Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon

Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка





Скачать 94.65 Kb.
Название Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка
Дата 22.03.2013
Размер 94.65 Kb.
Тип Методические указания
Физиология пищеварения

Занятие №1


Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка.


Цель занятия: Изучить методы исследования пищеварительных функций.


Вопросы для самоподготовки.


  1. Физиологические основы голода и насыщения.

  2. Сущность пищеварения и типы пищеварения.

  3. Пищеварительные функции пищеварительного тракта.

  4. Принципы регуляции пищеварительных функций.

  5. Методы исследования пищеварительных функций.

  6. Пищеварение в полости рта. Жевание, глотание.

  7. Состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения.

  8. Роль полости рта в формировании функциональной системы питания и в регуляции секреторной и моторной функций желудочно – кишечного тракта.

  9. Пищеварение в желудке. Секреторная функция желудка. Образование, состав и свойства желудочного сока.

10. Регуляция желудочной секреции. Фазы желудочной секреции.

11. Моторная функция желудка. Рвота.


Задание для самостоятельной работы и демонстрации.


  1. Ознакомиться с техникой проведения мастикациографии.

  2. Определить силу жевательных мышц с помощью гнатодинамометрии.

  3. Демонстрация видеофильма: «Методики операций на пищеварительном тракте».


Обязательная литература.


  1. Физиология человека. Под. ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. Т. II. Изд. “Медицина”. М., 1997, стр 4 –56.

  2. Методические указания к практическим занятиям по нормальной физиологии. Изд. СГМА. Ставрополь.


Методические указания к заданию №1.


Мастикациография – регистрация движений нижней челюсти при жевании; отражает различные фазы моторного компонента жевания.


^ Цель работы: Убедиться, что жевание пищи различной консистенции сопровождается различной частотой, продолжительностью и амплитудой жевательных движений нижней челюсти.


^ Ход работы: Исследование проводят на человеке. Резиновую манжетку накладывают под нижнюю челюсть, фиксируя её на голове. Открыв зажим, через резиновую трубку надувают манжетку, соединённую с капсулой Марея, накладывают зажим и записывают на кимографе мастикациограмму при жевании пищи различной консистенции, но одинаковой по объёму (мягкий хлеб или сухари).


Данные внести в таблицу.


Фазы жевательного цикла

Мягкий хлеб

Сухарь

1. Фаза покоя







2. Приём пищи







3.Ориентировочное жевание







4. Основная фаза жевания







5. Формирование пищевого комка








Провести анализ мастикациограммы:

  1. Есть ли различия во 2-ой фазе.

  2. От чего зависит продолжительность 3-ей фазы.

  3. Какова амплитуда и ритм жевательных волн в 4-ой фазе.

  4. Равномерны ли подъемы и спуски жевательных волн в 4-ой фазе.

  5. Во сколько приёмов формируется пищевой комок в 5-ой фазе.


Методические указания к заданию №2.

Гнатодинамометрия.

Жевательные мышцы при сокращении развивают силу, которая определяется силой, развиваемой мышцами до появления болевых ощущений в пародонте.


^ Цель работы: Освоить метод гнатодинамометрии.


Ход работы: Исследование проводят на человеке. Датчик гнатодинамометра устанавливают в области фронтальных зубов. Испытуемого просят максимального сжать челюсти. Опыт повторяют для жевательных зубов.


Результаты исследования внести в таблицу.


Сила жевательных мышц, в кг

в области фронтальных зубов

в области жевательных зубов














^ Ситуационные задачи.

  1. Двум собакам в кормушки положили мясо, но одной в виде куска, другой - мясного порошка. Будет ли наблюдаться различие состава и количества слюны, если вес продуктов одинаков?

  2. Назовите, какие из перечисленых ниже веществ являются естественными эндогенными стимуляторами желудочной секреции?

Гистамины, гастрин, энтерогастрин, соляная кислота, аскорбиновая кислота, овощные соки, пептоны, энтерокиназы, секретин.

  1. Что произойдет со слизистой желудка животного, если с её поверхности убрать защитный слой Холлендера?



Занятие №2

Тема: Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Процессы всасывания различных веществ в желудочно-кишечном тракте.

^ Цель занятия: Изучить роль различных отделов желудочно-кишечного тракта в процессе пищеварения.


Вопросы для самоподготовки.


  1. Пищеварение в 12-перстной кишке. Образование, состав и свойства сока поджелудочной железы.

  2. Фазы секреции поджелудочной железы. Регуляция секреции поджелудочной железы.

  3. Желчь, её состав, образование и участие в пищеварении. Регуляция желчеобразования и желчевыделения.

  4. Кишечный сок, его состав, свойства и механизмы регуляции кишечной секреции.

  5. Полостное и пристеночное пищеварение в тонком кишечнике.

  6. Моторная функция тонкой кишки, и механизмы регуляции.

  7. Роль толстого кишечника в пищеварении. Акт дефекации.

  8. Процессы всасывания в желудочно-кишечном тракте.

  9. Микрофлора пищеварительного тракта, её участие в пищеварении.

  10. Функции печени.

  11. Непищеварительные функции пищеварительного тракта.


Задание для самостоятельной работы и демонстрации.


  1. Изучить в остром опыте на крысе процессы всасывания изотонического, гипотонического, гипертонического растворов.

  2. Изучить влияние действия желчи на жиры.


Обязательная литература.


  1. Физиология человека. Под редакцией В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. Том II. Изд. “Медицина”. М., 1997, стр. 56 –93.

  2. Практикум по нормальной физиологии. Под редакцией Н.А. Агаджаняна. Изд. “Высшая школа”. М., 1983, стр. 131 – 132, 134.

  3. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под редакцией Г.И. Косицкого. Изд. “Медицина”. М., 1981, стр. 207 – 208, 209 – 211.


Ситуационные задачи.


1. Выделить из перечисленных ниже веществ гормоны, которые вырабатываются в 12 – перстной кишке:

Секретин, вилликин, халецистопанкреозимин, энтерокиназа, дуокретин, гастрин, гистамин, энтерогастрин, энтерогастрон, инсулин, глюкагон.

2. Какова судьба ферментов слюны, желудочного и поджелудочного соков в кишечнике?


Вопросы коллоквиума.


  1. Пищеварение, его сущность и значение. Типы пищеварения. Функции пищеварительного тракта: пищеварительные и непищеварительные.

  2. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения. И.П. Павлов о пищевом центре. Роль различных отделов ЦНС в регуляции пищевого поведения.

  3. И.П. Павлов – создатель методов исследования функций органов пищеварения в условиях хронического эксперимента.

  4. Современные методы исследования функций пищеварительной системы.

  5. Пищеварение в полости рта. Роль ротовой полости в формировании функциональной системы питания и в регуляции секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта.

  6. Характеристика деятельности слюнных желез. Состав и свойства слюны. Физиологическая роль её компонентов.

  7. Регуляция деятельности слюнных желез.

  8. Акт жевания, глотания, регуляция этих процессов.

  9. Секреторная функция желудка; состав, свойства и механизм отделения желудочного сока.

  10. Механизмы регуляции желудочной секреции.

  11. Моторная функция желудка, её регуляция.

  12. Экскреторная функция поджелудочной железы; состав и физико-химические свойства панкреатического сока.

  13. Процессы пищеварения в 12 – перстной кишке.

  14. Нейрогуморальные механизмы регуляции деятельности поджелудочной железы.

  15. Желчь, её состав и участие в пищеварении. Желчеобразование и желчевыделение, нейрогуморальные механизмы регуляции.

  16. Пищеварение в тонком кишечнике. Состав и свойства кишечного сока. Механизмы регуляции кишечной секреции.

  17. Моторная функция тонкого кишечника, её регуляция.

  18. Мембранное пищеварение (А.М. Уголев), его значение.

  19. Участие толстого кишечника в пищеварении. Секреторная и моторная деятельность толстого кишечника. Дефекация. Механизмы регуляции.

  20. Процесс всасывания в желудочно-кишечном тракте. Всасывание воды и минеральных солей.

  21. Всасывание продуктов гидролиза белков, жиров, и углеводов.


Ответы к ситуационным задачам. Занятие №2.


  1. На мясной порошок, как более сухой продукт, слюны выделяется больше.

  2. Гистамин, гастрин, соляная кислота, пептоны.

  3. Слизистый защитный слой Холлендера предохраняет эпителий желудка от самопереваривания. Если его нарушить может развиться язвенный процесс.


Ответы к ситуационным задачам. Занятие №2.

  1. Секретин, энтерогастрин, вилликин, холецистопанкреозимин, энтерокиназа, дуокретин, энтерогастрон.

  2. Они подвергаются расщеплению протеолитическими ферментами кишечного сока.



Физиология выделительной системы


Тема: Выделение. Выделительная функция почек. Роль ЖКТ, лёгких и кожи в процессах выделения.


^ Цель занятия: Изучить роль органов выделения в процессах поддержания гомеостаза организма.


Вопросы для самостоятельной подготовки.


  1. Почки и их функции.

  2. Нефрон, особенности его строения. Кровообращение нефрона.

  3. Основные процессы мочеобразования: гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция. Канальцевая секреция.

  4. Осмотическое разведение и концентрация мочи (противоточно-поворотная система).

  5. Регуляция деятельности почек.

  6. Состав мочи. Диурез.

  7. Методы изучения деятельности почек (И.П.Павлов, Л.А.Орбели).

  8. Выделительная функция кожи, легких, желудочно-кишечного тракта.


Задание для самостоятельной работы и демонстрации.


  1. Влияние физической нагрузки и температуры на потоотделение.


^ Методические рекомендации к заданию.


Цель работы: наблюдать влияние физической нагрузки и различной температуры на интенсивность потоотделения.


^ Для работы необходимо: раствор Минора, сухой рисовый или картофельный крахмал, колбы с горячей и холодной водой.


Проведение работы:

  1. Испытуемому смазывают обе ладони раствором Минора. Когда кожа ладоней подсохнет, ее припудривают крахмалом. Через некоторое время в устьях протоков потовых желез появляются синие точки (результат взаимодействия йода с крахмалом в присутствии воды). Отмечают цвет ладоней и примерное количество синих точек.

  2. Испытуемый с открытой ладонью производит физическую работу (15-20 приседаний). Отмечают окраску кожи ладоней и увеличение синих точек.

  3. Одну ладонь испытуемого, смазанную раствором Минора и крахмалом, прикладывают к теплому предмету (колба с водой t= 60-65º), другую к холодному (колба с водой t=15-20º). Отмечают результаты влияния тепла и холода на окраску ладоней и количество функционирующих потовых желез.


Обязательная литература


  1. Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М: Медицина 1997.Т 2, стр. 141-181.

  2. Практикум по нормальной физиологии. Под ред. Н.А.Агаджаняна. М., 1983, стр. 135-142.

  3. Методические рекомендации кафедры.


Ситуационные задачи.


  1. В настоящее время в лечебной практике применяются гормоны – препараты коры надпочечников в качестве мочегонных средств. Влияние какого кортикоида при этом проявляется? Опишите механизм его действия.

  2. Рассчитайте величину фильтрационного давления при наличии гидростатического давления = 70 мм рт. ст., онкотического = 30мм рт. ст., давление внутри капсулы = 20 мм рт. ст.

  3. Потерпевшие кораблекрушение, испытывая жажду, пытаются пить морскую воду. Содержание в ней плотного остатка составляет 3,5%. В результате жажда усиливается, появляется ряд расстройств: слабость, потеря сознания, галлюцинации. Возникает угроза жизни. Почему усиливается жажда? Чем обусловлена угроза жизни?


Вопросы коллоквиума.


  1. Выделение как один из механизмов, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма.

  2. Почка, особенности ее строения.

  3. Нефрон как структурно-функциональная единица почек.

  4. Основные процессы, протекающие в почках (фильтрация, реабсорбция, секреция).

  5. Теория мочеобразования.

  6. Значение фильтрационного давления.

  7. Количество и состав провизорной мочи, ее отличия от состава плазмы крови.

  8. Образование конечной мочи, ее состав.

  9. Методы изучения деятельности почек.

  10. Регуляция деятельности почек. Безусловно- и условно-рефлекторные изменения деятельности почек (И.П.Павлов, К.М.Быков, Л.А.Орбели).

  11. Гуморальная регуляция деятельности почек.

  12. Внутрисекреторная функция почек.

  13. Выделительная функция кожи. Значение потовых желез в процессе выделения. Особенности их иннервации. Регуляция потоотделения.

  14. Выделительная функция желудочно-кишечного тракта и легких.


Ответы к ситуационным задачам.


  1. Глюкокортикоиды, которые действуют в канальцах второго порядка и соединительных трубочках подобно гиалорунидазе, т.е. способствуют полимеризации гиалуроновых комплексов и уменьшению регулируемой реабсорбции воды, отсюда диуретический эффект.

  2. ФД= ГД (70) – (ОД(30) + ВК(20) = 20мм рт.ст.

  3. Морская вода гипертонична по сравнению с плазмой крови. Поступая в организм, она повышает осмотическое давление в плазме крови. Это вызывает раздражение осморецепторов, что субъективно воспринимается как жажда. Нарушение кислотно-основного состояния, минерального состава (изоионии) служат причиной нарушений прежде всего в нервной системе, которые ведут к указанным расстройствам. Концентрационные возможности почек ограничены. Для поддержания нормального осмотического давления приходится выводить не только собственные шлаки, но и полученные с питьем соли. При этом потеря воды в организме увеличивается.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Тема: сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости

Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon «Пищеварение в ротовой полости»
Цели: закрепить знания о строении пищеварительной системы, выявить особенности пищеварения в ротовой...
Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Тема. Пищеварение в полости рта

Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Пищеварение в ротовой полости
Цель разъяснить значение вкусовых рецепторов, познакомить со строением ротовой полости и строением...
Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Задачи: дать понятие о строении и функции зубов, научить правилам гигиены полости рта
Цель: формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека
Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Вопросы к экзамену Предмет, методы, основные этапы развития физиологии животных
Значение и сущность пищеварения. Основные типы пищеварения. Методы изучения пищеварения
Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Тема: «Проблемы стоматологии у детей дошкольного возраста»
Только врач стоматолог, внимательно осматривая зубы и слизистую оболочку полости рта, сможет заметить...
Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Питание и пищеварение
Оборудование: модель торса человека, таблица “Схема строения органов пищеварения”, презентация “Строение...
Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Лукина галина ильхамовна морфофункциональные особенности слизистой оболочки полости рта у больных

Тема: Сущность пищеварения. Пищеварительные функции и механизмы их регуляции. Пищеварение в полости рта и желудка icon Лукина галина ильхамовна морфофункциональные особенности слизистой оболочки полости рта у больных

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы