|
Скачать 0.72 Mb.
|
Содержание
Комплексная программа «улучшение демографической |
Совет депутатов муниципального образования Таштыпский район РЕШЕНИЕ 27.06.2008 №75 Об утверждении муниципальной целевой программы “Улучшение демографической ситуации на территории муниципального образования Таштыпский район на 2008-2011 годы” в редакции от 31.03.2009 №119 В целях стабилизации демографической ситуации на территории муниципального образования Таштыпский район, руководствуясь п.4 ч.1 ст.25 Устава муниципального образования Таштыпский район, Совет депутатов РЕШИЛ: 1. Утвердить муниципальную целевую программу «Улучшение демографической ситуации на территории муниципального образования Таштыпский район на 2008 -2011 годы» согласно приложения. 2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по вопросам социальной политики, законности и правопорядку (М.И.Сагалаков). 3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия. Глава муниципального образования В.И.Шулбаев Приложение решению Совета депутатов МО Таштыпский район от 27.06.2008 №75 ^ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАШТЫПСКИЙ РАЙОН НА 2008 – 2011 ГОДЫ» ПАСПОРТ Комплексная программа «Улучшение демографической ситуации на территории муниципального образования Таштыпский район на 2008 - 2011 годы»
1. Введение Комплексная программа "Улучшение демографической ситуации на территории муниципального образования Таштыпский район на 2008-2011 годы" (далее Программа) направлена на стабилизацию демографической ситуации на территории муниципального образования Таштыпский район и на 2008-2011 годы предусматривает мероприятия по формированию благоприятных условий для увеличения рождаемости, поддержки семей с детьми, снижения смертности населения от предотвратимых причин. Программа призвана обеспечить координацию и взаимодействие органов власти, муниципальных образований по решению задач социально-демографического характера на территории муниципального образования Таштыпский район. Реализация и финансирование Программы предусматривается в соответствии с перечнем основных мероприятий по реализации данной Программы, финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников в пределах выделенных средств. 2. Характеристика проблемы 2.1. Демография Демографическая ситуация в Таштыпском районе остается довольно сложной. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия численность населения Таштыпского района на 09.10.2002 г. составила 16634 человека. К третьему кварталу 2007 года численность населения района сократилась до 15902 человек, то есть на 732 человека или на 4,4 % к уровню 2002 года. Главной причиной сокращения численности населения района является высокий уровень естественной убыли населения. Так, в 2003 году число родившихся составило 240 человек, число умерших составило 398 человек, в 2004 году число родившихся составило 235 человек, число умерших составило 311 человек, в 2005 году число родившихся составило 231 человек, число умерших составило 326 человек, в 2006 году число родившихся составило 229 человек, число умерших составило 284 человек, за три квартала 2007 года число родившихся составило 205 человек, число умерших составило 197 человек. В процентном отношении демографическая динамика выглядит следующим образом: в 2003 естественная убыль населения составила 158 человек или 0,9 % к уровню 2003 года, в 2004 году естественная убыль населения составила 76 человек или 0,5 % к уровню 2004 года, в 2005 году естественная убыль населения составила 95 человек или 0,6 % к уровню 2005 года, в 2006 году естественная убыль населения составила 55 человек или 0,3 % к уровню 2006 года. Отрицательный баланс наблюдается и в динамике миграции населения. Так, за период с 2003 года по девять месяцев 2007 года из района убыло 2132 человека, прибыло 1858. Наибольший уровень миграционной убыли отмечен в 2003 году, который составил 138 человек, или 0,8 % к количеству населения на 2003 год. Общий уровень естественного движения населения Таштыпского района является отрицательным и в 2003 году составил 296 человек или 1,8 % к количеству населения 2003 года, в 2004 году составил 151 человек или 0,9 % к количеству населения 2004 года, в 2005 году составил 117 человек или 0,7 % к количеству населения 2005 года, в 2006 году составил 47 человек или 0,2 % к количеству населения 2006 года, за девять месяцев 2007 года 39 человек или 0,3 % количеству населения 2007 года. Репродуктивное здоровье населения Так же неблагоприятная обстановка сохраняется в области репродуктивного здоровья населения, что негативно сказывается на общей демографической ситуации. Репродуктивное здоровье женщин ухудшается, отмечается рост числа заболеваний, на фоне которых протекает беременность, и рост осложнений беременности, который составляет 76,7 случаев на тысячу человек в 2006г., и 78,8 случаев на тысячу человек в 2007г. Количество нормальных родов, то есть родов без осложнений составляет 43,7% от общего числа родов. Заболевания, осложнившие роды и послеродовый период составляют 56,3% от общего числа родов, в том числе: - анемии - 28,4% (рост в 1,2 раза, по сравнению с предыдущим периодом); - гестозы - 17% (рост в 1,3 раза, по сравнению с предыдущим периодом); - нарушения родовой деятельности - 13,9%; - кровотечения - 3,6%. Течение осложнений беременности влияют на состояния здоровья плода, а в последующем и на здоровье новорожденного ребенка. Так в Таштыпском районе родилось больными и заболело 29,9% детей, от общего числа родившихся, родилось недоношенными 6,6% детей от общего числа родившихся. Перинатальная смертность составляет 11,97 случаев на 1000 родившихся. Перинатальная смертность является основной составляющей младенческой смертности, которая составила 25,6 на 1000 родившихся. В районе отмечается высокий уровень абортов: 44,5 абортов на 1000 женщин фертильного возраста, причем отмечается рост этого показателя в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2006 года 29,0 абортов на тысячу человек. На 2007 год соотношение родов к абортам составляет 0,8: 1, то есть уровень абортов превышает уровень родов на 20 %. Так же в Таштыпском районе отмечается высокая первичная заболеваемость детского населения. В 2006 году первичная заболеваемость детского населения составила 170843,6 на 100 тыс. населения, в том числе:
В Таштыпском районе зарегистрирован высокий рост младенческой смертности в 2006г., показатель которой составил 25,6 случаев на 100 тысяч населения, при среднем республиканском уровне 15,3 случая на 100 тысяч населения, в 2005г. - 25,9 случаев на 100 тысяч населения, в 2004г. - 21,4 на 100 тысяч населения. В районе имеется 1 ребенок с хронической почечной недостаточностью нуждающийся в перитональном диализе (1 процедура 120,0 тыс. рублей). В связи с ростом количества семей социально-неблагополучных (алкоголизация, особенно женщин, массовое курение табака) отмечен рост количества детей, находящихся на искусственном, смешанном вскармливании и фиксируется высокая младенческая смертность. В настоящее время молочная кухня ЦРБ функционирует как раздаточный пункт молока. Так же существует необходимость проведения профилактики йододефицитных состояний и их лечение, так как Таштыпский район считается эндемичным по дефициту йода в воде. Служба родовспоможения в Таштыпском районе представлена акушерско-гинекологическим кабинетом поликлиники, акушерским отделением и гинекологическим отделением Таштыпской ЦРБ. Материально-техническое оснащение, а также лечебно-диагностическая база акушерско-гинекологической службы района недостаточны, что косвенно сказывается на демографической ситуации. 2.2. Охрана труда Важным направлением мероприятий в области стабилизации демографической ситуации является охрана труда работающих граждан. Целенаправленная работа по данному направлению позволила несколько улучшить состояние условий охраны труда. Лучше других вопросы по улучшению условий и охраны труда решаются в ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ», в Таштыпском подразделении Хакасского филиала ОАО «Сибирьтелеком», ООО «Таштыпский хлебокомбинат», Таштыпском почтамте, в учреждениях образования стала налаживаться работа по улучшению условий охраны труда, Таштыпской ЦРБ, ООО «Нива» и др. Вместе с тем, это не позволило снизить количество несчастных случаев на производстве за последние 4 года. В 2003 году от травм на производстве пострадало 3 человека, из них 2 со смертельным исходом и 1 тяжелый случай. Коэффициент травматизма составил 4,1, коэффициент тяжести - 18,4. В 2004 году смертельных случаев не зарегистрировано, но произошли 2 травмы на производстве. Коэффициент травматизма составил 0,71, коэффициент тяжести - 31. За 2005 год на территории муниципального образования Таштыпский район зарегистрировано 5 травм, из них - 1 случай со смертельным исходом, 3 тяжелые травмы на производстве, 1 случай легкий. Коэффициент травматизма равен 1,9, коэффициент тяжести – 48,2. Предприятия, в которых пострадали работники - Таштыпская мебельная фабрика филиала ОАО «Востоксибпромтранс», Таштыпский хлебокомбинат, управление культуры, Матурское управление АМО, ООО « Рудничное». За 2006 г – 1 смертельный случай в Таштыпском лесхозе. Состояние условий охраны труда во многих предприятиях отраслей экономики остается неудовлетворительным, не во всех предприятиях, организациях и учреждениях проводятся