|
Скачать 0.56 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Учебно-методическая разработка по частной микробиологии с вирусологией для студентов стоматологического факультета Ставрополь, 2012г. УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Учебно-методическая разработка по частной микробиологии с вирусологией для студентов стоматологического факультета.- Ставрополь: Изд: СГМА, 2012.-68с. Составители: зав. каф. проф. И.А. Базиков; проф. Т.В Таран. доценты: А.Х. Казиев, Е.В. Лысогора, ассистенты: И. В. Климанович, В.А. Лысогора, М. М. Минасян, Е.В. Чекрыгина. В учебно-методической разработке представлен план практических занятий по частной микробиологии с вирусологией для студентов стоматологического факультета список теоретических вопросов по каждой теме. Предложен список учебной литературы и тематический план лекций. Предназначен для студентов 2-го курса стоматологического факультета при изучении частной микробиологии, вирусологии. Рецензенты: Ходжаян А.Б. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой биологии СтГМА; Тимченко Л.Д. профессор кафедры общей биологии СГУ Разрешено к печати редакционно-издательским советом СтГМА УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Ставропольская государственная Медицинская академия,2012 ^ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, ОБСУЖДАЕМЫХ НА ЛЕКЦИЯХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ
1. Что содержит препарат? 2. Как его получают? 3.Для чего его применяют? ЗАНЯТИЕ 1 ^ Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной, ознакомится с устройством и особенностями работы вирусологической лаборатории. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях, научится определять титр вирусов в РГА, ставить и учитывать реакцию торможения гемагглютинации применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. практическая работа: Методы лабораторных исследований при вирусных заболеваниях: 1. Вирусоскопический: микроскопия мазков с внутриклеточными включениями (Тельца Бабеша - Негри, Морозова – Пашена, Гварниери, мазок - отпечаток со слизистой носа, РИФ). 2. Вирусологический: а) выделение вирусов из инфекционного материала (культура клеток, куриный эмбрион, животные); б) определение вируса в материале (ЦПД, реакция гемагглютинации, гемадсорбции); в) идентификация выделенного вируса (РСК, преципитация, РИФ, РТГА, РГА, цветная проба, реакция нейтрализации вируса и др.); г) учет РГА, РТГА, определение титра взвеси вируса (антигена) на культуре клеток (цветная проба). 3. Биологический: методы заражения животных, определение вирусного инфицирования. Реакция нейтрализации вируса на животных. 4. Серологический: а) реакции иммунитета, РТГА, РН, РСК, РИФ, ИФА, РНГА, преципитации, задержки ЦПД и др. б) учет реакции нейтрализации для обнаружения титра антител (цветная проба, РН). ^ а) Какие методы используются для культивирования вирусов. б) Как заражают новорожденных мышей? в) Что собой представляют тельца Бабеша -Негри и какими методами их окрашивают? г) Что такое культура ткани? д) Ткани каких органов используются для получения культур клеток? е) Какие среды и солевые растворы применяют для выращивания и обработки культур ткани? ж) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? з) Зачем делают пересев клеток при поддержании штамма культуры клеток в лабораторных условиях. и) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? к) Как определяют место расположения при овоскопии? л) Как обрабатывается эмбрион перед заражением? м) Какие существуют методы заражения куриного эмбриона? н) Как обнаруживают наличия вируса в культуре клеток? о) С какой целью может быть использован метод цветных проб? п) Как ставят реакцию гемадсорбции? Как выглядит положительная реакция гемадсорбции? р) Что собой представляет метод бляшек? с) Как обнаруживают вирус в курином эмбрионе? т) Как вскрывают зараженный эмбрион? у) Как обнаруживают вирус гриппа в курином эмбрионе? ф) Как вскрывают зараженный эмбрион? х) Почему происходит реакция агглютинации эритроцитов в присутствии вируса гриппа? Каков механизм этой реакции? ц) Что такое реакция торможения (нейтрализация) гемагглютинации? Для чего она используется? ч) Как обнаруживают изменения в хорионаллантоисной оболочке, вызванные вирусом? ^ 1. Записать методику заражения куриного эмбриона. 2. Перечислить ингредиенты для постановки РГА. 3. Перечислить ингредиенты для постановки РТГА. 19.Бухарин О.В. Персистенция патогенных бактерий. – М.: Медицина, 1999. 20.Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога / Под ред. Ю.А. Овчинникова. – М.: АН СССР, 1989 г. 21.Елинов Н.П. Основы биотехнологии. – С-Петербург: Изд. фирма «Наука», 1995 г. 22.Микробиология А.А. Воробьев, А.С. Быков, Е.П. Пашков, А.М.Рыбакова. – М., 1998 г. ЗАНЯТИЕ 2 Тема: «^ Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях, научится определять титр вирусов в РСК, ставить и учитывать реакцию торможения гемагглютинации применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Ознакомится с основными респираторными инфекциями, вызываемые вирусами, их лабораторной диагностики. Разобрать особенности иммунитета и механизм действия интерферона. . Семейство: Orthomyxoviridae Семейство: Herpesviridae Род: Influenzavirus Род: Alphaherpesvirus. Вид: Грипп А Вид: Virus herpes simplex Грипп В Virus herpes zoster ^ : Методы лабораторной диагностики гриппа и герпеса: 1. Вирусоскопический: риноцитоскопия, РИФ; 2. Вирусологический: а) Произвести забор материала от больного респираторными вирусными инфекциями (носоглоточный смыв, соскобы с герпетических высыпаний, содержимое пузырьков). Метод подготовки исследуемого материала к посеву на куриный эмбрион. б) Методика выращивания чистой культуры вируса с использованием куриного эмбриона, культуры клеток. Постановка РГА для доказательства накопления вирусов в клетках и идентификация вирусов в РТГА, РСК и др. 3. Поставить РТГА, провести учет этой реакции. 4. Профилактика и лечение респираторных вирусных инфекций с помощью биопрепаратов. Диагностические препараты. ^ а) Дайте общую характеристику ортомиксовирусов, герпесвирусов. б) Какую структуру имеет вирион гриппа, герпеса? в) Какие микробиологические методы применяются для диагностики вирусных респираторных и герпетических инфекций? г) В чем особенность серологических методов диагностики ОРВИ? д) Какими методами выделяется культура вируса гриппа и вируса герпеса? е) Каким методом обнаруживается наличие вируса гриппа, выращенного на курином эмбрионе? ж) На чем основана РТГА? Каковы особенности ее постановки и учета результатов при обнаружении противогриппозных антител? ^
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: «^ ИНФЕКЦИЙ И ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ». Цель – научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях печени и ЦНС, научится определять титр вирусов в РСК, реакции нейтрализации вирусов методом цветной пробы, ставить и учитывать реакцию торможения гемагглютинации, ознакомится с РИФ, ИФА, ПЦР применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Семейство: Picornaviridae Род: Enterovirus Виды: возбудитель полиомиелита – Poliovirus poliomielitis возбудитель Коксаки А, В возбудитель EСНО. ^ Семейство: Picornaviridae Род: Hepatovirus Вид: HAV. Семейство: Hepadnaviridae Род: Orthohepadnavirus Вид: HBV. Семейство: гепатит Е - подобные вирусы Вид: HЕV. Семейство: Flaviviridae Род: Hepacivirus Вид: HCV, HDV. Семейство: Deltavirus Вид: HDV (дефектный) Семейство: Circinoviridae Вид: HTTV ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа: 1. Вирусологический метод диагностики полиомиелита: а) выращивание вируса на культурах клеток и лабораторных животных; б) идентификация вирусов в реакции нейтрализации методом цветной пробы. 2. Серологический метод: Обсуждение реакций, применяемых для серодиагностики заболеваний, вызываемых ЕСНО (РТГА), вирусами КОКСАКИ А и В (реакция нейтрализации и цветной пробы), вирусами полиомиелита (РН, преципитации, РСК, ИФА). 3. Диагностика вирусных гепатитов. а) диагностика вирусного гепатита В: - определение австралийского антигена в крови больного иммуноферментным методом, методом встречного иммуноэлектрофореза, РСК, преципитации. ПЦР - диагностика. Определение антител к НВS -антигену. б) диагностика вирусного гепатита А: - обнаружение вируса в фекалиях больного с помощью ИФА, РИА, РЭМ. Подготовка исследуемого материала. - серодиагностика - определение нарастания титра антител с помощью ИФА. в) Методы серодиагностики при НСV, НDV вирусных инфекциях. 4. Специфическая профилактика и лечение энтеровирусных инфекций. ^ а) Какова классификация пикорновирусов? б) Дайте общую характеристику группы энтеровирусов? в) Какие вирусологические методы применяют для диагностики полиомиелита и других энтеровирусных заболеваний? г) Как выделяют вирус полиомиелита от больных? д) Какие серологические методы диагностики могут быть использованы при заболевании полиомиелитом? е) Какие заболевания вызывают вирусы Коксаки и Есно? ж) Какие способы применяются для обнаружения и выделения вирусов Коксаки? з) Как обнаруживают и идентифицируют вирусы Коксаки А и В? и) Как определяется цитопатическое действие вируса полиомиелита? к) Каковы пути заражения А-, F– гепатитами? л) Дать характеристику вирусных В , С- и Е- гепатитов? н) Что такое интерферон? ^
ЗАНЯТИЕ 4 ^ «МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ» Цель – закрепление теоретических знаний, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
ЗАНЯТИЕ 5 Тема: «^ Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере Е.соli и ознакомится с различными методами лабораторной диагностики применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Изучить их основные биологические свойства; познакомиться с патогенезом и основными клиническими формами эшерихиозов; разобраться в принципах и методах лабораторной диагностики коли - инфекции. Семейство: Enterobacteriaceae Род: Еsherichia Вид: E. Coli ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа: 1. Самостоятельное изучение демонстрационного материала: а) морфология кишечной палочки в мазках, окрашенных по Граму; б) стенд-информация по теме: "Кишечное семейство бактерий"; 2 Коли-инфекции. ^ - первый этап: посев исследуемого материала на среду Эндо; - второй этап: учет результатов роста на среде Эндо, микроскопия подозрительных колоний; а) постановка ориентировочной реакции агглютинации с поливалентными ОВ-coli -агглютинирующими сыворотками и материалом из колоний; б) по результатам положительной реакции агглютинации сделать пересев выбранной колонии на скошенный агар (указать цель этого действия); в) поливалентные и моновалентные (моноспецифические) ОВ -coli агглютинирующие сыворотки, получение, использование. -третий этап: определение чистоты культуры на скошенном агаре; а) микроскопия мазков (окраска по Граму), критерии чистоты культуры. б) пересев на "пестрый ряд" (указать цель посева); в) постановка развернутой реакции агглютинации с моноспецифическими ОВ -coli сыворотками; -четвертый этап: а) учет результатов роста на средах "пестрого" ряда, б) учет развернутой реакции агглютинации; Вывод: обосновать полученный результат. 3. Санитарно-бактериологическое исследование воды: определение коли-титра двухфазным бродильным методом. ^ а) Почему кишечную палочку считают санитарно – показательным микроорганизмом при санитарном обследовании объектов внешней среды? б) Что такое коли – титр и коли – индекс? в) Каково антигенное строение кишечной палочки? г) Как выделяют чистую культуру диареегенной кишечной палочки? д) Какой антиген (О или К) определяют в реакции агглютинации с живой культурой? е) Как обнаруживается О – антиген у кишечной палочки? ж) По какому антигену окончательно судят о принадлежности бактерий к патогенному серовару? з) На какие категории и по каким признакам подразделяют диареегенные кишечные палочки? и) Какими факторами патогенности обладают энтеротоксигенные кишечные палочки? Каков генетический контроль их синтеза? к) Чем обусловлена патогенность энтеротоксигенных кишечных палочек? л) Чем обусловлена патогенность энтероинвазивных кишечных палочек? м) С чем связана патогенность энтерогеморрагических кишечных палочек? н) Каковы основные пути заражения диареегенными кишечными палочками? о) Можно ли отличить колонии диареегенных кишечных палочек от колоний непатогенных кишечных палочек на дифференциально - диагностических средах? Если можно, то в каких случаях? ^ : а) Роль неспецифической защиты при коли-инфекциях. Записать определение коли-титра двухфазным бродильным методом. б) Перечислить различные варианты диареегенных кишечных палочек. в) Дифференциальные признаки УПКП и ЭПКП. г) Решение ситуационных задач по теме занятия. ЗАНЯТИЕ 6 Тема: « МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ХОЛЕРЫ» (особо опасная инфекция). Цель – ознакомится с особо опасными инфекциями на примере холерного вибриона. Изучить основные биологические свойства возбудителя; познакомиться с патогенезом и клиническими формами заболевания; разобраться в принципах и методах экспресс-диагностики применение которых, необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Семейство: Vibrionaceae Род: Vibrio Виды: V. cholerae биовар -cholerae V. cholerae биовар –eltor V. cholerae серовар О 139. ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) стенд: "Возбудители холеры"; б) морфология холерного классического и холерного вибриона Эль-Тор в мазках. в) дифференциальные признаки вибрионов: холерного классического, холерного Эль-Тор, холероподобного; 2. Исследование воды на холеру. Бактериологический метод: - методика взятия пробы из воды, материала от больного с подозрением на холеру, из трупа. Патрон для пересылки фекалий; - изучение колоний холероподобного вибриона на щелочном агаре, приготовление мазков, окраска по Граму; - биохимические свойства и реакция холера-рот; - серодиагностика холерных вибрионов, постановка развернутой реакции агглютинации с "О" холерной сывороткой, учет результатов; - ускоренная диагностика холеры по Ермольевой, учет результатов; 3. Биопрепараты: вакцина, агглютинирующие сыворотки, Инаба, Огава, Гикошима, бактериофаг, холероген -анатоксин. ^ а) Каковы морфологические, культуральные и биохимические особенности холерного вибриона? б) По каким признакам отличают холерный вибрион от холероподобного? в) Как происходит заражение при холере? г) Монофаги холерные жидкие (2 мл), состав назначение. д) Принцип патогенеза диареи при холере. ^
ЗАНЯТИЕ 7 Тема: «^ Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере микробиологической диагностике микробиоценоза и дисбактериоза полости рта. Ознакомится с различными методами лабораторной диагностики, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Изучить их основные биологические свойства; познакомиться с патогенезом микробиоценоза полости рта; разобраться в принципах и методах лабораторной диагностики дисбактериоза. Изучить нормофлору человека и факторы влияющие на ее изменения приводящие к формированию дисбактериоза. ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа.
III. Вопросы для самоподготовки:
^ :
ЗАНЯТИЕ 8 Тема: «^ Цель- научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей стафилококковых и стрептококковых инфекции полости рта, используя знание механизма развития данных инфекций в организме человека и основных методов микробиологического исследования, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Семейство: Micrococcaceae Род: Staphylococcus Виды: S. aureus, S. epidermidis, S. saprophyticus Семейство: Streptococcaceae Род: Streptococcus Виды: S. pyogenes ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) стенд-информация: "Стафилококки, стрептококки"; б) демонстрация стафилококка и стрептококка в мазках; в) демонстрация колоний стафилококка и стрептококка на кровяном и сывороточном агарах; 2. Микроскопия гноя из очага остеомиелита нижней челюсти, окраска по Граму. 3. Бактериологическое исследование: - первый этап: - посев гноя на кровяной агар и ЖСА (указать цель посева); - второй этап: - учет роста на кровяном агаре и ЖСА: - макроскопия, - микроскопия в окраске по Граму. - определение гемотоксина и лецитиназы, микроскопия отдельных колоний. ^ а) Какова классификация стафилококков по патогенности и пигментам? б) Поражение каких органов и тканей вызывает стафилококковая инфекция? в) Какой материал берут от больных при различных стафилококковых заболеваниях? г) Какие микробиологические методы используют для диагностики заболеваний, вызываемых гноеродными кокками? д) Как производят бактериологическое исследование гноя при стафилококковых заболеваниях? е) Как производят выделение гемокультуры при стафилококковом сепсисе? ^
ЗАНЯТИЕ 9 Тема: «^ Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей стафилококковых и стрептококковых инфекции, используя знания механизма развития данных инфекций в организме человека и основных методов микробиологического исследования, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^ .
- пересев колоний на скошенный агар для накопления культуры стафилококка и на сывороточный агар для накопления стрептококка. - третий этап: Учет роста на скошенном и сывороточном агаре; - определение патогенности (проба на плазмокоагулазу выделенной культуры стафилококка); - определение чувствительности к антибиотикам методом бумажных дисков. Вывод: обосновать полученный результат. 2.Биопрепараты: анатоксин, иммуноглобулин, бактериофаг, стафилококковый и стрептококковый аллергены, стафиловакцина, стафилококковый антифагин. 3. Самостоятельная работа: определение чувствительности стафилококка, выделенного из очага полиомиелита, к антибиотикам методом бумажных дисков. 4. Распределение тем рефератов по УИРС: "Патогенные кокки". ^ а) Какова морфология стрептококков? б) Какова классификация стрептококков по характеру роста на кровяном МПА? в) Каково антигенное строение стрептококков? г) Какие заболевания вызывают стрептококки? д) Какой материал берут от больных при различных стрептококковых заболеваниях. е) Как производят бактериологическое исследование при различных стрептококковых заболеваниях? з) Какие питательные среды применяются для выращивания стрептококков? ж) По каким признакам определяют патогенность выделенной культуры стафилококка? ^ 1) Методика постановки и учета результатов пробы на плазмокоагулазу. 2) Методика постановки и учета результатов в методе бумажных дисков. 3) Зарисовать типичное расположение стафилококков и стрептококков в поле зрения в окраске по Граму. ЗАНЯТИЕ 10 Тема: «^ Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной, на примере кандидозов и актиномикозов полости рта используя знание механизма развития данной инфекции в организме человека и основных методов микробиологического исследования. Семейство: Actinomycetaceae Род: Actinomyces Виды: Israeli, baudetti, bovis, naeslundii, Семейство: Сryptococcaceae Род: Candida Виды: albicans, tropicalis, krusei. ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа: Микроскопический метод:
Бактериологический метод:
Серологический метод:
III. Вопросы для самоподготовки:
^
ЗАНЯТИЕ 11 ^ Цель – закрепление теоретических знаний, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
ЗАНЯТИЕ 12 |