Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon

Рабочая программа учебной дисциплины "патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи"





Скачать 0.51 Mb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины "патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи"
страница 1/2
А.А. Тхакахов
Дата 24.02.2013
Размер 0.51 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова"


КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ


"СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ"

Декан медицинского Зав. кафедрой нормальной

факультета и патологической анатомии

_________Р.М.Захохов _________В.А. Каранашева


25 мая 2012 года 22 мая 2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


"ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ"


^

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060201.65 "СТОМАТОЛОГИЯ"



Квалификация выпускника – специалист


Форма обучения – очная


Нальчик. 2012

Рецензент: зав. кафедрой нормальной и патологической физиологии, доктор биологических наук, профессор Иванов А.Б.


Рабочая программа дисциплины "Патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи" / сост. А.А. Тхакахов – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2012. – 18 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 060201.65 "Стоматология" в 3 и 4 семестрах.


Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060201.65 "Стоматология", утверждённого Приказом № 16 Министерства образования и науки Российской Федерации 16 января 2011 г.


Составитель_________________А.А. Тхакахов


22.05.2012 г.


© Тхакахов А.А, 2012

© ФГБОУ КБГУ, 2012

Содержание с.

1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………2

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………..…5

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины……….….6

4. Содержание и структура дисциплины (модуля)……………………..…….8

4.1. Содержание разделов дисциплины…………………………………………8

4.2. Структура дисциплины……………………………………………………..11

4.3. Лабораторные занятия………………………………………………...……12

4.4. Практические занятия………………………………………...…………….12

4.5. Курсовой проект…………………………………………………………….12

4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….…12

5. Образовательные технологии………………………………………………13

5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.....................................................................................................13

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…...………………………………………………………..….14

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины….…………………..….26

7.1. Основная литература……………………………………………….……….26

7.2. Дополнительная литература………………………………………………..27

7.3. Периодические издания………………………………………………...…..27

7.4. Интернет-ресурсы……………………………………………………..……27

7.5. Методические указания к лабораторным занятиям……………………....27

7.6. Методические указания к практическим занятиям…………………..…..27

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….…..28

Лист согласования рабочей программы дисциплины……………………29

Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины………..….30


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Патологическая анатомия – научно-прикладная дисциплина, изучающая фундаментальные основы патологических процессов и болезней на основании возникающих в субклеточных структурах, клетках, тканях, органах и системах организма изменений. Она широко использует современные достижения других медицинских и биологических наук, обобщая фактические данные биохимических, патофизиологических, морфологических, генетических, молекулярных и других методов исследования с целью установления структуры и функции клеток, органов и систем при различных заболеваниях. Патологическая анатомии охватывает широкий круг теоретических и прикладных вопросов, таких как общепатологические процессы, структурные основы синдромов и болезней, этиология, патогенез и морфогенез, нозология и диагноз, патоморфоз и ятрогении, критерии морфологической диагностики болезней. Назначение патологической анатомии – это и теоретические основы медицины, и служение медицинской практике. Именно поэтому в системе медицинского образования патологическая анатомия занимает особое место.

^ Цель курса патологической анатомии в медицинских ВУЗах – изучение структурно-функциональных основ болезней, их этиологии и патогенеза.

Задачами
курса является изучение:

- общепатологических процессов;

- этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

- морфофункциональных изменений, отражающих процессы приспособления и компенсации организма, развивающихся в ответ на воздействие факторов внешней среды;

- изменений болезней, возникающих в связи с меняющимися условиями жизни человечества и лечения (патоморфоз);

- болезней и патологических процессов, развивающихся в результате медицинских мероприятий (патология терапии, ятрогении);

- организации патологоанатомической службы.

Сопоставление морфологических, функциональных и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа.

Изучение патологической анатомии включает три раздела, связанных единством целей, задач и требований:

- общую патологическую анатомию (общую патологию) – доклиническую теоретическую медико-биологическую дисциплину, в которой излагаются патология клетки и общепатологические процессы, свойственные всем заболеваниям;

- частную патологическую анатомию (частную патологию) – клиническую дисциплину, изучающую структурные основы болезни, в которой посмертно и прижизненно изучается этиология, патогенез, морфология отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия);

- патологическая анатомия головы челюстно-лицевой области - клиническую дисциплину, изучающую морфологические основы болезней орофациальной области, их причины, патогенез, осложнения.

Общая патологическая анатомия изучается в 3 семестре, частная и патанатомия челюстно-лицевой области – в 4. Основной принцип обучения – самостоятельная работа студентов на каждом занятии с тестовым контролем степени усвоения материала.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – С1 Математический, естественнонаучный и медико-биологический, раздел С.Б.2.10: модуль "Общая патология".