ежемесячно дни охраны труда. Главными причинами производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются: - ослабление ответственности работодателей за состояние условий охраны труда; - старение основных производственных фондов, износ которых в отдельных отраслях промышленности достигает более 50%; - сокращение служб охраны труда на предприятиях; - ослабление трудовой и производственной дисциплины; - недостаточное обучение охране труда и проверка знаний; - не понимание со стороны работодателей, особенно среди предпринимателей ответственности и необходимости создания условий охраны труда; - не во всех предприятиях, организациях и учреждениях проводятся ежемесячно дни охраны труда; - недостаточное финансирование охраны труда; - неполное соответствие условий труда санитарно-гигиеническим нормам. 2.3. Здоровье населения Высокие показатели общей смертности населения обусловлены так же распространением среди населения заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии. Эпидемиологическая ситуация в Таштыпском районе по туберкулезу продолжает оставаться напряженной. Смертность населения по основным классам причин смертности в расчете на 10 тыс. человек населения:
Подъем заболеваемости в районе в 2007 году достиг 144,5 случаев на 100 тысяч населения, что превышает средний республиканский показатель, который составляет 101,7 случаев на 100 тысяч населения. Все основные показатели эпидемического процесса по туберкулезу имеют тенденцию к увеличению. Растет число больных заразными формами туберкулеза среди населения. Неуклонно продолжает увеличиваться количество больных с бациллярными формами туберкулеза 70% от числа впервые выявленных, что требует дополнительных финансовых затрат. Показатель смертности от туберкулеза в 2007 г. 36,1 на 100 тыс. населения, что превышает республиканский показатель на 10%. Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: - ухудшение условий жизни граждан; - недостаточное и низкое качество питания основной массы населения; - появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; - увеличение числа асоциальных лиц среди населения; - отсутствие адекватного реагирования на развитие эпидемической ситуации, недостаточное финансирования противотуберкулезных мероприятий. Нарушена сложившиеся система противотуберкулезной помощи, ухудшается материально - техническая база, снижается уровень просмотров. Не приобретается и не внедряется в практику современное лечебно-диагностическое оборудование и электронно-вычислительная техника, ухудшается обеспечения медикаментами, рентгено-флюорографической пленкой, дезинфицирующими растворами. Неблагоприятные последствия инфекций, передаваемые половым путем (ИППП) для здоровья населения района очевидны и заключается в значительном увеличении числа лиц страдающих бесплодием, снижение деторождаемости, ухудшается демографическая ситуация. Рождение не полноценных физически и умственно: детей с врожденным сифилисом ведет к инвалидизации молодой части населения, не полному комплектованию армии, снижению обороноспособности страны. Рост ИППП создает благоприятные условия для быстрого распространения ВИЧ - инфекции среди населения. В результате комплекса проводимых организационных, лечебно профилактических противоэпидемических мероприятий в рамках районной целевой программы: (по борьбе с венерологическим и заразными кожными заболеваниям 2001г.), удалось достичь снижение заболеваемости ИППП, в частности, гонореей до 92 на 100 тыс. население (по РХ 142,3) Однако показатели заболеваемости сифилисом, чесоткой, микроскопией в 2007 году остаются одними из самых высоких в республике, хотя имеется тенденция к снижению заболеваемости. Так же с целью снижения уровня инфекционной заболеваемости и смертности среди детей и взрослых лиц, управляемых средствами вакцинопрофилатики, в т.ч. ликвидации полиомиелита, кори необходимо обеспечение населения Таштыпского района иммунизацией. По острым кишечным инфекциям сложилась серьезная обстановка: за 1 полугодие 2007 г. 2 вспышки с. Печегол, В-Сиры, связан с плохим водоснабжением, паводком. Для ликвидации вспышки необходим дизентерийный бактериофаг для фагирования контактных лиц. В соответствии с Санитарными правилами 3.1.2. 1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2002г. №8 «О введении в действии СП «Профилактика дифтерии СП 3.1.2. 1108-02» по инфекционным заболеванием, управляемым средствами вакцинопрофилактики (дифтерия, корь, бешенство и др.) необходим охват прививками 95% населения. В здравоохранении муниципального образования Таштыпский район имеются существенные проблемы в оказании первичной медико-санитарной помощи населению, отмечается низкая обеспеченность врачебными кадрами первичного звена - в Таштыпскую ЦРБ требуются следующие врачи: неонатолог, онколог, дерматовенеролог, терапевт, хирург, педиатр в М-Арбатскую участковую больницу. На качество медицинской помощи большое влияние оказывает квалификации специалистов. За счет средств федерального бюджета планируется организация циклов повышения квалификации терапевтов, педиатров и врачей ОВП. В МУЗ «Таштыпская ЦРБ» планируется обучение 3 участковых врачей терапевтов, 3 врачей участковых педиатров, 1 врач ОВП и 3 участковых медсестер педиатра и 3 участковых медсестер терапевта, 2 участковых медсестер ОВП. Требуется улучшение материально-технической базы Таштыпской ЦРБ, участковых больниц, ремонт Матурской участковой больницы. В соответствии с потребностью населения района в оказании высокотехнологичной медицинской помощи и имеющейся очередностью необходимо выделение 8 квот для взрослых и 4 квот для детей на лечение в федеральных клиниках из средств федерального бюджета. 2.4. Социальная защита населения При численности населения 16552 человека на 2003 год на территории муниципального образования Таштыпский район проживает 5584 семьи, в том числе семей с детьми - 2414 (в них детей – 4025, из них 2200 - школьники). 1421 семья нуждается в повышенной социальной защите (это 58,9% от общего числа семей с детьми). Данная категория населения требует социальной и материальной поддержки. Ежегодно малообеспеченным семьям оказывается материальная помощь, в том числе семьям с детьми. Так в 2004 году была оказана помощь 49 малообеспеченным семьям на сумму 54,2 тыс.рублей (из них: многодетным - 14/18,05; с детьми-инвалидами - 5/3), в 2005 - 49 семьям / 70,4тыс.рублей (многодетным - 10/18; с детьми-инвалидами - 2/4), в 2006 - 61 семье / 111,6 тыс.рублей (многодетным - 27/42,5; с детьми-инвалидами - 2/2,5). 2.5. Обеспечение жильем Жилищная проблема для молодых семей является одной из наиболее острых в Таштыпском районе. Из-за ее нерешенности у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, и, как следствие, снижается потребность в создании семьи. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению количества разводов среди молодых семей. В большинстве случаев основными причинами, по которым молодые семьи не желают заводить детей, являются отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов. Отрицательной динамикой характеризуется способность населения образовывать и сохранять семьи. Число разводов, приходящихся на 100 браков, увеличилось до 49,4 в 2006 году против 42,5 в 2005 году. Данный индикатор так же оказывает влияние на демографическую ситуацию в районе. Решение жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для молодых семей с детьми и позволит создать мотивацию для рождения второго и последующих детей. Для оказания поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы, для улучшения демографической ситуации в муниципальном образовании Таштыпский район разработана муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Таштыпский район на 2008 - 2010 годы" В плане реализации программы «Создание рынка доступного жилья и обеспечение комфортного проживания на территории муниципального образования Таштыпский район» в 2008-2010 годы предусматриваются работы по капитальному и текущему ремонту муниципального жилищного фонда с.Таштып на общую сумму 4,5 млн.руб., Матурского сельсовета – 714 тыс.руб., Большесейского сельсовета -200 тыс.руб., Анчулского сельсовета – 65 тыс.руб., Имекского сельсовета – 480 тыс.руб., Арбатского сельсовета – 385 тыс.руб. В целях обеспечения населения доступным жильем и в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» финансируются подпрограммы : - «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда»,- улучшили жилищные условия две семьи в 2005 году и в 2006 году одна семья. - «Обеспечение жильем молодых семей», - в 2006 году было приобретено 2 квартиры на сумму 0,3 млн.руб. средств республиканского бюджета. 2.6. Занятость населения Уровень регистрируемой безработицы продолжает оставаться высоким, но ситуация в сфере занятости стабилизируется. За счет проведения комплекса мероприятий в сфере занятости населения, уровень регистрируемой безработицы сократился с11,5% в 2004 году до 5,7% за 2006 года. В структуре безработных граждан по уровню образования наибольший удельный вес занимают граждане, имеющие только среднее общее образование (36,9%), высок уровень безработных граждан, имеющих начальное профессиональное образование (23,3%). Доля безработных граждан имеющих высшее и среднее профессиональное образование составляет 14,8%, в том числе с высшим – 5,1%. Показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда.
Уровень регистрируемой безработицы в разрезе поселений (в %).
Длительный перерыв в работе, потеря профессионально-квалификационных качеств, отсутствие необходимого образования делают такую категорию женщин наиболее уязвимой на рынке труда. Анализ причин женской безработицы показал, что основными трудностями в поиске работы являются отказ работодателя, неподходящий режим работы, отсутствие социальных гарантий, несоответствие уровня профессиональной квалификации требованиям работодателя. В связи с этим основными мероприятиями в части повышения занятости женщин, имеющих детей, и молодежи является организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальностям, востребованным на рынке труда, содействие в поиске подходящей работы, организация временного трудоустройства. 2.7. Представители коренного малочисленного народа (шорцев) Для улучшения жилищных условий территорий проживания малочисленных народов Севера и в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» предусматривается строительство жилья в с. Матур и с.Анчул на сумму 4,2 млн. руб. и ремонт жилья этих территорий на сумму 3,8 млн. руб. Так же в плане реализации программы «Создание рынка доступного жилья и обеспечение комфортного проживания на территории муниципального образования Таштыпский район» в 2008-2010 годы предусматриваются работы по капитальному и текущему ремонту муниципального жилищного фонда Матурского сельсовета – 714 тыс. руб., Анчулского сельсовета – 65 тыс. руб., Анализ демографической ситуации в Таштыпском районе выявил особенности, требующие обеспечения приоритета в социально-демографическом развитии муниципального образования Таштыпский район на период с 2008 по 2011 годы: - в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи путем обеспечения социальной и материальной поддержки семей с детьми, особенно молодых семей; - повышения занятости женщин, имеющих малолетних детей, так же снижение общего уровня регистрируемой безработицы; - обеспечения жильем молодых семей; - улучшения медицинской помощи женщинам во время беременности и родов; - в области снижения смертности от предотвратимых причин путем развития учреждений здравоохранения; - совершенствования медицинской помощи работающим гражданам при социально значимых заболеваниях; - работы с молодежью, развитие системы физической культуры и спорта, повышения престижа здорового образа жизни. 2.8. Цели и задачи Программы, сроки реализации Основная цель Программы - создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и поддержки семьи, снижения смертности трудоспособного населения от предотвратимых причин. Задачи Программы укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; стимулирование рождаемости и укрепление института семьи; улучшение миграционной ситуации развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов; снижение смертности от предотвратимых причин и профилактика заболеваний; повышение занятости населения, в частности женщин, имеющих малолетних детей. 2.9. Молодежь района на 2009 – 2011 годы Подпрограмма «Молодежь района на 2009-2011 годы» к муниципальной целевой программе «Улучшение демографической ситуации на территории муниципального образования Таштыпский район на 2009-2011 годы» Паспорт подпрограммы «Молодежь района на 2009-2011 годы»
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами В сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют: - Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 №5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»; - Закон Республики Хакасия от 10.11.03 № 64 «О реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия». Подпрограмма призвана определить цель, приоритеты молодежной политики и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития Таштыпского района. Главной особенностью подпрограммы является перевод молодежи из ресурса в активный субъект социально-экономических отношений, максимальное использование инновационного потенциала молодого поколения в интересах районного сообщества, обеспечение должного уровня конкурентоспособности молодых граждан. Рассматривая молодежь как особую социальную группу, можно отметить, что уровень социальной активности у молодежи недостаточно высок. В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, социально-бытовых, медицинских и других услуг, продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи; размываются духовные ценности и ориентиры; сохраняется высокий уровень преступности; растет число безработных среди молодежи. К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития через реализацию подпрограммы, можно отнести следующее: - в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал: увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем; - растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому; - меняется отношение к образованию - формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния, увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки. Реализация подпрограммы направлена на совершенствование муниципальной молодежной политики, содержанием которой станет равноправное взаимодействие власти, молодежи и районного сообщества, направленное на социально-экономическое и культурное развитие района, на процветание его жителей, в том числе и молодежи. Все перечисленные обстоятельства говорят о необходимости принятия подпрограммы «Молодежь Таштыпского района» на ближайшие три года. 3. Основные цели и задачи подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: - Создание условий для самореализации молодежи в социальной, экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. - Содействие социальному становлению молодых граждан, реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи. - Создание условий для формирования позитивной стратегии и активной гражданской позиции у молодежи. Для достижения основных целей требуется решение следующих задач: - создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и физического развития молодежи; - формирование у молодежи активной жизненной позиции; - создание молодежного актива и поддержка проявления лидерских возможностей; - формирование здорового образа жизни молодого поколения, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; - поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; - поддержка талантливой молодежи, развитие инициативности и творческого потенциала молодых граждан Таштыпского района; - содействие в решении социально-экономических проблем молодежи; - осуществление государственной и общественной помощи и поддержки молодым семьям; - содействие социальной адаптации и повышение занятости молодежи в сфере труда; - содействие экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности молодежи. 4.Система подпрограммных мероприятий Структура подпрограммы: Подпрограмма состоит из 8 направлений: 4.1. Воспитание гражданственности и патриотизма. Актуальность проблемы: современная социально-экономическая реальность, вызвавшая смену традиционных устоев жизни, и мировые информационные потоки объективно ослабили связь между формирующейся личностью молодого человека и его пониманием Родины как совокупности исторических, этнических и культурных представлений, закрепленных эмоционально, являющихся основой гражданского поведения личности. Одним из ярких подтверждений кризиса гражданского сознания молодых людей является их отношение к службе в российской армии. Задача: привитие чувства уважения к истории и культуре своей страны, ее государственным символам, чувства сопричастности с ее историей, ее национальными интересами и традициями. Социальный эффект: укрепление активной гражданской позиции, подготовка молодежи к службе в армии, сохранение у молодежи исторически сложившихся традиций, обеспечение преемственности поколений. 4.2.Содействие духовно-нравственному развитию молодежи и организация культурных форм досуга. Актуальность проблемы: снижение уровня жизни сказалось на подрастающем поколении значительно раньше, чем на старших возрастных группах. Все больше кружков и секций становится платными, из-за чего доступ к спорту, дополнительному образованию и культуре многих детей стал затруднен. Задача: организация свободного времени молодежи, удовлетворение ее потребностей в культурном, физическом развитии, содействие духовно-нравственному и физическому развитию молодых людей. Социальный эффект: повышение социальной активности молодежи, увеличение доли подростков и молодежи, охваченной различными формами организационного досуга, снижение уровня подростковой преступности за счет организации досуговой деятельности. 4.3. Поддержка массового детского и молодежного спорта. Актуальность проблемы: в связи с высокой умственной нагрузкой в сфере образования и занятостью вопросами самообразования, большая часть подростков ведет малоподвижный образ жизни. Вследствие чего среди подрастающего поколения прогрессируют социальные заболевания. Задача: создание условий для развития сети спортивных секций, клубов, вовлечение подростков в занятия спортом. Социальный эффект: повышение физического здоровья в молодежной среде. 4.4. Профилактика асоциальных явлений среди подростков и молодежи. Актуальность проблемы: в условиях современной социальной ситуации многие семьи отброшены за грань среднего прожиточного уровня. Поэтому родители, потеряв уверенность в собственных силах и жизненных принципах, перестают для детей быть образцами для подражания. В этом случае учителем для подростка становится «улица». Все больше молодежи, так и не сумевшей адаптироваться, опускаются на «социальное дно» - совершают преступления, заболевают алкоголизмом и наркоманией. Задача: создание условий для сокращения числа противоправных действий, совершаемых подростками и молодыми людьми, привитие навыков здорового образа жизни. Социальный эффект: снижение криминальной ситуации в подростковой и молодежной сфере, формирование у молодых людей законопослушного поведения. 4.5. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений. Актуальность проблемы: совершенно закономерным явилось влияние времени перелома на формирование сознания подростков, когда рухнули прежние ценности и в течение продолжительного промежутка не появлялись новые идейные, нравственные ориентиры. В современной ситуации можно наблюдать, что юношеская среда не свободна от пороков общества. Подростковый возраст – это пора становления нравственности и открытие своего «Я», обретение новой социальной позиции. Деятельность молодежных и детских общественных объединений содействует выбору своего места в жизни, определению и реализации собственных планов, создает условия для самореализации, гармонического развития и адаптации в социальной среде современного подростка. Задача: создание условий для формирования молодежного объединения и дальнейшего развития детских общественных объединений. Социальный эффект: развитие и становление личности, сопровождение подростка после окончания школы через тесную взаимосвязь молодежных и детских общественных объединений. 4.6. Поддержка молодых талантов. Актуальность проблемы: решение проблемы поддержки талантливой молодежи в различных сферах деятельности осложнено такими факторами, как: отсутствие условий для развития одаренных подростков и молодежи; невысокая и долгосрочная отдача средств, затраченных государством на поддержку молодых талантов. Задача: создание таких социальных условий, при которых каждый талантливый молодой человек получил бы возможность для беспрепятственного развития своих дарований. Социальный эффект: развитие системы выявления и поддержки талантливой молодежи в областях науки, культуры, спорта, общественной деятельности позволит охватить наибольшее количество молодых людей и оказать поддержку наиболее талантливым. 4.7. Социальная поддержка и защита молодежи и молодых семей. Актуальность проблемы: социальный кризис оказывает значительное влияние на сферу формирования подростка, а в дальнейшем молодой семьи. В таких жизненных условиях возникает проблема становления молодой семьи, воспитание и содержание в семьях детей-инвалидов. Нетрудоспособной молодежи сложно найти свое применение в жизни. Данная категория населения нуждается в социальной поддержке и защите. Задача: создание психологических условий и поддержание молодых семей и семей с детьми-инвалидами. Социальный эффект: определение ценностно-целевых ориентиров у молодежи, нуждающейся в социальной поддержке, присутствие чувства социальной защищенности. 4.8. Содействие трудоустройству и занятости молодежи. Актуальность проблемы: социальная адаптация молодежи в обществе – это, прежде всего, ее трудоустройство и занятость. Задача: содействие занятости молодежи, оказание социальной помощи путем предоставления необходимой информации о возможностях ее временного и вторичного трудоустройства, организация сезонной работы учащихся и студентов, социальная адаптация несовершеннолетней молодежи, в том числе склонной к совершению преступлений и правонарушений. Социальный эффект: занятость и трудоустройство молодежи и несовершеннолетних позволит уменьшить уровень безработицы, снизить уровень преступности, обеспечить временную занятость молодежи и их социальную защищенность, что приведет в результате к снижению социального напряжения в обществе. 5. Ресурсное обеспечение подпрограммы Общий объем финансирования подпрограммы в течение 2009-2011 годов составляет 635 тысяч рублей. Кроме того, источниками финансирования могут служить: - финансирование мероприятий подпрограмм в рамках программ развития района; - привлеченные средства, средства спонсоров; - другие, не запрещенные законодательством источники. 6. Механизм реализации подпрограммы 1. Разработка подпрограммы 2. Обеспечение финансирования мероприятий подпрограммы 3. Оценка эффективности реализации подпрограммы 4. Анализ реализации подпрограммы В ходе реализации подпрограммы Администрация муниципального образования Таштыпский район осуществляет организацию, координацию и контроль работ; вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Подпрограммы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль над целевым использованием средств. 7. Оценка социально-экономической эффективности В соответствии с целями и задачами подпрограммы эффективность реализации подпрограммы рассматривается с точки зрения качественных социальных показателей: - повышение социальной и гражданской активности молодежи; - снижение уровня социальной напряженности; - обеспечение временной и сезонной занятости; - эффективно и качественно организовать досуг и свободное время; - повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения; - создание условий по поддержке деятельности молодежных и детских общественных организаций. Поддержке молодежных инициатив; - создание условий для снижения социальной напряженности в молодежной среде; - создание условий для подготовки детского и молодежного актива, формирование активной жизненной позиции молодых людей для включения их в социально-экономическую и политическую сферы деятельности общества. Финансирование подпрограммы позволит в дальнейшем: - создать условия работы по приобщению подростков и молодежи к лучшим традициям, провести мероприятия патриотической направленности; - создать условия для развития органов молодежного самоуправления; - организовать работу по укреплению института семьи; - создать условия для расширения услуг в молодежной сфере по занятости подростков и молодежи; - поддержать программы, направленные на развития интеллектуального и творческого потенциала молодежи. Перечень мероприятий и объемы финансирования подпрограммы «Молодежь района на 2009-2011 годы» |