Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология»





Скачать 307.76 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология»
Дата 19.03.2013
Размер 307.76 Kb.
Тип Рабочая программа



















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра нормальной и патологической анатомии




УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии




______________ В.А.Каранашева




«___» _____________ 2012 г.




СОГЛАСОВАНО

Декан медицинского факультета




__________________ Р.М.Захохов




«___» ____________ 2012 г.



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ»




Специальность 060500. 62 «Сестринское дело»




Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная


Нальчик 2012





Рецензент

Доктор биологических наук, профессор зав. курсом морфологии и физиологии КБГСХА им. В. М. Кокова Пилов А.Х.


Рабочая программа дисциплины «Общая патология» /сост. Е.М. Пшукова – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2012. - 20 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Медицинское образование в 4 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500.62 Сестринское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» января 2011 г. № 57.

Составитель ____________________ Е.М.Пшукова

30.05.2012 г. (подпись)






 Пшукова Е.М., 2012




^ ФГБОУ КБГУ, 2О12 2



Содержание










1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………….4




2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………4




3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины..5




4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....……………..6




4.1

Содержание разделов дисциплины...............................................6




4.2

Структура дисциплины...............................................................10




4.3

Практические занятия (семинары)....…………………………….11




4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….12




5

Образовательные технологии.....................................................13




5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………….13




6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.........................................................13




7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).........17




7.1

Основная литература…………………………………………….17




7.2

Дополнительная литература…………………………………….21




7.3

Периодические издания.....……………………………………….17




7.4

Интернет-ресурсы.......................................................................17













7.5

Методические указания к практическим занятиям ...................17













8

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………..17







Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………19































^ 1. Цели и задачи освоения дисциплины

Патология – научно-прикладная дисциплина, целью которой является изучение фундаментальных основ патологических процессов и болезней человека на основе обобщения научных достижений медицины, биологии, физики, химии, генетики, иммунологии.

Общая патология должна раскрыть общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов и болезней человека на основе интеграции наиболее существенных достижений патобиохимии, патофизиологии, патоморфологии, других медико-биологических наук и клинических дисциплин, и сформировать базу современной теории патологии, обеспечить понимание новых направлений в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации больных.

^ Задачи дисциплины – изучение:

- патологии клетки и общепатологических процессов;

- этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов, отдаленных последствий, профилактики, лечения, реабилитации больных;

- морфофункциональных изменений, отражающих процессы приспособления и компенсации организма, развивающихся в ответ на воздействие факторов внешней среды;
- изменений болезней, возникающих в связи с меняющимися условиями жизни человечества и лечения (патоморфоз);
- болезней и патологических процессов, развивающихся в результате медицинских мероприятий (патология терапии, ятрогении);


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – математический и естественнонаучный цикл.

Базисными дисциплинами для общей патологии являются химия и физика,биология, биологическая химия, анатомия и физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией. Изучение этих дисциплин должно предшествовать общей патологии и только на основе их усвоения возможно эффективное познание и использование общей патологии. Высокий уровень знаний по общей патологии, в свою очередь, необходим для успешного усвоения последующих клинических курсов, гигиены, доврачебной помощи.


^ 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


1). Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации их. Понятие общей нозологии. Структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов.

2). Основные методы патологоанатомического исследования.

3). Причины, механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, функций органов и систем.

4). Этиологию, патогенез, морфологию органов, проявления, осложнения важнейших заболеваний человека.

5). Принципы профилактики, этиотропного и патогенетического лечения болезней и реабилитации больных.

6).Основы действующего законодательства о здравоохранении и патологоанатомической службе, порядок проведения патологоанатомического вскрытия трупа.

7). Понятие о диагнозе, принципы построения клинического и патологоанатомического диагноза и клинико-анатомического сопоставления.

8).Значение, порядок забора, методы исследования биопсийного материала.

9). Принципы организации комиссии по изучению летальных исходов, работы клинико-анатомических конференций.

Уметь:

1). Правильно интерпретировать клинические проявления, и какие морфологические изменения им соответствуют.

2). Описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов. На основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

3). Визуально оценить и уметь запротоколировать изменения в органах и тканях трупа. Правильно и последовательно сформулировать патологоанатомический диагноз, провести клинико-анатомическое сопоставление диагнозов, дать заключение о причине смерти.

4). Использовать знания по курсу патологии при изучении клинических дисциплин.

5). Заполнить медицинское свидетельство о смерти, медицинское свидетельство о перинатальной смерти.

6). Проводить забор, маркировку и оформить бланк направления биопсийного материала на гистологическое исследование.

^ Владеть навыками:

- применения знаний об этиологии, патогенезе, типовых патологических процессах, морфологии, учения о диагнозе к анализу конкретных болезней;

- сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития, клинико-анатомического анализа;


4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

^ 4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование раздела

Форма текущего контроля

1

Общая нозология

ПЗ

2

Типовые (стереотипные) патологические процессы

ПЗ



^ I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Патология. Содержание, задачи, объекты, методы и уровни исследований. Исторические данные. История предмета в КБГУ. Связь патологий с фундаментальными и клиническими дисциплинами. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения.

Аутопсия. Биопсия. Значение изучения прижизненных субстратов от больных, трупного и экспериментального материала. Гистологическое исследование. Гистохимия. Цитология. Имунногистохимия.

Смерть: умирание как стадийный процесс. Терминальные состояния – преагональное состояние, агония, клиническая смерть. Биологическая смерть. Признаки смерти, посмертные изменения. Понятие о внезапной смерти, главные ее причины. Основы реанимации; постреанимационная болезнь. Социально-деонтологические аспекты реанимации.


Учение о болезни

Понятия здоровье и болезнь. Основные компоненты болезни – патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Общепатологический (типовой) патологический процесс, признаки, значение в формировании болезни. Понятие о симптомах и синдромах болезни.

Стадии, исходы болезни. Нозологическая единица. Выздоровление: полное и неполное. Хронизация патологических процессов и болезней человека; причины и механизмы. Реабилитация больных.


Общая этиология

Этиология; характеристика понятия. Болезнетворные причины и болезнетворные условия, их связь в процессе возникновения болезней. Роль внешних и внутренних факторов в развитии болезни. Факторы риска возникновения болезни. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезней.

Характеристика понятия патогенез. Основные закономерности патогенеза болезни; причинно-следственные связи, «порочные круги». Связь структуры и функции в патогенезе. Уровни повреждения. Первичное повреждение. Его локализация и генерализация: местные и общие реакции на повреждение, их связь. Принципы патогенетической терапии; заместительная терапия, симптоматическая терапия. Принципы интенсивной терапии.


Болезнетворные факторы среды и роль реактивности организма

Физические факторы. Механическое воздействие на организм; травматический шок, синдром длительного раздавливания. Термическое воздействие на организм; ожог, ожоговый шок, ожоговая болезнь. Общая характеристика проявлений. Отморожение. Воздействие лучевой энергии на организм. Механизмы повреждающего действия ионизирующего излучения. Лучевая болезнь, ее последствия. Воздействие электроэнергии на организм. Механизмы местного и общего повреждения. Причины смерти от электротравмы. Понятие о лекарственной болезни, лекарственной зависимости, резистентности к лекарственным препаратам.

Реактивность; характеристика понятия, связь с другими проявлениями жизни (реакция, резистентность, чувствительность). Значение реактивности в возникновении, течении и исходе болезни. Виды и определяющие факторы. Механизмы реактивности: видовые, групповые и индивидуальные. Патологическая реактивность; наиболее важные формы и значение в возникновении, развитии и завершении болезни.


Компенсаторно-приспособительные процессы в патологии

Общая характеристика приспособительных (адаптивных) процессов. Виды приспособительных реакций: защитные, восстановительные и компенсаторные изменения. Особенности адаптаций организма в условиях патологии. Классификация приспособительных процессов. Гиперплазия и гипертрофия: определение, причины, механизмы, виды, клинико-морфологическая характеристика. Атрофия: определение, причины, механизмы, классификация, клинико-морфологическая характеристика. Метаплазия: определение, виды, примеры, значение для организма.

Регенерация: определение, сущность, значение, формы, виды, исходы. Регенерация соединительной ткани. Грануляционная ткань. Заживление ран. Морфогенез рубца. Регенерация нервной системы, костной ткани.


^ II. ТИПОВЫЕ (СТЕРЕОТИПНЫЕ) ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Повреждение (альтерация); патология клетки

Характеристика понятия повреждение (альтерация) как основы патологии. Апоптоз и гибель клетки в патологии; механизмы, проявления и значение апоптоза. Основные причины повреждения клетки в патологии. Ведущие механизмы повреждения клетки. Прямое и опосредованное повреждение. Обратимые и необратимые повреждения клетки.

Некроз: определение, механизм развития, стадии, морфология, исходы. Клинико-морфологическая характеристика, исходы.


Патология обмена веществ. Дистрофии

Определение, сущность, механизмы, значение. Классификация.

Патология белкового обмена. Понятие об азотистом балансе; положительный и отрицательный азотистый баланс. Нарушения поступления белков с пищей, расстройства их переваривания и всасывания.

Патология жирового обмена. Расстройства жирового обмена связанные с нарушением их поступления с пищей, переваривание и всасывание. Ожирение. Формы, этиология и патогенез, проявления. Взаимосвязь ожирения с сахарным диабетом, атеросклерозам, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Атеросклероз. Сущность, этиология, патогенез, стадии, осложнения.

Патология углеводного обмена. Изменения углеводного обмена, связанные с нарушениями их поступления с пищей, переваривание и всасывание. Сахарный диабет: общая характеристика заболевания, формы, причины возникновения и патогенез. Сахарный диабет как фактор риска ишемической болезни сердца и гипертонической болезни. Осложнение диабета. Диабетические комы.

Патология водного обмена. Основные формы расстройств водного обмена. Гипо- и гипергидратация; виды, причины возникновения, механизмы развития, проявления и последствия. Отеки; их патогенетические факторы, виды. Патогенез сердечных, почечных, воспалительных, токсичных, аллергических и голодных отеков. Местные и общие нарушения в организме при отеках.

Патология кислотно-основного обмена. Основные формы нарушений кислотно-основного состояния. Расстройства в организме при различных видах ацидозов и алкалозов.

Нарушение обмена пигментов. Экзогенные и эндогенные пигменты: виды, механизмы образования, свойства, этапы синтеза, морфология. Нарушения обмена меланина, гемосидерина, билирубина. Гемосидероз: общий, местный. Желтухи: виды, причины, механизмы развития и проявления.

Патология обмена кальция. Кальцинозы; виды, причины, механизмы возникновения и морфологические проявления, значение для организма. Мочекаменная болезнь. Желчнокаменная болезнь; этиология, патогенез, основные клинические проявления, исходы.


Расстройства кровообращения

Общая характеристика центрального, местного и микроциркуляторного кровообращения. Основные причины и общие механизмы расстройств кровообращения. Недостаточность кровообращения, ее формы.

Патология местного кровообращения. Основные формы. Артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия; характеристика понятий, виды, причины, механизмы возникновения, проявления. Застойное полнокровие печени и легких.

Инфаркты. Причины, механизмы развития и виды инфаркта. Морфологическая характеристика, исходы и значение для организма.

Тромбоз; причины, механизмы и стадии тромбообразования. Тромб: его виды, морфологическая характеристика, исходы. Тромбофлебит. Последствия тромбоза. Эмболия. Виды эмболов и эмболий. Причины и механизмы образования эмболов. Тромбоэмболия легочной артерии. Последствия эмболии.

Патология микроциркуляции. Расстройства микрогемоциркуляции. Причины и механизмы нарушений микроциркуляции. Стаз; виды, механизмы и последствия. Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови (ДНС-синдром).

Кровопотеря; виды кровотечений. Расстройства обменных процессов, функции органов и систем, микроциркуляции при кровопотере и в постгеморрагический период. Приспособительные процессы при кровопотере. Виды и морфология постгеморрагической анемии.


Патология теплорегуляции. Лихорадка

Общая характеристика системы теплорегуляции. Теплопродукция и теплоотдача, их основные механизмы. Основные формы нарушения теплорегуляции.

Гипертермия: понятие, формы, причины, стадии. Тепловой и солнечный удар: патогенез, клинические и морфологические проявления. Гипотермия: понятие, формы, причины, стадии, механизмы.

Лихорадка: понятие, этиология, патогенез. Инфекционные и неинфекционные лихорадки. Пирогенные вещества, их химическая природа и места образования. Стадии лихорадки. Типы лихорадочных реакций. Значение лихорадки для организма.


Воспаление

Общая характеристика воспаления, ее значение в патологии человека. Общие и местные признаки. Патогенез: альтерация, экссудация, пролиферация. Сосудистые реакции. Медиаторы воспаления: характеристика, свойства. Механизмы и стадии миграции лейкоцитов. Фагоцитоз. Виды и состав экссудатов.

Классификация воспаления, его формы. Острое воспаление: этиология, механизм развития, классификация, морфология, исходы. Продуктивное воспаление. Хроническое воспаление: причины, патогенез, клеточные кооперации, морфология, исходы. Гранулематозное воспаление: этиология, механизм развития, морфология, виды гранулём.

Иммунопатологические процессы. Аллергия

Структурная и функциональная организация иммунной системы; иммунитет, его формы и значение. Аутоиммунные болезни: определение, механизмы, классификация, примеры. Вирусный иммунный дефицит человека (ВИЧ-инфекция).

Аллергия: общая характеристика и значение в патологии. Аллергены и антитела, их виды и особенности. Стадии аллергической реакции. Сенсибилизация; механизмы развития и проявления. Медиаторы аллергии; виды, механизмы образования и высвобождения, значение. Классификация аллергии, ее формы. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Этиология, патогенез, клинические проявления наиболее распространенных форм анафилаксии, атопии и замедленной аллергии. Лекарственная аллергия.


Опухоли

Определение, роль в патологии. Этиология опухолей. Общее представление о канцерогенах. Роль реактивности организма в возникновении и развитии опухоли. Понятие о предопухолевых (предраковых) состояниях. Патогенез опухолей. Основные теории канцерогенеза, его стадии. Классификация опухолей. Значение биопсии в онкологии. Доброкачественные, местнодеструирующие и злокачественные опухоли. Гистогенез опухоли. Основные свойства опухолей. Виды роста. Эпителиальные опухоли. Рак: виды. Мезенхимальные опухоли. Саркомы. Опухоли меланинообразующей ткани. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли системы крови.

^ 4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)

Вид работы

Трудоемкость, часов

3

семестр

4 семестр

Всего

^ Общая трудоемкость

-

+

108

Аудиторная работа:

-

+

51

^ Лекции (Л)

-

+

17

Практические занятия (ПЗ)

-

+

34

^ Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

Самостоятельная работа:

-

+

57

Самостоятельное изучение разделов

-

+

12

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

-

+

45

^ Вид итогового контроля



-

зачёт





Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре




раз-

дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л

ПЗ

ЛР

1

Общая нозология

13

5

8

-

25

2

Типовые (стереотипные) патологические процессы

38

12

26

-

32




Итого:

51

17

34

-

57


Лабораторные работы не предумотрены

^ 4.3 Практические занятия



занятия



раздела

Тема

Кол-во часов

1

1

Предмет патологии. Терминальные состояния. Смерть. Вскрытие.

2

2

1

Болезнь. Общая этиология, патогенез.

2

3

1

Болезнетворные факторы внешней среды. Роль реактивности организма.

2

4

1

Процессы приспособления и компенсации в патологии.

2

5

2

Повреждение (альтерация). Апоптоз. Некроз.

2

6

2

Контрольное занятие №1. Компьютерное тестирование.

2

7

2

Патология обмена веществ. Дистрофии.

2

8

2

Нарушение обмена пигментов и минералов. Патология водного обмена.

2

9

2

Патология кровообращения.

2

10

2

Патология теплорегуляции. Лихорадка.

2

11

2

Контрольное занятие №2. Компьютерное тестирование.

2

12

2

Воспаление.

2

13

2

Иммуннопатология. Аллергия.

2

14

2

Патология тканевого роста. Эпителиальные опухоли.

2

15

2

Мезенхимальные опухоли. Гемобластозы.

2

16

2

Опухоли нервной системы и меланинобразующей ткани.

2

17

2

Контрольное занятие №3. Компьютерное тестирование.

2

18




Зачётное занятие.






^ 4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины



раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Этические и деонтологические нормы в патологии.

1

1

Воздействие барометрического фактора на организм. Баротравма. Высотная болезнь. Горная болезнь.

2

1

Основы теории старения.

1

1

Белково-трофическая недостаточность. Голодание.

2

1

Наследственные расстройства; фенилкетонурия.

1

1

Обмен нуклеиновых кислот.

1

1

Гипервитаминоз Д и рахит.

2

2

Искусственная гибернация; значение, перспективы изучения.

1

2

Тератоидные опухоли.

1



5 Образовательные технологии

^ 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

4

Л

Демонстрация наглядных материалов.

2

ПР

Решение ситуационных задач, тестовых заданий. Выработка компетенций (знаний и умений). Компьютерный контроль знаний.

8

ЛР

Не предусмотрены




Итого:

10



^ 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Оценка знаний студентов (текущий контроль) проводится по итогам письменного тестирования. Тестовые задания включают несколько уровней сложности – начинаются с вопросов, требующих односложного ответа (да/нет), далее – вопросы выбора, далее «расклассифицировать» и последний уровень – тесты на подстановку (с указанием количества правильных ответов). Оценка за тестирование выставляется недифференцированная, по принципу зачтено/не зачтено и зависит от процента правильных ответов, что делает этот метод весьма объективным. Решение ситуационной задачи с комментариями по данному вопросу позволяет осуществлять практическое применение знаний по теме. Обоснование этого решения или поиск причины ошибки с вовлечением всех присутствующих студентов закладывает основы так называемого «клинического мышления» и учит коллегиальному диагностическому поиску.

Промежуточный контроль: 1) компьютерное тестирование. Банк тестовых заданий, в отличие от промежуточного тестирования, не содержит вопросов первого уровня сложности. 2) Коллоквиум. Проводится по билетам. В билете первый вопрос является макропрепаратом, т.е. – демонстрацией практических навыков приобретенных учащимися в процессе изучения раздела/разделов. Второй вопрос теоретический.

Зачет по общей патологии проводится в два этапа. Сначала студенты демонстрируют теоретические знания – по билетам отвечают на вопросы письменно. Затем демонстрируют практические навыки, отвечая макропрепараты.


^ Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

1.Можно ли сопутствующее заболевание считать осложнением основной болезни?

Нет*.

2.Способствует ли воспаление камнеобразованию?

Да*

3.Значение кровотечения определяется:

а) возрастом

б) температурным фактором

в) локализацией*

г) длительностью кровотечения*

д) реактивностью организма

4. Неблагоприятные исходы тромба:

а) гнойное воспаление*

б) петрификация

в) реканализация

г) отрыв с эмболией*

5. Соответствие формы некроза причине его образования:

а) пролежень --- повреждение спинного мозга*

б) инфаркт --- обтурация сосуда*

в) секвестр --- гнойное расплавление*

6. Соответствие термина и его значения:

а) кариопикноз --- сморщивание ядра*

б) кариорексис --- фрагментация ядра*

в) кариолизис --- исчезновение ядра*

7. Назовите виды регенерации (3).

физиологическая, репаративная, патологическая*

8. Перечислите посмертные изменения трупа (5).

охлаждение, высыхание, окоченение, трупные пятна, аутолиз*


Примеры ситуационных задач:

Задача 1. У больного желчнокаменная болезнь, осложненная желтухой и печёночно-почечной недостаточностью.

Вопросы:

  1. Нарушение обмена какого пигмента имеет место?

  2. Каков патогенез желтухи?

  3. Какие ещё виды желтух вы знаете?

  1. Какие по составу желчные камни?

Ответы:

  1. Билирубин.

  2. Механическая желтуха вследствие обтурации камнем общего желчного протока.

  3. Гемолитическая, паренхиматозная.

  4. Холестериновые, пигментные, известковые, сложные.

Задача 2. У больного 72 лет отсутствует пульсация на arteria dorsalis pedis, кожа стопы и пальцев морщинистая, чёрного цвета, граница с неизменёнными тканями чёткая.


Вопросы:

  1. Какой процесс в конечности?

  2. Его морфология и возможные причины?

Ответы:

  1. Сухая гангрена.

  2. Гангрена является одной из клинико-морфологических форм некроза. Возникает в тканях, непосредственно или через анатомические каналы, сообщающиеся с внешней средой. Сухая гангрена возникает при тромбозе артерий на фоне атеросклероза и гипертонической болезни, тромбоэмболии из левых отделов сердца или из аорты, облитерирующем эндартериите.


^ Перечень вопросов и макропрепаратов к зачёту:

1. Патология: содержание, задачи, разделы, объекты исследования. Аутопсия.

2. Понятия «здоровье» и «болезнь». Стадии, исходы болезни. Ремиссии, рецидивы, осложнения.

3. Учение о болезни. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

4.Этиология: определение понятия, повреждающие факторы. Факторы риска возникновения болезни.

5. Патогенез: определение понятия, структура, Причинно-следственные связи, «порочные круги». Принципы патогенетической терапии.

6. Реактивность: характеристика понятия, виды и определяющие факторы. Резистентность.

7. Дистрофии: сущность, причины, морфогенетические механизмы, классификация.

8. Паренхиматозные липидозы: примеры, механизмы, морфология, значение.

9. Нарушения обмена билирубина: свойства и этапы синтеза, причины, классификация, значение.

10. Нарушение водного обмена и кислотно-основного равновесия.

11. Патологоанатомическая служба. Объекты и методы исследования.

12. Терминальное состояние. Виды, признаки смерти. Посмертные изменения. Основы реанимации; постреанимационная болезнь.

13. Некроз: определение, стадии, морфология, классификация, исходы.

14. Клинико-морфологические формы некроза: характеристика, примеры, значение, исходы

15.Артериальное полнокровие и малокровие: виды, причины, морфология, значение.

16.Эмболия: определение, классификация, причины, характеристика, примеры. Тромбоэмболия лёгочной артерии: источники, формы, исходы.

17. Тромбоз: определение, причины и условия, механизм образования, виды и исходы.

18. Кровотечение: определение, виды, примеры, кровоизлияния, причины, исходы.

19. Регенерация: определение, виды, формы, морфология. Регенерация нервной системы.

20. Регенерация костной и соединительной тканей. Заживление ран: виды, условия, морфология.

21. Атрофия: определение, виды, примеры

22. Гипертрофия: понятие, виды приспособительной и компенсаторной гипертрофии, причины, стадии, примеры, морфология, значение.

23. Метаплазия: определение, причины, примеры, значение.

24. Воспаление: определение, этиология, классификация, фазы, значение, исходы.

25. Серозное и фибринозное воспаление: причины, характеристика экссудата, примеры, осложнения, исходы.

26. Гнойное и катаральное воспаление: причины, характеристика экссудата, формы, морфология, осложнения, исходы

27. Патология терморегуляции. Тепловой и солнечный удар.

28. Лихорадка: причины, стадии, виды. Типы температурных кривых, значение.

29. Гипоксия: определение, типы гипоксий и их характеристика.

30. Опухоли: определение, предрасполагающие факторы, предопухолевые процессы, морфология, типы роста, свойства, классификация.

31. Эпителиальные опухоли: виды, локализация, примеры, морфология.

32. Лейкозы: сущность, классификация, клинико-морфологическая характеристика основных видов, причины смерти.

Список макропрепаратов к зачёту

  1. Жировой гепатоз

  2. Атеросклероз

  3. Артериолонефросклероз

  4. Бурое уплотнение лёгких

  5. Силикоз

  6. Желчнокаменная болезнь

  7. Мочекаменная болезнь

  8. Гипертрофия сердца

  9. Псевдоэрозия шейки матки

10) Гиперплазия предстательной железы

11) Гангрена нижних конечностей

12) Инфаркт миокарда

13) Мускатная печень

14) Кровоизлияние в мозг

15) Абсцесс печени

16) Абсцесс мозга

17) Папиллома гортани/мочевого пузыря

18) Рак и фиброаденома молочной железы

19) Рак пищевода

20) Саркома кишечника

21) Меланома



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

^ 7.1 Основная литература

- Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, Н.К. Хитров. Общая патология. 2-е изд., переработ. и дополн. - М.: «Медицина», 1997.

- Патологическая анатомия. Под ред. А.И. Струкова, В.В. Серова. Учебник. Переиздание. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2010.

^ 7.2 Дополнительная литература

  1. Патология. Под ред. акад. РАН и РАМН М.А.Пальцева, акад. РАЕН В.С.Паукова. Учебник в 2-х томах. – М.: «ГЭОТАР-медиа». – 2010.

  2. Патология человека. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Литвицкий П.Ф. Учебник. В 2-х томах. М.: ОАО «Издательство «Медицина»». – 2009.

  3. Патологическая физиология. Учебник для студентов мед. вузов. Под ред. А.А. Адо и В.В. Новицкого. - Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1994.

^ 7.3 Периодические издания

«Архив патологии»

7.4 Интернет-ресурсы


http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?db=Pubmed

http://www.patolog.ru

http://www.sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor

http://www.altavista.com

http://www.bibliomed.ru

^ 7.5 Методические указания к практическим занятиям

Руководство к практическим занятиям по патологии. Под ред. М.А.Пальцева. - М.: ОАО «Издательство «Медицина»». – 2006.
^

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекционная аудитория; учебные аудитории для проведения практических занятий; патогистологическая лаборатория, секционная (в патологоанатомическом подразделении медицинской организации – бюро, которое является базой кафедры (курса) патологической анатомии, помещения для макроскопического архива (музей макропрепаратов, систематизированный по разделам и темам, насчитывающий более 650 экземпляров), архив гистологических препаратов (более 770 экземпляров) и других учебных пособий (плакаты, схемы, таблицы – более 300 экземпляров, занесённых в картотеку).





^ ЛИСТ

согласования рабочей программы


Направление подготовки:

Специальность: Сестринское дело 060 500.62

Дисциплина: Общая патология


Форма обучения: Очная

Учебный год 2012-2013


РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры нормальной и патологической анатомии


протокол N от « » 2012 г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой нормальной и патологической анатомии ________ Каранашева В.А. « » 2012 г

Исполнитель: ассистент кафедры нормальной и патологической анатомии ________ Пшукова Е. М. « » 2012 г



СОГЛАСОВАНО:


Заведующий кафедрой общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения ________ Инарокова А.М. . . 2012




Председатель методической комиссии по специальности

______________________________________________ Захохов Р.М.

шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

______________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата



Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.


Начальник УМУ ________________________ Хуранов А.Б.

личная подпись расшифровка подписи дата


В2 Форма листа согласования рабочей программы дисциплины

^ ООП ВПО подготовки бакалавра и специалиста




ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: ______________________________________________


код и наименование

Наименование магистерской программы: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дисциплина: __________________________________________________________________


Форма обучения: очная

Учебный год 2012-2013


РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры ____________________________________________________

наименование кафедры

протокол N ________от "___" __________ 20__г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_____________________________________________________________________________

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

_____________________________________________________________________________

должность подпись расшифровка подписи дата

_____________________________________________________________________________

должность подпись расшифровка подписи дата


СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой1 _________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой _________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии, научный руководитель по направлению подготовки __________________________________________________________________

код наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Научный руководитель магистерской программы __________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

_____________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.


Начальник УМУ_______________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

1 Согласование осуществляется со всеми кафедрами, за которыми приказом закреплены дисциплины, изучение которых опирается на данную дисциплину


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины «общая хирургия» Специальность подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины общая хирургия для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности: “

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности: «Стоматология»

Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология (наименование учебной дисциплины)
Ученым советом гбоу впо волггму минздравсоцразвития России 2011 г., Протокол №
Рабочая программа учебной дисциплины «общая патология» icon Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) анатомия, физиология и патология
Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы