Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.)





Скачать 270.67 Kb.
Название Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.)
Дата 19.03.2013
Размер 270.67 Kb.
Тип Методические рекомендации
Методические рекомендации по теме:

«Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.)

ПЛАН

1.Этика, её предмет и задачи.

2. Сущность и функции морали.

3. Мораль и нравственность: диалектика взаимодействия.

Рекомендации

1. Показать, что этика является важнейшей частью духовной культуры и одновременно составляет одно из главных направлений гуманитарных знаний. Исходя из того, что предметом этики является мораль, следует выявить специфику понятия «мораль» и «нравственность» (см. словари по этике и философии).

Раскрывая предмет этики, показать ее место в системе знаний, связь с философией (см. Хрусталёв Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008., гл.3.)

Раскрыть задачи, разрешаемые этикой:

  • описание качественных границ морали;

  • научное обоснование границ морали;

- критически-ценностный анализ морали и нравственности.(см. Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, ч.1, темы 1,2)


2. Для целостного представления историко-этического процесса необходимо ознакомиться с основными этическими учениями, которые выносятся на самостоятельное изучение студентов. Систематизируя этические школы и направления, в помощь для самоподготовки студентов предлагается один из вариантов изучения истории этики. Следуя основному вопросу философии, схематически историко-этические учения можно представить следующим образом:

I. Эмпирическое (реалистическое) направления:

1. Натуралистические школы (гедонизм, эвдемонизм, этический, утилитаризм);

2. Космологические школы (этическая философия Др.Греции, этическое учение Конфуция, эволюционистская этика);

3. Социологические школы (теория разумного эгоизма, теория
общественного договора).

II. Идеалистическое направление:

1. Объективно – идеалистические этические системы
(древнеиндийская этика брахманизма, этика Платона, Гегеля,
Христианская этика, этические учения русских философов - идеалистов);

2. Субъективно - идеалистические этические учения (рациональная
этика И.Канта, эмоционально-этические учения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше).


3. Большую часть времени на занятии следует уделить изучению предмета этики - морали, ее сущности, функциям и структуре.

Выявляя сущность морали, следует обратить внимание на мораль как форму

общественного сознания, регулятор общественных отношений и как императивно- ценностный способ освоения мира (см. Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, ч.1, темы 1, 2.; Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006., с. 11-23)

В связи с различием исследовательских задач существуют разные подходы к

определению функций морали. На семинаре целесообразно сделать акцент на

характеристике наиболее важных функций: регулятивной, гносеологической и воспитательной (см. словари по этике и философии; Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006., с. 11-13)


Рефераты

  1. Мораль в деятельности врача.

  2. Этика, мораль и нравственность: генезис и семантика.

  3. Этика: история и современность.


Вопросы для контроля.

  1. В чем своеобразие этики как науки, каковы её основные задачи?

2. Почему этика называется практической философией?

3. Как исторически изменялся предмет этики и чем вызваны эти изменения?

  1. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику понятиям «этика», «мораль» и «нравственность».

  2. В чём заключается специфика морального способа освоения мира?

  3. Как связана мораль с другими сферами человеческой жизни?

  4. В чем состоит сущность моральной регуляции?

  5. Раскройте содержание основных функций морали.

Литература.


1. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006, стр.11-23.

2. Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, темы 1,2.

3. Димов А.С. Кризис деонтологии: методологические аспекты.// Клиническая медицина. 2008, № 12.

4. Силуянова И.В. О состоянии нравственного самосознания врачебного сообщества.// Биоэтика. 2008., № 1.

5. Прокофьев А.В. Концептуализация понятия «общественная мораль»: некоторые проблемы и трудности. // Вопросы философии. 2008г., № 3.

6. Хрусталёв Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008., гл.3.


Методические рекомендации по теме

«Основные этические категории» (4 часа)

План

1.Обусловленность ценностных ориентации системой общественных ценностей и интересов.

2. Добро и зло как базовые категории этики.

3. Историко-социальный подход к формированию представлений о добре и зле.

  1. Долг как совокупность обязанностей человека. Аспекты содержания долга (гражданский, профессиональный, семейный, товарищеский и т.д.).

  2. Совесть как способность человека к нравственной самооценке и

самоконтролю.

  1. Справедливость и ее критерии.

  2. Основные этические качества в формировании личности врача.

Основные понятия: благо, добро, зло, доброта, теодицея, девиантное поведение, долг, деонтология, совесть, справедливость.

Рекомендации

Изучение темы рассчитано на 4 часа. Рабочей программой лекция не предусмотрена, материал рекомендован для самостоятельного изучения. Следует исходить из того, что сущностное содержание основных ценностных категорий этики (добро, зло, долг, совесть, справедливость) определяется принадлежностью философов-этиков к конкретной мировоззренческой моральной системе (см. тему I Основные этические учения). Мы же даем определения понятий категорий морального сознания как формы отражения социальной реальности.

^ На первом занятии нужно определиться, что понимаем под благом, добром, злом, добротой. Следует дать основные характеристики добра. Зло раскрывается как природное (физическое), социальное и моральное явление. (см. Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, ч.1, темы 1, 2.)


Важно понять альтернативные подходы к антологии добра и зла в истории культуры и этики, показать диалектику добра и зла, наличие объективного и субъективного содержания, выявить социально-экономические и морально-психологические корни добра и зла. (см. Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, ч.1, темы 1, 2.; В.А. Васильев. Н.А. Бердяев О происхождении добра и зла // Социально-гуманитарные знания. 2006, №2)

При изучении проблемы добра и зла в истории культуры и этики рекомендуется дополнительный материал для подготовки индивидуальных выступлений студентов (Варакина Г.В. Русский миф о Ф. Ницше начало 20 века. // Вопросы философии, 2007г, № 6; Васильев В.А., Н.А. Бердяев.

О происхождении добра и зла. // Социально-гуманитарные знания. 2006г., № 2.; Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009., ч.1, тема3.)


Занятие второе. Рассматривая долг как совокупность осознанных обязанностей человека, воспринимаемых им как внутреннюю потребность,

следует выявить объективную и субъективную стороны долга. Обратите внимание на мотивационные особенности долга, взаимозависимость понятий долга и свободы выбора. Проследите, как проблема долга разрабатывалась в истории этики (см. соответствующие главы учебников по этике.)

Понятие «совесть» следует соотнести с понятиями «долг», «добро», «честь», «справедливость», «правда».

Следует подчеркнуть рефлексивный характер совести, роль совести как органа моральной интуиции в нравственной природе человека. Выделить основные функции совести, особое внимание уделить проблеме нравственного самоконтроля. Следует дать свое понимание индивидуальной и «общественной» совести, показать механизм формирования корпоративной и тоталитарной совести (см. соответствующие главы учебников по этике; Думин О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев // Вопросы философии. 2005, №3; Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, ч.1, тема 4)

Понятие справедливости нужно раскрыть в нескольких аспектах: историческом, социальном, правовом, религиозном, политическом, моральном. Попытайтесь найти критерии справедливости (см. словари по этике и философии; Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005, ч.3, гл.15, 16)


Формирование нравственных качеств личности врача рассматривается при обсуждении основных этических категорий добро, милосердие, долг, совесть, справедливость.

Рефераты

1.Добро и зло в русской идеалистической философии.

2.Нравственные ценности в философии Ницше.

3.Справедливость: история и виды.

4.Проблемы справедливости в современном здравоохранении.

Контрольные вопросы

1.Дайте сравнительно-сопоставительный анализ понятиям «добро», «благо», «польза».

2. Злой и безнравственный человек – это одно и тоже?

3. Можно ли победить зло? /позиции этического дуализма и этического монизма/.

4. Дайте сравнительно – сопоставительный анализ понятиям «долг» и «обязанность».

5.Раскройте соотношение понятий «совесть», «стыд», «разум».

6.Какие точки зрения на природу совести существуют? Как Вы считаете, откуда у человека совесть?

7. Каково нравственное содержание справедливости и как она соотносится с другими моральными категориями?

8.Дайте сравнительно – сопоставительный анализ видам справедливости. Каковы особенности и характер справедливости?

9.Что означает справедливость в медицине?

Литература

1. Варакина Г.В. Русский миф о Ф. Ницше начало 20 века. // Вопросы философии, 2007г, № 6.

2. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005, ч.3, гл.15, 16.

3. Васильев В.А., Н.А. Бердяев. О происхождении добра и зла. // Социально-гуманитарные знания. 2006г., № 2.

4. Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина, Л.А.Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, гл.3.

5. Гуревич П.С. Этика: учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, ч.1.


Методические рекомендации по теме

«БИОМЕДЭТИКА: ФИЛОСОФСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ» (4 ч.)

План

  1. Понятия «медицинская этика», «медицинская деонтология», «биомедэтика», «биоэтика».

  2. Причины возникновения биомедэтики.

  3. Аксиологический и правовой аспекты биомедицинского знания.

4. Принципы биомедэтики.

5.Основные модели отношений «врач-больной» в рамках биомедэтики


Основные понятия: этика, медицинская этика, медицинская деонтология, биоэтика,

биомедэтика, аксиология, право, принципы биомедэтики.

