|
Скачать 330.26 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ И ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ
^ «ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» Курс ___ I-II-III __, семестр ___2, 3, 4, 5__, форма обучения _____очная_________ Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального медицинского образования по специальности (0401) 060101.52 - «Лечебное дело» Программа обсуждена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии «30» июня 2011 года Протокол №_11__ Зав. кафедрой, профессор ________________ И.В.Маев Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии ФСПО «_____» августа 2011 г., протокол №_____ Председатель комиссии: профессор ______________В.А.Маркин Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета (ЦМС) «29» августа 2011 года Протокол №___ Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, д.м.н., профессор __________Э.В. Луцевич Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета ФСПО по специальности «Сестринское дело» «14» сентября 2011 года Протокол №___ Председатель Ученого совета ФСПО д.м.н., профессор __________С.Д. Арутюнов ^ Программа по основам сестринского дела для студентов факультета среднего профессионального образования, выполняемая на кафедре пропедевтики внутренних болезней ставит своей задачей обучение студентов лечебного факультета квалифицированному уходу за больными, основным принципам медицинской этики и деонтологии, а также умению пользоваться медицинским оборудованием и инструментарием. Наиболее целесообразным в соответствии с рекомендациями типовой рабочей программы, является обучение предмету «Основы сестринского дела» на 1,2,3 курсе ФСПО медицинского университета. К этому времени студент имеет необходимые теоретические знания по нормальной анатомии и физиологии человека в пределах программы средней образовательной школы, что способствует осознанному усвоению ими основных принципов основ сестринского дела. При выполнении программы следует обратить особое внимание на отработку студентами предлагаемого перечня практических навыков, которая должна предварительно вестись с использованием муляжей, фантомов, специально предназначенных для этой цели. После прочного овладения студентами практическими навыками возможно выполнение отдельных процедур непосредственно в терапевтическом отделении. Это требует контроля со стороны преподавателя, который несет полную ответственность за соблюдение учащимися основных правил выполнения сестринских манипуляций, а также принципов медицинской этики и деонтологии. Наиболее оптимальной формой изучения этого предмета являются практические занятия. В конце курса «Основы сестринского дела» проводится экзамен по предмету, включающий контроль практических навыков и теоретических знаний. ^ Обучить студентов основным сестринским манипуляциям терапевтического профиля при заболеваниях внутренних органов. Задачи практических занятий:
- помочь в освоении студентами навыков подготовки больных к лабораторным и инструментальным исследованиям. ^ Студент должен знать: правила выполнения основных сестринских манипуляций терапевтического профиля, оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях, подготовки больных к лабораторным и инструментальным исследованиям, проводимым в стационаре терапевтического профиля. ^ : проводить основные сестринские лечебно -диагностические мероприятия, оказывать доврачебную помощь при заболеваниях терапевтического профиля. Коммуникативность: уметь взаимодействовать в лечебной бригаде, уметь обучить пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания; уметь грамотно вести себя при неотложных состояниях, применяя правила подобного поведения по отношению к коллегам и пациентам, оказывать первую медицинскую и психологическую помощь. ^ : обладать представлениями о безопасности жизнедеятельности человека, об организации и тактике медицинской и психологической помощи при неотложных состояниях, уметь назначить и провести лечение в пределах профессиональной компетенции. ^ :
^ : о методах формирования здорового образа жизни и основах медицинской этики и деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно - диагностических и реабилитационных мероприятий в стационарных, амбулаторно -поликлинических условиях и на дому. ^ : базовые знания анатомии, физиологии и биохимии о строении и функциях основных органов и систем организма. ^
^ Занятие 1 I. Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕГО УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ. П. Содержание программы 1.1.Основные принципы российского здравоохранения. 1.1.1. Типы лечебных учреждений. 1.1.2. Значение ухода за больными в общей системе лечения терапевтических больных. 1.1.3. Обязанности медицинской сестры и младшего медицинского персонала лечебных учреждений. 1.1.4. Основы медицинской этики и деонтологии. Внешний вид медицинского работника. 1.1.5. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника. 1.2. Приемное отделение больницы. Устройство и оснащение приемного отделения. Прием и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни. 1.3. Осмотр кожных и волосяных покровов. Обработка больного при выявлении педикулеза. 1.4. Санитарная обработка больных (полная и частичная). 1.5. Виды транспортировки больных в лечебные отделения больницы. 1.6. Санитарно-эпидемиологический режим приемного отделения. 1.7. Лечебное (терапевтическое) отделение больницы. 1.8. Устройство и оборудование лечебного отделения. 1.9. Обязанности медицинской сестры отделения. Организация работы поста медицинской сестры. 1.10. Антропометрия. 1.11. Внутренний распорядок лечебного отделения. Организация посещений больных. Понятие о лечебно-охранительном режиме. 1.12. Медицинская документация: тетрадь врачебных назначений, выборка назначений из истории болезни, журнал движения больных, журнал передачи дежурств, журнал учета сильнодействующих препаратов и наркотических анальгетиков. 1.13. Прием и сдача дежурств. Порядок приема и сдачи дежурства: знакомство с тяжелыми и вновь поступившими больными, обход палат, передача срочных и невыполненных назначений, передача документации поста медицинской сестры. 1.4.Санитарно-эпидемиологический режим лечебного (терапевтического) отделения. III. Содержание рабочей программы ^ 1.1.Основные принципы российского здравоохранения 1.1.1. Типы лечебных учреждений.
