|
Скачать 363.04 Kb.
|
Подкорытов Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье»Д.Н. Подкорытов Руководитель: к.э.н., доцент Е.В. Юровских ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск Одной из наиболее значимых задач экономики является развитие социальной сферы – совокупности отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление (это, прежде всего, сфера услуг: образование, культура, здравоохранение, соцобеспечение, коммунальное обслуживание и т.п.). Успешное развитие соцсферы напрямую связано с экономическим потенциалом страны. Именно поэтому для развития соцсферы необходима эффективная стратегическая программа государства. Россия, оправившись от всех кризисов, настигавших ее в последние десятилетия, наконец-то смогла осуществить качественные перемены в этой области. Одним из важнейших направлений социальной политики России стали приоритетные национальные проекты – это четыре ПНП на период до 2010 г.: "Образование", "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса". ПНП, реализуемые в нашей стране, касаются каждого гражданина России. Они напрямую влияют на жизнь российского общества и на дальнейшее экономическое развитие нашей страны. Достойное жилье, качественное образование, доступное медобслуживание и развитое сельское хозяйство – эти сферы определило государство как первоочередные для того, чтобы каждодневная жизнь россиян улучшилась. Таким образом, выбраны стратегические решения проблем соцсферы, что может показаться весьма странным, однако этому имеется простое объяснение. Именно эти отрасли являются наиболее важными для поддержания развития социальной и культурной сфер в России, затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют необходимость качественного и количественного "человеческого капитала". От состояния этих сфер зависит соцположение общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Данные социнициативы являются продолжением курса на "инвестиции в человека". Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, а возможным все это стало благодаря сложившимся в стране благоприятным условиям: во-первых, у государства есть финресурсы, которые в значительном объеме могут быть направлены на решение соцзадач без угрозы инфляции; во-вторых, укрепление госвласти и демократии; в-третьих, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства. Горизонты экономического планирования расширяются, а значит, растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые госгарантии, а масштабные задачи – большую четкость и детализацию. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, ЖКХ, сельского хозяйства. Вместе с тем, это задачи, которые реально могут быть решены при существующей эффективности госмеханизма по основным макроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе. Эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин. Исследуем основные достижения в реализации мероприятий ПНП Здоровье» в Курганской области с отражением управленческого воздействия органов власти и управления. Основным достижением в реализации мероприятий ПНП в Курганской области стало стимулирование позитивной демографической установки населения и повышения рождаемости. Рождаемость с 10,5 в 2006 г. увеличилась до 10,55 в 2007 г. Если в 2006 г. родилось в области больше детей на 51 ребенка, чем в 2005 г., то в 2007 г. больше на 750 детей, чем в 2006 г. В 2007 г. произошло снижение младенческой смертности на 14% (с 14, 3 промилле в 2006 году до 12,3 в 2007 г.) и материнской смертности на 39% (с 58,6 на 100 тысяч живорожденных до 35.7). Снижение общей смертности с 16,3 до 14,5 на 1000 населения. Удалось повысить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи (МСП), в т. ч. и сельским жителям. Осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым позволило улучшить укомплектованность врачебными кадрами первичного звена. Укомплектованность терапевтических врачебных участков в области возросла более чем на 10,4 % и составила 77,5%. Педиатрические участки укомплектованы врачами почти на 78,-6% , что на 23,8 % выше, чем на начало 2006 года. По сравнению с началом года численность участковых специалистов, внесенных в региональный сегмент Федерального регистра и получивших допвыплаты, увеличилась на 79 человек (с 242 до 321). Получило свое дальнейшее развитие оказания первичной МСП по принципу врача общей практики (18 врачей). Коэффициент совместительства снизился с 2,0 до 1,9, что хотя и косвенно может свидетельствовать об улучшении качества оказываемой МСП. Произошло увеличение уровня оплаты труда медработникам ФАПов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медпомощи (СМП). Благодаря надбавкам стимулирующего характера среднемесячная зарплата врачей составила - 15,5 тыс. руб. в 2007 году, среднего медперсонала - 7,3 тыс. руб. В 2006 году проучено врачей на базах 394, то в 2007 г. проучено 649 врачей (из них врачей из села 236) на базах Уральской Госмедакадемии допобразования г. Челябинска, Тюменской медакадемии и других ВУЗах. Продолжена была в 2007 году подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых в рамках ПНП «Здоровье»: проведены циклы для 112 специалистов (100%), профпереподготовка 8 специалистов. В целях обеспечения санитарным автотранспортом ЛПУ с 2005 года в Курганской области реализуется областная целевая программа «Санитарный автомобиль для села». Численность машин санитарного автопарка на 01.01.05 составляла 172 машины, износ автомобилей был 86%. После приобретения 34 автомобилей в 2005 году, 27 санитарных автомобилей в 2006 году по облпрограмме и 178 санитарных автомобиля в рамках ПНП «Здоровье» за 2006-2007 годы парк санитарных автомобилей обновлен полностью и значительно увеличен, что позволило сделать «скорую помощь» действительно скорой. Если в 2006 году была полностью закрыта потребность в новых автомобилях станций СМП г. Кургана и г. Шадринска, в 2007 году полностью закрыта потребность муниципальных учреждений в автомобилях СМП. Существенно улучшилась безопасность транспортировки пациентов, так как автомобили оснащены современным оборудованием. В результате реализации обеспечения санавтотранспорта, уменьшилось число больных, поступивших по экстренным показаниям в поздние сроки на 1,5%, снизилось на 33% количество послеоперационных осложнений, улучшилось время доезда, время опоздания снизилось с 3,5% до 2,2%. Поставленное в рамках ПНП в Курганскую область диагностическое оборудование позволило значительно укрепить ресурсную базу ЛПУ и улучшить качество первичной МСП, снизить ожидание диагностических процедур до 3-7дней. В 2006 году в область поступило 182 комплекта оборудования на сумму 142,0 млн. руб. В 2007 году произведена поставка 232 единиц оборудования на сумму 175,0 млн. руб. в 35 ЛПУ области (414 единиц на 317 млн. рублей). На 01.01.2008г. все оборудование введено в эксплуатацию. Установка флюорографов позволила значительно улучшить ситуацию с проведение флюорографических обследований больных на местах, при этом значительно снизилась дозовая нагрузка на пациента, т. к. оборудование отвечает самым последним требованиям радиационной безопасности пациента, аппараты цифровые малодозные. Получен флюорографический подвижной аппарат, который позволил увеличить охват населения обследованием на туберкулез. Проводилось оснащение современным оборудованием областных ЛПУ за счёт средств облбюджета. В целом за счёт своих средств область закупила медоборудования более чем на 47 млн. рублей в 2006 году и на 74,2 млн. рублей в 2007 году. Консолидированные расходы области на здравоохранение составили в 2005 г. – 2 466 166 тыс. руб., а в 2006 г. – 2 970 626 тыс. руб. В расчете на 1 жителя области данные расходы выросли с 2 486 руб. до 2994 руб. Расходы на медпомощь на 1 жителя области выросли за год с 2028 руб. до 2437 руб. За 2006 год обучено 15 врачей общей практики, 62 участковых врача-терапевта, 58 участковых врачей-педиатров. Со 780 специалистами – врачами и средними медработниками, оказывающими первичную МСП, - заключены допсоглашения. Всего в области на 01.01.2007 г. насчитывалось 776 участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей (семейной) практики (из них: 319 – врачи: 457 - средний медперсонал). Объем финсредств, использованных учреждениями здравоохранения на осуществление денежных выплат врачам, в 2006 году составил 42,8 млн. руб. Стационарное медобслуживание: число больничных коек (на 10 тыс. чел.) сократилось с 98 до 90 единиц; число больничных коек круглосуточного пребывания (на 10 тыс. чел.) сократилось с 85 до 82 единиц; Средняя занятость койки увеличилась с 318,9 дней до 325,3; средняя длительность пребывания больного на койке снизилась с 14,1 дней до 13,7; снизился уровень госпитализации (на 100 жителей) с 22,7 дней до 21,7; средняя стоимость одного койко-дня (все расходы) увеличилась с 2013 рублей до 2062 руб.; средняя стоимость лечения одного больного на койке круглосуточного пребывания выросла с 5974 руб. до 6118 руб. На 01.01.2007 г. в область поставлены: 182 единицы диагностической техники на сумму 142 млн. руб., в т.ч.: 26 единиц ультразвукового оборудования, 36 рентгенологического, 74 электрокардиографического, 24 эндоскопического и 26 лабораторного оборудования, 83 автомобиля скорой медпомощи (в т.ч. 1 реанимобиль) на сумму 35,9 млн. руб., 21 629 упаковок антиретровирусных препаратов (на сумму 20,7 млн. руб.), 225 238 диагностических определений тест-систем (на сумму 12,4 млн. руб.). Проведена иммунизация населения в рамках Нацкалендаря профпрививок (в 2006 году охвачено 279,9 тыс. чел., плановые показатели для области – 417,6 тыс. чел.). За 2006 год обследовано на ВИЧ-инфекцию 179,4 тыс. чел. Проводится лечение 89 больным ВИЧ-инфекцией. Против полиомиелита привито детей: Вакцинация 1–64 ребенка, Вакцинация 2–36 детей, вакцинация 3–6 детей. В 2006 году 1 и 2 прививку против гепатита В получили 105,6 тыс. чел. (100% от запланированного), 3 прививку – 97,9 тыс. чел. (92,7%). В 2006 г. проходила иммунизация против краснухи – привито 20 тыс. чел. (общие плановые показатели на 2006 г. для области составляли 27 тыс. чел.). Против гриппа привито 154,1 тыс. чел. (общий план на 2006 г. для области – 284,1 тыс. чел.). Проводилась допдиспансеризация (ДД) граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта и в НИУ. Всего их численность составила 10,3 тыс. чел. Объем финсредств, перечисленных в ЛПУ на эти цели, - более 5 млн. руб. Проведена ДД 20,1 тыс. чел., занятых на работах с вредным и опасным производством. В рамках оказания медпомощи женщинам в период беременности и родов использовано в декабре 60 тыс. руб. Число женщин, которым оказана медпомощь в период беременности и родов на амбулаторном этапе составило 9,1 тыс. чел.; число женщин, которым оказана медпомощь в период родов составило 8 359 чел. Неработающие женщины начинают получать ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Первые деньги уже поступили в региональные отделения ФСС. Более 911 млн. руб. будут переданы в органы соцзащиты, которые приступают в январе к выплате пособий неработающим матерям. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет составит 1500 руб. в месяц при рождении 1 и по 3000 руб. в месяц при рождении 2 и последующих детей. В таких же размерах будет производиться выплата пособия студентам очных отделений вузов, техникумов и ПТУ. ФСС РФ приступает к реализации программы углубленных медосмотров работников предприятий с вредными и опасными производственными факторами. В 2006 году в рамках ПНП, согласно выделенным квотам Минздравсоцразвития РФ, для оказания высокотехнологичных видов помощи направлено 856 больных. Общая численность населения области по оценочным данным составляла на 01.01.2006 г. – 992 100 человек, на 01.01.2007 г. – 979 908 человек. В 2006 году несколько снизилась смертность населения области. Если в 2005 году на 100 тыс. человек она составляла 1750,8, то в 2006 г. – 1631,3 (число умерших в трудоспособном возрасте в 2005 году – 5 729, в 2006 г. – 5 316 человек). Можно отметить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения, от внешних причин, болезней органов дыхания, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней. В то же время увеличилась смертность от новообразований (с 64,4 чел. на 100 тыс. в 2005 году до 69,6 чел. – в 2006 году), от болезней органов пищеварения (с 27,7 до 29,3 чел.). Кроме того, выросла младенческая смертность (в расчете на 1000 человек родившихся живыми в 2005 г. она составила 12,3, а в 2006 году – 13,8 человек). Срок ожидания приезда СМП составляет 15 минут. Вместе с тем, срок ожидания консультации специалиста в поликлинике и консультативно-диагностическом центре увеличился с 3 до 4 дней. Проведение профилактических обследований на ВИЧ-инфекцию в рамках ПНП «Здоровье» повысило выявляемость ВИЧ-инфекции. По состоянию на 01.01.08 г. в области кумулятивно выявлено 2399 случаев ВИЧ-инфекции, показатель пораженности составил 247,5 на 100 тыс. чел. (по России – 262,5 / 100 тыс.). В 2007 году обследовано 184,7 тыс. чел., что на 5 327 человек (3%) больше, чем в 2006 году. Выявлено 236 новых случаев ВИЧ-инфекции, что на 45 случаев (23,5%) больше, чем в прошлом году Охват диспансерным наблюдением ВИЧ – инфицированных пациентов составил – 99% (по РФ на 01.09.2007 года -76,7%). За 2007 год проведено ВИЧ-инфицированным пациентам 1486 исследований на вирусную нагрузку, 85% от запланированного, 1799 иммунологических исследования, 90% от плана. Проведено лечение антиретровирусными препаратами 206 больным. В области в рамках областной ЦП «ПНП «Здоровье» в Курганской области», подпрограммы «О мерах по предупреждению массового распространения в Курганской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции) на 2006-2010 годы» выделено в 2007 году 2 млн. руб. на закупку лабораторного оборудования (финансирование – 100% плана). В области обеспечено своевременное выявление и лечение наследственных заболеваний новорожденных детей. Неонатальный скрининг - проведение лабораторных тестов у новорожденных с целью выявления субклинически протекающих заболеваний (фенилкетонурия. врожденный гипотериоз, галактоземия, адреногенитальный синдром и муковисцидоз). За 2007 г. родилось (живорожденных) – 10622 ребенка, обследовано 99,9% от родившихся (в 2006 году 97% новорожденных обследовано на наследственные заболевания обмена веществ). В Курганской области с 1993 года проводится обследование новорожденных детей на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз. На диспансерном учете у врача-генетика наблюдаются 20 детей, больных фенилкетонурией, 12 из них социально адаптированы, посещают детские дошкольные учреждения и школы. Дети, больные фенилкетонурией обеспечены белковыми гидролизатами в полном объеме за счет средств федерального и облбюджета. На диспансерном учете у врача-эндокринолога наблюдаются 28 детей с врожденным гипотериозом, выявленные в результате неонатального скрининга. Своевременно начатое лечение предотвратило их инвалидизацию. С 2006 года в рамках реализации ПНП «Здоровье» неонатальный скрининг включает 5 заболеваний: фенилкетонурия, врожденный гипотериоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземия. До сентября 2008 г. обследования проводились в Свердловском облцентре планирования семьи и репродукции. В 2008 году в ГОУ «Курганская областная клиническая больница» отделение пренатальной диагностики для неонатального скрининга поступила многофункциональная лаборатория с комплектом сопутствующего оборудования и стартовым комплектом расходных материалов на сумму 2309,511 тыс. руб. С 20 сентября 2008 г. в отделении пренатальной диагностики ГОУ «Курганская областная клиническая больница» начато обследование новорожденных детей по 5 нозологиям (галактоземия, адреногенитальный синдром, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз и фенилкетонурия). Всего за 2008 год проведено 4338 исследований. Обследование новорожденных детей на наследственные болезни обмена веществ позволяет сократить количество детей с поздно выявленной наследственной патологией, достичь хорошей реабилитации и снизить степень их инвалидизации. Численность граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта и в НИУ, подлежащих ДД на 2008 г. в области – 66,6 тыс. чел. Число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами – 20,8 тыс. чел. Если работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами осмотрены 100% от запланированного и объем финсредств, перечисленных региональным отделением ФСС в ЛПУ составил 12084,300 тыс. руб. На 01.01.2008г. ДД прошли – 36,2 тыс. чел. (54,4,0%). Объем финсредств, перечисленных территориальным ФОМС в ЛПУ составил – 19962,0 тыс. руб. По итогам ДД сформированы предварительные группировки исследуемого контингента по уровню потребности в медпомощи благодаря распределению по группам здоровья позволяют оптимально распределять ограниченные кадровые и матресурсы здравоохранения области. Что позволило организовать диспансерное наблюдение за хроническими больными, их профилактическое лечение, направленное на профилактику обострений. В снижении уровня заболеваемости от иммуноуправляемых инфекций немаловажное значение имеет вакцинопрофилактика. В рамках дополнительной иммунизации высокими темпами проводилась вакцинация населения против гепатита В, краснухи, полиомиелита и гриппа. В результате отмечено в области снижение заболеваемости гепатитом В в 1,5 раза, краснухой в 10 раз. В 2008 году увеличилась стоимость родового сертификата до 10 тыс. рублей и введен талон № 3 родового сертификата для оплаты диспансеризации детей первого года жизни. Средства от родовых сертификатов, полученные в государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за обеспечение женщин медпомощью в период беременности и родов были направлены на стимулирование труда медработников, и приобретение оборудования и медикаментов. За 2006 год всего оплачено талонов родовых сертификатов на сумму 60,005 млн. руб., за 2007 год на 88,6 млн. рублей. Структура расходования средств от родовых сертификатов. Основная часть средств была направлена на доплаты медперсоналу. Ежемесячные доплаты по родовым сертификатам врачам в области составили 4 тысячи руб. (на селе до 16 тысяч). Среднемесячная зарплата врача акушера-гинеколога 12-15 тысяч руб. Ежемесячные доплаты по родовым сертификатам средним медработникам - в среднем до 2 тысяч рублей, среднемесячная зарплата – 6 тыс. рублей. Ежемесячные доплаты по родовым сертификатам младшим медработникам в области составили до 500 рублей, среднемесячная зарплата 3 тысячи рублей. Значительно улучшилось МТО учреждений родовспоможения - ежегодно более 20 млн. рублей использованы на приобретение оборудования (в 2007 году 25,5 млн. рублей). На 100% закрыта потребность в медикаментах в родовспомогательных учреждениях области. По результатам оперативного анкетирования беременных в женских консультациях г. Кургана в 2007 году улучшилось отношение к беременным со стороны медперсонала: на начало года было 6% «недовольных», сегодня 0,89%. Продолжается в области и осуществление мер соцподдержки беременным женщинам из средств областного бюджета (три года беременным из облбюджета выплачивается ежемесячное пособие 260 рублей и 650 рублей при рождении ребенка). Действие Постановление Правительства о материальном стимулировании беременных и семей, имеющих детей, привело к повышению числа женщин вставших на диспансерный учет в ранние сроки беременности до 82 %, снижению абортов - на 4,5%. Правительством области разработана и принята целевая программа «Демографического развития Курганской области до 2025 года», которая включает в себя комплекс мер, направленных на увеличение рождаемости, снижение общей смертности и повышение престижа материнства. Одной из основных мер можно считать строительство областного перинатального центра. С 2008 года область включена Правительством РФ в число территорий, где будет проводиться строительство современных медцентров по оказанию спецмедпомощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии на 2008-2010годы. Срок ввода, в эксплуатацию областного перинатального центра 2010 год. Размер субсидий из федбюджета на 2008-2010 годы составит 750 млн. рублей. В законе об облбюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года предусмотрено выделение 750 млн. рублей на строительство перинатального центра на 2008 год – 130 млн. рублей; 2009 год – 220 млн. рублей; 2010 год – 400 млн. рублей. В 2007 году начата диспансеризация - (профилактическое) наблюдение ребенка первого года жизни (талон № 3) – 2642 человека, на сумму 2,7 млн. рублей. Высокотехнологичная медпомощь стала более доступной из-за увеличения объемов оказания высокотехнологичной медпомощи (далее ВМП). На 2007 год для оказания высокотехнологичной помощи выделено 962 квоты, что больше на 120 , чем в 2006 г. (842). За счет этого в 2007 году удалось снизить сроки ожидания оказания ВМП. А внедрение программного обеспечения реестра, ожидающего ВМП, повысить транспарентность при предоставлении ВМП и повысить эффективность контроля. За 2007 год за счет средств федерального бюджета получили высокотехнологичную помощь 1004 человека, 53 человека - за счет средств регионального бюджета. В настоящее время в федеральных центрах находится на госпитализации 73 человека из числа жителей Курганской области. На конец 2007 года в «Листе ожидания или реестре пациентов, нуждающихся в оказании ВМП» находилось 75 человек, что в 2 раза меньше, чем на конец 2006 года (150 человек). На 2008 год в лист ожидания включено 1228 человек. Медобслуживание области в 2008 году осуществляли 54 больничных, 100 амбулаторно-поликлинических учреждения и 760 фельдшерско-акушерских пункта. В больничных учреждениях насчитывалось 9,7 тысяч коек, обеспеченность населения которыми в 2008 году снизилась до 102 коек на 10 тысяч населения против 120 в 2000 году (Таблица 3.). Таблица 3. Обеспеченность населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями (на конец года)
Оставалась актуальной проблема обеспеченности медкадрами. В 2008 году численность врачей и среднего медперсонала составила 28,5 и 118,7 на 10 тысяч населения, в 2000 году соответственно 27,6 и 113,2 (2007г. – 27,7 и 119,0) (Таблица 4.). Таблица 4. Обеспеченность населения медицинскими кадрами (на конец года, человек)
Заболеваемость населения является одной из важнейших характеристик уровня жизни населения. За период 2000 по 2008 годы уровень заболеваемости населения области снизился на 6,4 %. В структуре заболеваемости населения по основным классам болезней в 2008 году по-прежнему значительную долю занимали болезни органов дыхания (32,5% от всех заболевших), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (12,2%), болезни органов пищеварения (8,0%), болезни кожи и подкожной клетчатки (7,0%). За период с 2000 по 2008 года в 1,8 раза вырос уровень заболеваемости болезнями системы кровообращения, крови кроветворных органов (в 1,3 раза), эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета и органов пищеварения (в 1,3 раза). За этот же период снизился уровень заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями (на 19,9%) (Таблица 5), число носителей ВИЧ-инфекции, новообразованиями (на 16,3%), болезнями мышечной системы и соединительной ткани (на 10,0%), болезнями мочеполовой системы (на 9,7%). Серьезной проблемой для общества остаются социально обусловленные и социально-значимые заболевания – алкоголизм, наркомания, туберкулез, заболевания, передающиеся половым путем. Заболеваемость сифилисом в 2008 г. снизилась 3,2 раза по сравнению с 2000 годом, а гонореей в 3,1 раза. Таблица 5. Заболеваемость населения инфекционными и паразитарными болезнями
Всего зарегистрировано в 2008 г.: 499 случаев заболеваний сифилисом (52 чел. на 100 тысяч населения); гонореей - 543 случая (57 чел. на 100 тыс. населения). Среди больных представлены лица всех возрастных групп. Наибольший уровень заболеваемости сифилисом (49,7%) и гонореей (59,7%) регистрируется среди молодых лиц 20-29 лет. Уровень заболеваемости туберкулезом за период 2000 по 2008 г. увеличился на 5,1 % и составил 112 чел. на 100 тыс. населения в 2008 году (2007 г. – 117 чел., 2000 г. – 93 чел.). Уровень заболеваемости алкоголизмом на 100 тысяч населения в 2008 году составил 153 человека против 159 в 2007 году и 136 в 2000 году. Численность больных, находящихся под диспансерным наблюдением и лиц, состоящих на профилактическом учете, с диагнозом наркомания в 2008 г. снизилась на 3,9 % по сравнению с 2007 г., а по сравнению с 2000 г. на 8,0 %. ПНП стали толчком к модернизации соцсферы в регионах. Важнейшую роль в этом процессе играет и ПНП «Здоровье», реализация которого позволит изменить в положительную сторону демографическую ситуацию (снизить смертность населения, улучшить состояние здоровья трудоспособных граждан, продлить жизнь пожилых людей, укрепить здоровье детей и оградить их от инфекций), повысить зарплату медикам, существенно улучшить качество медобслуживания граждан (Таблицы 6, 7, 8.). Таблица 6. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов (на конец года)
Таблица 7. Санаторно-курортные организации и организации отдыха (на конец года)
Таблица 8. Детские оздоровительные учреждения (на конец года)
Нами исследованы основные итоги реализации ПНП «Здоровье» в Курганской области как одной из целевых программ области в сфере здравоохранения за I полугодие 2009 года. В 2009 году на территории Курганской области в сфере здравоохранения реализуются следующие региональные ЦП: «ПНП «Здоровье» в Курганской области», «Дети Зауралья» на 2008 – 2010 годы», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009 – 2012 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008 – 2009 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в Курганской области на 2008 – 2010 годы», «Социальная поддержка инвалидов в Курганской области на 2008 – 2010 годы», «О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курганской области на 2008 – 2010 годы», а также ведомственные ЦП Главного здравоохранения Курганской области: «Управление качеством в здравоохранении на 2008 – 2011 годы», «О медицинском обеспечении ветеранов и инвалидов войн на территории Курганской области на 2009 – 2011 годы», «Информатизация системы здравоохранения в 2009 – 2012 годах». Общий объем финансирования ЦП Курганской области в сфере здравоохранения за 1 полугодие 2009 года составил 51,1 млн. руб. за счет средств облбюджета. Реализация в 2009 году ЦП «ПНП «Здоровье» в Курганской области», подпрограмма «Медицинские кадры». Профпереподготовку прошли 48 участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, 3 врача общей практики и 31 врач-специалист для работы в перинатальном центре (срок завершения строительства центра – 2011 год). Заключено 80 договоров с выпускниками медВУЗов на работу в области после интернатуры (ординатуры). 337 абитуриентам выданы целевые направления в медВУЗы Уральского региона. В рамках целевого набора из числа жителей области в медВУЗах Уральского региона обучается 920 студентов. С 25 выпускниками медВУЗов 2009 года и 2 выпускниками выпуска 2010 года, направляемых для дальнейшей работы в первичное звено заключены договоры с предоставлением жилья, матстимулирования молодых специалистов. Постановлением Курганской областной Думы от 23 июня 2009 года № 3919 внесены изменения в Закон Курганской области «О мерах социальной поддержки студентов медицинских и фармацевтических ГОУ ВПО, медицинских и фармацевтических работников после окончания ими ГОУ ВПО»: сумма единовременного подъемного пособия молодым специалистам-контрактникам повышена до 100,0 тыс. руб. за счет средств облбюджета. Проведен облконкурс профмастерства «Дарить тепло души – профессия моя» среди специалистов со средним медобразованием. Для организации конкурса выделено 30,0 тыс. руб. В целях развития дистанционных технологий обучения специалистов с высшим медобразованием на базе ГОУ «Курганская областная клиническая больница» оборудован класс дистанционного обучения. Реализация в 2009 году ЦП «ПНП «Здоровье» в Курганской области», подпрограмма «Интенсивные технологии в деятельности учреждений здравоохранения Курганской области». Продолжена оплата за полученное в 2007 году медоборудование для отделений реанимации и интенсивной терапии государственных ЛПУ области в размере 2,3 млн. руб. Приобретены электрокардиостимуляторы в ГУ «Курганский областной кардиологический диспансер» на сумму 4,1 млн. руб. Приобретены лекарственные средства и расходные материалы для проведения гемодиализа в ГОУ «Курганская областная клиническая больница» на 5,9 млн. руб. Реализация в 2009 году ЦП «ПНП «Здоровье» в Курганской области», подпрограмма «Развитие службы крови». C целью модернизации МТБ учреждений здравоохранения области, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в ГУ «Курганская областная станция переливания крови» приобретен тромбомиксер на сумму 200,0 тыс. руб. за счет облбюджета. Выездными бригадами ГУ «Курганская областная стация переливания крови» проведен 91 выезд на предприятия и в учреждения на территории области, заготовлено крови от 3497 доноров. Проведено финансирование в размере 900,0 тыс. руб. за счет средств областного бюджета для выплаты денежной компенсации донорам. По состоянию на 01.07.09г. в области имеется 6306 почетных доноров, из них 136 человек награждены в 2009 году. C 31 июля по 7 августа проведена областная информационно–профилактическая акция по пропаганде донорства крови и ее компонентов «Сдай кровь – спаси жизнь!». Во время акции состоялись: пресс – конференция «Сдай кровь – спаси жизнь!» с участием заместителя Губернатора Курганской области по соцполитике, начальника ГУЗО Курганской области и главного врача ГУ Курганская областная станция переливания крови; горячие телефонные линии «Донорство – это почетно», «Узнай все о донорстве» и «Подумай! Ты можешь спасти чью-то жизнь» для населения Курганской области; программа ГТРК – Курган «Открытый эфир» по теме «Организация службы крови на территории Курганской области» с участием замначальника ГУЗО Курганской области и главврача ГУ Курганская областная станция переливания крови; акции «Суббота Доноров» и «МотоДонор» с проведением «Дня открытых дверей» в ГУ «Курганская облстанция переливания крови» и «Шадринская облстанция переливания крови» и забором крови у донороспособного населения Курганской области, распространением профсоцрекламы; работа передвижных пунктов приема крови в учреждениях здравоохранения области с забором крови у медработников; медиа - программа пресс-службы Губернатора Курганской области в поддержку проведения акции. В рамках акции на станции переливания крови в Кургане и Шадринске обратились более 1,5 тысяч доноров. Реализация в 2009 году ЦП «ПНП «Здоровье» в Курганской области», подпрограмма «Обеспечение устойчивой работы учреждений здравоохранения Курганской области в условиях чрезвычайных ситуаций». С целью обеспечения мероприятий по противопожарной безопасности учреждений здравоохранения области проведена оплата в размере 154,29 тыс. рублей за приобретенные в 2008 году средства защиты органов дыхания «СПИ-20» для госучреждений здравоохранения. В учреждениях здравоохранения области проведено 27 занятий и тренировок, охвачено персонала – 886 человек, больных – 710 человек. Проверено 16 учреждений здравоохранения области по пожарной безопасности. Выделено 1 157,8 тыс. рублей для проведения противопожарных мероприятий в госучреждениях здравоохранения. Проверено 15 учреждений по антитеррористической защищенности. Проведено занятий и тренировок по антитеррористической защищенности в ЛПУ – 256, охвачено персонала – 3528 человек, больных – 3936 человек. Выделено 190,3 тыс. руб. за счет средств облбюджета для обеспечения мероприятий по антитеррористической безопасности учреждений здравоохранения области и мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций. Реализация в 2009 году ЦП «ПНП «Здоровье» в Курганской области», подпрограмма «Формирование здорового образа жизни». В 2009 году продолжена реализация начатого в 2008 году информационно-профилактического Медиа-проекта с целью пропаганды ЗОЖ, ответственного отношения к своему здоровью. В течение 1 полугодия проведены информационно-профилактические акции: «Трезвая жизнь - здоровое Зауралье!», «Профилактика, диагностика, лечение – профессионализм и ответственность!», посвященная проведению на территории Курганской области Всемирного дня больного, «Молодежь Зауралья защищает себя и свое будущее!», «За поколение без туберкулеза!», «Здоровое сердце и молодежь», «Вместе против рака!», «Врачи Зауралья – ветеранам Великой отечественной войны», «Помнить, чтобы жить!», посвященная Международному дню памяти умерших от ВИЧ/СПИДа, «Защитим ребенка – Зауралье без табака!», областной фестиваль студентов «Здоровье молодежи – основа процветания Зауралья!». Нами изучены мнения специалистов по проблемам, возникающим в ходе реализации ПНП «Здоровье» в Курганской области. В здравоохранении Курганской области, как и в России в целом, специалисты выделяют следующие основные проблемы системы здравоохранения: 1. Проблема укомплектованности кадрами. Наиболее острой проблемой является низкая обеспеченность врачебными кадрами. Правительство Курганской области приняло решение об увеличении зарплаты врачей, не имеющих доплат из федбюджета в рамках ПНП «Здоровье». Постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года №640 и 641 «Об утверждении порядка установления денежных выплат врачам – специалистам» муниципальных и государственных учреждений позволит увеличить зарплату от 2-х тысяч молодым специалистам до-4-х тысяч рублей врачам со стажем. Бесспорно - залогом успешной и эффективной реализации всех новаторских начинаний в практическом здравоохранении является высококвалифицированный врач, вооруженный современными медтехнологиями, владеющий всеми методами современной профилактики, диагностики и лечения болезней. В целях улучшения качества предоставляемой медико-санитарной помощи проводилось обучение врачей. 2. Проблема обеспеченности оборудованием. Поставленное в рамках национального проекта в Курганскую область диагностическое оборудование позволило значительно укрепить ресурсную базу. 3. Проблема профилактики заболеваний. Учитывая сложную демографическую ситуацию в Курганской области - сверхсмертность трудоспособного населения и высокую заболеваемость по сердечно-сосудистым, онкологическим и др. заболеваниям, в т.ч. в поздних и запущенных стадиях, выделение средств в рамках ПНП «Здоровье» на проведение профмероприятий имеет большее значение, особенно для дотационных территорий. Методом профилактики выбрана диспансеризация работающих граждан и углубленные медосмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Решение этих проблем производится с помощью управленческого воздействия. Выступление перед главами районов исполнительного директора ТФ ОМС Курганской области Елены Скляр обозначило те проблемы, решение которых зависит от действий ОМС. Елена Скляр: «Законодательством РФ определено, что за организацию оказания медпомощи населению МО несут ответственность органы исполнительной власти МО. Все, что сегодня происходит в здравоохранении – допвыплаты специалистам участкового звена, допсредства по «Родовым сертификатам», ДД работников бюджетной сферы, поставка диагностического оборудования за счет федсредств, допиммунизация населения за счет федсредств, доплекарственное обеспечение за счет федсредств, работа в условиях ОМС, – все это осуществляется на уровне муниципальной территориальной поликлиники. Именно к своему участковому специалисту обращаются жители нашей области, обследуются, им назначается лечение и выписываются рецепты на лекарственные препараты. Если жители недовольны, причины этого нужно искать в организации процесса оказания медпомощи населению. Основная цель ПНП «Здоровье» - повышение доступности и качества оказания медпомощи. Результатом должно стать повышение продолжительности жизни, уменьшение смертности от различных патологий, снижение показателя общей смертности - все эти позиции должны быть просчитаны уже сейчас. ПНП "Здоровье" - это хороший шанс начать движение в сторону оздоровления общества. Но крайне сложно так быстро изменить менталитет населения, общества, в котором выгодно болеть, у которого стойко сформировано потребительское отношение к государству, к медработникам, словно они могут раздавать или продавать здоровье. В обществе забыто понятие «ЗОЖ», граждане вспоминают о своем здоровье, только когда заболеют, но не несут никакой ответственности, ни перед обществом, ни перед государством за сохранение своего собственного здоровья. Значительные ассигнования в здравоохранение, безусловно, улучшат МТО учреждений здравоохранения и матположение медработников, отдельные категории которых уже получают допфинсредства. Такие средства позволяют рассчитывать на реальное повышение качества и объемов оказания медпомощи населению, но в перспективе. Практически же за короткий период реально можно добиться повышения доступности медицинской и лекарственной помощи лишь при необходимой организации медпомощи. Наиболее важной составляющей ПНП считаются ежемесячные денежные доплаты участковым врачам и медсестрам. Однако, повышение им зарплаты, реально не привело к повсеместному улучшению качества медпомощи. Доплату получили, а работают по-прежнему, одни – как следует, другие – с прохладцей. Учреждения здравоохранения и специалисты, которые привыкли работать плохо в последние 15 лет, лучше работать уже не захотят при любых, созданных для них благоприятных условиях. В современном здравоохранении значительно возросла роль и значимость главврачей учреждений: умение правильно организовать работу, как медперсонала, так и учреждения в целом. Но в большинстве случаев мы сталкиваемся с их инфантилизмом, нежеланием изменить сложившуюся десятилетиями психологию: нет денег – плохо, есть деньги – тоже плохо, ведь надо должным образом организовывать работу, чтобы их получить. Если организацией оказания медпомощи не управлять, то она развивается по законам затратной экономики. Другой не менее серьезный вопрос - это оснащение диагностическим оборудованием АПУ. Каждый субъект РФ получил право на приобретение медоборудования, включающего в себя рентгеновские аппараты, маммографы, флюорографы, эндоскопическую и ультразвуковую аппаратуру, эхокардиографы и лабораторное оборудование. В каждой центральной районной больнице необходимо иметь медоборудование с пропускной способностью, соответствующей потребности населения, чтобы оборудование использовалось эффективно, не простаивало. Поставляемое сегодня в рамках ПНП медоборудование, санитарный автотранспорт для муниципальных учреждений здравоохранения области, соответствуют уровню оказания медпомощи и потребности населения. На этом фоне мы сталкиваемся с еще одной очень важной проблемой. Академиком РАМН И.Н. Денисовым приведены шокирующие цифры: сегодня в России в каждой шестой сельской амбулатории, в каждой 13 участковой больнице нет ни одного врача. Укомплектованность медперсоналом учреждений первичного звена в отдельных регионах составляет всего лишь 50-60%. Такое положение многие ученые оценивают как крах первичной системы здравоохранения. Сколько бы денег ни выделялось на допзарплату или оборудование, улучшение работы первичного звена возможно только при наличии квалифицированных кадров. И решение этого вопроса, именно кадрового обеспечения – в компетенции муниципальных учреждений здравоохранения и органов исполнительной власти МО. Модернизация системы здравоохранения, в рамках которой реализуется ПНП «Здоровье», должна подтверждаться законодательными актами и нормативными документами, в т.ч. и на уровне МО. Конечно, реализация мероприятий ПНП не пройдет бесследно и позитивно скажется на здоровье россиян. Но, как говорил в свое время Франклин Рузвельт, даже самый тщательный контроль не заменит наличия конечной цели. Решить все проблемы, накопившиеся в здравоохранении за последние 15 лет, вряд ли удастся без системного подхода к здравоохранению в целом». Нами предлагаются мероприятия по более эффективной реализации ПНП «Здоровье» в Курганской области: Для решения первой проблемы - проблемы укомплектованности кадрами – мы предлагаем привлечь к работе в сельской местности молодых специалистов, используя опыт Беларуси по обеспечению жильем молодых специалистов с заключением контракта на работу в течение 25 лет, привлечь к работе в сельской местности беженцев и переселенцев с учетом их специальности с выплатой пособия по переселению, полагающегося из федбюджета и из облбюджета. Для решения второй проблемы - проблемы обеспеченности оборудованием - мы предлагаем привлечь средства благотворительных организаций и лиц. Это поможет более четко определять круг оборудования для больниц и эффективность его использования. Для решения третьей проблемы - проблемы профилактики заболеваний – более широко распространять информацию о необходимости вакцинации, о пользе вакцинации, о последствиях, к которым приводят отказы от вакцинации. Эффективность предложенных нами мероприятий по более эффективной реализации ПНП «Здоровье» в Курганской области может быть выражена в повышении ВРП. Это связано с большей работоспособностью населения. Таким образом, исследован ход реализации ПНП «Здоровье» в Курганской области, проблемы и пути их решения. |