Рекомендации

Занятие 1

Повторяя основные понятия «этика», «медицинская этика» и «медицинская деонтология», вводим в оборот новые понятия - «биоэтика» - философское понятие, основным содержанием которого является уважительное отношение к жизни вообще как главной ценности и - «биомедэтика», предметом которой является нравственное отношение к жизни человека. Основываясь на защите прав и интересов пациента, биомедэтика предполагает изучение современной медицины в контексте моральных проблем и норм и прав человека.

Выясняя причины возникновения биомедэтики необходимо показать, что современная медицинская наука и практика в результате внедрения достижений научно-технического прогресса, усиления техногенной опасности для жизни человека, демократизации общества, новых социальных реалий потребовала выработки новых морально-правовых стандартов, что и призвана сделать биоэтика. (Тищенко П.Д. О множественности моральных позиций в биоэтике. // Человек. 2008г., № 1; Энгельгардт Х.Т. Почему не существует глобальной биоэтики? // Человек. 2008г., № 1; Мещерякова Т.В. Биоэтика как форма защиты индивидуальности в современной культуре. // Высшее образование в России. 2009., № 10.)

Следует ознакомиться с наличием и функциями основных международных организаций, прежде всего ВМА, вырабатывающих моральные и правовые стандарты, регулирующих отношения внутри медицинского сообщества и системы здравоохранения в обществе. (Джон Р. Уильяме. Руководство по медицинской этики. - М – 2006, гл.1)

Исходя их того, что биомедэтика является философской областью знания, следует изучить её ценностное содержание. Студенты должны знать альтернативные теории, трактующие происхождение, течение и завершение жизни человека. Кто определяет судьбу и распоряжается жизнью человека? Бог как её творец, природа, поскольку хомосапиенс есть биологический вид


или сам человек? Показать, что современной медицине присущ антропоцентристский подход.

Далее следует рассмотреть аксиологические ориентации относительно рождения жизни, смерти, детства, старости, здоровья человека в рамках традиционных культур (католической, православной, протестантской, буддизма, мусульманства) (см. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007, стр. 11-15; Дандарон М.Б. Проблема души и смерти в буддизме. // Социально-гуманитарное знание. 2008г., № 1; .Бабич В.В., Коломийцев А.Ю. Христианский взгляд на человека в контексте современных вопросов биоэтики. // Сибирский медицинский журнал. 2009., № 3.)

Формирование и развитие биомедэтики неразрывно связано с утверждением прав личности. Поэтому студентам необходимо знать основные международные и отечественные моральные и юридические документы о правах человека в различных сферах деятельности, связанных с охранной здоровья человека. (И.А. Шамов, С.А. Абусуев. Биоэтика -Махачкала - 2001; Юридические основы деятельности врача. Ред. Ю.Д. Сергеев. - М. - 2006. Приложения 1-3; Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007, стр. 8-11.)

Контроль за соблюдением прав человека в медицине возложен на этические комитеты. Состав, функции, содержание работы этических комитетов см. Этический комитет //Человек, 2006, № 4; Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007, стр.21-22.

Занятие 2.

Студентам следует знать базовые идеи биомедэтики, сформулированные, как принципы (гуманизм, не навреди, благодеяние, уважение автономии пациента, справедливости, конфиденциальности и правдивости, профессиональной независимость врача) (см. Кэмпбелл и др. Медицинская этика. Гл. 15; Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007, гл.2)

Важной деонтологической проблемой в медицине является проблема взаимоотношений «врача - больной». Биомедэтика расширяет субъектные отношения до параметров «врач-общество». Необходимо дать характеристику моделей отношений «врач - больной»: патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная. Вместе с тем, в клинической практике не может функционировать в чистом виде ни одна из моделей.

Поэтому студенты должны научиться отличать, в каких случаях должна доминировать одна из моделей (см. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007, гл.2; Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006, стр. 51-73.)


Рефераты

  1. Этический комитет: история создания и задачи работы.

  2. Клятва врача: от Гиппократа до наших дней.

  3. Этические аспекты медицинского эксперимента с участием детей.

  4. Врачебная тайна и информированное согласие: диалог и альтернатива позиций.

  5. Социокультурный аспект информированного согласия.

  6. Морально-правовые проблемы ВИЧ-инфецированных детей.


Литература

1. Игнатьев В. Этико-правовой контроль экспериментов на человеке. // Человек. 1997, № 4.

2. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007г.

3. Митрополит Кирилл. О человеческом достоинстве и биотехнологиях. // Человек. 2006, № 4.

4. Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина, Л.А.Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, гл. 5, 2.

5. Руководство №1 ЮНЕСКО по созданию комитетов по биоэтике.

// Биоэтика. 2008., № 1.

6. Косарев В.В., Бабанов С.А. Этические проблемы биомедицинских исследований. // Терапевт. 2009., № 11.

7. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М., 2006, стр. 278-295

8. Силуянова И.В. Патернализм и информированное согласие: проблема совместимости. // Медицинский вестник. 2007, №1

9. Борисов М.В. Добровольное медицинское страхование и право личности на врачебную тайну. // Медицинское право. 2008г., № 3.

10. Махник О.П. О комплексе мер по обеспечению врачебной тайны. // Медицинское право. 2008г., № 1.

11. Павлов А.В. Медицинская тайна гражданина после его смерти. // Медицинское право. 2008., № 2.


Методические рекомендации по теме

«Морально-правовые проблемы в акушерстве и гинекологии» (2ч.)

План:

1. Моральные ценности в профессии врача акушера- гинеколога.

2. Этические и социальные проблемы аборта

3. Новые репродуктивные технологии: этико-правовой подход.

4. Моральные и медицинские аспекты контрацепции и стерилизации


Основные понятия: добро, зло, моральный эмбриона, право женщин, неавтономность плода, аборт, искусственное оплодотворение, контрацепция, суррогатное материнство.


Рекомендации


При подготовке первого и второго вопросов обязательно посмотрите следующую литературу:

1. Джон Р. Уильямс . Руководство по медицинской этике (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина., Л.А. Михайлова) М., 2006, гл.2.

2. Кемпбелл А. и др. Медицинская этика (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина) М., 2005, часть 2,гл.6.

3. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007г., гл.3.

4. Салагай О.О. Сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта проведения искусственного прерывания беременности. // Медицинское право. 2008г., №3.

5.Федосеева Н.Н., Фролова Е.А. Проблема определения правового статуса эмбриона в международном и российском праве. // Медицинское право. 2008г., № 1.

6. Старкова М. Как измерить ценность эмбриона? // Мед. вестник. 2006, №10.


Обратите внимание на следующие моменты:

а) что такое право на жизнь и с какого срока оно должно реализовываться?

б) почему проблема аборта занимает центральное место в биомедэтики?

в) когда зародыш становится человеческим существом и каков моральный
статус этого существа?

г) каковы основные точки зрения на решение проблемы аборта?
Выскажите свое мнение по обсуждаемой проблеме.


^ При подготовке третьего вопроса используйте следующую литературу:

1. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007г., гл.3.

2 Исаев Э.А. Суррогатное материнство: правовое и нравственное измерение проблемы. // Медицинское право. 2008г., №3

Подумайте, почему технология «суррогатного материнства» является наиболее проблематичной с точки зрения морали среди всех остальных технологий искусственного оплодотворения? Выскажите свое отношение к проблеме искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства».

При подготовке третьего вопроса лучше всего приготовить сообщения.

Далее рассмотрите моральные и медицинские аспекты контрацепции и


источники:
стерилизации. При подготовке данного вопроса используйте следующие


1. Бабич В.В., Коломийцев А.Ю. Христианский взгляд на человека в контексте современных вопросов биоэтики. // Сибирский медицинский журнал. 2009., № 3.

2. Руководство по медицинской этике (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина., Л.А. Михайлова) М., 2006, гл.2.

Темы рефератов

  1. Аборт и контрацепция как средство регулирования рождаемости.

  2. Моральные проблемы материнства и «суррогатного» материнства.

  3. Искусственное оплодотворение в этических учениях мировых религий.


Контрольные вопросы

1.Что такое право на жизнь и с какого срока оно должно реализовываться?

2. Почему проблема аборта занимает центральное место в биомедэтике и каковы основные точки зрения на решение этой проблемы? Выскажите своё мнение по данному вопросу.

3. В чём заключаются социально – психологические проблемы использования репродуктивных технологий?

4.Раскройте моральные и медицинские аспекты контрацепции и
стерилизации.


Литература

1. Кемпбелл А. и др.Медицинская этика (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина) М., 2005, часть 2,гл.6.

2.Джон Р. Уильямс. Руководство по медицинской этике (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина., Л.А. Михайлова) М., 2006, гл.2.

3..Старкова М. Как измерить ценность эмбриона? // Мед. вестник. 2006, №10.

4. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М., 2006, стр. 143-172.

5. Исаев Э.А. Суррогатное материнство: правовое и нравственное измерение проблемы. // Медицинское право. 2008г., №3.

6.Салагай О.О. Сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта проведения искусственного прерывания беременности. // Медицинское право. 2008г., №3.

7.Федосеева Н.Н., Фролова Е.А. Проблема определения правового статуса эмбриона в международном и российском праве. // Медицинское право. 2008г., № 1.

8. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности». // Справочник врача общей практики. 2008г., № 4.

9. Бабич В.В., Коломийцев А.Ю. Христианский взгляд на человека в контексте современных вопросов биоэтики. // Сибирский медицинский журнал. 2009., № 3.


Методические рекомендации по теме

«Этические проблемы генетики» (2ч.)

План

  1. История генетических методов и технологий.

  2. Этико-правовой анализ отдельных отраслей медицины:

А) медицинская генетика;

Б) клонирование и евгеника.

3. Мировоззренческие позиции в оценке генных технологий.


Рекомендации

При подготовке первого и второго вопросов поработайте над понятиями «генетика», «генная инженерия», «генная диагностика», «генная терапия», «генетическое тестирование». Используйте для этого следующую литературу:

  1. Медицинская этика (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина) М., 2005., часть 2, гл. 5.

2) Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие. – Благовещенск, 2007, Гл. 3

Обратите внимание на следующие вопросы:

а) Чем обусловлено развитие генетических методов и технологий?

б) Что такое генная инженерия? Моральная сторона проблемы.

в) Почему зародышевая терапия запрещена и каковы этические проблемы
соматической фетальной генной терапии?

г) Каковы основные позиции в оценке генных технологий? Выскажите своё
отношение по обсуждаемым вопросам.

Далее рассмотрите вопросы, связанные с клонированием и евгеникой.

При их подготовке используйте следующую литературу:

1. Медицинская этика (под. ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина) М.. 2005. часть 2, гл. 5.

2. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. М., 2006., стр. 174-202

3. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие. – Благовещенск, 2007, ГЛ. 3 §1

4. Корочкина Л.И., Романова Л.Г. Генетика человека и евгеника. // Человек. 2008, № 2.

Поработайте над понятиями «евгеника», « негативная евгеника», «позитивная евгеника», «клонирование». Почему евгенику считают одной из самых аморальных направлений генетики? Каковы этические проблемы клонирования? Что вы думаете о возможностях и опасностях клонирования и евгеники?

Темы рефератов

  1. Этические принципы программы «Геном человека».

  2. Генные эксперименты в нацистских лагерях.

3. Этико-правовой аспект клонирования человека.

4. Моральные проблемы евгеники.


Контрольные вопросы

1. Что такое генетика? Может ли геном стать критерием для оценки личности?

2. Что такое генная инженерия? Возможна ли генетическая модификация поведения?

3. Каким образом достижения генетики использовал фашизм?

4. Почему зародышевая терапия запрещена и каковы этические проблемы соматической генной терапии?

5. Что такое евгеника и почему её считают одной из самых аморальных направлений генетики?

6. Каковы этические проблемы клонирования человека?

7.Значение проекта «Геном человека» для общества и медицины. Этические проблемы данного проекта.

8. Раскройте основные позиции в оценке генных технологий. Выскажите своё мнение по данному вопросу.


Литература

1. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005., гл.5.

2. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. М., 2006., стр. 174-202

3. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие. – Благовещенск, 2007, ГЛ. 3 §1

4. Ижевская В.Л. Динамика этических установок российских генетиков. // Человек. 2006, № 4.

5. Корочкина Л.И., Романова Л.Г. Генетика человека и евгеника. // Человек. 2008, №2 6.Иванов В.И., Киселева Л.Л. Геномика-медицине. М., 2005 (введение, гл. 11)


Методические рекомендации по теме «Морально-правовые проблемы психиатрии»(2ч.)

План

  1. Особенности психиатрии и права человека.

  2. Модели отношения врача - психиатра с больными.

3. Морально-правовая основа оказания психиатрической помощи.

Основные понятия: профессиональная компетентность, темпераментность, права человека и принуждение, информированное согласие, конфиденциальность, терапевтическое сотрудничество, профессиональная независимость.

Рекомендации

При подготовки первого и второго вопросов обязательно используйте следующую литературу:

1. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие. – Благовещенск, 2007, ГЛ. 3.

2. Медицинская этика (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина) М., 2005, часть 2, гл. 10.

3. Руководство по медицинской этике (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, А.А. Михайлова) М., 2006, гл.2,

Обратите внимание на следующие моменты:

а) почему психиатрия среди всех медицинских дисциплин является
наиболее социальной?

б) каковы задачи и особенности психиатрической этики?

в) в чем заключается специфика и сложность моделей отношений врача-
психиатра с больным?


Далее рассмотрите вопрос № 3. Используйте для этого следующее пособие:

И.А. Шамов, С.А. Абусуев. Биоэтика. Махачкала 2001г. стр. 229-330.

Подумайте, чем обусловлена актуализация морально-правовых основ психиатрии?

При анализе «Кодекса профессиональной этики психиатра» и закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» выделите принципы биомедэтики, на которых строится сегодня работа врачей - психиатров. Особое внимание уделите видам психиатрической помощи, условиям их выполнения и трудностям в соблюдении данных условий.


Рефераты

1.Морально-правовые проблемы НТП в психиатрии.

2. Молодежь и наркотики.

3. Виды злоупотреблений в психиатрии.


Контрольные вопросы

1. В чем заключается социально - нравственное содержание психиатрии?

2. Раскройте особенности деонтологических требований при оказании психиатрической помощи.

3. В чём заключаются специфика и сложность моделей отношений врача – психиатра с пациентом?

4. Особенности этико – правового регулирования современной психиатрии.


Литература

1. Еременко В.В. Наркомания в образовательной среде. // Социально-гуманитарные знания. 2006, № 4.

2. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005., гл. 10.

3. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М., 2006, стр.254-268.

4. Руководство по медицинской этике (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г.
Юдина, Л.А. Михайлова). М., 2006, гл. 2.

5. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие. – Благовещенск, 2007, ГЛ. 3


Методические рекомендации по теме

«Смерть и умирание. Эвтаназия» (2ч.)

План:

  1. Жизнь и смерть как философские понятия и ценностные категории.

  2. Моральные проблемы критерия смерти.

  3. Эвтаназия: моральный, правовой и социальный аспект.

  4. Паллиативная помощь. Хосписы.


Основные понятия: жизнь, смерть, смерть сердца и смерть мозга, паллиативная помощь, хоспис, эвтаназия, активная и пассивная эвтаназия, дистоназия, ортоназия, автономия личности, компетентность пациента, право выбора.


Рекомендации

Вопрос 1.

Приступая к рассмотрению дойной проблемы, обратите внимание, что в биологии, теологии, культуре понимают под понятиями «жизнь», «смерть», как соотносится они с понятиями «добро», «зло». (Для этого смотрите: Мануильский М.А. Жизнь, смерть, бессмертие. // Человек, 2007, № 2; Роганов С.В. Рецепты смерти в современной культуре. // Человек. 2007, № 3; Дандарон М.Б. Проблема души и смерти в буддизме. // Социально-гуманитарное знание. 2008г., № 1; Бабич В.В., Коломийцев А.Ю. Христианский взгляд на человека в контексте современных вопросов биоэтики. // Сибирский медицинский журнал. 2009., № 3.)

Раскройте религиозные, моральные, медицинские, биологические аспекты проблемы смерти. Как изменилось отношение к смерти в своевременной медицине? Причины изменение статуса врача в обществе в связи с предоставлением ему права фиксирования момента смерти. Подумайте, почему сегодня повышается моральная значимость профессии врача?

При подготовке второго и третьего вопросов обязательно просмотрите следующие источники:

1. Стефанчук Р.А. К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ. // Медицинское право. 2005, № 3.

2. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. – М: Издательский дом «Камерон», 2006г.

3. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.,стр.115-141.

4. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007., гл. 3.

5. Филиппов Ю.Н. и др. К вопросу о востребованности эвтаназии в современном обществе. // Медицинское право. 2008г., № 1.

6.Чернышёва Ю.А. Проблема эвтаназии: с позиций «за» и «против». // Медицинское право. 2008г., № 3.

7. Гельман З. Право на смерть: вопрос эвтаназии в государстве Израиль. // Медицинская газета. 2008., № 55.

8. Блиев Ю. Последний выдох…: медикализация смерти. // Медицинская газета. 2008., № 4

9. Иванюшкин А.Я., Лапин Ю.Е., Попова О.В., Смирнов И.Е. Философские и этико-правовые аспекты проблемы смерти мозга. // Российский педиатрический журнал. 2008., № 6.

Что является традиционным критерием смерти? Почему в современной медицине, основной на применение высоких технологий, появилась необходимость новых изменений критерия смерти?

Далее рассмотрите вопрос об эвтаназии. Религиозно -исторический подход у данной проблеме. Виды эвтаназии. Раскройте моральные аспекты эвтаназии: 1) эвтаназия: убийство или акт милосердия;

2) моральная оценка общества, узаконившего эвтаназию с позиции гуманизма;

  1. моральный статус врача, совершившего акт эвтаназии;

  2. эвтаназия и право личности на достойную смерть;

  3. моральные аспекты возможности ошибок диагноза о перспективе смерти;

  4. оценка экономической целесообразности и эвтаназии с позиции морали.

Либеральная и консервативная позиции по отношению к эвтаназии. Правовой аспект проблемы эвтаназии. Дайте свою моральную оценку данной проблемы.

^ Рассматривая четвертый вопрос, необходимо раскрыть особенности деонтологических требований при оказании паллиативной помощи (милосердие, сострадание). Проблема качества жизни терминального пациента и ее моральный аспект. Специфика отношений «врач-больной» в хосписе (психологическая реабилитация мед. персонала данного учреждения). Хоспис, его задачи и принципы.

При подготовке четвертого вопроса лучше всего приготовить сообщения.

Для разговора на семинаре кроме рекомендованной литературы предлагается привлекать материал периодической печати, обсуждать некоторые дискуссии по данной теме, возникающие в области медицинской теории и практики.


Темы рефератов

1. Дилемма доктора: проблема эвтаназии.

2. Хоспис как альтернатива эвтаназии.

3. Культурно-религиозные и философско-нравственные аспекты смерти человека.


Контрольные вопросы


1. Какое место занимает проблема смерти в биомедэтике и дайте характеристику её аспектам.

2. Какова история разработки и принятия нового критерия смерти и почему до сих пор ведутся споры об этом?

3. В чём моральная значимость новых изменений критерия смерти?

4.Что такое эвтаназия? Допустима ли смерть из сострадания? Аргументируйте свой ответ.

5.Виды эвтаназии. Какие из них допускаются в медицинской практике и почему?

6.Какими этическими принципами руководствуются сторонники и противники эвтаназии, и чем Вы объясните, что при реализации одних и тех же принципов, избираются альтернативные решения?

7. В чем особенности работы хосписов и каковы их задачи?


Литература

1. Стефанчук Р.А. К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ. // Медицинское право. 2005, № 3.

2. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. – М: Издательский дом «Камерон», 2006г.

3. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006, стр. 115-141.

4. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие – Благовещенск, 2007., гл. 3.

5. Мануильский М.А. Жизнь, смерть, бессмертие. // Человек, 2007, № 2.

6. Роганов С.В. Рецепты смерти в современной культуре. // Человек. 2007,

№ 3

7. Дандарон М.Б. Проблема души и смерти в буддизме. // Социально-гуманитарное знание. 2008г., № 1.

8. Филиппов Ю.Н. и др. К вопросу о востребованности эвтаназии в современном обществе. // Медицинское право. 2008г., № 1.

9.Чернышёва Ю.А. Проблема эвтаназии: с позиций «за» и «против». // Медицинское право. 2008г., № 3.

10. Гельман З. Право на смерть: вопрос эвтаназии в государстве Израиль. // Медицинская газета. 2008., № 55.

11. Блиев Ю. Последний выдох…: медикализация смерти. // Медицинская газета. 2008., № 49.

12. Иванюшкин А.Я., Лапин Ю.Е., Попова О.В., Смирнов И.Е. Философские и этико-правовые аспекты проблемы смерти мозга. // Российский педиатрический журнал. 2008., № 6.

13. Хрусталёв Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008., гл.3.

14. Бабич В.В., Коломийцев А.Ю. Христианский взгляд на человека в контексте современных вопросов биоэтики. // Сибирский медицинский журнал. 2009., № 3.


Методические рекомендации по теме

«МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕДИАТРИИ» (2ч.)

План

1.Особенности этико-правового регулирования в педиатрии.

2. Этические проблемы госпитализации ребенка.

3. Некоторые этико-правовые аспекты отдельных отраслей педиатрии.

4. Профилактика жестокого обращения с детьми.


Основные понятия: информированное согласие, компетентность пациента, жестокое обращение с детьми, терапевтическое сотрудничество, права ребёнка.

Рекомендации

Специфика этико-правовых проблем в педиатрии рассматривалась при изучении биомедэтики в акушерстве и гинекологии, трансплантологии, психиатрии. Право на жизнь детей с тяжелыми формами уродства обсуждались в теме «Эвтаназия».

Задача настоящего занятия - сделать акцент на этико-правовом регулировании общих вопросов педиатрии.

^ При изучении первого и второго вопросо� необходимо рассмотреть реализацию основных принципов биомедэтики (не навреди, благодеяния, автономии прав пациента, справедливости) в условиях, когда врач несет двойную ответственность перед ребенком и родителями. В основу морально-правового регулирования положены международные документы: Конвенция о правах ребенка и Хартия прав ребенка, Декларация прав матери и новорожденного и национальное законодательство (см. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006, стр. 242-252.)


^ Третий вопрос предусматривает изучение ситуаций в педиатрии, требующих наиболее крупного этико-правового анализа. Сложные деонтологические и философско-этические вопросы возникают при зачатии жизни, в перинатальный период и у новорожденных, при уродствах детей и неврологических патологиях. Моральный выбор между добром и злом, жизнью и смертью сделать очень непросто. Поэтому эти сферы регулируются не только моралью, но и правом. Студентам предлагается проанализировать моральные кодексы и юридические законы, определить свой выбор в практических ситуациях (Джон Р.Уильямс. Руководство по медицинской этике (под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г.Юдина, Л.А. Михайлова). М., 2006, приложение Е; Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005., гл. 7.)

^ Четвертый вопрос следует рассмотреть в рамках социальной медицины. По данным статистики в последние годы значительно возросли потребности детей в защите, оказании медико-социальной, психологической, правовой и др. видов помощи. Не случайно ВОЗ под жестоким обращением с детьми подразумевает «все формы физического и (или) эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, способные привести или приводящие к физическому ущербу для здоровья ребенка». Факты жестокого отношения с детьми часто выявляются участковыми педиатрами, патронажными докторами и медсестрами. Поэтому будущим врачам важно знать морально - правовую основу регулирования отношения к детям в обществе. Студентам предлагается ознакомиться с отдельными нормами Гражданского, Семейного, Уголовного кодексов, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (см. Юридические основы деятельности врача. Ред. Ю.Д. Сергеев. Темы 3,5, 9) Деятельность медицинских работников по защите детей от жестокого обращения можно изучить, привлекая аналитический материал научных работ (Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание. // Вопросы современной педиатрии. 2007., том 6, № 6; Федотова Л. О некоторых проблемах государственной политики в области защиты прав ребёнка. // Юрист ВУЗа. 2009., № 12; Яковлева Т.В., Баранов А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи. // Вопросы современной педиатрии. 2009., том 8, № 2.)


Рефераты

  1. Право ребенка и родителей на охрану здоровья.

  2. Ятрогенные заболевания в детском возрасте.

  3. Медицинская этика и деонтология в аспекте гинекологии детей и подростков.


Контрольные вопросы

1. Какими международными документами регулируются права ребёнка?

2. Каковы основные принципы биомедэтики в педиатрии?

3. С какого возраста наступает гражданская дееспособность в решении медицинских вопросов?

4. Что такое «синдром госпитализации» ребёнка и какова роль врача-педиатра в его снятии?


Литература

1. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.

2.Эртель Л.А. Информированное добровольное согласие как принцип автономии пациента в неонатологии. // Медицинское право. 2006., № 3.

3.Байбарина Е.Н., Рюмина И.И., Сорокина З.Х. Приёмы общения медицинских работников с родителями новорождённых детей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006., № 1.

4.Амбросимова М.Ю., Садыков М.М. Проблемы реализации принципа автономии пациента в амбулаторной педиатрической практике. // Вопросы современной педиатрии. 2007., том 6, № 4.

5.Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание. // Вопросы современной педиатрии. 2007., том 6, № 6.

6.Эртель Л.А. Проблема информированного согласия в педиатрической практике. // Педиатрия. 2008., № 2.

7.Гусев Е.В., Чумаков О.В., Филиппов О.С. Медико-социальные аспекты материнской смертности у юных женщин в РФ. // Вопросы современной педиатрии. 2008., том 7, № 3.

8.Зелинская Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения РФ.

// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2008., № 1.

9.Монахов М.В., Соколовская Т.А. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2008., № 1.

10.Федотова Л. О некоторых проблемах государственной политики в области защиты прав ребёнка. // Юрист ВУЗа. 2009., № 12.

11.Зелинская Д.И. Медицинские проблемы социального сиротства. // Вопросы современной педиатрии. 2009., том 8, № 1.

13.Яковлева Т.В., Баранов А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи. // Вопросы современной педиатрии. 2009., том 8, № 2.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия»

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации по теме использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кожа и ее

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: развитие и

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кожа и ее

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: клеточные

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кроветворение,

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кроветворение,

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Тема: сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости

Методические рекомендации по теме: «Этика. Мораль, ее сущность и функции» (2ч.) icon Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы