|
Скачать 307.76 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Кафедра нормальной и патологической анатомии
^ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ»Специальность 060500. 62 «Сестринское дело»Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Нальчик 2012 Рецензент Доктор биологических наук, профессор зав. курсом морфологии и физиологии КБГСХА им. В. М. Кокова Пилов А.Х. Рабочая программа дисциплины «Общая патология» /сост. Е.М. Пшукова – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2012. - 20 с. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Медицинское образование в 4 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500.62 Сестринское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» января 2011 г. № 57. Составитель ____________________ Е.М.Пшукова30.05.2012 г. (подпись)
Содержание
^ Патология – научно-прикладная дисциплина, целью которой является изучение фундаментальных основ патологических процессов и болезней человека на основе обобщения научных достижений медицины, биологии, физики, химии, генетики, иммунологии. Общая патология должна раскрыть общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов и болезней человека на основе интеграции наиболее существенных достижений патобиохимии, патофизиологии, патоморфологии, других медико-биологических наук и клинических дисциплин, и сформировать базу современной теории патологии, обеспечить понимание новых направлений в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации больных. ^ - патологии клетки и общепатологических процессов; - этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов, отдаленных последствий, профилактики, лечения, реабилитации больных; - морфофункциональных изменений, отражающих процессы приспособления и компенсации организма, развивающихся в ответ на воздействие факторов внешней среды; - изменений болезней, возникающих в связи с меняющимися условиями жизни человечества и лечения (патоморфоз);- болезней и патологических процессов, развивающихся в результате медицинских мероприятий (патология терапии, ятрогении);^ Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – математический и естественнонаучный цикл. Базисными дисциплинами для общей патологии являются химия и физика,биология, биологическая химия, анатомия и физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией. Изучение этих дисциплин должно предшествовать общей патологии и только на основе их усвоения возможно эффективное познание и использование общей патологии. Высокий уровень знаний по общей патологии, в свою очередь, необходим для успешного усвоения последующих клинических курсов, гигиены, доврачебной помощи. ^ 1). Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации их. Понятие общей нозологии. Структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов. 2). Основные методы патологоанатомического исследования. 3). Причины, механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, функций органов и систем. 4). Этиологию, патогенез, морфологию органов, проявления, осложнения важнейших заболеваний человека. 5). Принципы профилактики, этиотропного и патогенетического лечения болезней и реабилитации больных. 6).Основы действующего законодательства о здравоохранении и патологоанатомической службе, порядок проведения патологоанатомического вскрытия трупа. 7). Понятие о диагнозе, принципы построения клинического и патологоанатомического диагноза и клинико-анатомического сопоставления. 8).Значение, порядок забора, методы исследования биопсийного материала. 9). Принципы организации комиссии по изучению летальных исходов, работы клинико-анатомических конференций. Уметь: 1). Правильно интерпретировать клинические проявления, и какие морфологические изменения им соответствуют. 2). Описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов. На основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях. 3). Визуально оценить и уметь запротоколировать изменения в органах и тканях трупа. Правильно и последовательно сформулировать патологоанатомический диагноз, провести клинико-анатомическое сопоставление диагнозов, дать заключение о причине смерти. 4). Использовать знания по курсу патологии при изучении клинических дисциплин. 5). Заполнить медицинское свидетельство о смерти, медицинское свидетельство о перинатальной смерти. 6). Проводить забор, маркировку и оформить бланк направления биопсийного материала на гистологическое исследование. ^ - применения знаний об этиологии, патогенезе, типовых патологических процессах, морфологии, учения о диагнозе к анализу конкретных болезней; - сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития, клинико-анатомического анализа; 4 Содержание и структура дисциплины (модуля) ^
^ ВВЕДЕНИЕ Патология. Содержание, задачи, объекты, методы и уровни исследований. Исторические данные. История предмета в КБГУ. Связь патологий с фундаментальными и клиническими дисциплинами. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения. Аутопсия. Биопсия. Значение изучения прижизненных субстратов от больных, трупного и экспериментального материала. Гистологическое исследование. Гистохимия. Цитология. Имунногистохимия. Смерть: умирание как стадийный процесс. Терминальные состояния – преагональное состояние, агония, клиническая смерть. Биологическая смерть. Признаки смерти, посмертные изменения. Понятие о внезапной смерти, главные ее причины. Основы реанимации; постреанимационная болезнь. Социально-деонтологические аспекты реанимации. Учение о болезни Понятия здоровье и болезнь. Основные компоненты болезни – патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Общепатологический (типовой) патологический процесс, признаки, значение в формировании болезни. Понятие о симптомах и синдромах болезни. Стадии, исходы болезни. Нозологическая единица. Выздоровление: полное и неполное. Хронизация патологических процессов и болезней человека; причины и механизмы. Реабилитация больных. Общая этиология Этиология; характеристика понятия. Болезнетворные причины и болезнетворные условия, их связь в процессе возникновения болезней. Роль внешних и внутренних факторов в развитии болезни. Факторы риска возникновения болезни. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезней. Характеристика понятия патогенез. Основные закономерности патогенеза болезни; причинно-следственные связи, «порочные круги». Связь структуры и функции в патогенезе. Уровни повреждения. Первичное повреждение. Его локализация и генерализация: местные и общие реакции на повреждение, их связь. Принципы патогенетической терапии; заместительная терапия, симптоматическая терапия. Принципы интенсивной терапии. Болезнетворные факторы среды и роль реактивности организма Физические факторы. Механическое воздействие на организм; травматический шок, синдром длительного раздавливания. Термическое воздействие на организм; ожог, ожоговый шок, ожоговая болезнь. Общая характеристика проявлений. Отморожение. Воздействие лучевой энергии на организм. Механизмы повреждающего действия ионизирующего излучения. Лучевая болезнь, ее последствия. Воздействие электроэнергии на организм. Механизмы местного и общего повреждения. Причины смерти от электротравмы. Понятие о лекарственной болезни, лекарственной зависимости, резистентности к лекарственным препаратам. Реактивность; характеристика понятия, связь с другими проявлениями жизни (реакция, резистентность, чувствительность). Значение реактивности в возникновении, течении и исходе болезни. Виды и определяющие факторы. Механизмы реактивности: видовые, групповые и индивидуальные. Патологическая реактивность; наиболее важные формы и значение в возникновении, развитии и завершении болезни. Компенсаторно-приспособительные процессы в патологии Общая характеристика приспособительных (адаптивных) процессов. Виды приспособительных реакций: защитные, восстановительные и компенсаторные изменения. Особенности адаптаций организма в условиях патологии. Классификация приспособительных процессов. Гиперплазия и гипертрофия: определение, причины, механизмы, виды, клинико-морфологическая характеристика. Атрофия: определение, причины, механизмы, классификация, клинико-морфологическая характеристика. Метаплазия: определение, виды, примеры, значение для организма. Регенерация: определение, сущность, значение, формы, виды, исходы. Регенерация соединительной ткани. Грануляционная ткань. Заживление ран. Морфогенез рубца. Регенерация нервной системы, костной ткани. ^ Повреждение (альтерация); патология клетки Характеристика понятия повреждение (альтерация) как основы патологии. Апоптоз и гибель клетки в патологии; механизмы, проявления и значение апоптоза. Основные причины повреждения клетки в патологии. Ведущие механизмы повреждения клетки. Прямое и опосредованное повреждение. Обратимые и необратимые повреждения клетки. Некроз: определение, механизм развития, стадии, морфология, исходы. Клинико-морфологическая характеристика, исходы. Патология обмена веществ. Дистрофии Определение, сущность, механизмы, значение. Классификация. Патология белкового обмена. Понятие об азотистом балансе; положительный и отрицательный азотистый баланс. Нарушения поступления белков с пищей, расстройства их переваривания и всасывания. Патология жирового обмена. Расстройства жирового обмена связанные с нарушением их поступления с пищей, переваривание и всасывание. Ожирение. Формы, этиология и патогенез, проявления. Взаимосвязь ожирения с сахарным диабетом, атеросклерозам, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Атеросклероз. Сущность, этиология, патогенез, стадии, осложнения. Патология углеводного обмена. Изменения углеводного обмена, связанные с нарушениями их поступления с пищей, переваривание и всасывание. Сахарный диабет: общая характеристика заболевания, формы, причины возникновения и патогенез. Сахарный диабет как фактор риска ишемической болезни сердца и гипертонической болезни. Осложнение диабета. Диабетические комы. Патология водного обмена. Основные формы расстройств водного обмена. Гипо- и гипергидратация; виды, причины возникновения, механизмы развития, проявления и последствия. Отеки; их патогенетические факторы, виды. Патогенез сердечных, почечных, воспалительных, токсичных, аллергических и голодных отеков. Местные и общие нарушения в организме при отеках. Патология кислотно-основного обмена. Основные формы нарушений кислотно-основного состояния. Расстройства в организме при различных видах ацидозов и алкалозов. Нарушение обмена пигментов. Экзогенные и эндогенные пигменты: виды, механизмы образования, свойства, этапы синтеза, морфология. Нарушения обмена меланина, гемосидерина, билирубина. Гемосидероз: общий, местный. Желтухи: виды, причины, механизмы развития и проявления. Патология обмена кальция. Кальцинозы; виды, причины, механизмы возникновения и морфологические проявления, значение для организма. Мочекаменная болезнь. Желчнокаменная болезнь; этиология, патогенез, основные клинические проявления, исходы. Расстройства кровообращения Общая характеристика центрального, местного и микроциркуляторного кровообращения. Основные причины и общие механизмы расстройств кровообращения. Недостаточность кровообращения, ее формы. Патология местного кровообращения. Основные формы. Артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия; характеристика понятий, виды, причины, механизмы возникновения, проявления. Застойное полнокровие печени и легких. Инфаркты. Причины, механизмы развития и виды инфаркта. Морфологическая характеристика, исходы и значение для организма. Тромбоз; причины, механизмы и стадии тромбообразования. Тромб: его виды, морфологическая характеристика, исходы. Тромбофлебит. Последствия тромбоза. Эмболия. Виды эмболов и эмболий. Причины и механизмы образования эмболов. Тромбоэмболия легочной артерии. Последствия эмболии. Патология микроциркуляции. Расстройства микрогемоциркуляции. Причины и механизмы нарушений микроциркуляции. Стаз; виды, механизмы и последствия. Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови (ДНС-синдром). Кровопотеря; виды кровотечений. Расстройства обменных процессов, функции органов и систем, микроциркуляции при кровопотере и в постгеморрагический период. Приспособительные процессы при кровопотере. Виды и морфология постгеморрагической анемии. Патология теплорегуляции. Лихорадка Общая характеристика системы теплорегуляции. Теплопродукция и теплоотдача, их основные механизмы. Основные формы нарушения теплорегуляции. Гипертермия: понятие, формы, причины, стадии. Тепловой и солнечный удар: патогенез, клинические и морфологические проявления. Гипотермия: понятие, формы, причины, стадии, механизмы. Лихорадка: понятие, этиология, патогенез. Инфекционные и неинфекционные лихорадки. Пирогенные вещества, их химическая природа и места образования. Стадии лихорадки. Типы лихорадочных реакций. Значение лихорадки для организма. Воспаление Общая характеристика воспаления, ее значение в патологии человека. Общие и местные признаки. Патогенез: альтерация, экссудация, пролиферация. Сосудистые реакции. Медиаторы воспаления: характеристика, свойства. Механизмы и стадии миграции лейкоцитов. Фагоцитоз. Виды и состав экссудатов. Классификация воспаления, его формы. Острое воспаление: этиология, механизм развития, классификация, морфология, исходы. Продуктивное воспаление. Хроническое воспаление: причины, патогенез, клеточные кооперации, морфология, исходы. Гранулематозное воспаление: этиология, механизм развития, морфология, виды гранулём. Иммунопатологические процессы. Аллергия Структурная и функциональная организация иммунной системы; иммунитет, его формы и значение. Аутоиммунные болезни: определение, механизмы, классификация, примеры. Вирусный иммунный дефицит человека (ВИЧ-инфекция). Аллергия: общая характеристика и значение в патологии. Аллергены и антитела, их виды и особенности. Стадии аллергической реакции. Сенсибилизация; механизмы развития и проявления. Медиаторы аллергии; виды, механизмы образования и высвобождения, значение. Классификация аллергии, ее формы. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Этиология, патогенез, клинические проявления наиболее распространенных форм анафилаксии, атопии и замедленной аллергии. Лекарственная аллергия. Опухоли Определение, роль в патологии. Этиология опухолей. Общее представление о канцерогенах. Роль реактивности организма в возникновении и развитии опухоли. Понятие о предопухолевых (предраковых) состояниях. Патогенез опухолей. Основные теории канцерогенеза, его стадии. Классификация опухолей. Значение биопсии в онкологии. Доброкачественные, местнодеструирующие и злокачественные опухоли. Гистогенез опухоли. Основные свойства опухолей. Виды роста. Эпителиальные опухоли. Рак: виды. Мезенхимальные опухоли. Саркомы. Опухоли меланинообразующей ткани. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли системы крови. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре
Лабораторные работы не предумотрены ^
^
5 Образовательные технологии ^
^ Оценка знаний студентов (текущий контроль) проводится по итогам письменного тестирования. Тестовые задания включают несколько уровней сложности – начинаются с вопросов, требующих односложного ответа (да/нет), далее – вопросы выбора, далее «расклассифицировать» и последний уровень – тесты на подстановку (с указанием количества правильных ответов). Оценка за тестирование выставляется недифференцированная, по принципу зачтено/не зачтено и зависит от процента правильных ответов, что делает этот метод весьма объективным. Решение ситуационной задачи с комментариями по данному вопросу позволяет осуществлять практическое применение знаний по теме. Обоснование этого решения или поиск причины ошибки с вовлечением всех присутствующих студентов закладывает основы так называемого «клинического мышления» и учит коллегиальному диагностическому поиску. Промежуточный контроль: 1) компьютерное тестирование. Банк тестовых заданий, в отличие от промежуточного тестирования, не содержит вопросов первого уровня сложности. 2) Коллоквиум. Проводится по билетам. В билете первый вопрос является макропрепаратом, т.е. – демонстрацией практических навыков приобретенных учащимися в процессе изучения раздела/разделов. Второй вопрос теоретический. Зачет по общей патологии проводится в два этапа. Сначала студенты демонстрируют теоретические знания – по билетам отвечают на вопросы письменно. Затем демонстрируют практические навыки, отвечая макропрепараты. ^ 1.Можно ли сопутствующее заболевание считать осложнением основной болезни? Нет*. 2.Способствует ли воспаление камнеобразованию? Да* 3.Значение кровотечения определяется: а) возрастом б) температурным фактором в) локализацией* г) длительностью кровотечения* д) реактивностью организма 4. Неблагоприятные исходы тромба: а) гнойное воспаление* б) петрификация в) реканализация г) отрыв с эмболией* 5. Соответствие формы некроза причине его образования: а) пролежень --- повреждение спинного мозга* б) инфаркт --- обтурация сосуда* в) секвестр --- гнойное расплавление* 6. Соответствие термина и его значения: а) кариопикноз --- сморщивание ядра* б) кариорексис --- фрагментация ядра* в) кариолизис --- исчезновение ядра* 7. Назовите виды регенерации (3). физиологическая, репаративная, патологическая* 8. Перечислите посмертные изменения трупа (5). охлаждение, высыхание, окоченение, трупные пятна, аутолиз* Примеры ситуационных задач: Задача 1. У больного желчнокаменная болезнь, осложненная желтухой и печёночно-почечной недостаточностью. Вопросы:
Ответы:
Задача 2. У больного 72 лет отсутствует пульсация на arteria dorsalis pedis, кожа стопы и пальцев морщинистая, чёрного цвета, граница с неизменёнными тканями чёткая. Вопросы:
Ответы:
^ 1. Патология: содержание, задачи, разделы, объекты исследования. Аутопсия. 2. Понятия «здоровье» и «болезнь». Стадии, исходы болезни. Ремиссии, рецидивы, осложнения. 3. Учение о болезни. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. 4.Этиология: определение понятия, повреждающие факторы. Факторы риска возникновения болезни. 5. Патогенез: определение понятия, структура, Причинно-следственные связи, «порочные круги». Принципы патогенетической терапии. 6. Реактивность: характеристика понятия, виды и определяющие факторы. Резистентность. 7. Дистрофии: сущность, причины, морфогенетические механизмы, классификация. 8. Паренхиматозные липидозы: примеры, механизмы, морфология, значение. 9. Нарушения обмена билирубина: свойства и этапы синтеза, причины, классификация, значение. 10. Нарушение водного обмена и кислотно-основного равновесия. 11. Патологоанатомическая служба. Объекты и методы исследования. 12. Терминальное состояние. Виды, признаки смерти. Посмертные изменения. Основы реанимации; постреанимационная болезнь. 13. Некроз: определение, стадии, морфология, классификация, исходы. 14. Клинико-морфологические формы некроза: характеристика, примеры, значение, исходы 15.Артериальное полнокровие и малокровие: виды, причины, морфология, значение. 16.Эмболия: определение, классификация, причины, характеристика, примеры. Тромбоэмболия лёгочной артерии: источники, формы, исходы. 17. Тромбоз: определение, причины и условия, механизм образования, виды и исходы. 18. Кровотечение: определение, виды, примеры, кровоизлияния, причины, исходы. 19. Регенерация: определение, виды, формы, морфология. Регенерация нервной системы. 20. Регенерация костной и соединительной тканей. Заживление ран: виды, условия, морфология. 21. Атрофия: определение, виды, примеры 22. Гипертрофия: понятие, виды приспособительной и компенсаторной гипертрофии, причины, стадии, примеры, морфология, значение. 23. Метаплазия: определение, причины, примеры, значение. 24. Воспаление: определение, этиология, классификация, фазы, значение, исходы. 25. Серозное и фибринозное воспаление: причины, характеристика экссудата, примеры, осложнения, исходы. 26. Гнойное и катаральное воспаление: причины, характеристика экссудата, формы, морфология, осложнения, исходы 27. Патология терморегуляции. Тепловой и солнечный удар. 28. Лихорадка: причины, стадии, виды. Типы температурных кривых, значение. 29. Гипоксия: определение, типы гипоксий и их характеристика. 30. Опухоли: определение, предрасполагающие факторы, предопухолевые процессы, морфология, типы роста, свойства, классификация. 31. Эпителиальные опухоли: виды, локализация, примеры, морфология. 32. Лейкозы: сущность, классификация, клинико-морфологическая характеристика основных видов, причины смерти. Список макропрепаратов к зачёту
10) Гиперплазия предстательной железы 11) Гангрена нижних конечностей 12) Инфаркт миокарда 13) Мускатная печень 14) Кровоизлияние в мозг 15) Абсцесс печени 16) Абсцесс мозга 17) Папиллома гортани/мочевого пузыря 18) Рак и фиброаденома молочной железы 19) Рак пищевода 20) Саркома кишечника 21) Меланома
^ - Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, Н.К. Хитров. Общая патология. 2-е изд., переработ. и дополн. - М.: «Медицина», 1997. - Патологическая анатомия. Под ред. А.И. Струкова, В.В. Серова. Учебник. Переиздание. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2010. ^
^ http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?db=Pubmed http://www.patolog.ru http://www.sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor http://www.altavista.com http://www.bibliomed.ru ^ Руководство к практическим занятиям по патологии. Под ред. М.А.Пальцева. - М.: ОАО «Издательство «Медицина»». – 2006. ^ Лекционная аудитория; учебные аудитории для проведения практических занятий; патогистологическая лаборатория, секционная (в патологоанатомическом подразделении медицинской организации – бюро, которое является базой кафедры (курса) патологической анатомии, помещения для макроскопического архива (музей макропрепаратов, систематизированный по разделам и темам, насчитывающий более 650 экземпляров), архив гистологических препаратов (более 770 экземпляров) и других учебных пособий (плакаты, схемы, таблицы – более 300 экземпляров, занесённых в картотеку). ![]() ^ Направление подготовки: Специальность: Сестринское дело 060 500.62 Дисциплина: Общая патология Форма обучения: Очная Учебный год 2012-2013 РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры нормальной и патологической анатомии протокол N от « » 2012 г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой нормальной и патологической анатомии ________ Каранашева В.А. « » 2012 г Исполнитель: ассистент кафедры нормальной и патологической анатомии ________ Пшукова Е. М. « » 2012 г
Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УМУ ________________________ Хуранов А.Б. личная подпись расшифровка подписи дата В2 Форма листа согласования рабочей программы дисциплины ^ ![]() ЛИСТ согласования рабочей программы Направление подготовки: ______________________________________________ код и наименование Наименование магистерской программы: __________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дисциплина: __________________________________________________________________ Форма обучения: очная Учебный год 2012-2013 РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры ____________________________________________________ наименование кафедры протокол N ________от "___" __________ 20__г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой _____________________________________________________________________________ наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата Исполнители: _____________________________________________________________________________ должность подпись расшифровка подписи дата _____________________________________________________________________________ должность подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УМУ_______________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата 1 Согласование осуществляется со всеми кафедрами, за которыми приказом закреплены дисциплины, изучение которых опирается на данную дисциплину |