|
Скачать 489.36 Kb.
|
Ставропольская государственная медицинская академия Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2008г. УДК 616- 0931 -098 (07) Методическое пособие по частной микробиологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь – Изд: СГМА, С.38 Составители:И.О. зав. каф. проф. И.А. Базиков, доцент А.Х. Казиев, доцент Е.В. Лысогора, ассистент И.С. Селиванова, , ассистент И.В. Климанович, ассистент М. М. Минасян, ассистент В.А. Лысогора. Ставропольская государственная медицинская академия ^ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, ОБСУЖДАЕМЫХ НА ЛЕКЦИЯХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
1. Что содержит препарат? 2. Как его получают? 3.Для чего его применяют? ЗАНЯТИЕ 1 ^ А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. практическая работа: Методы лабораторных исследований при вирусных заболеваниях: 1. Вирусоскопический: микроскопия мазков с внутриклеточными включениями (Тельца Бабеша - Негри, Морозова – Пашена, Гварниери, мазок - отпечаток со слизистой носа, РИФ). 2. Вирусологический: а) выделение вирусов из инфекционного материала (культура клеток, куриный эмбрион, животные); б) определение вируса в материале (ЦПД, реакция гемагглютинации, гемадсорбции); в) идентификация выделенного вируса (РСК, преципитация, РИФ, РТГА, РГА, цветная проба, реакция нейтрализации вируса и др.); г) учет РГА, РТГА, определение титра взвеси вируса (антигена) на культуре клеток (цветная проба). 3. Биологический: методы заражения животных, определение вирусного инфицирования. Реакция нейтрализации вируса на животных. 4. Серологический: а) реакции иммунитета, РТГА, РН, РСК, РИФ, ИФА, РНГА, преципитации, задержки ЦПД и др. б) учет реакции нейтрализации для обнаружения титра антител (цветная проба, РН). ^ а) Какие методы используются для культивирования вирусов. б) Как заражают новорожденных мышей? в) Что собой представляют тельца Бабеша -Негри и какими методами их окрашивают? г) Что такое культура ткани? д) Ткани каких органов используются для получения культур клеток? е) Какие среды и солевые растворы применяют для выращивания и обработки культур ткани? ж) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? з) Зачем делают пересев клеток при поддержании штамма культуры клеток в лабораторных условиях. и) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? к) Как определяют место расположения при овоскопии? л) Как обрабатывается эмбрион перед заражением? м) Какие существуют методы заражения куриного эмбриона? н) Как обнаруживают наличия вируса в культуре клеток? о) С какой целью может быть использован метод цветных проб? п) Как ставят реакцию гемадсорбции? Как выглядит положительная реакция гемадсорбции? р) Что собой представляет метод бляшек? с) Как обнаруживают вирус в курином эмбрионе? т) Как вскрывают зараженный эмбрион? у) Как обнаруживают вирус гриппа в курином эмбрионе? ф) Как вскрывают зараженный эмбрион? х) Почему происходит реакция агглютинации эритроцитов в присутствии вируса гриппа? Каков механизм этой реакции? ц) Что такое реакция торможения (нейтрализация) гемагглютинации? Для чего она используется? ч) Как обнаруживают изменения в хорионаллантоисной оболочке, вызванные вирусом? Г. Письменное задание: 1. Записать методику заражения куриного эмбриона. 2. Перечислить ингредиенты для постановки РГА. 3. Перечислить ингредиенты для постановки РТГА. ЗАНЯТИЕ 2 ^ Семейство: Orthomyxoviridae Семейство: Herpesviridae Род: Influenzavirus Род: Alphaherpesvirus. Вид: Грипп А Вид: Virus herpes simplex Грипп В Virus herpes zoster А. Обсуждаемые вопросы: Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. ^ : Методы лабораторной диагностики гриппа и герпеса: 1. Вирусоскопический: риноцитоскопия, РИФ; 2. Вирусологический: а) Произвести забор материала от больного респираторными вирусными инфекциями (носоглоточный смыв, соскобы с герпетических высыпаний, содержимое пузырьков). Метод подготовки исследуемого материала к посеву на куриный эмбрион. б) Методика выращивания чистой культуры вируса с использованием куриного эмбриона, культуры клеток. Постановка РГА для доказательства накопления вирусов в клетках и идентификация вирусов в РТГА, РСК и др. 3. Поставить РТГА, провести учет этой реакции. 4. Профилактика и лечение респираторных вирусных инфекций с помощью биопрепаратов. Диагностические препараты. ^ а) Дайте общую характеристику ортомиксовирусов, герпесвирусов. б) Какую структуру имеет вирион гриппа, герпеса? в) Какие микробиологические методы применяются для диагностики вирусных респираторных и герпетических инфекций? г) В чем особенность серологических методов диагностики ОРВИ? д) Какими методами выделяется культура вируса гриппа и вируса герпеса? е) Каким методом обнаруживается наличие вируса гриппа, выращенного на курином эмбрионе? ж) На чем основана РТГА? Каковы особенности ее постановки и учета результатов при обнаружении противогриппозных антител? ^
ЗАНЯТИЕ 3 ^ ИНФЕКЦИЙ И ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ Семейство: Picornaviridae Род: Enterovirus Виды: возбудитель полиомиелита – Poliovirus poliomielitis возбудитель Коксаки А, В возбудитель EСНО. ^ Семейство: Picornaviridae Род: Hepatovirus Вид: HAV. Семейство: Hepadnaviridae Род: Orthohepadnavirus Вид: HBV. Семейство: гепатит Е - подобные вирусы Вид: HЕV. Семейство: Flaviviridae Род: Hepacivirus Вид: HCV, HDV. Семейство: Deltavirus Вид: HDV (дефектный) Семейство: Circinoviridae Вид: HTTV А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. ^ 1. Вирусологический метод диагностики полиомиелита: а) выращивание вируса на культурах клеток и лабораторных животных; б) идентификация вирусов в реакции нейтрализации методом цветной пробы. 2. Серологический метод: Обсуждение реакций, применяемых для серодиагностики заболеваний, вызываемых ЕСНО (РТГА), вирусами КОКСАКИ А и В (реакция нейтрализации и цветной пробы), вирусами полиомиелита (РН, преципитации, РСК, ИФА). 3. Диагностика вирусных гепатитов. а) диагностика вирусного гепатита В: - определение австралийского антигена в крови больного иммунофер- ментным методом, методом встречного иммуноэлектрофореза, РСК, преципитации. ПЦР - диагностика. Определение антител к НВS -антигену. б) диагностика вирусного гепатита А: - обнаружение вируса в фекалиях больного с помощью ИФА, РИА, РЭМ. Подготовка исследуемого материала. - серодиагностика - определение нарастания титра антител с помощью ИФА. в) Методы серодиагностики при НСV, НDV вирусных инфекциях. 4. Специфическая профилактика и лечение энтеровирусных инфекций. ^ а) Какова классификация пикорновирусов? б) Дайте общую характеристику группы энтеровирусов? в) Какие вирусологические методы применяют для диагностики полиомиелита и других энтеровирусных заболеваний? г) Как выделяют вирус полиомиелита от больных? д) Какие серологические методы диагностики могут быть использованы при заболевании полиомиелитом? е) Какие заболевания вызывают вирусы Коксаки и Есно? ж) Какие способы применяются для обнаружения и выделения вирусов Коксаки? з) Как обнаруживают и идентифицируют вирусы Коксаки А и В? и) Как определяется цитопатическое действие вируса полиомиелита? к) Каковы пути заражения А-, F– гепатитами? л) Дать характеристику вирусных В -, С- и Е- гепатитов? н) Что такое интерферон? ^
ЗАНЯТИЕ 4 ^ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ" ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
ЗАНЯТИЕ 5 ^ Семейство: Enterobacteriaceae Род: Еsherichia Вид: E. coli А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. ^ : 1. Самостоятельное изучение демонстрационного материала: а) морфология кишечной палочки в мазках, окрашенных по Граму; б) стенд-информация по теме: "Кишечное семейство бактерий"; 2 Коли-инфекции. ^ - первый этап: посев исследуемого материала на среду Эндо; - второй этап: учет результатов роста на среде Эндо, микроскопия подозрительных колоний; а) постановка ориентировочной реакции агглютинации с поливалентными ОВ-coli -агглютинирующими сыворотками и материалом из колоний; б) по результатам положительной реакции агглютинации сделать пересев выбранной колонии на скошенный агар (указать цель этого действия); в) поливалентные и моновалентные (моноспецифические) ОВ -coli агглютинирующие сыворотки, получение, использование. -третий этап: определение чистоты культуры на скошенном агаре; а) микроскопия мазков (окраска по Граму), критерии чистоты культуры. б) пересев на "пестрый ряд" (указать цель посева); в) постановка развернутой реакции агглютинации с моноспецифическими ОВ -coli сыворотками; -четвертый этап: а) учет результатов роста на средах "пестрого" ряда, б) учет развернутой реакции агглютинации; Вывод: обосновать полученный результат. 3. Санитарно-бактериологическое исследование воды: определение коли-титра двухфазным бродильным методом. ^ а) Почему кишечную палочку считают санитарно – показательным микроорганизмом при санитарном обследовании объектов внешней среды? б) Что такое коли – титр и коли – индекс? в) Каково антигенное строение кишечной палочки? г) Как выделяют чистую культуру диареегенной кишечной палочки? д) Какой антиген (О или К) определяют в реакции агглютинации с живой культурой? е) Как обнаруживается О – антиген у кишечной палочки? ж) По какому антигену окончательно судят о принадлежности бактерий к патогенному серовару? з) На какие категории и по каким признакам подразделяют диареегенные кишечные палочки? и) Какими факторами патогенности обладают энтеротоксигенные кишечные палочки? Каков генетический контроль их синтеза? к) Чем обусловлена патогенность энтеротоксигенных кишечных палочек? л) Чем обусловлена патогенность энтероинвазивных кишечных палочек? м) С чем связана патогенность энтерогеморрагических кишечных палочек? н) Каковы основные пути заражения диареегенными кишечными палочками? о) Можно ли отличить колонии диареегенных кишечных палочек от колоний непатогенных кишечных палочек на дифференциально - диагностических средах? Если можно, то в каких случаях? ^ : а) Роль неспецифической защиты при коли-инфекциях. Записать определение коли-титра двухфазным бродильным методом. б) Перечислить различные варианты диареегенных кишечных палочек. в) Дифференциальные признаки УПКП и ЭПКП. г) Решение ситуационных задач по теме занятия. ЗАНЯТИЕ 6 ^ (особо опасная инфекция). Семейство: Vibrionaceae Род: Vibrio Виды: V. cholerae биовар -cholerae V. cholerae биовар –eltor V. cholerae серовар О 139. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) стенд: "Возбудители холеры"; б) морфология холерного классического и холерного вибриона Эль-Тор в мазках. в) дифференциальные признаки вибрионов: холерного классического, холерного Эль-Тор, холероподобного; 2. Исследование воды на холеру. Бактериологический метод: - методика взятия пробы из воды, материала от больного с подозрением на холеру, из трупа. Патрон для пересылки фекалий; - изучение колоний холероподобного вибриона на щелочном агаре, приготовление мазков, окраска по Граму; - биохимические свойства и реакция холера-рот; - серодиагностика холерных вибрионов, постановка развернутой реакции агглютинации с "О" холерной сывороткой, учет результатов; - ускоренная диагностика холеры по Ермольевой, учет результатов; 3. Биопрепараты: вакцина, агглютинирующие сыворотки, Инаба, Огава, Гикошима, бактериофаг, холероген -анатоксин. ^ а) Каковы морфологические, культуральные и биохимические особенности холерного вибриона? б) По каким признакам отличают холерный вибрион от холероподобного? в) Как происходит заражение при холере? г) Монофаги холерные жидкие (2 мл), состав назначение. д) Принцип патогенеза диареи при холере. Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 7 ^ А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа.
В. Вопросы для самоподготовки:
Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 8 ^ Семейство: Micrococcaceae Род: Staphylococcus Виды: S. aureus, S. epidermidis, S. saprophyticus Семейство: Streptococcaceae Род: Streptococcus Виды: S. pyogenes А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. ^ 1. Демонстрационный материал: а) стенд-информация: "Стафилококки, стрептококки"; б) демонстрация стафилококка и стрептококка в мазках; в) демонстрация колоний стафилококка и стрептококка на кровяном и сывороточном агарах; 2. Микроскопия гноя из очага остеомиелита нижней челюсти, окраска по Граму. 3. Бактериологическое исследование: - первый этап: - посев гноя на кровяной агар и ЖСА (указать цель посева); - второй этап: - учет роста на кровяном агаре и ЖСА: - макроскопия, - микроскопия в окраске по Граму. - определение гемотоксина и лецитиназы, микроскопия отдельных колоний. ^ а) Какова классификация стафилококков по патогенности и пигментам? б) Поражение каких органов и тканей вызывает стафилококковая инфекция? в) Какой материал берут от больных при различных стафилококковых заболеваниях? г) Какие микробиологические методы используют для диагностики заболеваний, вызываемых гноеродными кокками? д) Как производят бактериологическое исследование гноя при стафилококковых заболеваниях? е) Как производят выделение гемокультуры при стафилококковом сепсисе? ^
ЗАНЯТИЕ 9 ^ Б. Практическая работа.
- пересев колоний на скошенный агар для накопления культуры стафилококка и на сывороточный агар для накопления стрептококка. - третий этап: Учет роста на скошенном и сывороточном агаре; - определение патогенности (проба на плазмокоагулазу выделенной культуры стафилококка); - определение чувствительности к антибиотикам методом бумажных дисков. Вывод: обосновать полученный результат. 2.Биопрепараты: анатоксин, иммуноглобулин, бактериофаг, стафилококковый и стрептококковый аллергены, стафиловакцина, стафилококковый антифагин. 3. Самостоятельная работа: определение чувствительности стафилококка, выделенного из очага полиомиелита, к антибиотикам методом бумажных дисков. 4. Распределение тем рефератов по УИРС: "Патогенные кокки". ^ а) Какова морфология стрептококков? б) Какова классификация стрептококков по характеру роста на кровяном МПА? в) Каково антигенное строение стрептококков? г) Какие заболевания вызывают стрептококки? д) Какой материал берут от больных при различных стрептококковых заболеваниях. е) Как производят бактериологическое исследование при различных стрептококковых заболеваниях? з) Какие питательные среды применяются для выращивания стрептококков? ж) По каким признакам определяют патогенность выделенной культуры стафилококка? ^ 1) Методика постановки и учета результатов пробы на плазмокоагулазу. 2) Методика постановки и учета результатов в методе бумажных дисков. 3) Зарисовать типичное расположение стафилококков и стрептококков в поле зрения в окраске по Граму. ЗАНЯТИЕ 10 ^ Семейство: Actinomycetaceae Род: Actinomyces Виды: Israeli, baudetti, bovis, naeslundii, Семейство: Сryptococcaceae Род: Candida Виды: albicans, tropicalis, krusei. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: Микроскопический метод:
Бактериологический метод:
Серологический метод:
В. Вопросы для самоподготовки:
Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 11 ^ ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
ЗАНЯТИЕ 12 ^ Семейство: Bacillaceae Род: Clostridium Виды: Cl. Tetani – возбудитель столбняка Cl. botulinum – возбудитель ботулизма Cl. perfringens – возбудители газовой анаэробной инфекции Cl. septicum - --//--//--//--//--//--//--//- Cl. histolyticum -- //--//--//--//--//--//--//- Cl. novi - -//--//--//--//--//--//--//- ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) морфология возбудителей анаэробных инфекций в мазках, окрашенных по Граму; б) метод Оухтерлони для определения токсигенности возбудителя ботулизма; в) биопрепараты: столбнячная, противогангренозная, противоботулиническая сыворотки (лечебные и диагностические), столбнячный анатоксин; г) наглядные пособия: информация по теме: "Возбудители инфекции с антитоксическим иммунитетом; 2. Бактериологическое исследование при анаэробных раневых инфекциях: - микроскопирование раневого отделяемого в мазках, окрашенных по Граму; - посев раневого отделяемого на среду Китт-Тароцци и молоко; - учет результатов роста на среде Китт-Тароцци и молоке; - пересев в трубки Вейон-Веньяля анаэробной культуры; - учет роста в трубках и пересев колоний на среду Китт-Тароцци; - микроскопия выделенной чистой анаэробной культуры. 3. Дать заключение о способах приготовления и использования бактерийных препаратов при анаэробных инфекциях. 4. Решение ситуационных задач по теме занятия. ^ Г. Контрольные вопросы: а) Каковы основные биологические свойства анаэробных бактерий? б) Каков механизм заражения газовой гангрены? в) Какие возбудители чаще всего вызывают газовую гангрену? г) Какие токсины образуют возбудители газовой гангрены? д) Каковы особенности патогенеза газовой гангрены? е) По каким основным признакам различаются между собой C. perfringens, C. novyi, C. septicum, C. Histolyticum? ж)Какие ускоренные методы применяются для обнаружения C. Perfringens? з) Какие микробиологические методы используются для диагностики анаэробных инфекций? и) Каковы основные морфологические, культуральные и биохимические особенности возбудителя столбняка? к) Какова природа токсина столбнячной палочки и на что он действует? л) Каковы основные морфологические и биологические свойства возбудителя ботулизма? м) Какова природа палочки ботулизма? Какие типы токсина продуцирует возбудитель и что поражает токсин? н) Какие условия способствуют размножению возбудителя ботулизма и накоплению токсина в пищевом продукте? о) Какой материал берется для исследования при подозрении на ботулизм? п) Какие методы применяются для обнаружения токсина возбудителя ботулизма и определения его типа? р) Как осуществляется специфическая профилактика и лечение ботулизма? Какие препараты применяются для этой цели? с) Какова природа и структура столбнячного токсина? т) Что поражает столбнячный токсин? у) как осуществляется специфическое лечение и специфическая профилактика столбняка? ф) Как обеспечивается формирование коллективного иммунитета против столбняка и какие препараты применяют для этой цели? ^ Семейство: Сorynebacteriaceae Род: Сorynebacterium Вид: C. diphteriae А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. ^ 1. Демонстрационный материал: а) наглядные пособия: стенд-информация по теме: "Возбудитель дифтерии". б) морфология дифтерийных палочек в мазках, окрашенных по Леффлеру и Нейссеру; в) характер колоний дифтерийных палочек на средах Леффлера, теллуритовой среде Клауберга; г) ферментативные свойства дифтерийных палочек (демонстрация); г) определение токсигенности методом Оухтерлони; 2. Этапы бактериологического метода исследования при дифтерии: - ознакомление с бланками анализа; - приготовление мазка с тампона, окраска по методу Нейссера, микроскопия; - посев исследуемого материала на теллуритовый агар. 3. Дать заключение о способах приготовления и использования АД, ДС, АДС, АКДС, токсина Шика, противодифтерийной сыворотки. ^ а) Какие микробиологические методы применяются для диагностики дифтерии? б) Какой материал берется для исследования при подозрении на дифтерию и при обследовании на бактерионосительство? в) Какие морфологические признаки присущи дифтерийной палочке? г) По каким признакам дифференцируют типы гравис, митис и интермедиус? д) По каким биохимическим признакам отличают дифтерийную палочку от дифтероидов? е) Какими методами и как определяют токсигенность возбудителя дифтерии? ж) Каковы пути и способы заражения дифтерией? з) Как и с какой целью ставят пробу Шика? и) Почему для микробиологической диагностики дифтерии необходимо выделение чистой культуры возбудителя и изучение его свойств? к) Какие медикобиологические преппараты применяют для специфической профилактики дифтерии? л) Какими факторами патогенности обладает возбудитель дифтерии? м) Что поражает (какие органы и системы органов) дифтерийный токсин? н) Каковы природа и структура дифтерийного токсина? о) Каким образом возможно превращение нетоксигенной дифтерийной бактерии и токсигенную? Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 13 ^ И ПРОКАЗЫ. Семейство: Мicobacteriaceae Род: Мicobacterium Вид: M. tuberculosis M. leprae А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. ^ 1. Демонстрация: а) стенд-информация по теме: "Возбудители туберкулеза и проказы; б) демонстрация роста туберкулезной палочки на специальных средах; в) демонстрация печени, легких, селезенки морских свинок, погибших от туберкулеза; г) Демонстрация мазка из язв больного лепрой; 2. Лабораторная диагностика туберкулеза: - микроскопический метод: приготовление мазков из прокипяченной мокроты больного туберкулезом легких, окрасить по Цилю-Нильсену, микроскопия. Методы обогащения материала для обнаружения возбудителя; - метод микрокультур Прайса-Школьниковой; - серодиагностика туберкулеза, постановка коалиновой реакции агглютинации, демонстрация результатов реакции. 3. Биопрепараты: вакцина БЦЖ, туберкулин. 4. Заполнить карту 13 "Туберкулез". 5. Обосновать показания и противопоказания к ревакцинации БЦЖ. В. Вопросы для самоподготовки: а) Каковы морфологические и культуральные особенности туберкулезной палочки? б) Какие существуют типы туберкулезной палочки и какова их роль в патологии человека? в) Почему возбудители туберкулеза устойчивы к воздействию внешних факторов, кислот, спиртов и щелочей? г) Как происходит заражение человека легочным туберкулезом и туберкулезом других органов? д)Какую роль играют лимфоциты в реакции повышенной чувствительности замедленного типа при туберкулезе? е) Очищенный туберкулин, его назначение и применение. ж) Какие микробиологические методы применяются для диагностики туберкулеза? з) Как осуществляется бактериоскопическая диагностика туберкулеза? и) Какие методы используют для обогащения материала при бактериоскопической диагностике туберкулеза? к) Как осуществляется ускоренная диагностика туберкулеза (метод микрокультур)? л) Каково значение туберкулиновых проб в диагностике туберкулеза? м) Какие препараты применяются для диагностики и специфической профилактики туберкулеза? н) Каковы морфологические свойства возбудителя проказы? о) Какие микробиологические методы используются для диагностики проказы? ^
ЗАНЯТИЕ 14 ^ Семейство: Nesseriaceae Род: Nesseria Вид: N. gonorrhoeae N. meningitides А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. ^ 1. Демонстрационный материал: а) стенд-информация по теме "Менингококки и гонококки"; б) демонстрация морфологии менингококка в мазках, окрашенных по Граму; в) демонстрация характера роста менингококка на сывороточном агаре; г) демонстрация морфологии гонококка в мазках, окрашенных по Граму; д) демонстрация колоний гонококка на асцит-агаре; 2. Лабораторная диагностика: - дифференциация менингококка от гонококка по биохимическим свойствам; - дифференциация менингококка и катарального диплококка; - постановка реакции преципитации с ликвором больного менингококковым менингитом; - методы диагностики острой и хронической гонореи; 3. Биопрепараты: гонококковая вакцина, иммуноглобулин, диагностические сыворотки, менингококковая вакцина. ^ а) Какова морфология, тинкториальные и культуральные свойства гонококков и менингококков? В чем отличие их биохимических свойств? б) Какие заболевания вызывает менингококк, какой материал берется при разных формах менингококковых заболеваний и как он исследуется? в) Как осуществляют микроскопическую диагностику гонорее? На основании каких признаков делается заключение об обнаружении гонококков в микропрепарате из гнойного отделяемого? г) Как осуществляют бактериологическую и серологическую диагностику гонококковых заболеваний? Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 15 ^ ИНФЕКЦИЙ. Семейство: Enterobakteriacea Род: Yersinia Вид: Y. pestis - возбудитель чумы Семейство: Brucellaсеае Род: Brucella Виды: В. Melitensis, b. abortus, B. suis, B. neotomae, B. ovis, B. canis - возбудители бруцеллеза. ^ F. Tularensis – возбудитель туляремии Семейство: Bacillaceae Род: Bacillus Вид: B. anthracis – возбудитель сибирской язвы А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Стенд-информация по теме: "Возбудители бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, туляремии". ^ а) демонстрация морфологии возбудителей бруцеллеза в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных; б) демонстрация роста бруцелл на печеночном агаре; в) серодиагностика бруцеллеза, демонстрация реакции Райта и РПГА; г) демонстрация биопрепаратов: бруцеллезная вакцина, бруцеллин, бруцеллезный диагностикум. ^ а) демонстрация морфологии палочек чумы в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных; б) демонстрация характера колоний; в) демонстрация биопрепаратов; г) возбудители псевдотуберкулеза, их свойства и методы диагностики. ^ а) демонстрация морфологии туляремийных палочек в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных; б) демонстрация характера роста колоний на специальных средах; в) методы лабораторной диагностики; г) демонстрация биопреператов: вакцина тулярин, туляремийный диагностикум; ^ а) демонстрация морфологии сибиреязвенной палочки в мазках из чистой культуры; б) демонстрация роста колоний на МПА и МПБ; в) демонстрация реакции Асколи для обнаружения сибиреязвенного антигена. г) демонстрация биопрепаратов: вакцина, антраксин, иммуноглобулин; 5. Дать заключение о показании к вакцинации и способах приготовления и использования бактерийных препаратов при зоонозных инфекциях. ^ I. Контрольные вопросы: а) Какие виды бруцелл вызывают бруцеллез у человека? б) Каковы основные хозяева бруцелл соответствующих видов? в) Каковы морфология и культуральные свойства различных видов бруцелл? г) Какой из видов бруцелл наиболее патогенен для человека? д) Каковы пути заражения бруцеллезом? е) Какие микробиологические методы применяются для диагностики бруцеллеза? ж) Какой берется от больного материал для выделения возбудителя бруцеллеза? Как осуществляется выделение возбудителя из разного материала? з) Какими методами осуществляется серологическая диагностика бруцеллеза? Какова техника постановки серологических реакций? и) Как производится оценка реакции Райта? Какова ее диагностическая ценность? к) Как ставится аллергическая проба Бюрне? Через сколько времени и как производится ее оценка? л) С какого дня заболевания рекомендуется ставить реакцию Райта и пробу Бюрне? м) Что такое бруцеллин и как его получают? н) Как производится специфическая профилактика бруцеллеза? Как производится отбор лиц, подлежащих специфической вакцинации? ^ 1. Записать особенности единого бруцеллезного диагностикума. 2. Записать особенности активной специфической профилактики, проводимой при данных инфекциях. 3. Решение ситуационных задач по теме занятия. ЗАНЯТИЕ 16 ^ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПИРОХЕТОЗОВ Семейство: Spirochaetaceae Род: Borrelia ^ Treponema Вид: T. pallidum - возбудитель сифилиса Род: Leptospira Вид: L. Icterohaemorrhagiae – возбудитель лептоспироза ^ 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: Стенд-информация по теме: "Возбудители сифилиса, возвратного тифа и лептоспирозов". 1. Микробиологическая диагностика сифилиса: а) ранняя диагностика сифилиса (демонстрация препарата из отделяемого твердого шанкра в темном поле зрения). б) экспресс-диагностика сифилиса (ИФА, темнопольная микроскопия); в) серодиагностика: учет реакции Вассермана, РСК со специфическим антигеном и обсуждение других серологических реакций. 2. Демонстрация возбудителей ангины Венсана, инфекционной желтухи и клещевого возвратного тифа. Методы диагностики. 3. Особенности серодиагностики лептоспирозов (ИФА). 4. Демонстрация биопрепаратов: кардиолипиновый антиген, ультраозвученный трепонемный антиген, комплемент, гемолитическая сыворотка, инактивированная лептоспирозная вакцина. ^ а) Какие заболевания вызывают спирохеты? б) Классификация семейства спирохет? в) Ультра микроскопическое строение спирохет. г) Какие микробиологические методы используются для диагностики сифилиса? д)Серологические реакции для диагностики сифилиса? е) Какие микробиологические методы используются для диагностики лептоспироза? ж) Какие микробиологические методы используются для диагностики возвратного тифа? з) Препараты для специфической профилактики лептоспироза? Г. Письменное задание: 1. Охарактеризовать антигены, используемые в серодиагностике сифилиса; 2. Патогенные спирохеты полости рта. 3. Зарисовать ультраструктуру спирохет. 4. Особенности серодиагностики сифилиса. ЗАНЯТИЕ 17 ^ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ». СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО МИКРОБИОЛОГИИ 1. Приготовить микропрепарат из смеси бактерий, окрасить простым методом, микроскопировать, описать свойства бактерий. 2. Приготовить микропрепарат из смеси бактерий, окрасить по Граму, микроскопировать, описать свойства бактерий.
5. Приготовить микропрепарат из кислого молока, окрасить по Неиссеру, микроскопировать, описать свойства бактерий. 6. Микроскопировать с иммерсией готовые микропрепараты,окрашенные методом Грама, Циля-Нильсена, Нейссера. Описать свойства бактерий. 7. Микроскопировать мазок из отделяемого твердого шанкра полости рта. Описать свойства бактерий. 8.Микроскопировать мазок из осадка ликвора при эпидемическом менингите и описать свойства бактерий. 9.Произвести посев исследуемого материала из отделяемого гнойного очага нижней челюсти на МПА с целью выделения чистой культуры. 10.Произвести посев однородной изолированной колонии с МПА в чашке Петри на скошенный агар и среду Ресселя. Объяснить цель посева. 11.Произвести посев "раневого отделяемого" на среду Китт-Тарроцци и в высокий столбик сахарного агара. Объяснить цель посева. 12. Произвести учет результатов роста бактерий на средах Плоскирева и Эндо при подозрении на дизентирию и колиэнтерит. 13.Произвести учет результатов роста потогенных стафилококков на кровяном и желточно-солевом агаре. 14. Назвать состав, назначение компонентов и провести учет результатов роста бактерий на среде Китта-Тароцци. 15.Произвести учет чувствительности стафилококков полости рта к антибиотикам методом стандартных дисков. 16.Произвести посев выделенной чистой культуры бактерий на среды для изучения биохимических свойств. 17. Произвести учет биохимической активности выделенной чистой культуры. 18.Произвести учет результатов роста E.coli на среде Ресселя. 19.Произвести постановку ориентировочной реакции агглютинации для определения диареегенных эшерихий. 20.Учесть результаты титрования комплемента. Определить его рабочую дозу. 21. Определить токсигенность Corynebacterium diphtheriae методом Оухтерлони. 22. Микроскопия мазка мокроты от больного туберкулезом. Назвать метод окраски.Описать свойства бактерий. 23.Произвести учет развернутой РА в пробирках с культурой кишечной палочки при диагностике колиэнтеритов. 24.Учесть результаты реакции Видаля при диагностике брюшного тифа, паратифов А иВ. 25.Учесть результаты реакции диз. Видаля при диагностике дизентирии. 26.Учесть результаты РТГА в диагностике гриппа. 27.Учесть результаты РПГА с эритроцитарными диагностикумами из шигелл Зонне иФлекснера. 28. Учесть результаты реакции Райта в диагностике бруцеллеза. 39. Определить факторы патогенности стафилококков. 30. ЦПД в культуре ткани. Определить титр вируса полиомиелита по цветной пробе. 31. Произвести учет результатов ИФА (иммуноферментный анализ) при диагностике ВИЧ-инфекции. 32. Произвести учет РГА с целью определения титра вируса. 33. Произвести учет РТГА с целью серодиагностики гриппа в парных сыворотках. 34.Учесть результаты ИФА для выявление HBs-антигена вируса гепатита В. 35. Учесть результаты определения чувствительности вирулентной чистой культуры S.aureus к бактериофагу. 36. Учет результатов РСК при диагностике сифилиса. Объяснить результаты реакций. 37. Произвести посев Proteus vulganis по методу Шукевича. ^
^ 1. Медицинская микробиология, предмет её изучения: бактериология, вирусология, иммунология, микология, протозоология. 2. Микробиология как самостоятельная наука, изучающая закономерности жизнедеятельности микроорганизмов. 3. Значение медицинской микробиологии в практической деятельности врача-стоматолога. 4.Роль медицинской микробиологии в снижении и ликвидации заразных болезней. 5.Достижение медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. 6.Изобритение микроскопа и открытие микроорганизмов (А.Левенгук). 7.Л.Пастер и его роль в развитии медицинской микробиологии. 8.Влияние работ Р.Коха на прогресс медицинской микробиологии. 9.Роль отечественных учёных в развитии микробиологии (Л.С.Ценковский, Г.Н. Габричевский, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Зильбер, З.В. Ермольева, В.Д. Тимаков и др.). 10.Определение вирусологии как самостоятельной науки, Д.И.Ивановский- основоположник вирусологии. 11.Труды С.Н. Виноградского о нитрифицирующих бактериях и их значениях для сельскохозяйственной науки и практики. 12.Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные группы микроорганизмов полости рта. 13.Понятие о виде, разновидности, биоваре, сероваре, фаговаре. Представление о популяции бактерий, штамме, клоне. 14.Морфолоргия и ультраструктура бактерий. Основные формы бактерий полости рта. 15.Способы и механизмы размножения различных групп микроорганизмов полости рта. 16.Рост и размножение бактерий. Фазы размножения бактериальной популяции. 17.Методы микроскопического исследования микроорганизмов: микроскопия «сухими», иммерсионными объективами, темнопольная, люминесцентная. 18.Морфология микоплазм. Микоплазмы - представители нормальной микрофлоры полости рта и возбудителей заболеваний. 19.Морфология спирохет. Спирохеты - представители нормальной микрофлоры полости рта. 20.Морфология трепонем по данным электронной микроскопии. 21.Морфология риккетсий. 22.Морфология актиномицетов. 23.Риккетсии, особенности культивирования. 24.Морфология вирусов, методы определения их размеров. Культивирование. 25.Вирусы, методы культивирования. 26.Вирусы бактерий. История открытия, морфология, химический состав, методы культивирования. Практическое применение. 27.Бактериофаги, основные свойства. 28. Морфологические и структурные особенности бактериофагов. Вирулентные, умеренные фаги, профаги. 29.Морфология грибов. Плесневые грибы и их роль в патологии человека. Значение в медицине. 30.Морфология простейших. Общая характеристика и классификация. 31.Дрожжеподобные грибы рода Кандида, морфологические признаки. Их роль в патологии человека. 32.Распространение микробов в природе. Санитарно-показательные микроорганизмы внешней среды. 33.Гнотобиология и её значение для медицины. 34.Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Методы стерилизации, аппаратура в стоматологической практике. 35.Влияние факторов внешней среды на микробы. Действие химических веществ. 36.Дисбактериозы как следствие применения антибиотиков в стоматологической практике. 37.Микробная флора полости рта в норме и её биологическая роль. 38.Состав микрофлоры полости рта в зависимости от возраста человека. 39.Основные методы микробиологического исследования. Методы исследования микрофлоры полости рта. 40.Основные методы исследования морфологии микроорганизмов. Простые и сложные способы окраски. Примеры грам-положительных и грам-отрицательных бактерий полости рта в норме. 41.Количество микроорганизмов полости рта в норме. Методика определения микробного числа слюны. 42.Характеристика резидентной кокковой флоры полости рта. 43.Непостоянная флора полости рта. 44.Факультивно-анаэробные бактерии полости рта в норме. 45.Метаболизм микробов. Классификация микроорганизмов по типам дыхания. Выделение чистых культур анаэробных бактерий. 46.Основные принципы культивирования микроорганизмов. Методы получения чистых культур аэробных бактерий. 47.Механизмы питания микробов. Ферменты бактерий. Использование биохимической активности бактерии в идентификации патогенных микроорганизмов. 48.Основные методы культивирования бактерий. Питательные среды и их классификация. 49.Ранние представления о причинах возникновения инфекционных заболеваний. 50.Открытие антибиотиков - новая эра в медицине (В.А. Манасеин, З.В. Ермольева и др.). 51.Антибиотики. Определение. Методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. 52.Фагоцитарный (клеточный) иммунитет. И.И. Мечников – новый этап в развитии медицины. 53.Учение о гуморальном иммунитете (П. Эрлих, Э. Беринг, Э. Ру и др.). 54.Физиологические защитные механизмы полости рта. Лизоцим, комплемент. Их биологические свойства. 55.Неспецифические факторы зашиты организма человека. Защитная роль нормальной микро флоры человека. 56.Ингибиторы – постоянно действующие неспецифические факторы противовирусной защиты полости рта. 57.Неспецифические факторы противовирусной защиты полости рта, индуцируемые вирусами. 58.Защитные противовирусные механизмы полости рта. Интерферон. 59.Современное определение понятия «иммунитет». Исторические данные учения об иммунитете. 60.Классификация иммунитета. 61.Центральные и периферические органы иммунной системы. Иммунокомпетентные клетки и их основная функция. 62.Анибактериальный, антитоксический, противовирусный и др. формы иммунитета. 63.Влияние ионизирующего излучения на приобретённый иммунитет. 64.Влияние ионизирующего излучения на естественный иммунитет. 65.Антигены. Общая характеристика, полноценные, неполноценные. 66.Антигеная структура бактериальной клетки. О-,К-,Н- антигены. 67.Гетерогенные антигены. Изоантигены, аутоантигены. 68.Протективные антигены. 69.Экзо-и эндотоксины. Их характеристика. Анатоксин. Метод получения. 70.Антитела. Химическая характеристика. Место образования. Полные и неполные антитела. Реакция Кумбса. 71.Антитела. Классы иммуноглобулинов, их основная характеристика. 72.Антитела. Иммуноглобулины полости рта. Сравнительная оценка защитной роли иммуноглобулинов различных классов. 73.Биологическая роль секреторных иммуноглобулинов класса А, как основных факторов иммунологической защиты полости рта. 74.Реакция агглютинации. Способы постановки. Её значение. 75.Реакция преципитация. Её особенности, методы постановки. Диагностическое значение. 76.Специфические механизмы защиты. Роль реакции бактериолиза в реакции опсонизации в полости рта. 77.Реакции иммунного лизиса. Роль комплемента. Практическое использование реакции гемолиза. 78.Антитоксины. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Феномен флокуляции. Реакция Шика. 79.Реакция связывания комплемента. Её значение в диагностике заболевания. 80.Реакция иммунофлуоресценции (прямая и непрямая). Значение её для экспресс-диагностики различных заболеваний. 81. Реакции иммунитета при вирусных инфекциях. Цветная проба. 82.Убитые вакцины. Способы приготовления. Практическое применение. 83.Живые вакцины. Принципы получения. Применение в медицинской практике. 84.Виды сывороток, применяемых в медицинской практике. Анафилактический шок и его предупреждение. 85.Аллергия. Гиперчувствительность замедленного типа при инфекционных заболеваниях и условия возникновения аутоаллергических заболеваний полости рта. 86.Аллергия. Гиперчувствительность немедленного типа. Анафилаксия. 87.Сывороточная болезнь. Значение очистки сывороток для предупреждения сывороточной болезни. 88.Генетика микроорганизмов. Материальная основа наследственности. 89. Генетика микроорганизмов. История развития учения о наследственности и изменчивости. 90.Генетика микроорганизмов. Фенотипическая изменчивость. L-формы бактерий как её проявление. 91. Генетика микроорганизмов. Гено- и фенотип. Мутации (спонтанные, индуцированные, генные и хромосомные). 92.Генетические рекомбинации – трансформация 93. Генетические рекомбинации – конъюгация. 94. Генетические рекомбинации – трансдукция. 95.Внехромосомные факторы наследования – плазмиды. 96.Современное определение понятия «инфекция» и «инфекционный процесс». Источники, механизмы и пути проникновения патогенных микроорганизмов в полость рта. 97.Полость рта как входные инфекции. Носительство патогенных микроорганизмов как одна из форм инфекционного процесса. 98.Формы инфекции. Принципы классификации инфекционных болезней по характеру первичной локализации возбудителей в организме. 99.Понятие о патогенности микробов. 100.Динамика развития инфекционного процесса. Патогенез стоматогенной очаговой инфекции. 101.Распространение токсинов и микробов в организме. 102.Роль внешней среды и социальных условий в возникновении и развитии инфекционных болезней. 103.Механизмы вирусных инфекций. Основные фазы взаимодействия вируса с восприимчивой клеткой хозяина. 104.Механизмы действия ионизирующих излучений на микроорганизмы. 105.Влияние ионизирующих излучений на течении инфекционного процесса. 106.Патогенные каринебактерии. Возбудитель дифтерии. Изменение слизистой полости рта при дифтерии. 107.Патогенные клостридии. Возбудитель столбняка. 108.Патогенные клостридии. Возбудитель анаэробной газовой инфекции. Их роль в стоматологической практике. 109. Патогенные клостридии. Возбудитель ботулизма. 110.Стафилококки. Критерии патогенности. Роль стафилококков при одонтогенной гнойной инфекции. 111.Стрептококки полости рта. Их роль в одонтогенных воспалительных процессах. 112.Стрептококки. Возможная роль стрептококков в возникновении кариеса зубов. 113.Патогенные нейсерии. Менингококки. 114.Патогенные нейсерии. Гонококки. 115.Эшерихии – возбудители эшерихиозов. 116.Эшерихии. Значение кишечных палочек в развитии патологических процессов. 117.Сальмонеллы брюшного тифа паратифов А и Б. 118.Сальмонеллы – возбудители пищевых токсико инфекций. 119.Шигелы – возбудители бактериальной дизентерии. 120.Патогенные вибрионы (холерный вибрион, НАГ – вибрион, вибрион Эль – Тор). 121. Патогенные спирохеты. Бледная трепонема, культивирование. Её роль в возникновении специфического стоматита. 122. Патогенные трепонемы. Возбудитель сифилиса. Основные проявления сифилиса в полости рта. Лабораторный диагноз. 123.Значение трепонемных антигенов в серодиагностики сифилиса. 124. Патогенные боррелии. Возбудитель возвратных тифов. 125. Патогенные лептоспиры. Возбудители желтушного и без желтушного лептоспироза. 126.Роль спирохет полости рта в язвенно-некротических процессах слизистой полости рта. 127.Стоматит, как местное поражение полости рта при общих инфекционных заболеваниях. 128.Микробная флора при периодонтитах. 129.Микробная флора при пульпитах. 130.Стоматиты не имеющие специфического возбудителя. 131. Микробная флора при кариесе зубов. 132.Патогенные грибы. Роль в патологии человека. Кандидомикоз полости рта. 133.Клибсиелы – капсульные бактерии. 134.Патогенные микобактерии. Туберкулёз полости рта. Лабораторный диагноз. 135. Патогенные микобактерии. Возбудитель лепры. 136. Патогенные бациллы. Возбудитель сибирской язвы. 137.Бруцеллы. Полости рта, как входные ворота бруцелл. 138.Возбудитель чумы. 139. Патогенные антиномицеты. Возбудитель актиномикоза полости рта. Лабораторная диагностика. 140.Патогенные микоплазмы. Микоплазмы – возбудители острых респираторных заболеваний и пневмоний. 141.Возбудитель туляремии. 142.Риккетсии. Возбудитель Ку-лихорадки (пневмотропный риккетсиоз). 143. Риккетсии. Возбудитель эпидемического сыпного тифа. 144.Риновирусы. Вирус ящура – возбудитель афтозного стоматита (Вирусы Кок саки и ЕСНО). 145.Пикорновирусы. Энтеровирусы Герпетическая ангина. Методы диагностики. 146.Миксовирусы. Вирус кори. 147.Герпесвирусы. Их роль в развитии стоматита. 148.Аденовирусы. Возбудители острых респираторных вирусных инфекций. 149.Рабдовирусы. Вирус бешенства. 150.Арбовирусы. Вирусы гемморрагических лихорадок. 151.Онкогенный вирусы. Неопластический процесс и его проявление. 152.Арбовирусы. Вирус клещевого энцефалита. 153.Микосовирусы. Вирусы гриппа человека. Парагриппозные вирусы. 154.Возбудители вирусного гепатита. Вирус гепатита А и гепатита В. 155.Псевдовирусы и их роль в патологии. 156.Патогенные простейшие. Плазмодий малярии. 157.Патогенные простейшие. Токсоплазмы. 158.Патогенные простейшие. Возбудители амебиаза. Десневые амебы. ^
Литература: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология. акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Частная микробиология. Райкис Б.Н., Пожарская В.О., Казиев А.Х., Лысогора Л.В. М., 2006 г. 8. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. 9.Вирусология. В 3 тт. / Под ред. Б. Филсца, Д. Найца. – М., 1989. 10.Кочемасова З.Н., Ефремова С.А., Рыбакова А.М. Санитарная микробиология и вирусология. – М., 1987 г. 11.Воробьев А.А. Основы медицинской биотехнологии. – М., 1990 г. 12.Внутрибольничные инфекции / Под ред. В.П. Венцела. – М., 1990 г. 13.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 14.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед. инф. агентство, 1999г. 15.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 16Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. 17.Кетлинский С.А., Калинина Н.М. Иммунология для врача. – С-Петербург, 1998 г. 18.Кетлинский С.А., Симбирцев А.С., Воробьев А.А. Эндогенные иммуномодуляторы. – С-Петербург: Гиппократ, 1992 г.
|