|
Скачать 408.34 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Учебно-методическая разработка по общей микробиологии с вирусологией для студентов педиатрического факультета С ![]() УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Учебно-методическая разработка по общей микробиологии с вирусологией для студентов педиатрического факультета.- Ставрополь: Изд: СГМА, 2012.-53с. Составители: зав. каф. проф. И.А. Базиков; проф. Т.В Таран. доценты: А.Х. Казиев, Е.В. Лысогора, ассистенты: И. В. Климанович, В.А. Лысогора, М. М. Минасян, Е.В. Чекрыгина. В учебно-методической разработке представлен план практических занятий по общей микробиологии с вирусологией для студентов педиатрического факультета и список теоретических вопросов по каждой теме. Предложен список учебной литературы и тематический план лекций. Предназначен для студентов 2-го курса педиатрического факультета при изучении общей микробиологии, вирусологии. Рецензенты: Ходжаян А.Б. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой биологии СтГМА; Тимченко Л.Д. профессор куафедры общей биологии СГУ Разрешено к печати редакционно-издательским советом СтГМА УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Ставропольская государственная Медицинская академия, 2012 ^ Тема: «МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ». Цель – ознакомиться с режимом работы микробиологической лаборатории, приобрести навыки микроскопического метода диагностики применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанности врача. Овладеть техникой приготовления мазка из микробной смеси. I. Вопросы для обсуждения: 1. Режим работы в микробиологической лаборатории 2. Иммерсионная система оптического микроскопа ^ 1. Демонстрация приготовления сложных красящих растворов (основной карболовый фуксин Циля, фуксин Пфейффера). 2. Техника приготовления мазка из микробной смеси, окраска простым способом, микроскопия. 3. Овладение техникой микроскопирования с иммерсионной системой. 4. Демонстрация основных форм бактерий (шаровидные, палочковидные, извитые). ^ а) Назначение микробиологических лабораторий, принцип работы, оборудование. б) Световой микроскоп, устройство, ход лучей в иммерсионной и сухой системах микроскопа. в) Изучение морфологии микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии. Нативные и фиксированные препараты. г) Состав и приготовление сложных красящих растворов. д) Основные формы бактерий. ^ Тема: «МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)». Цель – разобраться в особенности строения грамположительных и грамотрицательных бактерий, приобрести навыки микроскопического метода диагностики, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^ 1. Строение бактериальной клетки. 2. Окраска по методу Грама. 3. Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. 4. Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. 5. Споры. Спорообразование. 6. Окраска по методу Циля-Нильсена (в модификации по Ожешко). 7. УИРС: «Эволюция оптических методов исследования в микробиологии». Распределение докладов. ^ 1.Приготовить мазок из взвеси стафилококков и кишечных палочек с окраской по Граму. 2. Приготовить мазок из кислотоустойчивых бактерий с окраской по Цилю-Нильсену в модификации по Ожешко. 3. Программированный контроль по методам окраски. 4. Демонстрация: а) мазков из стафилококков и кишечных палочек, окрашенных по Граму; б) мазков из микобактерий, окрашенных по Цилю-Нельсену; в) мазков в люминесцентном микроскопе. ^ а) Классификация микроорганизмов б) Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий в) Строение бактериальной клетки. г) Окраска по методу Грама. д) Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. е) Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. ж) Споры. Спорообразование. IV. Письменное задание: а) Записать методику окраски по методам Грама и Циля-Нильсена. б) Нарисовать схему строения бактериальной клетки. ^ Тема: «МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)». Цель - разобраться в особенности строения бактерий имеющих капсулу, различные включения, приобрести навыки микроскопического метода позволяющего обнаружить эти структуры у микроорганизмов, что позволит будущим специалистам в рамках обязанностей врача проводить точную диагностику заболевания. ^ 1. Включения у бактерий. 