Для освоения понятий и положений патологической анатомии необходимы "входные" знания естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии, биохимии, нормальной и топографической анатомии и физиологии человека, гистологии, эмбриологии, цитологии, микробиологии), гуманитарных и социально-экономических наук (философии, биоэтики, медицинской деонтологии, латинского языка, истории медицины). Изучение же патологической анатомии предшествует изучению и является основой всех клинических дисциплин.

^ 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Выпускник по специальности Стоматология с квалификацией врач по данной дисциплине должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

способен и готов:

– анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б) профессиональными:

способен и готов:

– провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

– использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

– удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5);

– дать оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);

– к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);

– к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК-17);

– поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

– к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твёрдых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);

– способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

– проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);

– использовать нормативную и правовую документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также критерии оценки качества и эффективности работы медицинских учреждений (ПК-27);

– воспринимать новейшую научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, освоить базовые компьютерные технологии (ПК-31);

– осваивать современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32);

– изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-46);

– к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-47);

– к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК-48).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации их;

– понятия общей нозологии; структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов;

– основные методы патологоанатомического исследования;

– причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологоанатомических процессов, функций органов и систем;

– характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека, закономерности нарушений;

– основы действующего законодательства о здравоохранении и патологоанатомической службе, порядок проведения патологоанатомического вскрытия трупа;

– понятие о диагнозе, принципы построения клинического и патологоанатомического диагноза и клинико-анатомического сопоставления;

– значение и методы исследования биопсийного и операционного материала; значение экспериментального метода в изучении патологических процессов, его возможности, ограничения, перспективы;

– принципы организации комиссии по изучению летальных исходов, работы лечебно-контрольной комиссии, клинико-анатомических конференций;

– принципы этиотропного и патогенетического лечения больных;

Уметь:

– описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электронограмм; на основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях;

– визуально оценить и уметь запротоколировать изменения в органах и тканях трупа;

– правильно и последовательно сформулировать патологоанатомический диагноз, провести клинико-анатомическое сопоставление диагнозов, дать заключение о причине смерти;

– определить категорию и причину расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов;

– заполнить медицинское свидетельство о смерти, медицинское свидетельство о перинатальной смерти;

– проводить забор, маркировку и оформить бланк направления биопсийного материала на гистологическое исследование.

Владеть:

– макроскопической и гистологический диагностикой важнейших патологических процессов;

– навыками сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития;

– алгоритмом клинико-анатомического анализа.

^ Приобрести опыт:

– работы с инструментами секционного набора;

– производства секционных разрезов и разрезов внутренних органов.



  1. Содержание и структура дисциплины

    1. ^ 4.1. Содержание разделов дисциплины



раздела

Наименование

раздела

Содержание раздела

форма текущего

контроля

1

2

3

4

1

Предмет патологической анатомии


Содержание, задачи, объекты, методы исследования. Краткие исторические данные. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения. История предмета в КБГУ.

Т, Р

2

Повреждение.


Дистрофии


Уровни, сущность. Повреждающие факторы. Патология клетки.

Определение, сущность, механизмы, значение. Классификация дистрофий.

ДЗ, Т, Р, К

3

Некроз


Причины, механизм развития, стадии, морфология, исходы. Клинико-морфологические формы.

ДЗ, Т, Р

4

Нарушения кровообращения

Полнокровие, малокровие, кровотечение, стаз, тромбоз, эмболия, ДВС-синдром, шок. Причины, морфология, значение

ДЗ, Т, Р

5

Воспаление


Сущность, этиология, патогенез, морфология экссудативного и продуктивного воспаления. Гранулематоз.

ДЗ, Т, Р

6

Иммунопатологические процессы

Классификация. Иммунодефицитные состояния. Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунные болезни

ДЗ, Т, Р

7

Приспособление и компенсация


Сущность, значение. Регенерация: сущность, механизмы, морфогенез, виды. Виды приспособительных реакций. Компенсация: виды. Атрофия. Метаплазия.

ДЗ, Т, Р, К

8

Опухоли


Определение, сущность, этиология, патогенез, теории опухолевого роста, морфогенез и гистогенез, строение. Классификация опухолей. Эпителиальные опухоли. Мезенхимальные опухоли. Опухоли меланинобразующей ткани. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли системы крови.

ДЗ, Т, Р, К, РК

9

Болезни сердечнососудистой системы. Ревматические болезни


Атеросклероз: этиология, патогенез, морфология, стадии, клинико-морфологические формы. Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертензии, клинико-морфологические формы, их характеристика. Ишемическая болезнь сердца, понятие, связь атеросклероза и гипертонической болезни с ИБС. Морфология инфаркта миокарда. Цереброваскулярные заболевания, морфология.

