|
Скачать 0.5 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра внутренних болезней №2 Бочарова Ксения Александровна «ПОМОЩНИК ВРАЧА СКОРОЙ ПОМОЩИ» Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике 1-ое издание Белгород 2012 УДК 616- 082:614.252.4 (075.8) ББК 51+ 74.58 Б 86 Настоящее учебное пособие посвящено вопросам организации производственной практики по программе помощник врача скорой помощи, адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения высшего профессионального образования. Изложены цели и задачи производственной практики с перечнем практических навыков, оказанию помощи при угрожающих жизни неотложных состояниях. Учебное пособие предназначено для студентов медицинского факультета и может быть использовано в качестве пособия для руководителей летней производственной практики. Бочарова, К. А. Б.86 Помощник врача скорой помощи: учебно-методическое пособие для студентов V курса медицинского факультета по летней производственной практике/ К. А. Бочарова. – Белгород: Константа, 2012. – 33 с.
^ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Одной из особенностей профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения являются обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций. Полученные практические знания и навыки во время прохождения производственной практики, помогут врачу ориентироваться в самых разных ситуациях, более предметно решать вопросы диагностики и лечения ургентных состояний на догоспитальном этапе, что будет способствовать дальнейшему повышению качества медицинской помощи взрослому населению.
Цель практики Целью практики является знакомство студентов 5 курса медицинского факультета с организацией и проведением скорой и неотложной помощи больным на догоспитальном этапе, лечебными мероприятиями при различных ургентных состояниях и практическими навыками по оказанию экстренной помощи больным. Задачи практики:
^ станции скорой медицинской помощи. Руководители производственной практики: главные врачи, заместители главных врачей, старшие врачи бригад скорой медицинской помощи; ответственный руководитель - ассистент кафедры. ^ каждый студент получает дневник производственной практики с перечнем практических навыков. Студент ведет дневник по производственной практике с ежедневным описанием проделанной работы, с единичными выписками наиболее интересных случаев, с ежедневной подписью базового руководителя, с отчетом о выполненной работе. ^ на каждого студента заполняется характеристика, которая подписывается главным врачом и базовым руководителем. Подпись заверяется печатью лечебно-профилактического учреждения. 2. Основные положения практики 2.1. Организация практики ^ Студент 5 курса в процессе прохождения производственной практики выполняет в полном объеме все функциональные обязанности врача скорой медицинской помощи. ^
Производственная практика по внутренним болезням студентов V курса продолжительностью 24 рабочих дня проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в июле месяце (X семестр). Студенты работают на станциях скорой медицинской помощи (ССМП) в качестве помощников врачей скорой помощи под контролем заведующих станцией скорой медицинской помощи (общие руководители), под руководством врачей скорой помощи (непосредственные руководители) и ассистентов кафедры (методические руководители). График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы прикрепленного врача СМП. Вместе с врачом СМП студент выезжает на вызовы и принимает непосредственное участие в процессе диагностики, дифференциальной диагностики и лечения заболевания. В процессе прохождения практики продолжается учебно-воспитательный процесс. При этом уделяется большое внимание биоэтическим аспектам будущей профессии, воспитывается чувство гуманного отношения к пациентам. Студенты во время практики, наблюдая за работой врача СМП и участвуя в ней, должны еще раз убедиться в том, какое важное значение в правильной диагностике, лечении и профилактике имеют знания и навыки, полученные на предыдущих курсах. По окончании практики студенты должны представить на кафедру следующие документы:
В дневнике ежедневно отражается проделанная работа. Указывается количество больных, обслуженных на вызовах, с приведением идентификационных данных, номера карты вызова, диагноза, назначенного лечения и его результатов. Студент должен иметь бланк "Отчёта о практике". В нём студент по завершении практики даёт характеристику лечебного учреждения (согласно имеющимся вопросам), высказывает пожелания, замечания по организации практики, указывает общее количество обслуженных на дому больных и ставит свою подпись. В отчете врачом СМП пишется характеристика студента, где указывается отношение к работе, дисциплина, деловые качества. Характеристика заверяется подписью и печатью. Здесь же методическим руководителем ставится оценка по практике. В первые дни практики студенты получают у преподавателя тему учебно-исследовательской работы (УИРС). Работа выполняется самостоятельно под руководством методического руководителя и представляется на проверку за 1 неделю до окончания практики. ^ Студент должен знать: 1. Основные задачи службы скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе; 2. Принципы обследования и выбор лечебно-тактических мероприятий при угрожающих состояниях на догоспитальном этапе; 3. Возрастные особенности организма, предрасполагающие к развитию угрожающих состояниях; 4. Показания к экстренной госпитализации (показания к госпитализации в реанимационное отделение, показания к лечебным мероприятиям первой помощи); 5. Условия транспортировки. 6. Показания к госпитализации больных, порядок ее проведения. 7. Проведение противоэпидемических мероприятиях в очагах инфекций. 8. Поствакцинальные осложнения, тактика врача при их возникновении. 9. Правила забора материала для лабораторных исследований при сома-тической и инфекционной патологии у пациентов: крови, мочи, кала. Студент должен уметь: 1. Собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез; 2. Провести антропометрическое обследование пациента: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы, оценку физического развития на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов; 3. Измерить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыханий в минуту; 4. Определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья; 5. Провести клиническое обследование здорового и больного пациента: просмотр, аускультация, перкуссия, пальпация; 6. Оценить результаты анализов: общего анализа крови; анализ мочи об-щего, по Нечипоренко, по Зимницкому; копрограмму; 7. Оценить результаты биохимических анализов крови при соматических и инфекционных заболеваниях; 8. Владеть навыками гигиенического ухода за агонирующими пациентами (уход за кожей и слизистыми, обработка пролежней, гигиеническая ванна и др.) 9. Оказать неотложную помощь при ожогах и отморожениях; 10. Оказать неотложную помощь при острой дыхательной недостаточности; 11. Оказать неотложную помощь при остановке дыхания; 12. Оказать неотложную помощь при остановке сердца; 13. Оказать неотложную помощь при отравлениях; 14. Оказать неотложную помощь при различных видах шока; 15. Оказать неотложную помощь при гипертермии; 16. Оказать неотложную помощь при отеке мозга; 17. Оказать неотложную помощь при судорогах; 18. Владеть техникой медицинских манипуляций: в/кожные, п/кожные, в/мышечные и в/венные инъекции, взятие мазков из зева, носа, глаз, промывание желудка. ^ 1. Основные этико-психологические приемы контакта врача с тяжелобольным пациентом и его родственниками. 2. Транспортировка тяжелобольных пациентов с учетом риска транспортировки 3. Оказание неотложной помощи при: - гипертермическом синдроме - судорожном синдроме - отеке легких - приступе бронхиальной астмы - обмороке, коллапсе - анафилактическом шоке - крапивнице, отеке Квинке - генерализованных аллергических синдромах - острой сердечной недостаточности - нарушениях сердечного ритма (пароксизмальная тахикардия) - коматозных состояниях (диабетическая, гипогликемическая, уремическая, печеночная комы) - различных отравлениях - тепловом и солнечном ударе - укусах насекомых и змей, отравлении грибами (остром внутрисо- судистом гемолизе) - утоплении - травматическом, ожоговом, инфекционно-токсическом шоке 4. Определение группы крови и резус-принадлежности, проведение пробы на совместимость крови донора и реципиента 5. Внутривенное струйное введение и капельное вливание лекарственных препаратов 6. Переливание крови и кровезаменителей 7. Искусственная вентиляция легких 8. Непрямой массаж сердца 9. Остановка наружного и ненаружного кровотечения 10. Зондирование и промывание желудка 11. Констатация биологической и клинической смерти пациента 12. Организация мероприятий, связанных со смертью пациента в домашних условиях. 13. Оформление медицинской документации: ф. №112у, ф.№30, 31, 58 14. Взятие мазков из зева, носа, глаз, необходимый материал для лабораторных исследований у здоровых и больных детей с интерпретацией полученных результатов. 15. Сформулировать диагноз согласно имеющейся классификации. 16. Назначить лечение и выписать рецепты. 17. Оформить направление на стационарное лечение, зная основные показания для госпитализации. 18. Организовать стационар на дому. 19. Оформить экстренное извещение на инфекционного больного, провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. ^
^
^ 3.1. Содержание практики 3.1.1. Студент должен знать:
^
^ 1. В области реаниматологии: -клиническое и фармакологическое обоснование использования средств медиаторного действия (М- и Н-холиномиметики и холинолитики, альфа- и бета-адреномиметики и андреноблокаторы), антиаритмических средств, наркотических анальгетиков, средств, применяемых для инфузионной терапии; -показания и методы проведения реанимации, условия отказа от нее, особенности проведения реанимации у детей и новорожденных; -причины развития острой дыхательной недостаточности, классификация, принципы лечения; -причины, патогенез, классификация шока, тактику и принципы лечения при его разновидностях; -причины развития, классификацию и лечение аллергических и коматозных состояний; -особенности реанимации и интенсивной терапии при утоплении, повешении, электротравме; -основные компоненты общей анестезии, применяемые на догоспитальном этапе, механизм действия и методику применения закиси азота, трилена, фторотана, барбитуратов, оксибутирата натрия, кетамина, препаратов нейролептанальгезии, фармакодинамику и способы применения местных анестетиков; -аппаратуру ингаляционного наркоза, ее характеристику и эксплуатацию; -аппаратуру для проведения искусственной вентиляции легких, ее характеристику и эксплуатацию. 2. ^ -диагностику и неотложную помощь при ишемической болезни сердца, ее современную классификацию, диагностику стенокардии, инфаркта миокарда и его осложнений, принципы интенсивной терапии; -диагностику и терапию неотложных состояний при воспалительных, дистрофических поражениях, пороках сердца и кардиомиопатии; -диагностику и неотложную терапию при аритмиях и блокадах сердца; -диагностику и неотложную терапию при артериальных гипертензиях; -методы регистрации и расшифровки ЭКГ, ее особенности при инфаркте миокарда, нарушениях ритма и проходимости; -диагностику и неотложную терапию при пневмониях, остром обструктивном ларинготрахеите, тромбоэмболии легочной артерии, бронхиальной астме и астматическом статусе; -диагностику и неотложную помощь при спонтанном пневмотораксе и легочных кровотечениях; -диагностику и неотложную помощь при язвенной болезни и ее осложнениях, заболеваниях пищевода (грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, варикозные изменения вен); -эпидемиологию гепатитов А и В, врачебную тактику при их диагностике, неотложную помощь при печеночной коме; -диагностику и неотложную помощь при желчнокаменной болезни, остром панкреатите, показания к госпитализации; -диагностику и неотложную помощь при остром пиелонефрите, мочекаменной болезни, уремической коме; -диагностику и врачебную тактику при расслаивающей аневризме брюшной аорты; -диагностику и неотложную помощь при сахарном диабете (гипогликемические состояния, диабетические ацидозы); -диагностику и неотложную помощь при феохромоцитоме, недостаточности коры надпочечников; -диагностику и неотложную помощь при гипотиреоидной коме и тиреотоксикозе; -неотложные состояния при гемоцитобластозах и геморрагических диатезах. 3. ^ -диагностику и тактику при остром аппендиците, особенности диагностики у беременных, в детском и старческом возрасте; -диагностику и тактику при ущемленных грыжах, наиболее часто встречающиеся осложнения; -диагностику и тактику при острой кишечной непроходимости, основные расстройства гомеостаза и методы их коррекции; -диагностику и тактику при повреждении живота, клинику ранений паренхиматозных и полых органов, особенности диагностики при закрытых повреждениях живота; -диагностику и неотложную помощь при повреждениях груди, механизмы развития ОДН, принципы лечения различных видов пневмоторакса, тактику при гемотораксе, неотложную помощь на догоспитальном этапе. 4. ^ : -структуру повреждений при травмах опорно-двигательного аппарата, значение обезболивания и борьбы с шоком; -диагностику и неотложную помощь при повреждениях мягких тканей, переломах и вывихах; -диагностику и особенности неотложной помощи при повреждениях костей таза и позвоночника; -классификацию открытых повреждений, классификацию ран, методы их обработки и пути профилактики инфекции; -особенности диагностики, принципы травматогенеза при сочетанных повреждениях, лечебные мероприятия на догоспитальном этапе; -особенности травмы опорно-двигательного аппарата у детей. 5.^ : -принципы диагностики и лечения при ранениях и инородных телах; -диагностику и неотложную помощь при переломах костей носа, носовых кровотечениях, внутричерепных осложнениях заболеваний носа и придаточных пазух (лептоменингит, абсцессы мозга); -диагностику и неотложную помощь при травмах глотки, гортани и пищевода, нагноительных процессах и инородных телах. 6. ^ -классификацию и диагностику черепно-мозговой травмы, клиническое течение различных типов комоционно-контузионного синдрома, общие принципы их лечения на догоспитальном этапе; -классификацию и диагностику травм спинного мозга, принципы лечения, особенности транспортировки; -классификацию, диагностику и лечение при судорожных состояниях, особенности развития у детей; -классификацию, диагностику и неотложную помощь при острых нарушениях мозгового кровообращения; -диагностику и неотложную помощь при острых воспалительных заболеваниях головного и спинного мозга и его оболочек. 7. ^ -клинические проявления и неотложную помощь при остром приступе глаукомы; -характеристику ранений и ожогов глаза, принципы неотложной помощи, показания к госпитализации. 8. ^ -этиологию, патогенез и клинику токсикозов беременных, неотложную помощь при эклампсии; -диагностику и неотложную помощь при абортах и преждевременных родах, патогенез кровотечения при преждевременных родах; -общие принципы ведения родов вне стационара; -диагностику кровотечений при поздних сроках беременности, в родах и послеродовом периоде; -патогенез геморрагического шока в акушерстве, принципы интенсивной терапии: -клинические проявления септических заболеваний (метроэндометрит, перитонит) и неотложную помощь при них; -диагностику и неотложную помощь при внематочной беременности, апоплексии яичника и дисфункциональных маточных кровотечениях; -диагностику и тактику при острых воспалительных заболеваниях женских половых органов. 9. ^ -клиническую картину психопатологических синдромов, их классификацию, принципы неотложной помощи; -клинические проявления шизофрении и неотложную помощь на догоспитальном этапе при ее обострениях; -диагностику и неотложную помощь при алкогольном психозе, маниакально-депрессивном психозе и реактивных состояниях. 10. ^ -классификацию ядов по токсичности, основные факторы, определяющие тяжесть отравления; -классификацию острых отравлений, патологические синдромы при острых отравлениях, современные принципы лечения; -особенности токсикологии детского возраста, особенности клинического течения острых отравлений у лиц пожилого и старческого возраста. 11. ^ -общие сведения об ожогах, их классификацию, периоды ожоговой болезни, патогенез и клинику ожогового шока, методы интенсивной терапии; - диагностику и неотложную помощь при солнечном и тепловом ударе, общем охлаждении и отморожениях. 12. В области неотложных состояний при инфекционных заболеваниях: -этиологию и эпидемиологию, диагностику и неотложную помощь при тифопаратифозных заболеваниях, сальмонеллезе, пищевых токсикоинфекциях, ботулизме, гриппе и его осложнениях, дифтерии; -диагностику и неотложную помощь при менингококковой инфекции, менингитах, энцефалитах, столбняке; -врачебную тактику, меры самозащиты при особоопасных и карантинных инфекциях (холера, чума, сибирская язва, СПИД); -особенности течения и неотложной помощи при инфекционных заболеваниях у новорожденных. 13. ^ -семиотику урологических заболеваний, неотложную помощь при острой задержке мочи; -основы диагностики и неотложной помощи при воспалительных заболеваниях половых органов у мужчин; -основы диагностики и неотложной помощи при травмах мочеполовых органов. ^ Студент должен уметь диагностировать и оказывать неотложную терапевтическую помощь при следующих состояниях:
^ В свободное от приема больных время, студент знакомится и осваивает навыки оформления основной медицинской документации участкового врача:
Журнал регистрации амбулаторных больных ведется на фельдшерско-акушерских пунктах (если на пунктах не ведется медицинская карта амбулаторного больного ф. N 025/у), врачебных и фельдшерских здравпунктах, служит для записи всех, обращающихся к персоналу пункта, больных, независимо от повода обращения. Журнал применяется также для регистрации больных, обращавшихся за амбулаторной помощью в приемные отделения стационаров и на станции скорой и неотложной медицинской помощи. Данные журнала используются для получения сведений о числе посещений, для отчетов фельдшерско-акушерских пунктов (ф. N 14), здравпунктов (ф. N 7). В отчетах лечебно-профилактических учреждений по ф. N 1 сведения о числе посещений у врачей приемного отделения включаются в табл. 1, раздел II. В отчетах станций скорой и неотложной медицинской помощи (ф. N 8) - на основании записей в журнале заполняется раздел IV число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь амбулаторно.
Журнал ведется на станциях (в отделениях) скорой медицинской помощи диспетчером, принимающим вызовы от населения: графы 1-8 заполняются в момент поступления вызова; графы 8-16 после возвращения бригады на основании записей в карте вызова скорой медицинской помощи.
Карта вызова скорой медицинской помощи заполняется во всех станциях и отделениях скорой и неотложной медицинской помощи выездными бригадами врачебными и фельдшерскими. Заполнение верхней части карты и п.п. 3-13 производится диспетчером, принявшим вызов (в случаях, когда карта передается на руки персоналу выездной бригады), и непосредственно бригадой (если вызов был передан по телефону или по радио). П.п. 14-24 заполняются бригадой при выполнении вызова. Большая часть признаков карты заполняется путем подчеркивания нужного признака и кодирования (окружения кружком нужного квадрата с цифрой). Например вызов по поводу несчастного случая кодируется в п. 4-1, травма, осложненная кровотечением в п. 19-9, безрезультатный вызов в связи с бездорожьем - в п. 14-6 и т.д. Такой порядок заполнения карт обеспечивает возможность их машинной обработки. Заполненные за смену карты просматриваются и подписываются старшим врачом смены, после чего бригада сдает их диспетчеру и расписывается в журнале записи вызовов скорой медицинской помощи. Карты используются для заполнения дневника работы станции скорой медицинской помощи (ф. N 115/у).
(форма N 114/у) Лист заполняется бригадой скорой медицинской помощи в случаях доставки больного (пострадавшего) в стационар. Сопроводительный лист и лицевая часть талона к нему заполняются врачом (фельдшером) бригады при передаче больного (пострадавшего) в приемное отделение больницы. Оборотная часть талона к сопроводительному листу заполняется в больнице. Сопроводительный лист вклеивается в медицинскую карту стационарного больного, талон к нему, при выписке больного (или в случае его смерти) отрывается и по заполнении пересылается на станцию скорой и неотложной медицинской помощи, доставившей больного. Талон заполняется врачом отделения, в которое был помещен больной. Талон пересылается на станцию и в том случае, если больной не был госпитализирован. В этом случае соответствующие записи в талоне делаются врачом приемного отделения с отметкой путем подчеркивания "обслужен амбулаторно".
Дневник заполняется всеми станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи по данным карт вызова скорой медицинской помощи (ф. N 110/у). В крупных станциях скорой медицинской помощи, имеющих специализированные бригады, рекомендуется, кроме общего дневника, раздельное ведение дневников по общепрофильным врачебным и фельдшерским бригадам и каждому виду специализированных бригад в отдельности. Данные дневников используются для составления отчета о работе станции (отделения, больницы) скорой и неотложной медицинской помощи (форма N 8). ^
- травматическом, ожоговом, инфекционно-токсическом шоке
^ План написания УИРС. 1. Актуальность темы. 2. Цель исследования. 3. Задачи исследования. 4.Материалы и методы. 5. Результаты исследования и их обсуждение. 6. Выводы. 7. Практические рекомендации. 8. Список литературы. Примерные темы УИРС
Образец оформления титульного листа курсовой работы приводится ниже. Курсовая работа должна быть напечатана в текстовом редакторе с интервалом 1,5. Размер шрифта 14 пт. Поля: сверху и снизу – 2 см, слева -3 см, справа – 1 см. Готовая работа переплетается. Образец оформления титульного листа курсовой работы
5. Планы семинаров (2 часа) Тема №1. «Остановка сердца и дыхания. Помощь на догоспитальном этапе» 1. Контроль за дыхательными путями Причины и диагностика обтурации дыхательных путей, неотложные мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей. Положение пострадавшего 2. Поддержание дыхания Методика вентиляции изо рта в рот, методика вентиляции изо рта в нос 3. Поддержание кровообращения Причины и диагностика остановки сердца, сердечно-легочная реанимация при закрытой грудной клетке, методика наружного массажа сердца для взрослых и детей раннего возраста, сочетание наружного массажа сердца с вентиляцией легких при проведение стандартной СЛР, методика проведения СЛР одним реаниматором, методика проведения СЛР двумя реаниматорами 4. Реанимация младенцев и детей Методика реанимации младенцев и детей,Удаление инородного тела у младенцев и детей, 5. Деонтологические аспекты Ситуации, при которых не следует проводить экстренную реанимацию, Ситуации, при которых следует прекратить проведение реанимации. Тема №2 «Острый живот в работе врача скорой помощи» 1. Острые неспецифические воспалительные заболевания органов пищеварения. 2. Перфорации полого органа, возникающие чаще всего вследствие различных заболеваний или повреждений органов брюшной полости и приводящие к развитию перитонита. 3. Внутренние кровотечения в брюшную полость и забрюшинное пространство, возникающие спонтанно или вследствие травмы. 4. Непроходимость кишечника, возникающая в результате заворота кишок, узлообразования, ущемления кишки во внутренней или наружной грыже, обтурации, инвагинации, сдавления кишки спайками. 5. Острые нарушения мезентериального кровообращения (артериального и венозного), приводящие к инфаркту кишки. 6. Острые воспалительные процессы и нарушения кровообращения внутренних половых органов (острый аднексит, перекрут ножки опухоли или кисты яичника, некроз миоматозного узла матки или опухоли яичников и др.). ^
^ Для оценки приобретенных студентами во время летней производственной практики теоретических знаний и овладения практическими навыками проводится дифференцированный зачет. Зачет практических навыков осуществляется при индивидуальной работе со студентами ежедневно. Зачет принимает комиссия в составе главного врача или его заместителя, базового и институтского руководителей практики. Сдача зачета проводится на базе практики с дифференцированной оценкой по пятибалльной системе. Оценка за подписью ответственного ассистента вносятся в зачетную книжку. На итоговую аттестацию по производственной практике предлагается ряд тестовых вопросов и ситуационных задач. ^ 1. Методы реанимации и интенсивной терапии на догоспитальном этапе: оснащение и оборудование машины скорой медицинской помощи; методы терапии острой дыхательной недостаточности, поддержания свободной проходимости верхних дыхательных путей, оксигенотерапия, искусственная вентиляция легких; методы восстановления сердечной деятельности; пути введения лекарственных препаратов; методы остановки наружного кровотечения; зондирование и промывание желудка; методы обезболивания и транспортная иммобилизация. 2. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика врача при синдроме острой дыхательной недостаточности: внезапная остановка и декомпенсация дыхания, отек легкого, острая обструкция верхних дыхательных путей, первая врачебная помощь при инородных телах трахеи и бронхов; диагностика и терапия дыхательной недостаточности при синдроме острой бронхиальной обструкции, первая врачебная помощь. 3. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика врача при синдроме острой недостаточности кровообращения: сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность, нарушения сердечного ритма; признаки угрожающего состояния при них и показания к проведению мероприятий первой помощи; характер экстренной терапии; первая врачебная помощь при гипертоническом кризе, приступе пароксизмальной тахикардии, гипертонических кризах, острой недостаточности кровообращения. 4. Диагностика, первая врачебная помощь при нарушениях функции ЦНС: расстройство сознания; судорожный синдром, дифференциальный диагноз, судороги различного генеза - лечебно-диагностические решения на догоспитальном этапе; диагностическая и тактическая задачи, последовательность лечебных мероприятий при различных коматозных состояниях, гипер- и гипогликемическая кома - диагностика, первая врачебная помощь; нейротоксический синдром при первичном инфекционном токсикозе; клиническая фармакология препаратов, применяемых в неотложной неврологии. 5. Диагностика и лечение неотложных состояний, обусловленных несчастными случаями: диагностика и первая врачебная помощь при электротравме; утопление - виды, дифференцированная терапия на догоспитальном этапе; лечение солнечного и теплового удара; первая помощь при отморожениях и замерзаниях; лечение укусов насекомых, змей , животных; первая помощь при ингаляции дыма, горячего воздуха, окиси углерода; характеристика и течение острого отравления в зависимости от поступления яда в организм, мероприятия по удалению не всосавшегося яда, принцип удаления всосавшегося яда. 6. Диагностика, первая врачебная помощь при острых гемолитических и геморрагических состояниях: острый внутрисосудистый гемолиз (укусы змей, отравление грибами); дифференциальная диагностика гемолитического криза при внутрисосудистом и внутриклеточном гемолизе; носовые кровотечения- мероприятия первой помощи, причины; клинические проявления диссеминированного внутрисосудистого свертывания - принципы лечения на догоспитальном этапе. 7. Скорая и неотложная помощь при генерализованных аллергичнских синдромах: анафилактический шок - клиника, первая врачебная помощь; отек Квинке, первая помощь при гигантской крапивнице; диагностика, терапия синдрома Лайелла; сывороточная болезнь - тактические условия, условия транспортировки, тактика, первая врачебная помощь, показания к госпитализации при приступе бронхиальной астмы, лечебно-тактические мероприятия при астматическом статусе. 8. Диагностика, первая врачебная помощь при острых инфекционных заболеваниях: острое воспаление слизистых оболочек дыхательных путей; вирусные поражения, микробные поражения; основные дифференциально-диагностические признаки заболеваний с инфекционными экземами; диагностика и первая врачебная помощь при нейроинфекции; инфекционно-токсический шок при менингококцемии - диагностика, первая врачебная помощь, диарея, тактика врача и первая врачебная помощь на догоспитальном этапе; синдром желтухи - дифференциальный диагноз, тактика показания к госпитализации. 9. Скорая и неотложная помощь при повреждении ушей, горла и органов зрения: травмы; паратонзиллярный и заглоточный абсцесс; кровотечения из глотки и носоглотки; инородные тела, острые травмы пищевода; ранения, ушибы, термические и лучевые ожоги, отиты, прободное ранение глазного яблока, подозрение на ранение орбиты. ^
544 с. 5. С.Ф. Багненко, А.Г., Мирошниченко, А.Л. Вёрткин, М.Ш. Хубутия «Руководство по скорой медицинской помощи» - 2007 – 894 с Дополнительная литература 1. Белов Л. Дифференциальная диагностика и лечение неотложных состояний. Доврачебная помощь / Л.Белов. – М.: Медицина, 2001. – 224 с. 2. Богоявленский И.Ф. Доврачебная помощь при неотложных критических состояниях / И.Ф.Богоявленский. – М.: Гиппократ, 2003. – 736 с. 3. Борисова О.А.Неотложные состояния у детей / О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская. – М.Е Медицина, 2004. - 576 с. 4. Бочков Н.П. Справочник терапевта / Н.П.Бочков, Н.Р.Палеев, А.В.Покровский. – М.: Медицина, 2003. – 460 с. 5. Вуколова З.П. Доврачебная экстренная и неотложная помощь детям / З.П.Вуколова, А.Г.Оганова, В.П.Вуколов. – М.: Медицинв, 2000. – 310 с. 6. Гайворонский И.В. Основы медицинских знаний: Учебное пособие по анатомии человека, физиологии, гигиене и оказанию первой помощи при неотложных состояниях / И.В.Гайворонский, Г.И.Ничипорук, А.И.Гайворонский. – М.: Медицина, 2001. - 293 с. 7. Евдокимов Н.М. Оказание первой доврачебной медицинской помощи / Н.М.Евдокимов.- М.: Медицина, 2001. – 300 с. 8. Мусалатов О.А. Медицина катастроф (основы оказания медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе) / О.А.Мусалатов. – М.: ВУНМЦ, 2002. – 228 с. 9. Никитин Н.П. Справочник врача и неотложной помощи / Н.П.Никитин. – Ростов/на Дону: Феникс, 2007. – 252 с. 10. Рогова Н.В. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие / Под ред. акад. РАМН, д.м.н., проф. В.И. Петрова. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. – 184 с. 11. Фефилова Л.К. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф / Л.К.Фефилова. – М.: Дашков и К, 2005. – 416 с. Учебные и методические пособия
Приложения (образцы оформления дневника прохождения практики) Образец оформления титульного листа дневника ^ МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра внутренних болезней № 2 Дневник производственной практики «ПОМОЩНИК ^ студент___ V курса______ группы ______________________________ ______________________________ 201__/201__ уч. Год График практики: Установочная конференция «____»_________________201_ г. Поликлиника _____________________с «____»_________________201_ г. по «____»_________________201_ г. (наименование поликлиники) Станция скорой медицинской помощи _____________________________________________________________ (наименование ССМП) с «____»_________________201_ г. по «____»_________________201_ г. Итоговая конференция «____»_________________201_ г. ____________________________________________ (место проведения конференции) Отметка о зачете ___________________ Подпись руководителя____________________ Сводная таблица по итогам прохождения практики на станции скорой медицинской помощи. 1. Название ССМП _________________________________________________________ 2. Сроки прохождения практики на данной ССМП: с «_____» ___________ 201__г. по «____» _______________ 201__г.
^
Подпись студента ^
^ V курса медицинского факультета НИУ БелГУ по итогам прохождения практики на станции скорой медицинской помощи ________________________________________________________ (Ф.И.О.) ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ В характеристике должны быть отражены: а) уровень теоретической подготовки, б) владение практическими навыками, в) знание рецептуры, г) биоэтические основы (умение установить контакт с больными и здоровыми пациентами, их родственниками, авторитет среди пациентов и медицинского персонала), д) общая оценка производственной практики по пятибалльной системе (удовлетворительно, хорошо, отлично, не зачтена практика). ^ Главный врач: (подпись) М. П. Дата _______________ Замечания и предложения студента по совершенствованию организации и проведения практики ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-методическое пособие Ксения Александровна Бочарова ПОМОЩНИК ВРАЧА СКОРОЙ ПОМОЩИ Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике |