|
Скачать 101.46 Kb.
|
ТЕМА: СПИД – болезнь 21 века. Что необходимо знать школьнику о СПИДе? Цель:
Оборудование: презентация, стаканчики с водой, крахмал, йод. Оформление доски: презентация ^
Презентация открыта II. Объяснение нового материала 1. Эпиграф На пороге тысячелетий наступает момент, когда Мы за все бываем в ответе, перелистывая года, Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая, Приобщаясь к дурным привычкам о здоровье своем забывает. ^ Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие - что его искусственно создали люди. Точно известно одно: ^ Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет. ^ • Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек • Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ. • В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше. • 80% ВИЧ-инфицированных в России - молодежь от 14 до 29 лет. Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы. ^ . Фредди Меркьюри, лидер рок-группы Queen, умер от СПИДа в 1991 году. О его болезни сообщили незадолго до его смерти. В память о певце был устроен концерт, средства от которого пошли на борьбу со СПИДом. ^ ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи. ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека. Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. ^ - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием. Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям. Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний. 5. как выглядит вирус? (слайд №11) Известно, что существуют две разновидности вируса иммунодефицита: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. В большинстве стран распространен ВИЧ-1 ^ - это внутренняя «милиция» организма, охраняющая наше здоровье. Если в организм проникают «преступники» (болезнетворные бактерии и вирусы), иммунная система распознает их, изучает и уничтожает. Для уничтожения каждого вида болезнетворных микроорганизмов она готовит специальную «группу захвата» -антитела. Почему же иммунная система не справляется с ВИЧ? Дело в том, что ВИЧ - умный и хитрый враг. Попадая в организм, он проникает внутрь самих клеток иммунной системы и притворяется одним из «своих». Остальные клетки-«милиционеры» не видят «преступника» и не успевают подготовить нужные антитела, чтобы его уничтожить. Тем временем ВИЧ быстро размножается, делая новые и новые копии с самого себя. Когда антитела «группы захвата» появляются, бывает уже слишком поздно. Постепенно ВИЧ разрушает иммунную систему. Развивается иммунодефицит - недостаток защитных сил в организме. Последняя стадия этого состояния называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. Игра «Клетка» Задачи; - показать, как ВИЧ проникает в человеческий организм и захватывает здоровую клетку; - объяснить, как работает иммунная система человека. Инструкция: 1 двое учащих берутся за руки, образовав таким образом «клетку». 2. Третьего ученика учитель берет за руку и водит вокруг клетки, рассказывая о том, как действует вирус. 3. Еще несколько учеников должны стоять вокруг клетки - это «антитела». 4. Ведущий рассказывает, что:
5. Затем учитель создает другую «клетку». Он берет за руку другой «вирус» и говорит группе, что сейчас продемонстрирует, как ведет себя вирус иммунодефицита человека.
6. После завершения игры учитель благодарит актеров, снимает с них роли - например, просит назвать свое имя, похлопать в ладоши - и отпускает на места. ^ Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на основные фазы: Четыре периода:
^
^
^
^
Больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие. ^
«Игра с водой» Задачи: - дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция; - объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. Материалы: - стаканчики с водой по количеству учащихся; - крахмал; - йод. Инструкция: 1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал. 2. класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга. 3. учитель раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ. 4. учитель предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)». 5. Необходимо за три минуты вступить в «сексуальный контакт» с как можно большим количеством людей. 6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. 7. Через три минуты «тусовка» заканчивается. 8. После того как класс сел, учитель говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. 9. учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет. 10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. 11. класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех. 12. Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось. ^
^ Болезнь не щадит никого, но есть поговорка “Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией? Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным. Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт. 11. выводы:
^ В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках! ^ В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме. ^ Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. V. Домашнее задание
Правила написания синквейна: В синквейне 5 строк:
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. |