Ревматизм, этиология, патогенез, патологическая анатомия, клинико-анатомические формы. Пороки сердца.

ДЗ, Т, Р

10

Болезни органов дыхания


Бронхиты, морфология. Пневмонии, классификация. Крупозная пневмония. Бронхопневмония. Внелёгочные осложнения острых пневмоний. Хронические диффузнык заболевания лёгких, классификация, клинико-морфологические формы. Пневмокониозы. Рак лёгкого, клинико-морфологическая характеристика, метастазирование.

ДЗ, Т, Р

11

Болезни органов пищеварения


Рак полости рта. Рак пищевода, морфология, осложнения. Болезни желудка: гастриты, язвенная болезнь, рак. Клинико-морфологическая характеристика. Аппендициты. Болезни печени: гепатозы, гепатиты. Вирусный гепатит, клинико-анатомическая характеристика. Цирроз печени, классификация, клинико-морфологическая характеристика. Рак печени, морфология, метастазы.

ДЗ, Т, Р, К

12

Болезни почек


Гломерулонефриты: формы, морфология. Пиелонефрит, этиология, патогенез, классификация, морфология. Амилоидоз почек, причины, морфология. Острая почечная недостаточность, причины, морфология, исходы. Мочекаменная болезнь. Хроническая почечная недостаточность.

ДЗ, Т, Р

13

Болезни желёз внутренней секреции


Болезни гипофиза: акромегалия, болезнь Иценко-Кушинга, нанизм, адипозо-генитальная дистрофия, несахарный диабет, церебро-гипофизарная кахексия. Этиология, патогенез, морфология. Щитовидная железа: струма, опухоли, гипо- и гипертиреоз. Поджелудочная железа: сахарный диабет, проявления, осложнения.

ДЗ, Т, Р

14

Инфекции


Вирусные болезни: ВИЧ-инфекция. Кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия, холера). Туберкулёз, формы, морфология, патоморфоз. Сифилис, формы, морфология, патоморфоз. Сепсис.

ДЗ, Т, Р, К

15


16


17


18


19


20

Болезни зубов


Болезни дёсен и пародонта


Болезни губ, языка, мягких тканей полости рта


Болезни слюнных желёз

Воспалительные заболевания челюстей

Опухоли челюстей

Кариес, этиология, патогенез, стадии, клинико-морфологическая характеристика, осложнения. Некариозные поражения зубов. Пульпит. Классификация, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, осложнения. Периодонтит. Гингивит, классификация, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, осложнения. Пародонтит. Классификация, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, осложнения. "Пародонтальный карман". Пародонтоз. Классификация, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, осложнения. Опухолеподобные заболевания пародонта.

Стоматиты. Рецидивирующий афтозный стоматит. Глосситы. Классификация, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, осложнения. Предопухолевые процессы. Рак полости рта. Рак губы.

Сиалоаденит. Паротит. Цитомегалия. Синдромы Шегрена, Микулича. Сиалолитиаз. Опухоли слюнных желёз.


Остит. Периостит. Парулис. Одонтогенная инфекция. Остеомиелит. Кисты.


Опухолеподобные заболевания. Опухоли челюстей.

ДЗ, Т, Р


ДЗ, Т, Р


ДЗ, Т, Р


ДЗ, Т, Р


ДЗ, Т, Р


ДЗ, Т, Р, К, РК




    1. ^ 4.2. Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4,5 зачётных единиц (161 час)

Вид работы

Трудоёмкость, часов

3 семестр

4 семестр

всего

^ Общая трудоёмкость

92

69

161

Аудиторная работа:

52

35

87

лекции (Л)

17

18

35

лабораторные занятия (ЛЗ)

34

18

52

^ Самостоятельная работа:

40

21

61

Вид итогового контроля


+

13


экзамен зачёт


Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре




раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Внеауд.

работа

СР

Л

ПЗ

1

2

3

4

5

6

1

Предмет патологической анатомии

3

1

2

-

2

Повреждение. Дистрофии

12

-

6

6

3

Некроз

8

2

2

4

4

Нарушения кровообращения

8

2

2

4

5

Процессы приспособления и компенсации

8

2

2

4

6

Воспаление

9

2

2

5

7

Иммунопатология

3

1

1

1

8

Опухоли

12

2

4

6

9

Болезни сердечнососудистой системы. Ревматические болезни

5

1

2

2

10

Болезни органов дыхания

4

1

2

1

11

Болезни органов пищеварения

4

1

2

1

12

Болезни почек

4

1

2

1

13

Болезни желёз внутренней секреции

3

1

1

1

14

Инфекции

8

-

4

4




Итого

91

17

34

40


Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре




раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Внеауд.

работа

СР

Л

ПЗ

1

2

3

4

5

6

15

Болезни зубов

7

-

3

4

16

Болезни дёсен и пародонта

11

4

3

4

17

Болезни слюнных желёз

11

4

3

4

18

Болезни губ, языка, мягких тканей

11

4

3

4

19

Болезни челюстей

17

6

6

5




Итого

57

18

18

21


^ 4.3. Лабораторные работы не предусмотрены



    1. 4.4. Практические занятия




ЛР



раздела

Наименование ПР

Компетенции

Кол-во часов

1

2

3




4

1

1

Вводное занятие. Предмет, задачи, методы исследования в патологической анатомии. Демонстрационное вскрытие трупа

ОК-1, ПК-21, 27, 32, 46, 48

2

2

2

Паренхиматозные дистрофии

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 21, 23

2

3

2

Мезенхимальные дистрофии

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 21, 23

2

4

2

Смешанные дистрофии

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 21, 23

2

5

2

Смешанные дистрофии

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 21, 23

2

6

3

Некроз

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

2

7

3

Инфаркты

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

2

8

4

Нарушения кровообращения

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

2

9

5

Воспаление. Экссудативное воспаление

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

6

10

5

Продуктивное воспаление

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

1

11

6

Иммунопатологические процессы

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

1

12

7

Процессы приспособления и компенсации

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

2

13

8

Опухоли

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 21, 23

2

14

8

Эпителиальные опухоли

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

2

15

8

Мезенхимальные опухоли

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

2

16

8

Опухоли меланинобразующей ткани и НС

ОК-1, ПК-17, 18, 19, 23

2

17

8

Гемобластозы

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

18

9

Болезни ССС. Ревматизм

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

19

10

Болезни органов дыхания

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

20

11

Болезни пищеварительного тракта

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

21

12

Болезни почек

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

22

13

Болезни ЖВС

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

23

14

Инфекционные болезни

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

24

15

Болезни зубов, дёсен и пародонта

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

2

25

16

Болезни дёсен и пародонта

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

3

26

17

Болезни слюнных желёз

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

3

27

18

Болезни губ, языка, мягких тканей полости рта

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

3

28

19

Болезни челюстей

ОК-1, ПК-2, 17, 18, 19, 23

6

^ 4.5. Курсовой проект (курсовая работа) не предусмотрен


4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины





раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Учение о нозологии

2

1

Структура, правила построения медицинского диагноза

2

1

Понятие о МКБ

1

1

Правила изъятия и направления биопсийного и операционного материала

2

1

Понятие о клинико-анатомических конференциях

1

2

Углеводные дистрофии

2

2

Нарушения обмена нуклеопротеидов

1

2

Подагра

1

2

Нарушение обмена протеиногенных пигментов

2

2

Нарушение обмена меди

1

3

Общая смерть

2

3

Апоптоз

2

4

Шок

4

4

ДВС-синдром

4

4

Нарушения лимфообращения

2

5

Остеомиелит

2

5

Медиастинит

1

5

Рожистое воспаление

1

6

Реакции гиперчувствительности

2

7

Регенерация эпителия

1

7

Склероз

2

7

Перестройка тканей

1

7

Компенсация

2

8

Трофобластическая болезнь

1

8

Тератоидные опухоли

1

11

Аппендициты

1

11

Рак желудка

2

11

Цирроз печени

2

11

Болезни жёлчного пузыря

1

11

Болезни поджелудочной железы

2

12

Почечная недостаточность

2

13

Болезни щитовидной железы

2

13

Болезни гипофиза

2

12

Патология беременности

2

14

ВИЧ-инфекция

1

14

Воздушно-капельные инфекции

2

14

Кишечные инфекции

2












^ 5. Образовательные технологии


5.1 Интерактивные образовательные технологии,

используемые в аудиторных занятиях




Семестр

Вид

занятия

Используемые интерактивные

образовательные технологии

^ Кол-во

часов


3

Л

Демонстрация наглядных пособий




ПЗ

Решение ситуационных задач

Компьютерное тестирование

5

3

4

Л

Демонстрация наглядных пособий.

Презентации


10

ПЗ

Решение ситуационных задач

Компьютерное тестирование

5

3

Итого

16

^ 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации знаний


Текущий контроль знаний на дисциплине осуществляется с использованием текущего тестирования, описания макропрепаратов и решения ситуационных клинико-анатомических задач. Промежуточная аттестация знаний (зачёт, экзамен) включает в себя компьютерное тестирование и устный ответ по билету, содержащему вопросы по практическим навыкам (макропрепараты) и ситуационной клинико-анатомической задачи.

^ Структура рейтинга

3 семестр.

Текущий контроль 17 балл

Посещение занятий 10 баллов

Промежуточный контроль:

коллоквиум № 1 по разделу "Дистрофии. Некроз." 7 баллов

коллоквиум № 2 по разделам: " Воспаление. Опухоли. Расстройства

кровообращения. Процессы приспособления и компенсации" 7 баллов

коллоквиум № 3 по разделам: "Болезни ССС, дыхания, пищеварения,

почек, инфекционные" 8 баллов

Компьютерное тестирование 21 балл

^ Итого: 70 баллов

II семестр.

Текущий контроль 17 баллов

Посещение занятий 10 баллов

Промежуточный контроль:
коллоквиум № 1 по разделам: "Болезни зубов, дёсен и пародонта" 7 баллов

коллоквиум №2 по разделам: "Болезни слюнных желёз, губ, языка,

мягких тканей полости рта" 7 баллов

коллоквиум № 3 по разделу: "Болезни челюстей" 8 баллов

Компьютерное тестирование 21 балл

^ Итого: 70 баллов


Структура экзаменационного тестового материала


ТЕМА

всего

открытые

закрытые

на соот-ветствие

на последова-тельность

^ Общая

патанатомия


353

6

301

37

9

Дистрофии


114

4

97

8

5

Некроз


21



17

3

1

Нарушения

кровообращения

71



64

7



Воспаление


58

2

45

9

2

Иммунопатология


10



10





Процессы

приспособления и компенсации

32



30

2



Опухоли


48



39

8

1

^ Частный курс


390

13

520

19

17

Болезни ССС


26

4

24





Ревматические

болезни

31

4

26



1

Болезни органов дыхания

45



38

4

3

Болезни

ЖВС

38



36

1



Болезни

ЖКТ

61



54

4

3

Болезни

почек

35

1

30

3

1

Инфекции


151

4

130

7

9

И Т О Г О

740

19

639

56

26


^ Образец текущих тестов

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по теме: "Смешанные дистрофии" СО

Вариант 1

1. К эндогенным пигментам относятся:

а) двуокись кремния; б) адренохром; в) гематоидин; г) угольная пыль.

2. Осложнениями силикоза могут быть:

а) правожелудочковая недостаточность; б) гемосидероз лёгких;

в) хронический бронхит; г) бронхиальная астма

3. Гемосидерин выявляется:

а) конго красным; б) реакцией Перлса; в) суданом 3;

г) аргентафинной реакцией

4. Желтуха при жёлчнокаменной болезни:

а) паренхиматозная; б) гемолитическая; в) механическая

5. Меланин выявляется:

а) реакцией Гмелина; б) аргентафинной реакцией; в) конго красным;

г) перекисью водорода; д) реакцией Перлса

6. При буром уплотнении лёгких наблюдается:

а) отложение гематоидина; б) отложения гемосидерина; в) пневмосклероз;

г) силикоз

7. Витилиго – это пример:

а) местной гиперпигментации; б) общей депигментации;

в) местной депигментации; г) общей гиперпигментации

8. Для уролитиаза характерно:

а) двустороннее поражение мочевыводящих путей; б) печеночная колика;

в) отложение ксантиновых камней; г) гидронефроз; д) гипотония

9. Жёлчные камни по составу могут быть:

а) оксалаты; б) холестериновые; в) фосфаты; г) цистиновые; д) известковые

10. Дистрофический кальциноз развивается при:

а) нормокальциемии; б) гиперкальциемии; в) гипокальциемии;

г) неустойчивости буферных систем; д) кальцифилаксии тканей

Образец перечня практических навыков

^ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 СО

(Некроз. Нарушения кровообращения.

Процессы приспособления и компенсации)

МАКРОПРЕПАРАТЫ

  1. Мускатная печень

  2. Кровоизлияние в головной мозг

  3. Инфаркт лёгкого

  4. Инфаркт миокарда

  5. Гангрена стопы

  6. Казеозная пневмония

  7. Тромбы вен нижних конечностей

  8. Тромбоэмболия лёгочной артерии

  9. Костная мозоль ребра

10. Поликистоз почек

11. Псевдоэрозия шейки матки

12. Гиперплазия предстательной железы

13. Гипертрофия сердца


Образец контрольных вопросов

  1. Некроз: определение, стадии, морфология, классификация, исходы

  2. Клинико-морфологические формы некроза: характеристика, примеры, исходы.

  3. Артериальное полнокровие и малокровие: виды, причины, морфология, значение.

  4. Венозное полнокровие: виды, причины, изменения в органах, значение. Портальная гипертензия.

  5. Кровотечение: определение, виды, механизмы, примеры, кровоизлияния, причины, исходы.

  6. Постгеморрагическая анемия: причины, источники кровопотери, виды, морфология.

  7. Тромбоз: определение, причины, механизм образования, тромбы в артериях и в венах, исходы.

  8. Эмболия: определение, классификация, причины, характеристика, примеры.

  9. Инфаркт кишечника и головного мозга: причины, морфология, исходы.

  10. Регенерация: определение, сущность, классификация, стадии, морфология. Регенерация сосудов, нервной системы.

  11. Регенерация соединительной ткани. Заживление ран.

  12. Атрофия: определение, виды, примеры.

  13. Метаплазия: сущность, причины, примеры, значение. Дисплазия.


Образцы тестов промежуточной аттестации

22. Для гепатоцитов периферии долек характерным механизмом жировой дистрофии является:

+: инфильтрация

–: декомпозиция

–: фанероз

–: извращенный синтез

–: трансформация

23. При сахарном диабете могут возникать:

+: ШИК-положительная реакция в эпителии почечных канальцев

+: жировой гепатоз

+: "дырчатые" ядра гепатоцитов

–: гидропическая дистрофия гепатоцитов

+: "тигровое" сердце

^ 24. При жировой дистрофии количество цитоплазматического жира …

+: увеличивается


25. Соответствие вида дистрофии патологическому процессу:

^ Вид Процесс

L1: паренхиматозный липидоз

R1: "тигровое" сердце

L2: паренхиматозный диспротеиноз

R2: лейкоплакия

L3: углеводная дистрофия

R3: муковисцедоз

L4:

R4: ожирение сердца

L5:

R5: "мускатная" печень

26. К паренхиматозным липидозам относятся:

–: "сальная" печень

+: "гусиная" печень

+: "тигровое" сердце

–: "бычье" сердце

–: "глазурная" печень

^ 45. Последовательность поражения органов при амилоидозе:

D
1: селезёнка

D2: почки

D3: печень

D4: надпочечники

D5: ЖКТ


Полный перечень вопросов выносимых на экзамен

1. Макропрепараты

  1. Жировой гепатоз

  2. Артериолонефросклероз

  3. Атеросклероз аорты

  4. Амилоидоз почек

  5. Бурое уплотнение лёгкого / инфаркт лёгкого

  6. Силикоз

  7. Кальцинированный очаг в легком

  8. Инфаркт миокарда

  9. Гангрена стопы

  10. Мускатная печень

  11. Кровоизлияние в головной мозг

  12. Тромбы вен нижних конечностей

  13. Тромбоэмболия лёгочной артерии

  14. Костная мозоль

  15. Поликистоз почек

  16. Гипертрофия сердца

  17. Псевдоэрозия шейки матки

  18. Фибринозный перикардит

  19. Абсцесс мозга

  20. Папиллома гортани

  21. Опухоль надпочечника

  22. Опухоль молочной железы

  23. Опухоль матки

  24. Опухоль яичника

  25. Рак кожи

  26. Рак пищевода

  27. Рак языка

  28. Саркома кишечника

  29. Порфировая селезёнка

  30. Ревматический эндокардит

  31. Хронический бронхит

  32. Эмфизема лёгких

  33. Крупозная пневмония

  34. Бронхопневмония

  35. Рак лёгкого

  36. Хроническая язва

  37. Аппендициты

  38. Рак желудка

  39. Рак толстой кишки

  40. Цирроз печени

  41. Хронический гломерулонефрит

  42. Пиелонефрит

  43. Мочекаменная болезнь

  44. Некротический нефроз

  45. Метастаз рака в надпочечник

  46. Септический эндокардит

  47. Дизентерийный колит

  48. Гумма печени

  49. Сифилитический аортит

  50. Гриппозная пневмония

  51. Первичный туберкулёзный комплекс

  52. Туберкулёзный менингит

  53. Казеозная пневмония

  54. Кандидоз легких



^ 2. Ситуационные задачи

№ 1

Врач-стоматолог обнаружил у больного 40 лет белую выступающую шероховатую бляшку на боковой поверхности языка, в которой гистологически утолщение эпителия, паракератоз, акантоз.

№ 2

У больного с диагностированным раком головки поджелудочной железы появились желтушное окрашивание склер, кожный зуд, обесцвеченный кал, темная моча, олигурия.

№ 3

У женщины на коже поясничной области располагалась родинка, которая постоянно раздражалась и травмировалась. После очередного воспаления родинка удалена хирургом. Через год после удаления больная умерла. На вскрытии множественные узлы тёмно-серого цвета в лёгких, печени, почках.

№ 4

У больного 62 лет обильная кровавая рвота, резкая бледность, частый слабый пульс, головокружение. При явлениях падения артериального давления наступила смерть.

№ 5

У мужчины 20 лет, на бедре ножевая рана, 5 см, глубиной 1 см, края розовые, дно ярко-красное зернистое, кровоточащее.

№ 6

У больного гриппом слизистая оболочка верхних дыхательных путей тусклая полнокровная покрыта мутными слизистыми массами.

№ 7

У мужчины 43 лет при бронхоскопии в биоптате обнаружена гранулёма, построенная из лимфоидных, эпителиоидных и гигантских клеток Пирогова-Лангханса. В центре – участок казеозного некроза.


№ 8

Стоматолог удалил кистозную опухоль нижней челюсти, которая напоминала вздутие на кости и представляла собой пористый узел с истончением коркового слоя. На разрезе в ячейках опухоли кровянистая жидкость.

№ 9

У больного – некротические гингивит и тонзиллит, на коже множественные кровоизлияния, носовые кровотечения, лихорадка, увеличение селезёнки. В периферической крови лейкоцитов 150 тыс/мкл, среди которых 90 % незрелые клетки, не поддающиеся цитологической идентификации.

№ 10

Мужчина 54 лет болел около 6 лет. Ведущими признаками заболевания являлись прогрессирующая анемия, системное увеличение лимфатических узлов, увеличение печени и селезенки, общая слабость, адинамия. Непосредственной причиной смерти явилась присоединившаяся пневмония.

№ 11

Больной 85 лет с нормальным АД доставлен в клинику с острым расстройством мозгового кровообращения: сознание отсутствует, правосторонний паралич. В ликворе крови нет. Смерть от отёка мозга.

№ 12

У больного 57 лет в течение последних шести лет отмечаются приступообразные загрудинные боли с иррадиацией в левое плечо. В последнее время приступы наблюдаются и в покое.

№ 13

На вскрытии сердце массой 760 г, толщина миокарда левого желудочка 2,5 см, правого – 1. Почки симметрично уменьшены, уплотнены, мелкозернистые. В головном мозгу свежее кровоизлияние с образованием полости.

№ 14

Девушка 24 лет заболела остро: повысилась t, появились боли в горле. Диагностирована лакунарная ангина. На 10-е сутки отмечены расширение границ сердца, ослабление тонов, отечность и болезненность коленного и локтевого суставов.

№ 15

У мужчины 58 лет при обследовании обнаружено: АД 130/20 мм рт ст, равномерное покачивание головы, во втором межреберье справа у края грудины прослушивается стойкий диастолический шум.

№ 16

Больная 58 лет, много лет страдавшая приступами удушья, которые провоцировались цветочной пыльцой и сопровождавшиеся отделением вязкой стекловидной мокротой, умерла во время очередного приступа.

№ 17

У пожилого больного боли после приема острой пищи, изжога, анемия, ахлоргидрия, эндоскопически слизистая оболочка желудка бледная, с эрозиями, кровоизлияниями, со сглаженной складчатостью.

№ 18

Спустя 2 месяца после гемотрансфузии у больного развилась желтуха, геморрагический синдром, слабость, увеличение печеночных трансаминаз. В биоптате печени обнаружена белковая дистрофия гепатоцитов, некрозы в центрах долек, лимфогистиоцитарная инфильтрация стромы.

№ 19

У больного приступ резчайших болей в правом подреберье, затем развилась желтуха; отсутствие уробилина в моче и кале. В удалённом жёлчном пузыре обнаружено 5 легко крошащихся камней. Стенка пузыря утолщена, слизистая гиперемирована, с изъязвлениями.

№ 10

У тучной женщины 60 лет жалобы на полиурию, полидипсию, резкое повышение аппетита, сухость кожи, фурункулёз, ухудшение зрения.

№ 11

У женщины 35 лет повышенная психическая возбудимость, тремор, похудание, сердцебиение, экзофтальм, повышение тиреоидных гормонов.

№ 12

У мужчины 28 лет, умершего при явлениях выраженной кахексии, на вскрытии и при гистологическом исследовании гипофиза в задней доле его обнаружено хроническое воспаление с развитием рубцовой ткани.

№ 13

У больного перенесшего стрептококковую ангину, через 3 недели появились слабость, распространенные отёки, боли в поясничной области, брадикардия, артериальная гипертензия, олигурия, протеинурия, гематурия.

№ 14

У больной 60 лет, страдающей сахарным диабетом, имеются слабость, диспепсия, зуд кожи, артериальная гипертензия, бронхит, шум трения перикарда, боли в костях, артриты, анемия, повышение уровня мочевины и креатинина в крови.

№ 15

У 22-летней женщины через несколько дней после криминального аборта отмечалось повышение температуры до 40º С, затемнение сознания, желтушность кожи с точечными кровоизлияниями, гипотония. Через 3 дня появились признаки острой сердечной недостаточности и наступила смерть.

№ 16

У больного ребёнка обнаружены изменения некоторых зубов, глухота, помутнение роговицы, искривление голеней.

Полный перечень вопросов на зачёт

  1. Кариес: определение, патогенез, условия, стадии, морфология

  2. Кариес: морфологические особенности в молочных и неправильно сформированных зубах

  3. Некариозные поражения зубов: флюороз, клиновидный дефект, химический некроз, эрозии зубов

  4. Реактивные изменения пульпы

  5. Острый пульпит: этиология, патогенез, морфология, исходы. Одонтогенная инфекция

  6. Хронический пульпит

  7. Острый периодонтит: этиология, пути инфицирования, морфология

  8. Хронический периодонтит: формы, морфология, осложнения

  9. Гингивит: определение, причины, морфология

  10. Пародонтит: определение, локализация, условия возникновения, морфология

  11. Пародонтоз: сущность, морфология, осложнения

  12. Опухолеподобные заболевания пародонта

  13. Сиалоадениты: предрасполагающие факторы, классификация, морфология. Синдромы Шегрена, Микулича

  14. Сиалолитиаз: условия возникновения, осложнения. Кисты слюнных желёз

  15. Доброкачественные опухоли слюнных желёз

  16. Злокачественные опухоли слюнных желёз

  17. Эксфолиативный хейлит: предрасполагающие факторы, формы, морфология

  18. Гландулярный хейлит. Хейлит Манганотти

  19. Контактный, метеорологический, актинический хейлиты

  20. Рак губы: предраковые изменения, морфология

  21. Первичные глосситы. Первичные стоматиты

  22. Предопухолевые изменения полости рта

  23. Рак полости рта: предрасполагающие факторы, предопухолевые процессы, морфология, осложнения

  24. Эпителиальные опухоли кожи: классификация, морфология

  25. Воспалительные заболевания челюстей

  26. Кисты челюстей. Одонтомы

  27. Опухолеподобные заболевания челюстей

  28. Неодонтогенные опухоли челюстей

  29. Эпителиальные одонтогенные опухоли

  30. Мезенхимальные и смешанные одонтогенные опухоли



^ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1 Основная литература


  1. Зиновьев А.С., Кононов А.В., Костерина Л.Д. Клиническая патология орофациальной области и шеи. – Омск, 1999.

  2. Куликов Л.С. Курс лекций по патологической анатомии. Орофациальная область / Под ред. М.А. Пальцева. – М.: Русский врач. – 2003. – 104 с.

  3. Куликов Л.С., Кременецкая Л.Е., Фрейнд Г.Г., Крючков А.Н. Руководство к практическим занятиям по курсу орофациальной патологии. – М.: Русский врач, 2003.

  4. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, 1995.


7.2. Дополнительная литература

1. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ / Под ред. проф. Е.В. Боровского. – М.: МЕДпресс, 2001. – 320 с.

2. Карапетян И.С. и др. Опухоли и опухолеподобные поражения органов полости рта, челюстей, лица и шеи. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 232 с.

3. Общая патология / В.П. Михайлов и др. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. -224 с.

4. Патология: Руководство / Под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова, Э.Г. Улумбекова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 960 с.

7.3. Периодические издания

Журнал "Архив патологии"

7.4 Интернет-ресурсы

http://www.pathanatom.ru/

http://www.ipath.ru/

http://www.patolog.ru/

http://www.alexmorph.narod.ru/


7.5. Методические указания к практическим занятиям

1. Тхакахов А.А. Терминологический словарь по патологической анатомии. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. – 22 с.

2. Тхакахов А.А. Ситуационные задачи по патологической анатомии. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 19 с.

  1. Тхакахов А.А. Дистрофии. Методические рекомендации по изучению темы. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 18 с.
  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Рабочая программа учебной дисциплины патологическая физиология патологическая физиология головы и

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Примерная программа наименование дисциплины Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Примерная программа по дисциплине патологическая анатомия для аттестации на категорию. Патологическая

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Учебной работе, д м. н., проф. С. Ю. Никулина 2012 г. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Учебной работе, д м. н., проф. С. Ю. Никулина 20 г. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине по

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Патологическая анатомия алкогольной болезни 14. 00. 15. Патологическая анатомия

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Учебная программа дисциплины Патологическая анатомия, секционный курс Для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Примерная программа дисциплины патологическая анатомия для студентов обучающихся по: специальности

Рабочая программа учебной дисциплины \"патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи\" icon Рабочая программа (модуль 11) по фундаментальным дисциплинам нормальная и патологическая анатомия

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы