его возможности, ограничения, перспективы; – принципы организации комиссии по изучению летальных исходов, работы лечебно-контрольной комиссии, клинико-анатомических конференций; – принципы этиотропного и патогенетического лечения больных; • Уметь: – описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электронограмм; на основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях; – визуально оценить и уметь запротоколировать изменения в органах и тканях трупа; – правильно и последовательно сформулировать патологоанатомический диагноз, провести клинико-анатомическое сопоставление диагнозов, дать заключение о причине смерти; – определить категорию и причину расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов; – заполнить медицинское свидетельство о смерти, медицинское свидетельство о перинатальной смерти; – проводить забор, маркировку и оформить бланк направления биопсийного материала на гистологическое исследование. • Владеть: – макроскопической и гистологический диагностикой важнейших патологических процессов; – навыками сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития; – алгоритмом клинико-анатомического анализа. • ^ – работы с инструментами секционного набора; – производства секционных разрезов и разрезов внутренних органов.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4,5 зачётных единиц (161 час)
Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре
Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре
^
^
^
^ Текущий контроль знаний на дисциплине осуществляется с использованием текущего тестирования, описания макропрепаратов и решения ситуационных клинико-анатомических задач. Промежуточная аттестация знаний (зачёт, экзамен) включает в себя компьютерное тестирование и устный ответ по билету, содержащему вопросы по практическим навыкам (макропрепараты) и ситуационной клинико-анатомической задачи. ^ 3 семестр. Текущий контроль 17 балл Посещение занятий 10 баллов Промежуточный контроль: коллоквиум № 1 по разделу "Дистрофии. Некроз." 7 баллов коллоквиум № 2 по разделам: " Воспаление. Опухоли. Расстройства кровообращения. Процессы приспособления и компенсации" 7 баллов коллоквиум № 3 по разделам: "Болезни ССС, дыхания, пищеварения, почек, инфекционные" 8 баллов Компьютерное тестирование 21 балл ^ II семестр. Текущий контроль 17 баллов Посещение занятий 10 баллов Промежуточный контроль: коллоквиум № 1 по разделам: "Болезни зубов, дёсен и пародонта" 7 балловколлоквиум №2 по разделам: "Болезни слюнных желёз, губ, языка, мягких тканей полости рта" 7 баллов коллоквиум № 3 по разделу: "Болезни челюстей" 8 баллов Компьютерное тестирование 21 балл ^ Структура экзаменационного тестового материала
^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по теме: "Смешанные дистрофии" СО Вариант 1 1. К эндогенным пигментам относятся: а) двуокись кремния; б) адренохром; в) гематоидин; г) угольная пыль. 2. Осложнениями силикоза могут быть: а) правожелудочковая недостаточность; б) гемосидероз лёгких; в) хронический бронхит; г) бронхиальная астма 3. Гемосидерин выявляется: а) конго красным; б) реакцией Перлса; в) суданом 3; г) аргентафинной реакцией 4. Желтуха при жёлчнокаменной болезни: а) паренхиматозная; б) гемолитическая; в) механическая 5. Меланин выявляется: а) реакцией Гмелина; б) аргентафинной реакцией; в) конго красным; г) перекисью водорода; д) реакцией Перлса 6. При буром уплотнении лёгких наблюдается: а) отложение гематоидина; б) отложения гемосидерина; в) пневмосклероз; г) силикоз 7. Витилиго – это пример: а) местной гиперпигментации; б) общей депигментации; в) местной депигментации; г) общей гиперпигментации 8. Для уролитиаза характерно: а) двустороннее поражение мочевыводящих путей; б) печеночная колика; в) отложение ксантиновых камней; г) гидронефроз; д) гипотония 9. Жёлчные камни по составу могут быть: а) оксалаты; б) холестериновые; в) фосфаты; г) цистиновые; д) известковые 10. Дистрофический кальциноз развивается при: а) нормокальциемии; б) гиперкальциемии; в) гипокальциемии; г) неустойчивости буферных систем; д) кальцифилаксии тканей Образец перечня практических навыков ^ (Некроз. Нарушения кровообращения. Процессы приспособления и компенсации) МАКРОПРЕПАРАТЫ
10. Поликистоз почек 11. Псевдоэрозия шейки матки 12. Гиперплазия предстательной железы 13. Гипертрофия сердца Образец контрольных вопросов
Образцы тестов промежуточной аттестации 22. Для гепатоцитов периферии долек характерным механизмом жировой дистрофии является: +: инфильтрация –: декомпозиция –: фанероз –: извращенный синтез –: трансформация 23. При сахарном диабете могут возникать: +: ШИК-положительная реакция в эпителии почечных канальцев +: жировой гепатоз +: "дырчатые" ядра гепатоцитов –: гидропическая дистрофия гепатоцитов +: "тигровое" сердце ^ 25. Соответствие вида дистрофии патологическому процессу: ^ L1: паренхиматозный липидоз R1: "тигровое" сердце L2: паренхиматозный диспротеиноз R2: лейкоплакия L3: углеводная дистрофия R3: муковисцедоз L4: R4: ожирение сердца L5: R5: "мускатная" печень 26. К паренхиматозным липидозам относятся: –: "сальная" печень +: "гусиная" печень +: "тигровое" сердце –: "бычье" сердце –: "глазурная" печень ^ 1: селезёнка D2: почки D3: печень D4: надпочечники D5: ЖКТ Полный перечень вопросов выносимых на экзамен 1. Макропрепараты
^ № 1 Врач-стоматолог обнаружил у больного 40 лет белую выступающую шероховатую бляшку на боковой поверхности языка, в которой гистологически утолщение эпителия, паракератоз, акантоз. № 2 У больного с диагностированным раком головки поджелудочной железы появились желтушное окрашивание склер, кожный зуд, обесцвеченный кал, темная моча, олигурия. № 3 У женщины на коже поясничной области располагалась родинка, которая постоянно раздражалась и травмировалась. После очередного воспаления родинка удалена хирургом. Через год после удаления больная умерла. На вскрытии множественные узлы тёмно-серого цвета в лёгких, печени, почках. № 4 У больного 62 лет обильная кровавая рвота, резкая бледность, частый слабый пульс, головокружение. При явлениях падения артериального давления наступила смерть. № 5 У мужчины 20 лет, на бедре ножевая рана, 5 см, глубиной 1 см, края розовые, дно ярко-красное зернистое, кровоточащее. № 6 У больного гриппом слизистая оболочка верхних дыхательных путей тусклая полнокровная покрыта мутными слизистыми массами. № 7 У мужчины 43 лет при бронхоскопии в биоптате обнаружена гранулёма, построенная из лимфоидных, эпителиоидных и гигантских клеток Пирогова-Лангханса. В центре – участок казеозного некроза. № 8 Стоматолог удалил кистозную опухоль нижней челюсти, которая напоминала вздутие на кости и представляла собой пористый узел с истончением коркового слоя. На разрезе в ячейках опухоли кровянистая жидкость. № 9 У больного – некротические гингивит и тонзиллит, на коже множественные кровоизлияния, носовые кровотечения, лихорадка, увеличение селезёнки. В периферической крови лейкоцитов 150 тыс/мкл, среди которых 90 % незрелые клетки, не поддающиеся цитологической идентификации. № 10 Мужчина 54 лет болел около 6 лет. Ведущими признаками заболевания являлись прогрессирующая анемия, системное увеличение лимфатических узлов, увеличение печени и селезенки, общая слабость, адинамия. Непосредственной причиной смерти явилась присоединившаяся пневмония. № 11 Больной 85 лет с нормальным АД доставлен в клинику с острым расстройством мозгового кровообращения: сознание отсутствует, правосторонний паралич. В ликворе крови нет. Смерть от отёка мозга. № 12 У больного 57 лет в течение последних шести лет отмечаются приступообразные загрудинные боли с иррадиацией в левое плечо. В последнее время приступы наблюдаются и в покое. № 13 На вскрытии сердце массой 760 г, толщина миокарда левого желудочка 2,5 см, правого – 1. Почки симметрично уменьшены, уплотнены, мелкозернистые. В головном мозгу свежее кровоизлияние с образованием полости. № 14 Девушка 24 лет заболела остро: повысилась t, появились боли в горле. Диагностирована лакунарная ангина. На 10-е сутки отмечены расширение границ сердца, ослабление тонов, отечность и болезненность коленного и локтевого суставов. № 15 У мужчины 58 лет при обследовании обнаружено: АД 130/20 мм рт ст, равномерное покачивание головы, во втором межреберье справа у края грудины прослушивается стойкий диастолический шум. № 16 Больная 58 лет, много лет страдавшая приступами удушья, которые провоцировались цветочной пыльцой и сопровождавшиеся отделением вязкой стекловидной мокротой, умерла во время очередного приступа. № 17 У пожилого больного боли после приема острой пищи, изжога, анемия, ахлоргидрия, эндоскопически слизистая оболочка желудка бледная, с эрозиями, кровоизлияниями, со сглаженной складчатостью. № 18 Спустя 2 месяца после гемотрансфузии у больного развилась желтуха, геморрагический синдром, слабость, увеличение печеночных трансаминаз. В биоптате печени обнаружена белковая дистрофия гепатоцитов, некрозы в центрах долек, лимфогистиоцитарная инфильтрация стромы. № 19 У больного приступ резчайших болей в правом подреберье, затем развилась желтуха; отсутствие уробилина в моче и кале. В удалённом жёлчном пузыре обнаружено 5 легко крошащихся камней. Стенка пузыря утолщена, слизистая гиперемирована, с изъязвлениями. № 10 У тучной женщины 60 лет жалобы на полиурию, полидипсию, резкое повышение аппетита, сухость кожи, фурункулёз, ухудшение зрения. № 11 У женщины 35 лет повышенная психическая возбудимость, тремор, похудание, сердцебиение, экзофтальм, повышение тиреоидных гормонов. № 12 У мужчины 28 лет, умершего при явлениях выраженной кахексии, на вскрытии и при гистологическом исследовании гипофиза в задней доле его обнаружено хроническое воспаление с развитием рубцовой ткани. № 13 У больного перенесшего стрептококковую ангину, через 3 недели появились слабость, распространенные отёки, боли в поясничной области, брадикардия, артериальная гипертензия, олигурия, протеинурия, гематурия. № 14 У больной 60 лет, страдающей сахарным диабетом, имеются слабость, диспепсия, зуд кожи, артериальная гипертензия, бронхит, шум трения перикарда, боли в костях, артриты, анемия, повышение уровня мочевины и креатинина в крови. № 15 У 22-летней женщины через несколько дней после криминального аборта отмечалось повышение температуры до 40º С, затемнение сознания, желтушность кожи с точечными кровоизлияниями, гипотония. Через 3 дня появились признаки острой сердечной недостаточности и наступила смерть. № 16 У больного ребёнка обнаружены изменения некоторых зубов, глухота, помутнение роговицы, искривление голеней. Полный перечень вопросов на зачёт
^ 7.1 Основная литература
7.2. Дополнительная литература 1. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ / Под ред. проф. Е.В. Боровского. – М.: МЕДпресс, 2001. – 320 с. 2. Карапетян И.С. и др. Опухоли и опухолеподобные поражения органов полости рта, челюстей, лица и шеи. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 232 с. 3. Общая патология / В.П. Михайлов и др. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. -224 с. 4. Патология: Руководство / Под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова, Э.Г. Улумбекова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 960 с. 7.3. Периодические издания Журнал "Архив патологии" 7.4 Интернет-ресурсы http://www.pathanatom.ru/ http://www.ipath.ru/ http://www.patolog.ru/ http://www.alexmorph.narod.ru/ 7.5. Методические указания к практическим занятиям 1. Тхакахов А.А. Терминологический словарь по патологической анатомии. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. – 22 с. 2. Тхакахов А.А. Ситуационные задачи по патологической анатомии. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 19 с.
|