|
Скачать 456.8 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра хирургии педиатрического и стоматологического факультетов МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО по производственной практике для руководителей практики ВУЗов и ЛПУ, студентов II курса педиатрического факультета по специальности «помощник палатной медицинской сестры» Краснодар 2009 ^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ^ Кафедра хирургии педиатрического и стоматологического факультетов МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО и дневник по летней производственной практике для студентов II курса педиатрического факультета по специальности «Санитарская практика» Краснодар 2009 Составители: Зав. кафедрой хирургии педиатрического и стоматологического факультетов КГМА, д.м.н., проф. С.Е Гуменюк . Асс А.Ю Сидельников . Асс. к.м.н. С.Н. Потемин Рецензенты: Зав. кафедрой сердечно-сосудистой хирургии ФППВ КГМУ д.м.н., проф. О.А. Алуханян Зав. кафедрой госпитальной хирургии КГМУ д.м.н., проф. В.А. Авакимян Методическое руководство по производственной практике студентов II курса педиатрического факультета по специальности «помощник палатной медицинской сестры» предназначено для студентов, походящих летнюю производственную практику на клинических базах, руководителей практики, ответственных врачей – ординаторов отделений хирургического профиля и отделений реанимации и интенсивной терапии. В методическом руководстве освещены вопросы целей, задач производственной практики, вопросы оформления медицинской документации. В методическом руководстве приведен перечень практических навыков и манипуляций, которыми должны овладеть студенты после прохождения производственной практики, уровень усвоения, а также и вопросы для собеседования со студентами после прохождения ими производственной практики. Рекомендовано к изданию ЦМС КГМУ (протокол №____от_____________2008г.) оглавлениеоглавление 4 ПРЕДИСЛОВИЕ 5 ^ ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ 5 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ 5 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ХИРУРГИЧЕСКОМ, РЕАНИМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИЯХ 6 ^ II. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ 7 III. ПЕРЕВЯЗОЧНАЯ, УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВЯЗОК. 7 ^ V. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ 8 VI. ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК 9 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 9 ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ 2-ГО КУРСА 9 ^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ 10 ДНЕВНИК (образец) 13 ПРЕДИСЛОВИЕЛетняя производственная практика в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры предусматривает ознакомление студентов 2-го курса педиатрического факультета с работой лечебно-профилактического учреждения, приобретение практических навыков в объеме помощника медицинской сестры, а также оказание неотложной первой помощи больным при острых нарушениях сознания, дыхания, сердечной деятельности, терминальных состояниях. Производственная практика является логическим продолжением учебного процесса по курсу ухода за хирургическими больными. Студенты, пришедшие на производственную практику, впервые сталкиваются с лечебно-диагностическими процессами в условиях лечебно-профилактического учреждения, они общаются с больными, знакомятся с лечебно-охранительными и санитарно-гигиеническим режимом хирургических отделений, приобретают навыки оказания первой медицинской помощи. Поэтому весьма важно соблюдать деонтологические правила поведения с больными и воспитывать в себе принципиальность, милосердие. Студенту необходимо завоевать уважение, доверие больного, медицинского персонала. Этические нормы поведения являются основой для работы с больными. Настоящее методическое указание поможет правильно организовать практику. Оно рассчитано на непосредственных руководителей производственной практики, старших медицинских сестер и студентов 2-го курса педиатрического факультета. ^ 1. Ознакомление студентов с работой лечебно-профилактических учреждений. 2.Овладение приемами ухода за больными. 3. Овладение методиками сестринских и некоторых врачебных манипуляций. 4-Воспитание неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики. ^ 1. Основные правила и методики ухода за больными при различных заболеваниях. 2.Основные правила и методики медсестринских манипуляций. 3. Принципы медицинской этики и деонтологии. ^ Производственная практика студентов 2-го курса в качестве помощника медицинской сестры проводится после окончания весенней экзаменационной сессии и длится 24 рабочих дня. Студенты работают ежедневно по 6 часов. Из них 9 дней практики - в хирургическом отделении, 1 день - в приемном покое, 1 день - в реанимационном отделении, 1 день - в операционном блоке. Руководство практикой осуществляет кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов. Непосредственными руководителями практики являются старшие медицинские сестры хирургических отделений базовых больниц. Студенты ежедневно ведут дневники, в которых записывают выполненную работу за день. Медсестра, под руководством которой студенты работают, заверяет этот дневник. За время производственной практики студент представляет руководителю практики оформленный дневник, реферат. Проводится собеседование по программным вопросам (перечень вопросов для собеседования представлен в приложении 4) и выставляется дифференцированная оценка. ^ При прохождении производственной практики каждый студент должен ознакомиться с работой лечебно-профилактического учреждения, приобрести практические навыки по общему уходу за хирургическими больными, оказанию неотложной помощи и санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к хирургической службе. ^ Приемное отделение больницы предназначено для приема, регистрации, осмотра и санитарно-гигиенической обработке больных. Оно состоит из 9 помещений: 1. Зал ожидания. 2. Комната дежурной сестры. 3. Операционная-перевязочная. 4. Смотровые комнаты. 5. Процедурная комната. 6. Санпропускник. 7. Клиническая лаборатория. 8. Комната для персонала. 9. Догоспитальные палаты. В обязанности медсестры входит: сопровождение больного в кабинет, оформление документации, осмотр больного, и его санитарная обработка, транспортировка в отделение. Больным, поступающим в плановом порядке, медицинская сестра объясняет, что они могут взять с собой - туалетное мыло, зубную пасту и щетку, тапочки, халат. Личная одежда поступающих больных переписывается в вещевой лист в 2 экземплярах. Один из них прикладывается к одежде, другой выдается на руки больному. Одежда в определенном порядке надевается на вешалку и передается на склад для хранения. Принимает больных заведующий приемным отделением или дежурный врач. Осмотр больного производится в смотровом кабинете на кушетке, покрытой клеенкой, простыней или пленкой разового пользования. После приема каждого больного клеенка дважды протирается салфеткой, смоченной 1% раствором хлорамина. У больного осматриваются кожный покров, зев, измеряется температура тела. Использованные металлические шпатели промываются проточной водой и кипятятся в течение 15 минут. Термометры хранятся полностью погруженные в 0,5% раствора хлорамина. При осмотре больного в приемном отделении обращается внимание на наличие кожных заболеваний и ставится в истории болезни штамп клиники с датой и подписью медсестры, сделавшей осмотр. После смотрового кабинета больного сопровождают в ванную комнату. Средняя продолжительность теплой гигиенической ванны 20-30 минут при температуре воды 35-36 градусов. Если больному по состоянию здоровья ванна запрещена, то назначают душ. Если больной в тяжелом состоянии или средней тяжести, младшая медицинская сестра протирает тело полотенцем, смоченным спиртом. Затем, соблюдая все правила транспортировки, больного доставляют в отделение самостоятельно, в сопровождении сестры, на кресле или на каталке. В комплекс помещений приемного отделения входит малая операционная для оказания хирургической помощи. Для обеззараживания воздуха применяется бактерицидный облучатель. Уборка производится два раза в сутки с применением 0,5% моющего средства с добавлением раствора перекиси водорода. Больные дают расписку о том, что они ознакомлены с правилами поведения в стационаре и обязуются их выполнять. Контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима проводится при приеме смены и в течение рабочего дня заведующим отделением и старшей медицинской сестрой. ^ 1. Изучение основных обязанностей и условий работы среднего и младшего медицинского персонала. 2. Знакомство студентов с основами медицинской психологии, этики и деонтологии. 3. Усвоение общих правил ухода за больными и дифференцированного ухода в хирургической клинике. 4. Обучение студентов медицинским процедурам и манипуляциям. Обязанности постовой медицинской сестры хирургического отделения: участие в обходе с лечащим врачом, наблюдение за состоянием больных, термометрия, у больных после операции - контроль за состоянием повязок; выполнение назначений (раздача лекарств, выполнение инъекций) подготовка больных к исследованиям и операциям); направление крови и выделений больных на исследования, контроль за получением результатов анализов; ведение медицинской документации; выписка и получение из аптеки лекарственных средств; совместно с младшим медицинским персоналом уход за тяжелобольными и лежачими больными; контроль за соблюдением санитарного режима палат. Студенты должны ознакомиться с хирургическим отделением общего профиля клиники или больницы. В хирургическом отделении изучают устройство палат, больничную мебель (кровати, тумбочки, табуретки), особенности ухода за тяжелыми и лежачими больными: уход за кожей, мытье ног, головы, уход за полостью рта. Студенты знакомятся с постановкой клизмы, изучают все виды клизм, механизм их действия, методику выполнения. Изучают методику зондирования желудка, показания, технику, выполнения, готовят больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям. Выполняют подкожные и внутримышечные инъекции. ^ Перевязка - это процесс снятия повязки, лечебные манипуляции в ране, наложение новой повязки. Показания к перевязке: повязка сбилась, загрязнена, промокла, необходимость лечебных манипуляций в ране. Основная задача при работе в перевязочной - профилактика проникновения инфекции в рану. При прохождении практики необходимо обратить особое внимание на необходимость разделения "чистых" и гнойных больных и наличие различных перевязочных для этих контингентов больных. Студенты должны осуществлять доставку больных в перевязочную на сидячих колясках, каталках для лежачих больных, помогать ходячим послеоперационным больным. Необходимо обратить внимание на бережное обращение с больными, особенно при доставке в перевязочную тяжелых лежачих больных. Студенты должны овладеть методами перекладывания и перестилания больных. Во время работы в перевязочной студенты должны строжайше соблюдать требования асептики и антисептики. Студенты участвуют в перевязках, овладевая методами инструментальной перевязки ран. После перевязки больной должен быть доставлен в палату. Во время перевязок студенты участвуют в снятии одежды с больного, следует также обратить внимание на необходимость безболезненного выполнения этой манипуляции. В чистой перевязочной студенты участвуют в хирургических манипуляциях: снятие послеоперационных кожных швов, пункции серозных полостей - пункция брюшной полости, пункция плевральной полости, пункция крупных суставов. В перерывах между перевязками студенты должны обрабатывать инструменты перед стерилизацией, обрабатывать инструменты перед стерилизацией, обрабатывать перевязочный стол с помощью антисептических средств, участвовать в текущей уборке перевязочной. ^ Студенты должны ознакомится с оборудованием процедурного кабинета, изучить методы стерилизации инструментов, выполнением пункции периферической вены, а также хранением стерильных инструментов, лекарственных веществ и взятой для анализа крови. Студенты знакомятся с устройством и разновидностями одноразовых шприцев, игл, используемых в работе процедурной сестры, определяют их пригодность, изучают правила ухода и хранения, а так же утилизации после применения. Студенты должны ознакомиться с порядком сборки шприцев набором в него лекарственных веществ. Изучается техника внутримышечных, внутривенных, подкожных инъекций. Студенты знакомятся с зондами для дуоденального зондирования и промывания желудка. Принимают участие в проведении дуоденального зондирования. Изучают технику введения зонда в желудок и 12-перстную кишку для взятия желудочного сока, промывания желудка. ^ В отделении реанимации необходимо изучить оборудование палаты интенсивной терапии. Изучить показания к проведению реанимационных мероприятий. Обратить внимание на течение послеоперационного периода. Дать характеристику пульса, дыхания, измерять артериальное давление. В раннем послеоперационном периоде важно следить за дыханием больного, особенно у ослабленных больных после наркоза, ввиду возможного развития дыхательной недостаточности или нарушения проходимости дыхательных путей (от западания языка, закупорки рвотными массами). Необходимо научиться оказывать первую медицинскую помощь больному при потере сознания, при острых нарушениях его психики, при острых кровотечениях, при острых нарушениях дыхания, рвоте, регургитации и аспирации желудочного содержимого, при коллапсе, терминальных состояниях. После операций необходимо находиться у больного до полного его пробуждения, если больной оперирован под наркозом, контролировать функцию дыхания, пульс, АД, предупредить свободное затекание желудочного содержимого в пищевод и полость рта. Предупредить и лечить икоту, рвоту, отрыжку. По указанию врача зондировать желудок, вводить газоотводную трубку в прямую кишку (познакомиться). Проводят ингаляцию увлажненным кислородом, дыхательную гимнастику. Следят за состоянием дренажа и проводят уход за ним. Следят за мочевыделением. По указанию врача проводится катетеризация мочевого пузыря. ^ В операционном блоке студент знакомится: - со стерилизацией материалов, перчаток, инструментария; - с обработкой рук перед операцией; - с работой операционной и участвует в операциях в качестве помощника операционной сестры. ^
^ Во время летней производственной практики студент закрепляет или повышает уровень усвоения практических навыков, манипуляции изложенных в перечне лечебно-диагностических навыков. В дневниках по производственной практике отмечает количество и уровень усвоения практических навыков.
^
Характеристика
^
Характеристика Место печати Зав. отделения Ст. мед. сестра подписи |