2. Окраска волютиновых зерен по методу Нейссера. 3. Капсулы бактериальной клетки. Методы окраски. Демонстрация окрашенных препаратов микробов с капсулой. 4. Морфология грибов: плесневых, дрожжеподобных, дрожжей. 5.Морфология актиномицетов. 6.Классификация и морфология спирохет. 7. Особенности строения спирохет, видимых при электронной микроскопии. 8. Устройство и назначение конденсора тёмного поля зрения. ^ 1. Приготовить мазок из кислого молока с окраской по Нейссеру. 2. Приготовить мазок из дрожжей с окраской по Граму. 3. Демонстрация включений у молочнокислых бактерий при окраске по Нейссеру и Лёффлеру. 4. Демонстрация бледных трепонем в тёмном поле зрения. 5. Демонстрация боррелий клещевого возвратного тифа при окраске по Романовскому-Гимза. ^ а) включения у бактерий, б) капсула бактерий, в) морфология патогенных для человека грибов (дрожжеподобные грибы), г) морфология спирохет, д) морфология микоплазм, е) морфология риккетсий, ж) морфология актиномицетов. ^ а) Записать технику окраски волютиновых зёрен по Нейссеру и Лёффлеру б) Нарисовать в виде схемы капсулу бактериальной клетки в) Зарисовать ультраструктуру спирохет г) Зарисовать псевдомицелий дрожжеподобных грибов. ^ Тема: «МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (окончание)». Цель – ознакомление с основными свойствами вирусов, структурой и химическим составом, этапами взаимодействия вирусов с клеткой. А также с методами стерилизации и дезинфекции, что позволит будущим специалистам в рамках обязанностей врача проводить дезинфекционные мероприятия. ^ 1. Классификация вирусов. 2. Структура и химический состав вирусов. 5. Этапы взаимодействия вируса с клеткой. 6. Стерилизация. Методы, аппаратура, режим работы. 7. Дезинфекция. Методы, средства, режим использования. ^ 1. Постановка опыта действия карболовой кислоты на культуру E. coli и учёт результатов. 2. Приготовить мазок – отпечаток со слизистой носа, окраска по Романовскому-Гимза для определения вирусных включений (колонии вирусов). 3. Демонстрация телец Бабеша-Негри в клетках мозга при бешенстве. 4. Демонстрация аппаратуры для стерилизации. 5. Демонстрация дезинфектантов. 6. Программированный контроль: «Отличительные признаки основных групп микроорганизмов» (карта №1). 7. Программированный контроль: « Методы стерилизации» (карта №2). III. Вопросы для самоподготовки: а) Классификация вирусов. б) Структура и химический состав вирусов. в) Этапы взаимодействия вируса с клеткой. г) Тельца Бабеша-Негри. Вирусоскопический метод определения вирусов (включения вирусной колонии). д) Стерилизация. Методы стерилизации, используемые в медицине и микробиологии. Методы контроля стерилизации. е) Дезинфекция. Основные группы дезинфектантов, области применения и режим использования. ^ а) Записать методику окраски по Романовскому-Гимза б) Записать схему методов стерилизации в) Перечислить дезрастворы, их концентрацию и режим использования в лабораторной практике и медицине. ^ Тема: «ЭВОЛЮЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МИК РООРГАНИЗМОВ». Цель – закрепление теоретических знаний, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача ^ 1. САРС: изложение тем рефератов. 2. Итоговый контроль по теме «Микроскопические методы исследования в микробиологии» (письменно). Вопросы к итоговому занятию по морфологии микроорганизмов.
6.Микропрепараты. Мазок, нативный препарат, способы приготовления. 7.Назначение микробиологических лабораторий. Принципы работы. Оборудование. 8.Основные отличия прокариот и эукариот. 9.Классификация бактерий. Основные формы бактерий. 10.Основные принципы классификации микробов. 11.Строение бактериальной клетки.
13. Ультраструктура бактериальной клетки. 14. Строение клеточной стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий. 15.Включения у бактерий. Строение кислотоустойчивых бактерий. 16. Простые и сложные методы окрашивания. 17. Методы выявления спор и капсул у бактерий. 18. Методы выявления жгутиков и включений у бактерий. 19. Основные принципы окраски по Граму, Цилю – Нильсену. 20. Классификация и морфология грибов. 21. Классификация и морфология риккетсий. 22. Классификация и морфология спирохет. 23. Особенности строения спирохет, видимых при электронной и световой микроскопии. 24. Морфология актиномицетов. 25. Классификация и морфология микоплазм. 26. Особенности биологии вирусов. 27. Классификация вирусов. 28. Строение и химический состав вирусной частицы. 29. Характеристика вируса, вириона, вироида и приона. 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. 31. Продуктивный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 32. Интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 33.Фазы репродукции вируса. 34.Характеристика адсорбции, проникновения и дезинтеграции. 35. Характеристика транскрипции и репликации. 36. Характеристика сборки вирусной частицы и ее выхода из клетки. 37. Методы стерилизации и их краткая характеристика. 38. Правила кипячения, прокаливания на огне, фильтрования через бактериальные фильтры. 39. Методы стерилизации, автоклавирование, пастеризация, тиндализация. ^ Тема: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЕ». Цель - разобраться в особенности проникновения питательных веществ в микроорганизм, в разнообразных типах питания и питательных сред, приобрести навыки дифференцировки бактерий с помощью питательных сред, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^ 1.Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы. 2.Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. 3.Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории. 4.Классификация, состав и назначение искусственных питательных сред. 5.Значение основных питательных сред в культивировании микроорганизмов. 6.Значение дифференциально – диагностических питательных сред в идентификации различных видов микроорганизмов. ^ 1.Естественные питательные среды и их назначение. 2.Приготовление сложных питательных сред. Приготовление сред с углеводами, сывороточных и кровяных сред (среда Леффлера и щелочная 1% пептонная вода). 3.Дифференциально – диагностические среды. Приготовление среды Эндо. 4.Программированный контроль, заполнение карты №3 «Питание микроорганизмов». ^ а) Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы. б) Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. в) Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории. ^ а) Составить классификацию питательных сред по способу приготовления, составу и назначению. б) Записать типы питания микроорганизмов. ^ ТЕМА: «БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ». Цель - разобраться в понятиях - культура микроорганизма, штамм, биовар; уяснить этапы выделения чистой культуры аэробов; приобрести навыки приготовления мазков из исследуемого материала и чистой культуры; отработать навыки посевов и пересевов на плотных питательных средах; ознакомиться с классическим методом лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, идентификации и дифференцировки бактерий, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанности врача. ^ 1.Понятия: культура микроорганизмов, смешенная культура, чистая культура, колония, штамм, биовар, аэробы. 2.Этапы идентификации выделенной чистой культуры микроорганизмов. 3.Короткий «пестрый» ряд: цель использования, состав питательных сред. 4.Методика посева на «пестрый» ряд. 5.Учет результатов роста микроорганизмов на средах «пестрого» ряда.
^
3 – й этап. а) Определение чистоты выделенной культуры: приготовление мазка со скошенного агара и окраска по Граму, микроскопия, заключение. б) Пересев чистой культуры со скошенного агара на среды короткого «пестрого» ряда. 4 – й этап – учет ферментативной активности выделенной чистой культуры. Определение вида (идентификация) выделенной чистой культуры по морфологическим, тинкториальным и биохимическим свойствам. Программированный контроль: заполнение карты № 4 «Выделение чистых культур аэробов». ^ а) Р. Кох и его заслуги в создании метода выделения чистых культур микроорагнизмов. б) Культура бактерий: чистая и смешанная, колония, штамм, биовар, серовар, фаговар. в) Этапы выделения чистой культуры микроорганизмов. г) Значение метода выделения чистых культур микроорганизмов в диагностике инфекционных заболеваний. е) Какие ферменты микроорганизма ответственны за изменение цвета питательной среды и газообразование в «поплавках» при посеве на МПБ с моносахаридами? з) Какие ферменты микроорганизмов ответственны за положительную пробу на индол и сероводород при выращивании бактерий на питательной среде? ^ а) Указать принципы выделения чистых культур аэробов. б) Записать схему выделения чистых культур аэробов по этапам. в) Записать состав сред Гисса. г) Описатьметоды определения протеолитических ферментов (проба на индол и сероводород) д) Описать методы определения сахаролитических ферментов. ^ ТЕМА: «БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АНАЭРОБОВ». Цель – научится выделять чистую культуру анаэробов из исследуемого материала, отработать навыки приготовления мазков из исследуемого материала и чистой культуры, посевов и пересевов на плотных и жидких питательных средах, обучится способам создания анаэробных условий в лаборатории, ознакомится с классическим методом лабораторной диагностики анаэробных инфекций, идентификации и дифференцировки бактерий, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанности врача. ^ 1.Методы создания анаэробных условий культивирования микроорганизмов: физический, химический, биологический. 2.Этапы выделения чистой культуры анаэробов. 3.Питательные среды, используемые при культивировании анаэробов. ^ накопление материала, п осев взвеси почвы на среду Китт-Тароцци. 2-й этап: учет результатов роста на среде Китт-Тароцци. Пересев смешанной культуры в трубки Вейон-Виньяля. 3-й этап: учет роста в трубках Вейон-Виньяля. Микроскопия мазков из изолированных колоний. Пересев на среду Китт-Тароцци. 4-й этап: микроскопия выделенной чистой культуры анаэробов. Контроль чистоты полученной культуры. 1.Тестовый контроль. Заполнение карты №5 «Выделение чистой культуры анаэробов». ^ а) Анаэробный тип дыхания микроорганизмов. б) Принципы создания анаэробных условий. в) Особенности питательных сред, применяемых для культивирования анаэробов. IV .Письменное задание: 1.Записать методы создания анаэробных условий. 2.Записать состав среды Китт-Тароцци. ^ ТЕМА: «БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. МИКРОФЛОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА». Цель - разобраться в понятиях нормофлоры, условно-патогенной флоры, патогенной флоры, человека и окружающей среды; отработать навык приготовления мазков из колоний и посев микроорганизмов, провести санитарно – бактериологические исследования воды, воздуха, микрофлоры желудочно-кишечного тракта, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
^
а) определение микробного числа (воды). б) определение коли- титра и коли- индекса различных объектов окружающей среды.
а) микрофлоры кожи: посев отпечатков пальцев на МПА в чашки Петри с последующим макроскопическим и микроскопическим изучением выросших колоний; б) микрофлоры полости рта: микроскопия мазка из зубного налета, посев слизи из зева методом «кашлевых пластинок» и микроскопическое изучение выросших колоний. в) микрофлоры желудочно-кишечного тракта: посев спражнений на МПА и среду Эндо и микроскопический учет выросших колоний. 4. а) Учет действия света на рост микроорганизмов (опыт Бухнера). б) Знакомство с пигментообразующими культурами. ^ а) Нормальная микрофлора воды и почвы и их роль в процессах самоочищения окружающей среды. б) Понятие о санитарно-показательных микробах окружающей среды и организма человека. в) Правила и методы отбора проб воды и воздуха, определение микробного числа, коли - титра, коли- индекса, количества микроорганизмов в 1 м3 воздуха и их санитарно-эпидемиологическое значение. г) Понятие о нормальной микрофлоре организма человека, её количественная и качественная характеристика и значение для организма (витаминообразующее, ферментативное и активизирующее иммунную систему). д) Гнотобиология – понятие и значение этого раздела медицины. ^ а) Методика определения микробного числа воды. б) Перечислить санитарно - показательные микроорганизмы в воде, почве и воздухе в медицинских учреждениях. в) Основные показатели для санитарно – гигиенической оценки исследуемых объектов окружающей среды, организма человека. ^ ТЕМА: «ВИРУСЫ БАКТЕРИЙ. АНТИБИОТИКИ. ДИСБАКТЕРИОЗ». Цель - разобраться в особенности строении бактериофагов, научиться определять чувствительность к антибиотикам, освоить навыки метода диагностики и лечения с помощью бактериофагов и антибиотиков, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^ Понятие «бактериофагия», «бактериофаги». 2. Свойства бактериофагов. 3. Взаимодействие бактериофага с чувствительной клеткой. 4. Антибиотики. Их значение в медицине. 5. Осложнения антибиотикотерапии. ^
^ а) Характеристика фагов: морфология, классификация. б) Этапы взаимодействия фагов с бактериальной клеткой. в) Умеренные и вирулентные бактериофаги. Типы фаговой инфекции. г) Применение бактериофагов в медицине: - для лечения инфекционных заболеваний, - для диагностики инфекционных заболеваний (фаготипирование). д) Антибиотики – определение, классификация. Механизмы действия антибиотиков на бактериальную клетку, возможные осложнения. е) Антибиотикограмма. Методика постановки (дискодиффузионный метод) Учет результатов. ж) Учет чувствительности стафилококков к антибиотикам методом бумажных дисков. ^ а) Определение терминов «бактериофаг», «бактериофагия». б) Классификация антибиотиков по происхождению. в) Механизм действия антибиотиков на микробную клетку. ^ ТЕМА: «ГЕНЕТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ». Цель - понимать значение генетики в развитии современной медицины, подчеркнуть значение генетики в эволюции микроорганизмов. Ознакомиться с классификацией изменчивости и получением живых вакцин применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
^ 1 Фенотипическая изменчивость- опыт с чудесной палочкой. 2 Приготовление мазков из клеток после воздействия антибиотика (L - формы бактерий). Демонстрация. 3 Мутации, диссоциации – учет «R» и «S» - форм колоний микроорганизмов. Характеристика живых вакцин. Примеры. 4 Учет опыта конъюгации бактерий. Антибиотико – резистентность. ^ а) Что такое «ген», «генотип», «фенотип». Особенности генетики бактерий. б) Виды генетической изменчивости (фенотипическая, генотипическая). в) Фенотипическая изменчивость, примеры, значение в микробиологии. г) Генотипическая изменчивость. Характеристика. Мутации. д) Генотипическая изменчивость. Характеристика рекомбинаций. е) Внехромосомная материальная основа генетического аппарата бактерий: плазмиды и мигрирующие генетические элементы (S- последовательности и транспозоны). ж) Современное использование генетики для медицинской практики. Генетическая инженерия, генетическое зондирование (ПЦР), получение гибридом. ^ : а) Нарисовать схему классификации изменчивости. б) Перечислить виды плазмид и свойства микроорганизмов, контролируемые ими. в) Мутации, диссоциации характеристика «S» и «R» - форм колоний микроорганизмов, использование для получения живых вакцин. ^ ТЕМА: «ИНФЕКЦИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ». Цель – ознакомиться с методом заражения лабораторных животных, выявлением гемотоксина, лецитиназы, плазмокоагулазы, токсигенности (метод Оухтерлони). Разобрать механизмы инфекции, свойства патогенных микроорганизмов, механизмов инфекционного процесса, познакомиться с биологическим методом исследования, который потребуется в применении учебного материала будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
^
^ а) Общая характеристика инфекции и микробного паразитизма. б) Формы инфекции и их характеристика. в) Понятие об источнике инфекции и основных путях передачи возбудителя. г) Периоды инфекционной болезни (динамика инфекционного процесса). д) Патогенность и вирулентность микроорганизмов, единицы измерения вирулентности. е) Факторы вирулентности (патогенности) бактерий и их характеристика: ферменты бактерий, как факторы патогенности; адгезия и колонизация, пенетрация, инвазия, агрессия. ж) Токсинообразование микробов: токсичность и токсигенность. Основные свойства микробных токсинов: экзо- и эндотоксины. Современная классификация белковых бактериальных токсинов. з) Биологический метод, цели этого исследования. и) Правила вскрытия и микробиологического исследования погибших животных. ^ а) Дать определение понятиям: «патогенность», «вирулентность», «единицы вирулентности». б) Перечислить факторы патогенности. Вопросы к итоговому занятию по теме: «Инфекция »
25. Понятие о реинфекции, суперинфекции, рецидиве, микстинфекции. 26. Генная инженерия. Примеры достижений. 27. Характеристика S и R колоний. Значение в медицине. 28. Объяснить смысл терминов: культура бактерий, смешанная, чистая культура, колония. 29. Объяснить смысл терминов штамм, биовар, серовар, фаговар. 30.Классификация инфекционного процесса по различным критериям. 31.Токсичность, токсигенность бактерий. Значение в лабораторной диагностике. 32.Характеристика факторов вирулентности. 33.Характеристика биологического метода исследования. Правила подготовки лабораторного животного к вскрытию. 34.Классификация путей введения лекарственных средств в макроорганизм. 35.Характеристика вирогении, токсемии, аутоинфекции, персистентной инфекции. 36.Определение вирулентности патогенных бактерий. 37.Указать этапы выделения чистой культуры и этапы идентификации. Указать принципы исследования на каждом этапе. 38.Методы создания анаэробных условий для культивирования бактерий. 39.Основные свойства фагов, бактериофагия на жидких и плотных питательных средах 40. Использование фагов в медицине. Примеры. 41. Антибиотики. Определение классификация. Возможные осложнения. 42. Антибиотикограмма . Метод постановки и учета результатов . 43. Гнотобиология. Понятия и значение этого раздела медицины. 44. Пенетрация. Характеристика явления. 45. Характеристика особо опасной инфекции (ООИ). 46. Методика определения микробного числа воды, коли-титра, коло-индекса. 47.Функции микрофлоры организма человека. Дисбактериоз.Принципы лечения. 48.Определение протео- и сахаролитических свойств бактерий с целью идентификации. ^ ТЕМА: «ИММУНИТЕТ». Цель - ознакомиться с общими анатомо - физиологическими и функциональными особенностями иммунной системы, с первичной функцией иммунной системы, определением иммунитета, обозначить основные исторические этапы развития науки, уяснить классификацию иммунитета и основные механизмы неспецифической резистентности. Ознакомится с «основными» антигенами у микроорганизмов, токсинами и их свойствами, методом приготовления анатоксинов по способу Рамона, с серологическим методом диагностики инфекционных заболеваний, реакцией преципитации и методикой её постановки. Современные знания по иммунологии являются основным фундаментом в профессиональном формировании будущего врача. ^
^
^ а) Классификация иммунитета. б) Факторы неспецифической резистентности. в) Фагоцитарная активность, фагоцитарное число. г) Антигены бактерий. д) Анатоксины. Антитоксические сыворотки. е) Реакция преципитации (РП), ингридиенты и варианты ее постановки: кольцепреципитация, двойная радиальная, простая радиальная (по Манчини), иммунноэлектрофорез, встречный иммунноэлектрофорез. ^ а) Классификация иммунитета. б) Определение понятий «антиген» и «иммунитет». в) Основные показатели иммунного статуса. г) Методы исследования иммунного статуса. Перечислить определение Т и В лимфоцитов с помощью моноклинальных антител. ^ ТЕМА: «ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА». Цель - научится разбираться в особенности серологического метода диагностики, уяснить основные механизмы и методики постановки серологических реакций, получение необходимых компонентов для серологических реакций, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
^
а) титрование сыворотки, б) добавление антигена, в) постановка контролей, г) учет результатов РА. Вывод по полученным результатам.
^ а) Классы иммуноглобулинов, их характеристика. б) Реакция развернутой агглютинации: ингредиенты для определения неизвестных антигенов и для определения неизвестных антител. в) Перечислить ингредиенты в реакции агглютинации. г) Что такое опытный и диагностический титры антител? д) Методика учета результатов агглютинации. е) Контроли каких ингредиентов ставятся в РА. Цели постановки контроля. ж) Реакция латекс – агглютинации, ингредиенты, методика постановки и учета результатов РЛА. з) В каком микробиологическом методе исследования используют диагностикумы? Способы их получения, назначение. Какие диагностикумы используются в РПГА? и) В каком микробиологическом методе используют диагностические сыворотки? Принципы их получения, назначение. ^ а) Перечислить классы иммуноглобулинов, их краткая характеристика. б) Перечислить и охарактеризовать ингредиенты для РА. в) Особенности латексного диагностикума. Методика постановки и ингредиенты РЛА для определения антител. г) Ингредиенты для РНГА (РПГА). Объяснить формирование положительного и отрицательного результатов. ^ ТЕМА: «ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА». Цель – научится разбираться в особенности серологического метода диагностики, уяснить основные механизмы и методики постановки ИФА, РИФ, получение необходимых компонентов для серологических реакций, практическое применение и получение вакцин, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^ 1. Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация. 2.Классификация вакцин и их практическое применение. 3.Принципы получения и стандартизации вакцин. 4. Реакция иммунофлюоресценции. Ингредиенты. Прямая и непрямая РИФ. 5.Иммуноферментный анализ (ИФА) для определения неизвестных антител, ингредиенты и этапы постановки. 6.ИФА для определения неизвестного антигена, ингредиенты и этапы постановки. ^
а) Определение чистоты культуры, вакцинного штамма. б) Определение количества микробных клеток в 1 мл вакцины методом стандартизации (оптический способ). в) Посев готовой инактивированной вакцины для контроля на стерильность (посев на МПБ).
III . Вопросы для самоподготовки:
^
а) для определения неизвестных антител, б) для определения неизвестного антигена. ^ ТЕМА: «ИММУНИТЕТ. СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. РСК». Цель – научится разбираться в особенности взаимодействия иммунной сыворотки с соответствующим видом бактерий в присутствии комплемента сопровождающиеся растворением микробных клеток, объективную регистрацию которого возможно провести микроскопическим методом. Научится определять рабочую дозу комплемента, методики постановки и учета РСК, применение которой необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
^
а) постановка и учет результатов реакции титрования комплемента для определения рабочей дозы комплемента (РД), б) постановка основного опыта и контролей сыворотки (КС) и антигена (КА). в) постановка индикаторной фазы РСК. г) учет результатов реакции. Выводы по полученным результатам. ^ а) Перечислить реакции с обязательным участием комплемента. б) Что такое комплемент, его значение в иммунитете, принцип его получения? в) Гемолитическая сыворотка, содержание, принцип получения. г) Характеристика реакции бактериолиза. Ингредиенты. д) Практическое значение реакции бактериолиза. е) Реакция связывания комплемента (РСК), ингредиенты, методика постановки, учет результатов. ж) Гемолитическая система, ингредиенты, принцип получения их. з) Для чего необходимо определение рабочей дозы (РД) комплемента? и) Контроли, каких ингредиентов проводят при постановке РСК? Дать объяснение формированию «+» и «-» контролей реакции. ^
^ ТЕМА: «ИММУНИТЕТ. АЛЛЕРГИЯ». Цель - научится разбираться в особенности сенсибилизации организма, развития атопических и анафилактических реакций, причинах возникновения, патогенезе этих процессов, знания которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
^
^ а) Значение термина «Аллергия». Когда и кем этот термин был предложен? б) Характеристика гиперчувствительности немедленного и замедленного типов. в) Аллергический метод диагностики инфекционных заболеваний? г) Бактериальные аллергены. Состав, принцип приготовления и использования их в аллергодиагностике. д) Анафилактический шок и его профилактика по Безредко. ^ а) Записать иммунологические механизмы ГЗТ и ГНТ. б) Метод Безредко – профилактика анафилактического шока (при отрицательной и положительной внутрикожных пробах. в) Итоговый зачет по иммунологии. ^
^ ТЕМА: «ИММУНИТЕТ. ПРИКЛАДНАЯ ИММУНОЛОГИЯ». Цель - научится разбираться в особенности МБП их влияния на организм и применение в медицине, знание которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ^
^ 1. Охарактеризовать МИБП по одному препарату из каждой группы по схеме: а) что содержит МИБП, б) как получают МИБП, в) для чего применяется (назначение) МИБП. ^ а) Классификация МИБП. б) МИБП, применение для профилактики, лечения инфекционных заболеваний. в) МИБП, применение для диагностики инфекционных заболеваний. г) Применение бактериофагов в медицине. д) МИБП, приготовленны из нормофлоры организма человека. Назначение. ^ а) Составить в виде схемы классификацию МИБП. б) Схема профилактики анафилактического шока при использовании гетерологических сывороток. ^
16. Холера. Классификация. Биологические свойства. Особенности патогенеза. Особенности иммунитета. Микробилогическая диагностика. Профилактика, лечение. 17. Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов. Этиология. Патогенез заболевания. Иммунитет. Особенности микробиологической диагностики. Шигеллы. Биологические свойства. Особенности патогенеза дизентерии у детей. Микробиологическая диагностика. Педиатрический аспект. Специфическая профилактика брюшного тифа и паратифов у детей. Профилактика дизентерии у детей. 18. Общая вирусология. Методы лабораторных исследований при вирусных заболеваний. Вирусологический: микроскопия мазков с внутриклеточными включениями. Вирусологический: выделение вирусов из инфекционного материала (культура клеток, куринный эмбрион, животные); определение вируса в материале; идентификация выделенного вируса. Биологический. Серологический. Литература: 1. Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2. Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. –1999г., 2005 г. М., 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова.–М.,1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология. акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Частная микробиология. Райкис Б.Н., Пожарская В.О., Казиев А.Х., Лысогора Л.В. М., 2009 8.Воробьев А.А. Основы медицинской биотехнологии. – М., 1990 г. 9.Внутрибольничные инфекции / Под ред. В.П. Венцела. – М., 1990 г. 10.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 11.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед. инф. агентство, 1999г. 12.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 13Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. 14.Кетлинский С.А., Калинина Н.М. Иммунология для врача. – С-Петербург, 1998 г. 15.Кетлинский С.А., Симбирцев А.С., Воробьев А.А. Эндогенные иммуномодуляторы. – С-Петербург: Гиппократ, 1992 г. 16.Медуницин Н.В. Вакцинология. – М.: Медицина, 1998 г. 17.Бухарин О.В., Литвин В.Ю. Патогенные бактерии в природных экосистемах. – Екатеринбург, 1997 г. 18.Красильников А.П., Романовская Т.Р. Микробиологический словарь-справочник. – Минск: Асар, 1999 г. 19.Бухарин О.В. Персистенция патогенных бактерий. – М.: Медицина, 1999. 20.Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога / Под ред. Ю.А. Овчинникова. – М.: АН СССР, 1989 г. 21.Елинов Н.П. Основы биотехнологии. – С-Петербург: Изд. фирма «Наука», 1995 г. 22.Микробиология А.А. Воробьев, А.С. Быков, Е.П. Пашков, А.М.Рыбакова. – М., 1998 г. |