1.7. Лечебное (терапевтическое) отделение больницы.
1.12.Санитарно-эпидемиологический режим лечебного (терапевтического) отделения. ^ Поильники, зонды для лечебного питания, микроклизмы, медицинский инвентарь терапевтического отделения, учебный видеофильм «Работа медицинского персонала в лечебных учреждениях». ^ Устное собеседование, тестовые задания 4. Вопросы темы, предлагаемые студентов для самостоятельного изучения. 1. Санитарно - эпидемиологический режим лечебного учреждения: правила приготовления дезинфицирующих хлорсодержащих рабочих растворов -0,5%; 1% раствора хлорамина. Уборка буфетных и столовых, санузлов в отделении больницы. 2.Дезинфекция. Виды и методы дезинфекции. 3.Гигиеническая ванна; подготовка больного, техника проведения 4.Медицинская документация: тетрадь врачебных назначений, выборка назначений из истории болезни, журнал движения больных, журнал передачи дежурств, журнал учета сильнодействующих препаратов и наркотических анальгетиков. 5.Прием и сдача дежурств. Порядок приема и сдачи дежурства: знакомство с тяжелыми и вновь поступившими больными, обход палат, передача срочных и невыполненных назначений, передача документации поста медицинской сестры. Занятие 2 ^ 1. Личная гигиена больного 1.1. туалет полости рта; необходимые принадлежности, методика, 1.2.уход за кожей, смена постельного и нательного белья, 1.3.подача судна и мочеприемника, 1.4. уход за глазами. ^ 1.Личная гигиена больного: туалет полости рта; необходимые принадлежности, методика, 2.Уход за кожей, 3. Смена постельного и нательного белья, 4.Подача судна и мочеприемника, 5. Уход за глазами. ^ Поильники, зонды для лечебного питания, микроклизмы, медицинский инвентарь терапевтического отделения, учебный видеофильм «Работа медицинского персонала в лечебных учреждениях», «Личная гигиена больного». ^ Устное собеседование, тестовые задания 4. Вопросы темы, предлагаемые студентов для самостоятельного изучения. 1. Личная гигиена больных пожилого и старческого возраста. Занятие 3 ^ 2.1. Понятие о лечебном питании.
2.5. Понятие об искусственном питании больных при помощи зонда и парентерально.
3.4. Типы лихорадки.
III. Содержание рабочей программы ^ 2.1.Понятие о лечебном питании. 2.2.Порядок раздачи пищи. Кормление тяжело больных, ослабленных больных и больных пожилого и старческого возраста, находящихся в постели. 2.3. Понятие об искусственном питании больных при помощи зонда и парентерально.
3.4. Понятие о лихорадке. Основные фазы и механизмы развития температурной реакции. 3.6. Уход за лихорадящими больными. ^ Поильники, зонды, микроклизмы, инвентарь терапевтического отделения. Термометры, чистые и заполненные температурные листы с различными типами температурных кривых. Банки, горчичники, марля, вата, компрессная бумага, вазелин, бинты, спирт, спички, корнцанги, пиявки, грелки, пузыри со льдом, полотенца, учебный видеофильм «Простейшая физиотерапия». ^ Устное собеседование, тестовые задания ^
Занятие 4 ^ 4.1. Механизм действия, подготовка больного и техника постановки:
III. Содержание рабочей программы ^ 4.1.Механизм действия, подготовка больного и техника постановки:
4.2.Техника постановки пиявок. 4.3. Наблюдение за больным во время процедур и оказание первой доврачебной помощи при развитии осложнений. 4.4.Особенности выполнения простейших физиотерапевтических процедур больным пожилого и старческого возраста. ^ Банки, горчичники, марля, вата, компрессная бумага, вазелин, бинты, спирт, спички, корнцанги, пиявки, грелки, пузыри со льдом, полотенца, учебный видеофильм «Простейшая физиотерапия». ^ Устное собеседование, тестовые задания 4. Вопросы темы, предлагаемые студентов для самостоятельного изучения. 1.Особенности выполнения простейших физиотерапевтических процедур больным пожилого и старческого возраста. Занятие 5 -7 ^
5.10.Сборка стерильного шприца. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов. Правила разведения антибиотиков. Доставка шприца к постели больного. 5.11.Подготовка кожи больного к инъекции. Техника подкожных и внутримышечных инъекций. Возможные осложнения и их профилактика. 5.12.Техника внутривенных инъекций. Венепункция. 5.13.Заполнение системы для капельного внутривенного вливания жидкостей. Техника внутривенного вливания. Возможные осложнения и их профилактика. 5.14.Кровопускание. Взятие крови для исследования. 5.15.Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке. Первая доврачебная помощь. III. Содержание рабочей программы ^
1а. Вопросы темы, предлагаемые для изучения на практическом занятии 6 «Способы применения лекарственных средств. Парентеральные пути введения: внутрикожный, подкожный, внутримышечный». 5.1.Парентеральный путь введения лекарственных средств. 5.2.Устройство шприца и игл. Виды шприцев и игл. 5.3.Предстерилизационная очистка шприцев и игл. 5.4.Способы стерилизации шприцев и игл: в воздушных и паровоздушных стерилизаторах, при помощи гамма-облучения. Индикаторы стерильности. Способы контроля качества стерилизации. 5.5.Сборка стерильного шприца.
5.8. Особенности введения масляных растворов бициллина. 16. Вопросы темы, предлагаемые для изучения на практическом занятии 7 «Способы применения лекарственных средств. Парентеральные пути введения: внутрикожный, подкожный, внутримышечный». 5.1.Техника внутривенных инъекций. Венепункция. Заполнение системы для капельного внутривенного вливания жидкостей. Техника внутривенного вливания. Возможные осложнения и их профилактика.
^ вата, бинт, вощеная бумага, мази, пластырь, глазные капли, капли для закапывания в ухо и нос, пипетки, шпатель, порошки, таблетированные лекарственные препараты, микстуры, стаканчик для микстур, стерилизатор, шприцы, иглы, пинцет, системы, ампулы и флаконы, муляжи, фантомы, биксы со стерильными укладками, учебный видеофильм «Применение лекарственных средств». ^ Устное собеседование, тестовые задания. 4. Вопросы темы, предлагаемые студентов для самостоятельного изучения. 1. Ингаляционный метод введения. Показания. Механизм. Техника проведения. 2.Лекарственная клизма. Показания, техника постановки. З.Хранение и сборка стерильного шприца. Доставка шприца к постели больного.
Занятие 8 ^ 6.1.Понятие об основных патологических симптомах при заболевании органов дыхания: одышка, удушье, кашель, кровохаркание и легочное кровотечение, боли в грудной клетке, лихорадка.
6.8. Выполнение манипуляций по данной теме: постановка банок, горчичников, компрессов, измерение температуры тела и т.п. 6.9.Особенности ухода и наблюдения за больными пожилого и старческого возраста.
III. Содержание рабочей программы ^ 6.1.Понятие об основных патологических симптомах при заболевании органов дыхания: одышка, удушье, кашель, кровохаркание и легочное кровотечение, боли в грудной клетке, лихорадка.
^ . Баллон с кислородом, кислородные подушки, ингаляторы, аппарат Боброва для подачи увлажненного кислорода, плевательницы, набор лекарственных средств для оказания помощи при кашле, легочном и носовом кровотечении, функциональная кровать, банки, горчичники, учебный видеофильм: «Уход за больными с нарушением функции органов дыхания». ^ Устное собеседование, тестовые задания, ситуационные задачи. ^ 1.Санитарно -эпидемиологический режим лечебного учреждения: взятие содержимого носа, глотки и зева для бактериологического исследования. 2. Плевральная пункция. 3.Мероприятия первой доврачебной помощи при легочном кровотечении.
6.Оказание помощи взрослому пострадавшему при закупорке дыхательных путей.
Занятие 9 I. Тема 7. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ^ II. Содержание программы
7.6.Общий уход за больными с заболеваниями органов кровообращения:
III. Содержание рабочей программы ^
7.6.Общий уход за больными с заболеваниями органов кровообращения:
^ Баллон с кислородом, кислородные подушки, аппарат Боброва для подачи увлажненного кислорода, тонометр, фонендоскоп, набор лекарственных средств для оказания помощи при стенокардии, отеке легкого, коллапсе, обмороке, функциональная кровать, горчичники, учебный видеофильм: «Уход за больными с нарушением функции органов кровообращения». ^ Устное собеседование, тестовые задания, ситуационные задачи. ^ 1 .Особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста. 2. Способ определения скрытых отеков. 3.Правила наложения жгута на плечо, бедро при отеке легкого. 4.Техника определения свойств пульса на лучевой артерии. 5.Мероприятия первой доврачебной помощи при боли в грудной клетке. б.Мероприятия первой доврачебной помощи при обмороке. 7.Мероприятия первой доврачебной помощи при коллапсе. 8.Мероприятия первой доврачебной помощи при гипертоническом кризе. 9.Мероприятия первой доврачебной помощи при отеке легкого. 10. Абдоминальная пункция. Занятие 10-11 I. Тема 8. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ^ II. Содержание программы
8.4.Подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованию желудка и кишечника.
8.8. Техника введения газоотводной трубки. 8.9.Клизмы. Техника постановки. Дезинфекция и хранение системы и наконечников. 8.10.Виды клизм: очистительные, сифонные, питательные, лекарственные, гипертонические, масляные, капельные. 8.11.Особенности наблюдения, ухода и подготовки к исследованиям больных пожилого и старческого возраста. III. Содержание рабочей программы ^
8.5.Подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованию желудка и кишечника. 8.6. Методика функционального исследования желудочного содержимого, методика дуоденального зондирования. 1а. Вопросы темы, предлагаемые для изучения на практическом занятии 11
8.5.Клизмы. Техника постановки. Дезинфекция и хранение системы и наконечников. Виды клизм: очистительные, сифонные, питательные, лекарственные, гипертонические, масляные, капельные. 8.6.Особенности наблюдения, ухода и подготовки к исследованиям больных пожилого и старческого возраста. ^ Стеклянные воронки емкостью до 1л, резиновые трубки диаметром 1см и длиной 1,5м, толстый желудочный зонд, тонкий желудочный зонд, 20-граммовый шприц, почкообразные лотки, кружка Эсмарха, грушевидный баллон, вазелин или глицерин, пробный завтрак или гистамин, штатив с пробирками, шпатель, анатомический пинцет, стерильные шарики, клеенчатый фартук, резиновые перчатки, судно, набор лекарственных средств для оказания неотложной помощи при рвоте, желудочно- кишечном кровотечении, печеной колике, учебный видеофильм: «Инструментальные и лабораторные методы исследования». ^ Устное собеседование, тестовые задания, ситуационные задачи. ^
Занятие 12 I. Тема 9. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ^ II. Содержание программы
9.6.Уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. 9.7. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста III. Содержание учебной программы ^
9.6.Уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. 9.8. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. ^ Катетеры мягкие резиновые, катетеры металлические, почкообразные лотки, анатомические пинцеты, стерильный вазелин или глицерин, стерилизаторы, растворы для обработки наружных половых органов (2% раствор борной кислоты, 0,5% раствор марганцевокислого калия), фантом женского мочеиспускательного канала, фантом мужской уретры, учебный видеофильм: «Лабораторные и инструментальные методы исследования». ^ Устный опрос, тестовые задания, ситуационные задачи. ^
4.Мероприятия первой доврачебной помощи при приступе почечной колике. 5.Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста Занятие 13
10.1. Общие правила ухода за тяжелыми и агонизирующими больными.
III. Содержание рабочей программы ^ 10.1. Общие правила ухода за тяжелыми и агонизирующими больными.
^ Витим, видеофильм «Уход за тяжелобольными и агонирующими», «Неотложная доврачебная помощь при остановке дыхания, удушье, первичной остановке сердца». ^ Устное собеседование, тестовые задания, ситуационные задачи. ^ Особенности работы медицинского персонала в отделениях реанимации Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература:
Средства обеспечения освоения дисциплины.
^
^ При изучении предмета учебные группы не должны превышать 10 человек. С целью обеспечения преемственности учебного процесса, знания, полученные по дисциплине основы сестринского дела, должны использоваться на кафедре внутренних болезней при изучении диетотерапии как неотъемлемой части лечебно-профилактических мероприятий. Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы сестринского дела» составлена: И.В. Маевым, доктором медицинских наук, профессором, членом – корреспондентом РАМН, заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии; А.Г. Каракозовым, доктором медицинских наук, профессором кафедры пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии; А. В. Реутовым, кандидатом медицинских наук, ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии; М.Н. Ереминым, ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии, А.Ф. Иволгиным, ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии, О.Б. Левченко, старшим лаборантом кафедры пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии. |